fantlab ru

Саша Соколов «Школа для дураков»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.25
Оценок:
129
Моя оценка:
-

подробнее

Школа для дураков

Роман, год (год написания: 1973)

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 11
Аннотация:

Нимфея, ученик такой-то, от лица которого ведётся повествование, находится в особых отношениях со временем. Для него нет прошлого и будущего, есть только теперь, и учитель Норвегов может быть одновременно и мёртвым, и живым. Мир Нимфеи особый, и чтобы попасть в него, читателю нужно отправиться вместе с героем вслед за снежной бабочкой...

Примечание:

Текст песни Владимира Рацкевича 1990 года «Сенокос» («Косари») — фрагмент первой главы романа.



В произведение входит:


8.33 (6)
-
8.29 (7)
-

Обозначения:   циклы (сворачиваемые)   циклы, сборники, антологии   романы   повести
рассказы   графические произведения   + примыкающие, не основные части


Входит в:


Номинации на премии:


номинант
Литературная премия "НОС", 2010 // НОС-1973

Экранизации:

«Моя бывшая бабушка» 2015, Россия, реж: Юлия Калинина



Похожие произведения:

 

 


Школа для дураков
1976 г.
Школа для дураков
1976 г.
Школа для дураков. Между собакой и волком
1990 г.
Вкус
1991 г.
Школа для дураков. Между собакой и волком
1999 г.
Проза русского Зарубежья. Том III
2000 г.
Школа для дураков
2001 г.
Школа для дураков
2007 г.
Школа для дураков. Между собакой и волком. Палисандрия. Эссе
2009 г.
Школа для дураков
2013 г.
Школа для дураков
2016 г.
Школа для дураков
2017 г.
Школа для дураков
2017 г.
Школа для дураков
2018 г.
Школа для дураков. Между собакой и волком. Палисандрия. Эссе. Триптих
2021 г.

Периодика:

Октябрь № 3, 1989
1989 г.
Факел, 2006, бр. 2
2006 г.
(болгарский)

Аудиокниги:

Школа для дураков
1989 г.
Небо падших
2013 г.
Школа для дураков
2016 г.

Издания на иностранных языках:

A School for Fools
1977 г.
(английский)
Die Schule der Dummen
1977 г.
(немецкий)
A School for Fools
1977 г.
(английский)
School voor gekken
1978 г.
(голландский)
Skola för dårar
1984 г.
(шведский)
Szkoła dla głupków
1984 г.
(польский)
Škola za ludake
1988 г.
(сербский)
A School for Fools
1988 г.
(английский)
L'École des idiots
1991 г.
(французский)
Escola para Bobos
1993 г.
(португальский)
Die Schule der Dummen
1993 г.
(немецкий)
Dåreskolen
1994 г.
(датский)
Escuela para idiotas
1994 г.
(испанский)
Σχολή ηλιθίων
1998 г.
(греческий)
Die Schule der Dummen
2001 г.
(немецкий)
Lollide kool
2005 г.
(эстонский)
Škola pro hlupáky
2006 г.
(чешский)
La scuola degli sciocchi
2007 г.
(итальянский)
Училище за глупаци
2007 г.
(болгарский)
Bolondok iskolája
2009 г.
(венгерский)
Muļķu Skola
2010 г.
(латышский)
馬鹿たちの学校
2010 г.
(японский)
바보들을 위한 학교
2010 г.
(корейский)
바보들을 위한 학교
2010 г.
(корейский)
Die Schule der Dummen
2011 г.
(немецкий)
Școală pentru proști
2011 г.
(румынский)
A School for Fools
2013 г.
(английский)
A School for Fools
2015 г.
(английский)
Budalalar Okulu
2015 г.
(турецкий)
愚人學校
2017 г.
(китайский)
Тэнэгүүдийн сургууль
2018 г.
(монгольский)
愚人學校
2018 г.
(китайский)
Durnių mokykla
2019 г.
(литовский)
Тэнэгүүдийн сургууль. Чонохой
2019 г.
(монгольский)
Shkollë për budallenjtë
2022 г.
(албанский)
School voor zotten
2022 г.
(голландский)
בית ספר למטומטמים
2022 г.
(иврит)
مدرسة الحمقى
2023 г.
(арабский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

tl; dr Превзойти Владимира Владимировича в лаконичности описания «Школы» сложно. Тиражируемое резюме Набокова — «Обаятельная, трагическая и трогательнейшая книга» — апеллирует исключительно к эмоциональному восприятию, что блестяще отражает суть явления. Обязательно прочитайте, переживите, почувствуйте эту книгу. Она великолепна.

Не даром Саша Соколов занимает особенное место в литературе. «Школа для дураков» легко и непринужденно выходит за рамки обычной прозы. Несмотря на определенную стилистическую схожесть с «Другими берегами» Набокова и «Письмовником» Шишкина, «Школа...» единственна в своем роде. Ожившая картина или музыка в прозе, очень целостный и неделимый объект, но в то же время — тонкая материя, утекающая сквозь пальцы, ветер без начала и конца. Написать что-то столь прекрасное даже на фоне мастодонтов отечественной литературы мог только гений, которым Саша Соколов несомненно и является.

Произведение постмодернистское и содержит набор характерных для литературы деконструкции черт. В книге почти отсутствует сюжет. Время фрагментировано, рассказчик скомпрометирован. Образы персонажей абстрактны: Вета то учительница, то созвездие. Почтальон одновременно человек и вневременный «насылающий ветер». Норвегов то ли жив, то ли мертв. Подобный взгляд на окружающую действительность напоминает магический реализм «Дома, в котором...», где через образы героев проступает мир эйдосов. Повествование подернуто дымкой сна, оставляя нам только образы и впечатления, но не суть. Автор ни о чем не говорит напрямую, огибает ответы, избегает называть имена. Вместо этого перед нами медленно течет река описаний. И сила и образность их такова, что сквозь описания проступают заложенные в них смыслы: трагизм и радость жизни, вечные темы нашего dasein.

Красной нитью через роман проходит магистральная объединяющая идея: Великая Красота слов. Соррентино был бы в восторге. «Школа...» — стилистически безупречный текст, доставляющий физическое наслаждение от прочтения.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Капля росы выпала из умывального крана и упала в ржавую тысячелетнюю раковину, чтобы, пройдя по темным слизистым трубам канализаций, миновав отстойники и фильтры новейших премиальных констрикций, тихо скользнуть чьей-то незамутненной душой в горечь реки Леты, чьи воды, навсегда обращенные вспять, вынесут лодку твою и тебя, обращенного в белый цветок, на песчаную белую отмель; капля повиснет на миг на мандолинообразной лопасти твоего весла и снова торжественно капнет в Лету — пропадет — растает — и через секунду, если ты верно понимаешь значение слова, бессмертно блеснет в горловине только что выстроенного римского акведука.

Удивительно точно Соколов варьирует темы, не срывается в полный сюр, выписывает советскую действительность и бытовые мелочи. Отсылает нас то к Илиаде, то к Кавказскому Пленнику. Савл предстает в образе Христа. Нимфея живет рядом с Павловым, общается с Леонардо. Калейдоскоп разнообразен, но неизменно красив. Отдельный реверанс автору за тему смерти. Савл, дух непокорности и путешествий, умирает. Вслед за ним умирает Роза Ветрова — ускользающий идеал красоты, страсти и любви, могильный цвет.

Пытаться пересказать словами, почему красива Мона Лиза, задача не из легких. Такое только Нимфее под силу. Откройте книгу и узнаете. Почему.

------------

P.S. Если до этого произведения Саша Соколов был вам, как и мне, незнаком, посмотрите документальное кино «Саша Соколов. Последний русский писатель». Наверняка не пожалеете.

Оценка: 10
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Удивительная книга! Больше всего похожа на клочки хаотических музыкальных фрагментов, которые каким-то чудом складываются в волшебную, пронзительную симфонию.

Слова текут, как река, попадают в водоворот, начинают кружится, распадаются в потоке сознания и собираются вновь. Удовольствие от чтения почти физиологическое.

У меня такое чувство из русских писателей только Бунин и Набоков рождают.

В 1973 году опубликовать такое в казенном СССР было невозможно. Но оказалось возможным написать. Получился не столько роман, сколько нарисованный подснежник посреди грязного пласта снега. Роман, будто человек, рожденный в морге. Роман — «снежная бабочка».

Оценка: 10
– [  14  ] +

Ссылка на сообщение ,

О «Школе для дураков» хочется рассказать по-особенному. Не начну же я: «в этом романе…». Просто стыдно, до чего фальшиво звучит. Сказать «в этой прозе, больше похожей на стихи…» — тоже враньё получится. Больше всего «Школа для дураков» на музыку похожа. Только музыка способна так подхватывать и нести. Забываешь, читатель ты или слушатель. Нет предложений, нет слов, исчезают буквы, а образы рождаются и живут прямо внутри. В этой странной музыке Бах легко превращается в Шёнберга, но чаще в кого-то из русских: в Глинку, Чайковского, Рахманинова. Как бы Саша Соколов продолжил, разветвил и расцветил этот список. Но я не Саша Соколов. Я даже не знаю, умею ли ещё (уже) читать и писать. Погружаясь в эту книгу, без сожаления забыл я свою скучную историю отличника и стал последним в школе для особо дефективных. Вообще-то, нас двое, но это сложный и запутанный вопрос, почти как про время. Пусть про него Соколов рассказывает. У него волшебно получается. Вместо сюжета поток сознания, и отвлечение на отвлечении, и подробности того только, что к делу не относится. А в результате знаешь не меньше, чем про реальную жизнь. Про дачный посёлок, про родных, соседей, учителей, про жизнь нестерпимую и прекрасную. Нет, бессилен я это передать. Пойду лучше снежных бабочек ловить.

Оценка: 10
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Сие сочинение в настоящий момент считается чуть ли не сакральным в отечественное словесности. Русский Сэлинджер! — говорят одни. Круче чем «Над пропастью во ржи». Русский Джойс! — утверждают другие.

Пытался я читать «Школу» ещё в журнале «Октябрь», как только стала доступна широким массам. Потом по случаю купил книгу-перевёртыш, включающую в том числе и. Сейчас книгу дорого оценивают букинисты, торгующие литературу на русском языке (между прочим).

Ах, всё-таки очень непростая штучка! Скорее, для писателей, чем для читателей (многим авторам одолеть хотя бы несколько страниц — в порядке тренировки, чтоб чуть-чуть взбодрить свой вялый стёртый казённый плоский слог).

Что же есть «Школа»? Исповедь раздвоившегося мальчика? Чудовищная (по своей нестандартности) импровизация на тему жизни, смерти, страдания, любви, надежды? Попытка всмотреться в мир, который (если верить некоторым) каждый миг переходит в другое квантовое состояние. И хотя остаётся (где-то там) во всех своих состояниях прежних, однако человеку вернуться к ним нельзя. Только во сне и в мечтах.

Оценка: 10


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх