Филип Дик «В ожидании прошлого»
- Жанры/поджанры: Фантастика (Темпоральная фантастика, хроноопера | «Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика )
- Общие характеристики: Психологическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Америка (Северная Америка )) | Параллельный мир/вселенная
- Время действия: Близкое будущее
- Сюжетные ходы: Вторжение «Чужих» | Спасение мира | Становление/взросление героя
- Линейность сюжета: Хаотичный
- Возраст читателя: Любой
Две тысячи пятьдесят пятый год. Земляне ведут войну с инопланетной насекомоподобной расой — Ригами. Союзники Землян — Лилистарцы, предки землян, заселившие когда-то Землю и Марс. Доктор Свитсент принимает предложение стать личным врачом Генерального секретаря ООН, Джино Молинари, координирующим военные действия Земли.
В это время на Земле изобретают смертельный наркотик йот-йот-180 для войны против Ригов. Наркотик вызывает зависимость после первого употребления и вызывает побочный эффект — перемещение во времени. Жена доктора Свитсента пробует новый наркотик, который попадает к ней нелегальным путём. Для получения новых доз наркотика она вынуждена работать на лилистарских агентов, замышляющих свержение генсека ООН...
Награды и премии:
лауреат |
Премия альманаха "Gigamesh" / Premio Gigamesh, 1989 // Научная фантастика - Роман (США) |
- /языки:
- русский (4), английский (3), итальянский (1)
- /тип:
- книги (8)
- /перевод:
- Л. Матвеенко (1), К. Плешков (2), Г. Тамбурини (1), С. Фролёнок (1)
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Elijah, 25 ноября 2021 г.
Прекрасная книга, много забавных сцен в робо-такси, фирменная параноидальная атмосфера. Финал трогательный. Рекомендую перевод Плешкова.
Mario Puzo, 28 марта 2020 г.
Роману не хватает глубины. Намешано здесь много всего, но все как-то поверхностно. Среди героев — главные лица Земли, но ведут они себя по-дурацки, будто свора подростков. Вообще я бы сказал, что роман написан подростком и для подростков — это если говорить об уровне текста. Но главная тема романа — неудачный брак и отношения главного героя с женой. Не совсем подростковая.
Стилистика нулевая. Вроде бы действие происходит по большей части в Тихуане, но читатель этого не чувствует. Нет мексиканского колорита. Одно лишь название.
В начале книги автор знакомит читателя с целым рядом персонажей, которые через пару глав полностью исчезают из повествования. Зачем они нужны были в начале?
Ну и наркотик, благодаря которому можно путешествовать во времени — это сама по себе бредовая идея. Его создали в качестве химического оружия? Зачем тогда эта фича с путешествиями во времени?
Честно говоря не знаю зачем я это читал, и другим не рекомендую. «Убик» и «Человек в высоком замке» на другом уровне.
saranac, 10 марта 2020 г.
Роман довольно занимательный, читается с интересом. Начинается довольно сумбурно, как почти все романы Дика, когда он знакомит нас с персонажами (по крайней мере для меня), затем роман идет более ровно, прорисовывается концептуальная линия главного персонажа: Эрик и Генсек, Эрик и наркотик, Эрик и война. В каждой этой линии мельком упоминается жена Эрика, но в конце все же выясняется, что главная линия это Эрик и любовь к жене, законченной наркоманке. Много конечно не понятного —
deepnight79, 13 марта 2019 г.
Обычно, начиная читать очередную «крупнокалиберную» вещь Дика, автоматически беру ручку и кусок бумаги, чтобы записать имена персонажей и кто они здесь по жизни. Просто для того, чтобы не запутаться, потеряв нить повествования, и не перелистывать все обратно — действующие лица во многих его книгах зачастую схематичные и мало чем отличающиеся один от другого (может, за исключением главных). Но тут Дик удивил — изрядная доля «личного состава» оказалась чертовски живой и неодинаковой, каждый с собственным характером. Они постепенно по тексту обзаводились объемом и фактурой, обретали неповторимые черточки и шероховатости. Посему, вместо голого списка имен эта игра в тезисы незаметно превратилась в то, что я начал выписывать нетривиальные цитаты, в которых зарыто немало смысла. И это, признаюсь, никак не походило на пафосную чепуху, а заставило порядком задуматься. Глубоко — здесь Ф.К.Д. через страницу останавливал и вынуждал чесать затылок.
Много идей, сюжет далеко не самый простой, а во многом уникальный, хоть и построенный казалось бы на довольно изъезженных темах и приемах. Чертовски здорово и хорошо. Даже очень.
player124, 6 июня 2018 г.
Весьма интересный роман. Порою просто-таки захватывающее чтение. Но основные мысли и идеи не новы. Фантастическая составляющая больше антураж. Основное — это размышления и переживания главного героя. Характеры Эрика и его жены очень сильно напомнили персонажей «Кланов Альфанской Луны», что немного разочаровало. Больше всего меня разочаровал выбор главного героя, но выборы героев Дика обычно такими и оказываются — разочаровывающими. В целом же впечатление осталось весьма неплохое, но соглашусь с другими отзывами, что не лучшая вещь данного автора, по всем параметрам не лучшая.
junari, 29 января 2018 г.
Вот уже несколько недель я думаю об этом произведении. Так много мыслей и так сложно выразить их в словах. Хочется сказать, что оно гениальное, но гениальное оно не для всех. И речь даже не идет о «скрытых смыслах». И любители «серьезной литературы» могут обмануться прочитав этот отзыв. Гениальное это произведение только для тех, кто так решил, и я в их числе.
В первую очередь хочется отметить кинематографичность повествования. Первый диалог Джино и Арома о семейных трудностях рисуется очень живо. Моя мечта — увидеть фильм по этой книге, он мне видится в антураже «Грань будущего», снятый каким-нибудь Ноланом (Нолан, если ты это читаешь, то, пожалуйста, прежде чем снимать фильм, не повторяй ошибки Ридли Скотта — дочитай книгу до конца!). Эх, мечты, мечты. Учитывая, как сильно иногда перевирают идеи и сюжет, может оно и к лучшему, что по этой книге не сняли фильм, не придется разочаровываться.
Далее идет сюжет. Будущее, путешествия во времени, пришельцы — уже стандартный набор современной фантастической книги. Но это не фантастика ради фантастики. Она не вызывает тошнотворных позывов, как, например, «Марсианские хроники» (уж простите фанаты Рэя Брэдбери, я правда пытался, но не смог осилить его слащавое повествование). Прежде всего это книга о человеке. Нет, о Человеке. Даже о двух. Молинари и Арома. А человек в понимании самого Филипа К. Дика — «это тот из нас, кто точно знает, чего не надо делать; более того, он упорствует в своем отказе это совершить. Он будет отказываться делать это, даже зная о том, что это повлечет за собой страшные последствия для него и для тех, кто ему дорог. Вот в чем, я считаю, состоит героизм обычных людей: их «нет» угнетателям и спокойное принятие последствий своего сопротивления. Их деяния могут быть невелики, и почти всегда они остаются незамеченными Историей. Имена их не остаются в памяти, да они и не стремятся к тому, чтобы их помнили. Их подлинность может представляться странной: это не есть желание совершать героические поступки, это спокойные отказы. По сути, их невозможно заставить быть теми, кем они не являются.» Чувствуются аналогии между ними и Христом.
Strannaya_Masha, 27 октября 2017 г.
Странная фантастика у Дика. Чего в ней только нет: межгалактическая война; пленные пришельцы в зоопарке; миллиардер, ставший практически бессмертным благодаря искусственным органам и воссоздавший на Марсе страну своего детства; наркотик, позволяющий перемещаться в прошлое и в будущее; герой, пытающийся изменить ход войны... А в итоге все сводится к совсем не фантастической дилемме — остаться с тяжело больной женой или сбежать? А если чувства к ней балансируют на грани любви и ненависти?
Каждый делает свои выводы из прочитанного. Лично мне показалось, что несмотря на весь фантастический антураж, главная мысль «В ожидании прошлого» состоит в том, что при всей многовариантности выбора, никакого выбора у человека на самом деле нет.
слОГ, 28 июля 2017 г.
Я-20-лет-назад прочитал этот роман Дика, когда тот был уже одним из самых любимых авторов. Но интонация, сквозящая сквозь этот роман его как-то сразу выделила. Настолько, что когда я открыл для себя фантлаб, то Я-10-лет-назад без колебаний поставил 10 баллов, именно за то, что роман помнился как роман, у Дика выделяющийся. Я-сейчас решил все же его перечитать, хотя такие книги страшно перечитывать, боясь, что их неповторимое очарование для меня — двадцатилетнего разобьется об меня-сорокалетнего.
Это очень диковский роман, в том смысле, что он прекрасно вписывается в концепцию диковского метаромана 60-х, что все его творчество надо оценивать целиком. В самом деле море идей, которые каким-то образом все же подогнаны друг к другу в сюжете (действительно очень кинематографичном), герой ищущий нужную для себя реальность, отсутствие хэппи-энда... На самом деле, именно тот самый эпизод где ГГ знакомится с кузиной девушки Моллинари является кульминацией наверное не только романа Дика, но в чем-то и ключа к пониманию Дика, и в чем-то понимании себя — эпохи «кризиса среднего возраста» ;). Выбора нет — ты делаешь, то что должен, а не то что возможно хотелось, работа-семья-политика-наркотики-путешествия во времени все слишком сложно, чтобы быть счастливым, будь то США 60-х двадцатого века или Земля середины 21-го. Да и в общем, это относится ко всем другим временам и странам.
Сейчас бы я оценил книгу иначе. А может и просто не стал бы оценивать. Прошлый год уже давно прошел и выбор давно уже сделан. К сожалению или к счастью — тоже не имеет никакого значения.
morbo, 14 июня 2014 г.
В этом романе, как обычно, Дик не утруждает себя тщательным отбором фантдопущений, а собирает пёстрый калейдоскоп. Как не пытайся предугадать, каким будет будущее, всё равно не угадаешь. Филип Дик своими романами демонстрирует, что будущее будет сумбурным и непонятным для нас сегодняшних. В этом романе есть всё: война и союзы с инопланетными расами, органическая жизнь, управляющая боевыми космическими кораблями вместо компьютеров, реконструкция города прошлого, новые наркотики, пересадка искусственных органов, роботы-такси, симулякры, видеосвязь, перемещения во времени, перемещения между альтернативными вариантами развития будущего и параллельными мирами, а также интриги, мучительная любовь, безуспешные попытки убежать от своего прошлого и будущего.
Однако, несмотря на всю пёстрость мира, сумбурность сюжета, они получились весьма органичными. Мир романа воспринимается легко и естественно. Я готов даже простить то, что наркотик перемещает людей во времени и то, что генсеку ООН удалось каким-то образом
Впрочем, роман нельзя вот так вот смело назвать неплохим, т.к. он, как и многие другие романы Филипа Дика, находится за рамками классической фантастики. У Дика своя, ни на что не похожая фантастика. А потому он скорее придётся по нраву лишь поклонникам творчества автора.
redmarie, 6 октября 2013 г.
Филип Дик для меня весьма значимая фигура в мире литературы. Любое его произведение до жути эмоционально и неизменно оставляет след в душе. Вероятно потому, что писатель вкладывает в свои произведения львиную долю личных переживаний.
Из-за этого наблюдения, отмечу сначала явные минусы романа. Первое, что бросается в глаза — явно негативное отношение к образу женщины-жены. Хотя, это понятно — произведение относится к тому периоду, когда Дик видел в каждой женщине беспринципную стерву, что мастерски играет на нервах и запросто доводит мужчину до белого каления. Второй минус в том, что практически все основные перипетии сюжета построены на последствиях принятия главными героями галлюциногенного наркотика...
Однако же в целом, «В ожидании прошлого» — полный драматичности, внутренней напряженности, довлеющей безысходности с промельками надежды, замечательный роман.
Главный герой, доктор Эрик Арома, живет жизнью, которая, по его словам, «никогда не имела смысла, который ей следовало иметь». Все дело в его зависимости от привычной серой действительности. Да, Эрик здравомыслящий человек и видит, нужны изменения и перемены. Но ему ужасно не хватает уверенности в себе и решимости предпринять какие-либо активные действия. До определенного момента за него вообще все решали жена, босс, влиятельный пациент... Все же, в Эрике угадывается потенциал, ему только нужно «открыть глаза» и направить на путь истинный. Необходим толчок, эмоциональная встряска, живительный глоток убежденности. Тут и начинается знаменитая диковская игра в иллюзии. Действительно ли наркотик открывает будущее? Или картинки грядущего — своего рода путь, основанный на уже прожитом прошлом, который прошло подсознание, желая вырваться из бесконечных невзрачных будней? Ведь решение уже мысленно принято, а что убедит лучше наблюдения того, к чему оно приведет?
Финала я ожидала другого, если честно. Но у Филипа Дика мало оптимистичных произведений. Впрочем, и такой финал логичен. Выбор человеком дальнейшего жизненного пути, пусть и под влиянием не совсем традиционных средств, становление личности, навык принятия важных решений при определенных обстоятельствах — оставили впечатление цельности этой истории.
***
Как отголосок романа, цитата: «Люди всегда цеплялись за прошлое. Без него не было бы ни настоящего, ни самого времени, а только один миг летящего вперед настоящего. Жизнь — это один миг. Лишенный прошлого, этот миг настоящего стал бы почти ничем. Понятие времени потеряло бы смысл». Ф.К.Дик «В ожидании прошлого».
Undefeat, 18 августа 2012 г.
Роман очень грустный, каждый несет свой крест. В конце понимаешь, что куда бы ты не бежал, от судьбы не убежать. И здесь имеется ввиду не некий «рок» или зафиксированное развитие событий, а судьба, как функция от характера. ГГ это понял в конце —
GoldSwan, 5 февраля 2012 г.
Возможно, многие со мной не согласятся, но я считаю этот роман — романом о Герое. При этом, «Героем» я считаю не только мощную, действительно, героико-харизматическую личность Генсека ООН Молинари, который пропускает, буквально, через себя всю боль своего народа, боль войны и страданий. Для меня не менее героическим выглядит и Эрик — основной персонаж произведения, героическими выглядят его поступки. Несмотря на его низкую самооценку, на подкаблучничество, на кажущееся приспособленчество и стремление к комформизму, именно он для меня выглядит настоящим Героем Жизни. Я вижу в нём Героя Каждого Дня, не меньше. Ведь он всегда, несмотря на раздирающие его противоречия, поступает именно так, как велит ему его сердце. И в этом основная правда Дика. Неважно, на сколько велики твои поступки, если ты их делаешь, прислушиваясь к своему сердцу, — ты будешь Героем, не только для себя самого, но и для торжества Истины.
k2007, 28 марта 2011 г.
Книга о человеке, жизнь которого – кошмар. Не такой кошмар, когда из темных углов выползают щупальца, а обычный такой бытовой семейный кошмар. И ему выпадает шанс все изменить – новая работа, в новом месте, без опостылевшей жены. И дальше рассказ о том, как прошлое хватает его за ноги на фоне перемещений во времени. Для меня не самая интересная диковская вещь.
Сказочник, 23 марта 2011 г.
Дика, пожалуй, можно отнести к величайшим непонятым гениям 20-го века. Несмотря на кучу экранизаций, огромные тиражи и миллионы поклонников по всему миру.
Роман прекрасен. Как обычно у Дика до-валисовского периода, многослойность повествования просто поражает, а главному герою сопереживаешь. Кроме того, вновь тяжело отделаться от кинематографичности изложения.
vsvld, 6 февраля 2011 г.
Шедевр. Может, и не такая карамелька, как «Дверь в лето» Хайнлайна, но не хуже ее, а просто — другая.