FantLab ru

Роберт М. Вегнер «Небо цвета стали»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.45
Голосов:
665
Моя оценка:
-

подробнее

Небо цвета стали

Niebo ze stali

Роман, год; цикл «Сказания Меекханского пограничья»

Аннотация:

Сыны Войны готовятся к битве за наследство, а значит, котел под названием Великие степи вскоре закипит. Тем временем темные силы повисли над горами, а вольный степной народ верданно спустя тридцать лет, решили вернуться на родину, и проделать длинный путь, почти в пятьдесят миль, даже если придется бросить вызов безжалостным кочевникам. Чудовищные расправы охватили зловещей сетью горную местность — кто-то три месяца загадочно и жутко убивает здесь людей. Погибло или исчезло больше чем две сотни человек. В горах исчезали патрули Стражи, но никаких тел не находили.

Генерал Кавер Монель, командир Восточного Соединения Горной Стражи, и глава местной Крысиной Норы, Эккенхард, обоснованно опасаются, что путешествие верданно может превратиться в кровавую бойню в тесных долинах, на узких мостах или на крутых перевалах.

Лейтенант Кеннет-лив-Даравит, шестая рота Шестого полка из Белендена пополнив свою роту получает приказ – сопроводить обозы Фургонщиков по маршруту, через горную местность до Лиферанской возвышенности. А Кайлеан-анн-Алеван и Дагена Оанитер из племени Геарисов под чужими именами отправятся в замок Клендоан, вокруг которого неумолимо сужается спираль убийств, и попытаются исподволь выяснить, кто или что ответственны за происходящее. Главное, самим не стать очередными жертвами или казненными лазутчиками…

Входит в:

— цикл «Сказания Меекханского пограничья»

— условный цикл «Nagroda im. Janusza A. Zajdla»  >  антологию «Nagroda im. Janusza A. Zajdla 2013», 2013 г.  >  Powieści (fragmenty)


Награды и премии:


лауреат
Премия им. Януша А. Зайделя / Nagroda im. Janusza A. Zajdla, 2012 // Роман

лауреат
Премия SFinks / Nagroda SFinks, 2013 // Польский роман года

лауреат
Премия им. Ежи Жулавского / Nagroda Literacka im. Jerzego Żuławskiego, 2013 // Серебро

Номинации на премии:


номинант
«Итоги года» от журнала «Мир Фантастики», Итоги 2017 // Книги — Фэнтези года

Похожие произведения:

 

 


Небо цвета стали
2017 г.
Небо цвета стали
2018 г.

Аудиокниги:

Небо цвета стали
2017 г.

Издания на иностранных языках:

Niebo ze stali
2012 г.
(польский)
Nagroda im. Janusza A. Zajdla 2013
2013 г.
(польский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  22  ]  +

Ссылка на сообщение , 19 апреля 2017 г.

Понедельник. «Честь горца».

Вторник. «Все мы меекханцы».

Среда. Все оставшиеся повести «Севера».

Четверг. Весь «Юг» залпом.

Пятница. Лихорадочные поиски продолжения, как итог – успешно найденный и прочитанный «Восток».

Суббота. «Запад» с неугасающим интересом. После него вся ночь была потрачена на «Небо цвета стали».

Воскресенье. Придя в сознание, обнаружил себя гуглящим самоучители польского языка и загадочное «Pamięć wszystkich słów» в открытом доступе. Пришлось напрячь всю силу воли, чтобы выключить ноутбук и хотя бы дойти до магазина. Ночью снилось странное.

У нас было 760 страниц, почти 75 горных стражников, 3 трагико-героических персонажа, один чаардан Ласкольника и гора приключений, схваток и всего такого, всех сортов и расцветок, а ещё ворох новых терминов, старые боги, интересные типы магии, разнообразные народности и целый громадный фэнтезийный мир. Не то, чтобы это всё было нужно для увлекательного чтения, но раз начал погружаться в Меекхан, то иди в своём увлечении до конца. Единственное, что меня беспокоило — это клиффхангер. В мире нет ничего более беспомощного, безответственного и безнравственного, чем произведение с клиффхангером. И я знал, что довольно скоро мы столкнемся и с этим.

Собственно, что мы имеем непосредственно в «Небе цвета стали»? Если вы читали повесть «Вот наша заслуга», а вы, скорее всего, ее читали, т.к. браться за третью часть цикла, проигнорировав первые две – это форменное извращение. Так вот, если вы читали четвертую повесть восточной части, то в курсе основного сюжетного зачина. Поэтому останавливаться на этом моменте подробно не буду, скажу лишь, что все 760 страниц романа по сути дела описывают переход Фургонщиков в сопровождении Горной Стражи в родные края. Все основные события мы видим глазами трех персонажей, среди которых старые знакомые лейтенант Кеннет и всадница чаардана Кайлаен, а также новенькая Кай’ла, девятилетняя фургонщица. Персонажи все приятные, им сопереживаешь, за их действиями следишь с громадным интересом.

Битв в романе не просто много, по сути, перед нами предстает одна большая битва эпических размахов. Из-за этого создается впечатление, что книга бедновата на события и однообразна, и легко ужимается до объемов повести. Может это и так, да вот мне бы не хотелось видеть это произведение как-то иначе, все же не каждый день имеешь возможность лицезреть столь эпические полотна.

В общем, книга, как и сам цикл, очень хороша и я ее рекомендую всем поклонникам темной героики, постоянно балансирующей на стыке разных жанров, от эпика до детектива, от комедии до драмы.

P.S. Если оценивать объективно, то роман затянут, предсказуем и местами мутноват. Поэтому поставил ему семерку. Тем не менее, весь цикл я проглотил почти в один присест, с огромным удовольствием и жажду продолжения банкета. Поэтому написал достаточно восторженный отзыв.

Оценка: 7
–  [  17  ]  +

Ссылка на сообщение , 4 июля 2017 г.

Север и Восток встретились, и теперь им предстоит работать над одними и теми же проблемами, хотя общее направление и цели работы двух групп пока видно только закулисным кукловодам. С Севером — отрядом «шестерок»- нам предсказуемо придется отправиться с фургонщиками отвоевывать их давно потерянные Лиферанской возвышенности, а с Востоком — бывшими членами чаардана Ласкольника- разгадывать мистические загадки параллельных измерений и высших сфер. И вполне предсказуемо обе сюжетные линии начнут то причудливо переплетаться , то сходиться в единый мощный поток.

Как мы помним, действие одной предыдущих книг завершилось встречей Севера и Востока- так сказать, Меча и Магии. И этот роман предсказуемо продолжил эти две вечные темы.

Видимо во все времена и в любых реальностях, чем лучше ты себя проявляешь, чем более высокая у тебя профессиональная репутация, тем больше на тебя наваливают работы. Вот и шестую роту Шестого полка из Белендена во главе с Кеннетом-лив-Даравитом за очередные выдающиеся профессиональные результаты награждают очередным заданием с непредсказуемым результатом. Им предстоит провести народ Фургонщиков через горы на их вожделенную старую родину- Лиферанскую возвышенность.

Т.е нам предлагается проехать все 50 миль через горные перевалы, разыскивая дорогу между ущельями, горными перевалами, осыпями и обрывами. Вполне достаточно, чтобы изучить детали быта, традиции, мифы и... заблуждения, которые сильно портят жизнь этим, в общем-то, честным и смелым людям. При этом вся часть путешествия менее событийна и более описательна, чем обычно, включая и историю юной фургонщицы, приютившей неведомое и таинственное существо.

Действие начинает набирать обороты с прибытием на Лиферанскую возвышенность, ничем не примечательная девочка неожиданно становится едва ли на главной героиней- узловой точкой, которая определяет завязку, ход и неожиданный финал эпической и трагической истории. И в этой узловой точке не менее неожиданно концентрируются старые обиды, предательства, предубеждения, жестокость. Концентрация достигает такого градуса, что жизнь маленькой девочки начинает влиять на тщательно продуманные замыслы Кукловодов- людей и более могущественных существ.

В этой части романа, с моей точки зрения, оказалось чересчур много различных описаний и пафоса. Боевые сцены показались неоправданно затянутыми и детализированными, а фрагментарное восприятие происходящего через помраченное сознание страдающей девушки было впечатляющим первые две страницы, ровно до момента исчезновения новизны. Далее появилось раздражение: давайте оставим сантименты и эпический пафос для легенд и сказок и перейдем непосредственно к происходящему на поле брани и другим героям. После медленной завязки и плавного развития этой сюжетной линии осталось ощущение скомконности и недосказанности финала.

Примерно тоже произошло с сюжетной линией Кайлеаны-анн-Алеван и Дагены Оанитер. Мы долго готовимся к началу опасной миссии, в ходе которой девушкам предстоит узнать, что кроется за чередой непонятных смертей и исчезновений и как в этом замещены местные дворяне. Вместе с новоиспеченными шпионками проникаем в замок, узнаем множество подробностей о жизни и обычаях местных жителей, вновь соприкасаемся с магией, чтобы в результате оказаться в неизвестном времени и месте. Долгие совместные с шестой ротой блуждания в каком-то таинственном и негостеприимном измерении, когда постепенно нарастают напряжение и ожидание, что вот-вот приоткроется главная загадка: что за силы пробудились от долгой спячки, что ими движет и какую роль должны сыграть в этом народы Меекханской Вселенной?

Но ни одно из ожиданий не сбывается и это оставляет некоторую нотку разочарования. Да что-то такое затевается- по-прежнему аморфное и непонятное- но этого «чего-то» мне лично уже не достаточно для подогрева гаснущего интереса. Волей- неволей закрадывается опасение, что нужная для понимания общего сюжета информация будет выдаваться столь малыми дозами и с таким интервалом, что пройдут годы, прежде чем картина сложится- нет, на такое надежды практически нет- просто начнет проясняться.

И еще одно небольшое замечание. В паре Север-Восток явно нарушен баланс Меча и Магии в сторону первого. О Магии не так уж много и практически ничего нового. Тема впечатляющих поединков магов Фургонщиков с колдунами-жереберами кочевников не получила никакого продолжения. А жаль. В «восточном» романе это, наравне с личностью Ласкольника, было самым занимательным. Про Ласкольника тоже, к сожалению, практически ничего.

Надеюсь более мистическая пара Юг-Запад не разочарует, внеся новые краски в основную сюжетную линию. Как и грядущее объединение всех четырех сторон в единое пространство-время.

Оценка: 8
–  [  14  ]  +

Ссылка на сообщение , 17 апреля 2017 г.

Из всего меекханского цикла меня покорила часть про север, и именно она и заставила меня впервые за пять лет купить бумажную книгу. Пришлось даже лампу повесить у изголовья, чтобы ночью читать, проще все-таки с книгами электронными. Купил я ее утром того же дня, когда закончил часть про запад. Вот настолько сильно я хотел ее прочитать.

Книга меня разочаровала. Через весь цикл нитью шла мысль об отсутствии хорошего и плохого, чёрного и белого, что правда у всех своя. А тут автор самым наглым и бесцеремонным образом заставляет сочувствовать фургонщикам, специально суёт под нос примеры их доблести, чести и отваги в жизни и в бою, во сне и наяву. И будто оправдываясь, иногда вставляет: «почему храбрость должна присутствовать лишь у одной из сторон», в тоже время, выставляя кочевников кравожадными безмозглыми варварами.

Описание битвы с кочевниками затянуто настолько, что начинаешь думать, будто автор пытается отомстить читателю за своё потраченное на придумывание бесполезных и невыносимо приторно звучащих боевых терминов типа «метрового цветка» и «бронированной змеи» время, не говоря уже о языке и быте верданно. Читая главы про верданно вообще хотелось сплюнуть и ногой растереть плевок (вы понимаете о чем я, если осилили).

Причём отличную историю с сюжетом, драйвом и хоть каким-то смыслом он послал куда подальше в другой мир, где все сгнило, протухло и солнце не встаёт (это скорее каламбур, чем спойлер), а под конец дал интригу перед новой книгой.

Я конечно понимаю, может кому-то про приключения красных шестёрок читать скучно, а история верданно заставляет сердце трепетать или вся книга одинаково хороша на всех ее этапах, но, начиная с части от лица кошкодура, читал я по диагонали.

Я считаю, что ограничивать читателя в выборе стороны это для детских сказок или в крайнем случае для эпического фэнтези, где эпичность возведена в абсолют и является самоцелью, но никак не в цикле, претендующем на глубину, где есть противостояние разведок и неплохие дворцовые интриги. Зачем делать почти 400 страничное описание битвы, чтобы под конец сказать: «что-то грядёт», если предыдущие книги и так на это жирно намекали, я ничем кроме жажды получить гонорар побольше описать не могу.

3 из 10.

Оценка: 3
–  [  13  ]  +

Ссылка на сообщение , 24 апреля 2017 г.

Первые две книги выделялись из фэнтезийного потока тем, что эпический размах событий гремел энергичной дробью законченных историй страниц по девяносто каждая. Синхронность событий, сквозные темы (одержание, пробуждение, магия и меехканские правила). Занятная была перекличка: тут молодой офицер пехоты — там старый кавалерийский комкор, честь мундира — честь рода, край степи — край моря, вор — охранник... Юг и Восток это индивидуализм, древность, измена, вторжение Других и богоборчество (мода — Беннет, Скалл, Пуллман), а Север и Запад — группы, недавнее, войны и чародейство.

Ассоциации с историями Северо-Востока исключительно несовременные. Тексты, в которых врагов разоблачает зоркий глаз и смекалка, в которых главное — выдержка и смелость, а погоны командира это право, которое нужно удержать пониманием людей, гор и обычаев. Скромный героизм, хвала боевому товариществу, порицание жадности... Киплинг, Богданов, Диковский. Пограничники и кавалеристы вдали от начальства, костры, рейды и всё такое.

«Небо цвета стали» — широкий виток, на котором развивается только «восточное».

Сюжет о прорыве племен верданно в се-кохландийские степи по исполнению суть военно-инженерная поэма, серьезный конкурент Бэккеру в номинации «За лучшую фэнтезийную логистику». Сохранив атмосферу, стиль и драйв, роман несколько утерял в легкостиизложения. Красиво, изобретательно, стратегически и тактически умно, но описания эволюций боевых фургонов на половину полноразмерного романа... Это для очень терпеливых и терпимых. Да, мы побываем и в шатре Отца Войны, и в графском замке, ознакомимся с методом медленной смерти для маленьких девочек и затруднениями в путешествиях между мирами, но эти линии откровенно рассчитаны на продолжение.

Полиграфия в норме, перевод скорее похвалю, читается легко. Но, почему-то, вместо упряжек исключительно «запряжки» и т.п. запинки для глаз.

Рекомендации: тем, кто уже увлечен и вовлечен.

Оценка: нет
–  [  10  ]  +

Ссылка на сообщение , 23 июня 2017 г.

Земля Лиферанской возвышенности вскоре омоется кровью, фургоны будут гореть, люди и кони – гибнуть от железа, огня и чар. Это будет не только игра железа и стали, но и игра подлости и тайн. Они казалось, полностью принимали приближающуюся войну, шли сражаться за свое место на земле и не имели никаких сомнений насчет оправданности своих идей. Изгнанники возвращаются, чтобы вооруженной рукою отобрать отчую землю. Здесь предстоит сражение кочевников с верданно. Они – народ пастухов и скотоводов, скот и лошади для них, то же, что для меекханского дворянства – земля. А чтобы быть верданно, необходимы открытые пространства. На Востоке они говорят: «любой должен убить как минимум трех се-кохландийцев еще до того, как сядет обедать...»

«Это длинный путь, почти в пятьдесят миль. Если бы они двинулись через Степи, то ни один фургон не выехал бы на возвышенность. Они отправились горами, план отчаянный и безумный, но благодаря этому, они, по крайней мере, умрут дома, а не где-то в дороге. Возвращались они, чтобы получить свое и отомстить за предательство и измену, случившиеся годы назад. Возвращались, чтобы утопить сахрендеев в крови и отплатить се-кохландийцам за унижения и поражения. Возвращались, потому что воспитали они многочисленное и гордое потомство, что не желало жить на чужой земле. Потому что красота рассказов об утраченной родине воровала у молодых сны и подталкивала их в дорогу, конец которой ведет ровнехонько под Белые Копыта. Это возвращаются не какие-то там дикари, чтобы сражаться за племенные территории, – это законные владельцы стучат в двери узурпаторов, чтобы выставить тем счет за обиды. Верданно шли не за славой, а за собственной землей и надлежащей им местью, и у них было вдоволь времени, чтобы понять: местью следует наслаждаться так, как хорошо охлажденным пивом, спокойно и без эмоций».

«Он знает и ждёт их. Тридцать лет тому он выказал им милость, а они отплатили бунтом и предательством, а потом сбежали, спрятавшись за спины меекханских солдат. А теперь они вернулись, уверенные, что он слаб, а верность его Сыновей – неустойчива. Тем самым они отнеслись к нему легкомысленно, рассчитывая на то, что победят колесницами и стеной из фургонов».

Сюжетные линии Севера и Востока сплетаются. Помимо лейтенанта Горной Стражи и бывших членов чаардана Ласкольника добавляется ещё одна героиня, от лица которой мы будем наблюдать за событиями — юная Кей-Ла, младшая дочь Анд’эверса. Вместо камерных историй на сцену вступает масштабное столкновение народов и цивилизаций, здесь судьбы отдельных героев не стоят и ломаной монеты. Жизнь. Смерть. Кровь. Предательство. Честь. Отвага. Перед нами жёсткая история, в которой воспевается верность и мужество, а романтика и легкомыслие смывает кровью, впитываясь в грязь, здесь герои умудряются сохранить веру в чудо и свет, вопреки сгущающемуся мраку. Вопреки таинственным игрокам, готовящимся к глобальной политической и магической игре. Первые ходы сделаны. Возвышенности усеяны трупами. И нечто грядет.

Приятного чтения!

PS: значительно больше поведал автор о прошлом своего мира, хотя окончательных ответов на вопросы пока не дал. Это и понятно — ведь впереди ещё несколько романов, сюжеты которых вместят в себя приключения всех представленных нам персонажей. Так что многие тайны читателям ещё предстоит узнать.

Оценка: 10
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение , 30 мая 2017 г.

Первые две книги цикла превосходные, необычные. Я уже писала на них свои рецензии. Получив третью книгу, я долго откладывала чтение, предвкушая нечто необыкновенное, дальнейший виток авторского таланта и вдохновения. И вот свершилось — книга прочитана. И полное ощущение обмана... Во-первых, это не сборник разных историй, как первые книги, а целая повесть ( на роман все-таки не тянет). Ну да ладно, это еще можно было бы понять. А во-вторых — примитив. И это обидно. Начинается как некий детектив, нагнетается история, а потом пшик.... В принципе, все сюжетные линии в этой книге заканчиваются так. Есть и ляпсусы — например, к отряду Горной стражи присылается чародей, который внезапно исчезает — автор просто про него забыл. Зловещая история убийств — бред. Тайна нового пополнения Стражи должна была интриговать читателя до конца, а в конце оказалась настолько глупой и тупой, что просто диву даешся. Ну и нелепейшие хеппи-енды концовок сюжетных линий... Да на этом фоне сцены избиения и пытки ребенка не вызывают того сочувствия, которое, явно по замыслу автора, должны вызывать у читателя. А уж девятилетняя девочка-терминатор, несгибаемая, несгораемая и не пробиваемая как огнеупорный сейф — это перебор даже для этого жанра. Вот сижу и думаю, а что положительного можно сказать о книге — и теряюсь. Жаль, но книга получилась глупая и пустая.

Оценка: 6
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение , 29 мая 2017 г.

Вот-вот по горным долинам и перевалам суровых Олекад потянутся живой гигантской нитью обозы Фургонщиков, вольного степного народа верданно, решивших вернуться на родину, даже если придется бросить вызов безжалостным кочевникам. Но загадочные и жуткие убийства, исчезновения людей, чудовищные расправы охватили зловещей сетью горную местность. И генерал Кавер Монель, командир Восточного Соединения Горной Стражи, обоснованно опасается, что путешествие верданно может превратиться в кровавую бойню в тесных долинах, на узких мостах или на крутых перевалах. Тревожится и глава местной Крысиной Норы, Эккенхард, который не имеет значительного опыта руководства и впервые попадает в столь запутанное и опасное положение. Поэтому уже знакомый читателям лейтенант Кеннет со своей ротой получает приказ проверить весь маршрут вместе с головным отрядом верданно и удостовериться, что фургоны смогут пройти на всех отрезках пути, что нигде не встретятся засады или ловушки. А Кайлеан и Дагена под чужими именами отправятся в замок Кехлорен, вокруг которого неумолимо сужается спираль убийств, и попытаются исподволь выяснить, кто или что ответственны за происходящее. Главное, самим не стать очередными жертвами или казненными лазутчиками.

Сплетая сюжетные линии Севера и Востока в «Небе цвета стали», Роберт Вегнер также окончательно уходит от сборников новелл, поворачивая историю в романное русло. Помимо лейтенанта Горной Стражи и бывших членов чаардана Ласкольника автор добавляет еще одну героиню, от лица которой мы будем далее наблюдать за событиями — юную фургонщицу Кей-Лу, младшую дочку Анд’эверса, ставшего Оком Змеи в первом караване, что спустится на возвышенность. Вместо камерных историй на сцену вступает масштабное столкновение народов и цивилизаций, где судьбы отдельных героев не стоят и ломаной монеты.

Пожалуй, можно поставить в укор автору, что выстраивая темпоритм романа, он оттянул кульминационные моменты всех сюжетных линий до финала. Из-за этого оказались немного пригашены яркие эпизоды, связанные с убийствами и магией. Поэтому плавный и последовательный рост напряжения на протяжении длительных боев между верданно и се-кохландийцами оставляет равнодушными тех читателей, чье сердце не вздрагивает от военных сцен.

Однако в остальном роман являет собой образчик эпического военно-приключенческого жанра. Особого внимания заслуживают бои между верданно и кочевниками. Каждая из сторон извлекла уроки из сражений многолетней давности. Усовершенствовала оружие, изобретала тактические приемы и хитрости. Но враг тоже не стоит на месте. В результате бой между Фургонщиками и кочевниками превращается в сложную интеллектуальную игру, в которой ставки с каждым ходом и часом повышаются, пока на кону не окажутся жизни всех бойцов. Только в этой игре льется кровь, в ней по-настоящему убивают и пощады не будет никому. Побежденных вырежут до последнего, в том числе женщин и детей. Вырежут ради самозащиты, ради алчности и процветания, ради застарелой ненависти и мести. Справедливость? Боги не знают такого слова. Зато оно известно родовым духам, духам двух разобщенных и ненавидящих друг друга племен, которые встретятся возле умирающей пленницы, которую палачи заставили следить за бойней. И к этому моменту разрешится тайна загадочных убийств, жестокая участь настигнет замок Кехлорен, а черные равнины и небо цвета стали увидят незваных и суровых гостей.

Вегнер сперва иронично, с присущим ему цинизмом, а затем эмоционально и красочно рассказывает жесткую историю, в которой воспевается верность и мужество, в которой романтику и легкомыслие смывает кровью, втаптывает в грязь. Но герои умудряются сохранить веру в чудо и свет, вопреки сгущающемуся мраку. Вопреки таинственным игрокам, готовящимся к глобальной политической и магической игре. Первые ходы сделаны. Возвышенности усеяны трупами. И нечто грядет.

Итог: качественное военное фэнтези со множеством интриг.

Оценка: 8
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение , 26 мая 2017 г.

Определенно из 3 книг для меня это самая лучшая. Развитие сюжета, интриги, битвы все на высшем уровне. К конце книги напряжение настолько вырастает, что не возможно оторваться. Автор очень удачно сохраняет интригу и развязка не ясна до самого конца. И концовка действительно порадовала, предугадать такой финал вряд ли было возможно. Разве что частично. Эмоции просто невероятные. Автор действительно сумел создать цельную историю, в которой все сюжетные линии переплетаются в общую канву. Книга получилась увлекательной и необычной. Да, местами получилось слегка затянуто. Но сомневаюсь, что удалось бы передать атмосферу ускоряя действие. Книга это не голивудский блокбастер, и да действие должно развиваться постепенно, чтобы в итоге получилась цельность.

С нетерпением жду перевода следующей

Оценка: 10
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение , 6 апреля 2017 г.

К чтению приступал с надеждой и скептицизмом – слишком много в новеллах было персонажей, но ни один из них не получился настолько ярким, чтобы следить за его похождениями с придыханием. История возвращения фургонщиков на утраченные земли вышла эпической. Захватывающей.

Насчет героев:

командир северян типичный батяня-комбат, его характер никак не развивается, решительный умный вояка – как Капитан в ЧО.

Кейтилин – интересная девица, и не только своим колдовством, но и своим мироощущением: чувствует родство и со своим боевым отрядом, и фургонщики ей не чужие, – она безжалостна, когда нужно, но в то же время не настолько отпетая злодейка, как ее сестры по оружию.

Насчет сюжета:

Замечательно, выше всех похвал прописана военная кампания и ход битв.

Недостаточно, фрагментарно – «мертвая земля».

Кейтилин мне было мало! Сосредоточившись на эпике, Вегнер уменьшил внимание к отдельным персонажам, что не есть хорошо.

Надеюсь, что кроха-фургонщица выжила и мы еще прочитаем о ней в дальнейших романах. Она тоже вышла интересной (что ж такое, почему у автора такие малопримечательные мужские характеры и такие яркие женские?)

В общем и целом – движуха пошла, лед тронулся. Четвертую книгу нужно читать, хотя бы для того чтобы узнать кто такие эти зловещие бродяги между мирами, кто такая эта Мать и как сгущаются тучи незнакомой магии вокруг Меекханской империи.

Если книги новелл заслуживали 6-7 баллов (слишком разные истории: законченные, провисающие, забавные, сомнительные и т д), то роман – уверенная 8.

Оценка: 8
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение , 31 января 2018 г.

Лютейшая польская графомань. Апофеоз всей дичи, что происходит на страницах — специальная емкость под плевки (лагерь мучает жажда, десятки тысяч людей), откуда народ планирует потом... ну, пить, да. Емкость под плевки, Карл!

В целом, книга не заслуживает даже этих строк.

Оценка: 3
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение , 1 июня 2016 г.

Первую половину книги я оценил бы в 10 баллов, но вторая... Эта бесконечная битва с кочевниками — и вечный бой, покой нам только снится. Наверно, кому-то это нравится, но меня достало настолько, что с трудом дочитал книгу. И неожиданная концовка уже не спасла положения.

Оценка: 7
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение , 6 апреля 2018 г.

С некоторой опаской брался я за первый роман Вегнера. Дело в том, что Север и Восток показались мне наименее интересными частями первых Сказаний. Приключения отрядов виделись несколько надуманными, а коллективы этих отрядов плохо прописанными. Только главные персонажи были похожи на живых людей, а прочие — картон и антураж.

Но не зря Вегнер, как он сам говорил в интервью МФ, долго готовился к первому полновесному роману. В третьей книге как писатель он заметно вырос. Композиция хорошо выстроена, слог хорошо подогнан к содержанию, сами события романа воспринимаются взятыми из жизни, а не из книжек вычитанными. Мне лично было интереснее всего читать о походах по горам и степям. Сам я, к сожалению)), много раз в горах бывал, лазал по ним и испытывал всякие сопутствующие мучения. Да и о степях, выросши в Казахстане, не понаслышке знаю. Так вот всяческие описания преодоления трудностей и обстоятельств походов мне казались очень реалистичными и фэйспалм не мучил.

Мистика, детектив и индивидуальные рубилова острыми железными предметами — это стопроцентный зачет.

Но есть и недостатки. Это опять же плохо прописанные команды, что разрозненный чаардан, что спаянные в боях Шестерки. Казалось бы, присоединение Конюхов и конфликт старых служак с новыми дает пищу для ярких моментов и живописных образов. Но если сравнить, как Вегнер прописывает индивидуально того же Фенло Нура, нового сержанта, становится понятно, что как командный игрок автор пока проигрывает. ОН вообще сосредоточен, как и в сборниках, на прописывании главный героев, прочие, опять же, фон. Мне бы, например, хотелось лучше узнать Йавенира, Отца войны, и Андеверса — герои с очень большим потенциалом, но даны они слишком грубыми и широкими мазками. А вот Кейла — это несомненное достижения Вегнера-беллетриста. Девочка прекрасна. Причем это наша девочка из континентальной старой Европы. Очень непохожая на детишек из англосаксонской литературы.

Еще из явных недостатков уже отмеченные затянутость некоторых сцен и прописанность финальной битвы. Вегнер любуется собой, когда выстреливает яркими, хлесткими диалогами, при этом заметно замедляющими действие. А битва — особенно ее вторая половина, после поворота к холмам. С одной стороны схематична — глазами Йавенира, с другой стороны импрессионистична — Кейла. Очень не хватило проработанных деталей, которые пусть и были бы не особенно оригинальными, зато придали бы глубины и эпичности.

В финале умело, пусть и несколько механистично сведя воедино две фабульные линии романа, автор выводит книгу на метасюжет, который очень уж в разные стороны разрастается, что и тревожит, и дает пищу для догадок и предвкушения новых открытий.

Подводя итог, должен сказать, что я крайне доволен как самим премированным и одобренным критикой и читателями романом, так и писательским ростом Вегнера. НА днях обещают выход Памяти всех слов с более для меня интересными линиями Юга и Запада, так что ЖДУ-НЕ-МОГУ))

Оценка: 8
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение , 10 февраля 2018 г.

Вегнер, будучи уже признанным (на ФЛ и, возможно, на родине) мастером описания сражений (см. повесть «Все мы меекханцы»), взялся в этом романе за сложнейшую задачу — представить ход битвы между очень крупными соединениями, происходящей на местности со сложным рельефом. По мере чтения я начал подозревать, что Автор проиграл всё, о чём пишет, на очень хорошем макете с фургонами из спичечных коробков, шатрами кочевников из завинчивающихся бутылочных крышек, с фигурками пеших и конных солдат, с игрушечными колесницами..., и даже, чем ч..., простите, писатель, не шутит, с изображающим ветер вентилятором, который гонит облака пыли. И, похоже, сам он ясно представлял происходящее, упуская при этом из виду одно существенное обстоятельство. Сейчас передо мной лежит из ряда вон выходящего качества издание — книга Карла Смита «Геттисберг 1863 год. Битва, создавшая Соединённые Штаты». В ней порядка семи тщательно выполненных цветных схем разных этапов и районов сражения, без которых, при самом тщательном его описании, было бы невозможно что-либо понять. Примерно так же сделана книга Франсуа-Ги Уртулля «!805. Аустерлиц. Битва трёх императоров», в которой схемы расположения войск наложены на бледный фон, представляющий собой карту местности. Так пишутся (пусть даже и не совсем так издаются) все книги по истории войн, авторы которых желают, чтобы их покупали*. Сражение между кочевниками и верданно при реке Лассе, не уступающее по количеству участников и кровопролитности Аустерлицу и Геттисбергу, без сопроводительных авторских рисунков плохо воспринимается читателем, который сквозь призму мощных описаний отдельных эпизодов с трудом различает истинную общую картину боя. Отдельные эпизоды, как небрежно подобранная мозаика, не связываются между собой и не складываются в единую панораму. Несколько лучше воспринимаются картины завершающего этапа сражения, когда неминуемое, в сущности уже свершившееся поражение фургонщиков, совершенно неожиданным образом оборачивается их победой, пожалуй, более чудесной, чем победа Наполеона при Маренго. Картины эти показывают несчастной замученной девочке собравшиеся в её голове духи вероятно не только для того, чтобы успокоить её боль...Не верится, что она умерла.

А если Кей`ла Калевенх умерла (хотя почему бы целительнице Тсаэран не вылечить её ещё раз?), то не появится ли в религии верданно первая святая — Святая Мученица Кейла? В пантеоне этого мира не так уж много богов, но ни одного святого пока не попадалось. Посмотрим.

Есть в романе одно интересное сообщение, что ли, никем, по моему не замеченное. Автор упоминает вскользь о каких-то весьма удалённых от Меекхана королевствах, с которыми установлены торговые связи. Это очень важно, т. к. означает расширение представленного в книге мира, наличие в нём путешественников или купцов, подобных земным Христофору Колумбу, Афанасию Никитину и Марко Поло. В последующих частях цикла, надеюсь, эти намёки воплотятся во что-то более ощутимое.

Полумагический мир Меекхана очень сильно отличается от земного; мили, футы, ярды, фунты и даже галлоны не должны никого вводить в заблуждение — это условности, такие же, как измерение возраста персонажей в годах (очевидно, земных), а длительности суток в часах. При всём при том упоминание о флейте, как о любимом музыкальном инструменте крыс, просто таки сбрасывает читателя на родную Землю — ну не может же быть таких совпадений! При такой колоссальной разнице во всех культурных основах! А если ещё вспомнить о чёрном коте, как необходимом атрибуте всякой ведьмы, о чём я писал в другом отзыве, то возникает впечатление, что полностью оторваться от земного фольклора Автору не удаётся. Но это настолько сложно, что вполне простительно, и я не буду порицать Автора за такие пустяки.

Не могу пройти мимо одного поразившего меня обстоятельства. Из 27-и человек, оставивших свой автограф в классификаторе к сегодняшнему дню, восемь рекомендуют эту книгу для чтения в любом возрасте. Т. е. научился читать — можешь практиковаться на Вегнере. Страницы книги, где весьма натуралистично показаны издевательства, сопоставимые с мучениями первых христиан или пытками инквизиции, которым подвергли маленькую девочку люди, имеющие душу (там действуют и те, кто души не имеет по определению), заставляют отнести их к одной из категорий преступников, описываемых в книге Рихарда фон Крафт-Эбинга «Преступления любви. Половая психопатия». Поэтому рекомендация этих описаний для чтения детям вызывает естественный вопрос — а как же устроены мозги у рекомендующих?

*) В качестве примера такой на среднем уровне изданной книги приведу труд Виктора Безотосного «Все сражения русской армии 1804-1814 гг. Россия против Наполеона» М. : Яуза : Эксмо, 2012. В этой книге 16 чёрно-белых схем, она исключительно интересна и легко читается, благодаря огромным знаниям и писательскому таланту Автора.

PS. По поводу ёмкости под плевки, которые яко бы кто-то собирался там пить. Любую влагу собирали осаждённые верданно для смачивания бортов фургонов. Мало помогало, но это другой вопрос.

Оценка: 8
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение , 16 июня 2018 г.

Так получилось, что купил я три первые книги сразу.

Так получилось, что крайние заказы из Озона и Лабиринта придти не успели и я взялся за третий том.

И вот я сижу, смотрю на этот монумент пшика объемом без малого в 800 страниц и думаю, что сказать...

Потенциально, это могла быть хорошая книга.

В истории про двух девиц и пропадающих людей была неплохая интрига и саспенс, нагнеталось все очень умело, только вот в итоге автор не сумел придумать ничего, кроме как

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
запихнуть героев в другой мир, переживший супер-дупер атомную войну.

Фургонщики... Это вообще какой-то бред. Боевые фургоны — серьезно?! Боевые, простите, что? Вообще, вся часть с цыганами сильно надумана и высосана из пальца. Имена с апострофами, несколько типов языков, замороченных сильнее японских. Зачем?

Про девочку — терминатора уже и без меня сказали. Ну как у Сапковского была Цири, тут у нас локальная Цири 9 лет, задача которой одна — страдать. Кстати, я так и не понял что это была за конструкция,

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
на которой ее повесили
. Там еще этот капитан стражи ее описывает как «красивая». Мужик лет 30 описывает 9-ти летнюю девчонку словом «красивая». Угу.

Куча ненужной и перегруженной информации, куча лишних сцен, без которых книга ничего бы не потеряла, но которая только раздула объема.

Ряд сцен, которые просто не рисуют картинки в голове

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
случай на складе, например
.

Магия. Вот именно такие описания магии получаются у людей, которые не потрудились хотя бы поверхностно ознакомится с работами той же Золотой Зари. Лично я такое читать не могу, у меня от этого начинается зубная боль от надуманности и неправдоподобобия.

И да. Кто-нибудь, дайте прочесть Вегнеру статью Лина Картера «Создатели миров», в частности часть об именовании. Фенло Нур, Омнэ Венк, Версен-хон-Лавонс... Цернус Фенл... Я тоже считал что такие имена звучат ну очень круто, когда мне было 13 лет и когда я фанател от Хи-мена. Ой, все. «Торгует весело купец, ну а что же я? Я балалаечку чешу, под драм неистово пляшу» (с)

Оценка: нет
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение , 1 января 2018 г.

в рецензии на повесть «Лучшие, каких можно купить» я буквально воспел этого писателя, хотя не собираюсь приписывать ему не существующих достоинств.

Нет, Вегнер не великий писатель, он не ниспроверг троны королей жанра и не потряс мой внутренний мир. Просто его стиль мне нравится. По преимуществу нравится, о недостатках я тоже упомяну.

в этот раз автор предлагает внушительный роман, а не антологию рассказов\повестей связанных общими героями. Это одновременно и хорошо и плохо. С одной стороны жанр вообще располагает к крупномасштабным произведениям, с другой же, и писатели покрупнее даром, чем Вегнер, проседали под грузом взятого на свои плечи замысла.

в центре повествования — грандиозный исход народа верданно (так же известных как «Фургонщики») с земель Меекханской Империи на некогда принадлежавшие им плоскогорья.

верданно — обладатели колоритной, (хотя и несколько искусственно сконструированной) культуры. религиозные верования запрещают им ездить на лошадях, хотя в упряжке они их использовать не стесняются. потому двадцать с лишним лет назад верданно были изгнаны из степей се-кохландийцами Отца Войны.

(в общем-то даже забавно, как авторы упираются, придумывают запутанную, иногда довольно нереалистичную географию своих миров, ломают мозг, сочиняя имена с дефисами и апострофами, а все одно, Меекхан вышел вроде Византии, верданно — восточноевропейские цыгане, а се-кохландийцы — Золотая Орда...)

в Империи верданно процветали, но тоска по родной земле и желание отомстить кочевникам возобладали, и вот они при негласной помощи имперских войск и тайных служб, организуют грандиозный рейд через горы, чтобы внезапно возникнуть в тылу у своих заклятых врагов.

герои предыдущих меекханских рассказов приходят их на помощь. проводником назначен Кеннет с его шестой ротой, а всадницы из чаардана Ласкольника должны разведать историю со странными, жестокими, и как будто бессмысленными убийствами, происходящими в горах.

пройдя краткий курс шпионских наук, приняв легенду княжны верданно и ее компаньонки, девушки приступают к расследованию.

параллельно с этим Кеннет ведет верданно горными тропами.

тут надо отметить недостаток романа.

он состоит из двух частей, которые откровенно пришиты друг к другу на живую нитку.

во-первых расследование Кайлеан и Дагены приводит в никуда. то есть кое-что они раскопали, но это «кое-что» очевидно относится к будущим произведениям автора, а в сюжете «Неба цвета стали» симпатичные героини играют роль мебели (и один раз — богинь из машины).

на самом деле линия с их миссией, вполне интересна. начинаясь обычным детективом (над штампами которого автор устами Кайлеан пройдется не раз, мол «не могли заговорщики забыть важный документ на столе»), история постепенно превращается в настоящий, полновесный хоррор.

а с потусторонним Злом Вегнер обращаться умеет, оно у него убедительно злобно и отвратительно.

но это явно другая книга, пусть и тоже про Меекхан.

Кайлеан и Дагена встречают в горах возвращающийся с задания отряд Кеннета, и уже вместе они проваливаются через мистическую дыру в пространстве в странный, мертвый мир, будто сплошь покрытый пеплом.

а верданно уже вышли на возвышенность!

автору тут записали в карму «лучшую фэнтезийную логистику», но хотя над вопросами перемещения грузов силами гужевого транспорта и снабжения больших скоплений людей и животных водой и провизией, он, несомненно, поработал, сама идея представляется изначально убитой.

протащить незаметно через горы десятки тысяч людей? да ну!

собственно, план и оказывается провален.

уже в первую ночь фургонщиков встречают кочевники, давно наточившие сабли и натянувшие тетивы.

и что самое плохое (для верданно) с ними сам Явенир, старый как век, но все еще полный сил великий вождь Степи, властелин Золотого Шатра.

спрячу под спойлер, хотя и так понятно, что

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
степняки проиграют. просто потому что в литературе они всегда проигрывают, закон жанра, набигатели из-за края карты должны быть разгромлены В ПОСЛЕДНИЙ МОМЕНТ!!!

но война вышла увлекательной.

умеет Вегнер нагнетать героического пафосу. хотя иногда перегибает палку с детализацией, но в лучшие моменты прямо воспаряет к небу (цвета стали, хе-хе), откуда поет отвагу и стойкость, дисциплину и щитовое братство, что твой Гомер!

повествование идет, передавая эстафету POV-a то одному, то другому персонажу.

и тут конечно же, самый сильный образ это Кейла, отчаянно храбрая маленькая девочка, которой столько пришлось пережить, что и бывалого мужика сломало бы.

фургоны горят, тысячи копыт сотрясают землю и поднимают облака пыли, старое предательство возвращается, пролитая десятилетия назад кровь зовет к ответу, Отец Войны цедит бесчеловечные истины...

в общем, героическое фэнтези.

упомяну и недостаток.

зачем-то Вегнеру понадобилось финальное сражение описать рваными фрагментами, через затуманенное сознание измученной Кейлы, и прием этот скоро надоедает своим однообразием и искусственностью.

правда, к финалу растет и удельный вес мистики.

дело идет уже о большем, чем дуэли боевых магов.

очевидно, история с возвращением старых богов, которая так много места занимала в «западном» и «южном» цикле меекханских рассказов, в будущем станет основной.

в конце концов, поход верданно и странствия Кайлеан и Дагены пересекаются.

не идеальный, но очень крепкий роман, автор которого явно любит то, что пишет.

рекомендую всем, кто не любит излишне витиеватое и перегруженное «смыслами» течение в современном фэнтези, а хочет почитать о том, как тучи стрел скрывают Солнце, как налетает из степи легкая конница на юрких низкорослых конях, как подростки степняков «набивают руку», пытая пленных, как вожди племен сгибаются в поклонах перед бунчуком повелителя.

и как сражаться с такими извергами людям, которые даже верхом ездить не умеют.

Оценка: 8


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх