FantLab ru

Брендон Сандерсон «Тени истины»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.33
Голосов:
402
Моя оценка:
-

подробнее

Тени истины

Shadows of Self

Роман, год; цикл «Двурожденные»

Жанрово-тематический классификатор:
Аннотация:

Развитие демократии и технического прогресса на Скадриале повлекло за собой связанные с этим проблемы — рост социальной напряженности, недовольство рабочих, коррупцию в правительстве и столкновения представителей разных религий.

Вакс Ладриан и его друзья Уэйн и Мараси противостоят неуловимому врагу, который, меняя обличья, совершает жестокие убийства, сея в обществе смуту и стремясь повергнуть многомиллионную столицу в хаос.

Входит в:

— условный цикл «Космер»  >  условный цикл «Скадриал»  >  цикл «Двурожденные»


Награды и премии:


лауреат
Неффи / Neffy Awards, 2016 // Роман

Номинации на премии:


номинант
Гудридс / The Goodreads Choice Awards, 2015 // Фэнтези (18 171 голос)

номинант
BooktubeSFF Awards, 2016 // Роман

Похожие произведения:

 

 


Тени истины
2017 г.

Самиздат и фэнзины:

Двурожденные
2019 г.

Издания на иностранных языках:

Shadows of Self
2015 г.
(английский)
Shadows of Self
2015 г.
(английский)





Доступность в электронном виде:

 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  10  ]  +

Ссылка на сообщение , 22 ноября 2017 г.

История мира Пепла и Стали началась для нас в момент, когда кучка неудачников решилась на небывалое: свергнуть тысячелетнего тирана, перевернуть весь мир, чтобы на его костях построить новый. Может быть, если повезет. Поскольку никто из разношерстных участников так далеко не заглядывал: одних вела просто ненависть, других — любовь к авантюрам, третьи вообще просто случайно оказались в центре событий и безвольно плыли по течению. Но ведь получилось же, хотя и не совсем так, как планировалось. И уж вряд ли герои планировали тогда, что наступят времена, где они почитаются как боги, и уж тем более не планировали, что несправедливость, ради уничтожения которой они пожертвовали столь многим, даст новые уродливые побеги.

Сразу сделаю небольшое отступление: со времени первого романа Сандерсон вырос как автор, превратившись из подающего надежды литератора в признанного и маститого мастера фэнтезийного жанра. Соответственно изменилось и написание. И самое приятное в том, что автор уяснил, что как бы ни были любимы читателям герои или занимателен мир, для поддержания интереса постоянно необходимо предлагать нечто новое. Или старое, но в новой упаковке. Стоять на месте, кормить читателя нудными диалогами, заставлять героев заниматься самокопанием и самоистязанием – своими руками рыть глубочайшую могилу своему великолепно прописанному и продуманному до мельчайших деталей миру и всем населяющим его героям и злодеям. Также не рекомендуется принуждать читателя проходить тяжкий путь, не предлагая передышку в виде отложенного чтения без каких-то фатальных последствий для понимания сюжета.

Позволю напомнить, что предыдущий роман вполне мог бы стать и законченным произведением. Вакс Ладриан и его друзья Уэйн и Мараси благополучно выпутались из всех передряг и получили заслуженную награду. Маячила на горизонте некая тайна, но не появись следующий роман, вы бы прекрасно жили и без ее раскрытия. И это очень неплохо, учитывая, что между изданиями частей сериалов у нас иногда проходит полжизни. В таких условиях появление продолжения становится приятным сюрпризом, а некая завершенность и самостоятельность частей не заставляет судорожно вспоминать, что там было до этого и кто все эти люди. И не волноваться, где купить или достать Часть первую, чтобы не чувствовать себя неловко. Сандерсон к счастью научился мастерски обходить этот вопрос, ненавязчиво напоминая(рассказывая) по ходу действия важное, и опуская второстепенное. Потому читать можно с любой части, просто получая удовольствие от истории.

А она, эта история начинается(продолжается- кому как)опять с расследования таинственных событий. Не спокойно в землях обетованных, оставленных в наследство великими героями своим потомкам. На современном языке подобное называется «кто-то раскачивает лодку», что подразумевает, что некто аморфный и неуловимый стремится нарушить хрупкое равновесие в обществе. Слух, интрига, сомнение, утечка информации, точечное действие – все пущено в ход, чтобы посеять рознь, неприязнь и вражду. Умелые действия и не менее умелая подача информации всегда могут раздуть один факт до масштабов национального бедствия, одно неумное слово до размеров признанной идеологии, что приводит в итоге к потрясениям и изменениям мирового масштаба. Тем более, что в мире Пепла и Стали это уже однажды проделывали.

Вот с чем приходится столкнуться нашим героям. Это не банальный заговор или кража, даже с целью захватить власть, это нечто большее, затрагивающее самые основы. И в центре всего этого- то самое новое (хорошо забытое старое), о котором говорили выше. Хорошо, что автор настолько овладел мастерством, что может держать темп в длительных забегах, не сбивая дыхания. Хорошо, что вспомнил об очень удачном ходе материнского цикла- расе, способной изменять свой облик, что давало огромные сюжетные возможности. Хорошо и то, что старые ходы получили новое воплощение, давая развитие и детективу, и вестерну, и фэнтези. Еще более приятно, что действие и герои остаются вполне сбалансированными: «тяжелые» эпизоды погонь, драк, кровавых разборок , политических интриг и божественных вмешательств перемежаются с «легкими» , разгрузочными и забавными вставками, что не дает сюжету сваливаться в занудную мрачность или морализаторство.

И уже традиционная промежуточная завершенность, позволяющая без нервов ждать следующей части. Хотите, можете остановиться в этом месте, а хотите – ожидайте продолжения, чтобы узнать, кто же этот Кукловод, который замаячил на горизонте.

Оценка: 8
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение , 10 ноября 2017 г.

Ловлю себя на мысли, что первый роман второй трилогии мне понравился больше. Наверное, новизной, шагнувшим вперед миром и новыми героями. Один из которых харизматичный (и это явно не Вакс). Хвалить автора за хороший язык, бодрый экшен, парочку неожиданных поворотов (но еще больше парочек я так или иначе угадал), а также тьму отсылок к первой трилогии не буду. Куда интереснее поговорить о торчащих, как непослушные пряди, вещах:

— герои: всё больше просто герои-функции, без должной глубины или психологии. Сандерсон проработал механизм и закономерность: Уэйну — дурачиться, менять вещи и шутить, Ваксу — вспоминать прошлое, Дикоземье, Лесси, Мараси — думать о работе и городе. Но слишком механически, без души, нет какой-то человеческой глубины, блин! Порой Сандерсон перебарщивает и придумывает эпизоды чисто для ржаки, пытаясь, наверное, подружить читателя с героям, впечатлить или очаровать. Но это раздражает, когда выходит слишком топорно. И по сути, герои никакие. Вакс, как и Каладин, вечно ноет, вспоминает прошлое и сражается с рефлексией. Но, боже, это так ненатурально!

— слабенько и поверхностно описаны толпа и бунт. Да, прошлые книги были по объему позначительнее, и там можно было разойтись. Тут же — не хватило деталей. А при таком быстром темпе читать о назревающей революции в виде чуть ли не статусов в социальных сетях в духе «вчера собрались, бунтовали» или «скучковались у дома губернатора» — ну такое себе.

— перебор с божественным вмешательством и любовью к внутренней системе мира/миров. Слишком много технических аспектов с гемалургией, вечными отсылками к прошлому, охранители, разрушители, гармонии, еще какие-то боги. Слишком нависает это и давит. Кажется, что прочитанный роман — долгое предисловие к чему-то ВЕЛИКОМУ.

Но читается интересно. Неожиданно приятная концовка — такая мягкая и лирическая.

Произведение-то ругать особо не хочется. Но я не отказываюсь от своих слов, что Сандерсон — ремесленник. У него есть системный подход. Но зачастую там мало души и глубины. Зато чувствуется огромная проработка с оглядкой в далекое-далекое будущее. Но перевешивает ли это?

Оценка: 8
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение , 26 октября 2017 г.

Отличное продолжение, выглядящее интереснее первого тома. Просто потому, что история продолжается, герои развиваются (или скорее открываются нам с новой стороны), а масштаб проблем и загадок возрастает.

Связь с предыдущей трилогией все крепче, появляются некоторые знакомые персонажи. Даже Хойд мелькнул. А также, несмотря на кажущееся благополучие нового мира, в ходе повествования вскрываются очередные проблемы и вопросы, показывающие несовершенство системы. То есть благие намерения Творца в данном случае не гарантировали идеально-жизнеспособный результат. Истересная концепция. Которая идет в несомненный плюс автору и книге.

Конечно, если говорить о масштабе, то он пока поменьше, чем в первой трилогии. События не столь монументальны, а герои не столь легендарны. Ну это понятно, мало что сравнится с разрушением мира )) С другой стороны, автор не боится осознанно сравнивать и сопоставлять новую историю со старой (в мыслях и оценках персонажей), что выглядит весьма любопытно.

И еще отмечу, что мне ужасно нравится построение сцен и диалогов между персонажами. Когда надо — остроумно, когда надо — напряженно. Или еще как. Но неизменно живо, естественно и в характерном авторском стиле.

Намеки на продолжение обещают еще больший масштаб и ответы на некоторые оставшиеся загадки. Ждем-с.

Оценка: 9
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение , 30 августа 2017 г.

Определённо шаг вперёд в сравнении со «Сплавом закона». В предисловии упоминалось, что при написании книги Сандерсон отвлекался на другое произведение, а когда вернулся, решил внести значительные изменения в сюжетный план. И вот уж не знаю, совпадение это или нет, но ощущение смены направления где-то после первой трети действительно есть. Если до этого момента это в общем-то был боевичок с элементами как и первая часть этой тетралогии, то потом автор, видимо, вспомнил, что внимание читателя можно приковать не только яркими боевыми сценами. И это явно пошло книге на пользу.

Всё-таки показали с совсем разных сторон Элендель — одна из основных идей книги как раз в том, что в городе далеко не всё так стабильно и прекрасно, каким он планировался при, гхм, перестройке, отнюдь — устоявшееся общественное равновесие куда хрупче чем можно было бы предположить на первый взгляд. Не забыли и про прошлое — отсылок к оригинальной трилогии заметно больше, и это не просто вежливые кивки в сторону, а вполне осязаемые и, что ничуть не менее важно, очень уместные в контексте концепты. Сюжет имеет пару неплохих (но не натянутых) поворотов, удочка на продолжение закинута, про персонажей тоже не забыли — словом, внимание всем основным элементам было уделено.

И получилось действительно очень хорошо. Однозначно читать.

Оценка: 8
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение , 14 сентября 2016 г.

Ужасный полумашинный русский перевод первой части трилогии про Вакса и Уэйна таки заставил меня читать цикл «Wax and Wayne» на английском.

По сравнению с первой частью, тут уже гораздо больше отсылок к событиям первой трилогии, спойлерить не буду.

Тут уже не только детектив, добавляется больше фэнтезийной составляющей.

Сандерсон очень лихо закрутил сюжет, однозначно рекомендую к прочтению всем, кто хоть как-то понимает английский.

Моя оценка — 9

Оценка: 9
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение , 30 июня 2018 г.

Чем дальше в лес, тем жирнее комары, а сюжеты глобальнее. Время идет, Вакс уже плотно обосновался в городе, и город даже привык к его беспардонному вмешательству в наведении порядка, и решил выдать ему на это особое разрешение (остановить нахально настроенного лорда проблематично, потому проще сразу официально разрешить ему творить свои дела). Стерис готовит свадебное торжество. Мараси забросила свои намерения стать каким-нибудь стряпчим и удачно влезла на приличную должность в полиции. Уэйн тоже не скучает (в чем никто бы и не посмел сомневаться), помогает Ваксу и обменивает всевозможные вещи, что плохо лежат.

Ну а в сюжете начинаются не просто проблемы одного человека, даже не просто проблемы группы людей, а глобальные проблемы города (что в нашем случае означает чуть ли не всего человечества). Мистер Костюм все еще на свободе, да и преступники-одиночки не спят, но согласитесь, простые человеческие разборки ни в какую не идут с антиобщественной деятельностью божественного создания. А как бороться с теми, кто живет уже не одну сотню лет, не страшится обычного оружия, а еще может менять личины и отлично знает человеческую натуру? Вот-вот, чертовски сложно.

Мне нравится, как раскрываются персонажи. Вакс, например, и так был хорошо нам представлен еще в первой части как герой-джентльмен, обладающий гибким умом и талантом детектива, не обделенный иронией и чуткостью. Ну, вы поняли, погибель девичьих сердец. С Уэйном тоже, казалось бы, все понятно. Балабол и неунывающий шут, который оказался отличным другом и напарником. Но во второй книге мы узнали, что он умеет глубоко переживать и принимать свои ошибки, нести их на протяжении многих лет. А вот среди Мараси и Стерис мне больше интересна вторая. С Мараси все на данный момент более менее понятно. Да, она симпатичная, умная и отважная, и никто не удивится ее активным действиям, спонтанным порывам или внезапным решениям. А вот Стерис темная лошадка, и мне кажется когда-нибудь она всем еще покажет.

Вчера я как раз видела анонс третьей книги, так что сижу в радостном нетерпении :)

Оценка: 10
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение , 21 февраля 2018 г.

«Тени истины» — хороший приключенческий детектив в технофэнтезийной вселенной. Роман по качеству получился таким же, как и «Сплав закона», первая книга подцикла «Двурождённые», но по настроению и атмосфере – несколько иным. Экшена и вестерна стало меньше, появилось больше детектива и мифологии. Как по мне, это, скорее, плюс – события «Сплава закона» казались слишком локальными и незначительными по сравнению с эпиком «Рождённого туманом».

Герои всё ещё хороши. Назвать их выдающимися трудно, но видно, что они развиваются. Помимо привычной тройки героев много времени уделено новой героине – Ме-Лаан. Этот персонаж довольно интересный, хоть и несколько банальный в своей «интересности»» — такой типаж часто встречается в фантастических произведениях, особенно – в аниме.

Как и в остальных книгах цикла серьёзная роль в повествовании отведена религии – автор хорошо обращается с этой темой, подкидывая жаждущим теологических размышлений читателям свежие идеи, и, в тоже время, изящно вплетая столь сложную субстанцию в сюжет.

На мой взгляд, данная книга должна понравиться тем, кому по вкусу пришёлся «Сплав закона», но, стоит отметить, что для понимания происходящего нужно быть ознакомленным не только с ним, но и с трилогией «Рождённого туманом».

Оценка: 8
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение , 22 ноября 2017 г.

Весьма занимательное продолжение первой части трилогии! Ожидал, что главным антагонистом Вакса так и будет являться Круг и Мистер Костюм... Однако был удивлен! сущей неожиданностью явилось появление кандры, Тен-Суна, да и самого Сейзеда-Гармонии (пусть и лишь в виде голоса Бога в голове Ваксиллиума).

Интрига развернулась весьма захватывающая и непредсказуемая. До самого конца не мог поверить в то, кем на самом дел оказалась Кровопускательница! И хотя зародилось сомнение в момент убийства охранника губернатора, но до конца поверить в это было весьма и весьма сложно.

Наконец в некоторой степени стал понятен характер и ход мыслей Уэйна и Мараси, их история приобрела некий объем и даже долю трагизма.

Очень жду разъяснений на счет нового божества Трелла — вот уж загадка, так загадка!

Оценка: 8
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение , 1 ноября 2017 г.

«Тени истины» по личным впечатлениям оказалась сильно похожа на «Огненного мстителя» — первая книга оставляет смешанное впечатление, продолжение задирает планку на порядок выше. В «Тенях», разумеется, несколько другая ситуация, вопросы к первому тому у меня были совершенно другие, но вот ощущение будто от встречи со старыми приятелями схоже. При этом, хоть фактически все осталось плюс-минус таким же, ощущение пародии на Шерлока пропало, персонажи уже кажутся более самостоятельными, в них проявляются какие-то черты и проработка.

Но, пожалуй, больше всего видится изменений в работе с миром книги. Это больше не «мягкий ребут» мистбора, где изредка торчат уши отсылок. «Тени истины» стали твердо опираться на предыдущий цикл, не забывая при этом делать акцент на развитие города Эленделя. Второй том «Двурожденных» теперь не незамысловатый боевичок в статичных декорациях, где развивался только сюжет.

Р.S. Финальный твист дает хорошую встряску, спасибо Брендону, он все еще умеет удивлять.

Оценка: 8
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение , 27 октября 2017 г.

Только-только одолел книгу. Ну, или она меня, ведь отнимала каждую свободную секунду, которая у меня была. Действительно сильная вещь.

Произведение понравилось всем: герои многогранны и глубоки, диалоги грамотно построены, сюжет захватывающий и нигде не провисает, история Скадриала раскрывается все больше.

Детективная составляющая стала сильнее. По-сути, в этой книге столько же детектива, сколько и фэнтези, интересного, драйвового, захватывающего. Напряжение держит до самой развязки. Признаюсь, так и не разгадал до конца план

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Кровопускательницы
, только в самом-самом конце, вместе с Ваксом.

В этой книге взаимоотношенческих моментов было меньше на мой взгляд, и я не знаю, к лучшему это было или нет. Одно знаю точно: мне было мало Стерис, слишком мало.

Уэйн и Мараси выросли даже не как персонажи, а как личности. Интересно было следить за абсолютно всеми главными героями без исключений. Уэйн так вообще кладезь позитива, наряду с Ме-лаан.

Так же несомненным плюсом считаю то, что события первой трилогии наложили сильный отпечаток на нынешнюю жизнь в Эленделе. Любопытно наблюдать за размышлениями главных героев через призму их веры и истории. Приятно встречать знакомые имена, мелькающие то в легендах, то в богословских диспутах, то в названиях улиц и алей... К тому же, не все они ушли в историю.

Финал сильный и ... логичный, что не мало значит.

Жду с нетерпением продолжения. Даже больше — начал углублять познания английского и настроен хоть по чуть-чуть, но начинать читать следующую книгу в оригинале.

Оценка: 10
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение , 29 июля 2018 г.

Неожиданно гораздо более серьезная, чем «Сплав закона» с его вестерново-глянцевой боевиково-динамичной движухой, но в то же время откровенно опирающаяся на мир «Рождённого туманом», вторая часть нового цикла удалась и с детективной, и с сюжетной, и с социальной стороны. Проблема только одна: читать без знакомства с миром первой трилогии крайне чревато для понимания нюансов и многочисленных деталей. Начиная от поверхностных (в смысле, очевидных) базисов сюжета, кто такие кандра и что такое гемалургия (это более-менее объясняется в романе, но все же моменты со штырями, прошлыми инквизиторами и самой сутью кандра – не шибко разжевываются для не знакомых с «РТ»; взять хотя бы банальное упоминание, что сумасшедший кандра вынужден бросаться на штырь и вообще принцип его «безумия») и заканчивая отличными отсылками на Сэйзеда (Гармонию), Разрушителя и Охранителя, колоссов (для незнакомых с их сутью ремарка про нарочно неправильное употребление названия в диалоге с возможным кандра ради выявления его личности ровно ничего не скажет, как и мельком сказанная фраза про осаду города), упоминания атиума и Лестиборнеса, Тен-Суна и его жертвы... Даже обычное гашение, совершенно рядовое действие для «РТ», здесь берется будто ниоткуда, и не будь я знаком с его принципом и отрицательными последствиями, у меня бы точно возник вопрос, что это такое и почему это противозаконно в нынешних условиях.

Оценка: 8


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх