fantlab ru

Борис Акунин «Не прощаюсь»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.22
Оценок:
601
Моя оценка:
-

подробнее

Не прощаюсь

Роман, год (год написания: 2017); цикл «Приключения Эраста Фандорина», цикл «Смерть на брудершафт»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 59
Аннотация:

1918 год. Молодое советское государство еще лихорадит. По улицам ходят чекисты. Голод, холод и грязь расползаются по бывшим барским кварталам. А в набитых битком поездах едут в столицу бывшие купцы, вороватые гимназисты, матросы и один очень странный японец. Он хорошо говорит по-русски и везет с собой огромный тюк, в который завернут человек с мертвенно-бледным лицом, белыми волосами и аккуратными черными усиками. И этот японец, конечно же, Маса – верный слуга и друг Эраста Фандорина…

Спустя шесть лет после выхода романа «Черный город», в котором знаменитый сыщик получил пулю в голову, наконец, выходит продолжение истории. Вы узнаете о судьбе полюбившегося героя. Сможет ли он выкарабкаться и на этот раз, после трех лет пребывания в коме? И если да, будет ли это прежний Фандорин?

Примечание:

Последний роман о приключениях Эраста Фандорина!

9 октября 2017 года автор сообщил, что роман завершен: «Извещаю всех заинтересованных лиц, что сего 8-го числа десятого месяца 29 года эпохи Хайсэй закончил последнюю книгу серии «Приключения Эраста Фандорина». Роман должен выйти 8 февраля 2018 года — в 20-ю годовщину публикации романа «Азазель» — первой книги из цикла о приключениях Фандорина.»

1 января 2018 Борис Акунин в своём фейсбуке выложил первую главу романа.


Входит в:


Лингвистический анализ текста:


Приблизительно страниц: 338

Активный словарный запас: высокий (3116 уникальных слов на 10000 слов текста)

Средняя длина предложения: 49 знаков — на редкость ниже среднего (81)!

Доля диалогов в тексте: 48%, что гораздо выше среднего (37%)

подробные результаты анализа >>


Похожие произведения:

 

 


Издания: ВСЕ (2)
/языки:
русский (2)
/тип:
книги (2)

Не прощаюсь
2018 г.
Не прощаюсь. Приключения Эраста Фандорина в ХХ веке. Часть 2
2021 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Эраст Петрович как и Шерлок Холмс существо из 19-го века. В 20-м он инородное тело. Это на мой взгяд — основной лейтмотив последнего романа. Акунин условно убил своего героя, поскольку сам не представляет куда его пристроить в новом веке. Настало время Александра.

Оценка: 10
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Странная книга. Необычная.

Будто сам Булгаков восстал, педантично проанализировал собственное творчество, формализовал результаты в коротенький список — и строго по этому списку написал новую, доселе невиданную, книгу. Сам, по своим канонам, для себя.

С достаточно тяжёлым слогом. С тяжёлыми событиями. С вкраплениями фирменного тяжёлого, скорбно-отчаянного юмора. С обнажением тех моментов, о которых ооооооочень не любят писать в наших учебниках истории.

Причём, достаётся всем. Даже Масаил оказывается намного более близок к совершению харакири, чем обычно...

Некоторый избыток «счастливых совпадений» несколько портит впечатление — но кроме как к этому мне прицепиться больше не к чему.

Тем более, в самом начале мягко-мягко намекается, что события этой книги

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
— это всё-таки коматозный предсмертный сон. Достойный муж достойно ушёл, пусть и не завершив всех дел, но попытавшись хотя бы во сне.

И потом, подумайте: Маса влюбился в евнуха, не вкурил, что это ни разу не женщина? Ещё и возбудился на него? После того, как в «Чёрном Городе» (вернее, после событий «Чёрного Города», в самом начале вояжа по докторам) наверняка знался с персом и его безутешной дваждый вдовой всея Баку? Ну точно горячечный бред покойника-in-the-making. . .

Как коммерческий tie-in — гениальный ход.

Но это не книга Фандоринского цикла. Нет.

Остаётся, правда, вопрос,

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
откуда Фандорин-младшейший. К счастью, скажем, в «Алмазной Колеснице» могла родиться двойня. Или в Дрим Вэлли появиться нежданный сынку. Делов то. В сюжете всего эпоса про Фандорина достаточно моментов, в которые можно втиснуть потомка.

Оценка: 10
– [  12  ] +

Ссылка на сообщение ,

1918 г. Советская Россия. Большевики взяли власть в столицах и пытаются держать крепкой революционной рукой всю страну. У них ещё есть мощные оппоненты – анархисты, эсеры, белые генералы. Где же был наш благородный муж? Как он допустил развязывание мировой войны и революцию в родном государстве?

Я не являюсь фанатом Фандоринского цикла и не следил за планами выхода финальной книги. Мне просто нравится читать Акунина и я готов браться за любые его новые книги, зная, что чтение будет увлекательным, лёгким, познавательным. «Не прощаюсь» — не стал откровением, это всё тот же фирменный стиль автора и уже родные заглавные герои — благородный муж старой закваски Эраст Петрович и пассионарий 20 века Алексей Парисович. И, конечно же, наш круглолицый и любвеобильный японский друг. Есть и новые колоритные герои, в т.ч. и новая «девушка Бонда». Как всегда у автора приключенчески-детективный сюжет имеет несколько линий, и не обходится без «роялей в кустах». Из негативных моментов — это безусловно мрачность эпохи – грубость, анархия, предательства, братоубийственная война. Ну и ожидаемый финиш жизни Фандорина.

Итого – книга понравилась, в качестве подтверждения мой минимальный срок прочтения (3 дня). Только для баланса хорошо бы далее какую-нибудь добрую книгу найти.

Читать рекомендую поклонникам творчества Акунина и тем, кому интересна кухня русской революции.

Оценка: 9
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Последний выход на сцену Э.П.Фандорина. На мой взгляд книга получилась не столько детективная, сколько историко-приключенческая. Понравилось, как автор показывает неразбериху и хаос первых месяцев существования молодой Советской республики, затем еще более запутанную картину Гражданской войны. Акунин открывает читателю разные существующие тогда политические взгляды в виде размышлений и откровений своих героев. Один анархист, и у него черная правда. Другой большевик со своей красной правдой, белый генерал с белой, крестьянин-бунтарь с зеленой. Присутствует даже коричневая, фашистская «правда«! У каждой свои плюсы/минусы, любая достойна понимания и в то же время не избежит критики. Для меня этот анализ был особенно интересным, т.к. историю того периода я знаю слабо и преимущественно с позиции большевиков. Ведь так нас учили в советской школе образца 80-х годов. Что касается приключений главного героя Фандорина, то они традиционно захватывающие, описаны легко и увлекательно. Правда, концовка немного разочаровала:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
автор завершает книжную судьбу Эраста Петровича слишком примитивно. Слабо верится, что такой продвинутый персонаж, как Фандорин, так легко и наивно попадет в ловушку, устроенную разоблаченным негодяем.

Вывод: книга понравилась, рекомендую всем поклонникам «фандориады» и цикла Смерть на брудершафт.

Оценка: 9
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

1. Легко и увлекательно.

2. Но, в основном, не про Фандорина, а про Романова.

3. Как-то совсем уж просто автор слил Эраста.

4. Придётся теперь СМЕРТЬ НА БРУДЕРШАФТ читать — первая, мегаобъёмная вещь про Романова. Цикл из 10 немаленьких повестей...

5. Скачал и посмотрел полторы серии из 5-серийного фильма АДЪЮТАНТ ЕГО ПРЕВОСХОДИТЕЛЬСТВА, произведения, которое прямым текстом цитирует Акунин. Любимый фильм митьков, если что — «ты фитилёк-то прикрути, коптит»... Сложно смотреть — качество ужасное, рожи у всех одинаковые, но, в принципе, интересно.

6. Акунин, не мудрствуя лукаво, изменяет в именах исторических персонажей 1-2 буквы. Заенко — Саенко, Саввинов — Савинков, Гай-Гаевский — Май-Маевский, Кольцов — Макольцев, Воля — Волин и т.д.

7. Много читал вики про события 19-го года на Юге России.

8. Немножко жалею, что цикл про Фандорина завершён.

9. (ОТЛИЧНО)

Оценка: 9
– [  16  ] +

Ссылка на сообщение ,

Было лето 2000 года. Я, еще школьник, как и всегда проводил время далеко, как мне тогда казалось, от дома. 650 километров, а мир был иным. Всегда лето, всегда солнце, всегда забота и любовь, нежные и теплые руки женщины, которая всегда пахла молоком и травой, всегда интересные истории и шутки от мужчины, который пах моторным маслом и хлебом. Новые, не то, что в школе или во дворе, друзья, которые появлялись на 2-3 месяца и исчезали на остальной год. Тогда мир книг и вообще литературы для меня был нечто такое, что заставляют делать в школе и дома. Да, я помню, уже тогда мне нравился Гоголь и Булгаков, но это было исключение, чем правило. Меня одновременно коробило от учения стихов Лермонтова, но как-то латентно будоражила его же проза о Кавказе. Но я не задумывался об этом слишком долго.

Мой друг в то лето, а мы уже были старшеклассники, проводил большее время светового дня со своим отцом, помогая ему в работе. Подруги появлялись только под вечер и я, большую часть дня, слонялся по двору, благо места было много, сидел во времянке, однокомнатном домике, который был построен, чтобы там есть и спать, когда строится основной дом. Зачастую такие времянки оставались во дворе навсегда и становились неким летним домиком. Мне всегда там устраивал постель, я приносил магнитофон, а впоследствии девчонок и гитару. Там всегда было прохладно, но светло от больших окон.

И вот в один из таких, вроде бы скучных, дней, я заметил неприметную книгу, но с необычной обложкой. Да, точно, одна из подружек, очень увлекающаяся книгами, дала мне почитать ее. Решено было взять холодного компота, улечься на огромную металлическую кровать с невероятно мягким матрасом и огромными подушками с гусиным пером.

Книга была совсем небольшая, не то что в школе.

Новый детектив. Борис Акунин. Особые поручения.

Мир, который открылся мне после прочтения, не то, чтобы поразил меня, он просто напросто повернул меня в такую сторону о какой я даже не представлял. 19 век.

Я не просто заговорил о времянке, все дело в том, что она была построена в 60-е годы, но для меня это место стало 19-м веком. Шкаф с книгами Ленина, Сталина, литературой по медицине, даже книги 1890 года, подшивки журналов, мебель, как будто из позапрошлого века и самое главное — запах. Запах ветхости и истории.

Да это все повернуло меня, развернуло и пустило в русло этой самой истории, истории 19 века в частности.

Но вернемся к Новому детективу и Борису Акунину.

Вы будете смеяться, но тогда в 2000 году я наивно думал, по своей литературной безграмотности, что Акунин ровесник Лермонтова и Гоголя, Островского и Чехова, Толстого и Достоевского, и искренне себя убеждал, что не проходят его в школе только потому что это детектив.

С того лета «Приключения Эраста Фандорина» стали для меня тем миром литературы, куда мне хотелось вернуться, чтобы попасть в то время и, что самое главное, это всегда получалось. Какие захватывающие романы, как быстро они читались, как много раз они перечитывались. Никого кроме Акунина я не перечитывал 3 раза. Эраст Петрович стал для меня отцом, братом, лучшим другом и конечно человеком, на которого я хотел быть похож. Когда чуть позже я начел сидеть висками (мама всегда говорила, что это что-то на генном уровне) я стал гордиться этим больше, чем местные культуристы своими бицепсами.

Азазель, Смерть Ахиллеса, Декоратор, Коронация, Любовник Смерти, Алмазная колесница стали любимыми. Другие романы тоже были восхитительны, а вся серия, вырисовывала свой невероятно притягательный мир.

И вот прошло 18 лет. И вот Григорий Шалвович анонсировал последний роман о Фандорине. Трудно что-то вот так быстро сформулировать, трудно поймать мысль и выразить ее в словах. Все проходит, все имеет окончание. И вот он, финал моего лето 2000.

Печально ли будет? Не думаю, что очень. К сожалению Планета Вода, Весь мир театр, сглаживают эту горькую пилюлю. Но если взять весь этот срок в восемнадцать лет, получается символично, не то, чтобы я не читал ничего другого, нет, но можно смело сказать, что я теперь, вот только теперь совершеннолетний читатель, теперь я могу пуститься во вселенную литературы, совершенно осознано, с удовольствием и, что важно, понимающе, которую мне открыл, всего-то, какой-то, новый детективишко. Смешно, понимаю. Но мне грустно. Грустно читать последний роман.

Если кто-то дочитал до сих пор и все-таки ждет описания сюжета и какого-то анализ самого текста, его не будет. Книгу я еще не читал. Я очень медлю, хотя она уже у меня в руках. Кручу ее, смотрю, не открывая. Я еще там, в моем лете, я очень еще хочу побыть там подольше. Я хочу побыть в своем 19 веке. Я хочу чувствовать запах времянки. Я хочу думать о том, что мы придумаем с другом вечером, что обсудим или что запланируем. Я хочу видеть через открытую дверь, как бабушка хлопочет по хозяйству во дворе, я хочу чтобы добрые дедушкины глаза всегда смотрели на меня и никогда бы не закрылись.

UPD

Как уже заметил, данный роман лучше предыдущих 3-х, но все-равно не дотягивает до любимых произведений из цикла.

Оценка: 8
– [  13  ] +

Ссылка на сообщение ,

Думал, что буду сильнее переживать расставание с Фандориным. Такая долгая дружба. Не верится, что больше не будет новых встреч. Но финальный роман получился вполне достойным. Но это не классическая книга об очередном этапе жизни Фандорина, как мы привыкли, это, скорее, авантюрный роман, дайджест советской революционно-контрреволюционной мифологии. Но при всей сложности структуры повествования и неподъемности темы текст получился захватывающим. Правда, я не считаю этот роман «гениальным», как он видится Дмитрию Быкову, но вполне достойным. Даже хорошо, что не «гениально» — так менее жалко расставаться с любимым героем.

Присутствует:

= встреча с героями революционной мифологии

= слабая детективная составляющая событий

= романтическая линия, которая дала возможность логически связать книги Акунина разных циклов

Отсутствует:

- «Рейхенба́хский водопа́д» и надежда, что это все-таки не конец

Оценка: 8
– [  11  ] +

Ссылка на сообщение ,

Акунин-Чхартишвили задал такую высокую планку серии о Фандорине, что от последнего его похода ждали совсем уже чего-то идеального: суперприключений, мегаэмоций, сверхдетектива. Именно этим объясняю для себя такие довольно скептические оценки читателей, как для финала эпопеи.

А в итоге вышло все на том же высоком уровне, но, наверное, без ожидаемого знака восклицания (скажем, по эмоциям гораздо мощнее вышел «Парус одинокий», и именно он для меня будет эмоциональным прощанием с Эрастом Фандориным).

«Не прощаюсь...» же вышел добротным произведением, со множеством интересных ходов и переплетений линий протагонистов.

И, как всегда, исторически познавательно — дипдайв в тяжелую эпоху.

Был и неплохой эксперимент Акунина с главным героем, которого автор решил лишить физических суперспособностей и посмотреть, как он будет действовать в таких условиях. Отлично же.

Но было и несколько сюжетных моментов, которые очень раздражали. Например:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)

- Очень надоело, как перед героями незнакомые, в общем-то, люди начинают рассказывать все свои тайны. Вот Арон Воля рассказывает Фандорину, которого знает пару минут, все про своих анархистов (потом это повторяется в зеленой коммуне), а вот Романову глава службы безопасности (!) заговорщиков тоже едва ли не сходу раскрывает все их секреты, и вот даже Моне в детском приюте наставница вываливает кучу деталей о взрыве. Уже ждал, что Махно то же самое будет делать в конце.

- Тот эксперимент с инвалидом-Фандориным закончился слишком уж резко и по-киношному. В духе: ок, поигрались и все, давайте по-старому.

- Мона. Насколько занятно ее ввели в рассказ, настолько нудно она переродилась в стереотипную «кису». Раз-два-три — Мона и Фандорин любят друг-друга. Причем он, как котик, внезапно позволяет ей манипулировать собой, хотя раньше всегда от такого сразу убегал.

И, пожалуй, все.

Роман вышел сильным, но да, не идеальным, как (подсознательно) ожидал. Я свои эмоции и удовольствие от него получил.

И хочется сказать спасибо автору за роман, как и за весь цикл в целом. Это было круто!

Прощаемся с Фандориным и «не прощаемся»...

Оценка: 8
– [  11  ] +

Ссылка на сообщение ,

Прочитана завершающая книга цикла произведений о Эрасте Петровиче Фандорине.

Мы живем в наших детях.

Наверное, и Эраст Фандорин по-настоящему жил в своем сыне, штабс-капитане Рыбникове.

Пока был жив сын Мидори Сан, жил и Фандорин.

Мой ловец стрекоз,

О, как же далеко ты.

Нынче забежал.

Это хокку из «Алмазной колесницы» Акунина стало надгробной эпитафией самому Эрасту Петровичу. После «Алмазной колесницы» Фандорин становится плоским и неинтересным. Ни спасает ничего. 5 книг созданных за 16 лет, в попытке реанимировать мертвеца.

Печальное и скорбное полотно тоски об ушедшем Герое.

Ни в одной из этих книг Фандорин уже не будет прежним. Ни в одной!

Он умер в 1905.

Оценка: 8
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Ну, что могу сказать? Книга понравилась ЧАСТИЧНО. Только надо сразу принять к сведению, что это не чистый детектив, а скорее боевик — по-другому и быть не могло, там же Гражданская война на дворе. Это как раз было ожидаемо. По уровню мастерства эта книга Акунина кажется мне и не лучшей, и не худшей, а где-то в середине. Чуть-чуть получше «Алмазной колесницы», на 0,2 балла приблизительно. Но основной недостаток у них один и тот же — чрезмерная заковыристость в вычислении «хороших парней» и «плохих парней». Иногда в подобных ситуациях так и тянет крикнуть: «Акунин, ты задолбал уже!!! Ну сколько можно-то??!» В «Алмазной колеснице» меня довели до белого каления бесплодные поиски преступников (я имею в виду ту часть книги, которая в Японии: там поочерёдно сменилось огромное количество подозреваемых, а сам Фандорин беспомощно тыкался туда-сюда, как слепой котёнок). Здесь же я обалдел от запредельного изобилия шпионов. Когда в белой армии действуют два красных шпиона независимо друг от друга, и они ещё являются представителями конкурирующих красных спецслужб и ставят друг другу палки в колёса... Я бы опять вышел из терпения, но теперь я научился такие эпизоды просто-напросто пропускать. Ну, потому что реально достало.

А теперь поговорим о хорошем. Хорошего тут МНОГО. Первое, что меня обрадовало — глава 1 (завязка, описание разрухи 1918 года и воскрешения Фандорина). Очень вкусно и аппетитно. Молодец!

Второе, что меня обрадовало ещё больше — герой по фамилии Невский. Тут должен признаться, что я настоящий фанат Александра Невского, но не того, который князь, а того, который актёр и бодибилдер. Акунин явно имел в виду именно его: и актёр, и «рослый, фактурный», и фамилия двойная («Громов-Невский») — всё сходится. И даже несмотря на то, что он изобразил своего Невского нехорошим парнем — получилось классно. Такой Невский мне оказался чрезвычайно симпатичен, хоть и злодей.

И третье, что мне тоже очень понравилось — концовка, уже после смерти Фандорина. Когда Маса пришёл разбираться с его «обидчиками». Это просто блестяще. Концовка вышла ударная.

Короче говоря, в книге есть и то, что мне очень понравилось, и то, что очень не понравилось. Поэтому я поставил среднюю (по меркам Акунина) оценку.

И ещё раз повторюсь: не ищите здесь «чистый» детектив. В условиях Гражданской войны его не могло быть в принципе, и никаких претензий к автору.

Оценка: 8
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Возвращение любимого героя. Первую книгу я лет 17 или около того прочитал. Азазель. Потом были «Левиафан», «Турецкий гамбит», «Смерть Ахилеса» и другие. Издательство Захарова радовало стильными черным книгами. Но вот новый роман, в котором связали сразу и «Смерть на брудершафт» и «Шпионский роман». Местами странно, местами очень хорошо, но в целом, Эраст Петрович снова с нами. Завидую тем, кто начнет читать сразу всю серию, знакомство с благородным мужем будет долгим и очень увлекательным. Новая книга не хуже и не лучше других в серии.

Оценка: 8
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Мне роман понравился. Вполне достойное завершение фандоринского цикла, в котором встречаются и пересекаются многие сюжетные линии из прошлого и из других книг. Эта своеобразная литературная игра меня всегда привлекала в текстах Акунина. А здесь ещё с определённого момента то и дело звучала в ушах и заставляла улыбаться популярная прибаутка, почти дословно повторяющая реплики персонажей фильма:

- Павел Андреич, вы шпион?

- Видите ли, Юра...

Впрочем, фактически инкарнацией Кольцова в этой книге оказывается не столько

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Макольцев
, сколько Алексей Романов. Именно его жизненной позиции придерживается герой Юрия Соломина в «Адъютанте его превосходительства» (у Кольцова — ты хочешь иметь сад, но не хочешь работать садовником?; у Романова — сам возьмись за лопату и разгребай грязь).

Помимо обращения к литературным аллюзиям Акунин часто использует оригинальное деление текста. Здесь каждая часть — это своя правда (чёрная и красная, зелёная и белая). Каждая имеет свой рупор, своих идеологов. Фандорин прислушивается, сопротивляется, колеблется, — и всё-таки делает выбор. Есть возможность выбора и у читателя. Но позиция автора, разумеется, на стороне любимого героя. Мне приятно, что она совпадает с моей, определённой значительно раньше...

Оценка: 8
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Легко и изящно описывает Акунин приключения Фандорина в XIX веке. Увы, наступает век XX и тяжело и натужно приходится Фандорину разбираться с наваливающимися на него проблемами. Понять автора можно: с одной стороны устал он от Эраста Петровича, а с другой Эраст Петрович человек из XIX века и, попав в XX никак не может приспособиться к изменившейся обстановке. Так что пойду после «Не прощаюсь» перечитаю «Статского советника». Стоят у меня на полке 15 томов фандоринских приключений, приятно время от времени перечитать легкий и изящный текст

Оценка: 8
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Логичный выбор автора для окончания эпопеи. Таким как Фандорин — благородным мужам — не место в современном мире, по крайней мере в отдельно взятой стране. Зло — глобально — торжествует. И месть Масы уже ничего не изменит. По ходу развития сюжета очевидно, что Акунин торопился покончить с этой историей. Отсюда и слишком явная отсылка к «Адьютанту...» и воскрешение теней прошлого, и банально-стандартые картинки гражданской войны.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
И финал карьеры Фандорина — зеркальный по отношению к началу — синие мундирчики и бомба ... Красивый ход, но обидно за Фандорина, что так легко купился.

Однако же изящный слог по-прежнему изящен )). Стоит прочтения.

Оценка: 8
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Этот отзыв, целиком, будет огромным жирным [b]«спойлером»[/b], поэтому читайте его, либо если вы прочли книгу, либо если вообще не собираетесь её читать.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)

Начну с конца. После прочтения романа вспомнился, будь он неладен, недавно прочитанный «Гиперион» Д. Симмонса, а именно — история Мартина Силена c его «Умирающей землёй». Похоже, что у Чхартишвили сложилась аналогичная ситуация с «Фандориниадой». Ему надоело писать бесконечный сериал, но издатель/читатель требуют и ему, по каким-то причинам, приходится продолжать. Но, подобно тому же Силену, он всё же изыскивает возможность освободиться от этой повинности и, с треском, завершить ненавистную эпопею. И именно поэтому он делает «контрольный выстрел». Причём, если в «черном городе» можно было допустить, что даже этакого Джеймса Борна, всё таки можно обмануть и убить, то здесь всё сделано гораздо топорнее. Эта сцена, с инженером не дающим проверить работоспособность ручного тормоза, с двусмысленными напутственными словами главного антагониста — ну просто феерия глупости со стороны сверх-человека с гениальными дедуктивными способностями. Если только не расценивать это, как разновидность сэппуку или... В конце сообщается, что, дескать, останков не нашли. Что это? Ниточка, на случай если вдруг автору станет голодно?

 

Теперь о хорошем — книга как и все остальные из серии читается легко и непринуждённо. Воображение живо рисует кинематографичную картинку. Скуки, при прочтении, не возникает. Довольно бодрый шпионско-детективный экшОн. Про характеры героев и про самих героев рассуждать смысла нет, кому-то какие-то понравятся больше, кому-то меньше. По моемУ, ни разу не скромному, мнению — Мона самый отвратительный персонаж в книге. Я даже надеялся, что главным негодяем окажется именно она. Вот это был бы поворот, которого так не хватает этому произведению, чтобы стать больше, чем «бодрый шпионско-детективный экшОн». Было бы, как говорится, хорошо, но не было.

P.S.

Некоторые пишут вот, мол, в книге автор русофобствует на всю катушку. Я такого не увидел, в книге представленны разные точки зрения на происходящие в России, в те смутные времена, события. И основной посыл, как многие уже писали, что не важно на какой стороне человек, главное — плохой он или хороший [s]или злой[/s].

Оценка: 8


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх