fantlab ru

Андрей Ренников «Диктатор мира»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.56
Оценок:
9
Моя оценка:
-

подробнее

Диктатор мира

Роман, год

Аннотация:

Один из образцов эмигрантской фантастики. Действие романа А. Ренникова происходит в 1950 году. В Европе победил социализм. В России восстановлена монархия. Таинственный «диктатор» в своих радиограммах угрожает парализовать население всех столиц мира с помощью усыпляющих лучей, если они не подчинятся ему. И приводит угрозу в действие… Попытка уничтожить самозванца заканчивается массовой гибелью военно-морского флота. Спасти может только чудо…

© stax

Входит в:


Похожие произведения:

 

 


Издания: ВСЕ (3)

Диктаторъ мiра
1925 г.
Диктатор мира
2017 г.

Самиздат и фэнзины:

Церон
2017 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Пожалуй, это самое удачное из произведений «эмигрантской» фантастики, среди тех, с которыми мне до сих пор довелось познакомиться. Хотя ни название, ни сюжет этого не предвещали. Роман невелик по объему и быстро читается. Авторская манера изложения, несмотря на прорывающуюся временами любовь к цветастым фразам и описаниям, отдает некоторой репортерской небрежностью — словно рассказ ведется скороговорочкой. Впрочем, это не мешает восприятию. Другие недостатки, которые можно обнаружить в тексте, довольно типичны для фантастики той поры — чрезмерный схематизм в описании межличностных и общественных отношений, безликие персонажи и местами чрезмерная экзальтация. В порыве страсти разные герои изъясняются в одной и той же путано-бессвязной манере (причем, как устно, так и письменно) и даже одними и теми же словами.

Страстей, кстати, в книги через край, и этим она удивительно напоминает красновский «За чертополохом». Можно найти и другие параллели. У обоих авторов в России происходит реставрация, в то время как Германия и Европа в целом находятся под властью или определяющим влиянием социалистов. У обоих в сюжете существенную (хотя и существенно различную роль) играют мистические и могущественные обитатели Гималаев. Учитывая, что роман Краснова увидел свет, кажется, года на четыре раньше, можно, наверное, говорить о каком-то влиянии, но никакой вторичности в «Диктаторе мира» не ощущается. Более того, мир, изображенный Ренниковым выглядит гораздо ярче, реальнее и логичнее, нежели у предшественника. Нарисованный буквально несколькими штрихами, он, тем не менее, кажется замечательно живым и реальным.

Вообще стоит отметить, что Ренниковым проявлена редкостная фантазия. Световая реклама в небесах, стеклянные книги (почти что электронный планшет), микрорадиотелефон (практически сотовый), атомная энергия едва ли не в каждом камине, аэробусы, высаживающие и принимающие пассажиров без посадки, записывающие устройства, сохраняющие и воспроизводящие не только изображение и звук, но и иные характеристики объектов — объем, упругость, температуру, рассуждения о «техномагии»... И всё это в 1925 году. Пожалуй, хотя бы для того, чтобы удивиться такому буйному воображению стоило прочитать «Диктатора мира».

Забавно, но отчасти можно счесть сбывшимся и социальный прогноз автора. В его «социалистической» Германии на каждом шагу реклама и, очевидно, вполне себе существует частный бизнес. Видимо, это от того, что социализм Ренников представлял а-ля российский НЭП, тем не менее, у него получилась картина в чём-то действительно напоминающая «государство всеобщего благоденствия», существовавшее в европейских странах в послевоенный период.

Также большой плюс — тонкая авторская ирония, ощутимая во многих эпизодах. Одна только сцена с репортёром в пережившем катастрофу Берлине чего стоит. В целом, для архаичной во многих отношениях вещи, книга воспринимается весьма приятно.

Любопытна и политическая составляющая романа. Он, конечно, про реванш — вожделенный белый реванш над ненавистной красной идеей. Однако, начав вполне в русле этого «белого реваншизма» автор, и именно в тот момент, когда читатель уже начинает испытывать скуку и едва уловимое раздражение от превращающего на его глазах в очередную реакционную утопию романа, вдруг разворачивает сюжет в иную сторону. Причём, поначалу этот сюжетный финт с его коварством, любовью, драматическим бегством и явлением под занавес бога из машины даже отчасти отдает дурным вкусом — ни дать, ни взять любовный роман не самого высокого пошиба. Тем не менее, финал, к которому с помощью такого приема автор вырулил, оказывается вовсе неплох. У меня под занавес даже появились сомнения, а уж не иронизировал ли Ренников над несбыточными мечтаниями своих собратьев по изгнанию?

Думаю, ответ тут будет отрицательным. Но всё же художественная интуиция Ренникова подсказала ему, что однозначный и лучезарный финал будет плосок, неуместен и попросту плох. Вернув всё на круги своя (впрямую, впрочем, это не сказано, но ряд деталей приводит именно к такому выводу) он сделал книгу неожиданно интереснее и глубже. Не знаю, насколько это охватывалось авторским замыслом, но на некоторые вопросы о роли насилия в обществе, пределах того, что можно насилием достигнуть, и о том, что же, в сущности, такое общественный прогресс, книга наводит. Герои, как они сами говорят, пытаются поворотить вспять тенденцию, главенствующую на протяжении двух веков, но возможно ли это в реальности и могут ли двести лет истории быть результатом недоразумения?

Конечно, перехваливать «Диктатора» тоже не стоит — он во многом поверхностен и всё происходящее выглядит сначала результатом нелепого аффекта, потом вмешательства мистических сил. Всё же, способность вызвать читателя на размышление — это ценно.

Рекомендовать широкому читателю, впрочем, не решусь — слишком многое в книге принадлежит позавчерашнему дню развлекательной литературы, но на фоне многих и многих своих современников «Диктатор мира» — очень неплохая вещь и, безусловно, представляет интерес для любителей ретрофантастики.

Оценка: 8


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх