Александр Громов «Крылья черепахи»
- Жанры/поджанры: Фантастика (Роман-катастрофа )
- Общие характеристики: Психологическое | Социальное
- Место действия: Наш мир (Земля) (Россия/СССР/Русь )
- Время действия: 21 век
- Сюжетные ходы: Стихийные бедствия, природные катаклизмы | Робинзонада
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Кто сказал, что человеческая жизнь — это высшая ценность? Кто сказал, что человек — хозяин Земли? Не придут ли однажды в наш «земной» дом истинные хозяева? Те, что не считают человеческую жизнь высшей ценностью — и способны в любую секунду сказать нам: «Подите вон!» Уйдем ли мы тогда? Возможно. Но — зачем крылья «черепахам», рожденным на Земле, накрепко связанным с ней?! Возможно, мы уйдем. А возможно — и нет!
Входит в:
— сборник «Крылья черепахи», 2001 г.
Лингвистический анализ текста:
Приблизительно страниц: 251
Активный словарный запас: высокий (3127 уникальных слов на 10000 слов текста)
Средняя длина предложения: 58 знаков — на редкость ниже среднего (81)!
Доля диалогов в тексте: 28%, что немного ниже среднего (37%)
Награды и премии:
лауреат |
Звёздный Мост, 2002 // Лучший роман. 2 место ("Серебряный Кадуцей") | |
лауреат |
РосКон, 2002 // Роман. 1 место ("Золотой РОСКОН") | |
лауреат |
Филигрань, 2002 // Большая Филигрань |
Номинации на премии:
номинант |
Бронзовая Улитка, 2002 // Крупная форма | |
номинант |
Интерпресскон, 2002 // Крупная форма (роман) | |
номинант |
Сигма-Ф, 2002 // Крупная форма, романы | |
номинант |
РосКон, 2008 // Премия премий | |
номинант |
Серебряная стрела, 2013 // Апокалипсис века |
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
AxoNoff, 12 июля 2006 г.
Просто классная книга!!! Моя любимая у Громова. Вот не знаю, настолько меня захватили события в этом пансионате, а потом и на этой планете... Из обыденности -> к апокалипсису. К этому мы все и идем, дорогие мои. Не фантастика это... Будущее! Быль.
volkman, 16 июля 2005 г.
Удивительное, ни на что не похожее произведение. Поясняю. Вот простой рабоче-крестьянский писатель едет писать в дом отдыха. У него свои мысли, свои проблемы и это интересно... А в доме отдыха на пустом месте начинается детектив «ограниченного пространства». И это тоже написано живо и интересно. А потом потихоньку начинается полный потоп. Именно потихоньку и самый полный — далее «апокалипсис» — и тоже хорошо написано. А уникальность в очень органичном, незаметном перетекании жанров, несвязанных событий, характеров... Высший пилотаж!
morbo, 27 сентября 2011 г.
С первых страниц роман радует большим количеством разных аллюзий, скрытых цитат, богатым словарным запасом. Не верится мне, что писатель Мухин занимается только коммерческой беллетристикой и ничего стоящего за свою жизнь не написал. Это очень эрудированный человек с живым умом. Видимо таков и сам Громов, т.к. уровень сложности мышления персонажей всё-таки ограничен сверху уровнем сложности мышления писателя. Если писатель глуп, у него и не получится такой персонаж. Феликс тоже весьма хорош.
Чтение неторопливое, оно не столько требует терпения, сколько увлечённости и желания замечать и интересоваться вещами, упоминаемыми в книге. Эту книгу нужно читать, имея под рукой энциклопедию и интернет — настолько много упоминается различных вещей, которые обывателю совершенно неизвестны. География, геология, минералогия, астрономия, мореплавание, литература. Роман можно сравнить в общем-то с довольно простым блюдом, однако очень оригинально приправленным. Читая роман наслаждаешься не самим блюдом, а его приправой. Уверен, что не распознал и 80% различных скрытых цитат и аллюзий.
Недостатков мало, но они есть. Письменная речь Лёни не отличается от его устной речи, хотя люди редко переносят на бумагу слова-паразиты, каковым у Лёни являются слова «и всё такое». Голодные люди быстрее устают и вообще становятся со временем вялыми и неразговорчивыми. Некоторые от голода становятся злыми. В романе же изменение настроения людей никак не передано, кажется что они столь же бодры и веселы как в начале романа. Особенно это касается маленького мальчика Викентия.
Что касается открытой концовки... А чего вы хотели прочитать в тетрадке, которую нашли в канистре, плавающей в море? Чтобы там всё до конца было написано? Как последний оставшийся в живых доедал своих товарищей и дописывал летопись уже подыхая от голода? Я лично вообще удивляюсь, как Мухин делал последние записи на плоту, да ещё попав под ливень, шедший целую ночь. Да и не нужна такая людоедская концовка, открытая лучше — она дарит хоть какую-то надежду на хорошее будущее, хотя умом понимаю, что скорее всего они все умерли — например развалился плот во время шторма и все утонули. Но об этом написать было бы уже некому.
Рекомендую роман любителям неторопливого и вдумчивого чтения.
LAN, 17 декабря 2007 г.
Очень интересная версия апокалипсиса в форме всемирного потопа на отечественном фоне. Читается легко, колоритные герои, нестандартные громовские идеи...
Но неужели только мне кажется, что прямо-таки напрашивается продолжение (в форме, может быть, робинзонады или чего-то более оригинального)???
Dan-Master, 9 января 2009 г.
Очень неординарное произведение! Непохожее на 99 % произведений. Главное преодалеть первые 50 страниц книги, которая в начале кажется серым убожеством. Но дальше словно пелена спадает с глаз! А книга подобно матрешке выдает все новые и новые нетривиальные продолжения,перетекая из жанра в жанр, все туже закручивает узлы происходящего! :appl: Очень рекомендую!
unkas, 9 ноября 2008 г.
Человек сгинет с лица Земли без всякой ядерной войны — сам себя угробит,своим измывательством над планетой. А там-потоп ли,вулканы ли,цунами-не суть важно.:dont::dont:
lith_oops, 23 сентября 2009 г.
Очень вдумчивое чтение. Если, допустим, у вас есть кресло-качалка и камин, а также трубочка с табачком и бокальчик вина, а также время и настроение порефлексировать, то вы вполне получите от книги удовольствие. А я читала урывками, оттого не пошло.
В целом у Громова с интригой неважнец, и Крылья — не исключение. Книга состоит из двух частей, где первая — привет старушке Агате и ее негритятам, а вторая, собственно, апокалипсец. Вторая мне понравилась определенно больше, хоть она и рваная, скомканная и, кстати, гораздо более интригующая. Развязка суперская, хоть и открытая. Можно бы чуточку и дописать, но тогда это был бы не Громов.
Читать, определенно читать, но только при наличии «часу i натхнення». :gigi:
xeax, 21 августа 2015 г.
Очень нестандартный формат. 2 раза бросал. В итоге конечно неплохо, но очень уж странно выглядит описание катаклизмов. Думаю при таком сильном нарушении природного баланса эффекты были бы поинтересней простого «наводнения». Да и почему сразу никто не обнаружил странные гейзеры по всему земному шару, а говорилось изначально лишь про наводнение? Ладно они бы только на дне океана открылись, тогда ясно, но ведь на «островке» тоже.
GrininSM, 14 сентября 2012 г.
Очень странная книга. Много в ней не понятно.
Сны Мухина о доме, за которым начинаются «дурные земли» — не совсем понял к чему они здесь и какая связь у них с основным повествованием.
Загадочные хозяева Земли — кто они, если они есть (похоже на обычные фантазии, типа нанопитеков), а если они, и правда, есть откуда про них узнал убитый мафиози.
Эдакий «еле-еле» апокалипсис.
Stout, 14 февраля 2010 г.
Апокалипсис у каждого свой. По мне у Громова он получился довольно неопределенным. Интригующее начало размыто талым снегом потопа. Порой достаёт «лубочность» диалогов. Зато самобытная атмосфера, наши люди и характеры.
Vendorf, 15 сентября 2008 г.
Интересный взгляд на жизнь человека на Земле. Всемирный потоп представлен не с привычной стороны — стороны Ноя, а со стороны одного из тех, кто погиб в потопе. Дейтсвительно, похоже на Стругацких, но это многоточие в конце романа немного оставляет осадка незаконченности...
amak2508, 25 июля 2008 г.
Роман с вполне традиционным сюжетом — борьба оказавшейся обособленной от остального мира группки людей за свое выживание. Тот же «Таинственный остров» Жуль Верна, только акценты по иному расставлены. И фантастикой-то его назвать трудно — тут всего лишь одно фантастическое допущение (правда основополагающее) — о современном всемирном потопе. А так — рядовой приключенческий роман с элементами детектива. Неплохо написанный, правда в первой половине, пока интрига только разворачивается, несколько нудноватый. Но читается хорошо, герои запоминаются и, самое главное, им сопереживаешь. Оценка где-то на середине между 7 и 8. Была бы выше, но немного разочаровал простой и достаточно предсказуемый финал (или его отсутствие, если хотите).
NikolaSu, 28 апреля 2012 г.
И кто загнал Громова на эти галеры? С чего он начал писать детектив? Готовит почву для смены своего жанра? :)
Первая половина книги — чистый детектив без малейшего следа фантастики. Причем детектив классический, наиболее нелюбимый мной вариант «убийство в запертом доме». И началось расследование: кто-где стоял, кто-что делал, кто-что видел, кто-кого видел? Нудно и скучно. Я уже было хотел бросить книгу на середине, но хорошо наводнение началось.
Во второй половине виден настоящий Громов. Читать становится очень интересно. Опостылевшим героям начинаешь искренне переживать и сочувствовать.
Очень неровный роман. Может первую половину автор написал, чтобы раздуть повесть до размера романа?
видфара, 26 декабря 2010 г.
Наверное, это самый туманный (в прямом и переносном смысле) роман Александра Громова. Ясно только одно: авторская позиция. «Нам по гроб жизни хватит одного-единственного чуда» (с) Минимальное фант.допущение, невнятно объясняемое по ходу извилистого сюжета.
О сюжете лучше самого автора не скажешь: «Чем вообще закончится эта история? Начавшись как неправильный детектив, продолжившись как групповая, а стало быть, тоже неправильная робинзонада — в какой жанр она уклонится завтра? В путевой очерк?...В современный сиквел древней байки о Всемирном потопе? В морской роман в духе Мариэтта или Саббатини? Ох, не хочу...»(с)
И от этого «не хочу», сказанного устами альтер эго Громова — писателя Мухина — получили мы такой сверхоткрытый финал. Буквально на все четыре стороны! Что тем более обидно в виду открывающихся перед героями и всем человечеством в целом мрачных перспектив.
Эх, приехал бы в санаторий не детективщик, а фантаст! Совсем другой бы вышел коленкор. Так то читать, конечно, интересно. Картинка выпуклая получается, персонажам (и автору) веришь и даже сопереживаешь. А судьба похищенного изумруда ближе к финалу и вовсе захватывает! Но уж больно медленно всё раскручивается. И совсем не «выстрелила» параллельная история про дом у дороги и его обитателей, которая снится Мухину. Автор ведь неспроста вставил её в роман...:val:
alex33, 4 сентября 2011 г.
Настоящее… Писака-детективщик отправляется на отечественную базу отдыха, чтобы в провинциальной тишине накрапать очередной одноразовый романчик. Впрочем, уже на следующий день после приезда ему становится не до этого… Происходит убийство… И внепланово начинается весенний паводок невероятных масштабов…
Роман-катастрофа с детективным сюжетом. А может быть наоборот – детектив в антураже апокалипсиса. Впрочем, обе составляющие романа получились не совсем чёткими. Детектив в стиле в стиле Агаты Кристи получился не очень интригующим. Персонажи прописаны хорошо, но сюжет какой-то надуманный и незатейный, а развязка совсем потерялась и не принесла удовлетворения от прочтения. Водный апокалипсис прописан подробно и с нарастающим азартом, но обидно закончился открытым финалом. Линия «дом у дороги» вообще потерялась. Отмечу лёгкость чтения и некоторую писательскую самоиронию в стиле Громова.
Итак, уже не в первый раз неплохо оцениваю Громова – писать умеет, но романы получаются какие-то не цельные. Фантазия у автора есть, но не хватает крепкой арматуры для связки сюжета романов. Мне нравятся романы в стиле реализма с минимальным фантастическим допущением. Вот плюнул бы автор на линию «10 негритят» и сосредоточился бы только на апокалипсисе, то возможно получился захватывающий роман-катастрофа.
Читать рекомендую любителям лёгкой, но неглупой фантастики.