FantLab ru

Уильям Питер Блэтти «Изгоняющий дьявола»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.12
Голосов:
623
Моя оценка:
-

подробнее

Изгоняющий дьявола

The Exorcist

Другие названия: Экзорсист

Роман, год; цикл «Экзорсист»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 92
Аннотация:

Сюжет повествует о событиях, происходящих с 12-летней Риган МакНил. Начавшийся с легких приступов странный психоз пугает окружающих. Ее мать ищет выход из сложившейся ситуации, и находит помощь в лице молодого отца Карраса. Но даже он не представляет себе, с чем им предстоит столкнуться.

Примечание:

На русском языке роман очень часто публиковался в связке с «Ребенком Розмари» Айры Левина.

Также публиковался в журнале «Смена», 1991, №№ 2-3.

На украинском языке опубликован под названием: БЛЕТТІ Вільям Пітер. «Екзорсист» в ж. «Всесвіт» 1987. № 9.


В произведение входит:

8.17 (12)
-

Обозначения:   циклы   романы   повести   графические произведения   рассказы и пр.


Входит в:

— цикл «Экзорсист»

— антологию «Антология ужасов. Том 4», 1991 г.

— антологию «Отверженный дух», 1992 г.

— антологию «Изгоняющий дьявола», 1991 г.

— антологию «Изгоняющий дьявола», 1991 г.

— журнал «Cemetery Dance, Issue #62, November», 2009 г.


Экранизации:

«Изгоняющий дьявола» / «The Exorcist» 1973, США, реж: Уильям Фридкин



Похожие произведения:

 

 


Изгоняющий дьявола. Знамение. Дэмьен
1991 г.
Антология ужасов. В четырех томах. Том 4
1991 г.
Изгоняющий дьявола
1991 г.
Изгоняющий дьявола
1991 г.
Кровавая паутина
1991 г.
Экзорсист
1991 г.
Отверженный дух
1992 г.
Изгоняющий дьявола
1993 г.
Изгоняющий дьявола
1993 г.
Экзорсист. Легион
1995 г.
Изгоняющий дьявола
2002 г.
Изгоняющий дьявола. Ребенок Розмари
2002 г.
Изгоняющий дьявола
2004 г.
Дилогия об изгоняющем дьявола
2005 г.
Изгоняющий дьявола
2016 г.
Изгоняющий дьявола
2017 г.

Издания на иностранных языках:

The Exorcist
1971 г.
(английский)
Cemetery Dance, Issue #62, November
2009 г.
(английский)
Екзорцист
2018 г.
(украинский)





Доступность в электронном виде:

 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  15  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Дьяволу нужно, чтобы мы сами себя считали недостойными.

У.П.Блэтти «Изгоняющий дьявола»

Это случилось внезапно. Вдруг маленькая добрая девочка превратилась в кошмарное чудовище. Никто не мог понять, что же с ней. Мать, убежденная атеистка, загоняла дочь по клиникам, колола различные препараты, которые якобы должны были помочь дочери. Но той становилось с каждым днем все хуже и хуже. И вот наступает тот момент, когда Крис Макнейл совершенно от безысходности решается обратиться к священнику. И, в конце концов, убеждает его, что нужно провести обряд экзорцизма.

Что такое экзорцизм? Это обряд изгнания демонов и злых духов из человека. Экзорцизм практиковали во все времена и во всех религиях и практикуют по сей день. С другой стороны, в это очень трудно поверить. Как много вы знаете реальных историй изгнания демона из тела человека? Наверно я не ошибусь, если скажу, что ни одной. В наше время мало кто верит в эти истории. С научной точки зрения – это всего лишь психическое заболевание. Но знаете, самое главное достижение дьявола состоит в том, что он заставил нас поверить, что его нет. «Дьявол постоянно сам себе создаёт рекламу. Он везде, он всюду совершает сделки». А он ведь избирателен. Как правило, объектами одержимости становятся девочки лет 11-16.

Название многообещающее, но сама по себе книга не страшная. Однако размышления автора о религии и вере в частности заставляют задуматься. Существует ли Бог? Если да, то почему он допустил такое с совершенно ни в чем не повинным ребенком? Крис Макнейл сама отвечает на этот вопрос: «Вот вы обращаетесь к Богу. Представьте, сколько он должен отдыхать от наших просьб и молитв, чтобы они ему не надоели, если он, конечно, существует».

В 70-е годы эта книга взбудоражила общественность. В то время это были довольно-таки смелые мысли.

Оценка: 9
–  [  12  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Сначала нужно уяснить одну деталь: своей популярностью роман Блэтти, в первую очередь обязан грамотному пиару, что дескать в книге описан подлинный случай экзорсизма, а вовсе не каким-либо литературным достоинствам. Сама книга выстроена очень непропорционально: чрезмерно затянутая прелюдия, практически молниеносная кульминация, и столь же мгновенный финал. Напряжение отсутствует как класс, ужасы в основном, ограничиваются, пардон опорожнением кишечника и дьявольскими словесными скабрезностями. Роман Блэтти — типичный пример триумфа автора-однодневки, который выезжает на сенсационной (по тем временам) тематике, полностью игнорируя такие достоинства, как язык и собственно сюжет, кои смотрятся весьма бледно. Сегодня «Экзорсист» представляет собой литературный раритет докинговских и добаркеровских времен — книгу, которую можно прочитать лишь в качестве спортивного интереса, дабы узнать, ради чего в свое время поднималась такая шумиха. Но еще лучше не экспериментировать и сразу перейти к более качественным образцам, вроде уже упоминавшихся мной выше Кинга и Баркера, Рамси Кэмпбелла или Айры Левина c его «Ребенком Розмари».

Оценка: 5
–  [  12  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Современня наука, психиатрия, разум, ratio оказываются бессильными перед тем, что таится в глубинах человеческой души.Блэтти написал, скорее, религиозный, почти что документальный роман, посвященный обряду экзорцизма, проводящегося в католической церкви. Одноименный фильм реж. У. Фридкина с великим Максом фон Сюдовым принес книге всемирную славу, однако роман Блэтти хорош сам по себе, как литературный артефакт. Кроме того, как часто бывает даже при успешной экранизации — в фильме оказались смазанными несколько нюансов, весьма существенных для адекватной оценки замысла автора. Так что рекомендую читать книгу и смотреть фильм.

Оценка: 9
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Желанием читать эту книгу я не горел. Фильм не произвел большого впечатления, хоть я и признаю, что он качественный. Те отзывы, что приходилось слышать про исходный роман, восторгами не исходили. Напротив, люди сходились на том, что фильм намного превосходит заурядную книгу. А Стивен Кинг в своей «Пляске смерти» и вовсе обозвал «Изгоняющего дьявола» Блэтти «неподъемным трактатом» (что настроило меня на определенные сложности языка и стиля книги).

К большому удивлению, язык и стиль у книги как раз-таки настолько несложные, что диву даешься. Очень простые короткие предложения. Блэтти не описывает в долгих подробностях буйства одержимой девочки. Нет, у него железный принцип «краткость — сестра таланта». Поэтому что бы не вытворяла одержимая демоном девочка — а вытворяла она много ужасных вещей — сообщаться об этом будет абсолютно будничным тоном, как при документальном отчете. Впрочем, это даже придает произведению дополнительной жути — ощущение, что слушаешь рассказ очевидца, который пытается успокоиться после виденного ужаса и рассказать о нем, не впадая в истерику — а у самого сердце ещё леденит...

Вторая особенность книги — обилие диалогов. Их очень много, и коротких бесед среди них почти нет. Редко-редко диалог займет хотя бы пять абзацев. Обычно он тянется на страницу, на пару страниц. И что примечательно — вся эта болтовня персонажей (не только беса и священников, но и просто светские беседы на вечеринках!) обладает странным обволакивающим действием. Так затягивает, что когда персонажи замолкают, об этом даже жалеешь. Бес, вселившийся в несчастную Регану Макнейл, не только рычит, блюет, вращает головой на 180 градусов — он ещё обожает словесные баттлы и умело «троллит» иезуита, разочаровывающегося в своей вере, душа которого полна сомнений. И весь этот троллинг — отвратительный, изобретательный — захватывает почище, чем проделки демона «во плоти».

Касательно иезуита. Очень интересный персонаж, причем книжный Каррас понравился мне больше Карраса из фильма. За счет того, что книга обладает даром, недоступным кино — полностью раскрывает внутренний мир персонажа, всех его демонов. Некоторые читатели жалуются. что вся книга «Изгоняющий дьявола» — нудные душевные метания священника. А лично мне больше всего понравились как раз они! Борьба между верой и безверием в душе Карраса, на которую по-разному влияют его словесные дуэли с бесом. Я сам не особенно религиозный человек, но право же, становилось грустно, когда чаша этих символических весов склонялась к отметке «безверие». При том что вид одержимого человека, казалось бы, обязывал чашу наклониться совсем в другую сторону.

В общем — написанный очень простым языком (не исключено, что постарались и переводчики) религиозный хоррор, где персонажи ведут долгие беседы чаще, чем борются с бесом, но при этом их разговоры захватывают почище физиологических ужасов. Плюс более яркое, по сравнению с фильмом, погружение в душевный мир Карраса и несчастной матери Реганы, вынужденной созерцать превращение дочери в монстра (только жаль, что не показан внутренний мир самой Реганы в период одержимости — это было бы интересно....) Прочитал книгу легко, тяжеловесного трактата в ней не увидел, персонажам сопереживал, хотя по фильму уже знал, кто доживет до финала, а кто отправится в мир иной. Понравилось. Даже перечитал.

Умный психологический хоррор, который может разочаровать любителей экшена, но должен подойти всем любителям хоррора вдумчивого, не гоняющегося за внешними эффектами.

Оценка: 9
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Перед прочтением книги я сомневался стоит ли читать? Но взяв книгу в руки и прочтя страниц 40 я понял что стоит!

На мой взгляд очень сильное произведение, как психологически, так и по степени напряженности. Автор мастерски, по ходу сюжета нагнетает обстановку, погружая читателя в тот ужас с каким пришлось столкнутся бедной девочки и ее матери. Отлично показана степень изменения ребенка в жуткое сторону, как с каждым днем, безобидное дитя, превращается на глазах в нечто другое и чудовещное, совершенно чуждое этому миру.

Во время прочтения книги я испытывал довольно сильные имоции. Книга вызывает если не страх, то психологическую напряженность точно, а значит автор добился своего и сделал очень качественный мистический триллер!!!!

Оценка: 10
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Кхм, почитал я сейчас отзывы и поразился: я что, почти единственный, на кого книга не произвела никакого впечатления? Нет, согласен, роман стал культовым, но это, пожалуй, благодаря качественному фильму, намного превосходящему первоисточник по накалу, а также удачной рекламе, говорящей что-то вроде: «Книга, написанная на основе реальных событий! Не пропустите!» И люди, словно загипнотизированные этим призывом, как зомби из фильма Ромеро, шли в книжные магазины... И зря, поскольку книга не представляет из себя ничего, кроме тягомотного, невероятно затянутого нечто, завёрнутого в жанр ужасов; напоминает длиннющий психиатрический отчёт, переполненный весьма мерзкими подробностями. И что это? История, написанная по реальным событиям? Если так, буду удивлён, если узнаю, что её герои не умерли от скуки, ожидая, когда же наконец вся эта муть разрешится.

Ладно, а теперь серьёзно. Не скажу, что зря Уильям Питер Блетти подался в писатели, но вот редактора он себе выбрал явно не самого удачного. Ибо вряд ли хороший редактор проявил бы инициативу выпустить эту книженцию в том виде, в каком мы её теперь с вами читаем. Из крепких кирпичей Блетти построил нелепый особняк, а прораб попросту не обратил на это внимание. А жаль, ведь книга могла получиться гораздо, гораздо лучше, быть может даже интересней собственной экранизации. А так... Короче, лучше смотрите фильм, отложив роман до тех пор, когда станет уж совсем нечего читать. Поверьте, многого вы не потеряете.

Оценка: 7
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

По своей затее роман очень даже неплохой. Попытка проанализировать вопрос, действительно ли все психические заболевания — это просто болезни мозга, или же некоторые из них можно объяснить лишь реальным порабощением воли человека иным, сильнейшим сверхъестественным разумом. Похвально, что автор сделал очень большой акцент на том, что потусторонние силы не боятся всяких средневеково-предрассудочных артефактов, типа святой воды, распятий, серебра и прочей белиберды, а бороться с ними может лишь человек, вооруженный сильной верой и глубоким жертвенным человеколюбием. В произведении очень много места отводится для рассуждений о научной стороне психических болезней и понятия одержимости. Притом настолько много, что книгу более можно назвать научно-религиозной дискуссией в художественном оформлении, чем чистой мистикой. Но читать это интересно даже сейчас, так как и по прошествии 50 лет после написания «Экзорциста» наука так и не расставила все точки над «i», пытаясь пояснить источник многих заболеваний псхики.

Но концовка несколько смазана. Сам по себе такой финал — это самый потрясающий и глубоко значимый момент всей истории. Но он столь смутно прописан, что, признаюсь, если б не смотрел фильм, то так бы и не понял в чём суть поступка и почему же случилось именно так.

Но это не единственное полуабстрактное место тут: некоторым событиям была дана команда старт, но они что-то не добежали до финиша — затерялись на просторах книги. К примеру, мы так и не узнаём, кто был осквернителем храмов, а о том, почему краска с клюва птицы Рэганы была идентична следам, оставленным вандалами, можем только догадываться.

Также странно, что Блэтти пытается выдать за научный факт всякие гипотезы. Например, он заявляет, что явление телекинеза в психиатрии пояснивается некими энергиями, выделяемыми подсознанием. Даже сегодня наука однозначно относит это к области маго-фантастики, а тем более 50 лет назад.

Впрочем вцелом книга оставляет приятные впечатления, хотя, думаю, будет более интересна любителям пофилософствовать о смысле бытия, чем поклонникам мистических злоключений.

Оценка: 7
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Отличный роман с интересным и интригующим сюжетом, книга очень легко читается. Единственное что мне не понравилось, это то как автор описывает самих священников, которые по его описанию очень умные и продвинутые люди, но в то же время очень религиозные, на мой взгляд в реальности это очень маловероятно.

Оценка: 9
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Насмотревшись многочисленных фильмов об экзорцизме, я решил, что пора что-нибудь прочитать на эту тему. Выбор пал на «Изгоняющего дьявола» (оценки и хвалебные рецензии стали основой для выбора).

Начну с того, что бросается в глаза сразу. Язык повествования мне совершенно не понравился. Обычно я выделяю два типа языка: распространенный и газетный. Первый – красивые описания, ясная картинка. Порой из этого получается нагромождение текста, но это частный случай. Второй – газетный – сухие описательные предложения с минимумом цветистости и эпитетов. Частный случай – «Изгоняющий дьявола». Давненько я не видел таких рубленых предложений, сумбурно напиханных в абзацы, составляющие непропорциональные главы. Порой мне казалось, что я читаю не то черновик, не то сценарий для фильма. И такое ощущение держалось ровно до середины книги. Я уже подумывал о том, что пора отложить данное произведение в сторону и забыть о нём. Но малый объём заставил читать дальше. Кстати, именно благодаря такому стилю текста читается книга легко.

Ближе к середине действительно становится интересно. Моменты, когда бес давал о себе знать, выглядят колоритно. Посильнее 90% подобных сцен из фильмов. Немного жаль, что автор, как мне кажется, вкладывал всего себя только в подобные моменты.

Немного о героях. Они совершенно картонные. Давно я не встречал подобного слабого описания образов. Крис – типичная кинозвезда, которая не сильно уделяет внимание своей дочери. И лишь когда беда приходит в дом, Крис «просыпается». Рэгс, дочь Крис, вовсе незаметна, ибо ее роль – это проявление беса. Священник Демиен – вот тут поинтереснее, но, опять же, картонно, немногословно. Демиен вызывает симпатию, но автор очень скуп на прописание его характера. На этом герои почти закончились. Остался нелепый детектив, который, судя по всему, до жути нерешительный и замкнутый. Самое оно для детектива, ага.

Но самое главное в книге – это именно бес. Мне понравилось трансформация идей и мыслей героев вокруг Рэгс. Сперва всё было рациональным, а потом всё ушло в интуицию и слепую веру с надеждой. А как может быть иначе, когда происходит подобное?

Финал – скомканный. Возможно, кто-то назовет его хэппи-эндом. Но я так не думаю.

Заключение: роман на интересную тему. Именно бесовство – лучшее, что есть в книге. Но скучнейший язык и отсутствие интриги убивают на корню всё, что есть из плюсов. Не стану советовать эту книгу кому-нибудь к прочтению.

Оценка: 6
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Блэтти, Зельцер, Левин — три автора оказавшиеся на волне успеха в период смутного времени 70-х годов. Маскируя общественные волнения под маской самого страшного образа — Сатаны, они мастерски изобличают все недостатки общества, которые были обострены на тот момент.

Следом за нашумевшим романом «Ребенок Розмари» А. Левина, Блэтти выпускает «Изгоняющий дьявола», который мгновенно овладевает умами людей. Кто-то ищет в нем подоплеку общественного характера, кто-то же наслаждается идеально прописанными персонажами и сюжетной линией несвойственной литературе ранее.

На мой субъективный взгляд данное произведение явилось и остается самой лучшей работа автора. Последовавшее за ней продолжение будто кануло в Лету, не оставив ни малейшего намека о своем существовании.

Моя оценка 10.

Книга в которой каждый найдет для себя что-то свое. Кто любит мистику и ужасы будет просто в восторге, тот кто предпочитает качественный язык повествования и плавное развитие сюжетной линии, тоже не останется обделенным.

Оценка: 10
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

История создания романа восходит к реальному делу, произошедшему в небольшом городке штата Мэриленд. В новостной заметке сказано, что 2 священника-иезуита произвели обряд экзорцизма над мальчиком, который по их мнению был одержим. Мальчик в припадках разговаривал на латыни, которую не мог знать или случайно услышать, обладал нечеловеческой силой, а кровать под ним двигалась.

Вдохновившись этой историей, автор пишет один из главных хоррор-романов. Главным героем является священник Каррас. В самом начале мы узнаем, что он возвращается из дальней и опасной командировки, куда отправлял его священный совет. Он экзорцист, человек который по воле долга борется со злом с помощью креста и молитв.

Молодая женщина находит Карраса и просит его осмотреть свою дочь, предполагая что та одержима. Это случается крайне редко, поэтому Каррас пытается отказываться, но мать рассказывает об ужасных вещах и священник соглашается посмотреть.

Весь роман — это, по сути, сплошная борьба со злом в комнате маленькой девочки, внутри которой поселился зверь, зверь хорошо знакомый священнику Каррасу. Очень атмосферная книга, пропитанная страхом и надеждой.

Оценка: 6
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Не страшный.... Ну, не знаю-не знаю. На момент прочтения мне было 15-16 лет, и мне он показался запредельно страшным. Я спала с Библией под подушкой, чтобы в меня не вселился бес. Ведь там ясно говорится, что не существует видимых причин овладения человека дьяволом. И эта хроникальная манера повествования ( на этой манере выехала и «Ведьма из Блэр»). Очень страшное произведение ИМХО, в ту эпоху мне еще страшным показался «Омен» и книга, и кино.

Оценка: нет
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

При столкновении науки и религии в этой книге побеждает религия. С точки зрения современной психологии, я думаю, у девочки серьёзное психическое заболевание и его бы лечили так, как лечат сейчас. Хотя, с моей точки зрения, лечат не очень-то успешно...Но это уже отступление. В книге другой взгляд на проблему: привлечён специальный священник. Не просто «поп с крестом и святой водичкой», как любят изображать в современных киноужастиках, которого никто, как правило, не боится, а священник, для которого изгнание дьявола — профессия. Это заслуживает внимания.

Сама книга — конечно же ужастик, но это не главное ее достоинство.

То, что совершала бедная девочка меня, как верующего человека, просто ужасало...

Оценка: 10
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Книга показалась мне довольно скучной. Действия крайне мало — бесы захватывают тело девочки, и всю книгу девочка привязана к кровати, а бес изрыгает проклятия (которые в наше время не удивляют и без того пресыщенные бранной речью умы), плюется, ходит под себя и иногда поднимает кровать в воздух. Более почти ничего не происходит. Разумеется, роман — о борьбе в душе священника, но по большому счету эта борьба сводится к «Болезнь ли это, аль в самом деле нечистый?». Полкниги священник сомневается, прочесывает литературу, опрашивает людей, почти не контактирует с бесом, а потом резкая кульминация — и конец книги. Наверное, я просто перечитал мистики и ужасов, но этот роман не произвел на меня должного впечатления.

Оценка: 6
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Признаться, я брался за эту книгу ни один раз и всегда соскакивал после первого же десятка страниц. Причина? Причина в том, что, по-моему, автор больше сценарист, чем писатель. Его язык холоден и сух – иногда даже (поначалу) в тексте явственно чувствуется тень сценария и не хватает только слов типа «затемнение», «крупный план» и так далее… В этом – минус. Конечно, когда действие разворачивается во всю – этот стиль становится очень даже уместным, такая холодная расчётливая констатация ужасных событий. В общем, умение сценариста в какой-то момент даже «тащило» – разветвлённый сюжет, в котором герои сходились и расходились, создавая какую-то общую картину пришествия зла; умело созданные персонажи (даже второстепенные, особенно Киндерман – ведь правда же он не уступит по харизме образному киношному Коломбо?); яркие сцены. Для меня этот роман с идеями, с мыслями (как дьявол, по сути, укрепляет веру Карраса, даже делает из него мученика, героя) и их много – отдельно впечатлило расследование Карраса, целью которого было определить, действительно ли девушкой завладел бес – для меня это был самый изюм, совершенно нехарактерный для подражаний, тем более киношных; хорошая психологическая линия и долгое сомнение, бес это или психическое расстройство (с этим медицинским исследованием тоже). Он, роман, был полон мыслями и находками, но были они (ИМХО) как-то недоразвиты, будто специально, чтоб только влезли в хронометраж будущего гипотетического фильма – и не более. Объёма, конечно, не хватало. Не хватало атмосферы и, самое главное, хорошего литературного языка, уж слишком прост (сценарист всё же) был язык. А ещё немного раздражало когда автор пускался в подробности, типа «Каррас взял такси и поехал туда, потом пошёл туда, прошёл мимо того-то», мне кажется это было совершенно лишним, как будто автор просто не знал как и чем занимать место между сценами, как делать между этими сценами переход… Одним словом, роман меня не напугал, но был многими вещами любопытен (мысли и находки-то были шикарны!), хоть и останется в моей памяти, наверное, тем случаем, когда сценарист (судя по всему замечательный сценарист – но сценарист до мозга костей) пишет книгу, а не сценарии… Да, это веха, порадевшая последователей (а уж кинопоследователей-то одних было о-го-го!), да, многие вещи стали потом едва ли не штампами, да, меня поразило это расследование и долгое терзание, что же это, болезнь или бес, да, отлично вылеплены персонажи – но языка, атмосферы, вот именно мастерства человека пишущего книги, повести, рассказы, а не сценарии этого мне тут не хватало, очень не хватало.

Оценка: 7


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх