fantlab ru

Уильям Гибсон «Периферийные устройства»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.54
Оценок:
547
Моя оценка:
-

подробнее

Периферийные устройства

The Peripheral

Роман, год; цикл «Периферийные устройства»

Аннотация:

Флинн и ее брат Бертон, мучимый фантомными татуировками ветеран никому не нужной войны, живут в дыре, где найти работу всё равно что благословение богов получить. Но Бертону это удалось, и когда он просит сестру его подменить, девушка не видит в поручении ничего особенно сложного. Подумаешь, бродить в дополненной реальности по этажам отрендеренного небоскреба да монстров за периметром отстреливать. Флинн еще не знает, что сокрытая в игре убийственная тайна так же далека от всего ей привычного, как офис президента США от халуп на берегу Миссури, а боевые гаптики Бертона — от периферии мира, где кресло жалуется на хозяина, если тот раздумал садиться...


В произведение входит:


8.00 (10)
-

Обозначения:   циклы (сворачиваемые)   циклы, сборники, антологии   романы   повести
рассказы   графические произведения   + примыкающие, не основные части


Входит в:


Номинации на премии:


номинант
Китчис / The Kitschies, 2014 // Красное щупальце (роман)

номинант
Локус / Locus Award, 2015 // Роман НФ

номинант
Мемориальная премия Джона Кэмпбелла / John W. Campbell Memorial Award, 2015 // Лучший НФ-роман

номинант
Аврора / Prix Aurora Awards, 2015 // Роман на английском языке

номинант
Книга года по версии Фантлаба / FantLab's book of the year award, 2015 // Лучший роман / авторский сборник нерусскоязычного автора

номинант
«Итоги года» от журнала «Мир Фантастики», Итоги 2015 // Книги — Научная фантастика года

номинант
Премия журнала «Nowa Fantastyka» / Nagrody «Nowej Fantastyki», Za rok 2016 // Книга года (США/Канада)

Экранизации:

«Периферийные устройства» / «The Peripheral» 2022, США, реж: Винченцо Натали, Олрик Райли



Похожие произведения:

 

 


Периферийные устройства
2015 г.
Периферийные устройства
2023 г.

Издания на иностранных языках:

The Peripheral
2014 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Этот новый киберпунк от Гибсона мне не так нравится теперь после Стивенсона. Я привыкла, что у него другой....флёр штоле, не знаю...налёт нуара 80-х, вот скорее так. А тут новые термины, знакомый сленг и вроде не такое уже и будущее)

В целом крепкий роман с элементами жанра: корпорации могущественные семьи, хакеры нищеброды, подрабатывающие в играх и всякие эти шлемы для погружения в виртуальные миры (как в начале нам кажется), а ну и классическое насколько андроид «перифераль» можно считать человеком? Спойлер: можно не считать. Собственного сознания нет, есть просто физиологические функции, и вообще «глаза не горят»

Из плюсов мне понравились временные срезы, которые автор усложнил тем, что любое влияние на действия персонажей в прошлом рождают новое ответвление, и никто не знает куда оно пойдёт. Обычно фантасты любят просто скачки туда-сюда, играя только с эффектом бабочки.

Еще понравились описания технологий будущего и ретроградов угорающих по прошлому, отказывающихся от разработок своего времени, пушо «мы тогда уже не человеки». Очень актуально в контексте антипрививочников и антигмошников. Трансхуманизмом и не пахнетЪ.

Из минусов: слишком простой сюжет, бесконечные боги из машин, которые помогали всей семье ГГ выживать, враги с интеллектом уровня НПС, отсутствие интриги и интереса к вроде бы главной загадке книги: кто убил и зачем? вообще плевать на эту бабу и этого мужика, какого хрена это так важно, к концу книги тоже не стало яснее. Главгад же отмазался еще так криво в конце книги, мол почему лицо не сменил «мол, не солидно мне лицо менять», ага, лол. ты лучше устроишь хаос в прошлом с бесконечным вливанием кэша на какую-то девчонку с братом инвалидом. в общем, если бы это был не Гибсон...

Оценка: 6
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Книгу решила прочитать после того, как посмотрела первый сезон сериала. Сериал зашёл на все 100%, и было ужасно интересно, чем это всё закончится, а ждать продолжения было долго. Вот и пришлось читать, хотя обычно я стараюсь эти два жанра не пересекать в одной плоскости.

Книга оказалась совершенно не такой, как сериал. Такое ощущение, что действие происходит в той же вселенной, вот только сюжет в голове надо выстраивать заново, потому что это совершенно новый сюжет. Если честно, я даже не могу определиться, какой из них мне нравится больше: сериала или книги. Они оба потрясающие. Но, так как отзыв о книге, я напишу о книге.

Что мне очень нравится (и чего мне очень давно не хватало в свете полной деградации сай-фай мира) — это огромное количество персонажей. Здесь в комментариях писали, что они якобы плоские и плохо прописанные, но по-моему совершенно наоборот. Черты внешности, новые грани характера раскрываются в повествовании постепенно, и образы героев становятся более и более объёмными.

Второй огромный для меня лично плюс — это непрерывные приключения. Сюжет развивается постоянно и держит тебя заинтересованным. В последнее время многие книги я читала наискосок, потому что читать было реально нудно (но раз уже начала — хотелось узнать, чем это закончится). В этой книге такого не было. Ты читаешь и смакуешь оба мира, которые выстраивает автор, дополняя эту реальность своим воображением. Потрясающее удовольствие.

А ещё — когда я читаю эту книгу, у меня возникает ощущение, что сейчас 25-30 лет назад, я снова в школе и на первых курсах универа и читаю ту самую обалденную фантастику, которой можно было зачитываться до утра, а потом просыпать первые пары :))) Давно забытое чувство, наверное, из-за стиля автора, который был на пике популярности как раз тогда.

В общем, тут даже сомневаться нечего, уверенная 10ка :)))

Оценка: 10
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Странные ощущения от книги, вроде идеи классные, оценки тоже хорошие, даже сериал сняли. Но после прочтения возникает только один вопрос, откуда столько хайпа? То есть книга по сути ни о чем, в ней нет никаких моральных переживаний героев, так что это не мелодрама, в ней нет какой-то описательное части, все персонажи описаны по минимуму внешности, нет никакого сосредоточения на погружение в атмосферу будущего или прошлого. Обычно в книгах герои сталкиваются с какими-то испытаниями проходят их, как-то меняются, переживают по ходу сюжета трудности и опасности. А тут просто ничего. За книгу с героями ни разу не происходит ничего критично плохого, любые ранения тут же вылечиваются, любые опасные ситуации тут же разрешаются словно в детском мультике, где нельзя показывать насилие. Персонаж флинн невероятно плоский, она просто катится по сюжету. Всю книгу пытались показать какая милота у них с недертоном, в итоге в финале она резко вместе с томми и беременна от него, хотя между ними никакой химии кроме держания за ручку не было. Типа я согласна свести её с уилфом было бы слишком просто, но могли бы просто оставить её без пары, или хотя бы немного больше показать, что ей нравится томми.

в этом плане сериал понравился куда больше. из-за того что сам его сюжет переработали ты куда больше переживаешь за героев, да и миры прошлого и будущего выглядят куда более реалистично, но и там проскальзывают какие-то нотки легкости, особенно последних сериях. как будто гг сериала точно уверена в своей главно геройной бессмертности.

Оценка: нет
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Прочитала книгу после просмотра сериала. По моим ощущениям, это две разные конфетки в одинаковых обертках. И я не могу сказать, что какая-то классная, а какая-то совсем невкусная. И у книги и у сериала есть и плюсы и минусы. К недостаткам книги я бы отнесла схематичность героев и самого мира. Если ближайшее будущее более-мене понятно, то после Джек-пота не очень. Как там живут люди, чем занимаются, как все устроено, мне осталось непонятным. Есть злые клептархи (повеселило, что русские). Вот в чем их злобность-то? Что они плохого делают?

Понравились , конечно, всякие технические штучки) коляска, медичи, устройство для словесного поноса (вообще восторг). Интересно показана эволюция этих устройств, что из чего произошло. Да и сама идея , что наука, технический прогресс могут приносить пользу, а как сейчас модно говорить только вред, мне близка.

Многих раздражает, что книга написана короткими главками от разных героев, а мне это наоборот понравилось, как собираешь картинку из мелких паззлов.

Финал разочаровал. Скомканный и такой, как будто замах был на рубль, а удар на копейку получился.

Оценка: 7
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Периферийные устройства – образец того как можно взять довольно интересную идею, придумать два мира, создать нетривиальных персонажей, и всё испортить.

Мне лично нравится как пишет Гибсон, но именно ранние произведения, да, там всё чётко, интересно, не скучно. Могу предположить, что для каждого автора, да и как для любого творческого человека, есть вершина «могущества». И думаю что Гибсон её уже покорил. И далее только спуск к подножью обыденности.

Особых претензий к роману нет. Просто он очень скучный, напичканный бессмысленными диалогами на процентов 45-60. Можно прочитать первые 3 главы, только конечно не те главы как в книге по полторы страницы, а нормальные, где есть завязка.

Потом небольшую вводную про миры где идёт действие, хотя это не действие, а болтовня ни о чём, с описанием интерьера, и текст на 120 слов как персонажи садились в машину, как вышли из машины и т.д. Да, есть конечно прикольчики про «русский оружейный гений», это забавляет, но сути текста не меняет. И прочитать заключительные несколько глав, где быстренько злодеи получают по зубам, и всё конец. А потенциал казался очень большим и интересным.

В итоге – не хватило интриги, не хватило адекватного антагониста или множества антагонистов. Рекомендую для тех, кто мучается бессонницей, поверьте, это роман излечит её своей бесконечной скукой!

Оценка: 5
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Старый добрый Гибсон, теперь в новой обертке.

Серьезно, стиль автора уже выверен и закален десятилетиями, пережил целый жанр — остается только досыпать в сюжет дронов и постапокалипсиса, а про свист и шипение модемов, наоборот, забыть — получатся Устройства. Персонажи останутся весьма схематичными людьми действия без особой мотивации, но в техническом плане все будет очень гладко (а нестыковки можно списать на авторский стеб, коего тут в достатке).

В общем, киберпанк умер, да здравствет новый Гибсон!

Оценка: 8
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Очень неровно. Техническая сторона прекрасна.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Все эти технические фишечки, идея срезов и общения с ними, в том числе с самим собой из прошлого, периферали, ассемблеры, сплошные фабы и т.п. традиционно хороши и создают правильную атмосферу. Русские клептархи в Лондоне с дедушкиным ЗИЛом и коляской-убийцей — это пять.

Но вся детективно-шпионская составляющая — детский сад, штаны на лямках. Как будто сценарий второразрядной компьютерной игрушки.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
При описании происходящего в срезе можно с этим смириться — для людей из будущего это вроде как не взаправду, заливание проблем деньгами из воздуха это подчеркивает. Но у них и в будущем всё игрушечное и совершенно картонное — что злодеи с проговоренной скороговоркой мотивацией, что могущественная полицейская, которой не приходит в голову даже фоторобот подозреваемого составить, и которой для реализации замысла вдруг понадобились спецназовцы из среза.

Подозреваю, что именно поэтому в экранизации оставили только антураж, практически полностью перелопатив сюжет.

Оценка: 7
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Партия в периферанс

«большое зло не блистательно, оно просто возникает из заурядного мелкого зла, если тому дать возможность вырасти.»

На Amazon Prime Video стартовал первый сезон сериала по роману, такие вещи обычно подстегивают читательский интерес к литературному источнику. Я не самая большая поклонница мрачной эстетики и маргинальных героев Уильями Гибсона но эту книгу я захотела читать, и не разочаровалась.

Если вы тоже планируете взяться за нее, этот текст поможет разобраться в реалиях и не бросить на старте — Гибсон не тот автор, который подробно объясняет читателю устройство своего мира, с непривычки можно не то, чтобы обжечься, но получить не самые приятные ощущения и решить, что не стоит продолжать. Стоит.

Итак, «Периферийные устройства»: действие разворачивается в двух временных стратах, первая около тридцатых нашей реальности, вторая — +70 лет ко времени первой. В первой дроны и 3D-принтеры настолько стали частью повседневности, что воспринимаются уже как скучная ее деталь. Свободы и благосостояния ни то. ни другое не прибавили, богатые чуть разбогатели, бедные еще больше обеднели, американский периферийный городок (название книги многозначно, как и положено хорошему названию), очень простая семья.

Юная Флинн, которую в экранизации исполняет Хлоя Морец, ухаживает за больной матерью. Вообще, она хотела бы завербоваться в армию, для простых молодых людей из таких мухосрансков это единственная возможность покинуть низший класс и перейти в средний: армия, потом колледж, потом много-много работать, и наконец стать своим в новой среде. Хотя в случае с ее братом Бертоном идеальная схема не с работала, с Гаптической войны он вернулся с ПТСР, а такое не сильно способствует дальнейшему личностному и социальному росту. Флинн работает в 3D-мастерской, ездит на велике, ухаживает за больной мамой.

Все начинается когда брат просит подменить его в тестировании новой компьютерной игры — то, что сами они хотели бы считать подработкой, но на деле основной вид его заработка. Если вы думаете, что вот какая классная жизнь, сиди играй, а тебе за это еще и деньги будут платить, то вы сильно ошибаетесь. Работа, она всегда работа, и требования к добросовестности высоки, и торчать за компом порой приходится сутками, чуть ли не в памперсах, и в прохождении изворачиваться немыслимыми способами. Но здесь особых сложностей не ожидается. Патрулируй башню, где проходит VIP-вечеринка от дронов папарацци и сильно не напрягайся.

Однако в процессе наблюдения Флинн становится свидетельницей крайне неприятного происшествия. Молодая женщина оказывается убита уж очень изощренным способом и явно не без участия ее красавца спутника. Убита так, что и тела не остается. Мерзко конечно, но в играх чего только не случается — думает Флинн, уже смутно догадываясь, что происходящее не совсем игра или даже совсем не игра.

И да, на самом деле она не тестировала игру, а была нанята (ну, брат был) человеком из того самого своего +70, хотя не вполне своего,но объясню позже. Среди множества замечательно удобных и полезных изобретений этого будущего некий сервер, позволяющий проникать в прошлое, эксплуатируя его как империи в колониальной системе используют колонии, творить. что хочется. То есть? А как же временные петли, парадоксы, эффекты бабочек и вот это вот все?

На их жизни это никак не отразится. Сервер работает не с прошлым собственной реальности, но с ответвлениями, которые здесь называют «срезами». В дивном новом мире трудятся наноботы: хочешь дворец построят, хочешь — любой деликатес синтезируют, вылечить от любой болезни, опять же, могут таким специальным приборчиком «Медичи». Двусмысленная название, учитывая, чем прославилась королева Екатерина из одноименной династии, и тем не менее.

А еще там уйма перифералей, (от «периферийное устройство», вроде принтера) собственно роман так и называется The Peripheral — синтезированных наноботами искусственных людей (и не только, хочешь собаку с геномом тасманийского дьявола — будет тебе такой песик). А зачем? Не, ну есть утилитарные цели, слуги всех сортов, компаньоны для пожилых, няни детям. Но главное, там очень мало людей. Почти совсем не осталось. Большая часть популяции уничтожена чередой техногенных и природных катастроф. Ого! Вот так.

То есть, Гибсон делает совершенно революционную вещь. Моделирует постап-реальность не в виде мерзости запустения, в которой человек человеку волк, а самым нарядным вариантом. какой только можно вообразить. Ради чудес и диковин этого мира, а главное — ради концепта, читать определенно стоит.

Ну и за тем. чтобы ощутить как чувствует себя человек, чье сознание оказывается в куда более совершенном теле периферали.

Оценка: 8
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Была цель прочитать библиографию Гибсона, но так застрял на «Стране призраков» (ровно три года прошло с прочтения «Распознавания образов»), что решил скипнуть трилогию Синего Муравья и перейти сразу к «Периферийным устройствам». В том числе имея ввиду и грядущий сериал-экранизацию.

Признавая и осознавая эффект импринта, честно заявляю, что как Муркок для меня — автор героического фэнтези, так и Гибсон — отец киберпанка. Всё, что за пределами его легендарной трилогии Муравейника, идёт со скрипом. Трилогию Моста осилил за несколько лет, «Машину различий» не смог, про Синего Муравья уже написал выше. Посмотрим, как дело пойдёт с «The Peripheral». Говорят, там даже есть экшн!

Гаптика, геймтэги, луканутые, рэмбовать, митикоиды, безбаши и еще много непонятных поначалу слов.

Гибсон щедр! Он подробно показывает нам реалии не одного, а сразу двух миров будущего. Причём оба совсем непохожи на современность.

Две тысячи тридцать какой-то год. Гибкие телефоны, фабрикаторы, встроенные кибернетические системы управления солдатами, проецируемое на сетчатку изображение. Мир далёк от совершенства. В маленьком городке, где живёт девушка Флинн со своим братом-ветераном Бертоном, тотальная безработица и общий упадок. Один из немногих способов заработать — играть в игры. Но это вам не изи катку в дотку пошпилить. Некоторые миссии занимают не одни сутки и доводят до нервного срыва, другие игры просто нудны — как будто смену сторожем обрабатываешь.

Другой мир — Земля еще более далёкого будущего, примерно начало двадцать второго века. Случился некий Джекпот и человечество получило приставку пост-.

Очень хорошо и ёмко описан Джекпот, конец света:

«Ни столкновения с кометой, ни глобальной ядерной войны. Просто всё разом на фоне меняющегося климата: засухи, нехватка воды, неурожаи, пчелы пропали окончательно, численность ключевых видов катастрофически сократилась, исчезли последние высшие хищники, антибиотики стали помогать еще меньше, чем сейчас, болезни – не одна пандемия, но отдельные эпидемии, каждая из которых сама по себе была историческим событием. И все из-за людей: сколько их было, как они себя вели, как меняли окружающий мир.»

В будущем — глубокая работа с геномом, новые виды домашних животных, подвижные татуировки, нанороботы, визуализация данных, похожая на магию, и, главное, периферали — искусственные или настоящие люди, созданные или арендованные для телеприсутствия. Арендовал тушку любого гендера в любом месте — решаешь проблемы, развлекаешься. Похожее было в «Суррогатах» с Уиллисом.

Реалии второй ветви поначалу непонятны. Зато Уилф Недертон — очень гибсоновский персонаж. Пиарщик-выпивоха. Похмелье и гостиничные номера. Работает то на селебрити, то на друга, русского клептарха. Ну куда же без бэд рашнз.

Постепенно вырисовывается связь между этими двумя срезами будущего. Невероятная взаимосвязь подаётся вскользь, как нечто обыденное, и потом к объяснениям возвращаются неохотно, понимая, что концепция шита белыми нитками.

Так как взаимосвязь выясняется довольно быстро, не буду считать это спойлером: мир Флинн и Бертона — своего рода симуляция, где люди из будущего имеют практически неограниченные возможности. Но одновременно это и реальный мир, который из-за вмешательства из будущего пойдёт другим путём. Но изменения не коснутся будущего, так как при вмешательстве создается параллельное измерение.

Гибсон хорош в футурологичных приметах времени. Декорации очень плотные и живые. Герои в романе тоже достоверные: приземлённые, со своими проблемами и тараканами. И даже эпизодические персонажи не выглядят картонными.

Неспешный и обстоятельный сюжет к середине тома начал испытывать моё терпение. Сегодня толко прочитал, что одним из писательских приёмов, создающих напряжение в триллере, является малая длина главы. Гибсон с упоением следует этому принципу: на четыреста сорок страниц — сто двадцать четыре главы. В среднем три с половиной страницы на главу. Но от этого ни действие не движется быстрее, ни какого-то саспенса не появляется.

»...комбинированный писсуар-раковина, который, видимо, мог служить и унитазом.» Наконец-то, в двадцать втором веке, додумались до давно напрашивавшегося изобретения.

Видно, что писателю крайне понравилась идея перифералей, и он, с жюльверновской дотошностью, рассказывает нам все нюансы и дроубэки пребывания во взятом на прокат теле.

Очень своеобразный взгляд на отношение с миром-симуляцией. Или не симуляцией? На самом деле неясность со статусом мира прошлого — самая царапающая вещь. Супердетектив Лоубир выходит на контиумиста-садиста, из раза в раз подталкивающего миры-срезы к убийственным войнам, просто из удовольствия и ради получения чертежей невероятных орудий смертоубийства. Садюгу находят через неделю мёртвым. С одной стороны — наказана жестокость; с другой — чувак просто мог воспринимать миры-срезы как партию в компьютерной стратегии.

На самом деле ответ на этот этический вопрос дал Бэнкс в «Несущественной детали»: если даже мир всего лишь симуляция, если в нём есть разумные и чувствующие существа, относиться к этому миру надо, как к настоящему. Не отключать симуляцию, не причинять вреда жителям мира.

Гибсон писатель-интеллектуал, полностью стоящий на левых демократических ценностях: тут у нас и смена пола, и алармизм по поводу изменения климата и ухудшения экологии.

Очень хороший футурологический роман. Дай бог, чтобы и сериал удался.

8(ОЧЕНЬ ХОРОШО)

Оценка: 8
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Гибсона сложно оценивать в категориях «обычного» литературного произведения: стиль текста, сюжет, персонажи — всё это у него всегда настолько специфичное, всегда настолько по-гибсоновски самобытное, что в принципе просто смиряешься и признаёшь право автора писать именно так, потому что ему виднее. Или не смиряешься и не читаешь. Лично я — из первой категории, смиряюсь и нахожу произведения Гибсона увлекательными именно в этой его характерности.

Не скажу, что это лучшее произведение из тех, которые у Гибсона есть, но меня оно всё равно зацепило. Хотя читалось долго.

Гибсон набрасывает мир широкими мазками, причём что прошлый, что будущий, даже основное развитие местного апокалипсиса читатель узнаёт где-то в последней трети романа, и то — урывками, с общим подтекстом, что все потом просто умерли. И, что странно, у Гибсона в этом чувствуется своя атмосфера, этой вот безысходности и незащищённости, что всё скатится в такую пропасть, что персонаж, от чьего лица идёт описание, и не хочет вдаваться в подробности.

Персонажи тоже достаточно скудно описаны, однако не сказать, что они деревянные, среди них по итогу все довольно человечны и все со своими стремлениями и проблемами в голове, кроме разве что Лоубир, но ей в принципе отведена роль всезнающего бога из машины. И мне понравилось, как описаны отношения между ними, особенно — Флинн и Бертон, которые держатся друг за друга с трогательной теплотой, несмотря на весь тот бедлам, что происходит вокруг. Почему-то редко встречаю описание хороших отношений именно у сиблингов, в основном пишут про любовные пары.

Остросюжетным роман я бы не назвала, хотя элементы шпионских игрищ, похищений и убийств во имя политических интриг тут присутствуют, но в основном роман крутится вокруг того, что человечество, несмотря ни на что, включая сорванный джекпот, занимается тем же, чем и всегда занималось. То есть пьёт алкоголь, страдает, делает глупые вещи, ненавидит само себя, ищет себе оправдания и мечтает о том, как бы сделать плохо соседу и противнику. Идут десятилетия, технологии совершенствуются, люди — нет.

Основная идея, как мне показалось — осмысление автором «колониализма в новой эпохе», то есть раньше ресурсы вроде полезных ископаемых и человеческих ресурсов выкачивали из колоний, используя их для своих целей, а теперь — в ход пошло прошлое, так называемые срезы, в которые проникают с помощью неясной технологии и используют уходящий куда-то вбок континуум на манер лаборатории. Кто-то оружие массового поражения создаёт, кто-то финансовые схемы обкатывает. Отличный план, чего, рабочий же, а что там потом с этим континуумом будет — да плевать. Да-да, люди не меняются. [2]

И именно это, если честно, самый пугающий момент в книге. Момент, который автором даже не подчёркивается — он где-то между строк, где-то в рассказах о том, что какой-то клептарх ставил эксперименты в срезе и развязывал войны. И пусть он потом умер, но вот тот «прошлый» континуум, который сам для себя — вполне себе настоящий, с настоящими людьми и настоящими проблемами, продолжит существовать и дальше.

Единственное, чего я так и не смогла до конца осознать, так это

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
почему для Флинн просто не притащили полицейского художника, чтобы по её описанию не нарисовать того, кого она там видела на балконе? Это же ну даже в XX веке прекрасно удавалось делать, фотороботы много лет как у полиции в ходу. То есть я понимаю, что надо было отправить Флинн на этот бал, но... Но зачем таким образом... В общем, я для простоты решила, что художники просто вымерли в джекпот вместе со слонами.

Посоветовала бы я кому-то ещё прочитать «Перифирийные устройства»? Пожалуй, что да, хотя совершенно точно — не начинать с него знакомство с автором, для того, чтобы получить от книги удовольствие, лучше уже быть знакомым с Гибсоном и понимать, как это всё у него работает, от стиля до наполнения мира.

Оценка: 8
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Роман «Периферийные устройства» в некотором смысле — очередной вызов читателям от автора; его претензия на аутентичность, оригинальность.

Потому оценивать его с точки зрения традиционных литературных подходов было бы не совсем корректно.

В свою очередь, мои претензии, как читателя, которые я мог бы предъявить другому автору, обнаружив в его книге особенности, имеющиеся в этой книге, Гибсону предъявлять глупо.

Ибо он говорит нам в большинстве своих книг (и в этой в частности): «Я и есть стиль». В том смысле, что это и есть классический стиль его киберпанка.

Потому, я не был удивлён утилирностью, обрывочностью и неполнотой сути первой четверти книги. Сразу было понятно, что это полотно мозаики, собираемой с противоположных сторон по направлению к центру.

Разумеется, и мысли не было бросить читать. Я просто ждал, когда начнёт прорисовываться общая картина, стараясь более или менее внимательно примечать детали, которые в дальнейшем смогли бы пригодиться для понимания всей сути романа и для того, чтобы убедиться, что в нём нет нестыковок и ляпов.

В основном я всегда критично отношусь к нецелостному подходу авторов при изображении читателю образов героев, подходу, который можно назвать «недоизображение». В голове самого автора, скорее всего, этот образ существует ясно и понятно. Но нам-то каким его себе рисовать? Мол, возьми себе кисточку и сам нарисуй, какой хочешь. Тот ещё подход!

Но у Гибсона это как-то само собой разумеется, что образ персонажей большей частью возможно увидеть только через диалоги, поступки. При этом, диалоги скупые, казуальные и простые, приближенные к реальности. Ну мы же с вами в реальности редко общаемся как Энгельс в переписке с ренегатом Каутским...

Описаний персонажей у него почти нет. Они минимальны. Глубоких внутренних переживаний и размышлений — тоже. Хотелось бы большего.

Но его мне хочется простить, как ребёнка. Просто Гибсон такой и все. Это его стиль, может, даже непреодолимое свойство. Может, он просто не способен иначе.

Если заморочиться этим вопросом глобально, то тут, вероятно, логичным будет предположить, что он сам по себе «загруженный в матрицу». Ну что ли автор с классическими признаками сисадмина или программёра, в карикатурном смысле, какими их обычно рисуют. От него ждать высокой художественности вряд ли стоит вообще.

Может, быть он просто считает, что и этого достаточно, что смысл его произведений не в том, чтобы мы заостряли больше внимания на образах героев. В целом, они и так понятны.

Потому и сам мир романа (а точнее, два мира романа) показан довольно ограниченным (немасштабным) образом, который приходится дорабатывать своим воображением. Или вообще не придавать этому вопросу значения. Также поверхностно («ни то, ни сё») в произведении объясняется и генезиз «Джекпота»

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
(апокалипсис, разделявший два мира — два временных отрезка в которых происходят события романа)
.

Главным достоинством Гибсона, которое проявилось и в этой книге, в частности, является, безусловно, оригинальность отдельных элементов самого бытия показанных им миров. Эти частности и детали не позволяют понять описываемые автором миры целиком, во всей их масштабности. Но за счёт этих деталей мы точно можем сказать, какова локация (локальная часть) мира, которую посчитал возможным нам показать автор.

Все эти его фишечки, штучки или, как говорили раньше, кунштюки, которые встречаются в описываемых локациях, вероятно, и определяют само действо...

В этом и есть отличительная особенность автора, в этом и есть весь Гибсон: показать красиво и оригинально небольшой островок мира, а сам мир — лишь в общих чертах.

Особенностью же именно этого романа является некий намёк на острый сюжет. В процессе книги возникает ожидание того, что в концовке не просто все хорошие перегасят всех плохих кибер-штуками, а ещё и раскроется некая заложенная в романе интрига.

На фоне всех этих фишечек-штучек и намёка на интригу (ожидания её раскрытия) довольно скромный по содержанию и глубине сюжет,

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
который в целом сводится к долго-долго-долго подготавливаемому походу главных героев на светский раут, посвящённый безвременной кончине ничего не значащего персонажа, плавно переросший в кульминационную разборку хороших с плохими,
выглядит не так уж убого и мелко, как если его рассматривать в отрыве, то есть, сам по себе.

Безусловно, роману не хватает какой-то напрашивающейся масштабности событий или, по крайней мере, нескольких событий по-масштабнее. Книга очень интересна в процессе прочтения.

Но когда задумываешься по итогам её прочтения о том, чем она запомнилась, впечатлила и что привнесла в сознание, на ум приходят только фишечки и кунштюки Гибсона. Скажем так, дикого поражения воображения не случилось. Но было интересно.

Оценка: 7
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Первые 70-80 страниц романа меня здорово напрягали. Я даже опасался того, что «периферийные устройства» окажутся самым худшим романом Гибсона, который я прочитал. Хотя я давно уже знал, что Гибсон — это просто «папа» киберпанка, а смелый альтернативный писатель, который не боится ломать литературные устои, выстраивая предложения так, как ему больше нравится. Не зря его романы публиковались в желтой «альтернативной фантастике». Наверное, именно из-за незнания авторского стиля Гибсона и из-за громкой славы основателя киберпанка многие читатели берут в руки его произведения, например, те же «Периферийные устройства», и расстраиваются, т.к. «ничего не понятно!».

Но после 80-ой страницы все стало становиться на свои места. Основа книги — это идея присутствия прошлого в будущем и наоборот. Через 70 лет многое в мире изменилось (и не совсем так, как мы подозреваем в наше время). И те люди, из ближайшего будущего, грустят о том,что утеряно, поэтому тянут прошлое в будущее, пускай даже в виде пустой игрушки (периферали, искусственного тела с душой и сознанием человека).

Ну и по старой доброй гибсоновской традиции сюжет завернут в детективный пакет, наполненный убийством, подозрениями, триллером и хэппиэндом.

Хороший роман, после которого осталось приятное послевкусие.

Хочу еще отметить 2 вещи — шикарная обложка от «издательства «Азбука» и текст в конце книги от самого автора, в котором тот говорит о том, что специально запутывает читателей, чтобы потом им было интересно перечитать роман еще раз и найти в нем все пасхальные яйца. Когда-нибудь обязательно перечитаю!

Оценка: 8
– [  0  ] +

Ссылка на сообщение ,

Наверное, надо было начинать читать Гибсона тогда, в 90е (или когда его начали у нас издавать). Но тогда он прошел мимо меня. Однако лучше поздно, чем никогда.

Поэтому, собрался-таки наконец познакомиться с автором, и выбрал для знакомства его последний роман. Возможно, это было неверное решение — ведь собрал практически все книги, выпущенные Азбукой, правда в разных сериях. И то, что автора издали в разных сериях, немножко странно, хотя и не критично. Просто слегка сбивает с толку.

Вроде как автора соотносят с киберпанком (достаточно непонятный лично мне стиль НФ). Тем не менее, название Джонни-Мнемоник говорит о многом. Фильм из той эпохи с К.Ривзом понравился. Поэтому интерес к автору был.

Теперь непосредственно впечатления от романа. Сначала было неуютно. Но постепенно втянулся, и следить за обеими линиями романа стало интересно. Итак, вот что вкратце получилось — некое почти современное нам время, мир чахнет от послевоенного загрязнения, пища сплошь синтетическая, виртуальные программы заменяют повсеместно человека, встречаются названия, обильно вызывающие ностальгию — ЗИЛ, Урал... В том, Гибсоновском мире, вроде как и великая страна не уничтожена демократическими излишествами, и США уже совсем не те штаты, которые нам видны в нашей действительности. Хотя, указания на то, что там была война/без конкретики, не особо-то и важно. Важно, что мир уцелел, и люди/периферийные устройства сохранили свое главенствующее положение на планете. Довольно мрачно как-то получилось, но иначе и быть не могло. И вот эта-то мрачность и спасла роман, хотя на мой взгляд, финальные страницы малость не соответствуют основному настрою романа.

В общем, вполне нишевая и даже приятная фантастика + своеобразное детективное расследование. Неприятия, а тем более отторжения не вызывает. Можно было наверное фантастики и побольше добавить — типа там скачки во времени и т.п. Но мне в общем и так всего хватило. Поэтому можно определиться, что дальнейшее изучение виртуальных миров У.Гибсона приведет меня к Джону-Мнемонику, и ранние романы автора теперь обязательно надо прочитать, благо они стоят на полке.

Хотя, все-же надо было начинать читать Гибсона тогда, в 90е (или когда его начали у нас издавать).

Оценка: 7
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Первое впечатление от романа такое же, как и на полном его протяжении – мешанина. Слов, предложений, героев, миров…

Диалоги стрекочут как пинг-понг, и иногда за смыслом шарик явно не поспевает. Персонажей не чувствуется – они наглухо замурованы в выстреливаемых репликах, туче сленга и отрывистых предложениях. Кто, что, зачем и почему – уходит на второй, третий, четвёртый план, герои обозначаются скупыми росчерками да редкими обращениями. Порой просто невозможно уловить ни их мотивации, ни образы, ни мысли, всё заслонено штабелями из бесконечных тире. Доходит до того, что банально забываешь или вовсю не улавливаешь, кто именно сейчас общается, поскольку стиль и манеры весьма одномастны, а самих героев называют редко. Да и структура романа, раздробленного на уйму частичек, ну очень на любителя. Коротенькие главки, порой в две-три странички, а то и в одну, редко состоящие из чего-то кроме диалогов, уносят из истории остатки целостности. Такое впечатление, что либо читаются постоянно выдираемые из контекста фразы, которые кто-то когда-то сказал, когда они были уместны, либо автор изначально писал один текст, а потом по кускам всовывал его в ранее написанное, не слишком заботясь об итоговом результате. Это может быть интересным стилем, но читается в данном случае как жуткая и безвкусная мешанина, словно смотришь сериал, в котором перепутаны не только серии, но и даже сцены внутри каждого эпизода. В конце концов, хронология всё равно выстроится, история обретёт форму и в уме сложится картинка, но сам процесс «компоновки» весьма раздражуч. И для меня это работает в минус ещё и потому, что герои тасуются быстро, и только начинаешь привыкать к одним разговорам, как тут же глава обрывается. Ещё учитывая, что героев тут в разных временных отрезках прилично (большинство в срезе Флинн – на уровне упоминаний, мол, Коннер лежал, Бертон ходил, Мейкон сидел и т.д.), каких-либо ярких отличительных черт у них – кот наплакал, так что запутаться в них можно и в начале, и в середине, и только к концу начинаешь более-менее «соответствовать». А уж про сленг и говорить не хочется, скажу лишь, что он выбешивал, пусть и не так сильно, как обрывочность, благо он всё же порой нужен истории, не абы из-за чего втыкается тут и там. А первую скрипку в этом нервозном «гиперманипулятивном» оркестре лукануто-безбашевой терминологии играет вполне понятное, но от того не перестающее бесить сокращение «телик». Не спрашивайте, почему.

Сюжет тоже не приглянулся. Интересны лишь пара-тройка ходов, сама идея и на удивление вкусное обрамление всего, связанного с нестандартными «путешествиями во времени» и «киберпространством». Детективная часть – лучше опущу этот момент, автор, похоже, на ней даже не зацикливался. Сама вселенная романа, на мой взгляд, заслуживает гораздо лучшей описательности и большей глубины, в которую можно было бы погружаться, как в различные срезы. А так Гибсон прошёлся буквально по верхам, отчего и читается монотонно, несмотря на рваность глав, и динамика романа ничем новым не подпитывается. В определённый момент, ближе к концу, кое-что интересное выясняется об одном персонаже, но сам твист так себе, как и его подача. И да, неоднократное проговаривание этого твиста тоже не красит.

Оценка: 5
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Мир прошел очередной кризис с некоторой утратой прежнего существования, но цивилизация не рухнула в пещеры, она осталась вполне технологичной. И вот в этом обществе есть социум, которые пытается выжить, причем, хоть с работой и плохо, уровень жизни там — не Африка с поголовной нищетой, массовыми вымираниями и семилетними бойцами разных фронтов.

Люди как раз очень неплохо показаны. Технологии в романе — инструмент для рассказа о людях. Хотя общество будущего автор описал хорошо.

Мне понравилось

Оценка: 8


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх