Саша Соколов «Школа для дураков»
- Жанры/поджанры: Сюрреализм
- Общие характеристики: Психологическое | Ироническое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Россия/СССР/Русь )
- Время действия: 20 век
- Сюжетные ходы: Становление/взросление героя | Двойники и раздвоение личности
- Линейность сюжета: Хаотичный
- Возраст читателя: Для взрослых
Нимфея, ученик такой-то, от лица которого ведётся повествование, находится в особых отношениях со временем. Для него нет прошлого и будущего, есть только теперь, и учитель Норвегов может быть одновременно и мёртвым, и живым. Мир Нимфеи особый, и чтобы попасть в него, читателю нужно отправиться вместе с героем вслед за снежной бабочкой...
Текст песни Владимира Рацкевича 1990 года «Сенокос» («Косари») — фрагмент первой главы романа.
В произведение входит:
|
||||
|
рассказы графические произведения + примыкающие, не основные части
Входит в:
— журнал «Октябрь 1989'3», 1989 г.
— антологию «Вкус», 1991 г.
— антологию «Проза русского Зарубежья», 2000 г.
— журнал «Факел, 2006, бр. 2», 2006 г.
— сборник «Школа для дураков. Между собакой и волком. Палисандрия. Эссе», 2009 г.
— сборник «Школа для дураков. Между собакой и волком. Палисандрия. Эссе. Триптих», 2020 г.
Номинации на премии:
номинант |
Литературная премия "НОС", 2010 // НОС-1973 |
Экранизации:
— «Моя бывшая бабушка» 2015, Россия, реж: Юлия Калинина
- /языки:
- русский (19), английский (5), немецкий (4), испанский (1), французский (1), португальский (1), итальянский (1), греческий (1), шведский (1), датский (1), голландский (2), латышский (1), литовский (1), чешский (1), эстонский (1), польский (1), болгарский (2), венгерский (1), сербский (1), иврит (1), арабский (1), китайский (2), корейский (2), японский (1), румынский (1), турецкий (1), монгольский (2), албанский (1)
- /тип:
- книги (53), периодика (2), аудиокниги (3)
- /перевод:
- М. Асаре (1), К. Асриянц (1), А. Бекстрём (1), А. Богуславский (2), С. Гераси (1), Г. Григолите-Лучюниене (1), С. Гюрсес (1), В. Казак (4), С. Кардаш (1), Ч.-И. Квон (2), Ж. Крейс (2), М. Крепакс (1), Р. Мечанин (1), Ф. Мона (1), Т. Мошковиц (1), Т. Нико (1), А. Ольтеану (1), З. Петрова (2), К. Проффер (4), Р. Салури (1), А. Токай (1), Я. Хансен (1), Р. Хаффнер (1), О. Чинбаяр (2), Я. Шедиви (1), М. Эльгебали (1), М. Эстапе (1), С. Юньсен (2)
Периодика:
Аудиокниги:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
korantir, 26 ноября 2023 г.
tl; dr Превзойти Владимира Владимировича в лаконичности описания «Школы» сложно. Тиражируемое резюме Набокова — «Обаятельная, трагическая и трогательнейшая книга» — апеллирует исключительно к эмоциональному восприятию, что блестяще отражает суть явления. Обязательно прочитайте, переживите, почувствуйте эту книгу. Она великолепна.
Не даром Саша Соколов занимает особенное место в литературе. «Школа для дураков» легко и непринужденно выходит за рамки обычной прозы. Несмотря на определенную стилистическую схожесть с «Другими берегами» Набокова и «Письмовником» Шишкина, «Школа...» единственна в своем роде. Ожившая картина или музыка в прозе, очень целостный и неделимый объект, но в то же время — тонкая материя, утекающая сквозь пальцы, ветер без начала и конца. Написать что-то столь прекрасное даже на фоне мастодонтов отечественной литературы мог только гений, которым Саша Соколов несомненно и является.
Произведение постмодернистское и содержит набор характерных для литературы деконструкции черт. В книге почти отсутствует сюжет. Время фрагментировано, рассказчик скомпрометирован. Образы персонажей абстрактны: Вета то учительница, то созвездие. Почтальон одновременно человек и вневременный «насылающий ветер». Норвегов то ли жив, то ли мертв. Подобный взгляд на окружающую действительность напоминает магический реализм «Дома, в котором...», где через образы героев проступает мир эйдосов. Повествование подернуто дымкой сна, оставляя нам только образы и впечатления, но не суть. Автор ни о чем не говорит напрямую, огибает ответы, избегает называть имена. Вместо этого перед нами медленно течет река описаний. И сила и образность их такова, что сквозь описания проступают заложенные в них смыслы: трагизм и радость жизни, вечные темы нашего dasein.
Красной нитью через роман проходит магистральная объединяющая идея: Великая Красота слов. Соррентино был бы в восторге. «Школа...» — стилистически безупречный текст, доставляющий физическое наслаждение от прочтения.
Удивительно точно Соколов варьирует темы, не срывается в полный сюр, выписывает советскую действительность и бытовые мелочи. Отсылает нас то к Илиаде, то к Кавказскому Пленнику. Савл предстает в образе Христа. Нимфея живет рядом с Павловым, общается с Леонардо. Калейдоскоп разнообразен, но неизменно красив. Отдельный реверанс автору за тему смерти. Савл, дух непокорности и путешествий, умирает. Вслед за ним умирает Роза Ветрова — ускользающий идеал красоты, страсти и любви, могильный цвет.
Пытаться пересказать словами, почему красива Мона Лиза, задача не из легких. Такое только Нимфее под силу. Откройте книгу и узнаете. Почему.
------------
P.S. Если до этого произведения Саша Соколов был вам, как и мне, незнаком, посмотрите документальное кино «Саша Соколов. Последний русский писатель». Наверняка не пожалеете.
markfenz, 29 ноября 2020 г.
Удивительная книга! Больше всего похожа на клочки хаотических музыкальных фрагментов, которые каким-то чудом складываются в волшебную, пронзительную симфонию.
Слова текут, как река, попадают в водоворот, начинают кружится, распадаются в потоке сознания и собираются вновь. Удовольствие от чтения почти физиологическое.
У меня такое чувство из русских писателей только Бунин и Набоков рождают.
В 1973 году опубликовать такое в казенном СССР было невозможно. Но оказалось возможным написать. Получился не столько роман, сколько нарисованный подснежник посреди грязного пласта снега. Роман, будто человек, рожденный в морге. Роман — «снежная бабочка».
ab46, 31 декабря 2016 г.
О «Школе для дураков» хочется рассказать по-особенному. Не начну же я: «в этом романе…». Просто стыдно, до чего фальшиво звучит. Сказать «в этой прозе, больше похожей на стихи…» — тоже враньё получится. Больше всего «Школа для дураков» на музыку похожа. Только музыка способна так подхватывать и нести. Забываешь, читатель ты или слушатель. Нет предложений, нет слов, исчезают буквы, а образы рождаются и живут прямо внутри. В этой странной музыке Бах легко превращается в Шёнберга, но чаще в кого-то из русских: в Глинку, Чайковского, Рахманинова. Как бы Саша Соколов продолжил, разветвил и расцветил этот список. Но я не Саша Соколов. Я даже не знаю, умею ли ещё (уже) читать и писать. Погружаясь в эту книгу, без сожаления забыл я свою скучную историю отличника и стал последним в школе для особо дефективных. Вообще-то, нас двое, но это сложный и запутанный вопрос, почти как про время. Пусть про него Соколов рассказывает. У него волшебно получается. Вместо сюжета поток сознания, и отвлечение на отвлечении, и подробности того только, что к делу не относится. А в результате знаешь не меньше, чем про реальную жизнь. Про дачный посёлок, про родных, соседей, учителей, про жизнь нестерпимую и прекрасную. Нет, бессилен я это передать. Пойду лучше снежных бабочек ловить.
igorgag, 22 февраля 2018 г.
Сие сочинение в настоящий момент считается чуть ли не сакральным в отечественное словесности. Русский Сэлинджер! — говорят одни. Круче чем «Над пропастью во ржи». Русский Джойс! — утверждают другие.
Пытался я читать «Школу» ещё в журнале «Октябрь», как только стала доступна широким массам. Потом по случаю купил книгу-перевёртыш, включающую в том числе и. Сейчас книгу дорого оценивают букинисты, торгующие литературу на русском языке (между прочим).
Ах, всё-таки очень непростая штучка! Скорее, для писателей, чем для читателей (многим авторам одолеть хотя бы несколько страниц — в порядке тренировки, чтоб чуть-чуть взбодрить свой вялый стёртый казённый плоский слог).
Что же есть «Школа»? Исповедь раздвоившегося мальчика? Чудовищная (по своей нестандартности) импровизация на тему жизни, смерти, страдания, любви, надежды? Попытка всмотреться в мир, который (если верить некоторым) каждый миг переходит в другое квантовое состояние. И хотя остаётся (где-то там) во всех своих состояниях прежних, однако человеку вернуться к ним нельзя. Только во сне и в мечтах.