FantLab ru

Аркадий и Борис Стругацкие «Повесть о дружбе и недружбе»

Повесть о дружбе и недружбе

Повесть, год (1978 год написания)

Перевод на английский: C. Liddiard (A Tale of True and False Friendship), 1988 — 1 изд.
Перевод на немецкий: H. Gutsche (Von wahrer und falscher Freundschaft), 1988 — 1 изд.

Жанровый классификатор:

Всего проголосовало: 74

 Рейтинг
Средняя оценка:7.36
Голосов:781
Моя оценка:
-
подробнее

Аннотация:


«Повесть о дружбе и недружбе» — героическое похождение в глубинах сна во славу дружбы.

«Специфически детская литература» призвана «научить». И при социализме, и при капитализме к этому сводится ее социальное предназначение: адаптировать ребенка к миру взрослых. Формула известна: «Книга — лучший помощник учителя». И дело не в засилье редакторов и цензоров — здесь именно тот случай, когда намерения общества совпадают с намерениями автора: традиции просветительства бессмертны — по крайней мере в этой стране. Вот и «Повесть о дружбе и недружбе» учит. Дружбе и недружбе, разумеется. И как отличить первую от второй.

Входит в:


Похожие произведения:

 

 


Мир приключений, 1980
1980 г.
Пикник на обочине. Парень из преисподней. За миллиард лет до конца света. Повесть о дружбе и недружбе
1993 г.
Экспедиция в преисподнюю. Повесть о дружбе и недружбе
1998 г.
Собрание сочинений. Том 7. 1973-1978
2001 г.
Путь на Амальтею
2003 г.
Современные сказки
2003 г.
Второе нашествие марсиан
2005 г.
Отягощенные злом
2006 г.
Отягощенные злом
2006 г.
Собрание сочинений в 11 томах. Том 7. 1973-1978
2009 г.
Экспедиция в преисподнюю. Повесть о дружбе и недружбе
2009 г.
Собрание сочинений в 11 томах. Том 7. 1973-1978 гг. За миллиард лет до конца света. Град обреченный. Повесть о дружбе и недружбе
2011 г.
Аркадий и Борис Стругацкие. Полное собрание сочинений в одной книге (подарочное издание)
2013 г.
Парень из преисподней. Повесть о дружбе и недружбе
2017 г.

Периодика:

Soviet Literature, 1988, No. 12. Modern Soviet Science Fiction
1988 г.
(английский)
Sowjetliteratur 1988-12. Science Fiction
1988 г.
(немецкий)

Аудиокниги:

За миллиард лет до конца света. Повесть о дружбе и недружбе
2012 г.



Доступность в электронном виде:

Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение , 14 февраля 2013 г.

Посчастливилось прочитать в 1980 году.Я тогда находился в том же счастливом позднепионерском-раннекомсомольском возрасте,что и главный герой повести.Поэтому могу сказать ,как представитель( может и не лучший) того поколения: Очень понравилось.Здорово! Немного вещей написано у Стругацких, для детской аудитории, а как сказал классик: «Для детей писать надо,как для взрослых,только лучше!».Получилось! Большие достоинства этой небольшой повести:

- создана прекрасная предновогодняя атмосфера,так и ощущается запах елки и мандаринов, и так и распирает уже забытое ныне чувство-Завтра не надо идти в школу!

-любой мальчишка читающий эту книгу отождествляет себя с Андреем Т.-он ему близок и понятен.

-в ненавязчивой манере идет речь о ценности понятия ДРУЖБА,

- даже отрицательные герои( Конь Кобылыч,Удивительный Мужчина, Двухгорбая Старуха, Эстрадная Халтурщица, Хмырь-с-Челюстью, Недобитый Фашист, Красноглазый Юноша и др.) смотрятся очень симпатишно.

- как и в любой правильной сказке добро побеждает зло, но здесь это не звучит нравоучительно.

- И наконец, в эту историю братья Стругацкие поселили очередного кота- хотя Мурзила ,вместе с боевым дедушкой и проспали благополучно все самое интересное, их присутствие добавило действию необходимый колорит .

Оценка: 9
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение , 1 октября 2012 г.

То ли болезненный сон, в котором перемешались мальчишеские страхи и обрывки прочитанных книг, то ли в действительности случаются под Новый Год чудеса — не так уж важно. Главное, выбрала судьба обычного восьмиклассника Андрея Т. для того, чтобы смог он кое-что узнать о жизни. Скорее всего, выбрала его за то, что был он парнишка честный и, прежде всего, перед самим собой. Если трусил, то так и думал «Я струсил», если делал какую-то ошибку, то не искал уверток и лазеек, а отвечал за свои промахи.

Наверное, даже такое путешествие, когда кто-то неведомый ставит ловушки и испытывает твою силу и смелость, решительность и ум, верность и дружбу, все же — большая удача. Ведь узнал всего за короткий час Андрей о жизни больше, чем многим удается за долгие годы.

К примеру, он узнал, что смелость — это умение преодолеть страх, и, когда дрожат коленки и сердце выскакивает из груди, продолжать делать то, что должен. Или, что не все мудрые советы, такие как «не зная броду, не суйся в воду», «дурная голова покоя ногам не даст», «кривой-то дорожкой ближе напрямик», стоит слушать и, тем более, не всем из них стоит следовать. Или что умный — это не набор заученных фактов, а умение размышлять и делать выводы, и о том, как легко придумать себе самому «жизнь» и спрятаться в нее от реальных проблем. А еще он узнал о выборе — испытании, которое постоянно предлагает жизнь и о том, что выбор этот — дело одинокое. И о дружбе и верности... и о много ещё о чем.

Хорошая и по-прежнему актуальная Сказка Взросления. Андрей Т. справился с задачей, и даже понял, что таких испытаний в Жизни будет еще очень и очень много. А вот Генка-Абрикос сразу сделал неправильный выбор... Что ж, так оно часто бывает в жизни.

Но ведь, если Жизнь все еще предлагает нам выбор, значит, не махнула на нас окончательно рукой? И может, стоит однажды встать пораньше, «когда дворники маячат у ворот», чтобы увидеть вновь, как «веселый барабанщик в руки палочки кленовые берет». Он все еще там, веселый барабанщик детства. Может, стоит снова пойти за ним и открыть правильную Дверь?

Грохот палочек, то ближе он, то дальше

сквозь сумятицу, и полночь, и туман...

Неужели ты не видишь, как веселый барабанщик

вдоль по улице проносит барабан?/Б. Окуджава/

Оценка: 9
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение , 18 октября 2008 г.

Есть нечто приятное в эпизодах, к-рые, как всегда у АБС — очень зрелищны и просят режиссера. Рефрен с дедушкой в кресле, походы по всем этим коридорам, Конь Кобылыч и т.д. — весьма мило. Есть, правда, и слабости, даже с этой стороны — например, спидола, или как его... В целом повесть — никакая (увы!!!), это раз (т.е. для Пионерской Правды годидзе, но не больше), а кроме того, навеянный Булгаковым язык излишне вычурен и тяжеловат для детской прозы, и это два. Это неспешный, резонерский язык вальяжного скептицизма, совершенно детям не свойственного. Скептики держат фигу в кармане, герой же этой повести как будто скрывает в себе другого себя, более едкого и более взрослого... А наивность, неизбежно присущая детям — где она?

Оценка: 5
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение , 17 мая 2010 г.

Читается легко и интересно. Есть очень смешные места. Очень хорошее и приятное начало. Так что легко и быстро погружаешься в ситуацию. Но именно благодаря погружению сказка становится детской. Потому что если через 10 минут, контрольное сглатывание вдруг оказалось без боли значит главный герой спит. Да и дальнейший ход произведения очень «реалистично» именно для сна.

Но при этом можно отнести сказку к фэнтези. Есть дверь в стене в другой Мир. Есть проводник — спидола. Есть цель спасти друга, после которой можно будет вернуться в свой мир.

Пунктирной линией, через сказку проходит мысль «А спасали вас друзья? Да в жесткий шквал.., друг шпаргалочку бросал». :)

Но все рано Андрей через все препятствия героически идет спасть друга. Так что конечно сказка о дружбе. В дороге Андрей героизирует своего друга Абрикоса и этим поддерживает свой пыл. Хотя мы глядя на Абрикоса даже сквозь Андрея видим, что не все в нем хорошо. В конце мы узнаем и цену Абрикосовых обещаний и умеет ли он говорить с виноватым видом. И наверное, многие могли бы в порыве наклеить на Абрикоса и ярлык предателя. А я бы наверное не стал бы говорить даже о недружбе. Не товарищеский поступок да наверное. Но вот сразу недружба. Люблю положительные ярлыки не люблю отрицательные.

Оценка: 7
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение , 16 февраля 2007 г.

Очень хорошая сказка — приятно читать, если надоели вампиры, оборотни и прочие нелюди, грызущие друг друга и т.д. Очень хороший язык и удачные образы героев.

Оценка: 8
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение , 9 июня 2016 г.

Когда я в своё время прочитал свежеопубликованную «Повесть о дружбе и недружбе», я с грустью сказал себе «Ну вот и всё, кончились Стругацкие, исписались», потому что это ужасно плохо. Нельзя сказать, что бездарно, но — плохо. Скучно, бессмысленно, много повторов, значимые детали выделены чуть не касплоком и для тупых повторены многократно, а финал вообще в духе советских книжек и фильмов про храброго и доброго пионера Васю. В таких пионерских «приключенческих» концептах всегда шёл активный поиск сокровищ, азар-р-ртная авантюра, иногда (как в многосерийном телефильме «Сокровище старого мастера») гибли десятки людей, но в финале в «сундучке, в котором что-то стучит» оказывалась какая-нибудь дурацкая записка, сообщавшая, что жить надо дружно. Василий Аксёнов над этим стандартным ходом постебался, а Стругацкие выдали его как бы всёрьёз.

К тому же, сам ход сюжета: в предновогоднюю ночь мальчик идёт в таинственные пространства спасать... нет, не девочку, не прекрасную юную принцессу, а другого мальчика, насупленного и ершистого. Пдрстквая пдрсия, типичная для советских детских книжек, тьфу...

Но после этой хрени Стругацкие, как ни в чём ни бывало, продолжали писать замечательно. Почему же у них именно в этом месте получился такой странный сбой?

Что это было, Бэрримор? — Сценарий, сэр.

Да, друзья мои, ларчик открывается просто. «Повесть о дружбе и недружбе» писалась в качестве сценария для фильма. И тогда всё становится на свои места. При таком взгляде на текст ясно, что навязчивые повторы в фильме просто необходимы (единожды показанная деталь не сработает в качестве реперной точки, такова специфика кинематографа), излишняя сложность сюжета помешает визуализации (а визуальность в «Повести» дана на высочайшем уровне, дизайн и мизансцены проработаны виртуозно!), наконец, даже сюжетные клише при постановке фильма будут срезаны индивидуальностью актёров.

Я не знаю, почему Студия Детских и Юношеских фильмов имени Горького отклонила сценарий Стругацких. На мой взгляд, в качестве сценария «Повесть о дружбе и недружбе» замечательна. Кино получилось бы превосходным! Можно представить, как этим сценарным материалом распорядились бы Борис Рыцарев, Радомир Василевский или Леонид Нечаев... А может быть (чем черт не шутит!), даже Ричард Викторов или Илья Фрэз! Сногсшибательное кино вышло бы! Эх, не сложилось! Не везёт Стругацким в кино, не везёт...

Оценка: 7
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение , 13 августа 2010 г.

По-моему сюжет немного стандартный: необычные приключения, а в конце оказывается, что это был сон... Почему-то мне вспоминается Алиса...

Оценка: 6
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение , 15 ноября 2016 г.

Не раз попадались на глаза условно негативные отзывы на эту повесть. Да с чего вдруг? Ну и пусть что без глобальных проблем человечества, без критики моделей социума, и даже Проблемы Выбора не наблюдается. Но зато как детская повесть — отлично. Менее лирично, чем скажем, у Крапивина. Зато воспринимается более реалистично, чем детские вещи Булычёва.

Понятные каждому подростковые мотивации и ситуации, отличный юмор и безупречная ненавязчиво поданная мораль.

В минус — для нашего времени слишком уж СССР-овская повесть. Вот закончатся люди того поколения — и негативных отзывов станет ещё больше. К сожалению.

Оценка: 9
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение , 24 июля 2012 г.

«Детское» произведение АБС. Правда детские в нем только обстоятельства в которые автор ставит своего персонажа, ибо думает и ведет себя он как взрослый дядька. «Фирменный» юмор и стиль Стругацких помноженные на попытку написать назидательное произведение для юношества. Вышла повесть о возможностях заложенных в каждом из нас, выборе жизненного пути и том куда нас ведет этот выбор.

В целом нескучно, но не шедеврально.

Оценка: 7
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение , 5 апреля 2012 г.

Дихотомия дружбы и недружбы тут не самое главное, по-моему.

Все мы в предновогодние часы жаждем чуда и готовы верить в сказки.

Андрей Т. не исключение — хотя он мальчик современный и отчаянно «взрослый»...

И когда ангина наступает, а лучший друг куда-то запропастился, Андрей Т. неожиданно переживает самое настоящее сказочное приключение!

В котором есть логика чудесного и немножко наивная вера в непременное торжество разума.

Повесть получилась необычная для авторов: по стилю что-то близкое к поздним вещам, а по существу — наоборот, напоминает раннее творчество АБС.

Очень понравилось, как ненавязчиво нам дали почувствовать сначала повышение температуры у главного героя (в тексте как бы сами по себе стали звучать слова горячо, жар, тепло и т.п.), а потом облегчение после кризиса (во сне ему становится прохладнее) — тут хорошо заметны два слоя повествования! И пусть для повести важнее второй, сказочный слой, но краем сознания читатель улавливает и ободряющий сигнал: мальчику стало лучше, всё будет хорошо!))

Он с честью пройдёт инициацию и проснувшись, посмотрит на оправдывающегося Абрикоса взрослым взглядом...

Перед нами одна из недооценённых вещей братьев Стругацких. И самими авторами, и большинством читателей.

Оценка: 8
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение , 11 февраля 2017 г.

В этом изящном произведении больше всего впечатляет и удивляет способность авторов уловить и выразить образцы, может быть, архетипы, связанные с контрастами света и тьмы, тепла и холода, деятельности и лени. Удивительно близки моему «душевному» началу и, может быть, человеку, детство которого пришлось на 1970-е годы, образы коридора большого здания и пустого бассейна, в который ночью попадает Андрей.

Оценка: 7
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение , 19 сентября 2011 г.

Я бы не стал критиковать Стругацких за шаблонность, «пионерскость», простоту. На то она и сказка (или притча), чтобы в простой, доступной форме, безо всяких заумных заморочек донести мысль до читателя. Конечно, когда привыкаешь к стилю Братьев, то данная повесть кажется легкомысленной. Однако же, в ней куда больше правильных вопросов, чем в ином многотомном цикле.

Оценка: 8
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение , 28 марта 2011 г.

Читая, не переставал удивляться — Стругацкие ли это?:wht: Не чувствуется их фирменный повествовательный стиль, как-то все суконно-деревянно. Выше хорошо было сказано — схематично. как будто авторов ОБЯЗАЛИ написать типовую сказку и они ее оттарабанили. Может, это была просто проба пера в «детском» жанре?

Оценка: 5
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение , 17 марта 2011 г.

Герой повести переживает невероятные приключения, как оказывается, во сне. Да вот только в конце повествования мы видим, что Андрей держит в руках свой приёмник Спиридон и глядит на его вполне реальную «страшную сквозную рану».

Оценка: 5
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение , 27 января 2009 г.

Сказка. Добрая, поучительная, именно о дружбе и недружбе. Затрудняюсь однозначно отнести к детской или взрослой литературе. Наверное, всё-таки для всех возрастов.

Герои яркие, характерные, читать было определённо нескучно. Написана сказка великолепным языком, со свойственным Стругацким юмором и иронией. Я думаю, что очень многим современным авторам в этом плане есть чему поучиться у братьев Стругацких.

Но назвать повесть серьёзным глубоким роизведением, классикой на все времена и т.п. не могу.

Оценка: 8


Ваш отзыв:

— делает невидимым текст, преждевременно раскрывающий сюжет, разрушающий интригу