fantlab ru

Эдмонд Гамильтон «Гибель кометы»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.27
Оценок:
11
Моя оценка:
-

подробнее

Гибель кометы

The Comet Doom

Другие названия: Роковая комета

Рассказ, год

Аннотация:

Доктора-энтомолога Кобёрна и его друга Хэнли похищают четырехногие металлические пришельцы с щупальцами. Они обитают на комете, которая подлетела к Земле и притягивает ее к себе гравитационным полем. Кометчики — не роботы, а бессмертные мозги в металлических телах. Поскольку их ресурсы истощились, они решили поживиться Землей и предлагают героям помочь им в этом деле. Хэнли соглашается предать человечество, а Кобёрн сбегает, чтобы вернуться и сразиться за честь Земли.

© jini
С этим произведением связаны термины:

Входит в:

— журнал «Amazing Stories, January 1928», 1928 г.

— антологию «Comets», 1986 г.

— антологию «Сборник Забытой Фантастики №6», 2022 г.




Периодика:

Amazing Stories, January 1928
1928 г.
(английский)

Самиздат и фэнзины:

Лунная девушка
2021 г.

Электронные издания:

Сборник Забытой Фантастики №6
2022 г.

Издания на иностранных языках:

Comets
1986 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Свергнутый (ха-ха-ха!) «король космооперы» и в зрелом возрасте не слишком-то баловал своих преданных фанатов разнообразием оригинально-«прорывных» идей, часто и помногу клонируя одни и те же сюжетные схемы & шаблонные интриги в подавляющем большинстве своих творений*. Здесь мы также имеем набившую оскомину байку о масштабном нападении зловредных инопланетян на нашу «матушку»-Землю (хоть и из раннего периода творчества).

Завязка действа: турист-одиночка путешествует в районе Великих озёр, любуясь природой и отдыхая сердцем. Наняв рыбачий баркас для пересечения Онтарио, он и лодочник, проплывая мимо одного из пустынных островков, подвергаются неожиданному нападению со стороны громадного чужеродного металлического объекта, испускающего смертоносные лучи. Шокированный гибелью спутника, бедняга из последних сил добирается до островка, где встречает молодого учёного-энтомолога, рассказывающего ему о жутких вещах…

Впрочем, в данном случае – надо отдать дОлжное автору (!) – он <кажется> впервые использовал как литературный приём гипотезу о пОлой структуре твёрдого ядра у крупной кометы, и о зарождении внутри этого изолированного пространства разумной жизни. Сверх того, введён в оборот принцип похищения целых планет путём срывания их с геостационарных орбит и преодоления притяжения со стороны центрального светила.

(с точки зрения современной космогонии – дичь полнейшая (хотя, честно признаюсь: в научных воззрениях этой сферы знаний не особенно силён!), но как фантастическое допущение – заслуживает внимания и тОлики интереса…)

Кроме того, данная история чуть меньше остальных у ЭГ скроена по лекалам, весьма напоминающим старый анекдот об украинском партизанском отряде из трёх человек с одним <обязательным!> предателем. Однако, мотивы этой «бессмертной» фабулы здесь-таки имеют место быть, ха-ха-ха!

________________________________________________________

* уже имел случай перечислять оные в своём отзыве на «Потерянный город Бирмы» (1942; https://fantlab.ru/work50349)

Оценка: нет
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Итак, «Гибельная комета» или «Комета судьбы»...

Из аннотации, представленной на этой странице, можно подумать, что данная короткая повесть (а по жанру это именно повесть — слишком большой охват событий и сложный сюжет для рассказа), типичный представитель палп-галиматьи из эпохи до «Золотого века», но я с подобной трактовкой не могу согласиться.

Зная тридцать лет Гамильтона как мастера приключенческого жанра и ранней космооперы, я был приятно удивлен и обрадован, когда этот текст открыл для меня его грань прозаика-художника, современника Фицджеральда, Фолкнера, Хэмингуэя, мастера школы современной новеллы.

Например, чтобы не быть голословным, прочитавший аннотацию и приступивший к рассказу интересант с удивлением обнаружит, что повесть начинается с высокоэмоциональной и яркой пейзажной зарисовки и знакомит нас с пешим туристом средних лет Марлиным. Сам выбор центрального персонажа-наблюдателя говорит о мастерстве Гамильтона-новеллиста, художественная вязь текста только усиливает эффект вовлеченности и увлекательности. А например, картины паники и потрясений мирового масштаба настолько яркие, сочные и самобытные, при всей их краткости, что киноделы Голливуда повторить подобное смогли десятилетий семь спустя, когда набрали достаточно технической и ремесленной мощи.

Но не только художественными достоинствами замечательна эта повесть. Это подлинная НАУЧНАЯ фантастика, самая сердцевина, мякотка ее! Что повстречаем мы на сорока страничках текста?

Зарождение жизни в межзвездном пространстве.

Киборгизация высших разумных существ и освоение Вселенной бессмертными искусственными интеллектами.

Гравитационно-волновой эффект.

Космические корабли, двигающиеся на энергии излучения звезды (тут Гамильтон немного спутал излучение и солнечный ветер, но сейчас работы инженеров ведутся в обоих направлениях).

Катаклизм космических масштабов, связанный с изменением орбиты движения планет.

Все это СЕЙЧАС является передовым краем науки, предметом исследования учеными во всем мире в первые десятилетия 21 века. А ведь повесть опубликована почти сто лет назад.

С этим даже космическо-комический эффект связан. Гамильтон в тексте упоминает, что в Солнечной системе восемь планет. Я прочитал это, не задумываясь, человек-то современный. И только потом дошло — повесть написана и издана ДО открытия Плутона, а не ПОСЛЕ лишения его статуса полноценной планеты! Вот из какой седой древности доходит до нас сияние этого незаурядного таланта!

Также очень важную часть текста занимает его наполнение темой человека и человечности. Что делает нас людьми, что заставляет проявлять нас наши лучшие качества? Повесть ярко показывает, что хотя бы некогда Северо-Американские Соединенные Штаты были страной храбрецов, страной героев. Когда простой человек, а не супергерой, шел на подвиг за други своя, за жизнь на Земле, не одевая для этого трусы поверх колготок из спандекса.

В общем, эта повесть Гамильтона привела меня в нешуточный восторг. Всегда приятно открыть такие яркие грани таланта у знакомого с детства автора. Причем удивительно, что это написал совсем молодой, начинающий автор. Гамильтон и десять, и пятнадцать лет спустя писал более грубо сработанные и схематичные вещи. Но тут, видимо, звезды сошлись, позволив Гамильтону выдать на-гора чуть ли не шедевр научной фантастики.

Будь у меня такая возможность я бы обязательно проголосовал за это произведение Гамильтона на вручении ретро-Хьюго в номинации «короткая повесть». Поэтому смело и горячо рекомендую эту повесть как поклонникам автора, так и неофитам, желающим ознакомиться с творчеством этого несомненного классика и дуайена жанра.

Как всегда большое спасибо Андрею Бурцеву и его команде за возможность ознакомиться со столь ярким и самобытным произведением.

Оценка: 8


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх