FantLab ru

Тимур Вермеш «Он снова здесь»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.74
Голосов:
120
Моя оценка:
-

подробнее

Он снова здесь

Er ist wieder da

Роман, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 30
Аннотация:

На задах спортивной площадки в мундире, от которого разит бензином, открывает глаза после долгого сна ОН. ОН, чье имя стало нарицательным и проклятым на многие столетия вперед, не может потеряться в мире, где главенствуют равнодушие, толерантность, кривотолкование понятий и незнание истории. И вот общество, поставившее выше морали и чести ценности из количества просмотров на «Ютьюбе» и лайков интернет-страниц, с интересом смотрит на того, кто смело говорит им, во что оно превратилось.

Ему не нужно даже скрывать свои мысли. И тот, кого еще вчера воспринимали как шута, сегодня слушают как пророка.

Экранизации:

«Он снова здесь» / «Er ist wieder da» 2015, реж: Давид Внендт



Похожие произведения:

 

 


Издания: ВСЕ (1)
/языки:
русский (1)
/тип:
книги (1)
/перевод:
А. Чередниченко (1)

Он снова здесь
2014 г.





Доступность в электронном виде:

 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  24  ]  +

Ссылка на сообщение , 2 августа 2014 г.

Главный аргумент против демократии — Гитлер пришел к власти в результате честных выборов

Фашизм это такая зараза, которую сразу и не узнаешь. Можно падать в обморок при виде свастики и штрафовать любого журналиста, посмевшего, сука такая, обсуждать Великую Отечественную. Только это не помешает известному актеру, который одновременно является православным священником, выступать за ввод войск в соседнюю страну и сжигание геев. Не помешает известным людям выступать за смертную казнь. Не помешает именитым режиссерам снимать фильмы, где единственный адекватный персонаж — немецкий капитан. Ну как же пидоры это фу, убивать их надо, пока маленькие! А кино — ну это же просто кино... Только вот даже в нашей стране не смогли вбить людям в голову, что фашизм это не свастика, не Паулюс, не Геббельс, не СС и даже не гестапо. Он может быть с другим символом и даже без него, может прикрываться национальной идеей и нравственной чистотой. Он может даже замаскироваться под шутки и комедии, только от этого фашизмом быть не перестанет. И упустить его не проблема — если считать, что фашизм это то, что в 1945 застрелилось в бункере, а потом было добито и осуждено на Нюрнбергском процессе, а не желание расстрелять половину страны, чтобы другим неповадно было, а еще треть сжечь или изолировать.

В апреле 2011 года на лужайке в столице Германии в себя приходит фюрер Адольф Гитлер. Немного осмотревшись, он понимает, что Германия в глубокой заднице, и нужно, чтобы её кто-то оттуда вытащил. Он даже не шифруется — он Гитлер, и этим все сказано. Но только все, что он говорит (а он человек довольно честный — говорит все напрямую «Фюрер был избран в результате демократической даже по сегодняшним меркам процедуры. Фюрер, который был избран, с неопровержимой ясностью формулировал свои планы. Его избрали сами немцы») И его принимают на ура. Его речи — точны, формулировки близки каждому немцу, уставшему кормить всю Европу, армию безработных и кучу эмигрантов у себя дома. Если бы любому персонажу ткнули в учебники истории, на сказанное Гитлером, он бы дежурно ужаснулся, пожал плечами и пошел на работу. Но они считают Гитлера актером-комедиантом...и вслушиваются в каждое его слово. Но он же комик, сатирик, он это делает, чтобы это больше не повторилось!.. Только большинство благовоспитанных немцев, будь у них такая возможность, скорее всего бы взяли факела и прошлись бы шествием по Берлину, грозясь спалить всех евреев, цыган, проституток, гомосексуалистов и коммунистов. Нет, скажете вы? А посмотрите на карту Европы чуть южнее ФРГ — видите там Балканы?..А теперь почитайте, что-нибудь про Югославию. НАТО? США? Но убивали-то друг друга сами югославы, бывшие соседи. И не первый раз, кстати. Тут, как говорится, дай только возможность... А уж чувства гражданина об утраченной империи, нравственности и патриотизме — смесь убойней национальных и религиозных трений.

А в книге тем временем Гитлер собирает сторонников, чтобы при помощи телевидения, интернета и немецкой гордости вернуть утраченное.

Книга немецкая и для немцев, только тут каждому читателю, на любом языке есть о чем подумать. Потому что Гитлер собственной персоной, конечно, не заявится в Берлин. А вот нечто другое может вползти в любую страну в любой момент времени.

Оценка: 10
–  [  12  ]  +

Ссылка на сообщение , 1 августа 2017 г.

Известное крылатое выражение Гегеля гласит, что «история повторяется дважды — один раз в виде трагедии, другой раз в виде фарса». Именно нарочитым фарсом и начинается сатирико-политический роман «Он снова здесь» Тимура Вермеша, где в 2011-ом году одним прекрасным летним днем на берлинском пустыре внезапно просыпается Адольф Гитлер. Его принимают за чудаковатого оригинала-комика, приглашают на телевидение, устраивают на развлекательную передачу. Однако с каждым днем происходящее утрачивает юмористический подтекст и обретает все более трагичный окрас, поскольку вернувшийся Гитлер неумолимо пробивается к вершине власти. Но почему же современная демократическая Германия у Вермеша оказалась беззащитной и беспомощной перед вторым пришествием Адольфа?

Казалось бы, свободы мнений и слова, равенства перед законом, отлаженных гражданских институтов достаточно, чтобы поддерживать установившееся положение дел в стране и выдавливать радикалов на периферию общественной жизни. Однако если реальные проблемы социума замалчиваются, недовольство подавляется прессом негласных правил — установками на показной плюрализм мнений и искусственное равенство, то будущий диктатор-маньяк крайне легко сыграет на подспудном ропоте и затаенном раздражении. Хватит лишь несколько раз назвать вещи своими именами, чтобы завоевать любовь публики, а затем уже мало кто будет пристально анализировать, куда клонит новоявленный лидер. Именно так очутившийся в Берлине Адольф начинает, как рядовой комик с пятью минутами в чужом шоу, а затем получает отдельную передачу, заводит канал на ютубе и входит в серьезную политику.

Первое, что стоит отметить, обсуждая впечатления от романа, это убедительная и тщательная реконструкция образа Гитлера, выполненная автором. Вплетенные в текст цитаты из реальных выступления фюрера смотрятся вполне органично и естественно на фоне других диалогов и монологов. Вообще, образ Адольфа здесь является ключевым — ведь именно через призму его искаженного ненавистью мышления Вермеш демонстрирует слабые и сильные стороны современного мира. И становится понятнее, как Гитлер сумел стать фюрером — фанатичная убежденность помноженная на ореол лидера и чеканную псевдологику, которая отлично действует на взбудораженную толпу. Бывший диктатор крайне тонко действует в тактическом плане, чутко импровизируя и остроумно находя решение в сложной ситуации, но стратегически он чудовищно упрям и близорук в своей ненависти ко всему инакомыслящему и не немецкому.

Второй важной составляющей книги является смесь социальной и политической сатиры с комическими зарисовками. Поначалу многое выглядит забавным и безобидным, нестандартный взгляд со стороны на современную архитектуру, попытки Гитлера истрактовать новые обычаи и нормы. Но зловещие нотки становятся все слышней с каждой страницей. Гитлер ничуть не изменился, по-прежнему идет к однажды поставленной цели. Медийная развлекательная жвачка и ритуальное обессмысливание свободы слова и мнений создали прекрасную почву для яркого лидера, который предлагает действовать, сражаться во имя благоденствия нации. Людям нужна идея, чтобы выплеснуть энергию, и бывший диктатор дает им такую возможность. Прагматичная акула-бизнеса оказывается одинаково полезной для Гитлера, как и юная, легко увлекающаяся секретарь. И вот уже сотрудники телекомпании радостно вскидывают руки. Смешно? Отнюдь. Ведь в финале Адольф выносит на свои агитационные плакаты циничный и наглый слоган: «Не все было плохо!» Хотя точнее бы звучало так: «Плохо было не всем!»

Итог: остроумная, хлесткая и пугающая реконструкция мышления Гитлера в современном мире.

Оценка: 9
–  [  10  ]  +

Ссылка на сообщение , 28 октября 2015 г.

Превосходная, удивительным образом вышедшая в свет, книга.

Изложение от лица Гитлера в этой книге постоянно находится на грани. Нужно было быть очень смелым человеком, чтобы написать такую книгу, в которой главный злодей мировой истории выглядит так хорошо. А Гитлер в этой книге — это Гитлер из «майн кампф». Это-то и страшно.

Фюрер просыпается в наше время в Берлине и начинает заново свое восхождение, пользуясь всеми современными информационными ресурсами. Гитлер очень тонко подметил одну особенность: если в 20 веке, чтобы донести свои идеи, нужно было сгонять людей, вести пропаганду, то сейчас достаточно выложить ролик на ютьюб. Но почему тогда ничего не происходит, удивляется он? Да потому что у европейцев больше нет никаких идей. Марти Макфлай, если бы прилетел наконец к нам, наверное бы не удивился. Все осталось таким же как прежде. Только вместо аэробордов, молодежь гоняется за 6-ми айфонами. Карл Маркс жил в нищете, его дети умирали с голода, но он продолжал писать свой труд, потому что был уверен, что если он его не успеет написать, мир не выживет. Адольф Гитлер силой своих идей изменил судьбы мира, идеи Ленин без всякого интернета за короткое время преодолели десятки тысяч километров. Но что стало с этими идеями в мире потребления? Равен ли человек, владеющий средствами производства, человеку работающему на него? Равен, говорят нам средства массовой информации, говорит нам Джордж Сорос, Ангела Меркель и Михаил Ходорковский. И не надо ставить под сомнение современный общественный строй. Сейчас идеи не в почете. Демократическим борцам с инакомыслием не нужны никакие идеи, им нужны рабочие руки, нужны турки, мигранты из Магриба, сантехники из Румынии. Государству не нужны новости, ему нужно, чтобы по телевизору показывали как можно больше разных рецептов приготовления заливной рыбы, как можно больше всяких «Суд идет» и «Дома-2».

«Я не мог в это поверить. Кто станет смотреть такое по доброй воле? Хорошо, возможно, недочеловеки, едва умеющие читать и писать, но кто еще? Всех этих убогих следует скопом засунуть в трудовой лагерь, громко объявил я аппарату, а их квартиры отремонтировать, или даже лучше стереть весь дом с лица земли и устроить на его месте плацдарм, чтобы навсегда уничтожить память об их унылом копошении из здорового народного сознания. Я разгневанно выбросил коробочку управления в корзину для бумаг.»

Не этого ли мы хотим иногда? Или уже не хотим?

Какие ценности, какие идеи отстаивают сейчас европейцы? Ведь нельзя сказать, что они ни за что не борются. Я включаю Евроньюс и вижу акции, пикеты, забастовки, флешмобы. Люди что-то отстаивают и за что-то борются. Но это не идеи, это идейки. Мир, прогресс, свобода выражения, экология, удовольствия, толерантность. Все это замечательно, но вторично. Это борьба за все то же потребление. Европейцы больше не верят в то, на чем были основаны их убеждения: в религию, в просвещение, в воинственную гордость, в капитализм, в коммунизм, в богатство. Но еще меньше они верят в борьбу и в возможность принести себя в жертву ради идеи. Они не готовы вносить свою лепту в эти вещи и даже отстаивать их в споре. Проигнорировав и разрушив свои основы, Европа теперь удивляется, почему ее дом разваливается на части.

Но ведь раньше Европа во что-то верила. Вермеш очень емко описал жизнь Европы после падения берлинской стены:

»...Их твердая воля была зацементирована в некоем европейском альянсе, более всего напоминающем банду школьников. Эта ватага проводила время исключительно в спорах о том, кому можно сейчас быть главарем и кто принес из дому больше сладостей. Тем временем восточная часть континента старалась сравняться с западной по уровню дурачества, с одним отличием: между ними не велось никаких споров, потому что главной и единственной целью у них было “кто лучше плюнет вслед большевистской тирании”.

Но что сейчас?

К кому бы не пришел Гитлер, на какую бы забастовку, в какой бы штаб партии, везде он видит отсутствие идеи. Люди не знают, чего они хотят и тем более не представляют как за это нужно бороться. 100 тыс. абортов в год? Это плохо? Мнения разделились? Надо ли с этим бороться, ведь легализация абортов — это крупнейшее достижение западного общества? Никто не знает. Зато знает фюрер, ведь 100 тыс. абортов в год — это потеря 4-х дивизий на Восточном фронте! Кошмарно, ужасно. Но это «простая четка национальная идея» (см. Пелевина). Но у Европы больше нет никакой идеи. Европа умирает, потому что она стала морально несостоятельной. Также, как по этой же причине умирает и Россия. Ведь параллели так и лезут наружу.

Если бы я не знал, что действие книги происходит в Германии, то я бы решил, что это про нас. Нас, с умным выражением на лице, наблюдающих за бегущей строкой на канале РБК. Нас, с таким же умным видом, рассказывающим на следующий день в курилке сослуживцу о том, что к концу месяца доллар вырастит до 100 руб, как говорят «ведущие аналитики».

И Вермеш от лица Гитлера просто жжет напалмом:

«Вот тот самый еврейский, хотя широко распространившийся здесь и без евреев принцип, единственной целью которого является посеять как можно больше хаоса, чтобы в поисках правды люди покупали все больше газет и смотрели все больше телепередач. Это видно по экономическим разделам в прессе. Раньше они не интересовали ни единого человека, а теперь их все читают, позволяя экономическому терроризму еще больше себя запугивать. Покупайте акции, продавайте акции, вкладывайте только в золото, нет – в займы, а теперь – в недвижимость. Простого человека принуждают в качестве побочного ремесла изображать из себя финансиста, но на самом-то деле ему предлагается играть в азартные игры, ставя на кон нажитые трудом сбережения. Вздор! Простой человек должен честно работать и платить налоги, а ответственное и сознательное государство должно взамен избавить его от материальных забот. Но что по-настоящему повергает в изумление, так это факт, что миллионы с факелами и вилами давным-давно не вышли к этой парламентской будке для болтунов с воплем на устах: “Что вы делаете с нашими деньгами?!”

И это действительно удивляет! Удивляет, что каждый год перед новогодними праздниками телевидение и пресса атакует измученных жителей самой большой страны в мире паническими сообщениями о том, что эти самые жители должны срочно определиться, что же они хотят сделать со своими жалкими пенсионными накоплениями, иначе все пропадет! Государство говорит мне: не хочешь ли ты, дорогой друг, сыграть в лотерею? Да, ты платил налоги, ты работал на моих предприятиях, но я не могу гарантировать тебе хорошую старость. А может быть тебе вообще рано уходить на пенсию в 60 лет, спрашивает меня государство. А может быть ты рискнешь и отдашь свои накопления кому-нибудь еще и может быть эти кто-то обеспечат тебе лучшую жизнь? А вообще, нет. Заморожу-ка я вообще все твои накопления, решает государство, оставляя испуганного жителя самой большой страны с ощущением, что он чем-то обидел свою кормилицу.

Вермеш не Пелевин. В его романе не присутствует этот, как говорят на западе, «обычный русский цинизм», здесь меньше подтекстов. Но в последнее время за всеми этими конспирологическими теориями, невозможности узнать настоящей правды и прочей шелухи, стало не хватать простых четких мыслей, обычных наблюдений, не затуманенных сми, соц. сетями и собственными взглядами. Вот вам лакмусовая бумажка — человек, у которого есть цель и который знает как этой цели добиться. Он хочет создать великое государство, он хочет создать идеальный народ. Чем плохая цель? Далеки ли мы от этого? Далеки, говорит Гитлер. Но как этого достигнуть? Я знаю путь, говорит Гитлер. Я не ваша неуклюжая матрона-канцлерша. Я поведу вас туда, куда вам нужно идти. Как 80 лет назад. Но пойдут ли за ним немцы? Ведь он чудовище, уничтожившее миллионы жизней. Но ведь раньше же шли. Да, сейчас немцы говорят, что это не мы, это всё какие-то другие немцы, а мы бы никогда этого не сделали! Но это выглядит также глупо, как и вера в то, что революцию 1917 года совершил не народ, а кучка пьяных матросов.

«В 1933 году никто не дурачил народ пропагандой. Фюрер был избран в результате демократичной, даже по сегодняшним меркам, процедуры. Фюрер, который был избран, с неопровержимой ясностью формулировал свои планы. Его избрали сами немцы. Да, и даже евреи. А возможно, также и родители вашей бабушки. В партии уже тогда было четыре миллиона членов. Причем с 1933 года новых членов больше не принимали. В 1934 году это могли быть и восемь, и двенадцать миллионов. Не думаю, что какая-нибудь из нынешних партий может похвастаться таким доверием народа.

– К чему вы все это говорите?

– А к тому, что или весь народ надо называть свиньями, или то, что случилось, не свинство, а воля народа.»

Поэтому немцы пойдут за лидером. И не только немцы. Все пойдут. Пойдут, потому что только человек, у которого есть идея, способен вытащить людей из этой выхолощенной информационной матрицы, из этого бессмысленного мира потребления и обмана. Ужас в том, что пойдут, даже если этот человек будет говорить о чем-то похожем на фашизм. Муссолини в Италии уже сейчас считается очень хорошим управленцем, избавивший жителей страны от нищеты. Виктор Орбан строит стены от своих соседей.

В октябре 2015 года израильский премьер-министр Беньямин Нетаньяху официально заявил, что Гитлер не хотел сжигать евреев в камерах. Он всего лишь хотел их выселить. Но эти безумные арабы убедили его устроить холокост.

Не все было плохо, не так ли?

Оценка: 9
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение , 6 августа 2014 г.

Вчера приобрела, вчера же и прочитала. Забавная и неглупая книга.

Роман написан от лица Гитлера, такая форма повествования позволила выпустить пользующуюся ажиотажным спросом аудио-версию книги, которую озвучил известный актер и чтец Христоф Мария Хербст в узнаваемой манере Гитлера.

И действительно, главная фишка книги — в ее языке, во всех этих выраженьицах, лексике, комментариях фюрера применительно к реалиям повседневной действительности, начиная от телевизионных передач (описание кулинарных шоу — это нечто!) и заканчивая дамами-кривляками бальзаковского возраста.

Автор книги — журналист немецкий, но с венгерскими корнями. И венгерская перчинка очень хорошо чувствуется в тексте. Издевательские, но точные оценки современных немецких (и российских) политиков радуют неоднократно.

Оценка: 10
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение , 14 августа 2017 г.

Идея с помещением знаковой исторической личности в иную эпоху для того, чтобы обнажить все ее пороки и недостатки не то чтобы нова. Вспомните хоть братьев Карамазовых с их великим инквизитором. Данная книга, повествующая о том, как в наше время Гитлер становится звездой телеэкрана и ютуба, в основном про немцев и в основном для немцев, поданная в весьма провокационной для своей страны манере (в Германии с шутками о евреях и фашизме куда строже, чем во многих других странах мира). В данном произведении автор прошелся по большинству современных болячек своей многострадальной родины. Для немцев, пожалуй, книга сегодня стала еще более актуальной и злободневной по некоторым вопросам. Я был пару лет назад в славном городе Лейпциге, и там немцы уже начинали бить друг друга из-за наплыва мигрантов и полного нежелания властей как-то разруливать связанные с этим проблемы.

Впрочем, Германия все равно хорошая страна, их нынешний проблемный период для нас был бы недостижимой эпохой благоденствия. Все-таки проблемы от того, что народ зажрался не так страшны, как проблемы, связанные с тем, что народу вечно всего не хватает. Однако есть в книге и сатира по поводу извечных проблем, например тотального незнания и ревизионизма собственной истории. Так от факта, что главный злодей двадцатого века пришел к власти не с помощью кровавого переворота или темной магии, а посредством честных выборов, никуда не деться. Как верно и обратное, что нынче можно пытаться обелить что угодно, взяв на вооружение сакральное «не все было так плохо».

Можно ли читать данную книгу? Вполне, но стоит помнить, что это все-таки сатира, причем в основном направленная на определенную аудиторию. Потому что если забыть об этом, некоторые мысли и высказывания «главного героя», а также его некоторая идеализация (реальный Гитлер образца 1945-го являл собой уже достаточно жалкое зрелище...) могут весьма покоробить.

Оценка: 7
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение , 6 апреля 2015 г.

Одновременно забавная и предостерегающая сатира на современное общество. Автор прибегнул к распространенному в таких случаях литературному приему: изъяны социального устройства показываются глазами «чужака», а вот личность рассказчика – явная провокация. Волею фантастического допущения Адольф Гитлер приходит в себя на берлинском пустыре в 2011 году, в новой для себя стране. Членство Германии в ЕС наряду с бездельниками греками, испанцами и португальцами; население, занятое чем угодно, кроме общественно полезных работ; телевидение, зомбирующее граждан кулинарными и огородными шоу; клонированные в клиниках пластической хирургии звезды экрана – тот, кто мнит себя истинным патриотом, не может спокойно наблюдать за подобной девальвацией величия страны. И Гитлер берет на себя роль такого патриота. Но то там герой вспомнит про необходимые жертвы, то здесь у него мелькнет мысль о физическом устранении противника, так что не остается сомнений: грань между благородным патриотизмом и обыкновенным фашизмом настолько тонкая, что при однобоком взгляде на мир полностью стирается. А современное общество давно утратило чувство опасности и способность к самостоятельному мышлению (даже в юмористических шоу ему подсказывают закадровым смехом, как надо реагировать на происходящее) и поэтому готово обмануться гораздо быстрее, чем это сделал немецкий народ в период между мировыми войнами. Мол, это же всего лишь шоу, а не настоящая жизнь. И всегда найдутся «патриоты», «спасители», «радетели» всех мастей, которые с целями разной степени благородности незаметно подменят один иллюзорный мир на другой. О последствиях всегда можно почитать в учебниках истории.

Оценка: 9
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение , 9 августа 2017 г.

Отличный сатирический памфлет, высмеивающий существующие порядки и социальное устройство современной Германии. Образ Адольфа Гитлера, перенесенного в 2011 год, тщательно проработан, идеи выдвигаемые товарищем фюрером, а также нехватка друга и помощника Мартина Бормана переданы весьма правдоподобно. Текст книги можно разбирать на цитаты, острот хватает, автор тщательно придерживается общепринятого мнения об отсутствии у Гитлера чувства юмора, и с суровой серьёзностью характеризует каждую особенность современного мира — от уменьшения числа обслуживающего персонала в магазинах, до телевизионных передач с точки зрения потребности Германии в дивизиях на Восточном фронте.

То есть, как развлекательное чтение, по моему мнению, книга удалась.

Но по сути книга не юмористическая-а жёстко сатирическая. Очень ярко показана безыдейность и бесцельность существования существующей потребительской западной цивилизации. Поэтому действительно любые даже самые радикальные и нацистские идеи в таком мире будут востребованы, если найдется свой фюрер, который за эти идеи готов биться, а немцы и прочие просвещенные европейцы к нему подтянутся. Идеи достаточно простой и всем понятной — «натиск на восток».

Снизил балл за идеализацию образа Гитлера автором — этот персонаж выглядит реально неким сверхчеловеком, суперумным, суперволевым, суперответственным, что понятно — для гротеска при сопоставлении этой политической фигуры с современными немецкими политическими деятелями — «пигмеями». Но это снижает достоверность и воспринимаемость текста.

Оценка: 9
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение , 26 апреля 2015 г.

Гитлер не виноват в смертях евреев и честных немцев... Не стоит обвинять его в тоталитаризме и крови. Гитлер пришел к власти в результате честных демократических выборов. За него голосовали и честные немцы, погибшие при бомбежках и евреи, погубленные в газовых камерах. Но...евреи — не тема для шуток!

Странное дело, но Гитлер представленный в книге по сути таковым и является. Защитником своей нации и двигателем прогресса Германии. Разумеется, в каждой великой работе есть свои недостатки, сокрушается Алоизыч. Стоит ли обвинять в этом того, чей партийный билет номер 555?

Весьма хорошая книжка, склонен думать, что автор прочитал как минимум трехтомник И.Феста. Стало обычным делом, что современные писатели пишущие о таком предмете как история, изучали предмет по книжкам-раскраскам.

Тот, которого в течение долгого времени представляли как неврастенического шута оказывается тем, кому наши проблемы не чужды.

История повторяется по кругу. Вчера — шут, сегодня — мученик за идеи, завтра — фюрер тысячелетнего рейха.

Оценка: 8
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение , 26 августа 2016 г.

Отзывы и мнения о романе Тимура Вермеша «Он снова здесь», как можно заметить, разделились примерно на две равные части. Первый из этих кластеров оценивших, к которым отношусь и я, считают данное произведение как минимум неплохим и сильным социальным памфлетом с целым списком плюсов и прочих достоинств. Другие же прочитавшие данную работу современного немецкого писателя считают ее не очень понятной и внятной, по крайней мере для нашего и любого другого читателя, если родом он не из Германии. И в этом отзыве, который я уже как месяц пытался взяться написать, мне хочется постараться опровергнуть второе мнение об «Он снова здесь», ведь книга эта не только политическая и социальная сатира на сегодняшнюю ФРГ, а памфлет о всем нашем мирке под названием «Земля, 21 век».

Уже сама аннотация данного произведения Вермеша дает понять, что перед нами как минимум книга необычная. Оно и понятно, когда главным фантастическим допущением в этом в целом реалистическом произведении выступает неожиданная транспортировка некими неведанными силами фюрера Великой Германии, Адольфа Гитлера, из его уютного бункера 1945 года прямиком на спортивную площадку в центре Берлина нашего столетия. И в такой крайне неожиданной ситуации экс-фюрер де-факто и де-юре, который и является главным и единственным рассказчиком в «Он снова здесь», не теряется и ведет себя как истинный солдат с аналитическим складом ума. Он начинает по-тихонькому, шаг за шагом, узнавать о новом мире и новой Германии всю возможную информацию, попадая при этом во всевозможные анекдотичные и прочие ситуации, пропитанные отменным юмором с налетом иронии и сатиры. Последнее вместе с замечательными диалогами книги, также очень смешными и запоминающимися, и, конечно же, живым языком и повествованием, от которого не оторваться, делают эту книгу очень качественным и продуманным произведением. Но это лишь обертки основной, как мне показалось, идеи книги, которая вовсе не концентрируется в чудесном появлении Гитлера в нашем времени. Это, как и юмор с сатирой и отлично проработанными персонажами романа, лишь способ донести более глубокие смыслы до читателя.

И основная мысль данной работы Тимура Вермеша, то, что он хотел нам показать, это наш же мир. Не только Германия или даже Европа, а и Штаты, и Россия. Вся современная цивилизация, современное состояние человеческой культуры и различных сфер жизни общества. И да, понятное дело, что писатель хочет показать нам наши проблемы, возможные угрозы обществу и его слабые места. И, разумеется, понятное же дело, что на все это можно ответить: «напрасная паника; ничего, каждое старое поколение думает, что новое, приходящее ему на смену, хуже, слабее и т.д., чем прежнее: но мы-то явно живем лучше, дольше и счастливее, чем раньше, да и научно-технический прогресс идет все дальше и дальше». Это, конечно, так, но того факта, что цивилизованное человечество наших дней запуталось, исключать нельзя. При том же запуталось сильнее, чем раньше, ведь мы сегодня действительно не знаем, какие ценности — истинны. Или хотя бы правильны. Мы не можем понять собственную историю, то очерняя победителей, то восславляя проигравших, и продолжаем рыться в недалеком и далеком прошлом, стараясь разглядеть будущего. Будущего, которого там найти невозможно. Из-за этого незнания цели своего пути мы выбираем своим идеалом, вершиной мечтаний новенький айфон. И в мире с таким идеалом, с регулярно восстанавливаемыми во все более безумных формах и гибридных вариантах идеологиями прошлого, нам уже никто не может подсказать, что и в каких соотношениях должно быть важным для нас в жизни — семья, патриотизм, карьера, саморазвитие? «Мы вырастаем окруженные библиотеками, университетами, учителями, показывающими нам открытия и мудрость тысячелетий, — и нам это не интересно», как писал Хоган. Теперь мы живем в мире, где уже не только взрослые люди, но и дети не мечтают о звездах. А когда вырастут хотят стать даже не столь популярными в мире развитого постиндустриального капитализма юристами, экономистами или программистами, а видеоблогерами. И в этом мире лайков, просмотров и мемов искать спасения в искусстве становится все труднее и труднее. Мейнстрим, скажите вы? Я отвечу коммерция. Может, андеграунд, на который я стараюсь уповать? К сожалению, либо вырождение в продажную массовость, либо в безумие ради безумия, понять которое иногда не под силу даже самым элитарным элитам, ведь это далеко не то безумие, что было в диковском «Убике». И добавьте к этой картине мира орды новых и старых верований, среди которых с каждым годом все множатся воины-смертники с новыми способами массовых убийств во славу древних и лишь появляющихся божеств, среди которых, я не удивлюсь, скоро появится и Сингулярное Божество, — получите Полдень, 21 век. Запутавшийся мир со старыми и новыми проблемами, которые мы должны захотеть решить, иначе за нас этот Гордиев узел разрубит темное прошлое. Прошлое, которое не даст нам светлого и счастливого завтра.

Таким образом, «Он снова здесь» Тимура Вермеша обязательно советую прочесть уже из-за одних диалогов и ситуаций, с одной стороны интересных, с другой крайне сатиричных и смешных. Да и прочесть книжку о проблемах отнюдь не только немцев, а в целом сегодняшнего дня всегда будет полезно.

Оценка: 10
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение , 17 декабря 2015 г.

Адольф Гитлер приходит в себя где-то на задворках современного Берлина. Он понятия не имеет, как попал в наше время, не помнит о своём самоубийстве, но ему крайне не нравится ситуация, что сложилась в Германии. А ещё меньше – ситуация, сложившаяся во всей Европе. Теперь бывшему фюреру снова придётся пройти непростой путь из полной безвестности к властителю дум нации...

Сразу оговорюсь – как мне кажется, для немецкого читателя эта книга, наверное, намного более уморительна, чем для русского. Всё-таки многие шутки и гэги завязаны на реалиях современной Германии. Для русскоязычного потребителя же – это слегка юмористическая история про попаданца. Сколько на подъёме мутной патриотической волны написано макулатуры как какая-нибудь известная личность из прошлого (допустим, Сталин) в наши дни наводит порядок в том смысле, какой автор закладывает в слово «порядок». Больше только написано о том, как невзрачный серый паренёк из нашего времени в прошлом лихо командует армиями и наводит порядок в российской истории... опять-таки, в том смысле, какой автор закладывает в слово «порядок». Оттого у простого читателя, воспитанного такой литературой может случиться когнитивный диссонанс – простой читатель может решить, что Тимур Вермеш в самом деле полагает, будто Германии нужен Гитлер и начать писать жалобы в бдительные надзирающие органы, требуя запрета этой книги с характерной чёлкой и усиками на обложке.

Но нет, «Он снова здесь» – это сатира на современную политику и современное общество. Это не надежда на то, что Гитлер придёт и наведёт порядок, это насмешка над тем, что даже Гитлера масс-медиа могут сделать брендом, а также намёк – иногда вещи, которые кажутся несерьёзными, очень сильно влияют на людей. Если долго показывать с экранов ТВ Гитлера, пусть даже в юмористическом ключе, его идеи рано или поздно найдут свой отклик. Неспроста, увидев как действуют современные СМИ Гитлер и думать забывает о своём верном Геббельсе. Зачем он нужен, если вокруг сотни и тысячи пропагандистов, не менее эффективных, имеющих доступ к куда более мощным инструментам? Зачем, если в мире нет ни одного политика, способного предложить ту же решительность и харизму, какой он наделён? Гитлер предлагает свою программу, решение проблем, тогда как страна погрязла в вялом ничегонеделанье, безыдейности, и лучшее, на что способны политики и народ – это имитация бурной деятельности. Пара метких вопросов хорошего оратора, и стушуется любой, потому что, как уверен Гитлер, для того чтобы защищать свои идеи нужен настоящий фанатизм, на который не способна сытая Европа. Именно эта ситуация и высмеивается в книге. Ситуация, когда никто ни на что не способен. А также опасность того, что такие безвольные люди легко принимают самые безумные и страшные идеи просто потому что это... весело?.. увлекательно?.. модно?..

Другое дело, что многие штуки и гэги, как я говорил в начале, для русского читателя будут «мимо цели». Люди, которые более-менее в курсе политической ситуации в Европе, может быть и поймут, почему речи Гитлера упали на плодородную почву, но вот чтобы уловить все отсылки к политическим событиям внутри Германии нужно жить там, и никакие сноски, которых в книге хватает, в этом не помогут. Тем более, что сами шутки в книге не такие уж ровные: действительно хлёсткие репризы соседствуют с откровенной петросянщиной, вроде эпизода с фюрером, выбирающим адрес своей электронной почты. Впрочем, читается роман бойко, несмотря на то, что для автора это дебют (где-то я читал, что до этого он набил руку, работая «литературным негром»), и даже неудачные места так быстро прочитываются, что не успевают испортить общего впечатления.

Ну а вообще, конечно же, книга не про путешествия во времени. Появление Гитлера в 2011 году оставлено автором без малейшего «обоснуя», и используется лишь как приём для того, чтобы ярче отобразить основную идею... как часто бывает в хорошей фантастике.

Оценка: 7
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение , 28 апреля 2015 г.

Книга концентрируется на двух темах — лживости, продажности и отупляющей бессмысленности западных СМИ и ТВ; и в меньшей мере на здоровости нации и государства. Правда первая тема сводится в основном к критике непрофессионализма и мысли, что предназначение медиа в пропаганде. Конечно, средство отличное для этого, да и разве не надо пропагандировать хорошие вещи? Но более ничего серьёзного к этому автор не добавляет, и возникает вопрос, если есть пропаганда, кто ею управляет?

Как ни странно, ничего толкового на вторую тему нет. Спорт — хорошо, глупость — плохо, и остальная банальщина. Зато есть сеть намёков о том, что общество ФРГ идёт не по тому пути. Только вот взгляд на то, на каком поле играет писатель, нельзя сформулировать точно. Так как действует на обеих сторонах медали. То показывает, что немцы имеют склонность к принижению некоторых народов, то практически прямо заявляет про злобных русских и совершенно не упоминает примерно 25 миллионов жертв среди мирного населения от политики Третьего Рейха, видимо не достойны…

Книга написана писателем, имеющим совсем слабое представление о Гитлере, и к тому же в добавок сильно исказившему его образ в угоду построения своего романа. Так что, это произведение всё же не про фюрера, как может показаться из обложки и названия. В том же [URL=http://fantlab.ru/work231280]«Нихт капитулирен!»[/URL] он выписан гораздо лучше.

Помимо этого писатель страдает ещё и русофобией. Когда только речь касается штатов или Альбиона, все выражения про них вполне пристойны. Как только речь о Советском Союзе, из автора капают высеры. Труды Гёббельса не пропали даром, а его приверженцы на коне в наше время. Особенно примечательна высказанная идея, суть коей сводится к «Гитлер во всём виноват, а все остальные не причём». Тот ещё способ обелить нацию расистов и миронарушителей. Тут я напомню, что обоснованием войны против СССР был не столько антибольшевистский или антирусский мотив, сколько цель захвата чужой земли и собственности по принципу «а нам просто хочется». Нация-грабитель, нация-убийца, нация-вандал.

Казалось бы, что в произведении есть предостережение. Не поддавайтесь, дескать, шовинизму и прочему. Но истина глубже. Если кто белый и пушистый, то всё в порядке, делай что пожелаешь, главное, чтобы считали тебя белым и пушистым. А кого-то чёрным и колючим, главное, чтоб не тебя. И пока так, ищи выгоду и плюй на всё. Ведь ты ни в чём не виноват, а если что, ответить должен очередной Гитлер. Поэтому смело поддерживай, дело выгорит — зашибись! А нет, ну так в другой раз, отвечать не тебе.

Оценка: 6
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение , 31 июля 2018 г.

Весьма противоречивые впечатления после прочтения. Буквально во всем, начиная от идеи и заканчивая стилем изложения. Некоторые куски читались на одном дыхании, как и положено подобным сатирическо-описательным историям. Знакомство Гитлера с миром телевидения, Интернетом, особенно позабавил ответ на письмо о собаках, вот там я реально смеялся, поскольку вся эта нарочитая серьезность для столь мелкого эпизода выглядела даже не абсурдно, а просто издевательски подчеркивающей весь медийный балаган вокруг. Но вот большинство глав «шло» с трудом, буквально продираясь сквозь тяжеловесность закостенелого бюрократического языка. Впечатление, будто книгу писали два разных автора, один — легко, а второй — нагромождая ненужных подробностей и штампованного мышления, не покидало до самого конца.

Сама идея далеко не нова. Поместить одиозного персонажа в по-максимальному не привычный для него мир и через призму суждений и утративших современность взглядов показать, как этот мир в целом изменился. А может, и не изменился с точки зрения конкретного персонажа и его внутренних ценностей. Проблема в том, что для захватывающей истории одних сопоставлений миров мало, нужен какой-то вызов, гротеск. И мне показалось, что сатирическое наполнение здесь с этим совсем не справилось. Да, Гитлера принимают за некий артефакт, представляющий ценность при правильной подаче и раскрутке, тем самым плюя в морды обществу, которое все это схомячивает за милую душу, поскольку истосковалось по чему-то действительно новому. Но это же одноразовость, таких «героев одного дня-недели-месяца» обществу нужно подавать чаще, ему все приедается со временем, а персональный что хейт, что хайп — выплескивается и забывается. Да, изюминка конкретно Гитлера в этой ипостаси в том, что оверхайп общества на него выглядит каким-то больным, учитывая, чем именно он прославился. В этом превозношении «дьявола во плоти», пускай и подаваемого как актера, автор и показывает низость современных людей, равно как и желание заработать на нем, навариться. В этом смысле идея книги резко теряет весь смак.

Ну и остаются мелкие проблемы, прямо вытекающие из вышесказанного. За речами Гитлера, его мысленными сравнениями «тогда» и «сейчас» просто неинтересно следить, они не захватывают в полной мере. Плюс постоянные вмешательства самых разных причин в события и диалоги, призванные поставить его в неудобное положение, когда он особенно зарывается, так, что гениальным актерством уже никак не объяснишь. То телефон зазвонит, то кто-то придет, то время истечет, а то и вовсе судьба вмешается. Диалоги построены так, что персонажу волей автора удается избегать особенно острых для себя ситуаций. Понятно, что никто всерьез никогда не подумает, что это не актер, а тот самый человек, но учитывая современность общества, довольно странно, что такой фантастический элемент им в голову не приходит, а если и приходит, то только как шутка. Автор с этим явно переборщил. В реалистичность настолько слепой веры общества в продвигаемый масс-медиа продукт с определенного момента не верится ни на йоту. Остаются только забавные сценки использования реликтом всяких технодостижений современности да его странные попытки ими воспользоваться как еще одним элементом донесения своих идей.

Как итог: средненькая книга, вызвавшая резонанс, как мне кажется, вовсе не из-за сатирического взгляда на современное общество и удручающего влияния СМИ на это.

Оценка: 5
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение , 22 октября 2015 г.

Книга-предостережение. Но когда подобные книги кого останавливали? А в целом, написано бойко и со знанием дела.

Оценка: 8


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх