fantlab ru

Марина и Сергей Дяченко «Ключ от Королевства»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.63
Оценок:
775
Моя оценка:
-

подробнее

Ключ от Королевства

Ключ від Королівства

Другие названия: Маг дороги

Роман, год (год написания: 2004); цикл «Ключ от Королевства»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 52
Аннотация:

Случайная встреча на улице — и вот ты уже не просто ученица средней школы.

Ты — маг дороги. У тебя есть волшебный посох. Ты знакома с великим королем Обероном. У тебя появляются надежные друзья и страшные враги. Впрочем, иногда ты можешь стать врагом самой себе. И начинаются долгие странствия, где можно узнать предел собственным силам, поверить и разочароваться, победить и потерпеть поражение.

Ты — маг дороги, и все дороги отныне твои.

С этим произведением связаны термины:
Примечание:

Украинский перевод («Ключ від Королівства») — 2005 г., русское издание — 2006 г.



В произведение входит:


7.21 (41)
-

Обозначения:   циклы (сворачиваемые)   циклы, сборники, антологии   романы   повести
рассказы   графические произведения   + примыкающие, не основные части


Входит в:


Лингвистический анализ текста:


Приблизительно страниц: 205

Активный словарный запас: низкий (2585 уникальных слов на 10000 слов текста)

Средняя длина предложения: 49 знаков — на редкость ниже среднего (81)!

Доля диалогов в тексте: 32%, что немного ниже среднего (37%)

подробные результаты анализа >>



Ключ от королевства
2006 г.
Маг дороги
2007 г.
Ключ от Королевства
2009 г.
Маг дороги
2010 г.
Маг дороги
2021 г.

Периодика:

Путеводная звезда. Школьное чтение, № 7 2019
2019 г.
Путеводная звезда. Школьное чтение, № 8 2019
2019 г.

Издания на иностранных языках:

Ключ від Королівства
2008 г.
(украинский)
Karalystės raktas
2014 г.
(литовский)
Ключ від Королівства
2017 г.
(украинский)
Ключ від Королівства
2017 г.
(украинский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Я пробовала когда-то читать эту книгу «для себя» — и бросила на первых страницах.

А вот сейчас с детьми 8 и 11 лет она читалась просто на ура. И мне кажется, этот момент стоит иметь в виду: все-таки для взрослых и для детей надо писать немножко по-разному и то, что отзывается в душе подростка, взрослому дядьке или тетьке может показаться скучным, примитивным — да просто не актуальным: ну где они там, эти школьные конфликты или восхищение всемогущим Учителем? Мы сами уже такие всемогущие, сил нет...

Сюжет в меру интересный и динамичный. Фантазия — красивая и оригинальная, как могут не впечатлить эти ужасные существа, встречающиеся в туманном мире, я просто не понимаю! Конфликты в высшей степени психологически достоверны — впрочем, как всегда у авторов — и совершенно по-жизненному неоднозначны. Есть, что обсудить с детьми и главное, обсуждать это не скучно, потому что у каждого своя правда, а примитивного морализаторства в книге нет и в помине.

Эта история из тех, которые надо читать с детьми вслух, проговаривая после каждой главы, задавая вопросы, дискутируя и споря. Мой 8-летний ребенок — довольно особенный и я не думаю, что такая глубина проработки интересна его ровесникам в массе, а вот для 11 лет — самое то. Рекомендую.

Оценка: 9
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Как практически всегда у Дяченко. Жила-была себе девочка начального пубертатного период, и вдруг встречает необычного мужчину. А дальше — все, что угодно, может, учеба в местном Хогватсе, может, спасение мира от апокалипсиса. Или как в «Ключе о королевства» элементарное попадание в классическое фэнтэзи. Где даже властителя называют без заморочек Обероном. Ай-я-яй, модные фантасты, ну явная же халтура с разработкой сюжета. На уровне первых проб школьника.

Конечно, в отличие от школьника, сам роман писан профессионально. Роад-муви с вкраплением обыкновенных фэнтэзийных интриг. Но под нарочито сильным подростковым соусом. Где даже отягощенные жизненным опытом персонажи ведут себя по-мальчишечьи, без многомудрых взрослых многоходовочек, грязи и цинизма.

Сказать откровенно, если бы я познакомился с Дяченками не через Виту Ностру, а с «Мага дороги», то, скорее всего, этот бренд ушел бы в закат из-за своей тривиальности. А пока у супругов есть кое-какой кредит доверия и ожидания необычности. На продолжение, правда, особых надежд нет. Но парочка достаточно известных романов все-таки не выброшена из листа ожидания.

Оценка: 7
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Чего не отнять у Дяченко, так это того, как они перетасовывают заезженные идеи. Казалось бы, монстры, принцы, маги, параллельные миры, но все равно добавили щепотку своего в виде кочующего королевства, живущего по странным правилам Дороги.

Но все равно это простая книжка для подростков. Ах, мне так тяжело живется, меня никто не любит, но вот уже на горизонте появились персонажи, для которых я стану уникальным и весьма ценным товарисчем. Уж они-то меня оценят по достоинству, ведь я получу необычный дар и вообще буду крутой/ая. Дяденькам такое читать не зайдет, про тёть не знаю.

И вот еще: персонаж — это девочка-подросток. Но в книге нет ничего, характерного для ребенка. Никто не нянчится, не объясняет ей, что нужно делать и как вести себя в новых условиях. Нет ничего характерного для детского возраста. Заменишь школу на офис, 13 лет на 21, и никаких несоответствий не возникнет.

Вспомнилась «Астровитянка», которая несомненно хуже и безжизненней в 100 раз. И «Слово ветра», где становление героя, обучение и магия показаны многогранней, сложней и лучше. А не просто схватился за чей-то посох, и все само как-то происходит.

И учиться не надо, дети же не любят школу.

Оценка: 7
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Вообще с Дяченками у меня не складывается. Большинство их романов мне хоть и нравится, но ощущение «чего-то не хватает» не оставляет. Но на данный момент трилогия «Маг дороги» — лучшее из прочитанного и первое, что отправляется в личную библиотеку.

Книга, конечно, во многом детская. Главной героине 13 лет и именно в таком возрасте и стоит эту книгу читать, пищя от восторга. А я и в 22 почти пищала)) Уж больно задорные тут герои, так и тянут за собой (хоть разорвись!). И сюжет (особенно первой части, дальше как-то странно) манит и околдовывает.

А главное, что вопросы писатели поднимают всегда актуальные: дружба, верность, храбрость, борьба с собой, доверие, надежда. И решают их не по-детски просто, а по-взрослому выстраданно.

Оценка: 7
– [  0  ] +

Ссылка на сообщение ,

Что такое Королевство?

Просто удачная выдумка, или тема, взятая из реального мира,

но описанная в аллегорической форме волшебных приключений?

Ведь по настоящему хорошо можно писать только о настоящем,

которым для Толкиена были языки и фольклор,

для Лукаса с его звёздными войнами — греческая мифология,

для Пушкина — нянины сказки.

Мне показалось, что Королевство — это театр.

У каждого своя роль, и если кто-то откажется

её играть — спектакль развалится, погибнет.

Король — это режиссёр, который нуждается в надежде

каждой актрисы, мечтающей получить главную роль.

Постановка нового спектакля вырывает артистов

из привычной жизни, заставляет их искать.

В какой-то деревне зрители говорят «Не верю!»,

и королевство вынуждено искать дальше.

Оберон не может взять другого мага дороги,

потому что по сценарию маг дороги должен быть

именно таким юным. Приходится учить летать

именно Лену Лапину, у которой есть задатки.

Отвлекаться от государственных дел,

лишь бы ребёнок (которому это труднее

всех профессиональных актёров)

смог сыграть свою роль.

А когда в другой деревне зрители скажут «Верю!»,

всё остальное пойдёт как по маслу —

люди валом повалят в Королевство,

как будто сам Кон к спектаклю благосклонен.

Оценка: 9
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Конечно же, в первую очередь, эта книга для подростков, но и взрослому читателю обращение к ней доставит многие минуты настоящего удовольствия. Книга умна, интересна, прекрасно построена композиционно, в ней подняты серьезные морально-этические проблемы и нет ни единого ляпа. А кроме этого она по-настоящему добра, а ее основополагающая идея — о Королевстве, преобразующем ткань «тонкого» мира в «толстый» мир — очень красива. За хороших героев книги нешуточно переживаешь, плохих — ненавидишь..

И, что особенно радует, роман прекрасно сбалансирован с точки зрения его эмоциональной и рациональной составляющих. Возможно, сам сюжет несколько простоват для взрослого читателя, но зато он отработан весьма и весьма добротно, как говориться «без единой помарочки».

И еще. У Дяченок главный герой книги, Лена Лапина, это действительно тринадцатилетняя девченка, и думающая, и ведущая себя соответственно. И это выгодно отличает роман от других произведений, где героями также являются подростки. Вспомните, хотя бы, того же Садова с его «Рыцарем Ордена» — там его главный герой, тринадцатилетний Егор, в большинстве своем размышляет, говорит и ведет себя так, что далеко не всякому и взрослому мужчине под силу будет...

Оценка: 8
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Да, многое тут для детей. Но немало и — для взрослых. Даже сама эта идея, о рождении нового королевства в прекрасном месте, полном дружелюбных чудес, — да разве не мечта это для любого человека, в любом возрасте? А благородный волшебник, немолодой красавец, — не идеальный ли это герой для любой женщины? Да и вообще, кому из нас не хотелось бы вдруг обрести чудесные способности, отомстить обидчикам, помочь друзьям... полететь, наконец! А так как роман написал отлично читаемым языком, действие затягивает и ты действительно словно приобретаешь что-то от маленькой ГГ.

Симпатичная книга, для любого возраста.

Оценка: 8
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Разочарование наступило с первых же страниц.

Похоже, Дяченко попали в обычную для детских авторов ловушку – они почему-то решили, что детская книга не должна быть «умной». Достаточно сгенерировать главного героя, малолетнюю «мерисью» (и обязательно «попаданку», законы рынка диктуют – не беда, что в детской литературе «попаданцы» всех достали еще раньше, чем во «взрослом» чтиве), бросить её в самую гущу событий, накидать побольше крутых спецэффектов; позволить ей сначала почувствовать себя дурочкой; потом сделать её «звездой», «прокачав» до героических показателей, затем позволить ей потерпеть сокрушительное фиаско и чуть не погибнуть, а, в конце концов – пафосно превозмочь, победить и всех спасти, себя в первую очередь (это же детская книга). И, конечно же, в каждом эпизоде – своя бесхитростная мораль. (На уровне НЛП – «У зла нет власти! Нет власти, я сказал!!1111). Дружить хорошо, враждовать плохо, старших надо уважать, и т. д.

Но это суть. Исполнение тоже не на высоте. Сюжет – с места в карьер, экспозиция скомкана. Написано от первого лица, главной героини Лены (13 лет). Честно говоря, для тринадцатилетней героиня весьма инфантильна. Может быть, книга рассчитана на более младшую аудиторию? Тогда что мешало авторам сделать и Лену поменьше? Внутренний психологический портрет тоже неубедителен – героиня то «взрослеет», то «молодеет», то рассуждает как взрослый человек, то дурачится.

Герои тоже вполне картонны. Добрый Оберон-резонер всех спасает и поучает, Гарольд вредничает, но на самом деле, он, конечно няшка, принц – гордый придурок. Единственным неоднозначным персонажем получилась невеста принца, принцесса Эльвира – умная, образованная, тонко чувствующая – и в то же время деспотичная, гордая, своевольная. А толку – все равно ближе к концу книги она уходит далеко на задний план.

Мир развивается очень сумбурно, есть ощущение, что у авторов не было никакого четкого замысла. А что мудрить – дорога между мирами по определению – враждебный хаос. Отмечу положительный момент – монстры получились неплохо, оригинально, для детской книги даже жутковато. Правда, есть ощущение, что все они позаимствованы с вариациями из современных компьютерных игр – видимо, по задумке, так к целевой аудитории ближе.

Ну почему Дяченко не смогли написать так же, как и для взрослых? Ведь не страдают они ни тягой к банальным сюжетам, ни стремлением сочинять тупую развлекаловку. Неужели нельзя было писать от души, так, как хочется, а не сооружать весь этот неуклюжий конструкт? Дети сильнее, чем взрослые, чувствуют фальшь. И зачем «разжевывать» идейное содержание? Читатель-ребенок должен сам уметь докапываться до истины. Книга должна быть «на вырост», без сюсюкания и картонности. Иначе развиваться будет некуда, и, подрастая, такой читатель переместится в сторону полок с «армадовским» ширпотребом.

Достоинства произведения:

грамотный язык (все-таки это Дяченко);

местами – атмосфера;

монстры и пейзажи.

Недостатки:

примитивный и сумбурный сюжет;

неправдоподобные, «картонные» персонажи;

примитивное идейное содержание, навязчивое морализаторство;

плохо проработанный мир;

общая неоригинальность.

Итог: совершенно искусственная, шаблонная книжка. Взрослому читать будет скучно, ребенка позабавит и забудется через неделю.

Оценка: 5
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Если бы эта книга попалась мне в 12 лет, я бы сказала – вау! Тогда я могла мечтать, что добрый и благородный Король поможет решить мои проблемы в этом мире и заберет в другой, волшебный. Тогда я могла мечтать о прекрасном принце (ничего, если он оказывается не таким уж и прекрасным) и хороших друзьях (если они при этом еще и маги – вообще замечательно).

Но прочитала эту книгу я гораздо позже. Я до сих пор люблю сказки, и люблю читать про детей, и есть чудесные истории, которые подходят для любого возраста. Но про «Ключ от Королевства» я этого сказать не могу. Мне хотелось бы побольше узнать о самом Королевстве, о его истории, об Обероне. Но получаю я только переживания Лены – получится, не получится? Я не маг дороги, я ничего не умею… Я маг дороги, я всех победила и всех победю! И так далее. Читать интересно, но я понимаю, что так может вести себя, принимать такие решения и переживать по таким поводам только девочка-подросток. И ее приключения не вызывают ностальгию по детству (как это бывает со мной, когда я читаю например Крапивина) и не захватывают красотой или необычностью (так было для меня с «Ходячим замком»).

Итог: читать стоит, очень даже стоит, но желательно в определенном возрасте. Иначе может произойти то же, что со мной – и книга покажется интересной, но далекой.

Оценка: 7
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Ключ от королевста» — одна из лучших детских сказок, которые мне доводилось читать. Меня умиляют вопли критиков про «набор шатмпов и клише». Друзья мои, это же сказка! В основе сказки (хорошей, интересной детям сказки) всегда лежит одна из известных схем. Кажется, их всего восемь. В данном случае, это путь героя. При и этом авторы придумали настолько оригинальный мир, что ни о какой штампованности не может быть и речи. Все эти сосуны, туманная баба, путешествующее королевство. По-моему, это ярко и свежо. А еще чудесный язык Дяченок. Такой нежный, хрустальный и очень образный.

Оценка: 10
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Если судить по тиражам издаваемой ныне фантастической литературы, именно фэнтезийные книги наиболее востребованы у значительной части читательской аудитории. Многие специалисты считают, что подобные пристрастия являются ярким проявлением одной из форм эскапизма. И если это действительно так, а я склонен этому верить, то популярный до шаблонности сюжет «наши в другом мире» можно считать квинтэссенцией литературного эскапизма.

Читатель с легкостью персонифицирует себя с персонажами, которые уже на первых страницах чудесным образом оказываются в мире меча и магии, окунаясь в водоворот приключений разной степени опасности и увлекательности.

Вот только всё это давно набило оскомину. Вся эта бесконечная череда майоров-десантников, разных прочих спецназовцев и студентов, отягощённых энциклопедическими знаниями, но с обязательным увлечением восточными единоборствами в комплекте с историческим фехтованием. А пуще этих – разномастные дамочки, с внезапно проснувшимися в них недюжинными магическими способностями.

А ведь к некоей разновидности последних вполне можно отнести и Лену Лапину – главную героиню романа «Ключ от королевства». Девочка просто обречена на эскапизм. В обязательный комплект юной «попаданки» входят: светлый цвет волос, подростковые комплексы, неблагополучная семья, проблемы в школе, но главное –королем Обероном у неё была выявлена потенциальная возможность в среднесрочной перспективе стать Магом Дороги.

Кроме этого «Ключ от королевства» – классический роман взросления, что также подразумевает широкий спектр устоявшихся клише и штампов. Как это принято, главный герой просто обязан первоначально показать полную несамостоятельность в новом мире, и несостоятельность в профессии, затем добиться некоторых успехов, наделать множество всевозможных ошибок и героически их все преодолеть. В самом худшем варианте – именно благодаря его усилиям всё закончится хорошо. Нередко – чуть ли не вопреки логике.

Выбрать именно такую сюжетно-жанровую площадку для строительства своего Мира – серьёзная опасность для писателя. Своего рода вызов его таланту. И в данном случае соавторам удалось более-менее успешно пройти по узенькому мосту над пропастью.

Во-первых, книга адресована детской и подростковой аудитории, и именно в этом случае использование приёма «наши в другом мире» я считаю вполне оправданным. Особенно, с учетом того, что юный читатель видит перед собой историю сверстника.

Во-вторых, проходя по ходу повествования через опасности и приключения, преодолевая трудности и выбираясь изо всех положенных по сюжету ловушек, в большинство из которых она попадает по вине собственных комплексов и заблуждений, Лена именно, что взрослеет. И при этом, она по-прежнему остаётся нормальным и живым подростком, а отнюдь не превращается чудесным образом в очередную реинкарнацию Мэри Сью, легионы которых заполонили полки наших книжных магазинов.

Ну, а несомненным украшением, почти стопроцентным попаданием в цель, можно в очередной раз с уверенностью назвать созданную соавторами литературную вселенную, где король Оберон в вечном поиске ведёт по Тонкому миру своё Королевство.

Отзыв — часть обзора, размещённого в АК http://fantlab.ru/blogarticle10929

Оценка: 8
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Я тоскливо сожалею о том, что книга мне не попалась в том возрасте, в котором и находилась героиня — в мои 12-13, в это время еще веришь в чудо и свою избранность (Хотя я хоть и с сомнением, но жду письмо из Хогвартса до сих пор.)

Это про блуждание по пыли дорог в поисках того, что нужно. Весьма подходит фраза: «или хорошо, или никак». Мне казалось неправильным и обидным то, что героиня все-таки вернулась обратно домой — я бы эгоистично убежала от обыденности. И да, мне показалась, что эта барышня-подросток — эдакий противовес «стандартному крапивинскому мальчику» :)

Оценка: 7
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Удивительно добрая и светлая книга, написанная, похоже, для детей, но с интересом читаемая и взрослыми, что является несомненным свидетельством незаурядного таланта авторов. В созданном ими мире есть и король с волшебниками, и принц с принцессами – это привлечет детей. Вместе с тем затрагиваются и ряд серьезных вопросов: дружба, честь, долг, предательство, любовь. Книга захватывает сразу и читается на одном дыхании. Теперь буду искать продолжение.

Оценка: 9
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

Страннное дело: история мне действительно понравилась, но вот указать, чем точно, я не могу. Притом, что первую треть я асилила я явным трудом, периодически думая: ну вот, очередная ничем не примечательная история о «становлении юного мага», как некто подозрительно быстро и легко проходит путь из грязи в князи, обоснуй нервно курит в сторонке, декорации магического мира разваливаются от ветра.

Все оказалось слегка не так: во-первых, магического мира как такового и нет. Точнее, весь мир для маленькой героини Лены Лапиной из 7 «Б» заканчивается на одном человеке — короле Обероне (вы не ослышались ). История в целом — больше об отношениях, чем о приключениях. Это, имхо, и делает из более чем посредственной фэнтези хорошую детскую книжку. Очень хорошую, правда. Видно, что авторы, во-первых, относятся к своей героине с большой любовью, а во-вторых, очень стараются быть честными. В том плане, что дети есть дети, они максималисты, они не видят многих вещей, но при этом — если им все правильно объяснить — они очень хорошие)) В отличие от большинства взрослых.

Что еще мне очень понравилось и что для меня делает книгу хорошей именно с точки зрения «качества литературы» — то, что основной конфликт так и остался неразрешенным. Притом, что конфликт это очень логичный, и разрешить его каким-то легким способом было бы позорным читерством. Зато разрешился другой, маленький и на первый взгляд незначительный конфликт — и это неожиданно оказывается очень притяно)

Не хочу спойлерить насчет сюжета — не то чтобы там происходило нечто особенное, правда. Сюжет плавный, как обещали в начале, так и идет, так и заканчивается. Никакой специальной проработки волшебного мира. С развитием персонажей тоже не особо. С точки зрения техники история довольно поверхностная, как ни крути, но психологически текст очень хороший, правда. Милый, честный, достоверный) Герои говорят как нормальные люди и ведут себя как нормальные люди)

Для первого опыта — отлично даже, пожалуй, почитаю Дяченок еще.

Оценка: 6
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Неплохая детская книга. Можно даже сказать — сказка для детей среднего школьного возраста. Проблемы нравственного выбора, самоопределение — то, что важно для подростков. Сюжет, правда, немного размыт, беден событиями. Люди куда-то шли-шли и вот, наконец, пришли. С самой главной героиней как будто ничего и не происходит, все действия, развитие отношений касаются других персонажей. Ожидаешь все-таки чего-то большего

Оценка: 7


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх