FantLab ru

Филип Дик «Доктор Смерть, или Как мы жили после бомбы»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.56
Голосов:
276
Моя оценка:
-

подробнее

Доктор Смерть, или Как мы жили после бомбы

Dr Bloodmoney: or How We Got Along After the Bomb

Другие названия: Доктор Бладмани; Со смертью в кармане; Доктор Бладмани, или Как мы стали жить после бомбы

Роман, год (год написания: 1963)

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 35
Аннотация:

Беззубые люди, мутанты, разумные крысы с кошками, выжженные земли... Это — мир, который мог стать для нас настоящим, если бы люди не образумились. Правда, не стоит думать, что здесь все случилось по воле сверхдержав, позабавившихся с ядерным оружием. Нет, все сложнее, ведь есть Доктор Смерть, от которого зависит равновесие на весах мироздания.

Номинации на премии:


номинант
Небьюла / Nebula Award, 1965 // Роман

номинант
Финская премия "Блуждающая звезда" / Tähtivaeltaja-palkinto, 2011 // Научно-фантастическая книга (США)

Похожие произведения:

 

 


Лучший друг Бога
1996 г.
Доктор Будущее. Доктор Бладмани
2005 г.
Предпоследняя правда
2005 г.
Порог между мирами
2010 г.

Издания на иностранных языках:

Dr Bloodmoney: or How We Got Along After the Bomb
1965 г.
(английский)
Dr. Bloodmoney
2000 г.
(английский)
Philip K. Dick: Five Novels of the 1960s & 70s
2008 г.
(английский)
Doktor Bluthgeld
2012 г.
(польский)
Dr. Bloodmoney
2012 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  10  ]  +

Ссылка на сообщение , 12 января 2012 г.

Прочитал роман. Прочитал также и комментарии. Я могу сказать только одно тем людям, которые осуждали здесь книгу из-за того, что «никаких погружений в постъядерный мир не произошло», вы ошиблись адресом! Филип Дик настоящий гений,который в этой работе настолько качественно погружал читателя в миры героев. Они все совершенно разные. В его книгах они живые! А, вот к чему я клоню то — он не столько хотел показать вам мир после бомбы, сколько поставить совершенно нормальных людей в ненормальную обстановку. Это его излюбленный прием. Ну так вот, мир после бомбы, это только прикрытие, удобная обстановка для того, чтобы герои успели показать свою настоящую сущность, которую раньше прятали.Чтобы разобраться в каждом. Мне очень жаль, что некоторые не понимают насколько эта работа гениальна. Филип Дик отлично разбирается в психологии.

Теперь поподробнее и мои мысли по поводу этой книги. Сначала все начинается совершенно нормально, после непоправимой ошибки в расчетах физика-атомщика — Бладмана мир снова начал активную жизнь, она налаживалась. Дальше нам представили двух калек, можно и так сказать, если заглянуть в будущее — душевнобольных людей, то бишь д. Бладман, который сошел с ума, осознав то, что он сделал, а именно погубил миллионы людей. Каждый божий день люди проклинали его за это. Ему казалось, что все его преследуют. И второй персонаж — Хоппи, то есть фокомелус. Человек — калека, родился без рук и без ног, но правительство снабдило его инвалидной коляской и экстензорами, вместо рук. Он стал невыносимым, после того. как над его бедой надругался священник. прямо у всех людей на глазах. Он сказал что-то вроде: «Смотрите каких уродов пораждают эти бомбы«! — указав на, еще тогда маленького, Хоппи. И он это запомнил до конца своих дней, стремился стать лучше чем все остальные. И ещё одна бомба...

Мир стал совершенно другим...Все главные герои, кроме уже названных мной, продолжали жить, не меняясь внутри. А Хоппи, не буду описывать как, стал лучше всех, как ему казалось. На самом деле это была бессмысленная месть. Такое состояние мира дало Хоппи возможность проявить себя... но он направил свои способности не в положительную сторону. Он готовился к мести.

Доктор Бладмани оказался человеком, наделенным сверхъестественными силами, он мог вызывать бомбы, и все таки не исправил свою давнишнюю ошибку...Хотел ещё раз повторить ее.

Эти два персонажа явно убивают стабильность в этой книге. С ними все становится не так. Но, они оба сделали неправильный выбор. Их могли снова полюбить. Случай дал им проявить себя в положительную сторону. Но они не поняли этого...остались в глазах людей калеками.

Как я понял, суть в том. что нельзя никогда осуждать людей. Нельзя над ними издеваться за то, что они не такие как все. Ведь эта глубокая рана не заживет, и Филип Дик показывает, что все может обернутся в другую сторону, когда придется надеяться только на таких, как Хоппи. Когда только от чем-то обделенных природой людей будет зависеть ваша жизни. То бишь здорового физически. Этак книга о том, что нужно ценить людей не за внешность. Ведь катастрофа в книге сделала миллионы существ мутантами. У здоровых людей стали выпадать зубы! Ну и что же вы скажете? Когда вы в таких условиях — становится плевать на внешность.

Если у кого-то другие мысли, пожалуйста, пишите комментарии. Я мог и не понять всей сути, хочу потом ещё раз перечитать роман. Хочется почитать и чужие, справедливые мнения, чтобы создать общую картину, воссоединить и сформулировать точный посыл книги.

Оценка: 9
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение , 29 мая 2006 г.

Пожалуй,это второй по качеству постъядер, прочитанный мной до сих пор (первый, безусловно, — «Безумный Макс» Говарда Хайнса) — простите rovego и olesher :-) Очень психологически тонкая и выверенная работа. Думаю, русские способны понять это произведение лучше, чем кто-либо. Почему? На Руси издревле всяческие уродцы вызывали симпатию. Культивировалось мнение, что человек с противозачаточной внешностью, скорее всего, прекрасен внутри (взять хотя бы русские былины и сказки). Филип Дик показывает, что это не всегда так, и зачастую, будучи ублюдком с рождения, существо остаётся таким же даже после какого-либо события (катастрофы, обретения особого дара итыды), изменяющего как его, так и окружающих. И если кого-то это откровение меняет в лучшую сторону, то существует определнная категория нелюдей, которых как лишения, так и Дар Божий делают еще большими ублюдками.

Такие дела.

Оценка: 10
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение , 26 марта 2009 г.

Очень реалистичный постапокалипсис. Особенно удались автору бзрадостные картины жизни в этом чудом уцелевшем обществе. Этот роман роман являет собой предупреждение, о том к чему могла бы привести ядерная война если бы она все-таки разразилась в то неспокойное время ( а книга была написана в 1965 году, холодная война была в разгаре ). А еще здесь присутствует явный намек на то, что только сумасшедший был способен создать ядерное оружие и использовать его как аргумент для того чтобы решать какие-то проблемы в свою пользу. И это только один из смысловых пластов романа, отнюдь не самый содержательный и глубокий.

Оценка: 8
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение , 13 июня 2012 г.

В «Докторе Бладмани» Дик рисует картину своего виденья апокалипсиса, вызванного глобальной ядерной войной.

«Своего», потому что мир после Катастрофы не претерпел почти никаких ужасающих изменений, которые мы все так привыкли лицезреть в подобных произведениях других авторов...

Люди потихоньку восстанавливают города и свое прежнее окружение, вполне сносно соседствуя с мутантами как животными, так и человеческими. Бурными темпами идет освоение пригодных для сельского хозяйства территорий. В местных школах даже проводятся занятия...

Самыми ценными в обществе становятся так называемые «мастера», обладающие ценными техническими знаниями... Что вполне логично и добавляет достоверности тексту, несмотря на его общий гуманистический настрой.

Вообще, сюжет романа видется мне как борьба двух одаренных, но угнетенных либо психически либо физиологически, личностей с враждебно настроенным против них миром «нормальных» людей.

Главным оружием в этой борьбе будет выступать своего рода магия, у каждой из личностей своя, в результате чего одна сила поглотит другую, а якобы победившая сторона, в свою очередь, падет от руки еще более сверхъестественного существа.

Существа, которое в отличие от тех двух, не чувствует ненависти к человечеству... Оно просто хочет жить, быть как все, ощущая себя человеком в душе...

Ведь это гораздо важнее любых внешних отклонений...

Кстати, замечу, что перевод П. Киракозова выглядит более выигрышно по-сравнению с переводом Н. Переверзевой. У последней уже в первой главе встречаются «корявости», типа «Стюарт Макконти» вместо «Стюарт Маккончи» (в оригинале — «Stuart McConchie») и несуразное «Модерн ТВ. Продажа и ремонт телевизоров» вместо «Современные ТВ — Продажа и Ремонт» (в оригинале — «Modern TV Sales and Service»)...

Оценка: 7
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение , 6 февраля 2011 г.

Как известно, НФ — это не литература, это фантастика. Поэтому в ипостасях, свойственных высокой литературе, она не работает: сравните хотя бы фантастические и реалистические вещи Г.Дж. Уэллса — какие из них хочется читать и перечитывать? Лем почти единственным удачным (хоть и не бесспорно удачным) симбиозом НФ с реалистической прозой считал Брэдбери — да, согласен. И придется согласиться с тем, что Д-р Бладмани Дика неудачен, пот. что жанру НФ нет хода ни в антиутопию (даже «451 по Фаренгейту» — не лучшая вещь в жанре), ни в апокалиптические жанры, к 60-м годам уже разработанные литературой. У Дика все то, что посвящено выписыванию характеров, личным драмам и т.д. — ходульно и штамповано. М.б., это и не его недостаток, а родовая травма НФ, изначально призванной к жизни ради изображения того, чего не бывает. Поэтому попытки сделать НФ социальной, актуальной всегда выглядят неуклюже. Вспомнить хотя бы Стейплдона — «Последние и первые люди» воспринимаются безбожно глупо, пока автор пытается писать о ближайшем будущем, вырастающем из реалий того 1930 года, когда он писал роман. А вот когда темп повествования убыстряется и уходит вперед на миллионы лет, книга делается дико интересной. К сожалению, с 1930-х гг. многие авторы наступили на те же грабли. Исключение — НФ, созданная в тоталитарном обществе как фига в кармане официальным доктринам (Стругацкие). Но эта НФ было как знамя. На Западе же тоталитаризм был воображаемым, книжным. Антиутопии там служили не знаменем, а предостережением. Глупо и неестественно выглядят развлекательные жанры, когда их призывают к высокоморальным задачам.

Теперь о том, что хорошо. Хорошо описание самой катастрофы. Хороши картины постъядерного мира. Хороши некоторые (некоторые, подчеркиваю) психологические моменты — вроде того, как жители городка, дезориентированные тем, что Хоппи убил Бруно, собираются вынести ему благодарность (для Дика вообще характерно умение одновременно дезориентировать своих персонажей и читателей). Сама же сказочка безмерно слащава, а полеты Билла в сове и особенно то, что она его выблевала, по безвкусности примыкают к пелевинским говорящим лошадям и Достоевскому, живущему в компьютерной стрелялке.

Оценка: 5
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение , 21 декабря 2013 г.

Роман, сравнимый по качеству с «Сдвигом времени по-марсиански». Те же маниакальные мысли воспалённого разума, страдающего от однообразия и серости окружающего мира. Каждый персонаж одержим каким-то своим, свойственным ему безумием. Один старается компенсировать отсутствие конечностей стремлением к власти. Другой страдает от оголтелого соллипсизма, считая себя причиной всего происходящего, что, кстати, весьма неожиданно оказывается правдой. Третьей не даёт покоя собственная сексуальность. Четвёртый страдает от клаустрофобии и меланхолии... На протяжении всей книги нет-нет да и умрёт очередной персонаж.

Читать этот бред было тяжело и противно — в нём нет ни рационального зерна, ни оптимизма. Какая-то бесконечная однообразная беспросветная серость, загаженная мистикой в духе историй на РенТВ.

Оценка: 3
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение , 30 сентября 2013 г.

Написанный в начале 1960-х, «Доктор Бладмани...» стал ещё одним образцом в прямом смысле наркоманской прозы Ф. Дика. Только представьте, что всё повествование сосредоточено на небольшом посёлке, где проживают, например: девочка, разговаривающая с собственным братом, растущим внутри неё (и умеющим переселяться в другие тела, которые при этом перемещаются в саму девочку); её мать, изменяющая своему мужу направо и налево без всяких разумных причин; бывший физик, усилием мысли запускающий водородные бомбы; говорящая собака; мутант с манией величия, обладающий телекинезом и передвигающийся в «мобиле» собственного производства; негр, изготавливающий автоматизированные и автономно передвигающиеся ловушки для крыс... Это — не пост-апокалипсис и не социальная фантастика. Это — самая худшая книга из всех, которые я когда-либо читал. 0 баллов из 10.

Оценка: 1
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение , 20 мая 2013 г.

Апокалипсис. Сотворенный руками и мыслью людей. А потом станет еще хуже. Люди мутировали. Здравому смыслу в апокалиптическом мире места нет и не будет. Это будет мир идиотов, умеющих убивать на расстоянии. А, может быть, и того хуже. Это будет мир убийц-созидателей или наоборот. Мир, в котором грань между Спасителем и Смертью либо отсуствует вообще, либо очень условна и почти не существует. При этом написано легко, со злой иронией. Так и не разглядел в романе ни одного положительного персонажа, хотя все герои — привычные, литературные американские персонажи. Парадоксальная книжка.

Оценка: 7
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение , 21 июля 2010 г.

Произведение объёмное, атмосферное и располагающее к крайне вдумчивому чтению. В самом деле, динамика сюжета крайне низкая и любителям масштабной приключенческой постапокалиптики в духе того же «Макса» её рекомендовать не следует.

Но книга хороша. Продуманные образы и ситуации, очень качественный «пролог» (жизнь до начала атомной вакханалии). Мне показалось, что продемонстрированная жизнь «после бомбы» несколько более благоустроенная, чем это обычно представляется...

Оценка: 7
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение , 26 мая 2009 г.

Все связи потеряны, многие достижения цивилизации забыты, пути сообщения разрушены, и это всего лишь через небольшой промежуток времени после катастрофы, но человечество все равно движется вперед пусть в новой, пугающей действительности — многочисленные мутации среди живого мира (в том числе и людей), «уродокинез», крыса, играющая на флейте, говорящий наивный пес...

Мир постъядера, созданный Диком, поражает прежде всего обилием ярких запоминающихся персонажей, психологизмом каждого из них и общества в целом. Все это, помноженное на иронию автора, оставляет прекрасные впечатления по прочтении романа.

Оценка: 8
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение , 21 сентября 2007 г.

Ничем не зацепило. Все ждал, когда же станет интересно — так и не стало. Показалось сплошной мутью. Ни о каком погружении в мир постъяда не произошло. Дочитал только из принципа. Не ожидал, что роман Дика так сильно мне не понравится.

Оценка: 3
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение , 11 марта 2007 г.

Дик умеет полностью передавать атмосферу созданного им мира. Этому способствует и его фирменный стиль (вообще у него их несколько :smile:). Показать мир глазами разных людей, их внутренний мир, эмоции, отношения с другими. Складывается ощущение, что речь ведется от первого лица, но автор рассказывает со стороны (что позволяет моментально менять действующее лицо), проникая в душу к своим персонажам.

Создалось ощущения полного погружения в постапокалиптический мир. Хотя автор иногда перегибает палку (особенно в конце, и поэтому 9, а не 10), но роман от этого много не теряет.

Оценка: 9
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение , 6 октября 2014 г.

Не буду расписывать все; отличный роман, показывающий будни мира после глобальной ядерной войны, так сказать, во всей красе.

Первоначально я, как и многие из вас, не особо уловил более глубинный смысл этого произведения Дика. Кажется, что это не самый удачный его, если считать сюжет, роман. И действительно, мало что заметно кроме описания мутантов и недурного постапокалипсиса. Заметил я это только сейчас, заново прочитав название книги:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Каждый из нас и есть Доктор Смерть; все мы можем как уничтожить, так и спасти мир; Доктором Смерти могут быть и державы, и сумасшедшие ученые, и недалекие главнокомандующие и обычные люди, которые могут превратить жизнь своих близких в атомный ад. Ведь и, казалось бы, молодой парень-калека, который стремится к спасению мира, на самом деле становится таким же Доком-Смерть, как и Бладмани...
.

Оценка: 8
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение , 22 марта 2011 г.

Постапокалиптика в исполнении Дика. Мир маленьких общин и людей, которые занимаются мирными делами – учат детей, делают очки, изготовляют бренди и табак. Нет никаких феодальных баронов, каннибалов (по крайне мере, в том обществе, которое описывается). Просто рассказ о людях, которые пережили апокалипсис и остались людьми.

Оценка: 6
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение , 25 октября 2006 г.

Гм... Мне язык и стиль этого писателя не очень по душе. Идея — интересна, не спорю, а вот реализация... Атомная катастрофа описанного масштаба намного страшнее, чем это в книге изложено!

Оценка: 6


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх