fantlab ru

Николай Трой «Игра Теней»

Рейтинг
Средняя оценка:
6.81
Оценок:
81
Моя оценка:
-

подробнее

Игра Теней

Роман, год; цикл «Сага о Сером Лисе»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 10
Аннотация:

К чему может привести запрещенная законом покупка игрового аккаунта от еще закрытого мира? Особенно если не знаешь, что в нем происходит? Стоит ли рисковать, влезая в Игру Теней?

Входит в:


Лингвистический анализ текста:


Приблизительно страниц: 286

Активный словарный запас: высокий (3221 уникальное слово на 10000 слов текста)

Средняя длина предложения: 56 знаков — на редкость ниже среднего (81)!

Доля диалогов в тексте: 19%, что гораздо ниже среднего (37%)

подробные результаты анализа >>



Издания: ВСЕ (1)
/языки:
русский (1)
/тип:
книги (1)

Игра Теней
2014 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Так уж получилось, что высказаться меня в основном тянет по поводу книг, вызвавших возмущение или раздражение. Не буду нарушать традицию.

В последнее время увлеклась новым жанром в литературе — ЛитРПГ, хотя сама никогда не играла в сетевые ролевые игры, за исключением «Мафии». Так что книги Троя не первые и даже не десятые из прочитанных мною в этом жанре. Были и интересные («Барлиона» Маханенко, «Темный Эвери» Субботы) и скучноватые середнячки, и совсем неудобоваримые... «Игра Теней», к сожалению, оказалась для меня ближе к последней категории. И главная причина этого — частые логические неувязки, когда автор игнорирует элементарную математику и забывает о том, что писал до этого. Чтобы не быть голословной, приведу пример.

Виртуальный мир «Игры теней» с самого начала позиционируется как мир без доната, где деньги ничего не решают, где нельзя за счет реальных средств стать самым крутым. А вскоре автор пишет:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
«Подумав, перешел по ссылке в игровой магазин. Раз уж залез на официальный сайт, потратился на премиум-аккаунт, нужно хотя бы взглянуть на то, что предлагают донатчикам».

Потом опять:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
«Разработчики «Престолов» вместо привычной всем схемы быстрой наживы на популярной игре вдруг, оказывается, сделали финт ушами. Создали не просто эпическую вселенную, но подарили ей возможность существовать, развиваться и жить вместе с человечеством. Всеобщее равенство новичков, БЕЗ АДСКОГО ДОНАТА, привлекало новых пользователей постоянно, не говоря уж про особые категории людей с ограниченными возможностями и привлекательность нового поколения нейроинтерфейса».

Дальше снова:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
«Словно компенсируя щедрость опыта, лута мне не выпало вообще.

«Донаторы», — мысленно фыркнул я».

Мнение о том, есть в игре донат или нет, от абзаца к абзацу меняется.

Удивляет и герой, который за огромные деньги покупает аккаунт закрытой игры, не поинтересовавшись ни уровнем персонажа, ни его развитием, ни возможностями. Покупку он не проверил, взял с рук, хотя его приятеля недавно точно так же надули. Разве умный человек так поступит? Нет. Но герой книги более того, обнаружив, что на его аккаунт повешен долг в 2000 долларов, принимает все обязательства! Как в Сером Лисе узнали Суггестора, если имя другое, внешность не та, IP изменился, почта на иное имя — это вообще загадка века. Но все окрестили его лучшим исполнителем деликатных дел, навесили долг, а он и согласился, не боясь последствий. Остальные тоже хороши. Ждать невероятных дел от обнуленного персонажа, который «лишился» всех способностей?! На это горазды только идиоты. А ему еще и помогают набрать уровни, следя, как он развивается. За три года тестирования окружающие достигли максимум 26 уровня, вампир, по признанию хозяйки, о-очень долго корячился, беря 15. А наш герой за три дня легко достигает 12! Фантастика. У персонажей есть категории урона, защиты и атаки, но начисляемые в битвах цифры не поддаются никакому вычислению. Впрочем, с цифрами в романе везде беда.

Как я поняла, герой купил аккаунт гораздо дороже 2000 долларов. Месмерит заплатил ему двумя партиями сумму, сопоставимую с 2000. Когда герой получил вторую половину суммы, автор пишет:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
ПОЛОВИНУ гонорара Месмерита я перевел с виртуального кошелька на пластиковую карточку. Чувствую, что деньги мне пригодятся.

Наспех привел себя в порядок, даже сбрил редкую рыжую щетину со щек и подбородка. Хотел одеться поприличней, но, кроме джинсов, футболки и пайты ничего не нашлось. Ну, по крайней мере, ничего чистого и глаженого.

Закрыв входную дверь, я спустился на улицу и вызвал такси. После чего сбегал к банкомату, благо он тут рядом, в торговом центре, который сразу за моим домом. И через пять минут, уже с придающей уверенности пачкой наличности, вернулся к подъезду.

...

Когда мы приехали, таксист затребовал такую сумму, что я сначала даже растерялся. Может, ослышался? Но — нет, этот насупившийся гад упрямо повторил, все правильно. К счастью, С КАРТОЧКИ Я СНЯЛ ВСЕ ДО КОПЕЙКИ, и на оплату хватило, но полинял я изрядно.

Вопрос: это сколько же он заплатил за такси и не дурак ли он после этого?! Из логической цепочки выходит, что проезд стоил порядка 1000 долларов.

Еще удивило то, что герой, вляпавшись, легко представляется всем настоящим именем, дает свой телефон, словно наивный юноша, и не боится, что потерявшие деньги люди могут найти его в реальности. Непонятная наивность для того, кто уже играл и сталкивался с кланами. В очередной раз подтверждается мнение о парне как о не самом умном и предусмотрительном человеке.

Поражает глава клана наемников Лилия, у которой за три года почему-то не нашлось доверенных людей и заместителей. Клан производит впечатление жалкой горстки неудачников и остается «за кадром». При осаде города Лиля лично бежит встречать и спасать новоявленного подчиненного, остальные по-глупому ждут где-то в стороне и даже не успевают к интересным событиям, ради которых играют.

Вызывает вопрос тот факт, что в первой части цикла для персонажей нет обучения владению оружием, все зависит от человека. Это игра для мастеров спорта по фехтованию и карате, что ли? Герой непонятным образом умеет разнообразно драться и фехтовать. При этом боль не приглушена, поэтому по логике вещей выходит, что по игре бегает несколько тысяч мазохистов, знающих: через пять минут у них может случиться болевой шок, которого не выдержит мозг и реальный организм. Кровь и другие анатомические подробности присутствуют как в реальности, но при этом людям не запрещено сражаться друг с другом, нет ПКшеров. То есть если человек заиграется, запутается и пойдет отыгрывать вампира, хлеща натуральную кровь, то владельцы игры не при чем?

В общем, нелогичности и неувязки первой части вызывают желание взвыть, их очень много. Герой тоже не пробуждает симпатии, описанию игры и кланов не хватает масштабности и проработанности.

Во второй части цикла автор спохватывается и пытается чуть улучшить ситуацию. По крайней мере, появляются «ложные воспоминания» с фехтовальными приемами, которые объясняют умения игроков. Однако же и там дело все еще далеко от идеальности. Автор все равно забывает факты и в итоге в 8 главе:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Горячая клавиша лечения критических повреждений помогла бы, но в новых «Престолах» ее попросту не было. Только сам, на инстинктах и по памяти. А если забудешь в горячке боя… Ну, в общем, понятно.

А в 13 главе уже:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Я бросился в сторону, на бегу излечился «горячей» клавишей. Потом рванул из поверженного врага свой меч и принял боевую стойку.

Так как читаю я обычно быстро, но внимательно, мне рычать хотелось от такой небрежности. У меня постоянно не сходились факты. Две части я осилила, третью и начинать не стала. Я, собственно, и вторую то осилила только потому, что читала не одна: мы озвучивали друг другу ляпы, соревнуясь, кто больше найдет. В этом плане (для соревнований) книги «Саги о Сером Лисе» — благодатный материал. Читать цикл рекомендуется только полностью отключив логическое мышление.

Оценка: 3
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Неоднозначная книга. С одной стороны действительно хороший слог, приятныегерои, образы, сама игра (не сказать чтобы она сама по себе была яркой и запоминающейся, но несколько локаций были впечатляюще прорисованы). С другой, сюжет. Все начинается очень просто — с покупки аккаунта мморпг, после чего сценарий начинает закручиваться. Интриги, безвыходные ситуации, рояли в виде меча «тысячиистин», кек (ну, куда уж без этого). Чем ближе подходишь к концовке, тем больше начинает казаться, что автор не совсем понимал как выкрутиться из того положения, в которое он поставил собственного героя. Либо, первоначально идея была совершенно другая. ТАк или иначе, конец меня неприятно поразил.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Фактически, все вернулось на круги своя. Эдакая сказка про «золотую рыбку», где все вернулись к тому, с чего начали. Нет, конечно у героя остался и титул с землями и неприступная тян, которая положила на него глаз, и персонаж-нагибатор, который уже не испытывает никаких трудностей в денежном плане. Но сюжет по сути просто взял и самоуничтожился.

Буду ли я после этого читать вторую книгу? Даже не знаю. Боюсь наступить на те же грабли.

Зы. Долго думал насчет оценки. 6 или 7. Все-таки, мне больше понравилось, чем нет. В результате, поставил 7, но 6 в уме.

Оценка: 7
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

После приятно удивившей «Машины Ненависти» был безусловно интересен следующий творческий шаг Николая Троя. Всё-таки не так уж много русскоязычных авторов пишет сейчас грамотную НФ ближнего прицела с отчётливым привкусом киберпанка. Потому я решил ознакомиться и с романом «Игра теней», попавшим на прилавки всего несколькими месяцами позже «Машины».

И, надо сказать, новая вещь удивила очередной жанровой метаморфозой. В каком-то смысле она является полной противоположностью нестандартной и слегка выпадающей из конъюнктуры «Машины Ненависти». Дело в том, что «Игра теней» — представитель архипопулярного направления литРПГ. Думаю, нет нужды подробно останавливаться на канонах этого относительно нового для российского читателя жанра. Обозначу только, что литРПГ это как правило остросюжетные романы на стыке «мягкой» НФ и фэнтези, фундаментальным сюжетным ходом которых является «попаданчество» персонажей из унылого серого «реала» в красочный мир очередной компьютерной ролевой игры, чаще всего многопользовательской и онлайновой. Не могу назвать себя спецом по литРПГ, собственно говоря, до «Игры теней» я так и не дочитал хоть один образец: отчасти в силу предубеждения перед «попсовым» и наработавшим массу шаблонов поджанром, отчасти потому, что конкретные представители направления не смогли захватить и удержать внимание. Впрочем, на мой неискушённый взгляд, чисто формально основные каноны литРПГ в «Игре теней» соблюдены, так что моё знакомство с жанром в первом приближении можно считать состоявшимся.)

«Каноны соблюдены» значит, что главный герой «Игры теней», от лица которого ведётся повествование, действительно попадает в фэнтезийную MMO RPG «полного виртуального погружения». Далее его ждёт «прокачка статы», «выбивание лута», «вступление в клан», «походы на боссов в пати» и всё такое прочее, с чем большинство читателей наверняка знакомо получше меня.) Несмотря на изумительную точность и убедительность виртуальной реальности игры, одним из важнейших интерфейсов взаимодействия главгера с игрой окажутся периодически выскакивающие логи нанесённого ущерба и заработанных очков, шильды с сообщениями о новых уровнях и прокачке умений и т.п. Несмотря на всю сложность описанной игры, запущена она, видимо, обычным для современности способом: без использования каких-либо невероятных технологий, регуляции искусственным интеллектом и т.д., что является общей для литРПГ условностью и данью привычным для играющих читателей реалиям.

Впрочем, Николай Трой, в отличие от большинства коллег по направлению, всё же создаёт некоторую видимость научного обоснования: например, довольно подробно описаны устройства нейроинтерфейса «мозг-компьютер», которые осуществляют доступ к игре. Да и проблема ИИ далее по тексту всё же возникает. Отличает «Игру теней» от прямых конкурентов и более тонкая проработка взаимоотношений «виртуала» с «реалом». В целом, применённая схема игровой реальности заметно напоминает уже использованные Троем ходы из романа «Нейросеть». Однако все эти нюансы играют довольно условную и вспомогательную роль. «Игра теней» — прежде всего развлекательный остросюжетный роман.

И здесь кроется основное достоинство романа. Он отлично проработан в сюжетном плане, интрига закручена весьма неожиданно, отчасти на детективный манер, а «виртуальные» и «реальные» события крепко переплетены и выстраиваются во вполне разумную логическую цепочку. Читатель гарантированно получит свою долю рубки в стиле «меча и магии» на фоне эпических пейзажей и фэнтезийных локаций. Потом передохнёт вместе с героем за распределением полученных игровых преимуществ. Перепрыгнет на разрешение неотложных бытовых трудностей. А затем задумается над сакраментальными «кто виноват?» в сложившемся положении и «что делать?», в конце-то концов, нашему незадачливому геймеру. Все эти составляющие перемешаны с хорошим балансом и сменяют друг друга обычно именно там, где надо.

При этом у действа есть важный позитивный момент: развлекая, автор отнюдь не скатывается в маргинальность, чернушность или тяп-ляповость. Наоборот, охотно демонстрирует начитанность и готовность добросовестно прорабатывать материал. По ходу дела он неоднократно выкажет познания в средневековой фортификации и оружейном деле, сообщит парочку занятных исторических фактов, ну и, как уже сказано, он кое-что слышал о переднем крае информационных и когнитивных технологий. Ну а прочитав тираду одного из персонажей на второй же странице романа, читатель вообще может испугаться, что перед ним что-то про развитие философии науки от Средних веков до наших дней.))

Из досадных минусов вспоминаются в первую очередь две вещи. Во-первых, мелкие ляпы, тут и там прокравшиеся всё-таки во вполне проработанный текст. То какой-нибудь нюанс внешности одного из персонажей неожиданно изменится, то обильные средства из виртуального кошелька героя испарятся без следа, заставляя клянчить подачки у товарищей. Впрочем, в мощном потоке действия эти «подарочки» почти незаметны, так что едва ли подпортят впечатление.

Во-вторых, немного разочаровывает несоразмерностью и простотой финал произведения.

Однако в целом «Игра теней» — это очень крепкая и достойная беллетристика, за которой можно провести немало приятных часов. Это, безусловно, развлечение, и на что-либо другое роман не претендует. Однако развлечение, за которое не будет стыдно. Я, по крайней мере, читал без зазрения совести.)

Возможно, именно такие вещи нужны иной раз и авторам, и читателям: и как передышка от более трудных и навороченных тем (а Николай Трой, судя по «Машине Ненависти», на них способен), и как писательская практика в построении чистого и незамутнённого, захватывающего в превосходной степени сюжета. В выигрыше, так или иначе, остаются все. Ну, кроме совсем уж бескомпромиссных эстетов и интеллектуалов, разве что.

Не могу сказать, что анонсированного второго тома «Игры теней» буду ждать, но при случае, в свободную минутку, вполне возможно, ещё разок нырну в его виртуальную реальность.

Оценка: 7


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх