FantLab ru

Филип Дик «Вера отцов наших»

Вера отцов наших

Faith of Our Fathers

Другие названия: Вера наших отцов

Рассказ, год

Перевод на русский: В. Жураховский (Вера наших отцов , Вера отцов наших), 1991 — 2 изд.
Б. Маковцев (Вера отцов наших, Вера наших отцов), 1994 — 4 изд.
И. Петрушкин, В. Жураховский (Вера наших отцов), 1997 — 1 изд.
И. Петрушкин (Вера отцов наших), 2001 — 1 изд.
Перевод на польский: J. Cieśla (Wiara naszych ojców), 2002 — 1 изд.

Жанровый классификатор:

Всего проголосовало: 61

 Рейтинг
Средняя оценка:7.85
Голосов:418
Моя оценка:
-
подробнее

Аннотация:


Альтернативный мир, в котором Китай господствует на всей планете…

Когда товарищ Тунг Чьен, член партии, вышел на улицу, то он обнаружил перед собой безногого нищего толкача на деревянной тележке-платформе. Толкач предложил Чьену купить у него успокаивающий порошок, и тот нехотя согласился.

Но Чьен еще не подозревает, какое действие окажет на него этот порошок и какие тайны впоследствии откроет перед ним.

Входит в:

— антологию «Dangerous Visions», 1967 г.

— антологию «Волк», 1992 г.

«Модель для сборки», 1995 г.

— антологию «Foundations of Fear», 1992 г.

— журнал «Молодежь и фантастика № 1, 1991», 1991 г.

— сборник «Вспомнить всё», 1987 г.

— антологию «The Fantasy Hall of Fame», 1998 г.


Номинации на премии:


номинант
Хьюго / Hugo Award, 1968 // Короткая повесть

Похожие произведения:

 

 


Волк
1992 г.
Молот вулкана
1994 г.
Лабиринт смерти
1997 г.
Вера отцов наших
2001 г.
Вспомнить все
2015 г.
Вспомнить всё
2017 г.
Вспомнить всё
2017 г.

Периодика:

Молодежь и фантастика № 1, 1991
1991 г.

Аудиокниги:

Элементы — модель для сборки
1995 г.

Издания на иностранных языках:

Dangerous Visions
1967 г.
(английский)
Foundations of Fear
1992 г.
(английский)
The Fantasy Hall of Fame
1998 г.
(английский)
Minority Report
2002 г.
(английский)
Niebezpieczne wizje
2002 г.
(польский)
Minority Report
2005 г.
(английский)
Dangerous Visions
2012 г.
(английский)
The Eye of the Sibyl and Other Classic Stories
2016 г.
(английский)



 

Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  13  ]  +

Ссылка на сообщение , 19 августа 2013 г.

[p]Рассказ о том, что может сделать с человеческим мозгом один пакетик со снадобьем, купленный у неизвестного инвалида-торговца: прозрение, галлюцинации, шизофрению? Главный герой рассказа — Чьен (товарищ Чьен) — обычное звено бесконечной цепи коммунистической массы, служащая всем благим и светлым целям идеологии своей страны. Крутой поворот в жизни Чьена наступает тогда, когда его скромной персоной заинтересовалась личность куда большего масштаба — сам Властитель или Великий Благодетель, как его все называют. Но вот интерес этот наступает в самый неподходящий момент: Чьен начинает видеть всю химерную суть государственной системы. Любая диктатура не жалует вольнодумцев, поэтому Чьен прилагает максимум усилий, чтобы не выдать себя. А тут еще этот пакетик с чаем...[/p]

[p]Вообще, рассказ навевает атмосферу произведения [b]«1984» Оруэлла[/b]: те же телевизоры-камеры, те же пропагандистские речи лидера, обязательные нарукавные повязки, тот же Старший Брат, который здесь является Великим Благодетелем. Учитывая, что действие происходит в КНР, то напрашиваются параллели с Великим Кормчим — Мао Цзе Дуном. Однако, в рассказе этот властелин предстает больше, чем просто человеком.[/p]

[p]Сквозь призму и толщу размышлений героя, его галлюцинаций, проскальзывают мысли, которые хлыстают читателя кнутом своей актуальности и бредовости, которая, если задуматься, может и не казаться бредом. Этот рассказ перекрестился с параллельно просматриваемым мною фильмом [b]«12 обезьян»[/b] и, что удивительно, я обнаружил достаточно сходств и параллелей между этими творениями:

- люди, привыкшие к комфорту, удобствам и потребительским благам («ТВ — алтарь нашего свободного времени»; суперкомфортабельное кресло с суперполезной конфигурацией спинки, исправляющей дефекты осанки (исправляет ли?!);

- еще одна общая черта — размышления на тему «А что если...?». Чьен размышляет о том, что правительство специально запускает галлюциногенные вещества по водопроводу так же, как герой Бреда (бред же) Питта рассказывает о том, а что, если микробы — это сказка, чтобы было легче продавать дезинфицирующие средства. Могу дополнить эту линию своими бредовыми предположениями: что если правительство специально загрязняет, не ремонтирует водопровод, чтобы люди потом покупали питьевую воду (вода — безграничный и бесконечный источник дохода, куда долговечнее, чем спрос на плазмы, айфоны и кондиционеры. Если бы раньше мне сказали, что мы будем покупать питьевую воду — я бы рассмеялся. Сейчас как-то не смешно); что, если тараканов специально запустили, чтобы продавать кучу всевозможных средств для борьбы с насекомыми (теперь и против комаров), которые при этом травят самих людей. Бред не бред — решает каждый. Это игра, которую построил Дик.[/p]

[p]В этом круговороте мысли героя уносит к размышлением о теме Бога. Дик, в своей дипрессивной манере, дает оригинальную трактовку того, кто есть Бог. При этом Дику ничто не мешает заявить, что современный человек, со своими новыми ценностями, совсем утратил веру в Бога: «Время веры в Бога закончилось с эпохой паровозов». Собственно, более объемный похожий конфликт старых и новых жизненных ценностей описал [b]Нил Гейман в «Американских богах»[/b].[/p]

[p]Действительно, становится страшно, что многие вредные, уродливые вещи, которые происходят вокруг нас — дело рук самого человека.[/p]

[p]Спасение утопающих — ... Но вот хватит ли сил и смелости у современного человека для своего же спасения?[/p]

Оценка: 9
–  [  10  ]  +

Ссылка на сообщение , 14 января 2011 г.

Вещь, которая полностью соответствует нашему сегодняшнему дню, когда мы так превозносим своих правителей. Что удивительно галлюциногенами нас не кормят, а мы смотрим на них, как на существ из другого мира и молимся им каждый день. Неужели это атавизм СССР, или это лежит глубже, это в нас вкладывают на физиологическом или генетическом уровне при рождении. Где мы, о чем мы думаем, чем мы думаем, когда идем выбирать... Или они уже и выбирают вместо нас, настолько отработали механизм, что им плевать на все и всех. Так и этот рассказ, который порождает чувство бессилия перед этой проблемой, неистребимой ненависти и бессилия... Это то, что я переживаю после очередных выборов, чувство бессилия... Когда тебя снова и снова обманывают, нагло, демонстративно, с улыбкой, с наслаждением... Бессилие...

Оценка: 8
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение , 29 мая 2014 г.

Это шедевр!

Антиутопический Оруэлловский мир. И здесь автор задается вопросом (или задает вопрос) — а какова природа Большого Брата? И что же мы имеем? Общая для всех галлюцинация и 12 вариантов реальности. Казалось бы должно быть наоборот. Ничего не понятно. И при личной встрече главный герой видит нечто невообразимое.

Предки наши власть обожествляли, похоже они правы были.

Бог сотворил человека по образу своему, способного пасть и впасть во зло.

Человек сотворил себе Бога, такого же зловещего, как он сам.

А выхода из этого сада мучений нет, где нас сорвут, как цветы.

Остается лишь секс, нечто древнее, нечто дающее свободу... от разума.

Оценка: 10
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение , 24 ноября 2010 г.

Ничего запутанного в рассказе не нашел, — гностицизм почти в чистом виде:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Этот мир слишком несовершенен, он плохой и злой, а значит не мог быть создан Творцом. Мир полностью в руках Демиурга, дьявола, который «обезьяна бога», он копирует его, но копирует плохо, потому в реальности случаются разрывы. Существо, которое увидел главный герой и есть этот Демиург. И несмотря на абсолютную власть чужака он все равно с ним борется, борется как умеет, он против него в мыслях своих и в действиях (Тане Ли он рассказывает правду, а не то что было велено)

Что очень понравилось, так это «оппозиция», которые не контрреволюционеры никакие и кажется даже вполне коммунисты, — но стремление у них одно — узнать, что же это?

Кстати «гносиз» переводится как «знание».

вобщем совершенно программная для Дика вещь. Написана еще неосознанно,в 1967, за 7 лет до того как самого Дика «торкнет» и он станет гностиком.

Эх, были б у него все произведения также незапутаны... :)

Оценка: 8
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение , 30 июня 2012 г.

Типичный образчик парадоксальной диковской прозы. Китаизированный авторитарный мир в который врывается тема наркотиков (о, эта диковская тема наркотиков!), которая плавно перетекает в проблему реальности окружающего мира (основа творчества Дика), а уже на нее накручивается тема Бога (о, эта диковская тема бога!). Получилась философская парадоксальная повесть, по прочтении которой вопросов остается больше, чем ответов.

Оценка: 9
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение , 5 декабря 2007 г.

При упоминании “Веры отцов наших” каждый раз на ум приходят строки того арабского стихотворения про сад, “где нас Он как цветы срывает”. Как все-таки может единственное четверостишие изменить восприятие такой мрачной повести, как эта! Бредово, в чем-то абсурдно и… и парадокс в том, что вместо уныния и безысходности, которые, казалось бы, должны были подавить все остальные чувства, испытывается воодушевление. Радовать должны цветы, даже если им суждено быть сорванными!

Оценка: 9
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение , 23 декабря 2011 г.

Раньше я тоже думал — круто, и все. Целая вселенная в маленькой повести. Пока не прочитал его статью «Космологич. этюд» в блистательном перев. Н. Маркаловой. Из нее сразу понятны истоки и этой повести, и «Лабиринта смерти». Тянет эта статья на целый дисер, а крышу с нее сносит почище, чем от его романов. Т.е. дело не в политике вообще. Это мог быть и наш современ. мир, просто автору показался интереснее коммунистич. антураж. Не буду ничего объяснять — сами почитайте, главное — берегите крышу :wink:.

Оценка: 10
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение , 29 ноября 2010 г.

Даже если бы мне не был известен автор произведения, а также некоторые подробности его жизни — все равно рассказ показался бы наркоманским. Но не из-за упоминания психотропных веществ, совсем нет, а из-за описания чувств и мыслей ГГ на приеме и общей атмосферы.

Как-то привычно уже, что рассказы, у Дика в особенности, подаются в виде логической задачи, и чем она запутаннее, тем интереснее оказывается ответ. Здесь же меня ждало полное разочарование. Это надо же, общая галлюцинация и двенадцать вариантов реальности, а объясняется все

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
богом.
Замечательный, кстати, пример молодым глупым авторам, которые способны накрутить-навертеть, но не в силах привести все к внятной концовке. Пожалуйста: Диковская разгадка на все случаи жизни!

Сама же история характерна для писателя: мрачное будущее, где людей поят наркотиками через водопровод, требуют верности правительству, а на самом деле все не так, как кажется. Читать тем, кто не расстраивается, когда финал тоже не таков, какого ждешь.

Оценка: 7
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение , 4 апреля 2008 г.

Как почти всегда у Дика, мало что понял. Но от этого восхищён не меньше. Ведь книги Дика надо не просто читать, а чувствовать. Если поймаете волну — вы счастливец. А если нет — бесконечное разнообразие нашего мира пройдёт мимо вас.

Оценка: 8
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение , 12 июня 2016 г.

Ну это нечто странное, хотя весьма в стиле Дика, и, если рассказ подрастянуть немного, то вышел бы неплохой роман.

С самого начала возникла мысль «где-то я такое уже видел», а потом вспомнил. Фильм. Не вспомню названия, а искать как-то лениво, но там мир понемногу захватывали пришельцы, и главный герой случайно получает очки, которые позволяют ему видеть этих самых пришельцев (и не только). Так вот, идея почти та же, только в рассказе такими очками служит препарат, который снимает действие галлюциногенов, употребляемых всеми жителями. Ну это предположение, ибо совсем не понятно, как можно добиться, чтоб все видели одинаковую галлюцинацию. Да и концовка вообще ни разу не понятная. Лидер есть бог? Да ладно? Выход из ситуации? О да, конечно же это секс! Как? Что? Зачем? Что вообще тут происходит? WTF?

Оценка: 7
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение , 12 октября 2011 г.

Очень был рад, что снова удалость попасть в почти-мир «Человека в высоком замке» — умеет Дик по-особому подать альтернативную историю. Что же касается т.н. «бога», то конечно здесь всем виден «знак» этого зверя. И лиц его, как мы видим из рассказа, — несть числа... И государство, которое мнит из себя бога, и партийная организация, которая хочет заменить собой бога, и чиновничий аппарат, который хочет выглядеть наместником бога... Ну, а уж кто получил от этого чудовища метку — на долгую жизнь может не расчитывать, «будет очень больно».

Оценка: 8
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение , 6 октября 2006 г.

По-моему, в образе и описании вождя есть что-то от Сталина. А вообще мне кажется, что этого древнего бога зовут Власть. И все, кто с ней соприкасается теряют частичку себя или исчезают полностью.

Оценка: 6
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение , 26 мая 2006 г.

Великая вещь! Совершенно дикий антиутопичный мир. Все живут в одной галлюцинации, но если ее действие слабеет, то все видят совершенно разные варианты истинной реальности. Добавьте к этому злой божественный сверхразум, Китай и стихи, вот и получается маленький шедевр.

Оценка: 9
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение , 25 сентября 2005 г.

Все-таки загруженность некоторых рассказов Дика темой Бога и его поиска иногда вредит. Ну очень запутанно и иногда даже становится непонятно о чем же идет речь! Хотя опять же сама идея очень и очень неплоха, но могло быть и лучше!

Оценка: 8
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение , 30 июня 2017 г.

Глядя на некоторых правителей наших и ненаших, часто думаешь, кто же нами управляет? Дьявол или инопланетянин. Так вредить собственным народам надо ещё уметь.Дик мастерски разыгрывает такой вариант истории.Так мастерски, что переносишь сюжет на нашу реальность.У него , как и у других гениальных писателей, обострённое чувство реальности и его развития.

Оценка: 10


Ваш отзыв:

— делает невидимым текст, преждевременно раскрывающий сюжет, разрушающий интригу

  




⇑ Наверх