FantLab ru

Энн Леки «Слуги правосудия»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.32
Голосов:
523
Моя оценка:
-

подробнее

Слуги правосудия

Ancillary Justice

Роман, год; цикл «Вселенная Империи Радч»

Жанрово-тематический классификатор:
Аннотация:

Когда-то она была огромным космическим кораблем и управляла тысячами солдат, которые служили непобедимой Империи Радча, завоевавшей всю галактику. Однако коварное предательство лишило ее всего. Теперь, девятнадцать лет спустя, она просто Брэк, одинокая странница, обладающая хрупким человеческим телом и движимая непреодолимым желанием отомстить. Отправившись на далекую заснеженную планету в поисках орудия для своей мести, Брэк неожиданно встречает человека, которого знала тысячу лет назад. Она спасает его от гибели и берет с собой, но, возможно, это большая ошибка…

Входит в:

— условный цикл «Nebula Awards»  >  антологию «Nebula Awards Showcase 2015», 2015 г.

— цикл «Вселенная Империи Радч»  >  цикл «Ancillary Trilogy»


Награды и премии:


лауреат
Китчис / The Kitschies, 2013 // Золотое щупальце (дебютный роман)

лауреат
Премия Британской Ассоциации Научной Фантастики / British Science Fiction Association Award, 2014 // Роман

лауреат
Небьюла / Nebula Award, 2013 // Роман

лауреат
Премия Артура Ч. Кларка / Arthur C. Clarke Award, 2014 // Роман

лауреат
Хьюго / Hugo Award, 2014 // Роман

лауреат
Локус / Locus Award, 2014 // Дебютный роман

лауреат
Британская премия фэнтези / British Fantasy Award, 2014 // Премия им. Сиднея Дж. Баундса лучшему дебютанту

лауреат
«Итоги года» от журнала «Мир Фантастики», Итоги 2015 // Книги — Научная фантастика года

лауреат
«Итоги года» от журнала «Мир Фантастики», Итоги 2015 // Книга года

лауреат
Премия «Боб Моран» / Prix Bob Morane, 2016 // Переводной роман (США)

лауреат
Премия Сэйун / 星雲賞 / Seiunshō, 第47回 (2016) // Переводной роман

Номинации на премии:


номинант
Премия Филипа К. Дика / Philip K. Dick Award, 2014 // Лучшая НФ-книга в США

номинант
Премия Джеймса Типтри младшего / James Tiptree Jr. Award, 2013

номинант
Мемориальная премия Комптона Крука / Compton Crook/Stephen Tall Memorial Award, 2014 // Дебютный роман

номинант
Мемориальная премия Джона Кэмпбелла / John W. Campbell Memorial Award, 2014 // Лучший НФ-роман

номинант
Большая премия Воображения / Grand Prix de l`Imaginaire, 2016 // Роман, переведённый на французский / Roman étranger (США)

номинант
Премия Курта Лассвица / Kurd-Laßwitz-Preis, 2016 // Лучший зарубежный роман (США)

номинант
Премия Игнотуса / Premio Ignotus, 2016 // Зарубежный роман (США)

номинант
Премия Геффена / Geffen Award, 2016 // Переводная книга НФ (США)

номинант
Премия Жюли Верланже / Prix Julia-Verlanger, 2016 // Роман (США)

номинант
Премия «505 по Кельвину» / Premios Kelvin 505, 2016 // Переводной роман (США)

Похожие произведения:

 

 


Издания: ВСЕ (4)

Слуги правосудия
2015 г.

Издания на иностранных языках:

Ancillary Justice
2013 г.
(английский)
Ancillary Justice
2013 г.
(английский)
Nebula Awards Showcase 2015
2015 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение , 4 декабря 2018 г.

Почему: наиболее восторженно принятая во всём мире космоопера последних пяти лет. Куча наград и при этом небольшой объём романов

В итоге: история мести вспомогательного компонента космического корабля с ИИ. Две временных линии — настоящее время и развёрнутые флэшбеки.

Очень обстоятельно, интересно и ненавязчиво рассказывается про быт, лингвистику, религию и политику империи Радчааи.

Корабли с ИИ, межзвёздные путешествия, корпорации, аннексия планет и при этом архаический политический строй с императором, кланами, отношениями патрон-клиент.

Цивилизация ещё не такая могущественная, как Культура, но уже близка к этому. Единственное важное отличие — Радчааи не так благодушны, как граждане Культуры. Вторгаются на менее развитые планеты, убивают по необходимости, забирают часть жителей, превращая их в придатки-функции разумных кораблей. Смягчение нравов происходит, но очень медленное. При этом временами чрезмерно сентиментальны и ранимы.

Местами автор многословна, иногда излишне подробно всё разжёвывает. Слишком много внимания уделяется этикету и лингвистике, но это не двигает сюжет. Зато значимые вещи проговариваются слишком вскользь.

7(ХОРОШО)

Оценка: 7
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение , 1 октября 2018 г.

Странно слышать про запутанность романа.. Вот трилогия «Квантовый вор» он запутанный..., и еще как.. А тут.. так, достаточно сосредоточиться чуть больше необходимого, и дальше остается только получать удовольствие. Роман вообще больше не запутанный, а философский. Ну для фанфика.. А это именно фанфик на Герберта-старшего и его Дюну. Об этом кричит все. И стилистика, и основа сюжета построена на этом (империя, которой управляют кланы, которые враждуют друг с другом. Ничего не напоминает?) ), описание той же империи как какого-то аморфного образования, космические перелеты и т.д. В общем, автор за основу брала Дюну. Чем дольше читал тем больше убеждался. На пользу сюжету так же и пошли все эти непонятки с полами/родами радчаии. Наверное все же это было сделано не без влияния общественного мнения, которое сейчас активно поддерживает меньшинства.. (согласитесь, несмотря на частое употреблении он/она, в отношении одних и тех же персонажей, все же все они воспринимаются больше как женщины. Особенно когда совершают правильные поступки)В любом случае, роману это не вредит. Также понравилась фишка с противостоянием лорда радчаии самой себе. Да это путает, но как хорошо путает. В минусы пожалуй запишу, финальную схватку. Все же, если косить под Герберта, то и финал делать философский, а не пиу-пиу.тыщ-тыщ. 9/10

Оценка: 9
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение , 25 сентября 2018 г.

Ознакомился с отзывами, поверхностно. Дочитал роман.

В общем, это вполне приличная космическо-планетарная НФ, в которой все первые роли (а также, вторые, третьи и т.д) отданы персонам женского пола. Не коробит (Урсулу ЛеГуин читать приходилось). Довольно неплохо пересекаются две основные линии романа (хотя их «стыковка» была предопределена изначально, неясно было только когда и как). Самая главная особенность романа (и похоже, что всего цикла про империю Радч) — это «угадай-ка» бывшего 1эск (нынче гражданин(к)а Брэк) и капитана Сеиварден на фоне копир(айта) само(го)й императора Аннандер, — то, что пол не поддается оценке до самого финала. Думаю, что это заслуга не только переводчика, хотя многим именно это кажется ошибкой перевода. Не силен в английском, но местоимения, означающие род, у них кажется имеются, и вероятно, у автора ведется определенная игра слов и междометий. Да, лично мне невозможно сложным кажется подобное «искривление» двух основных гендерных букв М и Ж. Любопытно, что автор не раз нам показывает, что персонаж Сеиварден себя отождествляет мужчиной. И даже окружающие анализируют и представляют как «его», но Брэк все равно называет его «она». Как же так произошло, что «осколок» «Справедливости Торена» не в ладах с местоимениями(я-ты-он-она) и не может определять пол человека? Думается мне, что тут все глубже закопано, возможно на подсознании персон(ажей), хотя и умышленно «изменяющими пол» антропоморфами (или как они там правильно называются?) — они не являются..

История о «живом» десантном корабле очень ненавязчиво мне напомнила историю Дж.Харрисона о Пустоте. Или довольно старое произведение Энн МакКефри не о Перне, а о Корабле, который пел. К сожалению, автор не совсем внятно описала многосегментность кораблей, возможно в следующих книгах она вернется к этому более подробно.

Преподнесение имперской аннексии на все известные миры — однозначно земная особенность. Поэтому родство империи с Землей вполне обоснованно. Мне гораздо интереснее узнать о противостоянии с пришельцами Горсед. Надеюсь, что в дальнейших книгах эта тема будет разработана. Пока о них ничтожно мало информации.

В итоге — не полностью раскрыты особенности романа (а они имеются), ну а количество наград у романа — вероятно аванс на будущие книги. Вроде неплохо, хотя местами скучновато. Поэтому, на мой вкус — вполне приличная 7.

Оценка: 7
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение , 29 июля 2018 г.

Прочитал давно уже, но до сих пор в памяти этот ужасный раздражающий стиль языка, вот уж не знаю, кого за него винить: переводчика или автора. Нудно, официозно, причем, излишне официозно, но при этом как-то на удивление не пафосно (ну или в умеренных дозах, в основном – буднично). Однако все равно, от количества официоза (к тому же женского) удавиться хотелось. Скучно и тоскливо, хотя сюжетец на удивление приличный, но не стиль... По сюжету имеем вполне нормальное приключеньице в начале, слегка проседающую серединку и штампованный, но, в принципе, неплохой финал. Вообще, в скобках замечу, что это для меня несколько нетипично. Я неоднократно замечал в отзывах, что, дескать, язык у автора хороший, но содержание сильно уступает или рассыпается в крупу, из которой каши не сварить. А здесь ровно наоборот. Содержание норм, особенно с учетом моей ярой нелюбви к космооперам, но язык и стиль – грехи мои тяжкие…

Раздражающих элементов стиля дохренища, от косноязычности и рублености диалогов до никакущих описаний ибо все под одну копирку. Но на первую полосу я все равно выношу лейтенантско-капитанский офицерский официоз. Меня прям натурально коробило и корежило от него, когда на каждой странице это упоминалось или подразумевалось. Это даже не ода женскому сильному началу, а какая-то нарочито вычурная показушность обезличивания полов, но обязательно в пользу женщины. Не знаю, как это объяснить. Будто роман был написан гермафродитом в пятом поколении с доминирующим женским началом, и практически все герои(ни) такие же. И именно бесполость (вернее, неочевидность пола) тут довольно часто и служит своеобразным ключиком к пониманию всей проблематики романа. Целый почти народ, заточенный под это…Читается странно, но понять можно.

А еще в одних скобках отмечу, что уже после «Слуг правосудия» прочитал весьма схожий по настроениям и форме (лингвистическая космоопера!) «Посольский город» Мьевиля. И там ситуация ровно обратная: стиль хороший, как и почти всегда у Чайны, сюжет и повествование – так себе, но не раздражают. В общем, эти два романа – как пара дизайнерских валенок, по-разному расшитых.

Оценка: 6
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение , 19 апреля 2018 г.

Крайне не однозначный для меня роман. Начало скучновато, первая половина какая-то запутанная. Честно было не особенно интересно. Но во второй половине что-то начало цеплять. Стал все больше погружаться в сюжет. К концу книги уже хотелось узнать что будет дальше. Так что буду читать дальше. А там посмотрим...

Оценка: 7
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение , 4 апреля 2018 г.

Роман показался скучным. Сюжет романа — месть в далеком будущем, во времена космической империи.

Империя эта показана очень невнятно, как территориально, так и социально, ее противники-инопланетяне намечены парой штрихов. Реализация сюжета тоже довольно банальна — война внутри правящей элиты, и то, что элита тут такая своеобразная, дела не меняет, и такой поворот тоже не нов.

То, что в книге мало оригинального, не делает книгу плохой. Проблема в том, что книга скучна. Не было никакого стремления узнать, что с героями будет дальше, на следующей странице или в следующей главе.

И да, присоединяюсь к тем, кого эта непонятка с полами персонажей раздражает. Такое впечатление, что это было введено в качестве оригинальной фишки, вот только получилось так себе

Оценка: 6
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение , 19 марта 2018 г.

Весьма переоцененная серия книг. У всей трилогии крайне мало действия, зато огромное количество весьма пустых и наивных диалогов. Огромные абзацы с описанием комнат, залов, полянок, одежд, которые можно смело пропускать. Описание дуба из Войны и Мира нервно курит в сторонке. Зато только к третьей книге я примерно понял, что такое База и что она оказывается не располагается на поверхности планеты... а вопрос пола главной героини или ряда персонажей так и остался для меня без ответа. Невозможность понять какого пола персонажи это видимо оригинальная фишка автора, очень жаль, что оригинальности не хватило, чтобы описать подробнее мир, корабли, оружие, бои, натыкаясь на слово «винтовка» почему то в голове крутился образ винтовки Мосина, автор практически ничего не сделала, чтобы этот образ развеялся. Зато есть щиты... как в Дюне... оригинально, им уделено внимания несоразмерно больше, чем любому другому оборудованию.

Боев в космосе крайне мало, назвать их захватывающими язык не поворачивается, так называемая империя Радч похоже не особо развита в технологическом смысле (если не сказать грубее), т.к. из описанного вооружения слегка упоминались мины и ракеты ... хм, весьма футуристично, автор очень старалась не затрагивать любых тем технологий будущего, ибо видимо это был бы личный провал, активно и без подробностей используются общепринятые термины: импланты, челнок, шлюз и т.д. Вообще в целом тема войны, завоеваний, боев, битв автором опускается уверенно и без сожалений, все интересные события вселенских масштабов либо были в прошлом, либо «возможно» происходят сейчас, но про них в условиях рамок сюжета ничего не известно. Некоторую интригу составляла тема пришельцев, не сказать что тема слита полностью, но не надейтесь на, что то увлекательное в дальнейшем, в первой книге насколько я помню их участие находится на уровне неподтвержденных слухов.

Прочитав все 3 книги я не понял, почему автор выбрал жанром фантастику, отчетливо видно что жанр серии это все таки разговорная мелодрама. Персонажи в массе не особо интересные, периодически раздражает невозможность понять пол персонажа. Автор усиленно и с любовью описывает эмоциональное состояние действующих лиц, талантливо как опытный мим передает нам каждое движение плеча или подергивание века. Для усиления эффекта в книги будут вводится психически неустойчивые персонажи и для контраста совершенно прямые и деревоподобные. Главный герой пользуясь возможностями корабля и имплантов неустанно будет информировать нас о сердцебиении и эмоциональных показателях каждого персонажа с которым она вступает в диалог, а диалогов очень много, чрезмерно много. Фактор эмоциональности и заострение на этом это один из краеугольных камней данного произведения.

Что меня неприятно покоробило в первой книге так это сам повод для начала всей этой истории (и такая масштабная человеколюбивая истерия растянутая на 3 книги в рамках истории про жестокую и всесильную империю), перед прочтением настрой был на, что то эпичное, масштабное, великое (учитывая этот ворох наград), а на деле все свелось к каким то местечковым интригам, детским нервными срывами у людей вроде, как с детства обученными служить и убивать, чрезмерно чувствительный ИИ и ее мстю, детско-подростковые понятия добра и справедливости. При это созданная автором вселенная пуста, за 1000 лет империя, а на самом деле примитивная тирания никак не развивалась, это и во многое другое напоминает плагиат на уже ранее упомянутую Дюну, очередная феодальная империя в космоме, хитрые, всевластные, но весьма недалекие тираны, тысячелетиями находящаяся в застое империя. У ГГ и главгада какая то мотивация есть, у остальных она как бы для мебели, верные идиоты, либо зловредные дураки. Планеты пустынные, возникало ощущение, что речь не о планетах а о поселках городского типа на 5000 человек... кстати скажем спасибо первой книге, что там описали хотя бы пару локаций. Наивность мыслей и действий персонажей, вечнофартовый ГГ, убогий масштаб событий, камерность мира, отсутствие атмосферности и конечно этот бесконечный наивняк персонажей.

Всю историю в целом можно воспринимать как беспощадную критику авторитарных и тоталитарных методов управления и борьбу с ней вечной и доброй демократии, все под соусом женского романа, с щепоткой социалистических листовок начала 20 века и большой ложкой подростковых антиутопий, но все это на очень сложных щах. Все эти кучи наград как бы намекнули, что это шедевр, но эти книги даже в силу бездарного перевода читать тяжело, что впрочем сути бы не изменило. Переоцененность вызывает раздражение больше, чем недооцененность.

Прекрасная фраза из второй книги: ««Имяпропущено» была претенциозным поэтом, не обладавшим особенно тонким чувством языка, но с избытком театральности в стихах и эмоциональной перегруженностью». Автору это описание подходит прекрасно. Столько упущенных возможностей, настолько все слито... зато вдоволь мелодрамы, болтовни и унылой наивной политоты.

Оценка: 5
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение , 15 января 2018 г.

Превосходная книга, одна из лучших, прочитанных за последнее время.

Новое и достаточно свежее развитие сюжета ИИ, причем именно в этом практически безупречное. То есть куда и как будет развиваться ИИ в описываемом варианте будущего — описано очень хорошо, и в культуру все это тоже вписано замечательно.

Отдельный плюс культуре — редко когда персонажи из «далекой-далекой галактики» реально отличаются от нас, тут это есть и за это автору большое спасибо. Правда бегло пробежавшись по другим отзывам понял, что большинство именно это посчитало главным минусом. М-да... Хотя переводом это явно передать очень трудно — и гендерную неопределенность, и «зацикленность» на чае, и умение передать информацию не только содержанием, но и формой.

Очень сильные центральные образы, каждый по своему. Причем не только потому, что цельные, но каждый еще и дает определенную «конечную точку» развития в заданных автором координатах. Что Анаандер, которая

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
неминуемо должна впасть в заданных условиях шизофрению,

что Брэк,

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
ИИ неминуемо должен начать испытывать эмоции, и эти эмоции неминуемо должны начать его рвать — то есть там начинается своя эволюция.

В целом — получил огромное удовольствие.

Минусы — Брэк слишком уж подготовлена для своей борьбы

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
(ладно пистолет, но ее немалые деньги — откуда? Неужто любой так может заработать?)

ну и некоторые места уж очень затянуты.

Оценка: 9
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение , 17 августа 2017 г.

Да, масса премий и восхищённых отзывов... Но это не моё категорически. Я честно трижды бралась за чтение, но решила не мучиться и не тратить напрасно времени. Для меня это скучный и безжизненный текст. Действительно, ГГ — не личность, и это чувствуется. И содержание, и стиль мне кажутся насколько неэмоциональными, что никакого удовольствия от чтения я получить не могу. Увы.

Оценка: 6
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение , 11 апреля 2017 г.

Когда я увидел сколько это книга получила наград, то я ожидал прочитать чуть ли не щидэфр десятилетия, но на выходе получился сферический среднячок в вакууме. Да, завышенные ожидания несколько испортила впечатление от книге далеко не в лучшую сторону.

Итак, местный сюжет движет месть главного героя неопределенного пола к главному плохишу в Галактике, тоже вроде неопределенного пола. Главный герой боевой корабельный ИИ, которая(?) не может определить пол человека, это так же тупо как если бы она(он) не могла определить где левое, правое, вверх, вниз, черное и белое. Но слава богу в далеком будущем нет места логики, ведь вроде как наступил космический феминизм. Но не одним им едины, ведь будущем оказывается руководствуются логикой «в любой непонятной ситуации пей чай», и поэтому глав герои постоянно везде не попадья пьют чай. Да и написано нудно, читать очень скучно, мало действий, слишком много внутреннего раздумья и личностностных типа проблем. Персонажи один скучнее другого и моментально забываются, и даже картонка в форме человека выглядела по интереснее, за исключением главного плохиша, ее задумка и мотив мне понравились, своей необычностью. Да и прописанный мир мне показался целостным и местами интересным, некоторые задумки автора и идеи тоже мне по душе.

Да задумка актуальна, но исполнение как всегда хромает. И мой вердикт 6 небюль из 10.

Оценка: 6
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение , 14 ноября 2016 г.

Книга подвернулась под руку случайно и читалась без предварительного знакомства с аннотациями, отзывами, рецензиями и наградами. Не было никаких ожиданий и надежд, отсюда, наверное, и вопрос — за что столько наград, почему и проч. не возник.

В целом — хорошо. Идея «многокомпонентного» корабля с ИИ понравилась. Экспансионистская культура радча — понравилась тоже. Художественное построение сюжета — параллельное развитие повествования в настоящем и прошедшем времени, множество деталей и подробностей о социально-культурном устройстве вселенной, гендерная индифферентность общества (реализация которой в переводе удалась лишь частично. Хотя до меня только к середине книги дошло, что все эти «она» по половому признаку могут запросто оказаться он) — не такая уж уникальная, но интересная идея. Масштабность в повествовании прослеживается, мне кажется Леки удалось передать тот размах и простор, который подразумевает космоопрера в общем и радчаайская мультикомпонентная цивилизация в частности.

Из минусов — мелкие логические нестыковки, ИскИн подразумевает все-таки незаурядные аналитические и логические способности, заблуждения, простительные человеку не простительны ИИ.

Сама идея гендерного равенства несколько утопична. Особенно на фоне очень жесткой социальной иерархии. Все таки половые отличия закреплены природой на уровне физиологии, и стереть их «культурой» не так просто. Гормональный баланс, как следствие, поведенческие предрасположенности и т.д. Допустим, проверка на способности позволяет определить свое место в профессиональной сфере, развитие технологий — откорректировать и уровень тестостерона и цвет глаз, и даже рождаемость в однополых союзах наука берет на себя. Но все равно различия-то эти сохраняются.

Плюс. Цивилизация строится на аннексии и ассимилировании других культур, которые, как излагает автор, нередко на местах сохраняют свою самобытность — религии, фольклор, традиции... Но при этом всецело перенимают и принимают эту гендерную индифферентность? Хммм.

Но все равно, интересно и занимательно. Как минимум, над этой концепцией стоит поразмышлять. А значит, слуги Правосудия прочитаны не зря.

Оценка: 9
–  [  13  ]  +

Ссылка на сообщение , 10 сентября 2016 г.

дочитываю с трудом. Пресно. Серо. Интриги ни какой. Зацепиться не за что. Это противоречие с родами, ок, если нет родов, то почему Должен быть женский, а не сделать всех ОНО?!?! ИИ может определить эмоциональный настрой человека, но не может определить род?!?

Оценка: 5
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение , 6 августа 2016 г.

Моя оценка – 6 баллов.

Очень неплохая идея сделать главным героев по сути инструмент, искусственный интеллект боевого корабля, предназначенный для захвата человеческих обществ и превращение их в граждан империи Рэдча. Автор показывает все перипетии судьбы ИИ от служения своему создателю до выступления против него.

Хотя есть странности в описании общества будущего. Раздробленные личности, средневековая зацикленность на кастовости\сословности и религии в купе со странной задумкой отрицания полов, что этим хотела сказать автор, кроме бзика на женском роде всего общества (или лично автора) я не понял, возможно присутствуют огрехи перевода. Бесконечное он-она по всему тексту раздражает, если для ИИ этот феномен еще может быть объясним, то для людей – нет.

Ах да, будете чай? – автор по национальности не британка, откуда же у нее такая мания на чай, после пары таких диалогов это становится уже не забавным, только за это – минус балл к общей оценке.

Автор также не объясняет нам никаких технических деталей этой вселенной. ИИ и вспомогательные компоненты, разделение сознания и единовременная многосторонняя информационная сеть между личностью в разных оболочках-телах, криокапсулы и сверхсветовые корабли, космические станции и экипировка солдат будущего. Да наплевать, помолимся богу.

Этот роман – одно сплошное философское размышление на тему должного и сущего, временами разбавленного вставками действия.

И конечно, название книги не соотносится названию корабля, хотя по логике на этом и строится сюжет: Слуги правосудия – Справедливость Торена.

Книга – типичный середняк, незаслуженно получившая кучу премий, которые скорее нивелируют себя, чем придают статус книге.

Оценка: 6
–  [  11  ]  +

Ссылка на сообщение , 23 мая 2016 г.

Отзыв на эту книгу принято начинать с перечисления множества наград, которые она получила. Я их здесь приводить не буду, но желающие могут убедиться и ознакомиться самостоятельно. Крайне удачный дебют для автора в плане признания его книги.

Далее большинство отзывов сходятся на том, что книга неплохая, но явно не заслуживающая такого большого признания. И здесь я вынуждена согласиться.

Хотя задумка очень даже неплохая. Начиная с главной героини (отколовшийся фрагмент полноценного корабельного ИИ, движимый жаждой мести), продолжая декорациями большой межзвездной империи и сложностями ее политического и общественного устройства и заканчивая личностью объекта ненависти героини. Которого не получится назвать просто ее врагом или злодеем. Скорее тираном, который незаметно для большинства (и для себя в том числе) вынужден бороться сам с собой. Сказать большее было бы спойлером.

Так вот, задумка хорошая. Но реализована она не совсем так, как можно было бы ожидать.

В книге не так много действия. О, конечно, есть напряженные моменты и даже сражения. Но большую часть времени герои проводят в хитроумных (порой чересчур) беседах, где осторожно выпытывают интересующую их информацию. Главная героиня в этом плане смотрится выигрышно, она более активна и менее подвержена разговорам и колебаниям.

Вносит свою путаницу и неразбериха с родами и местоимениями. Автор придумала общество, где разница между полами не существенна, но ко всем почему-то обращаются в женском роде «она». Почему именно в женском, не понятно, ввели бы обезличенное «оно». На попытках героини ориентироваться при общении с людьми другой культуры, где пол традиционно важен, построено не мало моментов. И ладно бы, но героиня утверждает, что за девятнадцать лет так и не смогла разобраться в этом вопросе, чтобы безошибочно угадывать, мужчина перед ней или женщина. Не слишком похоже на ИИ, правда? Неправдоподобно получилось.

Ну и наконец, герои пьют чай. Постоянно, это главное времяпровождение любых хоть сколько-нибудь важных в общественной иерархии персонажей. Чай пьют везде и всегда: во время обеда, после, во время ожидания, из вежливости, только очнувшись от ранения — всегда. Это изрядно надоедает.

Итого, небезынтересная книга, но с рядом весьма специфических особенностей. Весьма средняя по общему впечатлению. Но ознакомиться, за что сейчас дают награды, вполне можно.

Оценка: 6
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение , 2 мая 2016 г.

Во-первых, мне очень понравилась игра с неопределённостью пола всех героев. Сначала (из-за постоянного местоимения «она») представляешь себе женщин. Потом у некоторых женщин появляется борода, и ты начинаешь думать о мужчинах. Потом кто-то из героев начинает заниматься сексом, и ты думаешь, что они должны быть разного пола. Потом понимаешь, что в этом обществе — не обязательно... И так где-то к середине книги у меня получилось проникнуться настроением главной(ого) героини(оя), и просто наплевать на половую принадлежность всех людей. Мне кажется, это отличный эксперимент над нашим социумом, где (как ещё Ле Гуин заметила) первое, что волнует нас о новорождённом — это не имя или здоровье, а пол.

Во-вторых, мне понравилось общество. Суровое, но увешанное драгоценностями. Технически развитое, но очень религиозное. Создавшее космические корабли, которые могут выделять «любимых» и «нелюбимых» членов экипажа. И «компоненты» — человеческие тела без личности, воли и ценностей. Где неприлично ходить без перчаток, где постоянно пьют чай, происхождение оказывается связано с особенностями речи, и любая гражданка может получить аудиенцию у правительницы всей империи.

Что мне не понравилось? Очень сильно путали карты действия, происходящие в разное время. Две основные части сюжета — грубо говоря «сейчас» и «20 лет назад» — ещё ничего. Но вот что было 1000 лет назад, а что когда-то ещё в далёком прошлом — тут я честно запуталась. Да и само предположение, что империя будет существовать в практически неизменном виде в течение тысячелетий кажется мне преувеличением. Земные империи редко тянули больше пары сотен, а в техногенном обществе скорость общественных изменений должна быть ещё выше, чем в традиционных. А огромные расстояния должны были сделать центробежные силы сильнее, чем в любых земных колониях...

Совершенно непонятна мотивация главной героини. То у неё есть продуманны план, то она рискует жизнью безо всякой причины. А потом и вовсе отменяет план, с которым жила те самые 20 лет. Очень странно, когда искусственный интеллект говорит «я не понимаю, почему я так сделала» — потому что читатель не понимает тоже.

Финал разочаровал сильнее всего.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Нам так и не объяснили, почему правительницу империи «разделило» на несколько частей, и откуда у этих частей появились разные планы и цели. Непонятно, почему какие-то части при этом не знали о «восстании» других частей, и попытка передать им это сообщение стала такой важной частью сюжета.

Так и не рассказали, что делала героиня, когда собирала деньги на свой план мести. Как у неё получилось стать святой какой-то местной религии. И почему она не понимает мотивов собственных действий. Как, в конце концов, в одном человеческом мозгу помещаются воспоминания огромного распределённого интеллекта, которому уже 2000 лет от роду?!

Вопросов, увы, больше, чем ответов.

Оценка: 7


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх