Братья Львиное сердце

Информация о произведении Астрид Линдгрен «Братья Львиное сердце»: аннотация, издания, оценки и отзывы читателей. Подсказка book'ашки

Астрид Линдгрен «Братья Львиное сердце»

Братья Львиное сердце

Bröderna Lejonhjärta

Повесть для детей, год

Переводы на русский:Б. Ерхов (Братья Львиное Сердце)
Л. Брауде (Братья Львиное сердце)
Л. Брауде, Н. Белякова (Братья Львиное сердце)
Перевод на украинский:О. Сенюк (Брати Лев'яче Серце)

Жанровый классификатор:


 Рейтинг
Средняя оценка:8.80
Голосов:197
Моя оценка:
-
подробнее
Аннотация:

В Швеции живут два брата. Младший, Карл, тяжело болеет. Старший, Юнатан, утешает его, обещая, что если он умрет, то попадет в волшебную, прекрасную страну Нангиялу. Но случилось так, что Юнатан, спасая брата от пожара, гибнет сам. После смерти Карла братья встречаются в сказочной Нангияле. Но и там не все благополучно. Злой правитель и его страшное чудовище держат всю страну в страхе. Вызов им бросят братья Львиное Сердце.

© kkk72


Примечание:

По книге «Bröderna Lejonhjärta» снят одноименный фильм (Швеция, 1977; режиссер Olle Hellbom).



Входит в:

— антологию «Музыка голубого колодца», 1981 г.


Экранизации:

«Братья Львиное сердце» / Bröderna Lejonhjärta (1977, Швеция, реж: Олле Хеллбом)


Похожие произведения:

 

 


Издания:

Музыка голубого колодца
1981 г.
Братья Львиное Сердце
1991 г.
Братья Львиное Сердце
1992 г.
Братья Львиное Сердце
1994 г.
Собрание сочинений в шести томах. Том 3. Повести-сказки
1994 г.
Том 4. Мио, мой Мио
1997 г.
Братья Львиное Сердце. Ронья, дочь разбойника. Мио, мой Мио!
2003 г.
Всё о... Мио, мой Мио! Братья Львиное Сердце. Суперсыщик Калле Блумквист. Крошка Нильс Карлссон
2005 г.
Братья Львиное Сердце
2009 г.
Братья Львиное Сердце
2009 г.
Братья Львиное Сердце
2009 г.
Братья Львиное Сердце
2009 г.
Братья Львиное Сердце
2009 г.
Братья Львиное Сердце и другие сказочные повести о Добре и Зле
2010 г.
Сказочные повести о добре и зле
2011 г.
Братья Львиное Сердце
2016 г.

Издания на других языках:

Міо, мій Міо. Расмус-волоцюга. Брати Лев'яче Серце
1990 г.
Карлсон, Пеппі та інші
2010 г.



Доступность в электронном виде:




Отзывы читателей о «Братья Львиное сердце»:Рейтинг отзыва 

Ссылка на сообщение |   
–  [ 20 ]  +

Так, вроде бы, если посмотреть — чем эта сказка отличается от большинства современных фэнтези? Формально — ничем: другой мир (то, что это мир, куда попадаешь после смерти, не противоречит фэнтезийности — вспомните «страну Аслана» у К. С. Льюиса), борьба с Тенгилом, который, в общем-то, вполне подходит под определение «тёмного властелина», да и чудовище, служащее ему, относится к виду, самому распространённому в фэнтезийных произведениях... Разумеется, злодей «что посеял, то и пожал», хотя и добрые герои при этом заплатили страшную цену...

Так что же это? Обычная фэнтези? Нет. И даже не сказка. Это очень скупое и жёсткое, реалистическое произведение о детях, которым... нет, не «приходится рано взрослеть» (слава Богу, Линдгрен обходится без подобных штампов — ибо она гений 8:-0) — просто жить в стране с несправедливой властью... И тут вдруг (перечитывая картины жизни в Шиповничьей долине) ловишь себя на мысли: «Какой ещё к чёрту «тёмный властелин», когда тут на фашизм такие прозрачные намёки!»

Очень мало сказочного в этом романе. Очень много реалистичного. Юнатан и Карл борются не за какую-то там «безумно красивую» действительность, которую «было бы жаль, если бы она погибла» — нет, за обычную совершенно жизнь; даже не за «простые радости быта» (искупаться в озерце, порыбачить с моста, вернуться в дом, где всё всегда на месте) — за нормальную для каждого человека р у т и н у. Просто потому, что если и её отнимет Тенгил — что же тогда останется?

Произведение цепляет именно своей простотой и неприхотливостью (тогда как ВК Толкина — тоже, в общем-то, «сказка о войне» — цепляет, наоборот, предельной поэтичностью и влюблённостью автора в мир. Тут эта влюблённость тоже, вероятно, есть — но вынесена за скобки. И это лишний раз доказывает, что книги настоящих писателей, а не графоманов, могут быть равны друг другу по идее... именно потому, что не копируют друг друга, а друг с другом спорят).

Не то, чтобы я очень любил именно эту книгу Линдгрен. Сказки о Карлсоне и Пеппи мне кажутся гораздо «теплее» по атмосфере, и поэтому как-то ближе (вообще скандинавские писатели — мастера юмора, это правда). А эта вещь — серьёзная, суровая... но её достоинство в том, что сюжет располагал к очередной истории о «бравых кибальчишах, всех злодеев победивших» — и книга не превратилась в такую историю, Линдгрен избежала соблазна.

P. S. Вот что зацепило, ещё в 14 лет (но тогда я не придал этому особого значения):

«И в этой вспышке я увидел Катлу.

Я  у в и д е л  К а т л у.»

Казалось бы, просто фраза вразрядку написана... а само чудовище нарисовано на предыдущем развороте, и оно совершенно не страшное, просто уродливое... Но мне БЫЛО страшно — от этой фразы...

  Оценка: 10 
Ссылка на сообщение |   
–  [ 15 ]  +

   Угу, Толстой и Линдгрен — убийцы несчастных подростков. Помню была передача про наркоманов, так там обезумевшие родители на Андрея Макаревича накинулись, как на главного растлителя детских душ (чем это они у вас там «пудрят носы», дрянь вы такая безответственная?) Некоторые думают, видимо, что если слово смерть запретить, то и смерти не будет. Понятно и печально. Потенциальный самоубийца во всём увидит знаки, — и в самом светлом произведении, и в надписи на двери метро... А ведь герои книги Линдгрен не стремятся умереть, они очень боятся смерти, погибают-то они, спасая друг друга. Просто не было другого выхода, а поступить по-другому они не могли, потому «что есть вещи, которые нужно делать, даже если они грозят нам опасностью... Чтобы быть человеком, а не ошмётком грязи». Видимо, в наше сверхпрагматичное время, — это мало кому нужно, а многим даже просто непонятно и кажется странным и опасным идеологически. «Странная» братская любовь у Линдгрен, или вообще уж немыслимая дружба у крапивинских мальчиком... Но... «Сказки пишут для храбрых, зачем равнодушному сказка...»

  Оценка: 10 
Ссылка на сообщение |   
–  [ 13 ]  +

Наверное, это самая страшная и опасная сказка Линдгрен. Когда дети умирают не страшно только самим детям, остальным становится не по себе. Смерти, как таковой нет. Когда ты вынужден уйти из этого мира, ты попадаешь в чудесную Нангиялу, если и там ты не можешь долго оставаться живым, то тебя ждет Нангильм. Так что, малыш, не бойся смерти, не бойся быть смелым и отважным, ведь каждый мир после твоей гибели будет еще чудеснее. Только, как это ни странно, во всех этих мирах находятся подлецы и предатели, вруны и трусы...

    Эта книга учит быть храбрым и безрассудным. В этом она немножко и опасна. Малыш может забыть про осторожность, помня, что впереди его ждет такая волшебная Нангияла... Несчастный, обделенный вниманием он может даже ускорить свое «путешествие» туда.  Это страшно.

Если «Мио-мой-Мио» самая грустная и пронзительная сказка Астрид, то «Братья Львиное Сердце» самая опасная и смелая. И самая моя любимая).

  Оценка: 10 
Ссылка на сообщение |   
–  [ 9 ]  +

не верьте никому, что книга плохая. книга замечательная! искушенные любители только «серьезного» фэнтези могут не читать, ибо действительно крутобокой философии и прочих умопомрачающих фишек тут нет. но сказка просто замечательная! как и любая сказка, эта помогает быть сильнее.

А по поводу упоминавшихся ниже суицидальных мотивов, хочется сказать, что следует все-таки читать книгу в том ракурсе и контексте, который предлагает автор. книга в первую очередь о героизме!

объективно говоря, смерть – это естественный процесс, как бы это ни звучало. важнее человеческое отношение к смерти: люди довольно часто обвешивают смерть и все что с нею связано различными страхами и фобиями, которые в сущности мешают жить. Об этом много говорено и в религиях и в литературе, в т.ч. фэнтезийной (напр., Толкиен, по-моему, «Сильмариллион»). я прочитал книгу в 14 или в 15 лет, и мне захотелось только жить. :-)

так что, уважаемые господа читатели, смело читайте! никакого суицида в книге нет. 8-)

  Оценка: 10 
Ссылка на сообщение |   
–  [ 8 ]  +

«Раз в жизни каждый индивидуум бывает глубоко шокирован осознанием неизбежности своей смерти.» (с) планетолог Лиет Кинес, «Дюна».

О «Братьях Львиное Сердце» написано уже очень много. Я скажу лишь об одной грани этой книги.

Многие рецензенты мертвой хваткой вцепились в тему смерти в «Братьях». Кстати, не только на «Фантлабе». На других ресурсах наблюдается похожая картина, особенно когда к обсуждению подключается верующая аудитория. «Дети совершили самоубийство!», «Пропаганда суицида!» и даже «Восславление язычества!».

Как водится, масса читателей за деревьями не увидела леса.

Друзья, мы все когда-нибудь умрем. И рано или поздно каждому ребенку предстоит об этом узнать. Так пускай лучше читательская аудитория, состоящая преимущественно из ровесников Карла, сперва узнает об этом в форме сказки. Шок будет не так тяжек. Потом дети вырастут, накопят жизненный опыт, познакомятся со взглядами великих и не очень философов на явление смерти и сформируют собственное мнение о том, что же она такое и как к ней относиться.

А пока оставьте им прекрасную, захватывающую и светлую сказку, в которой смерть — лишь ворота в новую жизнь. Тем более, что нам всем, даже самым закоренелым материалистам, хотелось бы в это верить.

Memento mori, товарищи.

  Оценка: 10 
Ссылка на сообщение |   
–  [ 7 ]  +

Шедевр. Моё любимое произведение Линдгрен. Пронизанная светлой грустью история о жизни и смерти вряд ли оставит кого-нибудь равнодушным. В отличии от большинтва книг писательницы,сюжеты которых мною благополучно забыты,эту историю не так-то просто выкинуть из головы.

  Оценка: 10 
Ссылка на сообщение |   
–  [ 6 ]  +

Мне книга очень понравилась, читала ее в начальных класах — и спустя два десятилетия впечатления от нее остались все такие же сильные.

В книге написано не о смерти подростков, а о безграничной любви двух родных братьев, и о желании пожертвовать ради близкого человека в любой момент своей жизни.

Просто, каждый прочитавший интерпретирует ее по своему, кто-то видит смерть — кто-то продолжение жизни...

Книга стоящая, ее можно назвать — серьезной сказкой для маленьких...

  Оценка: 10 
Ссылка на сообщение |   
–  [ 6 ]  +

Самая сильная, на мой взгляд, из сказок Астрид Линдгрен. Дружба, честь и смелость окажутся сильнее любых испытаний, даже сильнее смерти.

  Оценка: 10 
Ссылка на сообщение |   
–  [ 3 ]  +

Одно из немногого, что отметилось, и что хотелось бы процитировать в этой не по детски взрослой сказке: «...есть дела, которые человек должен делать, даже если они опасные, потому что иначе это не человек, а ни то ни се, дерьмо!» Не знаю, что надохнуло на это автора, но эту фразу, для лучшей усваиваемости, она повторяет в тексте аж трижды. Последний раз правда, когда братья совершают групповой суицид. Типа: «Я должен сделать это, иначе я буду ни то ни се — дерьмо!». (Поборникам раздвигать деревья, дабы менее смышленые читатели смогли разглядеть лес, хочу заметить, что как на это явление не смотреть, но у него есть свой термин, хоть в сказке он «мягко» и не упоминается, посему раз суицид — значит суицид). Второе — очень актуальная фраза, оброненная про хозяина харчевни: «Дело в том, что никто не любит предателей, даже если пользуется их услугами.»

А так, сказка получилась немного затянутая, нудная, окромя этого, вот не уверен, насколько она, эта сказка, доступна/подходяща/своевременна для целевой аудитории — детей. Но спешу заметить, что идея суицида не есть единственное и основополагающее, что отталкивает меня в этом произведении. Просто не уловил я что-то, в чем идея загробных миров, вернее тут уже не загробные миры, а какая-то цепочка беспредельных реинкарнаций в другом мире, но в своем обличье... Оно конечно сказка, но как-то нетрадиционно, что ли. И хотя в литературе нетрадиционные, оригинальные находки автора — большой плюс, но эту находку здесь я как-то не оценил. Более того, даже для сказки нужна какая-то последовательность: почему оба брата попадают в один домик, в одной долине, в одном мире? Потому что любили друг друга? А маму они не любили? Родители попадают в другой мир или умирают на совсем? Стартовая цепочка смертей и возрождений начинается на традиционной Земле или Земля тоже в середине цепи? А почему и откуда о цепочке миров так осведомлен старший брат и почему младший ничего не знает? А что об этом должны вынести для себя дети, которые в основном и читают сказки? (Слышал историю, как один мальчик прочитал в сказке, как ее герой просто открыл окно и полетел к другу в гости, ребенок сделал то же и очутился в больнице с открытым переломом ноги...) Хорошо, когда сделают взрослый вывод — не быть в жизни дерьмом! А ну как наоборот — типа «умереть оказывается не страшно, а ну его этот дерьмовый мир, пойду лучше в Нангиялу, там интересней и к природе ближе...»? Ведь действительно может гимн суициду получиться!

Неоднозначная какая-то сказочка получилась. Откровенно говоря, творчество Линдгрен меня немного разочаровывает, такие нашумевшие, известные произведения.., и от Карлсона, и от Пеппи и от других ожидал чего-то большего и был скорее разочарован чем вдохновлен, тем более в сравнении с некоторыми другими детскими произведениями. Это же смотрится особенно неоднозначно. Правда в детстве ее сказки обошли меня стороной и читаю я их уже в зрелом возрасте вместе со своими детьми, соответственно и впечатления у меня без ореола юной романтики. Так вот и не понял я, почему братьям не бороться было со злом в нашем мире, зачем было сначала умирать, чтоб посвятить себя этой борьбе в каком-то другом месте? К слову, целевая аудитория в особе моих двоих девчёнок, сказку тоже восприняла прохладно.

  Оценка: 7 
Ссылка на сообщение |   
–  [ 3 ]  +

Самое нелюбимое произведение Линдгред. Читал его уже будучи подростком и поэтому ни сюжет, ни герои не впечатлили. Картон как картон. И я бы не запомнил данный роман, если бы у меня не возникло отвращение к теме добровольного ухода из жизни и последствий этого поступка.  

Для меня этот роман Линдгрен подобен рассказу Льва толстого «Девочка и  грибы». Помните, как маленькая девочка стала собирать рассыпавшие грибы на рельсах, а потом, что бы не быть сбитой поездом, легла на железнодорожное полотно. Говорят, что потом некоторые дети пытались повторить этот трюк, с летальным, разумеется результатом. Если это правда (а почему бы не быть этому правдой? Много детей читала этот рассказ, а родители далеко не всегда объясняли, что подобный фокус не удастся), то на графе лежит вина за загубленные детские жизни. И точно такая же вина лежит и на Линдгрен, которая этим романом, в котором самоубийство фактически оправдывается (а чего тут печалиться? Пустяки, дело житейское), наверняка подтолкнула не одного подростка расстаться с жизнью. Я человек не слишком религиозный и не считаю самоубийство смертным грехом (каждый имеет право распоряжаться как своей жизнью, так и своей смертью), но всё же подобное, чрезвычайно легкомысленное, отношение ДЕТСКОЙ писательницы к теме добровольного уходу из жизни считаю неверным.

P.S. Читал серию заметок нашего бывшего соотечественника, который обосновался в Швеции (в Инкубаторе, как он сам называет эту страну). Так вот, среди прочего он упоминал, что шведы по мотивам этой книги сняли фильм, который обычно у них показывается после экзаменов, перед наступлением летних каникул. ПОСЛЕ ЭКЗАМЕНОВ. С соответствующими, то бишь летальными (это если не успели откачать) последствиями.

  Оценка: 4 
Ссылка на сообщение |   
–  [ 1 ]  +

По-моему, эту сказку нужно читать не только детям.

  Оценка: 10 

Ваш отзыв:

— делает невидимым текст, преждевременно раскрывающий сюжет, разрушающий интригу

Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители! регистрация