FantLab ru

Виктор Лебедев «Метро 2033: Рождённые ползать»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.56
Голосов:
48
Моя оценка:
-

подробнее

Метро 2033: Рождённые ползать

Роман, год; цикл «МЕТРО»

Аннотация:

Вот уже 20 лет минуло со дня Великой Катастрофы. За это время выросло целое поколение москвичей, для которых туннельный сумрак милее солнечного света, а бетонные своды над головой — роднее и понятнее небесной выси. Той выси, которая, казалось бы, потеряна для человечества навсегда. Но кто сказал, что рожденные ползать не могут летать? Особенно когда смутная, недостижимая мечта о небе внезапно обретает возможность воплощения...

Входит в:


Лингвистический анализ текста:


Приблизительно страниц: 279

Активный словарный запас: средний (2832 уникальных слова на 10000 слов текста)

Средняя длина предложения: 74 знака, что немного ниже среднего (81)

Доля диалогов в тексте: 19%, что гораздо ниже среднего (37%)

подробные результаты анализа >>


Награды и премии:


лауреат
Лучшая книга Вселенной, 2014 // 2 место


Издания: ВСЕ (1)
/языки:
русский (1)
/тип:
книги (1)

Рожденные ползать
2014 г.





Доступность в электронном виде:

 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

«Бояться нормально»

Рецензия на «Метро 2033: Рождённые ползать» Виктора Лебедева

В игре «Кто хочет стать миллионером?» есть понятие несгораемых сумм. Если переложить его на реалии книжного проекта, получится забавная вещь. Как только достигается то или иное примечательное значение (десять, двадцать пять, пятьдесят и т.д.), повсюду начинают кричать об этом. Мол, смотрите, мы сделали это! А вот вопрос: а получится ли сделать ещё столько же? Хотя бы на том же уровне?

Впрочем, речь пойдёт совершенно не о чиселках и достижениях серии. Хоть «Рождённые ползать» идут под интересным номером «полсотни», ничем особенным книга не выделяется на фоне предыдущих. Вернее, она не выглядит написанной специально под книжный юбилей, да, собственно, и не мог автор догадываться, что его дебютный роман окажется пятидесятым.

На этот раз читатель не только возвращается в Москву 2033 года, но и узнаёт о судьбе новых станций, доселе считавшихся заброшенными из-за неразорвавшейся бомбы у Кантемировской. Боеголовка упоминается и в книге, но радиации на Орехово нет. Царицыно, правда, ещё мертво, так там к тому же и гермоворота подняты, и зал подтоплен, и мутантов выше крыши.

Кстати, царицынский бестиарий поражает. Не то чтобы Виктор сильно на нём заострял внимание, я и не припомню каких-либо специальных названий для введённых монстров, но всё-таки твари нового мира играют немалую роль в книге. В первой главе главный герой едва не погибает из-за какого-то создания у вестибюля родной станции, под конец ей или её родственнику благополучно даёт отпор. Связующее звено. Главный злодей становится несколько безумным, восхваляя новые формы жизни и опять же ближе к финалу выпускает на юг зелёной ветки монстров станции Царицыно. С одной стороны, это триггер к путешествию в Калугу (!), с другой же — восстановление статуса-кво по отношению к тем станциям. Если принять во внимание, что события происходят где-то летом 2033 года, Хантер мог узнать последние сведения об Орехово и далее на стыке лет, о чём сообщил в ноябре 2034 года Гомеру (а может, и не только ему, не вспомню точно). В результате получается, что вся история написана о жителях обречённого участка метро. А это грустно.

Теперь о героях. Начнём с самого простого — с главного героя. Девятнадцатилетний Миша, родившийся в метро, росший без отца и рано лишившийся матери, с боязнью открытых пространств. Прямо не герой, а сплошной капкан для автора! Какой образ приходит на ум первым, когда читаешь такое описание персонажа? Лично для меня — нюхнувший жизни парень, понимающий, что жизнь не игра, возможно, даже суровый и замкнутый в себе, но на поверхности пасующий и не способный стать сталкером. В отличие от некоторых дотошных читателей я не вёл учёт несуразиц, упоминаний какого-то сюжетообразующего факта и так далее, но помню, что агорафобия не сильно мешает Мише по ходу дела. Я б даже сказал — вообще никак не мешает! Или её просто нет (это простительно человеку, всю жизнь прожившему под бетонным небом и внезапно увидевшему настоящее), или автор просто забыл об этом, полностью отдав себя (и героя) сюжету.

Это ещё не всё. Миша — единственный вариант, которым Виктор называет своего протагониста. Конечно, имя как имя, но пока я читал «Рождённых ползать», меня ни на секунду не отпускало ощущение, что парень моложе своих лет и подозрительно наивен, а затем чересчур везуч, храбр и умён для тех условий, в которые его запихнул автор.

У Миши есть друг, Колька. Ну вот тоже: Колькой называть семнадцатилетнего парня, да ещё и в постъядерном мире — разве что где в деревне такое прокатило бы, да и то современной, — у меня язык не повернулся бы. Этот персонаж вышел не только эпизодическим, но и однобоким. Я бы даже не расстроился, если бы его какая-нибудь тварь слопала. Даже непонятно особо, для чего он нужен. Если сравнивать с другим другом-героем, например, с Саней Поповичем из «Права на силу» и «Права на жизнь», то это как небо и земля. Саня всегда рядом с Данилом, явственно видно, что они росли вместе, показано, как они друг за друга горой стоят, реально больно было читать финал «Права на жизнь». А Кольку можно было вообще опустить за ненадобностью, никакой сюжетной ценности я за ним не заметил. Может, он ещё «выстрелит» в продолжении, если таковое будет, но пока это лишь заготовка для персонажа.

Ну, а теперь самое интересное, что можно сказать о героях. У нас уже был любовный боевик, «Стоящий у двери» Ольги Швецовой. Так вот «Рождённые ползать» можно поставить в один ряд с этой книгой и одновременно ей противопоставить, так как взгляд мужской. Тогда пятидесятый том серии преображается: это история о любви, о потерянной любви. Любовный треугольник, в отличие от аналогичной фигуры в «Стоящем у двери», разломан. Есть два друга, есть девушка. Один из друзей влюбился в девушку, она — во второго. Второй не планировал отбивать её у первого, а первый, прознав про измену, возненавидел второго. (Да, как-то путано, но да ладно.) В общем, в результате за двадцать лет получилось: ненависть одного из друзей ко второму, сын от девушки (отец под вопросом), девушка умерла, второму другу вообще было до лампочки большую часть времени. В результате получилась ситуация наподобие «Маммы Миа» (мюзикла и фильма), только тут матери нет, ребёнок вообще не ищет папу, а гипотетические отцы думают, что это они.

Собственно, этот любовный треугольник и становится краеугольным камнем сюжета. Он соединяет воедино главного героя (Мишу), главного злодея (Вильдера) и сталкеров (Данилова и Немова; последний к треугольнику имеет отношение косвенное, будучи другом Данилова и хорошим знакомым Вильдера). Многие события в книге имеют непосредственное отношение к романтически-геометрической фигуре. Даже дирижабль — и о том не узнали бы, если б не информация Сергея Вильдера и навыки Ивана Данилова.

Уверен, Виктор надеялся, что дирижабль станет новым словом в серии. Ну, в целом, так оно и есть. Дирижаблей ещё не было. Но ещё в самой первой книге «Вселенной», в «Путевых знаках» Владимира Березина, подняли в воздух самолёт и на нём отправились в Питер. С натяжкой можно считать, что это и есть теоретический «спец-момент», отличающий пятидесятую книгу от сорок девятой и пятьдесят первой. Впрочем, не стоит забывать о различных вертолётах, время от времени появляющихся «в кадре». Значит, рождённые ползать могут и полетать, вот только путешествие Миши и Ко оказалось не столь продолжительным. Где-то же они упали? Уж точно не в Калуге. А жаль. Я уж понадеялся, что новый город откроют. Хотя ничто не мешает это сделать в продолжении. Главное, чтобы дирижабль опять подняли в воздух.

Несколько слов о языке, а то, чувствую, заболтался. Язык в основном хорош, но в первых главах очень отвлекали выглядящие ненужными пояснения и некоторые сравнения. Приклеивались к ровному тексту, и глаз за них цеплялся.

В общем, «Рождённые ползать» — хороший дебют, но Виктору стоит ещё работать и работать над собой. Думаю, у него получится.

Оценка: 8
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Готов поделиться своими впечатлениями от прочитанного. И начну с версии БЕЗ спойлеров, но и без подробностей.

Вариант без спойлеров.

Роман добротный, хотя и не ровный. Написан человеком, который отлично знает местность, о которой пишет. Тем, кто никогда не был в парке «Царицыно», представить некоторые вещи будет, наверное, трудно. Зато остальные получат массу удовольствия. Книга динамичная, интересная, захватывающая, оторваться сложно. Герои, кроме совсем уж второстепенных персонажей, получились живыми, следить за их мыслями и действиями не скучно. Финал открытый, но насколько это книге в плюс — вопрос спорный, ибо тиражи стремительно падают. Есть ли у Виктора в запасе год, — вопрос. Но это к данному тексту отношения не имеет. К чтению рекомендую.

Вариант со спойлерами.

В серии «Вселенная метро» было всякое. Одни герои сбегали от «тёмных мрачных туннелей, тоски и безысходности» (данные элементы для многих читателей — обязательный атрибут мира 2033 года) на самолётах, другие на подводных лодках. Причины побега были самые разные. Но факт: строить сюжет вокруг попытки героя вырваться на свободу для серии ход не новый. А вот вид транспорта автор выбрал ну очень необычный... Тут я умолкну. Прочитаете — сами поймёте.

Чтобы мотивация героев была ясна, Виктор уделяет внимание тем условиям, от которых уходят его персонажи. Описываются совершенно новые станции. Хотя, если честно, вообще ничем из ряда других нищих станций «Орехово» и соседи не выделяются.

Казалось бы, в мире Москвы новые локации — это уже трудно. Разве что Андрею Гребенщикову удалось отхватить свободный «Бульвар Дмитрия Донского». И вот тут маленький сюрприз (но это даже и не спойлер, на карте всё есть). Столько лет станции за «Кантемировской» считались необитаемыми. А они вот очень даже обитаемые. Другой вопрос, что житуха там — не сахар. Нарушение канонов? Вовсе нет. Мир Метро 2033 динамично развивается.

А вот что слегка удивит читателя, так это сознательный уход автора от параллелей. В отличие, например, от Анны Калинкиной, автор делает своих героев своего рода изгоями. Им до Большого метро дела нет, и Большому метро до них тоже. С другой стороны, всё это оправдано сюжетом. Запихивать в текст отсылки к другим романам просто так, чтоб было... Наверное, было бы неверно. Так что тут я Виктора поддерживаю.

Очень много внимания уделено поверхности. Путь героев долог и труден. А автор, это чувствуется, не по яндекс-панорамам писал, а сам всё это видел. Может быть, даже сам ногами прошёл. Может быть, это немного затруднит восприятие текста не москвичам. Но надеюсь, что нет. Герои романа не крутые сталкеры, не лихие молодцы, играючи уделывающие врагов. Ничего подобного. Обычные люди мира 2033. Или не совсем обычные, раз решились предпринять опасный путь, цель которого — надежда?.. Это каждый читатель решит сам. И враг у них достойный, и тоже, что интересно, не шаблонный злой генералище, мечтающий всех поработить.

Известный вопрос: «тварь я дрожащая или право имею», тут раскрывается во всей полноте. Что же выбрать? Вечное блуждание по тёмным туннелям? Или борьбу не на жизнь, а на смерть не ради лишней банки тушёнки, а ради надежды? Конечно, второе! Ведь эти простые храбрые ребята с ролью «рождённых ползать» не смирятся. Лучше уж погибнут, как мужчины, но не смирятся. Что ещё хочу отметить: морализаторством Виктор не злоупотребляет. Его герои не столько говорят, сколько действуют. Это подкупает.

А вот теперь немного о грустном. Перед нами — в лучшем случае половина истории. Финал открыт. Тираж романа 9000. Сюрприз для тех, кто в танке: 70 000 не печатают уже года четыре. У предыдущей книги он был, как знаем, 11 000... Сюрприз №2: если качать книги, лучше не будет. Спорить ни с кем не хочу. Но и с фактами, господа, не поспоришь. Верю, что Виктор не будет ляпать вторую часть кое-как за месяц, и посвятит этому много времени... Есть ли оно? Покажет время. Я буду надеяться, что мы ещё встретимся с мужественными, сильными, целеустремлёнными героями романа «Рождённые ползать». У них всё только начинается. И у автора тоже. Удачи Виктору и всех благ!

Оценка: 7


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх