fantlab ru

М. Джон Харрисон «Свет»

Рейтинг
Средняя оценка:
6.82
Оценок:
219
Моя оценка:
-

подробнее

Свет

Light

Роман, год; цикл «Свет»

Аннотация:

Повествование в романе распадается на три сюжетные линии.

Действие первой происходит в 1999 году и рассказывает о физике Майкле Керни, который совместно со своим партнером Брайаном Тейтом, занимается исследованиями в области квантовой физики.

Во второй сюжетной линии, действие которой происходит в 2400 году н.э., мы следим за приключениями разумного корабля «Белая кошка», чей пилот девушка Серия Мау Генлихер отказалась от нормальной жизни, чтобы стать пилотом этого корабля. «Белая кошка», основанный на загадочной К-технологии, охотится за артефактами и сокровищами на Пляже, области пространства прилегающей к загадочному космическому образованию – тракту Кефахучи.

В третей сюжетной линии, действие в которой также происходит в будущем, речь идет об Эде Читайце, бывшем пилоте, исследовавшем тракт Кефахучи, и которого теперь на планете Мотель Сплендидо преследуют сестры-гангстеры.

Но везде присутствует зримо и незримо тракт Кефахучи, открытый в 1999 году, загадочнейшее космическое образование в глубоком космосе, которое изменило жизнь не только человечества, но и всех столкнувшихся с ним инопланетных рас...

© Александр Малиновский

В произведение входит:


8.75 (4)
-

Обозначения:   циклы (сворачиваемые)   циклы, сборники, антологии   романы   повести
рассказы   графические произведения   + примыкающие, не основные части


Входит в:

— цикл «Свет»


Награды и премии:


лауреат
Премия Джеймса Типтри младшего / James Tiptree Jr. Award, 2002

лауреат
Финская премия "Блуждающая звезда" / Tähtivaeltaja-palkinto, 2005 // Научно-фантастическая книга (Великобритания)

лауреат
Опрос сайта "Космический таракан" / Prix du Cafard Cosmique, 2005 // Книга года (Великобритания)

Номинации на премии:


номинант
Лучшие книги года по версии SF сайта / SF Site's Best Read of the Year, 2002 // НФ/фэнтези книги - Выбор Читателей. 4-е место

номинант
Премия Артура Ч. Кларка / Arthur C. Clarke Award, 2003 // Роман

номинант
Премия Британской Ассоциации Научной Фантастики / British Science Fiction Association Award, 2003 // Роман

номинант
Лучшие книги года по версии SF сайта / SF Site's Best Read of the Year, 2004 // НФ/фэнтези книги - Выбор Читателей. 9-е место

номинант
Премия Сэйун / 星雲賞 / Seiunshō, 第40回 (2009) // Переводной роман

номинант
Премия SFinks / Nagroda SFinks, 2011 // Зарубежный роман года. 5-е место

Похожие произведения:

 

 


Свет
2015 г.

Издания на иностранных языках:

Światło
2010 г.
(польский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Сказать, что написано своеобразно, будет серьёзным преуменьшением авторских достижений — это определённо одна из самых странных космоопер, которые попадались мне в руки, а я перечитала их примерно полторы тонны. По уровню сюрреалистического безумия Харрисон уверенно приближается к показателям Нуна, у которого без расширения сознания не разберёшь, что происходит и зачем.

Тут та же ситуация, причём к финалу книги она никак не улучшается: что в начале ничего неясно, что в конце. Есть три сюжетных линии, три основных персонажа (все одинаково уехавшие с катушек здравого смысла), разнесённых между собой в пространстве и времени, но вроде как связанные пересечениями терминологии и звёздных объектов. Персонажи очень странные, их поступки — ещё более странные, они постоянно рефлексируют о своей тяжёлой судьбе, и также постоянно куда-то бегут. Бегут от будущего, прошлого и самих себя, ловко умудряясь ссориться с близкими и дальними знакомыми одновременно с осмыслением своего одиночества. Весьма правдоподобно, но сочувствия как-то не вызывает.

Лучшими персонажами романа однозначно назначаю двух котят, они там самые адекватные: эротическими фантазиями не мучаются, истерик без повода не закатывают, наркотики не принимают.

Традиционные вопросы к лору: мало того, что автор очень странненько представляет себе галактические величины мер и расстояний, так ещё и не прописывает то, на чём вроде как бы держится связка всех трёх сюжетных арок. Постоянно упоминаемое преобразование Тэйта-Крэйни представляет собой эфемерное ничего, потому что нигде нет внятного объяснения, в чём оно состоит. Что во что они преобразовали, обеспечившее возможность космической экспансии? Фракталы и свет — это замечательный визуальный образ, К-од — изящный эвфемизм, под которым можно представить что угодно, включая демона Лапласа, но хотелось бы уточнений.

Инопланетная техника, древние знания, космологические аномалии — прекрасно; но почему на бесконечность сексуальных сцен страниц хватило, а на объяснение, в чём заключается алгоритм, который использует (как?) фрактальное подобие (из чего?) для собственного воплощения (а из каких принципов оно формирует визуал, кстати?) — нет.

Приоритеты, конечно, такие приоритеты.

Повествование из-за этого мне лично показалось довольно сумбурным и не очень внятным. Автор постоянно перепрыгивает с одной линии на другую, до конца при этом не сформулировав ни одну и не раскрыв главное действующее лицо больше приевшегося «все проблемы из детства», и одновременно — мельтешит с мелкими описаниями, какой там был дом и что Кэрни положил в багаж, игнорируя более глобальные вещи, критичные для понимания. Ну, по меньшей мере, моего. Вместо связной хронологии есть набор каких-то разбросанных вокруг гипотетически общей идеи событий, соотносящихся между собой намёками, которые ещё надо как-то выцепить из диалогов.

При этом в чём именно вообще состоит сюжет, который вроде как есть, тоже понять непросто. Помимо того, что вся троица хаотично перемещается по округе, Земле или космосу, запуская этим шевеление второстепенных участников, у всего этого как будто вообще нет конечной цели. По крайней мере, которую можно было бы осмыслить читателю.

В конце концов всех их вроде как сводит к чему-то под названием Тракт Кефаучи, который какая-то хитрая аномалия какой-то ну очень далёкой галактики, и в ней что-то происходит, потому что когда-то там ковырялись древние и могущественные представители вымершей цивилизации. Но лично мне назвать это убедительным сложно, потому что и сам Тракт, и Шрэндер как его частность представляют собой что-то не очень внятное.

Как и все прочие сюжетные выкладки. Что-то есть, но в целое не сильно складывается.

Удивило обилие секса. Я нормально отношусь к любым рейтинговым сценам в книгах, от пыток до BDSM-оргий, когда они служат каким-то сюжетным целям, про «Свет» этого сказать в принципе невозможно. Из всего изобилия — а секс тут примерно через каждые пять страниц, иногда чаще — для сюжета имеют смысл полторы. С натяжкой. Не знаю, какова была задумка автора, но я её не пронзила. Может, предполагалась шокирующая откровенность, может, раскрытие чего-нибудь эдакого в богатом внутреннем мире, по итогу, как по мне, это просто невыносимо скучная треть от объёма всей не очень толстой книги, которую легко можно было выкинуть.

Или заменить важными для придуманного, но ни разу не продуманного лора объяснениями, например. Эх, мечты.

Зато текст изобилует пасхалками на поп-культуру XX-ого века в таком объёме, что к середине начинает рябить в глазах. И названия из строчек песни, и имена из культовых книг, и чего только не. И оно, опять же, здорово, но возникает отчего-то смутное ощущение, что опять форма подменяет собой содержание: цитаты есть, а их смысловое приложение вышло погулять. То ли в космос, то ли в следующий том.

Не могу сформулировать, понравилось мне вообще или нет: в романе определённо есть что-то такое, привлекательно-цепляющее, но перевешивает ли это всё остальное, что в нём тоже есть (или чего нет), так и неясно. Возможно, придётся дочитать следующие части чисто для того, чтобы понять, как относиться ко всему происходящему.

Оценка: 7
– [  0  ] +

Ссылка на сообщение ,

Удивительная в своей многогранности книга. Необыкновенная, филигранная сюжетная вязь, инкрустированная фантасмагорическими элементами. Незабываемо. Неповторимо. Интересно.

Оценка: нет
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Мне не понравилась книжка. Отталкивающие герои, запутанный сюжет, и в целом малоинтересные события. Наверно, Харрисон просто не мой писатель

Оценка: 5
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Редчайшее сочетание: постмодерн и научная фантастика в одной книге. В руках недостаточно талантливого автора эти два направления друг друга прикончили бы и книга осталась бы пустым местом. Но здесь -- для меня «Свет» стал открытием автора. Конечно, здесь очень повезло с переводчиком. Язык книги достаточно богат, чтобы любая халтура/пропуск могли бы легко испортить текст. Но и перевод более, чем хорош. Конечно, книга обязательно должна цеплять чем-то конкретным: меня в основном зацепили две вещи: динаток — загадочная технология сверхсветовых полетов и еще более таинственная инопланетная Шрэндер, ментально преследующая гениального маньяка Кэрни. В общем, многие события там просто абсурдны, но сотканные в сюжет, они оказываются поразительно последовательными и целостными. Я восхищен.

Оценка: нет
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Я поставил этому произведению 8 баллов.

Необычный текст одновременно притягивающий и отталкивающий, лишенный смысла и в то же время проникнутый глубокой идеей. Вся вселенная «Света» базируется на «Тракте Кефаучи» — необычном пространстве, где нарушаются все законы природы, и в то же время нарождаются новые, это место дает толчок для развития одних видов науки и хоронит другие. Но чтобы заполучить новые знания нужно выполнить одно важное условие – нужно не побояться взять их, забравшись как можно дальше, а потом заглянув в самые отдаленные закоулки, пойти еще дальше в тайны «Тракта».

Особенностью текста является отсутствие положительных героев. Физик– маньяк, странник – наркоман, пилот – наемник и военный преступник и все они помешаны в той или иной степени помешательства. И это тоже влияние «Тракта». Он вездесущ, он центр всему, он начало и конец. Пустота… Бездна… Свет …

Разбивая текст на 3 независимых друг от друга во времени и пространстве сюжетных линии, автор все же в самой концовке сводит их воедино, в сердце «Тракта», вместо ответов – только новые вопросы, герои получают шанс освободиться от своей судьбы, с помощью загадочной Шрэндер, последней представительницы могущественной древней цивилизации, которая так и не смогла постичь тайны «Тракта». Шрэндер выполняет последнее задание – проследить, чтобы человечество смогло прорваться в тайны «Тракта» — к тому, что так и не покорилось им.

Перевод текста необычный, хорошо исполненный, дающий шанс тексту на внимание читателя, полный ссылок на ряд сложных моментов, иногда полезных, иногда вызывающих недоумение, но и это тоже добавляет свою часть в общую атмосферу романа.

Роман не для всех. Его сложно читать, его сложно понять, его сложно осмыслить. Но в этом то и вся суть. Не могу рекомендовать его, но истинным ценителям жанра, думаю, следует прочитать.

Оценка: 8
– [  11  ] +

Ссылка на сообщение ,

Сложно представить себе более противоречивое произведение, оно:

Отталкивающее

Притягательное

Спорное

Истинное

Свежее до безумия

Протухшее

Мерзкое

Чистое

Это гимн творческой олигофрении, беспощадной в своей талантливости

Здесь все перетекает одно в другое

Здесь нет верха и низа, времени и пространства, зерна и ростка

Это бунт

Это кесарево сечение, где чревом выступает сознание читателя

Это омерзительно скучно — местами

Это безупречно филигранно — стилем

Это бессистемно — эпизодами и поступками

Это грешно — переводом строк на пустоту

Это восхитительно — вязью сюжета, фрагментами, лабиринтом арабского кошмара, где сон и явь — тлен, а нож Кэрни — запятая, отделяющая плоть от веры

Здесь все неслучайно

Здесь случайно все

Это вызов для читателя

Это сев для автора

Бейтесь до конца, убивайте страницы, но сделайте это

Мне понадобился год, чтобы дойти

Оценка: нет
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Книга в целом до безумия понравилась. Язык у Харрисона отменный. Мне тяжело подобные вещи рецензировать, возможно я как нибудь соберусь и дополню рецензию, это одна из моих любимых книг. Хочу похвалить переводчика — человек что переводил эту книгу господин К. Фальков, просто Мастер с большой буквы. Он понял и проникся книгой на все 100%. Все эти его сноски по историческим алюзиям и описаний множества не очень понятных слов, говорит о том что он большой эрудит и очень трепетно относится к своей работе. В то же время он делает это только там, где это действительно нужно и не-англосаксу покажется незнакомым, а вот вещи вроде «пересечение улиц Скайлайна и Импрезы» он деликатно обходит стороной, за что ему большое спасибо. Простите за скомканную рецензию.

Оценка: 10
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Время и место. Они очень важны и в книгах.

В один момент «Свет» показался нагромождением смыслов, тяжеловесным и «сложнопродираемым» сквозь них. В другой, мимоходом вернувшись к книге – «зашло». Так «зашло», что оставило после себя одно из самых ярких и запоминающихся впечатлений за последние месяцы чтения.

Стоило осилить первые главы, как текст раскрылся — за вязью неологизмов и слов с новым смыслом скрывались увлекательная история и мощная интрига.

За подчеркнуто своеобразным и оригинальным миром, включающим в себя гибридов людей и кораблей, двойников клонов и клонов гибридов людей и кораблей; корабельных помощников-инопланетян, поведением похожих на девочек из японских хорроров, предпочитающих потолки и темные углы; жителей баков-выходов в вирт-миры; биохакеров и биоскульпторов; инопланетян, с которыми одновременно торгуют и воюют; десятком планет со сверхразвитой инфраструктурой корпораций и крайней нищетой фронтира скрывается троица сюжетных линий, разделенных временем и пространством. Историй о людях, потерявших себя, ищущих себя, идущих через грязь и боль в своих поисках — но не находящих.

Они аморальны, бесчеловечны и одиноки. То, в чем они принимают участие, вольно или невольно, вызывает оторопь и омерзение (натуралистичных сцен в книге хватает). Однако, автор противопоставил их миру, еще более нечеловеческому – и оттого получается, что героям – даже таким, начинаешь сочувствовать. Постепенно раскрываются мотивы героев и потому их поступки начинают обретать смысл. Извращенный в нашем понимании, но единственно правильный в рамках того мира, в котором они существуют. Не это ли обстоятельство делает персонажей в книге живыми и достоверными?

Из этого следует – данный элемент книги удался.

Что же до самого мира — не стоит обманываться, словно он, завораживающий и необычный, на протяжении почти всей книги упорно делает вид, будто это всего лишь фон.

Оказывается, персонажи в книге – не главные герои, хотя на них акцентировано все внимание.

«Тракт Кефаучи. Сингулярность без горизонта событий. Место, откуда изливаются покореженные и нарушенные законы природы…» Он центр этого мира, он приковывает к себе внимание всех рас и желание узнать ее лучше.

Тракт в конечном итоге влияет и на поступки главных героев — вот она, главная интрига текста!

До самого конца не ясно, чем все закончится, кто/что на кого и как повлияет, и данное обстоятельство, несомненно, идет в еще один плюс книге. И потому рождается упорство, хочется все дальше и дальше продираться сквозь новые смыслы слов и отвратительные сцены, дабы узнать – как все это связано?

«Свет» — странный, психологичный, нелицеприятный, закрученный, многослойный, фантастичный во всех смыслах роман. Не идеальный — хватает огрехов и в сюжете, и в персонажах, и в мире – но они теряются и забываются, они незначительные, как человеческое существо пред сингулярностью без горизонта событий.

Оценка: 9
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Долгое время отсутствовали мысли. Было непонятно, где. Не то Земля, то-ли пространственно-временной континуум. Оказалось, что нигде совсем, просто в полете.

Но надо бы по порядку. Так, как происходило. А дело было так: шок-шОк-Шок-шоК-ШОК... — ... было это слово, ну не сразу, но уже в 1 главе, и похоже, что не тогда и не там. Маньяк убивал женщин, вел подсчет голов. Он был ученым. Девушка отказалась от телесного воплощения, по просьбе перенесена в интерфейс и процессор теперь осознает ее как К-рабль. Иногда бывало расстройство от невозможности воплощения. Житель невообразимого будущего и по-совместительству наркоман, живущий в виртуальном мире. Из баков приходилось выходить в реал, преодолевать ломку. Многочисленные ссылки и аллюзии на поп-рок-культуру 90-ых нашего ХХ века. Не моя музыка. Совсем.

Отдельного упоминания заслуживает язык романа. Куча слэнговых словечек, а также мат присутствуют, и вызывают ... по крайней мере, оторопь. Самое невероятное, что отторжения не вызывает (а мат не терплю ни в книгах, ни в фильмах, да и в жизни считаю, что только по необходимости, а не для связки слов).

Поток сознания, не осознанный, и оттого видеть все это на бумаге и, самое сложное — внимать. На первый взгляд, чудовищно. Но по прошествии месяца (примерно) отвращения не вызывает. Поэтому, думаю, что еще малость отдохну и возьмусь за вторую книгу цикла. Может, дальше будет пореальней.

P.S. Особая благодарность, на мой взгляд, переводчику. Умудриться перевести такое... В результате по итогам размышлений, получилось вполне неплохо. А ведь изначально планировал влепить роману «пару». Вот ведь он каким оказался, тракт Кефаучи. И как по иному приблизиться туда, где происходит(происходило-произойдет)

НАЧАЛО

Оценка: 7
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Книга читалась хорошо, сюжетные линии интересные, задумки хорошие, персонажи интересные. Хотелось узнать к чему же все это ведет, и, ни что не предвещало беды...но концовка, для меня, убила все. Все оказалось ни о чем, плоско и тупо. Вырванный кусок из жизни персонажей, смысл которого никак не объясняется в конце. В общем жили герои жили...пока не померли.

Оценка 6 (было бы в конце внятное раскрытие смысла всего происходящего в книге — была бы оценка 8).

Оценка: 6
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Отличный образец современной интеллектуальной НФ! Очевидно, что книга не для всех, но ценителям жанра удовольствие гарантированно! Харрисон — не только талантливый художник, но и выдающийся футуролог, ярко демонстрирует к какой картине будущего может привести агрессивное развитие человеческой цивилизации, ориентированное на максимальное удовлетворение нужд общества неограниченного потребления. А одним из столпов нашей цивилизации всегда была и остается человеческая сексуальность, психологической утилизации которой в романе уделено даже слишком много места.

Подозреваю, что многие недооценили «Свет» только из-за того, что не смогли докопаться до всего заложенного в него идейного материала. На самом деле, если вам не знакомы понятия «голая сингулярность», «суперпозиция квантового состояния» и т.п., то лучше сначала учить матчасть, а только потом читать. Действие романа, и особенно, космические баталии К-раблей, часто происходят именно в форме квантового состояния в фазовом пространстве, не имеющим ничего общего с привычным для нас макро-миром. Здесь я снимаю шляпу перед автором и переводчиком, которым хватило теоретической подготовки, чтобы достаточно близко к современной научной парадигме описать все эти события.

О минусах — некоторые сюжетные линии местами провисают и скучноваты. Не хватает глоссария/справочника для более комфортного чтения. Ближайшая ассоциация для меня — «Квантовый вор» Райаниеми. Там тоже события происходят на грани материального мира и идеального мира чистой математики. Книга однозначно заслуживает места на полке, и отдельно хочется отметить потрясающее художественное оформление этого тома и всей трилогии!

Оценка: 8
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Жёсткий, но мощный роман не для ханжей и слишком чувствительных натур. Вслед за его героиней Серией Мау, с интересом и в то же время с омерзением наблюдающей через рассеянные повсюду камеры за жизнедеятельностью пассажиров своего К-рабля, автор заставляет читателя стать свидетелями не всегда приятных проявлений физиологии своих персонажей. Но этот, временами кажущийся излишним натурализм, подчёркивает контраст между приземлённым, упрощённым физическим существованием человека и его сложной психикой и мотивацией. Каждый из героев книги одержим своими личными демонами: соединённая с математичкой (искином) корабля Серия Мау Генлишер отказалась от своего тела, чтобы быть тем, кем она хочет (а не суррогатом своей матери для вдовца-отца); пилот-экстремал Эд Читаец положил всю жизнь на то, чтобы отодвинуть пределы возможного, убежав от разрушенной семьи; талантливый физик Брайан Тэйт потерял жену и детей, не сумев повзрослеть и оставшись, в сущности, подростком; ну, а его коллега Майкл Кэрни — вообще самый настоящий маньяк, который убил несколько десятков человек, пытаясь этим удержать на расстоянии встреченное им в молодости Нечто, которое он определил для себя как чудовище Шрэндер. И тем не менее, без экспериментов Кэрни и Тэйта, не было бы квантовых машин и крупномасштабных параллельных вычислений. Через 400 лет после поворотного для человечества открытия 1999 года, люди используют межзвёздную навигацию, основанную именно на преобразованиях Тэйта-Кэрни. Таким образом, привлекая сначала внимание в качестве психологической драмы, в дальнейшем акценты в романе всё больше смещаются в сторону блистательной космооперы: в наличии система гало, инопланетные новочеловеки и ужасники, культивары-клоны и генетические закройщики, теневые операторы и уловки-аватары, артефакты древних цивилизаций и К-технологии, и, наконец, Тракт Кефаучи, место, откуда изливаются нарушенные законы природы, место сингулярности без горизонта событий. Также нужно отметить полное слияние всех трёх сюжетных линий романа и неожиданную концовку. Кроме того, воспринимаясь вначале как отталкивающее, по ходу действия повествование становится всё более притягательным. Кардинально меняется и эмоциональное восприятие: от чего-то низменного, грязного — до возвышенного и блистающего, завершающегося вспышкой Света. Редкое для научной фантастики произведение, оказывающее такое мощное не только интеллектуальное, но и эмоциональное воздействие. В целом, этот необычный роман, скорее всего, придётся по вкусу поклонникам Гибсона, Мьевиля и Бэнкса.

Оценка: 10
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Прочтение книги оставило довольно странное впечатление. По аналогии для меня эта книжка как детальки пазла или коробка с конструктором-то есть при первом знакомстве детальки яркие и интересные, как и сама книжка если ее разделить на маленькие фрагменты. А вот чтение(сборка их в единое целое) не приносит уже такой радости. И вроде все есть-несколько оригинальных героев, придуманный мир будущего и настоящего занятный, и действие выписано интересно, хотя и сумбурно. Но когда собираешь все это вместе получаешь довольно невнятный сюжет, по которому с трудом продираются увы! интересные персонажи, ради которых и буду видимо читать две следующие книги.

Оценка: 7
– [  11  ] +

Ссылка на сообщение ,

http://kobold-wizard.livejournal.com/760553.html

Прошло уже четыре с лишним года с тех пор, как я познакомился с творчеством Майкла Дж. Харрисона – циклом о странном месте Вирикониуме. «Странный» – это ключевое слово, которым можно охарактеризовать тот комплекс текстов, а, судя по роману «Свет», и все остальное написанное автором. Харрисон полноправный член общности «new weird», создающей вслед за Лавкрафтом и Муркоком, литературу глобального непонятного.

С самого начала «Свет» выдает себя за космооперу и научную фантастику. В нем есть ученый, открытия которого дали людям путь в далекий космос и параллельные миры; герой космического архипелага, проникший в кучу тайн и пилотировавший множество диковинных кораблей; женщина-корсар, пилотирующая один из самых лучших космических аппаратов на Тракте Кефахучи, центральном космологическом объекте романа. В принципе ничего нового, но тут в дело вступает второй план – за промокшим плащом космооперы и шляпой научной фантастики «Свет» оборачивается нуарным текстом, крутые чуваки из которого скрывают кучу скелетов в шкафу. Может быть, и вся их крутость вырастает из этих самых проблем. Ученый оборачивается маньяком-параноиком, чьи жертвоприношения собственным галлюцинациям сначала помогают прорываться к тайнам физики, а потом сокрушают личную жизнь и карьеру. Герой галактики выбирает местный аналог кибернаркотической «Матрицы», который защищает от жизни «здесь и сейчас». Женщина-корсар путем саморазрушения стремится потерять все навязываемые ей социальные роли.

Есть и третий план, и мне его охарактеризовать сложнее прочих. Этот план собственно и делает «Свет» романом непонятного. В первую очередь я говорю об атмосфере этого текста: об очень многих элементах и взаимосвязях созданного Харрисоном мира мы практически ничего не узнаем, кроме их обозначения. Причем автор сам говорит, что они потенциально непонятны, потому что чужды нашим представлениям. Здесь и параноидальные видения, в которых появляются хтонические образы зла, и образы переменчивой физики, которые проявляются вблизи Тракта Кефахучи, и голова гигантской желтой утки... Пространство, время, числа перестают быть тем, чем кажутся, а главное – в итоге три сюжетных линии пытаются с треском свестись к одной. Это вызвало сначала оторопь, но в итоге примирило с происходящим дурдомом.

Харрисон безжалостен к своему читателю. Он создал мир 2400-ого года, который также ужасен как мир 1999-ого, но ужасен не смертоубийствами или стихийными бедствиями, а бесконечной скукой бытия. На Тракте Кефахучи одновременно происходит 50 войн, в которых все воюют со всеми, но это мало кого волнует. В открывшейся сложности, лживости и эфемерности взаимосвязей стали пропадать любые человеческие желания, кроме желания забыться.

Читать порою весьма трудно, потому что здесь по сути нет привычного конфликтного сюжета. Да, конечно, происходят внутренние конфликты, но читатель оказывается далек от них, а потому двигается урывками, на ощупь, каждый раз натыкаясь на нечто малоприятное. Финал далек от хеппиэнда, но он позволяет вздохнуть полной грудью. Это финал странного труда отречения от скуки, только благодаря которому можно продвинуться именно вперед.

Итого: «Свет» читается легче «Вирикониума», но все равно остается достаточно странной, дискомфортной литературой. Места для размышлений и фантазий тут хоть отбавляй, но для них необходимо вонзить в себя трубки из депривационного бака, слиться с непознаваемым и погрузиться в параноидальный сон.

Где-то впереди второй роман – «Нова Свинг».

Оценка: 7
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Весьма неоднозначный роман. Несмотря на обилие недостатков, впечатления в целом остались положительные. Пожалуй, главная заслуга в этом принадлежит «ответам» — сложно это правильно описать: у всех трёх линий есть своя сцена, которая, кхм, показывает их события в ином свете или же просто проясняет происходящее, причём в очень простой и элегантной форме. «Ответы» крайне естественно вплетены в повествование, и больше всего мне запомнился именно путь с того момента как ты начинаешь разбираться в описываемом до этой сцены, которая не во всех случаях является заключительной.

Что до минусов, то их много, и они отпугнут многих. Тут и общая сложность восприятия текста, и пустой стиль автора (ему совершенно не удаются описания,благодаря чему космические линии становится читать ещё сложнее), и рваность повествования (мне показалось, книга прыгает между линиями слишком часто, чтобы толком заинтересовать читателя, особенно остро эта проблема стоит в её первой трети), и персонажи, которым очень сложно симпатизировать, и очень размытый общий финал.

Это книга определённо из той категории, что следует рекомендовать с крайней осторожностью, уж очень легко промахнуться.

Оценка: 6


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх