fantlab ru

Рэй Брэдбери «451° по Фаренгейту»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.52
Оценок:
10230
Моя оценка:
-

подробнее

451° по Фаренгейту

Fahrenheit 451

Другие названия: 451 градус по Фаренгейту

Роман, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 552
Аннотация:

451 градус по Фаренгейту — температура, при которой воспламеняется и горит бумага. Главный герой — Монтэг — пожарник, но смысл этой профессии давно изменился. Дома теперь строятся из термостойких сплавов, а пожарники занимаются тем, что сжигают книги. Не произведения определенных авторов — запрещена литература вообще и люди, хранящие и читающие книги, совершают преступление против государства. Бессмысленные развлечения, успокоительные таблетки, выматывающая работа — вот и все занятия человека.

Уставший от такой жизни Монтэг прочитывает первую свою книгу.

Примечание:

Роман написан на основе повести «Пожарный» (The Fireman, 1951). Роман «451 градус по Фаренгейту» Рэй Брэдбери писал в подвальном помещении публичной библиотеки Лос-Анджелеса на прокатной пишущей машинке, у которой была прорезь для монет, и за 10 центов она включалась на полчаса. Роман был написан за девять дней, аренда машинки обошлась в 9 долларов 80 центов.

Над рабочим столом Брэдбери висел автомобильный номер F-451.

В 1984 вышла одноименная компьютерная игра-продолжение романа. В написании текстов участвовал и сам Брэдбери (пролог и реплики суперкомпьютера «Рэй»).

Посвящение: This one, with gratitude, is for Don Congdon. Дону Конгдону с благодарностью. Эта книга с благодарностью посвящается Дону Конгдону.

Дон Конгдон — литературный агент Р. Брэдбери.


Входит в:


Награды и премии:


лауреат
Хьюго / Hugo Award, 1954, ретроспективная // Роман

лауреат
Прометей / Prometheus Awards, 1984 // Зал славы

лауреат
Научная фантастика: 100 лучших книг / Science Fiction: The 100 Best Novels, 1985

лауреат
Премия Геффена / פרס גפן / Geffen Award, 2002 // Переводная книга НФ (США)

лауреат
Премия журнала «Nowa Fantastyka» / Nagrody «Nowej Fantastyki», Za rok 2018 // Переиздание года (США)

Экранизации:

«451° по Фаренгейту» / «Fahrenheit 451» 1966, Великобритания, реж: Франсуа Трюффо

«Этот фантастический мир. Выпуск 10: Знак Саламандры» 1984, СССР, реж: Тамара Павлюченко

«451 градус по Фаренгейту» / «Fahrenheit 451» 2018, США, реж: Рамин Бахрани



Похожие произведения:

 

 


451° по Фаренгейту
1956 г.
451° по Фаренгейту
1964 г.
Библиотека современной фантастики. Том  3. Рэй Брэдбери
1965 г.
Память человечества
1981 г.
Память человечества
1982 г.
451° по Фаренгейту
1983 г.
451° по Фаренгейту
1985 г.
Рэй Брэдбери
1985 г.
О скитаньях вечных и о Земле
1987 г.
О скитаньях вечных и о Земле
1988 г.
Американская фантастическая проза. Книга 1
1989 г.
451 по Фаренгейту. Рассказы
1990 г.
Были они смуглые и золотоглазые
1991 г.
451° по Фаренгейту
1992 г.
451° по Фаренгейту. Марсианские хроники
1992 г.
Вино из одуванчиков
1992 г.
Избранные сочинения в трех томах. Том 1
1992 г.
Отель «Танатос»
1993 г.
Золотые яблоки Солнца
1997 г.
Сочинения в двух томах. Том 2
1997 г.
451° по Фаренгейту
2000 г.
451° по Фаренгейту. Рассказы
2000 г.
Сочинения
2001 г.
Марсианские хроники
2002 г.
О скитаньях вечных и о Земле
2002 г.
451° по Фаренгейту. Вино из одуванчиков. Марсианские хроники. Рассказы
2003 г.
451° по Фаренгейту. Марсианские хроники
2003 г.
451° по Фаренгейту. Марсианские хроники. Вино из одуванчиков. Рассказы
2003 г.
451° по Фаренгейту
2004 г.
451° по Фаренгейту
2005 г.
Джордж Оруэлл. Рэй Брэдбери
2005 г.
Марсианские хроники
2007 г.
451° по Фаренгейту
2008 г.
451 градус по Фаренгейту. Марсианские хроники
2010 г.
451° по Фаренгейту
2010 г.
451 градус по Фаренгейту
2011 г.
451° по Фаренгейту
2012 г.
451° по Фаренгейту
2012 г.
451° по Фаренгейту. Повести. Рассказы
2012 г.
Самые знаменитые произведения писателя в одном томе
2012 г.
451° по Фаренгейту
2013 г.
451° по Фаренгейту
2013 г.
451° по Фаренгейту
2014 г.
451' по Фаренгейту
2014 г.
Избранное
2014 г.
451° по Фаренгейту
2015 г.
451° по Фаренгейту. Повести и рассказы
2015 г.
451° по Фаренгейту
2015 г.
Самые знаменитые произведения писателя в одном томе
2015 г.
451° по Фаренгейту
2015 г.
451° по Фаренгейту
2015 г.
451° по Фаренгейту
2015 г.
451° по Фаренгейту
2015 г.
451° по Фаренгейту
2015 г.
451° по Фаренгейту
2016 г.
451° по Фаренгейту
2016 г.
451° по Фаренгейту
2016 г.
451° по Фаренгейту
2016 г.
451° по Фаренгейту
2016 г.
451° по Фаренгейту
2016 г.
451° по Фаренгейту
2016 г.
451° по Фаренгейту
2017 г.
451° по Фаренгейту
2017 г.
451° по Фаренгейту
2017 г.
451° по Фаренгейту
2017 г.
451° по Фаренгейту
2017 г.
451° по Фаренгейту
2017 г.
Избранное
2017 г.
451° по Фаренгейту
2017 г.
451° по Фаренгейту / Fahrenheit 451
2017 г.
Самые знаменитые произведения писателя в одном томе
2017 г.
Самые знаменитые произведения писателя в одном томе
2017 г.
451° по Фаренгейту
2017 г.
451° по Фаренгейту
2017 г.
451° по Фаренгейту. Рассказы
2017 г.
451° по Фаренгейту
2018 г.
451° по Фаренгейту
2018 г.
451° по Фаренгейту
2018 г.
451° по Фаренгейту
2018 г.
Марсианские хроники
2018 г.
451° по Фаренгейту
2019 г.
451° по Фаренгейту
2019 г.
451° по Фаренгейту
2019 г.
451' по Фаренгейту
2019 г.
451' по Фаренгейту
2019 г.
451° по Фаренгейту
2020 г.
451° по Фаренгейту
2020 г.
451° по Фаренгейту
2020 г.
451° по Фаренгейту
2020 г.
451 градус по Фаренгейту
2020 г.
451° по Фаренгейту
2021 г.
451° по Фаренгейту
2021 г.
451° по Фаренгейту
2021 г.
451° по Фаренгейту
2021 г.
451° по Фаренгейту
2021 г.
451° по Фаренгейту
2022 г.
451° по Фаренгейту
2022 г.
451° по Фаренгейту. Повести. рассказы
2022 г.
451' по Фаренгейту. Повести и рассказы в одном томе
2022 г.
451° по Фаренгейту
2022 г.
451° по Фаренгейту
2023 г.
451' по Фаренгейту
2023 г.
451 градус по Фаренгейту
2023 г.
451° по Фаренгейту
2024 г.

Периодика:

«Мир «Искателя», 1999'1(10)
1999 г.

Аудиокниги:

451° по Фаренгейту
1990 г.
451 по Фаренгейту
2005 г.
451 градус по Фаренгейту
2007 г.
451° по Фаренгейту
2011 г.
451° по Фаренгейту
2019 г.

Издания на иностранных языках:

Fahrenheit 451
1953 г.
(английский)
Fahrenheit 451
1953 г.
(английский)
Fahrenheit 451
1954 г.
(английский)
Fahrenheit 451
1954 г.
(английский)
Fahrenheit 451
1955 г.
(французский)
Fahrenheit 451
1966 г.
(французский)
Fahrenheit 451
1979 г.
(французский)
Fahrenheit 451. Short stories
1983 г.
(английский)
451° за Фаренгейтом
1985 г.
(украинский)
Марсіанські хроніки
1988 г.
(украинский)
Fahrenheit 451
1989 г.
(английский)
Fahrenheit 451°
2004 г.
(английский)
Fahrenheit 451°
2009 г.
(английский)
451° за Фаренгейтом
2011 г.
(украинский)
Fahrenheit 451
2012 г.
(английский)
Fahrenheit 451
2013 г.
(английский)
451° за Фаренгейтом
2015 г.
(украинский)
451° за Фаренгейтом
2018 г.
(украинский)
Fahrenheit 451
2019 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Роман, который каждый должен прочесть до 20-летнего возраста. Можно и позже, конечно, никто не возражает, но, боюсь, эффект будет не столь сокрушающим. Как и многие книги жанра анти-утопии, смысл и посыл романа Брэдбери берет верх на сюжетом и содержанием. Все вот эти детективные разборки, психологические метания главного героя «Пожарника», его взросление — они весьма утомительно описаны. Поэтому лучше читать в подростковом возрасте.

Общество будущего. Технологический прогресс решил многие проблемы, но главную проблему решило для себя государство — проблему умных, вечно недовольных людей. Они просто начали сжигать книги. Любые, неважно детские ли, или философские — в топку. А заодно, естественно арест. Профессия пожарника подразумевает находить книги и их владельцев и уничтожать, сжигать. Общество в большинстве своем напоминает стадо, которое потребляет и усердно работает чтобы потреблять. Ну и, разумеется, находятся островки разума и диссидентства которые пытаются «расшатать» ситуацию (ничего не напоминает? oh wait...) и сорвать все покровы.

Книга, на удивление, встретила сопротивление в Америке, где сердобольные граждане возмутились наличие бранных слов. В СССР роман вышел в 1956.

Оценка: 9
– [  0  ] +

Ссылка на сообщение ,

книга не плохая, идея хорошая, ток вот исполнение не очень. Много моментов из книги не ясны, события просходять как бы из неоткуда, например как общество отказалось от книг непонятно, итемология событий не ясна. Ну и сюжет немного детский, совершить самоубийство из-за книг ДА ЛАДНО, как у ребенка конфетку отобрать а он рас и самоссожение, психологии 0 с жирным минусом.

Оценка: 6
– [  15  ] +

Ссылка на сообщение ,

Рэю Дугласу Брэдбери принадлежит афоризм: «Фантасты будущее не предсказывают. Они его предотвращают».

Ныне, в потоке мемориальных публикаций составлена, между тем, даже таблица сбывшихся предсказаний писателя.

Однако, и то, что по Брэдбери следовало бы предотвратить, имеет тенденцию всё же сбываться. Так и с романом «451», чьё название писатель велел выбить на своём надгробии.

... Медиа-комната супруги пожарного, где та проводит большую часть времени, общаясь с телестенами. Быть может, интерактивность и не достигла пока такого эффекта, но — тенденция...

Потоки расслабляющих интерактивных псевдо-теле-дискуссий, отупляюще однообразные конкурсы и викторины, тягучие околоэкранные собеседования ни о чём...

Осуществлённый в потоках электронов мир брэдберианской антиутопии...

Оценка: 10
– [  13  ] +

Ссылка на сообщение ,

Очень настораживает, что читая антиутопическую фантастику мы находим в ней стопроцентные попадания в описании нашей с вами реальной жизни. Мы живём в мире, который ещё в 50-е годы казался антиутопией. Брэдбери описывает людей, которые отгораживаются от окружающего мира наушниками, телевидением, болтают в социальных сетях с «родственниками»; людей, которым нет дела до того, чем занимаются их дети; нет дела до того, что их страна находится в состоянии войны; они никогда не смотрят на небо и на опавшие листья. Книги, правда, пока ещё не жгут, и за хранение книг не преследуют, люди просто сами уже не хотят читать книги. Мы живём в этом обществе, где перевирается история, где счастье считается синонимом веселья; мы забыли, что может быть по другому.

«Ненавижу римлянина по имени Статус Кво, — сказал он мне однажды. — Шире открой глаза, живи так жадно, как будто через десять секунд умрёшь. Старайся увидеть мир. Он прекрасней любой мечты, созданной на фабрике и оплаченной деньгами. Не проси гарантий, не ищи покоя — такого зверя нет на свете. А если есть, так он сродни ленивцу, который день-деньской висит на дереве головой вниз и на землю спускается только в самом крайнем случае. К чёрту! — говорил он. — Тряхни посильнее дерево, пусть эта ленивая скотина треснется задницей об землю!»

Оценка: 9
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

Потрясающая книга! Читая, понимаешь — это мое, мое представление о сути вещей творящихся в современном мире. Ведь мы сейчас практически живем в этом — наши головы забивают всякими цифрами, технологиями, совершенно не нужными знаниями, накапливая все это и ошибочно думая, что мы развиваемся — мы деградируем на самом деле! ...наша душа спит, и живем мы не тем. Еще очень глубокая мысль — все, что мы испытываем остается с нами, ни одна прочитанная книга не умирает, не забывается, она остается внутри!

Оценка: 10
– [  11  ] +

Ссылка на сообщение ,

Из автобиографии: «За свою жизнь Брэдбери написал не менее восьмисот литературных произведений». Вдумайтесь! творчески ли это.

Прочитал Роман и был расстроен. Роман сам по себе скучный, а мир серый. Произведение рассчитано на «толпу». Автор делает акцент, что вокруг люди деградируют а пара бравых ребят и читатель особенные — идеалисты. В общем писатель решил, что в будущем эволюция повернулась на 180° и призывает задуматься над своей антиутопией. Может у него на это были причины: США все таки, да и время растаманов. Читал все это и думал о людях, которые пишут литературу по психологии и бизнесу с намерениями : ... и срубить бабла. Особенно не понравилось в конце романа: война, фанатики с единственной целью читать и рассказывать свои познания и не вмешиваться в историю, для них пусть что будет.

Оценка: 4
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Одно из ранних творений Рэя Брэдбери безусловно является и одним из его самых известных. Причем ранним в плане его творческого мастерства, ибо на момент написания писателю было уже за 30-ть. Более того, стоит сказать, что именно благодаря данной небольшой книге данный великий писатель-фантаст и прославился. В дальнейшем на своём творческом пути он, как творец, претерпит многие изменения, его стиль станет более вычурным, а финалы не столь однозначными, посему данную утопию, как мне кажется, стоит воспринимать именно как текст молодого, начинающего автора, а не многим известного и монолитного Рэя Брэдбери.

Книга «451 градус по Фаренгейту» – это смелая фантазия, возведённая в абсолют. Она являет из себя нечто, что одновременно является и глубоко странной да, кажется, невероятной структурой, и богатой почвой для глубинных и многоуровневых размышлений на темы человека, как существа вынужденного думать не по своей природе, а по своему желанию и собственному воодушевлению призванного творить. Здесь Рэй демонстрирует читателю мир будто карикатурный, бесспорно нереальный даже в перспективе, но столь гармонирующий с идеями, которыми хотел поделиться автор, что в него, в мир, нельзя не поверить.

Данная книга — однозначный панегирик, собственно, самой книге. Это картина, выраженная в буквах, которая красноречиво показывает, что нельзя найти однозначных ответов в чужих словах, отраженных на бумаге. Их надо выявить самому, однако толчком в правильном направлении к выводу как раз и будут произведения классической, современной, любительской и так далее литературы. Важно то, что читатель черпает из текста, и этим взаимодействием важен сам текст, который нельзя предавать пламени... Почему? Ответ стоит самостоятельно «вычерпнуть» из данного текста самого Рэя Брэдбери.

Оценка: 7
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Известно, что Рэй Бредберри всегда не любил все электронные средства развлечения и имитации общения, начиная с телевизоров и заканчивая смартфонами — он считал, что они отбирают у людей живое общение и чувства.

В 451 градусе он предрекает, к чему может привести замена живого общения виртуальным.

Трудно поверить, что это написано в 1953 году, когда не было еще термина «виртуальная реальность.» Но тем не менее, г-ну Брэдберри удалось угадать путь развития общества потребления и связанного с ним развития техники и индустрии развлечений.

Вам не показалось разительным сходство стеклянных стен и «гостей» из тв шоу с современными социальными сетями? А добровольное информационное затворничество и полнейшее равнодушие к событиям в мире? Виртуальные комиксы из 2-3 страничек с минимумом текста и рисунка вместо полноценных книг, 1- секундные ролики вместо фильмов, а если сериалы — то ни о чем. Ничего не напоминает?

Брэдберри что, пророк или путешественник во времени? Нет. Он просто проницательный человек, который заметил тенденцию в начале 50-х и пофантазировал, к чему это может привести через 50 развития по такому пути.

Оценка: нет
– [  12  ] +

Ссылка на сообщение ,

Стыдно признаться, что не читал эту книгу до недавнего времени. Впечатление осталось — хм... смешанное.

Не буду описывать насколько ценно это произведение для потомков — у каждого из нас своя шкала ценностей.Для меня лично эта книга несет в себе бесценную идею и мораль. Только вот по большому счету, книга мне все же не понравилась. К собственному удивлению. Слишком много белых пятен.Слишком блеклые персонажи. Очень сложно обьяснить что собственно не так...

Любому стаду нужен поводырь. Если большинство людей глупы и недальновидны и выполняют то, что скажет им «ящик» или «ракушка» то должен быть и тот, кто сидит по другую сторону проводов и диктует свою волю.Чтобы создать такой всепоглощающий тайфун тотального контроля, описанного у Бредбери, нужен недюжинный ум. Бредбери ничего такого не упоминает...НО.

Брандмейстер Битти. Он слишком умен для человека, который брал книжки для ознакомления на один день. Он швыряется цитатами величайших умов в истории человечества, плетя из них искусную вязь. О,не один раз он читал тех авторов, которых цитировал. И все же с завидным упорством, он продолжает заниматься своим черным ремеслом, убежденный что он делает правое дело. А может быть и нет? не знаю. По крайней мере, я считаю что Битти — самая сильная фигура в этом романе. Он может быть представителем той самой всезнающей верхушки, сплоченной своей идеологией и ей же не подчиняющейся. Но он может быть и простым «Монтэгом», зашедшим куда дальше, осмыслившим свое существование и отказавшимся бороться. Битти — ключевая фигура, и оттого,как мы повернем этот ключ, напрямую зависят выводы и впечатления от этого творения Бредбери.

Смерть Битти и размышления Монтэга о его кончине — это кульминационный момент,на мой взгляд. А Бредбери продолжает писать! Это описание природы... оно свело меня с ума: смотри,смотри,смотри — тошнит уже?? нет, смотри,смотри каким красивым может быть мир!! — автор тычет читателя носом в землю почти буквально! Навязчивость — это недостойно,ИМХО.

Но как я сказал, мораль и бесценная идея, заложенная в эту книгу, делают ее обязательной к прочтению.

Оценка: 7
– [  21  ] +

Ссылка на сообщение ,

В моем представлении классика (то есть книги, которые традиционно принято считать «столпами» и «мастрид») делится на две категории. Во-первых — классика, не подвластная времени. Это тексты, которые производят на современного читателя тот же ошеломляющий эффект, который они производили на читателей сто лет назад. Когда ты читаешь нечто и понимаешь, что оно не просто актуально — оно лично тебе бьет по мозгам и по сердцу, как ничто другое. Очень *близкое*. Правда, тут возникает большая проблема, потому что набор такой классики — у каждого свой и очень личный. Например, для меня Достоевский — это безусловно личное переживание, а для кого-то — просто глава в истории русской литературы.

Вторая категория — классики-первопроходцы. Основная ценность которых заключается не в том, *как* они написали, а в том, *что* написали. Впервые подняли какие-то темы, изобрели какие-то жанры. Авторы, которые сделали одновременно меньше и больше.

Такие книги всегда очень сложно оценивать. Потому что, с одной стороны, прекрасно знаешь, что они первые, их место в ряду «классиков» никем не оспаривается. А с другой, на них наросло уже столько дополнительного материала, столько последователей и подражателей, придуманные ими темы так развиты, что зачастую эти самые последователи оказываются куда лучше именно в литературном плане. Глубже, оригинальнее, проработаннее. И довольно часто испытываешь нечто вроде разочарования, когда, прочитав гору таких последователей, приходишь к первоисточнику и выясняешь, что он куда плоше и проще. Стивенсон совсем не страшный. Над «Дракулой» Стокера я чуть не вывихнула челюсть. «Обрученных» Мандзони я сдалась и ниасилила.

«451» в моем представлении относится как раз ко второй категории классики. Такое чувство, что появись эта повесть сейчас — она мало кого бы затронула, и уж точно не стала бы «романом на века», потому что таких антиутопий вагон и маленькая тележка, и ничего особенного помимо этого в ней нет. Да, отличная фантастическая повесть, очень умная, очень изящно написанная. Но постоянно приходится вспоминать, что она написана в 1953 году. И вот тут наступает удивление. 53 — смерть Сталина, в СССР телевизоры были настоящим чудом, шла холодная война, и, кажется, в мире не было места отстраненности и безразличию к судьбе мира и государства, не то что сейчас. Однако Брэдбери сумел не то чтобы предсказать в прямом смысле слова — скорее предвидеть масштабы этой глобальной отстраненности.

Именно по этому основанию книжка актуальна сейчас, читала и просто узнавала окружающий мир. Среди моих знакомых — замечательных умных людей — довольно много таких, которые не читают вообще, никогда и ничего. Не думаю, что само по себе это фатально. Проблема в том, что как точно подметил Брэдбери, делают это не от лени, а из нежелания напрягаться, думать и испытывать эмоции. Лучше посмотреть тупую телевизионную программу (каждый раз при упоминании «родственников» вспоминала пресловутый «Дом2»). А еще говорят: хочу что-нибудь легкое, чтобы «расслабить мозг». Ок, никто не спорит, встает только вопрос: а ты его напрягал? Особенно если ты выполняешь работу совершенно механически и никаких сложных задач она перед тобой не ставит.

Ситуация имеет место быть, в общем. И «диктатура толпы», про которую столько писали в 20 веке. И очень потемкинская демократия. Самое страшное, что брандмейстер-то был прав, именно этого и хочет большинство, именно это всех устраивает. Брандмейстер, на мой взгляд, самая интересная фигура, и его судьба более чем показательна. Если тебя что-то не устравает, ты можешь попытаться подстроиться под систему, но сам не заметишь, как она тебя сломает. Надежды на то, что в один прекрасный момент она рухнет благодаря внешним силам, очень мало, да и вряд ли это доставит кому-то радость.

Оценка: 8
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Ну не знаю, может, для 53го года идея и была свежей, но сегодня после всего прочтенного и увиденного, особо за душу не берет. Плюс очень сильно задолбали полусумашедшие главные герои у которых проблемы с женой. Гай Монтэг — вообще не симпатичный персонаж, весь роман переживаешь за него только из-за того, что он против этого еще более ужасного общества потребления. Он и выживает, только благодаря цепи случайных событий, в которых он себя ввел как конченный. Для меня «451» — главное разочарование в фантастике ((((

Оценка: 3
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Главное, что до меня донес автор — это важность книг. Это произведение как гимн значимости книг. Именно книги мешают любой попытке государства переписать историю, заставить нас забыть весь опыт прошлых поколений. Почему все еще нет третьей мировой войны? Мы все еще помним о двух предшествующих. Пока нам могут напомнить об этом ветераны, но они уже доживают свои годы, и все что останется для будущих поколений — это история, запечатленная по большей части в книгах.

У меня такой вывод: как только мы забудем опыт прошлых поколений, мы полезем обратно на деревья. Книга — главное препятствие этому.

Оценка: 8
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Не буду распространятся о достоинствах романа. Это совершенно излишне, когда наблюдаешь за пришедшим в книгохранилище читального зала человеком из «Сектора обработки и комплектации библиотечного фонда», исполняющего приказ директора библиотеки: «Списать как можно больше литературы из второго отдела». Для непосвящённых: это естественные науки. От физики, математики, химии и половины географии не осталось почти ничего.

Счастливого, как говорится, «Фаренгейта». Попадание 100%, господин Брэдбери.

Оценка: 9
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Захотелось написать мне мнение об одном из моих любимых произведений в литературе в принципе — «451 градуса по Фаренгейту» Рэя Брэдбери.

Прошлый мой комментарий был короток, просто словесная, яркая, правда, эмоция. Оно и понятно — приятное чтение сборника «Американская фантастика. Азимов и Брэдбери» вечерами во время отдыха на побережье Черного моря не могло не предоставить удовольствия. Позже, написал даже, в ручную, сочинение, не эссе, все-таки, для учебы, где замечал некоторые моменты произведения, как мне показалось, не сразу бросающиеся. Но тот рукописный вариант был, к сожалению, потерян, из-за чего я и пытаюсь восстановить его по памяти.

Перед нами — мир мрачного будущего. Некое государство (контексту — явно Штаты), перешло на некоторый странный уровень развития, который больше напоминает регресс — некая постцивилизация, по сути, уже не цивилизация в обычном смысле слова, в котором осуществляется полный, тотальный (тоталитарный, господа, если быть точнее) контроль развития и информации, который создан под предлогом «ненужности лишних потоков и нагромождения информации для потребителя». Именно на этом, на том, что «потребителю безусловно нужно», и строится это государства, эти Соединенные Штаты Америки. А как борются с ненужной информацией и что она есть? Разберемся далее.

Для дальнейшего заранее говорю — в романе явно упоминается то, что данный мир существует в режиме «холодной войны», при том же уже переходящей в стадию горячей. И явным противником этих Пост-Штатов является Пост-Союз (да что уж там, явно ведь СССР — «угроза с Востока» — где-то такая фраза встречается). Разумеется, если война «холодная», то это по сути своей и идеологическая война. И то, что стало с этой Америкой, есть развитие американской идеологии в противовес идеологии союзной, коммунистической и т.д.

Это соперничество привело целое государство к превращению в общество абсолютных потребителей, я бы даже сказал, потребителей идеальных. Началось все с развития в сфере информационной техники — на страницах либо большой повести, либо малого романа Брэдбери, видны огромные телевизоры на всю стену, наушники для прослушивания музыки любимых радиостанций и даже какое-то подобие Интернета. Вот он то, как мне и кажется, стал причиной дальнейшей деградации общества тех США — как только появилась возможность переговариваться, общаться, иметь общие увлечения и осуществлять их на огромных расстояниях, сидя или лежа у себя в милой квартире, отпала почти всякая необходимость выходить во внешний мир, разве что кроме работы — работать надо, чтобы покупать все блага общества потребления. Но продолжу — личное живое общение было почти полностью ликвидировано. Далее усилилась реклама. Так как теперь средний американец просиживал большую часть времени в своей хате, можно было его пичкать в свободные секунды всякой всячиной, которую можно продать. И тут возникла надобность подать это быстро, кратко и с дальнейшим возникновением желания у потребителя, во время его онлайн-бесед с родственниками и друзьями, это что-то купить. Началась зависимость человека от жизни в этом мире информационного хаоса и шума, и возникла самая ужасное качество, которое только могло проявиться и появиться — способность воспринимать только такую короткую информацию.

Именно с этого и началась эпоха Священного Крестового Похода на Лишнее — все, что мешает потребителю воспринимать необходимую для него долю информации. Первыми и самыми главными жертвами стали книги, их писатели и читатели, интеллектуалы (первые содержали горы лишней информации, вторые эти горы и создавали, третьи ею пользовались). Поход удался на славу, а его главными инквизиторами стали «пожарники» — люди, книги сжигающие.

Шло время. Элита, начавшая трансформацию общества по пути идеалов их идеологии, сама подверглась ей. Постепенно ее решения погубили всю научную сферу Америки, фактически подписав этим ей смертельный приговор (в книги этого нет, но, думается мне, эта преобразившаяся элита порастеряла своих союзников в Европе да и во всем западном мире, который не целиком вошел в мир гедонистического потребительского рая Америки. Растерявшихся союзников подобрал мир Восточный, Советский, Социалистический. Таким образом, Запад остался лишь в самих Штатах).

И в событиях, наступивших перед исполнением самого смертельного приговора, и живет главный герой «451...». Вместе с ним мы проходим через будни «пожарников», видим быт суперпотребителей и общую депрессию, охватившую весь народ от такого быта, который, все же, большинству кажется наилучшим, видим миллионы зрителей, которые на своих экранах следят за тем, как робот-собака загрызает беглого преступника в прямом эфире, видим пародию на политдебаты, точнее иронию над тем, как их воспринимают эти субъекты суперпотребительского общества, видим еще много чего. Но самое главное, на фоне общего безусловного регресса не просто культуры и цивилизации, но и человеческой личности вместе с разложением морали и человечности, мы видим тех, кого не удовлетворяет такая жизнь, которые ищут выход, их развитие, их жизнь, их путь, их чувства... И именно эти отщепенцы, которые в финале произведения видят окончания той «холодной войны» в виде

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
бомбардировки городов пост-США самолетами пост-СССР, что уже можно было предвидеть из страниц, где ГГ уже многого начитался и растрогал жен мужей, ушедших на срочный призыв (из этого уже видно, что ситуация у этого государства складывается критическая)
, именно они и должны построить новую Америку. С человеческим лицом.

Вот, примерно так и было писано. Не стал лишь говорить о предсказаниях, которые можно и невооруженным глазом увидеть в романе автора, который почему-то многие ругают, и о технологиях, и о тенденциях общества. Да, с победой Восточного блока Рэй не угадал, но с победой общества сверхпотребления — вполне... Это-то и страшно.

Оценка: 10
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Великолепная книга о борьбе с системой,книгу буквально можно цитировать,человек буквально просыпается,и восстает против общества,которое превращает людей в рабов,что буквально происходит сейчас)

Оценка: 9


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх