fantlab ru

Сергей Лукьяненко, Аркадий Шушпанов «Школьный Надзор»

Рейтинг
Средняя оценка:
6.19
Оценок:
586
Моя оценка:
-

подробнее

,

Школьный Надзор

Роман, год; цикл «Дозоры»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 35
Аннотация:

Они — слишком плохи для Дневного Дозора и слишком хороши для Ночного.

Они не чтут Договор, они дерзят Великим, они не верят в пророчества.

Они — Иные.

Но хуже того — они дети!

Темные и Светлые подростки, собранные вместе, в спрятанном от людских глаз интернате... Там, где даже простой учитель литературы вынужден стать Инквизитором.

Это их последний шанс вырасти, войти в мир Иных, исправить чужие ошибки — и наделать своих.

Конечно, если получится.

С этим произведением связаны термины:
Примечание:

цитата
В новом году редакция «Neoclassic» запускает новый проект Сергея Лукьяненко «Дозоры». Это в некотором роде продолжение старых «Дозоров», но здесь Лукьяненко выступает уже в качестве соавтора, а в некоторых книгах просто как автор идеи. Подробнее о серии рассказывает сам Лукьяненко в своем обращении к читателям:

Читателям «Дозоров»

«Начиная в 1997 году книгу «Ночной Дозор», я и не предполагал, к чему это приведет. И речь даже не об экранизациях, компьютерных играх или переводах более чем в тридцати странах мира — в первую очередь речь о масштабе самой книжной серии.

В моем цикле о «Дозорах» на данный момент пять книг: «Ночной Дозор», «Дневной Дозор», «Сумеречный Дозор», «Последний Дозор» и «Новый Дозор». Открою маленькую тайну — скоро будет шестая, заключительная книга, рассказывающая об Антоне Городецком. Для меня это очень длинный цикл — я обычно ограничиваюсь двумя-тремя книгами в одном цикле.

Но закончится ли на этом мир «Дозоров»?

Нет!

История Ночного и Дневного Дозоров началась не в конце двадцатого века, а гораздо раньше. И противоборство Светлых и Темных происходит не только в России. И именно об этом расскажут книги нового цикла «Дозоры», которые написаны (и пишутся) самыми талантливыми из молодых фантастов России.

В написании первых трех книг я участвовал и сам. И мне очень приятно, что в этой «игре Дозоров» я был больше в роли «тренера», пусть и «играющего» — идеи книг и большая часть труда принадлежит авторам, чьи имена я советую запомнить всем любителям фантастики. Я признателен Аркадию Шушпанову, Алексу де Клемешье, Ивану Кузнецову за энтузиазм и любовь к миру «Дозоров», глубокое знание этого мира, писательское мастерство и умение играть и на Темной, и на Светлой стороне, которое они показали. (Скажу вам по секрету — у них есть и свои увлекательные миры, с которыми вам еще предстоит познакомиться).

«Дозоры» — продолжаются!»

Сергей Лукьяненко



В произведение входит:


6.30 (33)
-

Обозначения:   циклы (сворачиваемые)   циклы, сборники, антологии   романы   повести
рассказы   графические произведения   + примыкающие, не основные части


Входит в:


Номинации на премии:


номинант
РосКон, 2015 // Межавторский проект

Похожие произведения:

 

 


Школьный Надзор
2014 г.

Аудиокниги:

Школьный Надзор
2014 г.

Издания на иностранных языках:

Училищен надзор
2014 г.
(болгарский)
Die Wächter - Licht und Dunkelheit
2016 г.
(немецкий)
VarázsŐrség
2017 г.
(венгерский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Тем, кто читает отзывы дабы определиться «брать/не брать», сообщаю: все последние произведения С. Лукьяненко «Недотёпа/Непоседа», «Конкуренты», «Новый Дозор» и даже (о, ужас!) «Застава» вызвали у меня исключительно позитивные эмоции. Если данное обстоятельство не вызывает в Вас немедленного желания забить меня до смерти Вашей любимой книгой, то можете начинать чтение отзыва.

Цикл «Дозоров» не самый любимый, но читал все книги. Естественно, не обошёл вниманием и «Школьный надзор».

Структурно книга чётко повторяет первоисточник: три повести, связанные сквозным действием и общей идеей, которые в тоже время можно читать и как отдельные произведения. Каждая повесть внутри книги целостна и самостоятельна, со своим сюжетом, со своим конфликтом и со своим финалом.

Место действия и действующие лица абсолютно новые. События и герои из мира Дозоров в книге упомянуты, где парой слов, а где — парой абзацев. Служат они для создания нужного настроения и связи обособленного мирка школы иных с «большой землёй».

Идейно-моральная наполненность тоже классическая «Дозорная»:

— дети-иные, обеспокоенные судьбами мира и ведущие борьбу за всеобщее счастье, под лозунгом «пусть никто не уйдет обиженным!», методами Бармалея из классической советской экранизации;

— взрослые иные, обеспокоенные судьбами мира и погрязшие в интригах, под призывы «Вся власть совета... т.е. Инквизиции», и в методах той самой, первой человеческой Инквизиции;

— всемогущие джинны, исполняющие любые желания, с которыми (желаниями), как известно, надо быть осторожнее. Отдельные джинны к судьбам мира так же не равнодушны;

— многое другое.

И посреди всего этого бардака — простой учитель языка и литературы, которому до лампочки судьбы мира, интриги и всемогущество. Его интересы куда проще: лишь бы все его воспитанники были живы-здоровы, хорошо учились и выросли настоящими людьми, пускай и иными.

В целом книга оставила положительные воспоминания. Будем надеяться, что последующие произведения будут классом не хуже.

Оценка: 9
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Спасибо авторам за возможность побывать в мире дозоров. Перечитывать книги не очень люблю, поэтому новые истории — это хорошо. Понимаю, что создателю этого мира сложно поддерживать взятую планку, но каждый раз это удается. Поэтому начало межавторского цикла — хорошее и давно назревшее начинание. Тем более, что существуют межавторские циклы по гораздо более слабым мирам.

Естественно, что критерии к продолжателям не такие как к создателю и не стоит ожидать тут чудес. Тем не менее, эта книга вполне на хорошем уровне. Самое главное, что удалось автору — передать симпатию к подросткам, а это очень непросто. Легкий дружественный стеб над Гарри Поттером на мой взгляд вполне уместен раз книга про обучение в школе. Лично у меня возникли аллюзии с республикой ШКИД и директор школы у них тоже Сорокин.

Конечно без перегибов не обошлось, но, на мой взгляд они вполне простительные. Литературные игры вписались в сюжет очень неплохо. Составителям библиографии имело бы смысл выделить для оценивания все три новеллы, из которых состоит книга.

Оценка: 9
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Отличное произведение хорошего цикла. Есть и сюжет и социальный смысл. И интересно написано. Понравилось. Для оценки 10 (лучше не бывает), однако, чего то трудноуловимого не хватает. Чего — сам не понял. Но поставил только 9. Стоит прочитать. Подростки-Иные во взаимоотношениях с Людьми и взрослыми Иными — это хорошая идея.

Оценка: 9
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Во многом согласен с предыдущим критиком. Брался за «Школьный надзор» с некой опаской, как редактор, наткнулся на несколько неточностей и неудачных сравнений. Но они не испортили впечатления от продолжения интересного цикла. Более того, решил перечитать все «дозоры».

(Кстати, обнаружил, что в домашней библиотеке отсутствует любимый «Сумеречный дозор» — кто-то зачитал. В магазине на Зорге книги не оказалось, пришлось ехать на «Октябрьское поле», где взял с полки последнюю).

Оценка: 9
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

Первое, что резко отторгало — это дети. Может, они мне просто как класс не нравятся. А может, потому что всю книгу доставляют всем головную боль, отмахиваясь чем-то вроде: «потом объясню, а сейчас не мешайтесь, пожалуйста». Но когда я читаю книги, где повествование ведётся как раз со стороны героев-подростков, то я всей душой за них болею. А здесь просто нет симпатичных персонажей среди них.

Второе — главный герой. Он безжалостно тупит. Всё время. Серьёзно, самая частое его состояние — что-то вроде: «и тут он понял, что забыл сделать/узнать/сказать/подумать и т.п.». Жить во имя детей это прелестно, пусть его. Но — два момента: 1. — неожиданная влюблённость в инквизиторшу на пару эпизодов, во время боевых событий, и потом про это ни строчки, типа ничего не было; и 2. — когда он решил, что Анна влюблена в Артёма, это прямо так очевидно, как только читатели сами не додумались?! Она же ему поддакнула целый один раз!! Согласен, Тёмный и Светлая — романтика хоть куда, но как же это тупо подано! В остальном Дреер просто милаш.

Третье — трибунал. Это вообще фарс. Мелкие что-то требуют, им запросто уступают, Эдгар просто тряпка (если честно, плохо помню все предыдущие «Дозоры», может, он всегда таким был?), приговор курам на смех. Они бы ещё чаепитие с печеньками устроили после оглашения, я бы не удивился.

И ещё четвёртое — толпа Высших. Просто куда ни плюнь, там Высший. В основном Тёмные малолетки. На Равновесие это не повлияет, не? И уменьшение уровня у кучи инквизиторов тоже норм? Ну ок.

А читать легко так, неожиданные повороты тоже приятно будоражат. Только я в конце зависал постоянно из-за обилия действий, истин и магии. До сих пор до конца не въехал, что конкретно произошло.

Оценка: 8
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

После «Роскона-2012» Сергей Лукьяненко решился всё же привлечь к созданию новых книг по миру своих «Дозоров» других, более молодых авторов, и среди первых – писателя из Иванова Аркадия Шушпанова. Сам Лукьяненко писал тогда, что он выступает больше в роли «играющего тренера», ведь идеи книг и основной труд – талантливых соавторов, чьи имена он советует запомнить на будущее.

«Школьный надзор» — полностью «в русле» предыдущих книг серии. Тот же объём, то же построение – три части: Иная литература, Иная география, Иная история. Называются они так потому, что всё тут связано со школой, школой Иных. Так что рекомендация в начале несколько интригует, как так — «Данный текст признан непедагогичным»? Вокруг школы-интерната, в которой вместе живут и учатся Светлые и Тёмные, начинают происходить события, не совсем понятные вначале. Учитель Дмитрий Дреер, вообще-то без восторга воспринимающий идею воспитания толерантности между представителями Света и Тьмы, подключается к расследованию. Читать об этом интересно, всё описанное в книге вполне органично – и дружеские отношения оборотней со Светлой «джинной», реалии провинциального города (Шушпанов ведь «региональный» автор ) и постмодернистские «штучки» (это также вклад соавтора), ну и интриги (как же без них в современном мире).

В «Иной географии» немало места уделено «Тёмному» Санкт-Петербургу, куда (но вот зачем?) отправляются с экскурсией воспитанники «надзирателя» Дреера с ним во главе. Естественно, не просто так… Походы по музеям и гигантской свалке описаны со знанием дела, но это между прочим. «Хотевшие странного» детишки взбунтовались, пытались восстановить сгоревшую знаменитую «Книгу Фуаран», но были замирены, вроде бы с минимальными потерями и последствиями…

Да не совсем, что выяснилось в истории третьей. Семеро Тёмных и одна Светлая продолжили борьбу с многовековой рутиной. В один совсем не-прекрасный день все в Школе теряют свои магические способности! А затем и оба петербургских Дозора… Выясняется (как бы), что император Павел был Иным, в Царскосельском лицее учились таких семеро, а Детское Село – Накопитель Силы. Тут вот действие несколько затормаживается размышлениями об извечной борьбе (Добра со Злом) и важности Равновесия в мире. Описание схваток в Сумраке, конечно, тоже есть… Главный вопрос – так ли уж хорошо это, стереть разницу между Светлыми и Тёмными? Получается, нужны все… Тёмные, Светлые, Сумрак (Мета-Иной, «Солярис недоделанный», как его обзывает Дреер). Именно о нём (по большому счёту) и книга, о наставнике Дреере, «ловце над пропастью во ржи», вечном словеснике, чьё призвание преподавать. О необходимости таких вот наставников и «надзирателей». Но к сожалению, в мире обычном, похоже, так и не захотят понять, как важна настоящая педагогика…

Изданная только под именем мэтра книга вызвала бы самые разнообразные отзывы, это уж как водится в современном мире, но многие читатели даже и не засомневалось бы в том, что это книга не Лукьяненко, хотя в ней и проявилось некое новое «качество». Считаю это не комплиментом соавтору, а констатацией факта. Так что «данный текст рекомендуется» не только поклонникам творчества Лукьяненко. Надзор – это всё-таки не Дозор!

Оценка: 8
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

Удивили отрицательные отзывы. Списываю это на то, что люди заранее настроили себя на негативный лад, завысили требования и ожидали непонятно чего. Наверное ожидали Лукьяненко на пике своего творчества. Это не Лукьяненко, это абсолютно другой автор, который использует созданную Сергеем вселенную. Книга мне очень понравилась. Очень легко читается, довольно интересная. Интересный мир и интересные события. Довольно атмосферно и впечатлительно. Не понимаю тех, кто относится негативно к идее таких вот фанфиков. Что в этом плохого. Ведь уже есть созданная очень интересная вселенная, мир дозоров. Сам автор не может постоянно писать книги в этой вселенной, тем более на одном высоком уровне. Так почему бы не отдать ее на откуп другим талантливым авторам. Ведь мир интересен и у нас есть шанс видеть новые истории в этом мире. Авторы не трогают главные героев Лукьяненко и события вокруг них, это право за собой оставляет он сам. А вот другие различные истории на базе этой вселенной — почему бы и нет? Мы можем не ждать годами книг, а наслаждаться любимым миром гораздо чаще. Ведь для любого автора большая сложность придумать что-то свое, интересное. Создать свою вселенную, которая завоевала бы любовь тысяч людей — это очень сложно. А в данном случае проблема решеша Лукьяненко любезно поделился своей вселенной, дав ей шанс радовать нас нвоыми историями. Это же очень круто!. Да, может качество и дух немного уступают, но ведь это не делает роман совсем уж не интересным. Он очень даже интересен, если сразу себя настроить на то, что это все-таки не Лукьяненко, это его идея, воплощенная другим автором, которому он, кстати говоря, доверяет. Делать скидку, что это немного другое, не относиться предосудительно. Не искать связи и недостатки. Читать конкретно эту книгу и наслаждаться конкретно ее сюжетом. Мы можем читать новые и новые истории в мире дозоров и это очень круто. Это такой большой праздничный торт для любителей этой вселенной. А уж Антона Городецкого Сергей Васильевич оставляет себе и романы из под его пера в мире дозоров — это вишенка этого торта, его соль, его изюминка.

Повторюсь, что мне очень понравилось. Живой мир, живые герои (к которым я даже немного привык), живой сюжет.

Твердая 8-ка.

Оценка: 7
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Да, есть проблемы у романа. Нестыковочки там разные, ляпы, большинство образов картонные (особенно детские). Всё это так. Минусы романа в отзывах только ленивый не назвал.

А мне, в целом, понравилось. И наберусь-ка я наглости выступить в защиту этого произведения.

Обратите внимание, что это — именно роман чётко по миру Дозоров. А то «у нас» обычно как принято в авторские миры свои произведения впихивать... Пишется среднестатистический боевичок и заменой географических названий и некоторых специфических терминов встраивается в любой из литературных проектов. На примере мира «анклавов» Панова это хорошо видно. Что ни творение — заменой нескольких элементов любой из романов-продолжений не-Пановского авторства легко можно засунуть в любой проект постапокалиптики. А тут, у Шупанова, произведение именно Дозоровское. Целиком и полностью. Может и относительно слабовато, но искренне и с любовью к основному авторскому циклу.

Более того, сохранена структура подачи «дозоровских» романов, общие интонации, настрой, гуманнизм, даже стилизация под авторский стиль Лукьяненко налицо (ну или серьёзная редактура самого Лукьяненко).

В отзывах пишут «фанфик причём слабый» — ну как же так. Почему же тогда этот «фанфик» читается лучше и с бОльшим интересом, чем дозоровский «Лик чёрной пальмиры» профессионального писателя — Васильева...

Ну а ещё — написано нормальным языком, читается роман легко. На ляпы просто обращаешь внимание, а не спотыкаешься об них.

Очень интересная привязка исторических моментов и личностей к миру Иных.

По-моему, тут играет традиция ругать продолжения. Вон, предыдущий «Новый дозор», чисто Лукьянинский, тоже обругали многие, хотя роман был вполне на уровне предыдущих книг. И каждое следущее продолжение ругают всё более отчаянно. А тут вообще не продолжение, а старт проекта «миров» с другими авторами. Вот и собрали, гипербализировали в отзывах всё самое плохое, что нашли в романе, даже не обратив внимание на хорошее.

В общем, для фэнов «дозоров» — хороший бонус, вполне нормальный, читабельный роман.

Оценка: 7
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Больше всего помешала фамилия мэтра на обложке.

Предвосхищая вывод, хочу сразу сказать, что сборник новелл Александра Шушпанова на «околодозорную» тему воспринимается благосклонно, но Лукьяненко здесь не чувствуется ни в каком виде. Не нынешний, вконец исписавшийся, ни тем более ранний, талантливый. Именно этим я и объясняю чрезмерно низкую оценку от уважаемых коллег. Мы все предвкушаем ещё немного старого дозора, ан нет...

В целом, новеллы не плохие. Есть и интересные идеи, и фантазия. Сюжетные линии продуманы слабо. Много нелепиц и логических ошибок.

Сценизм совершенно непривычный. Он, собственно, и выдаёт профанацию с фамилией на обложке. У Лукяненко, раннего или позднего, всё же есть характерные черты построения сцен и образов героев. Здесь совершенно другое. Драйв, на мой вкус, несколько пониженный. Образы героев не плохи, хотя и не стабильны. Поступки и события плохо мотивированы.

В целом. сборник прочёлся не сложно, доставил некоторое удовольствие.

Оценка: 7
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Совсем неплохо — отличная идея, приличный стиль. На мой взгляд,данная книга вполне достойна места на полке любителя «Дозоров»

Оценка: 7
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Всё страньше и страньше! Всё чудесатее и чудесатее!»(с) Л.Кэрол

Мне очень нравится вселенная Дозоров, созданная Лукьяненко, все книги серии стоят на полке. О выходе «Школьного надзора» не знал, наткнулся случайно и прочитал за вечер.

Что начало сразу напрягать — так это «заигрывания» с тематикой Гарри Поттера. Особенно в первой части, очень резало глаза, огорчало и раздражало... Хотелось, чтобы книга была написана в духе первых Дозоров, где магия это наука, со своими законами и запретами, которые практически невозможно нарушить. Раньше Лукьяненко описывал невероятную сложность повышения магического уровня, а в книге — несколько новых способов для этого, Зеркала Чапека к примеру. Введен новый тип Иного — девочка-джинн 2 уровня, которая может то, что не могут великие маги, например создать Фуаран или отделяющую магическую сущность сыворотку. Опять же раздражало зашкаливающее количество Высших Иных, среди которых САМ — Александр Македонский:) Практически всем правилам, которые раньше Лукьяненко расставил в мире Дозоров, в этой книге нашлось исключение — так, между прочим, можно вообще потерять интерес к миру. Он же вообще отрывается от реальности. Мотивации героев, которые легко меняют решение, поддаются уговорам, так сомнительны, что под конец становится скучно пытаться найти хоть какую-то твёрдую логику.

Эх, не те стали Дозоры, не те...:)

Оценка: 6
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Книга продолжает «дозорную» традицию, когда в каждом новом «Дозоре» раскрывается новый аспект теории Иных и Сумрака, отчасти отрицающий предыдущие. В этом ее сильная сторона и этим она интересна. В остальном же роман не удался. Приключения скучноваты, изобилуют повторами, продвинутые детишки на раз-два сумели лишить магии едва ли не всех Иных Санкт-Петербурга, в том числе и парочку магов-долгожителей. В такое верится с трудом.

Дети — народ сообразительный во все времена и во всех обществах. Для магов с опытом Гесера и Завулона такое не может быть неожиданностью. Мотивы Александра, желающего воссоздать книгу «Фуаран», более чем странные для полководца с тысячелетним опытом жизни. К тому же способ для достижения цели он избрал тоже странный. Можно было использовать способности девочки-джинна с гораздо меньшим риском.

История с Лицеем вообще никуда не годится. Привезли в проблемный город проблемных подростков-магов и сами показали им в музее книги о наличествующих в этом городе артефактах. Ни один воспитатель в здравом уме такому соблазну подростков подвергать не станет, поскольку проблемы на свою голову в такой ситуации гарантированы. Если же детей специально натолкнули на мысль активизировать архитектурный артефакт, то непонятно, зачем это было сделано. Никакой выгоды для Инквизиции от этой операции не усматривается.

Книга представляет собой нагромождение приключений ради приключений. Литературные аллюзии — прием, который мне обычно симпатичен — в данном случае ситуацию не спасает. Получается, что за всю историю человечества только Иные литературные шедевры и создавали. Правда, идея интенсивного наращивания магической силы за счет книжного опыта подана совсем неплохо. Для учителя словесности хороший характеризующий штрих.

В целом среднее проходное произведение, которое вряд ли когда-нибудь захочется перечитать. Нет в нем ни интересных идей (кроме очередного витка теории Сумрака), ни ярких запоминающихся персонажей. Зато раздражающих деталей более, чем достаточно. «Дозоры» — хороший цикл, очень жаль, что у Лукьяненко не хватило сил завершить его вовремя.

Оценка: 6
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Ошибкой было приниматься за «Школьный Надзор» Аркадия Шушпанова (наличие в соавторах Сергея Лукьяненко пусть не введет читателя в заблуждение, так как вклад мэтра в эту книгу заключался, по всей видимости, в том, что он корректировал сюжет и присматривал за тем, чтобы фантазии Шушпанова не пошли в разрез с основными романами цикла) сразу после прочтения «Нового Дозора», написанного единолично Лукьяненко. Сразу ясно видны очевидные минусы «Школьного Надзора». Во-первых, язык. Лукьяненко пишет легко и незатейливо, читать его одно удовольствие. Иногда кажется, что он может писать увлекательно о чем угодно – хоть в страшной бойне на Диком Западе, хоть о том, как герой чистит зубы. При этом и про то, и про другое будет читаться одинаково интересно. Многие его романы можно долго критиковать, но критика эта редко когда коснется стиля написания. А вот Шушпанов пишет тяжеловесно, постоянно то здесь, то там спотыкаешься. Во-вторых, персонажи. Каждый персонаж, появляющийся на страницах романов Лукьяненко, запоминается. По крайней мере, пока читаешь книжку, вряд ли его забудешь. А вот у Шушпанова с этим большие проблемы. «Школьный Надзор» густо населен, а вот запоминаются только некоторые персонажи. К сожалению, проблема эта наблюдается даже с теми, кто находится в центре повествования. В-третьих, постоянные постмодернистские отсылки. Ой, Эдгар По был неинициированным Иным и погиб от того, что спонтанно вышел на первый слой Сумрака и слишком долго там пробыл. И Булгаков – тоже неинициированный.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Царскосельский Лицей, кстати, был очередным проектом Иных, который поддержала Инквизиция (подробности читайте в третьей части).
А чтобы посчитать шуточки про Гарри Поттера и Хогвартс не хватит пальцев на обоих рук. Всего этого тут чрезмерно. Лукьяненко в Дозорном цикле тоже позволяет себе такое. Но у него три шутки на роман, а тут… Попахивает дурновкусием.

Всего вышеперечисленного, кажется, достаточно для того, чтобы отбить всякое желание читать «Школьный Надзор». И вот тут-то возникает парадокс. Потому что на все это можно закрыть глаза ради сюжета. Он является тем самым плюсом, который полностью перекрывает минусы. Да, есть некоторые логические дырки. Но если сравнивать с тем же Лукьяненко, то в «Последнем Дозоре» тоже были сюжетные прорехи, в одну из них можно было протащить целый «Титаник». По крайней мере, пока читаешь, нестыковок не замечаешь. А это значит, что сюжет достаточно увлекателен.

Итак, существует закрытый интернат, в котором воспитываются трудные подростки. Таких интернатов, конечно, много. Но этот особенный: все воспитанники – Иные. Тут вместе обучаются и Светлые, и Темные. Это социальный эксперимент, целью которого выработка у молодых Иных толерантности и ответственности. Главный герой Дмитрий Дреер работает в этом интернате учителем иной литературы. Он препод, что называется, от Бога, эталон педагога. Однажды Дреер оказывается вынужден заняться небольшим внутреннем расследованием. Ученики явно что-то затевают, надо бы выяснить, что именно.

Шушпанов старательно копирует структуру других романов про Дозоры. Три примерно одинаковые по объему части. Каждая часть – отдельная история с завязкой и развязкой. Тем не менее, они взаимосвязаны. Масштабность происходящего от части к части увеличивается. В первой – просто школьное происшествие, в третьей – это уже событие европейского масштаба, с которым разбираются не только главы Дозоров, но и верхушка Инквизиции.

«Школьный Надзор» — это часть межавторского цикла, запущенного несколько лет тому назад. Он как эпизод в длинном сериале. Потому неминуемо кратковременное появление уже известных персонажей. И Городецкий мелькнет на заднем плане. И Гесера с Завулоном мы увидим. Даже Инквизитор Максим ходит в статистах. Есть куча отсылок к книжкам Лукьяненко и «Лику Черной Пальмиры» Васильева. Все это получилось у Шушпанова просто отлично. Это тот фон, которые придает тексту многомерность, встраивает его в то, что мы уже читали, закрепляет в рамках цикла, ставит на надлежащую позицию.

Ах, если бы…

Но вот же беда. Почему школьники получились такие невыразительные? В них путаешься, так как перед нами не полноценные персонажи, а так – эскизы какие-то. Девочка-джинн, конечно, запоминается. Но если бы и она затерялась среди одноклассников, то тогда на этой книге смело можно было бы ставить крест.

А вот логическая дырка. Даже две. (Наверное, их больше, но это те, которые легко бросаются в глаза.)

Джинны – это особая категория Иных. Рождаются они редко, потому так ценны. Ведь джинны могут материализовать что угодно. Хоть стул, хоть миллион долларов, хоть атомную бомбу. Тогда почему, почему, спрашиваю я автора, Гесер не обратил на нее внимания? Почему Дозоры не стремятся ее контролировать? Ладно, пусть ее не используют (маленькая пока), но почему за ней не приглядывают? Это все равно, что по городу ходил бы робот, который может в любой момент взорваться и убить тем самым тысячи жизней, все знали бы о нем, но не обращали внимание. Пусть ходит, будем делать вид, что нам все равно. А если взорвется… Жалко, конечно, будет. Но мы все равно будем его игнорировать. Или вот – Дреер. Поразительный педагог, ценнейший кадр. Он Светлый. И его дар действительно может улучшить мир. А Гесер просто не заметил его. Великий Гесер, который смотрит на десять шагов вперед, все замечает, прекрасно работает с людьми, один из лучших руководителей Дозоров в истории человечества. Он просто должен был вцепиться в Дреера. Но нет. Гесера хватает только на сожаления, что проморгал. Не мог он проморгать. Не тот персонаж.

Не смотря на вышесказанное, я не жалею, что прочитал «Школьный Надзор». У Шушпанова получился в общем-то неплохой фанфик. Динамичный, ладно скроенный, не везде крепко сшитый. Эта книжка развлекла меня, а иного я от Дозорного цикла и не требую. Если он вам нравится, то ознакомиться стоит. Есть вероятность, что «Школьный Надзор» развлечет и вас.

Оценка: 6
– [  15  ] +

Ссылка на сообщение ,

Почему Лукьяненко активно читают, несмотря на уже давно ставшие общим местом (и имеющие под собой основания) высказывания типа «Пейсатель исписался»? IMHO в том числе потому что эта фамилия — этакий «знак качества», лейбл. Почему наиболее активно раскупаются «Дозоры», несмотря на «исписался» и «Дозоры уже не те»? IMHO т.к. «Дозоры» — достаточно своеобразный и интересный, неплохо выписанный мир. И, похоже, поэтому нарождающаяся «франшиза Д.О.З.О.Р.Ы.» (по аналогии со «свалкером») может рассчитывать на популярность.

Я прочёл лишь первую историю (ибо R.I.P., Флибуста) и не вижу в ней ни стиля и духа Лукьяненко (вариаций на тему «серый ГГ внезапно открыл в себе принадлежность к Нездешнему, постепенно стал очень крутым, повыступал против системы, поспасал мир и в конце отказался от супер-сил и завёл семью», моральных терзаний, кухонной философии и политики, болтовни про еду и россыпи пасхалок), ни духа собственно Дозора.

Как-то в целом скучновато, увы. Да и авторские «инновации» в магии кажутся странными, как и идиотская сцена, когда

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
ну очень слабый маг без боевого опыта одним простеньким заклинанием обездвиживает аж Инквизитора — про всякие «щиты мага» и «сферы отрицания» автор(ы), похоже, вообще забыл(и).

UPD. Дочитал вторую часть и кусок третьей. Как говорил персонаж на моём юзерпике, «this is highly illogical». И весь из себя неимоверно сильный и опытный маг,

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
к тому же великий полководец прошлого, не заваливший ГГ одним махом и вот так запросто дающий девочке-джинну подвергать себя непроверенному заклинанию
, и ведущий себя как не очень умная наседка ГГ, и принятие его в инквизицию, и безбашенные детишки.

Оценка: 5
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

В жанровом отношении роман следует традиции «Последнего» и «Нового» дозоров, в которых на фоне глобальных событий, в целом нетипичных для мира «Иных», раскрываются всё новые стороны этого самого мира, а экшн преобладает над философской и детективной составляющей.

В качестве недостатков следует отметить некоторую небрежность изложения, а также отмечавшуюся уже в отзывах нелогичность происходящих событий: несоответствие удачливости юных персонажей заявленным колоссальным возможностям, опыту и организации дозоров и инквизиции, которые в итоге не могут ни предугадать действия нарушителей ни своевременно их пресечь.

Также обращает на себя внимание, что в каждой из трёх частей события следуют одной и той же схеме:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
благие намерения, получающие скверную реализацию с непредсказуемыми последствиями благодаря способностям «джинна-материализатора».

При этом нельзя не отметить и достоинства романа: убедительно и с любовью выписанный характер главного героя

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
(сюда же можно отнести находку с «литературным» повышением уровня),
а также следование традициям жанра «городского фэнтези» и ту тщательность, с которой события встроены в декорации и атмосферу Санкт-Петербурга и Пушкина. Впрочем, то, что Екатерининский парк автор перепутал с «Елизаветинским», является явным проявлением всё той же небрежности изложения.

Оценка: 5


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх