Александр Громов «Шаг влево, шаг вправо»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Твёрдая» научная фантастика | «Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика )
- Общие характеристики: Приключенческое | Философское
- Место действия: Наш мир (Земля) (Россия/СССР/Русь )
- Время действия: Близкое будущее
- Сюжетные ходы: Контакт
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Над землей нависла угроза. Страшная угроза, пришедшая откуда-то из далекого космоса. Нечто необъяснимое. Нечто могущественное и безжалостное. Но прежде чем попытаться победить врага — надо понять, что он такое. Как это сделать? Как действовать? Ошибка будет стоить жизни всей расе землян...
Входит в:
— сборник «Всем поровну», 2010 г.
Лингвистический анализ текста:
Приблизительно страниц: 340
Активный словарный запас: очень высокий (3320 уникальных слов на 10000 слов текста)
Средняя длина предложения: 60 знаков — на редкость ниже среднего (81)!
Доля диалогов в тексте: 25%, что гораздо ниже среднего (37%)
Награды и премии:
лауреат |
Филигрань, 2000 // Малая Филигрань (повесть) |
Номинации на премии:
номинант |
Странник, 2000 // Крупная форма | |
номинант |
Бронзовая Улитка, 2000 // Крупная форма | |
номинант |
Интерпресскон, 2000 // Крупная форма (роман) |
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Агроном, 6 сентября 2012 г.
Вроде бы интересный роман неизбитый основной сюжет, хороший язык автора, довольно профессиональное погружение в тему. Но. Качественный фантастический роман с треском портит нудная сопливая мелодрама, идущая параллельно развитию сюжета, скучная, с совершенно предсказуемым финалом «возвращения мужа из командировки», стервозной сволочью женой и конечно же страданиями-метаниями рефлексирующего морального слизняка Главного Героя, последних просто уже неприлично много. Может кто-то мне и возразит, что мол это жизненно и предаёт роману глубины, драматичности и реализма, не знаю, лично мне всей этой унылой и грязной действительности хватает в повседневной жизни, а фантастику я читаю как раз, чтобы от неё отдохнуть.)) Ну да ладно, как бы там ни было, концовку автор всё же вытянул.
Резюмируя, хочу сказать что не очень хорошо знаком с творчеством Громова, но всё же кое-что у него читал. Пофилософствовать его герои конечно любят, но, как говориться, в рамках приличий. Личностно-романтическая линия присутствует, но не настолько паскудная, даже в самых «тёмных» его произведениях, ну и конечно настолько неприятных ГГ я, признаться, не припомню. Вообщем, если вы только начинаете знакомится с творчеством автора, почитайте для начала, что-нибудь другое.
Бывший, 26 мая 2006 г.
Крепкая качественная вещь. Вроде бы и драйва особого нет, и жизненные проблемы героя постоянно напрягают своим реализмом, но очень увлекательно читается и с не меньшим интересом перечитывается.
Эспери Ахэ, 13 июля 2010 г.
Книга легкая и тяжелая одновременно. Постараюсь объяснить. Легкость — в стиле автора, в тонких линиях юмора и оборотов речи « редко встречаемые пигмеи», « магия- фагия» и пр. Сюжет держит в напряжении практически до конца и так и не оставляет читателям всех разгадок.
Тяжелая — от чувства безысходности, которое охватывает уже на середине текста. Тотальное око чипирования, иллюзия «выбора», которого, на самом деле нет. Эпилог, несмотря на внешний «хэппиэнд» — чудесное исцеление от даунизма чего стоит!-несет в себе мрачность. Настя хочет помогать человечество, которое поступает по- свински ( впрочем, как обычно)
Shybzd, 24 сентября 2009 г.
Каждый раз когда уже почти разочаровываюсь в Громове, находится что-нибудь «этакое».
Сначала о плохом.
Начало для автора ужасно стандартное. Фразу «Однажды нам сильно не повезет» можно сделать названием его крупного сборника. Героя, как и всегда положительным назвать сложно. Скорее даже наоборот. Мрачности и беспросветности в книге тоже много.
Поначалу сюжет напоминает немного «Пикник на обочинге» и «Солярис» не в лучшую для себя сторону. Потом «Чуму» Альбера Камю. Потом еще чего-то там.
Теперь о хорошем :smile:
Но потом, после разгадки сущности «монстра» картина меняется. Очень уж идея хороша. Пожалуй даже такой великий скептик в отношении НФ, как Лем, оценил бы эту идею. Она действительно нешаблонна. И наверное даже не столько основная функция «монстра» (хотя и она хороша) сколько его главная особенность
После того как идея озвучена мал-помалу начинают «стрелять ружья» развешанные в первом акте. Все прекрасно сходится и чипирование, и специфика расботы «монстра» и прочее.
И несмотря на некоторые подгонки все очень хорошо смотрится.
И эпилог тоже хорош. «Мораль» в конце отнюдь не кажется искусственной, она вполне на своем месте. И хоть лично мне не хватает еще нескольких теорий (я даже знаю каких) все впрочем и так смотрится довольно неплохо.
AxoNoff, 12 июля 2006 г.
Это был первый фантастический роман, который я в своей жизни прочитал. И нисколько не жалею, что это был именно он. Может из-за него я фантастику и полюбил? ;) Хотя было тяжело поначалу увлечься чтением этого романа. Но терпимо...
Inq, 13 марта 2018 г.
Автор неохотно сообщает, что действие разворачивается в 2010 — 2013 годах. Первый раз читал, когда это было уже вот-вот, но всё же будущее. А сейчас уже давно прошедшее. За эти годы почти всё забыл, вспоминал по ходу, считай заново прочитал. Основной технический прогноз — «подзатыльники», — не оправдался даже отдалённо, с момента начала написания прошло уже 20 (!) лет. «Кэгоны» — на их фоне впечатляющие роботы от Бостон Дайнемикс кажутся примитивными... Автор сильно переоценил скорость прогресса.
По ходу чтения интерес у меня шёл гауссианой — где-то до середины постоянный интерес с небольшим ростом, а после отмены полёта — такой же плавный спад с крутым падением в конце. Концовка очень разочаровала, интригующее начало обещало чего-то эпичного в конце. Написано качественно.
azathoth, 30 июля 2015 г.
Превосходная книга, может претендовать на звание одного из лучших романов Громова. Выпукло, объемно выписан характер главного героя. Нетривиально раскрыта тема «виртуальной реальности» — существование «чипов» практически не сказывается на развитии цивилизации. Комфортная среда обитания для дебилов как отдаленное последствие тенденций постиндустриальной эры — печальный, но вполне прогнозированный вариант. Захватывает описание внутреннего мира «объекта». Коротко: рекомендую к прочтению всем, не только любителям НФ.
P.S. В сети в свободном доступе можно найти аудиокнигу с отличной начиткой. Впечатление от прослушивания потрясающее.
preston, 8 марта 2009 г.
Поначалу воспринималось, как очередной роман об астероиде из космоса. Вся фишка в концовке. И еще. Концовка, несмотря ни на что, достаточно оптимистична. За счет линии ребенка. По крайней мере, нам дают шанс.
Очень сильная вещь.
RedDemonOfPain, 24 ноября 2008 г.
Поразила довольно мрачная атмосфера. У главного героя все складывается совсем не удачно, он не супермен, он обычный человек. Сам сюжет тоже очень увлекателен. Линия же сюжета с дочерью главного героя меня очень тронула. Обычно такого рода «на один раз, но с напряженной атмосферой» я фантастику читаю довольно редко, но эта книга действительно сильно пришлась по душе. Раскусил я ее всего за один день, читается очень легко.
Вывод: серьезная вещь: с ценными мыслями, хорошим сюжетом и классным стилем написания.
Оценка: 9 из 10.
xeax, 21 августа 2015 г.
Вот вроде бы всё отлично, но как-то не поясняет автор — зачем «объект» на планету воздействовал, вызывая на ней всевозможные странности. Или я что-то пропустил.
morbo, 23 сентября 2011 г.
По сравнению с до сих пор прочитанными романами авторства Александра Громова, этот показался мне уж слишком тяжёлым. Уж слишком мрачным оказался мир, в котором происходит действие романа: вживляемые в голову чипы, девочка-даун, измена жены главному герою, религиозные секты монстропоклонников, локальные землетрясения, разрезанные дома, взрослый человек с абсолютно стерильным мозгом, сидящий в глуши на холоде в одном лишь деловом костюме, тщетность попыток не то что противодействовать пришельцу, а хотя бы просто понять — что он такое, откуда взялся, каковы его цели. Несмотря на прозвучавшие под конец книги ответы, все они для меня остались всё-таки неподтверждёнными гипотезами.
видфара, 29 октября 2010 г.
Книга распадается на две неравные части — мы долго продираемся сквозь скучное и маловразумительное начало, вслед за главным героем обречённо готовимся к полёту на Юпитер... и тут Александр Громов словно делает выдох и набирает полную грудь свежего воздуха! Меняется практически всё — ритм, стиль, глубина текста. Роман уже не отпускает читателя до самого финала... Приключения внутри «Монстра» чем-то напоминают раннего Головачёва (в хорошем смысле); а идеи, связанные с этим объектом, надолго застревают в читательском сознании. Конечно, чувствуется, что книга написана в 90-е годы — сейчас Громов пишет более цельные вещи, и получаются они гораздо вкуснее...
mladshi, 27 мая 2009 г.
Странный объект обнаружен в космосе. Он почему-то пытается перекроить Землю на свой лад. Откуда он? Кто его хозяева (и люди ли они)?
Как обычно у Громова, неплохой роман с философским подтекстом. Куда мы идём? И стоит ли пытаться хоть что-то изменить, даже если уже знаешь результат?
Jason, 20 сентября 2008 г.
думаю время на перечитывание этого произведения найти будет ОЧЕНЬ СЛОЖНО, а вот один раз прочитать будет весьма увлекательно! Великолепно сочетается фантастика с повседневным реализмом, затягивающий сюжет, и конечно назидание потомкам, чтоб «сильно не расслаблялись» :)
MarchingCat, 13 февраля 2019 г.
Начал перечитывать романы Александра Громова, те что читал наиболее давно, в те годы что и отзывов на прочитанное не писал, и крепковато уже подзабыл. И этот — один из них.
В этом романе Громов нитью проводит мысль, что мы — чертовски везучие. Ибо прорва факторов должна была сложиться и чтобы зародилась жизнь на планете и чтобы не погибла. Мы постоянно на грани катастрофы. Сперва были под постоянной угрозой природных катаклизмов, естественных, а теперь и рукотворных. И Громов не устаёт повторять, что ОДНАЖДЫ НАМ ЧЕРТОВСКИ КРУПНО НЕ ПОВЕЗЁТ.
В этот раз в романе Громова наш мир близкого будущего сталкивается с загадочным объектом из космоса, создавшего по всей Земле волну аномальных событий, сперва мелких, а затем и угрожающих всему человечеству. Конечно же, к делу подключаются спецслужбы всех стран, у нас — это сотрудники Национальной Безопасности. Именно они пытаются разобраться сперва с аномалиями, а затем и с самим объектом. Что он такое, зачем делает то что делает и чем всё это может закончится.
Как я уже сказал, далеко не лучший роман Громова. Более простенький, что ли, относительно большинства других. Но тоже хорош.
Впрочем, надо понимать, что не лучшие романы Громова на голову выше лучших у многих других авторов).