FantLab ru

Оскар Уайльд «Идеальный муж»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.87
Голосов:
298
Моя оценка:
-

подробнее

Идеальный муж

An Ideal Husband

Пьеса, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 36
Аннотация:

Идеальная благополучная семья: он — преуспевающий политик с незапятнанной репутацией, она — сама добродетель, обожающая своего супруга. Но вот появляется некая дама... — и все может мгновенно обрушиться!

Примечание:

Пьеса посвящается литератору Фрэнку Гаррису, подарившему писателю сюжет комедии. Премьера состоялась 3 января 1895 года.

Это драматическое произведение названо комедией скорее в соответствии с традицией, так как у него счастливый конец. Сэр Роберт Чилтерн только случайно не разоблачен в парламенте (хотя и разоблачен перед публикой) и благодаря этому становится министром. Главный положительный персонаж комедии — лорд Горинг — умный и благородный человек, выдающий однако себя за недалекого простака.


Экранизации:

«Идеальный муж» / «An Ideal Husband» 1947, Великобритания, реж: Александр Корда

«Идеальный муж» 1980, СССР, реж: Виктор Георгиев

«Идеальный муж» / «An Ideal Husband» 1999, Великобритания, США, реж: Оливер Паркер

«Идеальный муж» / «An Ideal Husband» 2000, Великобритания, реж: Уильям П. Картлидж

«Идеальный муж» / «Ideální manžel» 2002, Чехия, реж: Зденек Зеленка




Полное собрание сочинений в восьми томах. Том 6
1910 г.
Избранные произведения в двух томах. Том 2
1960 г.
Оскар Уайльд. Пьесы
1960 г.
Избранное
1986 г.
Портрет Дориана Грея
1987 г.
Портрет Дориана Грея
1988 г.
Избранное
1989 г.
Оскар Уайльд. Избранное
1990 г.
Избранное
1992 г.
Избранные произведения в 2 томах. Том 1
1993 г.
Собрание сочинений в трех томах. Том 3. Пьесы. Стихотворения. Кисть, перо и отрава
1994 г.
Оскар Уайльд. Избранное
1999 г.
Портрет Дориана Грея
1999 г.
Собрание сочинений в трех томах. Том 2. Пьесы
2000 г.
Саломея
2001 г.
Портрет Дориана Грея. Сказки. Пьесы. Баллада Рэдингской тюрьмы. De Profundis
2003 г.
Собрание сочинений. Том 2
2003 г.
Как важно быть серьезным
2006 г.
Портрет Дориана Грея. Сказки. Пьесы. Баллада Рэдингской тюрьмы
2007 г.
Саломея
2007 г.
Женщина, не стоящая внимания
2008 г.
Полное собрание прозы и драматургии в одном томе
2008 г.
Портрет Дориана Грея
2009 г.
Женщина, не стоящая внимания
2009 г.
Как важно быть серьезным
2009 г.
Стихи, афоризмы и парадоксы
2009 г.
Как важно быть серьезным
2010 г.
Оскар Уайльд. Малое собрание сочинений
2010 г.
Собрание сочинений в одном томе
2010 г.
Полное собрание сочинений в одном томе
2011 г.
Идеальный муж
2012 г.
Портрет Дориана Грея
2013 г.
Как важно быть серьезным
2014 г.
Малое собрание сочинений
2014 г.
Кентервильское привидение
2017 г.

Издания на иностранных языках:

Plays
1961 г.
(английский)
The Plays of Oscar Wilde
2002 г.
(английский)
An Ideal Husband. The Importance of Being Earnest
2007 г.
(английский)
Oscar Wilde: Plays / Оскар Уайльд. Пьесы
2010 г.
(английский)
Лучшие произведения Оскара Уайльда / The Best of Oscar Wilde
2013 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Комедия? Ну, да, так сказано в самом названии… Но для меня эта пьеса не была столь уж комедийной – наоборот она казалась мне драматичной. Да, там было на что улыбнуться – на этот сарказм в обсуждении общества, ирония и тонкий юмор (такой узнаваемый, Уайльдовски – вот не может он обойтись без подколок своему времени и обществу). Но вот то, что происходило – разве это не драма?..

Как всегда в пьесы вчитывался я тяжело, путался в именах, да и, по сути, кроме отрешённых разговоров ничего не происходило … Единственно скрашивал сарказм – но если честно, половина первого действия меня разочаровала… Однако, когда начался разговор об Аргентинском канале… Тут-то всё и пошло. Появилась интрига – причём очень серьёзная. А дальше всё резко свернулось в тугой клубок, клубок из которого, казалось бы, невозможно выбраться без потерь. Затянуло. Очень было интересно, увлекательно читать. Я буквально прилип к книге. Я по-настоящему переживал за героев. Надо сказать очень они были прописанными и будто живыми. Лорд Горинг был просто великолепен. Надо же, как за этим саркастическим лондонским денди оказался человек с принципами, настоящий друг – а поначалу-то он мне казался эдаким лордом Генри из «Портрета Дориана Грея». Как его саркастические слова (ведь правда!) совсем не вязались с его благородными поступками… Да и пьеса оказалась не лишена смысла! Смысла очень жизненного, психологичного. Ведь действительно, человек влюбляется не в человека, а в его образ, идеальный образ… И это иногда очень опасно.

Ну, вот это нагнетание интриги, сплетение её в такой плотный клубок, который, вроде бы, несомненно, ведёт к трагедии – это было просто шикарно! И даже хеппи-энд… Есть хеппи-энды, которые разочаровывают, так и хочется сказать – «ну вот, опять…». А тут я был рад, что всё закончилось так, пусть и в этом была ещё одна (хорошая) ирония судьбы, всё разрешилось само собой (почему-то это казалось очень органичным и справедливым). Возможно, я так сильно проникся героями и переживал за них.

Одним словом – отличная пьеса.

Оценка: 8
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Одно из немногих, понравившихся мне у автора, произведений. Хотя и тут значительная часть — пустая болтовня на светских приемах-обедах, а концовка попахивает мелодрамкой. Но есть и определенная идея, интрига, юмор. Короче, данная пьеса мне показалась ближе, добрее, чем многие другие Уайльдовские творения, поднятая проблематика жизненней и концовка в нехарактерных для автора тонах (никто не умирает в конце — если верить комментариям, именно по этому автор определил жанр — как комедию).

Кстати про проблематику. В данном произведении, что для автора, кстати, тоже не характерно, — четко определены негативные и позитивные персонажи. А в центре произведения — такое явление, как коррупция, а именно, один из ГГ — Чилтерн, сам «идеальный» муж — начал свою карьеру продав одному делку инсайдерскую правительственную информацию. Дальше он богател, рос по карьерной лестнице, но вел примерную и честную жизнь, за что снискал репутацию честного, принципиального человека — просто кристальной репутации. Его жена считала его идеалом и не уставала ставить всем в пример, как-то даже у нее вырвалось, что узнай она что-то порочащее имя мужа — не смогла бы его дальше любить, но в такое она категорически не верит, поэтому может об этом так спокойно заявлять. И тут появляется ярко негативный персонаж, склочница и воровка, хоть и богатая, которая вносит в эту идиллию существенный клин, шантажируя «идеал» этим самым грешком давно минувшей молодости...

И вот мне хочется спросить, подобный сюжет в реалиях нашей современности многих ли бы соотечественников покоробил бы, удивил, вызвал яркое осуждение сам Чилтерн и его поступок, путь к обогащению? Я, например, неоднократно слышал от окружающих реплики вроде «Все такие!», или «А сам бы если бы попал во власть, что не таким бы был?», или же еще ярче и однозначней: «Ну и дурак, зачем туда идти во власть то, если бедным потом все равно оставаться?». То есть наш соотечественник скорее не поверил бы, что дальше ГГ раскаялся и больше так не делал (или не делал еще хуже), чем в то, что он продолжал обогащаться дальше не гнушаясь ни чем. А вот все окружение ГГ в книге, и сам автор в т.ч., однозначно осудили его давно минувший поступок, жена говорит, что не смогла бы любить столь низкого человека, лучший друг, хоть и не порывает с дружбой, но однозначно намекает, что при прочих равных, лучшим выходом было бы публичное раскаяние; а в случаи, если информация станет публичной, все сходятся, что Чилтерна ждет осуждение и позорный финал карьеры. Теперь сравните, реакцию на куда большие грехи наших небожителей!

Можно конечно сказать, что это все выдуманная автором английская чопорная сказка, а на самом деле они такие же. Тогда еще один пример. Где-то в Европе не так давно обвалилась под весом снега крыша супермаркета — высокий чин заявил, что вины не чувствует (за каждой крышей не уследишь), но уходит в отставку. Уличенные в скандале европейские премьеры, спокойно уходили в отставку или на перевыборы и даже выигрывали их, получив новый мандат доверия, и без митингов противостояния и кровопролития! А теперь более близкий пример для нашей загадочной славянской души — Сирия: Да спалите хоть всю страну — я прав! и в отставку не пойду! Так, что я почему-то все таки склонен верить Уайльду: коррупция у них есть, но она у них однозначно осуждается и в случае уличения в обмане должна приводить к финишу карьеры — это уже в крови многих поколений, глядя на дату произведения.

И последнее. Еще один герой: Артур Горинг — светский денди, друг нашего «идеала» и в произведении выполняет ту же роль, что и лорд Генри в портрете Дориана Грея. Вот только здесь он истинный друг, хоть в целом светский человек и старается производить впечатление простачка, но на деле умен и рассудителен — почти Генри, только Генри был гением злым, а этот добрый. И будь таким аналогичный герой Портрета то и Портрет тоже, наверно, понравился бы мне больше.

Оценка: 8
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Настоящая английская комедия положений от великого мастера слова Оскара Уайльда.

Великолепный жанр, который подразумевает самые непредсказуемые сюжетные повороты, море забавных ситуаций и какую-нибудь нехитрую прописную мораль. Уйальд сделал свою комедию положений по настоящему классическому образцу — много юмора, толика драмы, ирония и обязательный хэппи-энд.

Великолепные диалоги — ироничные, парадоксальные, неожиданные реплики, когда на губах появляется улыбка, а в глазах — свет от прикосновения к настоящей мудрости.

Чилтерн — немного неожиданный персонаж для такой комедии. С одной стороны он — человек, жаждущий власти и богатства, государственный преступник... С другой — любящий муж и... честный человек (вот он, парадокс Уайльда). Его преступление никому не принесло вреда, однако может пострадать честь и достоинство.

Великолепный образчик классической британской литературы — умной, ироничной, полного внутреннего достоинства и подчеркнуто светского лоска.

Оценка: 9
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Тайное всегда становится явным.

В очередной раз перечитываю пьесу Оскара Уайльда и получаю от чтения вечной классики концентрированное удовольствие. «Идеальный муж» — это еще одна чудесная зарисовка из жизни чопорного английского светского общества. И в этой пьесе Уайльда диалоги также отличаются искрометным юмором, балансирующим на грани ядовитой сатиры, многочисленными замысловатыми оборотами, характерными для бессмысленных салонных бесед, когда «игроки» упражнялись в велеречивости, позабыв о смысловом наполнении. Однако в пьесе за нарочито несерьезными фразочками прячутся весьма мудрые мысли. И, конечно же, в это произведение Оскар Уайльд также ввел обязательную фразу-напутствие для мужчин: «Но пытаться что-нибудь скрыть от своей жены — это непростительное легкомыслие. Она же все равно узнает. У женщин на этот счет поразительный нюх. Они все видят, кроме очевидного».

Вот вокруг этого очевидно-неочевидного и строится весь сюжет произведения. Поддержание репутации вопреки здравому смыслу и чувствам – основная тема данной пьесы. И автор явно куражится, показывая на примере нескольких героев, как легко может «лопнуть» эта самая репутация, часто искусственно создаваемая с помощью денег и щепетильно выверенного поведения. Несколько казусных ситуаций неплохо размачивают поучительный сюжет, рассказывающий о том, сколь много проблем может принести честолюбие и ложь.

«Идеальный муж» — красивая пьеса с яркой, мастерски нагнетаемой интригой и харизматичными персонажами, настолько живыми, что им невозможно не сопереживать. Даже за сэра Роберта Чилтерна, когда-то совершившего преступление, держишь кулачки, ведь он может быть и совершенно другим, беззаветно любящим, готовым на все ради родной души.

Счастливый финал, объятия и возвеличивание всепрощающей любви переводят это произведение из разряда «драма сатирическая колкая» в разряд «изящной легкой комедии». Довольно бесхитростный ход, но сколь удачный в данном случае.

Оценка: 10
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Очень красивая история. Яркие и живые персонажи, к примеру лорд Горинг и леди Чилтерн, тонкий английский юмор. А какой язык — наверное половину пьесы можно разобрать на цитаты. «Понять людей можно, только имея к ним милосердие. Жить с людьми можно, только имея к ним милосердие». Не могут люди быть идеальными, всегда нужно уметь понять и простить. Здесь нет насилия, нет экшна в современном смысле, но можно и перечитывать, и фильм пересматривать не один раз, и с неослабевающим интересом, и огромным удовльствием

Оценка: 10
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Гениальная пьеса в исполнении Уайльда! Еще одна любопытная зарисовка из жизни лондонского светского общества, которое, как известно, «страдало от перенаселения». Текст изобилует тонким юмором и острыми сатирическими замечаниями — излюбленными приемами автора. Читается живо и с интересом, не смотря на двойственность персонажей. «Сейчас все так перепуталось. Каждый оказывается в конце концов кем-то другим», как верно заметила одна леди, героиня пьесы. Один из немногих симпатичных мне персонажей — Артур Горинг. Собственно, можно понять и Чилтерна, ведь деньги — извечный кумир и оружие не только того времени, но и нашего. Не бывает людей идеальных. Человек должен быть Настоящим.

Оценка: 9
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Впервые прочла пьесу «Идеальный муж» давным-давно, ещё в прошлом веке :) и не очень-то она тогда мне понравилась, в отличие от блестящей и упоительной «Как важно быть серьёзным». Ну что это такое: политика какая-то, парламент, акции-спекуляции-манипуляции, бесконечные подколы и пустословицы, которыми обмениваются персонажи, словно боясь показаться обыкновенными… Последнее особенно раздражало, поскольку именно тогда среди моих сверстников стремительно развивалась и крепла мода говорить именно так: ни словечка в простоте или хотя бы серьёзно.

При нынешнем прочтении многое стало понятнее, особенно миссис Чивли, выведенная Уайльдом, на мой взгляд, как человек уже двадцатого века — прагматичного, безжалостного, «бессовестного» в самом прямом значении этого слова.

Вообще же, если уже по прочтении пьесы вернуться к списку действующих лиц, обнаружится, что значительная часть их не более чем персонажи светской тусовки-массовки, а главных — всего ничего, четверо: супружеская пара Чилтернов, вышеупомянутая авантюристка миссис Чивли и обаятельный шалопай, благородный балабол ;) лорд Горинг. На вторых ролях скромно держатся граф Кавершем и Мейбл Чилтерн, являясь двумя краями возрастной шкалы представленного на сцене общества — и одновременно забавными отражениями друг друга: оба возводят эксцентричность в абсолют, и обоим это дозволено как раз в силу возраста.

Роберт Чилтерн, когда-то давно сделавший «ложный шаг» (а на самом деле первый шаг по карьерной лестнице — и это даёт нам представление о том, что обо всех этих карьерах думает автор), чуть ли не всю пьесу переживает по этому поводу. Но не потому, что он совершил бесчестный поступок, после которого уже даже сам себя не мог бы считать джентльменом, — а в силу того, что теперь это может _раскрыться_, что грозит ему крушением не только карьеры, но и семьи. И автор никак не даёт понять, что же для Чилтерна более значимо.

Возможно, всё-таки леди Чилтерн?.. Вот уж кто не понравился мне безмерно. Гертруда Чилтерн, конечно, идеалистка. И дом у неё должен быть идеальным, и любой званый вечер, и гости… и муж, в конце-то концов :) Но как только сияющий образ господина Чилтерна оказывается с грязным пятном, госпожа Чилтерн торопится от него откреститься.

Тут же.

Внезапно.

Понимаете?

То есть коту под хвост вся любовь и совместно прожитые годы, клятвы в верности и обещания быть вместе «в беде и в радости». Есть от чего проникнуться неприязнью. Вечная отличница оказывается на поверку сосудом скудельным. Нет ей веры, и опереться на неё в тяжёлой ситуации проблематично — вильнёт хвостом, и поминай как звали. Некрасиво. Недостойно. И большого доверия к женщинам не вызывает.

(Апарт: в этот раз во время чтения обратила внимание, что женщины в парламент допускались, но, _разумеется_, только на правах зрителей, на отдельную галерею… забранную решёткой :) Надо признать, за последнее столетие женщины заметно эволюционировали, хехе)

Так вот, резюмируя экскурсию по этой портретной галерее: главным героем пьесы «Идеальный муж» считаю лорда Горинга.

Не потому, что он легкомысленный обаяшка. Не потому, что его сыграли Эдуард Марцевич и Руперт Эверетт (хотя к ним обоим глубокую симпатию питаю). А потому, что лорд Горинг умён, решителен, находчив, благороден и самоотвержен. Именно благодаря его действиям происходят повороты сюжета в пьесе, разрешается конфликт. А вся его напускная безалаберность — не более чем лёгкое опасение показаться лучше, чем он есть на самом деле. И что о нём думают окружающие.

Это подтверждается и речами действующих лиц пьесы. Да, все они красно выражаются и сыплют парадоксами («фирменное блюдо» Уайльда), но лучшие реплики, незабываемые афоризмы, жемчужины элегантного и дерзкого красноречия автор подарил именно лорду Горингу. Рискну предположить, что автор любуется своим персонажем и, словно немного стесняясь этого, спрятал главного героя под личиной «смешного приятеля» ;)

Оценка: 8
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Мне очень нравится читать пьесы Уайльда, — прекрасные диалоги! Всегда есть пара героев, обычно — мужчина и женщина, чьими устами автор демонстрирует блестящее остроумие. Масса перлов! И типажи просто замечательные.

Фильм действительно был хорош!

Оценка: 10
–  [  -1  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Советская экранизация этой комедии была просто Классической! :super:

Оценка: 10
–  [  -3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Любимое произведение у автора. Буду перечитывать и лить слезы ностальгии по своему диплому.

Оценка: 10


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх