fantlab ru

Сурен Цормудян «Боевой вестник»

Рейтинг
Средняя оценка:
6.83
Оценок:
37
Моя оценка:
-

подробнее

Боевой вестник

Роман, год; цикл «Чаша Первобога»

Аннотация:

Люди этого мира верят в двенадцать богов, детей Первобога. А еще они верят, что их вселенная — это огромная чаша, наполненная морями и океанами, империями и вольными городами и, конечно, добром и злом.

Период затишья в королевстве Гринвельд заканчивается. Течение в Океане Предела снова меняет свое направление, а это значит, что вскоре волны приблизят к Гринвельду его извечного врага — Странствующее королевство.

Желая перед войной укрепить положение своей страны, король Хлодвиг заключает союз с державой скифариев и отправляет единственного сына, принца Леона, послом в восточную империю Тассирию. Но о самой страшной опасности, угрожающей королю и королевству, не знает никто, кроме боевого вестника Олвина Тоота. Он восемнадцать лет считался погибшим, но теперь вернулся в Гринвельд из плена, привезя невероятную тайну.

Входит в:


Лингвистический анализ текста:


Приблизительно страниц: 305

Активный словарный запас: средний (2760 уникальных слов на 10000 слов текста)

Средняя длина предложения: 55 знаков — на редкость ниже среднего (81)!

Доля диалогов в тексте: 53%, что гораздо выше среднего (37%)

подробные результаты анализа >>



Издания: ВСЕ (1)
/языки:
русский (1)
/тип:
книги (1)

Чаша Первобога. Книга 1. Боевой вестник
2014 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  19  ] +

Ссылка на сообщение ,

В этом отзыве я хочу выразить не только впечатления от романа, но и сказать пару слов о творчестве автора в целом.

Всё началось с того, что четыре года назад вышел на бумаге роман начинающего писателя Сурена Цормудяна «Второго шанса не будет». И эта книга, написанная откровенно неумелым языком, не без оснований критикуемая за кучу ляпов, фактических и сюжетных, произвела на меня неизгладимое впечатление. До сих пор я считаю этот роман лучшим, что выходило в жанре «русский постапокалипсис» с начала двухтысячных. В чем причина? В просто-таки патологически сильном чувстве эмоционального соучастия. Николай, молодой человек, никогда не выходивший за пределы своей общины, попадает в большой мир. Видит войну, видит смерть, насилие и предательство. Видит такое, отчего его рассудок готов пошатнуться, а восприятие реальности искажается. Сюжет не нов и произведений на подобную тематику написано немало. Но, вот ведь какое дело, каждому написанному слову веришь. Да, именно так все и было. Именно так повел бы себя простой человек в экстремальных условиях. Главный герой не похож на типичного терминатора со стальными яйцами, который косит врагов пачками, а потом шутит у привала и жрет за троих. Здесь любой персонаж способен потерять сон от содеянного, а посттравматический синдром запросто сводит с ума. Кто-то ругает персонажей романа за излишнюю истерию и нервозность, но мне думается, эти претензии не стоят выеденного яйца.

При этом роман не превращался в сплошной поток чернухи, находилось место настолько смешным моментам, что хотелось хохотать в голос. Ах, если бы к такому роману да соответствующую технику письма! Да литературное мастерство! Цены бы не было! Ну да это дело опыта. В общем, сжал я кулаки и стал ждать дальнейших успехов автора. А тут еще слухи, что Цормудян решил написать эпическое, многотомное фэнтези-полотно в духе Мартина. Смена амплуа всегда интересна, а при сохранении достоинств и искоренении недостатков его письма могло получиться что-то весьма неординарное. Увы, не срослось. Недостатки никуда не делись. А вот достоинства ушли. Как песок сквозь пальцы.

Поговорим о некоторых элементах романа в отдельности.

Мир.

Что ни говори, а в эпическом фэнтези оригинальная вселенная – важнейшая составляющая. Ведь в этом поджанре читатель становится свидетелем масштабных драматических событий, в корне меняющих картину мира: гибель королевств, смещение пантеонов, переселение народов, победа над мировым злом. Действие зачастую разворачивается на огромных территориях, а история, наука, религия мира прорабатывается досконально. За примерами далеко ходить не надо: Мартин, Бэккер, Сандерсон, Эриксон, Джордан… да тот же Перумов конструируют великолепные, оригинальные, удивительные и волшебные миры, которые просто растворяют читателя в себе.

Так вот. У Цормудяна всего этого нет. Вообще. Вместо оригинального миротворчества – штамповка и известные поп-культурные маяки. Заявлено три, ищущие, но не особенно успешно находящие общий язык страны: Скифария – аналог Светлой Руси (Да, скифы мы, да азиаты мы), Тевтония — Загнивающий Запад (Скифария знатно накостыляла Тевтонии, устроив местный аналог Ледового Побоища) и Тассирия — Загадочный Восток. Чтобы представить себе быт и нравы населения этих стран, читать роман не обязательно. Если углубиться в детали, становится только хуже: уже упомянутое Ледовое Побоище, Робин Гуд, Ланселот, выполняющий функции Георгия-Победоносца, Джокер (да, из комиксов про Бэтмена), парк Юрского периода в виде экзотической южной живности и парк Ледникового периода в виде живности северной, Сандор Клиган, записавшийся в палачи, Визерис, переехавший на восток, король, разгуливающий в одеждах простолюдина, дабы узнать настроения своего народа, принцесса, отфутболивающая женихов одного за другим в ожидании Единственного… и так далее, перечислять можно долго. Редкие более-менее оригинальные придумки, вроде Странствующего королевства, тонут под грудой из банальностей, заимствований и попсовой шелухи.

Отдельно стоит упомянуть просто-таки неприличное количество софт-порно. Сценарно постельные сцены никак не оправданы. Вообще. Зато все как в сериале (известно каком). И без лекций шлюхам не обошлось.

Сюжет.

В эпическом масштабе – типичная междоусобная грызня перед лицом всеобщего трындеца. Да-да, как у Мартина. В локальном масштабе сюжетообразующим является следующий гениальный пассаж: тевтонсткий монарх, по сравнению с которым Эддард Старк кажется Петиром Бейлишем, задумал узнать, какие настроения царят в народе. И для этого решил переодеться простолюдином и прогуляться по стране, пообщаться с народом, мир посмотреть и себя показать. Но монарх же не может покинуть трон просто так. Поэтому и был придуман гениальный план: заменить короля двойником. Чтоб никто не догадался. Почему король не мог спросить о положении дел своего десницу, выходца из народа, регулярно вращающегося среди простого люда? Загадка. Почему нельзя было оставить наместника, вместо того, чтобы ставить на престол не пойми кого? Тайна. Естественно, участь такого недоэддарда немного предсказуема. По двум остальным сюжетным линиям ситуация ненамного лучше.

Персонажи.

Представим себе такую картину. Король одного из сильнейших государств мира со своим десницей обсуждает государственные вопросы. При этом балует себя оливками, а косточки выплевывает в окно. Тут заявляется разгневанный садовник и начинает костерить короля на чем свет стоит за то, что тот весь сад своими косточками заплевал. Монарх (взрослый мужик, лет под сорок, прошедший через несколько военных компаний) смущается и пытается свалить вину на своего десницу (точно такого же мужика, только еще более сурового). Садовник ему не верит и, не стесняясь никого, обвиняет своего короля во лжи… думаю, можно не продолжать. Сцена, конечно, комичная, но когда персонажи эпического фэнтези начинают себя вести как герои дешевого аниме, отношение к тексту становится соответствующим. Как к балагану.

С другими персонажами ситуация, слава богу, получше. Линия Леона – типичная история взросления и борьбы и за любовь, когда долг и чувства вступают в конфликт. Сюжет в ней оборвался на кульминации, и какие-то выводы делать пока рано (хотя, если его ждет судьба Робба Старка – я не буду особо удивлен, все к тому и идет).

Ну и самая интересная линия – это история Олвина. Человека, вернувшегося домой после длительного изгнания и обнаружившего, что мир изменился до неузнаваемости. Что орден, служению которому он посвятил всю жизнь, превратился в банду заговорщиков и предателей. Человека, который не боится выступить в одиночку против всего мира: «Орден вестников сгнил изнутри, и теперь настоящий орден – я. Ибо о своем долге я помню каждое мгновенье». Пожалуй, только в этом персонаже я нашел отголоски того, что так привлекало меня в первых романах Цормудяна, чему я посвятил такое долгое вступление.

Увы, для того, чтобы вытянуть роман, одного персонажа не хватило.

Каким я вижу творческий путь автора.

«Второго шанса не будет» — это сильный, неординарный дебют отечественного писателя. Появление фанатов, ожидание покорения новых вершин. Вместо этого: участие в межавторских проектах, необязательный вбоквел к «Второго шанса не будет», издание откровенно сырого первого романа. Ладно, терпимо. Писатель тоже хочет кушать. Стиснем зубы и будем ждать выхода за горизонты. Увы, вместо него продолжился спуск под плинтус: вышел дешевый постапок «Резервация 2051». В нем Цормудян окончательно простился с эмоциональной напряженностью и соучастием, персонажей собрал из типового набора для книг этого жанра, а юмор заменил приколами. Тиражи упали. Во второй том «Резервации», чтобы как-то удержать интерес читателя, было добавлено софт-порно. Не помогло. Как известно, если читателю нужно порно, он гуглит ролики с Сашей Грей. В «Боевом вестнике», последнем и худшем на данный момент романе, приколов и софт-порно еще больше, психологичности и накала страстей еще меньше. Увы, автор увлекся коньюктурой и погоней за тиражами, забыв, что наибольшего успеха достиг именно тот его роман, который писался без всякой надежды на публикацию.

Оценка: 5
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Вынужден был отложить сей труд по прочтении нескольких глав, но желание поделиться мнением всё-таки возникло.

Основную причину неудачи произведения, о чём свидетельствуют рейтинги, вижу в опоздании с его выходом лет так на 50-60. Думаю, что время романов в стиле: «угадай, откуда я это взял», давно миновало. Да и не особо автор прячет первоисточники своего вдохновения.

Некоторые персонажи глянулись мне сразу. Принцесса — прелесть, приобретает объём мгновенно, нравится и восхищает. Десница, как человек преданный, приятный своим спокойствием, сразу занимает нишу светлого рыцаря, хоть и называют его чёрным лордом. За судьбой доброго короля наблюдать хочется. Да и братки-славяне — нормалёк. Но когда, в десятый раз, упоминается «Ледовое побоище» или натыкаешься на «Робина Гуда», и догадываешься, что ягодки ешё впереди, интерес к произведению падает до нуля, да и названия, типа, «Скифария» или «Тассирия» выглядят пародией на существовавшие ранее или существующие теперь государства, хотя юмористическим произведение не является. И если взгляды современных авторов на историю нашего мира с художественными вставками для придания шарма я готов рассматривать с интересом, то притянутые за уши, известные с детства, локации и персонажи в созданный ими фэнтезийный мир, наводят на меня скуку и создают ощущение вторичности.

Оценка: нет
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Добрый король»

Рецензия на «Боевого вестника» Сурена Цормудяна

Вот дошли и мои руки до этого романа. Насколько мне известно, Сурен вдохновлялся романом-эпопеей «Песнь Льда и Пламени» Джорджа Р.Р. Мартина, и я подспудно думал, что «наш ответ „Игре престолов“» выйдет своеобразной копией. К счастью, я, в целом, ошибся.

Если сравнивать с «Песнью Льда и Пламени», то серьёзных сходств найти не удастся. Цормудян не потому считается талантливым автором, что просто берёт и пишет что-то похожее или, тем паче, спародирует источник вдохновения. Напротив, с пока пятитомником Мартина «Чашу Первобога» роднит только дух повествования. Однако в то же время Гринвельд разительно отличается от Семи Королевств.

Созданный Суреном мир напоминает мировоззрением жителей Саракш братьев Стругацких. Даже есть эпизод в книге, где объясняется, что люди живут не в чаше, не на вогнутой поверхности, а на внешней стороне апельсина. Довольно серьёзное отличие от планеты Вестероса. Там-то автор под прикрытием псевдоисторического фэнтези строит мир по лекалам космической фантастики, просто заметить это трудно.

Отдельного упоминания достойна религия Гринвельда. В ней так или иначе присутствует четырнадцать богов: двенадцать календарных и аналоги Творца и Дьявола. Понравилось, что названия месяцев схожи с привычными нам. Нет той хронологической неразберихи, как у Мартина. Вернее, там тоже, если сильно заморочиться, можно всё по полочкам разложить, но всё-таки там и времена года длятся годами, и месяцы безликие, а у Цормудяна в этом отношении всё прозрачно.

В центре повествования несколько персонажей: Олвин Тоот, в честь которого почему-то назван роман; король Хлодвиг и его десница, Нэйрос Вэйлорд; наследный принц Леон и в меньшей степени его сестра и мать. Главная головная боль Гринвельда — так называемое Странствующее Королевство. Думаю, такая угроза значительно реальнее какой-то там затяжной зимы. Однако что касается основных действующих лиц:

Боевой вестник Олвин Тоот, может, и дал название книге, в тексте фигурирует постольку-поскольку. Сам по себе персонаж весьма интересный, не лишённый юмора. Может за себя эффективно постоять. Его сюжетная линия достаточно насыщенна событиями и подогревает интерес к роману;

Добрый король Хлодвиг Эверрет, в честь кого я назвал настоящую рецензию. Удивительно колоритный герой, с приятным чувством юмора и, как ни странно, вселяющий в текст ту долю забавности, что так понравилась по предыдущим работам автора. Признаюсь честно, за его линией было следить даже интереснее, чем за Олвином, хотя по-настоящему любопытные события подкрадываются только в финале, увы;

Старый волк Нэйрос Вэйлорд, десница короля, наставник принца, бывший кузнец и всё такое. Суровый непоколебимый воин, схожий характером с Хлодвигом, но чуть жёстче. Нередко находится условно в тени персонажа, с чьей точки зрения идёт повествование в соответствующей главе, вот только в тени ему явно сидеть неинтересно и он почти что перетягивает на себя одеяло интереса;

Наследный принц Леон Эверрет, беспутная душа, падкая на красивых женщин, но способная вовремя пораскинуть мозгами. Как бы хорошо он себя не показывал, любви к нему почему-то не почувствовал, хотя нередко напоминал одного из любимых персонажей от кровавого старикана, Тириона Ланнистера;

Неприступная принцесса Элисса Эверрет, отказывающая всем женихам подряд, так не похожая на свою мать, вечно что-то бубнящую о долге, и добрая с возведённым уроженцем Волчьего мыса. Жаль, Сурен уделил ей мало «экранного времени». Её линию можно развивать и развивать, на что буду надеяться при прочтении следующего романа дилогии;

Верная долгу Анриетта Эверрет, чопорная королева, не понимающая шуток, запутавшаяся в чувствах. Буду честен: хочу, чтобы её убили;

Об остальных героях говорить не буду, замечу лишь, что большинство из них весьма любопытно. Замолвлю лучше слово за… историю Гринвельда. Конечно, это псевдоисторическое фэнтези, но не нужно быть семи пядей во лбу, чтобы не увидеть в упоминаемых событиях восемнадцатилетней давности параллели с Ледовым побоищем на Чудском озере. Соответственно, Кабрийский орден — аналог Тевтонского, Гринвельд — Ливония (кстати, при написании сего мнения глянул на карту Ливонии и заметил определённую схожесть с представленной в книге картой Чаши Первобога), а Скифария — Русь. Тассирийская империя, наверное, тамошняя Османская империя, а вот насчёт остального уверенности нет.

Думаю, не ошибусь, если скажу, что Странствующее королевство ещё должно сыграть важную роль в следующей книге. «Боевой вестник» же всего лишь вводит читателя в новый мир, причём осторожно, стараясь не спугнуть, и все интриги, убийства и загадки начинают появляться где-то со второй половины текста. И уже так просто закрыть книгу не получается, пока не наступает финал. Финал иль начало самой истории? Пойду читать «Кровь королей», ибо «Боевой вестник» мне понравился даже больше, чем дилогия «Резервация 2051» и внецикловые «Герои Млечного пути».

Оценка: 9
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Принцесса, которой давно пора замуж, но она, не слушая увещеваний матери отшивает всех достойных ухожеров. Уж не влюбилась ли она сама того не понимая в старого война, что обучал воинскому искусству под ее окном стражу? А то что она в него чем-то там кидается из окна, такие наверно замечают только тех кто их сам игнорирует? :)

Король, которому захотелось побыть поближе к народу и анонимно бродя по улицам, узнать, что творится за стенами его дворца и для этого нашедшего двойника, который во время его отсутствия должен выдавать себя за него.

Высокомерная Знать, не довольная его правлением, при котором за свои заслуги перед королем и страной поднялись к власти низкородные, как друг короля, возведенный в лорды (безземельный).

Сгнивший изнутри Орден Вестников, замышляющий измену королю и гражданскую войну, как понял для объединения подконтрольных земель двух королевств.

Олвин Тоот, вестник, умный воин, чудом выживший участник проигранного военного похода, после 18 лет колдовского сна, сумевший бежать из рабства, и вернуться из заморских земель, самый интересный персонаж, за приключениями которого, интереснее всего следить.

Ну еще порадовал поединок с гладиатором, сосланого отцом в южную империю принца-самодура, нравится такой герой — порадовал, что обоерукий мечник, интересно что его ждет. Знал бы его отец к чему пребывание там может привести...

Начало книги показалось не очень, тут нет главного героя, за кого стоило болеть, но интереснее стало во второй половине, когда уже всё персонажи стали ближе: живучий вестник, добрый король-импотент и его друг, принц-самодур, принцесса-динамо, смущали двойник короля и королева,

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
к которой стал чувствовать отвращение за ее слабость, с нее станется наделать рога. Похоже для такой главное счастье и смысл в жизни обретает между ног мужиков.

Оценка: 7
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Серия книг «Чаша первобога» замечательно читается, как первая, так и вторая. Обязательно буду читать продолжение. Приятная смена серии «сталкер» на рыцарские сложности. Не писал бы, если бы не увидел отзыв «Алексей121»: желаю ему не прочитать продолжение (по-моему честно)!

Оценка: 9


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх