fantlab ru

Грег Иган «Карантин»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.91
Оценок:
661
Моя оценка:
-

подробнее

Карантин

Quarantine

Роман, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 65
Аннотация:

Чудовищная сфера, прозванная Пузырем, окружила Землю, скрыв от людей звезды... Золотая эпоха для преступников, получивших доступ к технологиям столь совершенным, что ни полиция, ни охрана не в силах им противостоять. Не лучшее время для частного детектива — время, когда кто угодно может по желанию изменить свою внешность или сознание. Простое на первый взгляд дело о похищении женщины из психиатрической клиники постепенно вырастает до поистине вселенских масштабов. Ведь нити улик тянутся к таинственному культу кровавых религиозных фанатиков, а похищенная обладала странной психической связью с Пузырем...

С этим произведением связаны термины:

Входит в:


Награды и премии:


лауреат
Дитмар / Ditmar Award, 1993 // Австралийская фантастика - Крупная форма

лауреат
Премия альманаха "Gigamesh" / Premio Gigamesh, 2000 // Научная фантастика - Роман (Австралия)

Номинации на премии:


номинант
Премия Сэйун / 星雲賞 / Seiunshō, 第31回 (2000) // Переводной роман

номинант
Премия Игнотуса / Premio Ignotus, 2000 // Зарубежный роман (Австралия)

номинант
Премия Академии НФ, фэнтези и хоррора / Cena Akademie Science Fiction, Fantasy a Hororu, 2002 // Научная фантастика (Австралия)

Похожие произведения:

 

 


Карантин
1997 г.

Самиздат и фэнзины:

Степени свободы
2013 г.
Субъективная космология
2019 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  15  ] +

Ссылка на сообщение ,

На протяжении всего романа Грег Иган играет с читателем в опасную игру. И я не имею в виду посыл на грани квантового мистицизма: сознательный читатель, не забывая, что имеет дело с вымыслом, способен заглушить в себе на время чтения скептика и принять мир, каким его задумал субтворец-писатель.

Нет, опасность, о которой я веду речь — в кажущейся неуклюжести исполнения перспективы главного героя на протяжении большей части книги. Не смотря на то, что повествование ведётся от первого лица, бесстрастная рефлексия персонажа показывает происходящее в нём со стороны, объективируя сознание и делая его не более чем деталью объективной реальности. «Психологизм-то где?» — грозит в любой момент воскликнуть привередливый читатель и списать мнимый недостаток прозы на отсутствие опыта у «раннего Игана».

А зря.

Смелый автор всего лишь готовит издалека контраст между Ником из первых глав и Ником с последних страниц книги. И чем дальше ему удаётся отложить переключение между двумя Никами, тем сильнее эффект, и этим оправдывается риск на который он идёт — риск потерять читателя, который не выдержит невозмутимости героя и бросит читать на полпути к кульминации.

Читал я книгу в первую очередь, как размышление о природе и свойствах сознания. С этой точки зрения становится обоснованным и выбор сомнительной интерпретации квантовой механики — «сознание вызывает схлопывание волновой функции», и объективированное — почти препарированное, готовое к экспериментальному изучению — сознание Ника. Наиболее явным образом природа сознания обсуждается в разговорах Ника с Чунь По Квай, в то время как большая часть романа изучает её мысленно экспериментируя над нервной системой Ника и наблюдая за его реакциями на внешние и, особенно, внутренние раздражители.

Одна из затрагиваемых тем — место эмоций в природе личности — перекликается с рассказом Кордвейнера Смита «Сканеры живут напрасно». Но где Смит выбирает пронзительно истеричные интонации, Иган, избавив своего героя-рассказчика от неконструктивных эмоций, которые были бы помехой в профессиональной деятельности детектива, лишает эмоциональности и голос повествования. Ник — не первый эмоционально уравновешенный детектив: вспомним хотя бы его знаменитого коллегу, Шерлока Холмса, которого Ник «непроизвольно» цитирует — «however improbable» — дважды, чтобы развеять всякие подозрения в случайности.

Что же касается квантовой метафизики, пузыря, размазанности и разумных суперпозиций — я воспринял их как вспомогательные элементы — экзотический фон, помещенный на который наш подопытный детектив вынужден тешить нашу любознательность.

Оценка: 10
– [  13  ] +

Ссылка на сообщение ,

Опять я смотрю на себя в зеркало и задаюсь вопросом: почему я сам до этого не додумался? Нет, серьезно. У меня зеркало на двери шкафа и привычка ходить по комнате. Прохожу — смотрю — задаюсь вопросом. И ведь не совсем дурак, и необходимый минимум инфы из научпопа был, и — стыдно сказать — временами балую свой отравленный филологическим образованием разум лайт-мыслями о физике и Вселенной. Но не приходило мне в голову, что математика не просто какая-то там чистая истина, а что она «подтверждает саму себя» («Ореол») и становится от этого гораздо реальнее, чем «реальность» пропаганды и PR-технологий; что в случае существования параллельных миров каждую мою удачу приходится оплачивать неудачей меня-в-другом-мире и я становлюсь едва ли не паразитом («Синглетон»); теперь вот космический геноцид «Карантина». Я же знал про этого проклятого (во всех смыслах слова) кошака Шредингера. Знал про роль наблюдателя. Про «схлопывание». Почему я не додумался до космического геноцида? Почему, завтракая, я не давился со словами «космический геноцид»? Почему, стоя в трамвае, не привлекал к себе настороженные взгляды внезапным бормотанием «космический геноцид»? Это же так просто и так красиво. Космический геноцид.

Оценка: 10
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Отрадное произведение на фоне нынешнего однообразия. Автор с минимумом фантастических допущений сумел построить очень нетривиальную модель мироздания, введя квантовую механику на макро-уровень или скорее как основу всего сущего. Идея проработана настолько хорошо, что у меня периодически складывалось впечатление, что все так и есть, что очень положительно характеризует автора — не каждому удается достичь такой степени правдоподобия. Мне даже захотелось освежить свои познания, что-бы разобраться, где, как и насколько он отошел от «признанных» теорий:smile:. По сути человек, обладающий соотвествующим модом, становится волшебником, и очень интересно как автор в дальнейшем распрядился своими героями. Действительно жаль, что это у нас не переводят...

Отдельный интересный момент, на котором уже обращали внимание в отзывах, это эволюция воззрений Ника под действием «мода верности», и как его ограничения удалось обойти.

Оценка: 10
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Карантин» — это первое, что я прочитал у Игана и, чёрт побери, это настолько меня поразило и произвело настолько сильное впечатление, что я жадно набросился на всё, что у него перевели на русский. Так же, очень понравились «Во тьму», «Видеть», «Ковры Вана». Поговаривают, что непереведённые «Permutation city» и «Distress» ещё круче «Карантина», но я, к сожалению, пока не готов читать на исходном языке, хотя с английским у меня всё не так уж плохо.

Оценка: 10
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Шикарная вещь! Очень содержательно. И не обязательно быть матёрым «технарём» — небольшое усилие и всё становится вполне объяснимым. Фантастика (имхо любители эльфов разницы чаще не ощущают) — не только декорации.

Оценка: 10
– [  18  ] +

Ссылка на сообщение ,

Отличная твердая научно-философская фантастика. В основу романа автор положил фейнмановскую трактовку квантово-временной теории. Этот роман не легкое чтиво, не только ввиду серьезной физической основы, но и многочисленных диалектических отступлений от основного сюжета.

Роман начинается как детектив в киберпанковском антураже, но это лишь номинальная завязка, видимо с целью заинтересовать читателя. Философско-социальные парадоксы начинаются с описания возникновения пузыря: здесь представлены все общественные конфессии, от религиозных до террористических, активно выступают анпропоцентричные группировки и различные фанатики видящие в Пузыре начала Конца света.

Далее экшн сходит на нет и повествование превращается в физико-философский трактат, отягощенный многочисленными моральными дилеммами. Плохо ли это? По мне так нет, автор написал то,ч то хотел. Если вы ищите движухи, то этот роман не для Вас.

Все, что касается принципа «схлопывания» все предельно ясно и можно выразить одной фразой: многовариантность временных линий/потоков нивелируется мозгом человека, который в итоге и определяет тот самый единственный выбор. Пока человек не знает об этой своей способности он спокойно живет. А вот Нику пришлось испытать череду моральных угрызений совести за уничтожение иных сущностей и существ (в т.ч. себя самого), возникающих в процессе размазывания вариантов. Трансформация мышления Ника описана гениально. Как он выбирает единственный верный вариант, как определяет какой Альянс истинный — «то что мне кажется Истинным, то и есть правильно».

Отдельно отмечу идею модов, эдаких программ, которые могут регулировать человеческие эмоций, подавляя или наоборот усиливая отдельные качества: если ты охранник то у тебя акцентируются реакция, регулируются биохимические процессы в организме. Если ты секретарь то повышается уровень сосредоточенности и т.д.

Достаточно интересная идея, которая в настоящее решается медикаментозно.

Порекомендовать могу желающим погрузиться в серьезное чтение, требующего внимания и сосредоточенности. Тем кто хочет просто развлечься и убить время лучше выбрать другую книгу.

Оценка: 9
– [  17  ] +

Ссылка на сообщение ,

Если вы ломали голову в поисках твердого, научного и одновременно фантастического, то считайте что вам несказанно повезло. Грег Иган — это именно то что доктор прописал. Автор интересуется и занимается квантовой механикой, математикой, геометрией и по-честному пытается строить свои миры вокруг различных научных идей и концепций. В данном случае речь идет о фундаментальных принципах квантовой механики. Неопределенность Гейзенберга, кот Шредингера, волновая функция упоминались во множестве романов других писателей, но именно Игану удалось органично вшить эти идеи в сюжет. В итоге — эталон твердой НФ. А в качестве сюрприза вас ждет невероятная и красивая первопричина создания Пузыря.

Оценка: 9
– [  16  ] +

Ссылка на сообщение ,

Мне хотелось бы оставить «за кадром» чисто научно-фантастическое допущение о «практическом использовании квантовых состояний для достижения определенных целей». Как и маньяков, стремящихся в очередной раз осчастливить все человечество. Как и рассуждения о моральных аспектах совершаемого нами выбора и последствиях для Вселенной наших ежесекундных действий.

В конечном счете, все на макро и микро уровнях идет так, как положено, задумываемся мы об этом или нет. По большей части, простому обывателю все равно, кто там «размазывается», кто «схлопывается», пока все идет привычным порядком. С этой точки зрения описанный мир — лишь занятное, пусть хорошо прописанное и от того вполне достоверное, но все же фантастическое допущение.

Мне же хотелось поговорить о совсем другой составляющей повествования, которая в нашей с вами реальности уже не кажется такой фантастической, как, к примеру, лет 10-20 назад. Я хочу поговорить о модах — нейропрограммировании, до которого уже рукой подать.

Оно, конечно, чрезвычайно соблазнительно- сделать себя немного лучше. Острее память, слух, зрение, точнее реакции. Получить по-настоящему свободный доступ к информации, без медленных посредников и мучительных опытов овладения методикой, без длительных и утомительных часов обучения и закрепления.

А кто не мечтал о том, чтобы не испытывать скуку и утомление от монотонной работы, выполнения одних и тех же, повторяющихся день изо дня действий, несомненно важных, но таких удручающе однообразных, притупляющих внимание и память? Вспомните, сколько несчастий приключилось и сколько человек погибли только потому, что кто-то потерял бдительность, не выполнил инструкцию или просто устал таращиться на панель управления или в экран?

Или эта непроходящая боль утраты, преследующее чувство вины, отравляющие каждое мгновение жизни, превращающие каждый миг в ад, из которого не вырваться? Почему бы не помочь себе забыть, отодвинуть происшедшее в самые дальние уголки сознания, чтобы продолжить жить, не оглядываясь на перенесенные страдания?

Я думаю, что мы сдадимся сравнительно быстро, добровольно и массово. Уж больно соблазнительный путь, отвечающий нашим самым глубинным желаниям, нам предложат. И, думаю, положительный эффект — безопасность, покой, управляемость- перевесят негромкий предупреждающий шепоток, который будет нудно твердить об опасности. Ведь мы всегда уверены, что контролируем все последствия.

И вот вопрос. Когда мы также добровольно и массово согласимся, что есть ситуации, когда неприкосновенность личности не есть обязательное условие существования общества. Сколько времени потребуется, чтобы согласиться с тем, что вторжение в сознание не есть насилие или преступление. Это ведь так легко оправдать требованиями безопасности, законности и даже милосердия. И что это будет в результате- мягкий вариант азимовской «Профессии» или жесткий вариант «Сытина» Черри?

Вот какой аспект этого романа, который почти теряется на фоне тайны изолирующего человечество Пузыря или масштабной игры героя с вероятностями, мне хотелось бы подчеркнуть. Когда там еще прилетят к нам инопланетяне или ребята из других вероятных Вселенных, когда там на практике сможем применить законы квантовой механики — это будущее еще неопределенно далеко, но другое, то, когда сможем программировать нейроны в своих мозгах — уже вполне видимое. И думать о нем лучше уже начинать сейчас.

Оценка: 9
– [  14  ] +

Ссылка на сообщение ,

С дополнениями переработано в https://bit.ly/3vvHkeU

========================

Хорошая вещь. Посчастливилось найти в бумаге за копейки.

К сожалению, присутствует там один капитальный сюжетный ляпсус, который Иган честно признал.

«Карантин» написан раньше, чем появились работы Шора по квантовым алгоритмам факторизации, а затем Беннеттом и Вазирани было показано: квантовый компьютер, работающий с суперпозицией N квантовых состояний, выдает отнюдь не те же самые результаты, что N классических компьютеров, работающих параллельно.

У Игана

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
вся сюжетная линия с «размазыванием» Ника
основана на тезисе о справедливости этого утверждения, но оно неверно. Иган оправдывается тем, что не мог предвидеть результатов будущих исследований, но если подходить к проблеме совсем строго, уместно вспомнить, что теорема о запрете клонирования квантовых состояний доказана еще в 1970-м (и переоткрыта независимо сразу тремя исследователями в 1982-м).

Для разных квантовых каналов коммуникации через моды

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
(и с расой создателей Пузыря),
как описаны они в «Карантине», будет невозможен изоморфизм Чоя-Ямёлковского: надежная постселекция канала, схлопывающего размазанную суперпозицию, по данным измерений разделимости состояний недоступна.

Впрочем, для дебютной книги в жанре твердой НФ, написанной математиком и убежденным сциентистом, «Карантин» был бы почти идеален. При условии, что вы готовы смириться с 1) высокоэффективной хроматографической очисткой текста от эмоциональной составляющей и 2) аскетичной камерностью обстановки, где действие, почти как в детективах клаустрофила Азимова, не покидает замкнутых помещений, обставленных однообразной мебелью, а персонажей-людей (особенно зомбированных модами верности) нелегко отличить от роботов.

Оценка: 9
– [  14  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Карантин» Грега Игана является весьма интересным представителем «твердой» НФ. Особых требований к научным познаниям читателя не требуется, но знания основ логики и физики лишними не будут. Автор грамотно рассказывает о квантовой механике, оперирует логическими понятиями — только это уже способно привлечь к себе внимание. Но, к сожалению, у нас издан (насколько мне известно) только один роман этого писателя. И это, честно говоря, меня удивляет.

Представьте себе фантастический детектив, включающий в себе логические рассуждения и квантовую механику. И все это в мире будущего, в мире нанотехнологий — и это не просто сеттинг. Почему же в будущем, по версии Игана, активно начали развиваться нанотехнологии? Да все просто: гигантская сфера, она же «Пузырь», заключила в себя всю Солнечную систему. И людям, в виду невозможности преодолеть этот барьер, пришлом обратить внимание на более земные проблемы, в прямом смысле этого слова. Итак, главный герой — частный детектив. Анонимный работодатель поручает ему найти некую Лауру Эндрюс, исчезнувшую из психиатрической клиники. Поскольку она сама даже не в состоянии повернуть дверную ручку, то детектив приходит к выводу, что она похищена. Но в ходе расследования выясняется, что Лауре непостижимым образом удавалось сбегать из охраняемой клиники уже дважды... Чтобы найти ее, частному детективу, Нику Ставрианосу, придется приложить немало усилий, пережить множество приключений. А помогут ему в этом его собственный ум и модификации к мозгу, которыми он напичкан (фактически все что ему нужно для работы — есть у него в мозге — прямо-таки реализованный принцип omnia mea mecum porto).

Первая часть романа похожа на классический детектив, пусть даже в необычном оформлении. Далее же главный герой разгадывает причины похищения. Оказывается, что похищенная женщина обладает некими способностями, на основе которых построен новый мод, не позволяющий «схлопывать» многовариантность событий (это «схлопывание» и было причиной возникновения «Пузыря»). Фактически, носитель мода может выбирать тот вариант событий, в котором нужное действие произошло. Как вы видите, сюжет интересен, но немного усложнен всяческими теориями. Еще один минус — многие интересные нити так и не вывели нас к чему-то, не все вопросы перекрыты ответами автора. А так вполне достойное произведение. Если не прочитаете, то ничего не потеряете, а вот если прочтете — что-то приобретете :smile:

Оценка: 9
– [  11  ] +

Ссылка на сообщение ,

Прочел первую для себя книгу Игана — Карантин. Бедный стилистически и богатый на идеи детективный научно-фантастический роман. Основной сюжет лишь маскирует хирургически выверенное развертывание рассуждений о коллапсе волновой функции и следующих из этого выводах. Местами, стилистически, напоминает учебник формальной логики, следуя старой максиме аналитической философии — «если хочешь что-то сказать — сделай это ясно». Сюжет развивается плавно, раскрытие персонажей слабое, акцент на физических концептах.

Интереснейший сюжетный ход с обходом мода верности, который показывает насколько общие понятия являются результатом языковых игр, насколько растяжимо их можно интерпретировать, вплоть до того, чтобы поставить все с ног на голову.

Для любителей концептуальной фантастики маст рид.

Оценка: 9
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Познакомился с творчеством Грега Игана благодаря рубрикаторам «Лаборатории фантастики» и остался очень доволен. Произведение поразило меня не менее, чем «Рифтеры» Питера Уоттса.

Нетривиальный сюжет, интересная философия, качественная литература. Единственная возникшая ассоциация — «Призрак в доспехах». Уверен, что на основе «Карантина» можно было бы создать потрясающий анимационный фильм.

Необходимо отметить и футорологическую ценность произведения Игана, также сближающую этого автора с П. Уоттсом.

Конец вышел открытым и немного смазанным, что, однако, не умаляет шедевральности произведения. Однозначно рекомендую всем любителям «твёрдой» НФ.

Оценка: 9
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Отличный научно-фантастический детектив с загадочным похищением, частным сыщиком, террористами и корпорациями! А также квантовыми парадоксами и свободой воли...

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Является ли котик в ящике злобного Шредингера наблюдателем, схлопывает ли он функцию состояния?

Читается довольно-таки легко. Как мне показалось, Иган в этом романе менее сух, чем в малой форме.

Оценка: 9
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Кот Шрёдингера успел стать клише в фантастике, тем не менее у Игана, наверное, лучшее рассуждение на тему. Вообще хороший (научный) фантаст это такой условный ученый (а хорошие фантасты часто действительно еще и ученые, совсем не условные), который берет привычную нам вселенную, подкручивает или уточняет некоторые ее переменные, а затем со скрупулезностью лаборанта начинает изучать и фиксировать дальнейшее поведение системы. Вот Иган именно такой. Квантовую механику, со всем ее логическим мистицизмом он замечательным образом вписывает в интересный детектив, который постепенно вырождается в набор упражнений на сообразительность. И роман чудесный. Пойду куплю на амазоне два продолжения.

Оценка: 9
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Жаль, что Игана больше не издают. только первый роман — ну, разве можно создать на этой основе мнение об авторе, считающимся одним из продолжателей Ф.Дика и одного из лучших австралийских (и не только) писателей НФ. Издают всякую муть, а ИГАНА почему-то забыли. Эхххххх.....

Оценка: 9


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх