FantLab ru

Филип Дик «Лабиринт смерти»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.43
Голосов:
714
Моя оценка:
-

подробнее

Лабиринт смерти

A Maze of Death

Другие названия: Гибельный тупик

Роман, год (год написания: 1968)

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 73
Аннотация:

Колонисты, привлеченные выгодными контрактами, прибывают на загадочную планету – Дельмак-ноль. Они не знают, кто руководит колонией и зачем они там оказались. У них нет связи с внешним миром и возможностей покинуть планету. Один за другим поселенцы гибнут и оставшиеся в живых не могут установить причины смертей и найти ответы на остальные интересующие их вопросы, что становится жизненно важным, чтобы выбраться из лабиринта смерти. За одной истиной скрывается другая, а за другой – третья и чтобы победить смерть, этот путь нужно пройти до конца.

Входит в:

— журнал «Если 1995'11-12», 1995 г.


Номинации на премии:


номинант
Бразильская премия "Нова" / Prêmio Nova, 1988 // Зарубежная книга. 5-е место (США)

номинант
Премия альманаха "Gigamesh" / Premio Gigamesh, 2000 // Научная фантастика - Роман (США)

Похожие произведения:

 

 


Гибельный тупик
1993 г.
Лабиринт смерти
1997 г.
Лабиринт смерти
2002 г.
Человек в высоком замке. Лабиринт смерти
2006 г.
Свободное радио Альбемута
2010 г.
Лабиринт смерти
2011 г.
Лабиринт смерти
2018 г.

Периодика:

Если № 11-12, ноябрь-декабрь 1995
1995 г.

Издания на иностранных языках:

A Maze of Death
1970 г.
(английский)
Maze of Death
2005 г.
(английский)
Philip K. Dick: VALIS and Later Novels
2009 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  19  ]  +

Ссылка на сообщение , 9 сентября 2013 г.

Наверное, я никогда не читал книги, в которой так превосходно описано падение человека в омут безумия. С каждой главой, с каждой фразой, с каждым действием героев ты понимаешь, что они пропали, что книгу пишет сумасшедший, и сам читатель начинает сходиться с ума, т.к. не может понять, что происходит, мечется между строк, не находя выхода. Самое главное в этой книге — ее «ненормальность». Это чистое, продуманное до мелочей, до каждого междометия, сумасшествие. Это гениально! Я не могу как-то снизить оценку за то, что этот роман очень «неудобный», непривычный или просто «бред сумасшедшего». Он написан просто превосходно. Особенно, когда ты читаешь его после какого-нибудь «Дигитала» Олега Маркеева, романа, разрекламированного, как «российская Матрица». Сравнивая, ты понимаешь, что такое настоящий талант. И я здесь даже не об уровне фантазии, не продуманности религии, нет! Я об искусстве создать в голове у читателя правдоподобный логичный (пусть и странный) мир. Ты мечешься по планете «Дельмак-0», ты видишь, как электронные растения меняют форму, ты идешь топиться в реке и чувствуешь отчаяние. Ты живешь в этом романе. Это литература другого уровня. И вот пока ты там живешь, Дик обрушивает на тебя концовку, которая по мощи, сравнима с «Долгим Джонтом» Кинга.

И только тогда в ваше воспаленное сознание проникает весь ужас того, что происходит с героями на самом деле.

Оценка: 10
–  [  19  ]  +

Ссылка на сообщение , 18 декабря 2012 г.

Вот еще один исключительно примечательный, мастерски написанный фантастический роман, который, судя по небольшому количеству отзывов, почему-то обходят вниманием читатели. А ведь в нем есть практически все, что ищут обычно любители фантастики: динамичный сюжет, сочетающий детектив и классическую фантастику, глубокий психологизм, философию и религию.

Сюжетно этот роман очень близок к «Убику», в том плане, что вновь предстоит искать убийцу, который прячется среди героев, проникать в тайны Сознания и участвовать в Играх Разума.

В «Лабиринте смерти» нет долгого начала: здесь сразу с первых строк появляются тайны и загадки. Ну, кто, скажите, согласился бы доверить освоение новой планеты этой кучке неудачников, эгоистов и невростеников, обремененных немалым количеством пороков, среди которых алкоголизм, наркомания, религиозный фанатизм, всевозможные мании и фобии? Среди такой компании любой может оказаться убийцей.

И если бы все было так просто на этой странной планете Дельмак-ноль : вычислить убийцу — и дело с концом. Но здесь все загадочно: странные миражи, роботы, которые следят за каждым шагом и маскируются под обычных животных, Черное Здание, до которого так трудно добраться, и еще труднее в него войти, удивительный механизм, способный скопировать все, что угодно. На каждом шагу — ловушки, и все не то, чем кажется. И как только добыт ответ на один вопрос, тут же появляется дюжина других.

Пи этом остановиться и подумать практически нет времени: одно загадочное происшествие следует за другим, пожары сменяются взрывами, погонями, нападениями неизвестных. И все, до чего успеваешь додуматься, перечеркивается очередным неожиданным поворотом сюжета, уводящим на новый уровень многослойного повествования.

Но в том виде, что я описала, это был бы лишь отличный фантастический боевик с большой примесью детектива. Занятные Игры воображения и фантазии. Если бы не детально разработанная религия, причудливым образом объединяющая понятия Добра и Зла, Созидания и Разрушения, материального и духовного. Религия, созданная разумами отчаявшихся людей, вложивших в нее свои тайные мечты о Спасении, несбыточные надежды на Избавление, приводящая к такому неожиданному финалу, который стирает все полученные читателем ответы и оставляет лишь новые вопросы.

Оценка: 9
–  [  15  ]  +

Ссылка на сообщение , 10 октября 2007 г.

Философская беллетристика от Ф. Дика, скрытая в оболочке почти что детективного сюжета о загадочных убийствах колонистов, происходящих на планете Дельмарк-0. В «Лабиринте смерти» Дик обращается к своим любимым темам: реальность как фальшивка, странные, вымороченные сны и видения героев, отражающие эту фальшивую реальность. И, неизвестно, какой из этих миров — «сновидический» или «реальный» — оказывается страшнее и безнадежнее... Дик пишет о катастрофе самоидентичности человека, о пугающем столкновении со своим внутренним миром, которое, увы, не в состоянии разрешить современный индивид.

Оценка: 9
–  [  14  ]  +

Ссылка на сообщение , 8 марта 2016 г.

Для первого знакомства с творчеством Филипа Дика я выбрала небольшой, но известный роман (не такой известный, как «Убик» или «Человек в высоком замке», но всё же) – «Лабиринт смерти» (он же «Гибельный тупик»).

Встретила меня фантастика. Выстроенный параллельными линиями сюжет, где герои прибывают на некую планету из разных точек вселенной, чтобы получить желаемое, соответствует всем условиям жанра. Космические челноки в одну сторону, поселение на дикой планетке, узкоспециализированные люди, собранные для неведомых пока задач неведомо кого. Автор не даёт подсказок, с чем придётся столкнуться читателю, и я, читатель, верю автору на слово.

А зря! Теологические выкладки вдруг обрушиваются на меня, хотя я ведь вижу, что специально для этого романа Диком создана автономная религия, отчасти построенная на принципах известных нам теизмов. Каждый из четырнадцати героев романа имеет хоть какое-то отношение к вере, но это отнюдь не религиозный текст. Благодаря теологии фантастика превращается в психоделику, и когда герои сталкиваются с проблемой – они застряли на планете, о которой ничего не знают! – классический сюжет превращается в чудовище Франкенштейна: это немного и детектив, и драма, и притча, и даже ужасы. Кажется, что всё смешалось не только в доме у Облонских, но и у автора в голове. Предсказать, что он предпримет в следующей главе, просто невозможно.

Итак, на руках у нас четырнадцать героев, странноватый и жутковатый мир, а также подозрения, касающиеся зачинщиков этого мероприятия (надо же такое выдумать – послать к чёрту на рога абсолютно некоммуникабельных людей!). В какой-то момент начинаются убийства, и становится ясно, что выбраться с планетки героям просто так не удастся. Да и удастся ли вообще?

Эта история преподнесена через многих героев, поэтому когда очередного носителя «читательских глаз» убивают, просто не знаешь, что и думать. Кто станет следующим «показывающим»? И не значит ли это, что его следующим и прихлопнут? И кто? И ещё – почему?

Это настоящий лабиринт смерти. По нему пройдут все. Игра, где кукловоды принимают неожиданные формы, загадка с горьким ответом.

Очень логичный роман. Немного страшный (психологически). Мастерски интригующий и задающий ровно столько вопросов, чтобы не вывалиться за рамки установленных жанров.

+8

Оценка: 8
–  [  11  ]  +

Ссылка на сообщение , 16 марта 2011 г.

Детектив? Психоделика? Триллер? Боевик? Философская притча? И да, и нет... Пожалуй, лучше всего будет замешать этот коктейль, добавить героев, изображающих различные психические патологии, избавить книгу от вообще каких бы то ни было ярлыков и констатировать факт, что Дик традиционно непредсказуем.

Оценка: 10
–  [  11  ]  +

Ссылка на сообщение , 13 апреля 2010 г.

Когда я узнал о книге Убик, я начитался мнения людей без спойлеров и был готов к чему-то невообразимому в конце. Когда я купил книгу и прочел ее до конца, с огромным удовольствием, я пришел в недоумение, т.к. грандиозного финала не обнаружил, да, книга отличная, но ничего с ног на голову меня не поставило. Минут через 10 я еще раз прочитал последние 2 предложения несколько раз и до меня тогда дошло... Т.е. так и не дошло, что же произошло, или ГГ изменяет реальность из мира мертвых, или его босс тоже лежит мертвый рядом.

За время прочтения Лабиринта мнение переменилось несколько раз. Ну, во-первых, как у любого автора, книг или музыки у автора будет один стиль. Так и тут, в принципе, если читать Дика, можно догадаться, что в конце произойдет какой-то перевертыш и еще изменение реальности. И есть повторение, тут появился ниоткуда Заступник, которого выдумала команда корабля, и уводит Сета Морли. В «Мечтают ли андроиды об электроовцах» Мерсер, несуществующий персонаж, появляется и помогает Декарду, в Убике появляется мертвая жена босса главного героя и дает убик, ну тут как то это объяснимо. Я то предполагал, что все происходит в сознании одного человека, а он сидит в психушке, и когда все решили, что они на Земле и являются убийцами, я был уверен, что правильно угадал. Когда я понял, что герои

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
играют в игру,
я подумал, что это пошло в настоящее время читать такую банальщину, во время написания книги, наверно это было в новинку. Потом я дочитал до места, что
Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
они на корабле и приговорены умереть на нем
, мое мнение изменилось вновь. Потом эпизод с уходом Сэта Морли, я бы не согласился бы
Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
быть растением
, если честно. Ну да, несколько стандартный для Дика ход, но это предает некую загадочность. И еще интересный ход, что все решительно заявили, что не хотят
Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
возвращаться в последний мир на Дельмак-0 и все же выбрали именно его.
После прочтения книги становится совершено ясно название, хотя в середине книги герои и выдвигают гипотезу, что они как крысы в лабиринте, истинное значение ясно только под конец. Они действительно в лабиринте
Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
без выхода и их ожидает смерть как избавление. И есть 1 лазейка заглянуть, что там за лабиринтом, и они от безысходности припадают к ней и ждут конца.
В принципе большинство людей такие, запертые в лабиринте обязательств, работы и т.д. находят отдушину в ТВ, играх, книгах, друзьях, но приходит время и надо возвращаться к реальности. Конечно, можно взять оружие и пойти на улицу, отринуть все законы окружающего мира и сказать свое НЕТ всему, как делали герои книги, но это не всем подходит. Наверно в настоящее время человек не может быть свободен, несмотря на деньги, власть. Есть только мнительное чувство ее. Мне очень понравилась книга, догадаться ПОЛНОСТЬЮ, что произойдет нереально. И, наверно, в книгах Дика главное послевкусие... прочел, удивился, а потом несколько дней обдумываешь. Это как после прочтения Помутнения (моя первая книга у него) в голове крутились последние строчки: «Подарок для моих друзей, подумал он. И крошечным уголком мозга, куда никто не мог заглянуть, устремился вперед ко Дню Благодарения. «

Оценка: 10
–  [  10  ]  +

Ссылка на сообщение , 22 января 2007 г.

Ненавижу Дика.

Сидишь, читаешь, мучаешся, перевариваешь его наркотические фантазии. Думаешь, бросить или читать дальше. Дочитываешь до конца — а там ТАКОЕ. «А может еще что-нить у Дика почитать?» Вот с таким вопросом каждый раз, перечитал половину библиографии Дика. Ну что же, еще есть читать другая половина.

ПС.

А «Лабиринт смерти» ака «Гибельный тупик» надо читать подготовленным и закаленным на других произведениях Дика, иначе можно не понять за что такие большие оценки.

Оценка: 10
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение , 22 сентября 2011 г.

Эта книга — луковица. Ну, или матрешка. Один слой, потом второй. Думаешь, все. Ан нет, есть слои дальше. После снятия последнего слоя думаешь — а была ли луковица вообще?

Оценка: 6
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение , 17 января 2012 г.

В кинематографе есть такое понятие, как «кино не для всех» (туда с равным успехом иногда относят «авторское» и «артхаусное» кино). Кино это, как правило, странное фантасмагоричное, но манящее и парой, заставляющее задуматься о вечном и великом. Такое кино трудно пересказать, его стоит смотреть и самому делать свои выводы. С полным правом подобное определение можно отнести и к данному роману Филипа Дика.

Начало романа, как и начало большинства «авторских» кинополотен резко ставит читателя в неожиданный тупик и повергает в некоторый иррациональный шок (кто читал, тот поймёт). Сюрреалистическая теория автора романа и её реализация на трёх сотнях страниц иногда походят на настоящий бред душевнобольного или одурманенного писателя. Далее, по мере прочтение романа, это впечатление лишь усиливается благодаря абсурдному поведению главных героев и абсурдности всего мироустройства. Мир Дика в «Лабиринте смерти» – это причудливый мир из жуткой смеси картин Сальвадора Дали и Иеронима Босха (может сравнение не совсем удачное, но мне показалось именно так). Абсолютная противоречивость и противоестественность порой заставляли меня бросить «Лабиринт смерти» и вырваться из его круглых коридоров, выкрашенных в жёлтую охру. Но желание дочитать до конца и понять в чём же состоит прелесть авторского замысла (а это был лишь мой второй роман Дика) сделали своё дело. К исходу месяца (книги я люблю читать не спеша, да и дел было многовато) роман был осилен, а состояние противоречивого изумления от всего романа лишь усилилось шокирующей концовкой. Оказалось, что Филипп Дик, мастерски готовил читателя к развязке романа. На протяжении романа весь абсурдно-сюрреалистический мир Дика с его непоследовательно-истеричными героями таил в себе страшную и поразительную правду. Эта правда обрушилась, как удар стального молота по соцветию горных кристаллов, и мир разлетелся на мириады песчинок, а главные герои продолжили своё обречённое существование, пытаясь спрятаться от жестокой правды за хлипкой ширмой из придуманного, но фальшивого мира.

Оценка: 9
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение , 29 января 2016 г.

Очень примечательный и необычный роман, где восприятие происходящего меняется с каждым абзацем, не говоря уже о странице. Вот чистая колониальная фантастика, которую сменяет стремительный триллер. а потом забористая психоделика, сочащаяся чистейшим безумием, перетекающая в почти классический детектив, но поиски преступника осложняет постоянно меняющийся фон и вводные. Это все создает совершенно безумный, но очень интересный водоворот.

Здесь «10 негритят» встречаются с «Алисой в Зазеркалье» и много чем еще.

Филип Дик искусно создает иллюзию, избавившись от которой, попадаешь в очередную иллюзию, и так далее.

Роман постоянно не то, чем кажется.

И только на последней странице можно понять что же тут творилось. При условии, что внимательно читал книгу, а не просматривал. И то остается простор для трактовок и игры воображения.

Оценка: 10
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение , 16 января 2010 г.

Сильная книга. Редкий пример когда концовка типа «и тут он проснулся в холодном поту» делает книгу только лучше. Последние главы дают лучшее понимание всех предыдущих глав и дают понять, что же такое «гибельный тупик».

Книга — прекрасный пример фантастики, повествующей прежде всего о людях. Прочитав книгу я понял, как же всё-таки мало отделяет нормального человека от психа, практически ни за что убивающего своего товарища.

Из минусов — растянутое начало. Но это можно списать на нагнетание атмосферы.

Оценка: 10
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение , 12 декабря 2008 г.

ИМХО, книгу сильно спасает финал. Я за него добавила сразу балла три. Так как если брать саму книгу, то хоть читается она легко, тем не менее, беда как раз в том, что за этой легкостью долгое время ничего не ощущается. Какие то шаблонные герои, картонные истории, непонятная, плохо представляемая местнось планеты Дельмак-0. К тому же, идея о группе людей, отрезанной в силу обстоятельств от внешнего мира уж очень не нова. Интерес стал нарастать с момента появления людей в черной коже, ну собственно, это последняя четверть книги.

Конечно, финал все это оправдывает свой пронзительностью, грустью, ощущением трагической безысходности и тем, что все линии наконец связываются воедино. Но основная часть книги все таки бледновата, да и появление Заступника на корабле почему то не вписывается ИМХО в логику финала.

Оценка: 8
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение , 4 декабря 2018 г.

Роман «Лабиринт смерти» определенно находится в верхнем списке произведений Филипа Дика.

История чуть больше десятка колонистов, прибывших на заброшенную планету Дельмак-0 непонятно для чего. Впереди ожидает куча загадок и тайн самой планеты, наподобие «Града обреченного», масса убийств в духе старых-добрых «Десяти негритят» и финальный поворот в духе «Распалась связь времен». Конечно, в совокупности роман больше всего напоминает «Убик». Но здесь, во-первых, шедеврально прорисована действующая в галактике религия, а во-вторых, каноничная концовка в духе всех фильмов начала нулевых, где сюжет переворачивается с ног на голову. Конечно, в «Убике» было нечто похожее, но здесь концовка понятна и однозначна. Это — знаковый канон всех будущих подобий фильмов с перевернутой концовкой.

Разбирать психологические и моральные темы, которых, как может показаться, касается автор, я не буду. Ибо считаю этот роман исключительно развлекательным и работающим на впечатление. Новая религия в «Лабиринте смерти» — хороший бонус для людей разбирающихся. А так, это произведение на атмосферу, сюжет, концовку и переживание.

Я могу пофилософствовать, что все мы, жители планеты Земля, мечемся вокруг своей звезды, летим мимо других галактик и бессмысленно, отчаянно умираем. И что нам приходится почти всегда играть в имитацию, дабы забыться и принять на себя какую-нибудь полезную социальную и поведенческую роль. Однако никаких новых откровений данный тезис лично мне не дает. Роман «Лабиринт смерти» — просто отличная картина, красивое полотно.

Оценка: 9
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение , 21 августа 2012 г.

Сильный роман!

Несмотря на то, что сюжет подозрительно похож на «Десять негритят» А. Кристи! Атмосферой и психологией замкнутого людского пространства, где происходит нечто ужасное, то что любила разрабатывать Агата Кристи, повеяло почти сразу, и далее я только успевал получать новые подтверждения этой похожести.

Поначалу, где-то первую треть романа, всё напоминало какую-то невнятную кашу из реальности и метафизики, но затем, когда из уст доктора прозвучало, что божества, всевозможные Ходящие-по-Земле, Заступники и Разрушители Формы — это лишь негуманоидная форма жизни, а так называемые Господние миры — это то пространство вселенной, где они обитают — вот тут и появилась настоящая интрига и подлинный интерес к событиям. Тогда же некоторые жители поселка на Дельмак-Ноль, где происходит действие, начинают догадываться, что возможно, они — участники некоего психологического эксперимента с какими-то туманными целями, а в прошлом — либо преступники либо пациенты психушки.

Но всё ставит на свои места замечательная концовка произведения! Оказывается, что планета и все происходившие на ней события смоделированы в полиэнцефальном разуме корабельного суперкомпьютера! А данный виртуальный мир призван снизить агрессивные наклонности по отношению друг к другу летящих на звездолете людей! Замечательный поворот сюжета! И неожиданный. Причем этот корабль в результате аварии обречен, как и находящиеся в нем люди, и будет вечно вращаться вокруг погибающей звезды. И самое главное — выясняется, что люди, пройдя сеанс виртуального бытия (для сброса накопившейся негативной энергии), несмотря на жестокость и омерзительность вымышленного мира, хотят туда вернуться! Они оправдывают себя тем, что там у них, по крайней мере, была какая-то надежда и заступничество Высших сил, что для человека очень важно, а порой — жизненно необходимо! В той реальности все они — верующие, а в этой — атеисты. Возникает вопрос: что лучше — сладкие иллюзии, взращенные на параноидальной почве, или суровая правда с в общем-то устойчивой психикой, разумностью и цивилизованностью в отношениях?

Правда в финале, на корабле, один из героев, Сет, все-таки встречает Заступника, и тот уводит его в мир, где он, исходя из собственной просьбы, станет растением. Только непонятно — то ли встреча произошла на самом деле, то ли Высшее существо опять привиделось Сету, и происходящее надо расценивать как иллюзию в мозгу героя...

Вот такие повороты! В высшей степени необычный роман, в котором действительность и иллюзии переплелись в тесный, загадочный клубок.

Оценка: 9
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение , 5 августа 2009 г.

Наверное, самый развлекательный (и поэтому крайне «удобный» для неофитов) диковский роман. И да (соглашусь с uldemir), стойкое ощущение, что я смотрю говорухинские «Десять негритят», во время чтения не покидало. Не удивлюсь, если окажется, что Дик сознательно взял за основу классический роман старушки Кристи. Благо, последний увидел свет лет за тридцать до рассматриваемого ныне опуса (и очень уж много совпадений, даже в мелочах).

Несмотря на то, что детектив получился практически прямолинейным (без каких бы то ни было отступлений, без детализированного описания мироустройства), фирменная диковская психоделика, крайне интересная религиозная подложка и убойный финал делают этот роман поистине великолепным.

Оценка: 9


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх