FantLab ru

Владимир Аренев «Паломничество жонглёра»

Паломничество жонглёра

Роман, год (год написания: 2002); цикл «Мир Тха»

Жанровый классификатор:

Всего проголосовало: 11

 Рейтинг
Средняя оценка:7.59
Голосов:62
Моя оценка:
-
подробнее

Аннотация:


Обычный бродячий жонглёр, Кайнор по кличке Рыжий Гвоздь, оказывается в центре внимания сильных мира сего. Королевские гвардейцы приезжают за ним, чтобы сопроводить в столицу. Покойный граф Н'Адер упоминает о нем в завещании... Подарок судьбы? Да нет, скорее её звериный оскал, ведь ни богатства, ни почестей такое внимание Гвоздю не сулит. И кстати, насчет «мира сего» мы несколько погорячились. Мир Ллаургина Отсечённого лишь на первый взгляд похож на наш. Только люди одинаковы везде — как одинаковы везде предательство, любовь, честь, дружба. В этом нет разницы между площадным жонглёром, капитаном гвардейцев, графиней, чародеем... и читателем, который держит в руках эту книгу.

Примечание:


Роман написан в 2001-2002 гг.

Входит в:

— цикл «Мир Тха»  >  роман-эпопею «Хозяин небесного зверинца»


Номинации на премии:


номинант
«Итоги года» от журнала «Мир Фантастики», Итоги 2005 // Книги — Лучшее отечественное фэнтези

номинант
«Итоги года» от журнала «Мир Фантастики», Итоги 2005 // Книга года


Издания: ВСЕ (1)
/языки:
русский (1)
/тип:
книги (1)

Паломничество жонглера
2005 г.




 

Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  17  ]  +

Ссылка на сообщение , 26 мая 2009 г.

Уважаемый читатель, в этот раз вам придется ответить на несколько вопросов.

Итак, начнем.

1. Вы предпочитаете фэнтези?

2. Вас больше интересуют не стандартные приключения накачанных варваров и хитроумных магов, а что-то оригинальное?

3. Вам нравится рваная манера письма, эффектный, но несколько неровный авторский стиль?

4. Вы любите необычные, тщательно продуманные миры?

5. Вам по душе запутанные интриги, необычные тайны и странные загадки?

6. Вам нравятся эффектные и неожиданные, хоть и несколько нелогичные повороты сюжета?

7. Вас не смущают обилие сюжетных линий, много действующих лиц и сложная система взаимоотношений между ними?

8. Вас интересует поэзия вагантов?

9. Для вас важен изящный, сочный авторский язык?

10. Вы готовы простить автору некоторые натяжки в увлекательном сюжете?

11. Вас не пугает возможность столкнуться с совершенно необычным пантеоном божеств, жутким и опасным?

12. Вас могут заинтересовать герои, весьма нетипичные для фэнтезийного романа?

13. Вас не шокирует наличие действительно жестоких сцен и просто-таки чудовищных обрядов?

14. Вы готовы неспешно погружаться в прошлое действующих лиц?

15. Вам не наскучит то, что весь первый том — только прелюдия к основным событиям?

16. Вас не отпугнет то, что продолжения, возможно, придется подождать довольно долго?

17. Вы — фанат Олди?

18. Ваш любимый цикл — «Бездна голодных глаз»?

19. Вам еще не надоело отвечать на мои вопросы?:wink:

В таком случае, наверное, хватит. Пора подводить итоги.

Если большинство ваших ответов оказались положительными, я, кажется, знаю, что вам порекомендовать прочесть. Конечно, «Паломничество жонглера» Аренева!

Оценка: 8
–  [  14  ]  +

Ссылка на сообщение , 16 июля 2011 г.

За предисловие Ольги Трофимовой («остросюжетная психологическая фэнтези», «вольная и изящная», «искренняя и захватывающая») автор должен ей пару устланных цветами улиц.

Лексикон русских классиков, приемы и подзаголовки в духе начала ХХ века придают тексту старомодную обстоятельность. Но «захребетник» — участник загорного джихада, «тропарь» — проводник... С учетом полонизмов и огрехов, вроде «скривил в гримасе надломленный рот», «жужжащий комар», «стал осевым гвоздем в чьей-то карете», затеи малоуместные.

Сюжет составляют схватки и переживания Избранных в подземельях Лабиринта и траектория, прочерченная ими чуть раньше через города, леса и острова континента Ллаургин Отсеченный. Норов и жизнь персонажей — рассказать, насколько хорош в глубине души ГГ сможет любой читатель. Перечислить участвующих — не каждый, населена книжка плотно, что тоже скорее плюс. Некоторые моменты — два быка, рисование в крапиве, гнилой ковчег, слабость без тренировок и озверение монахов, — хороши, воспитание чародеев и печатанье проработано на совесть. Вторжение в политику мутантов и план шантажа пантеона — в норме. Повороты и интриги трудно предсказуемы. В пасхалках «Колесо Времени» Джордана, старофранцузский фарс, Пушкин, фильм «Джонни-мнемоник». Снабжено симпатичными картами, справочником и глоссарием.

Тем не менее, где кормят клопов и гоняют разбойников жонглер Кайнор и чародей Фриний неясно — местность в которой разводят верблюдов, не отличается от прочих, везде один язык, нравы, обычаи. Прочие недоработки и недодумки: массовый съезд в храме Книги назначен на сезон размытых осенних дорог, словно грязь вредна только для экипажа «графиньки»; внедрению часов с циферблатом отведено порядочно места, но зависимость продолжения рабочего дня от освещения игнорируется. Многое вторично: вздорные боги, нисхождение, кровожадные жрецы, светящиеся шарики, посохи. Медленным временем баловались Каттнер, Хаецкая, Пригорницкий...

Название стихов — «гвоздилки», — лучше их содержания на порядок. Какая уж там поэзия вагантов.

Подход к шпильманству и вовсе своеобразен. Средневековье уважало устное и пропетое. За чистотой речи следили, за ее красотой отправлялись в глубинку (по крайней мере филологи, от арабского 11 века до Европы 19). У Аренева простонародье косноязычно. Жонглеры, менестрели, gleеman'ы и прочие роились среди тех, у кого были деньги и досуг — в «Паломничестве жонглера» артисты гастролируют даже не по ярмаркам. Музыка лишь в храмах и кабаках, да и там играют только профи. Нет рабочих, маршевых или застольных песен, нет даже звуковых сигналов. И вряд ли настоящий жонглер назвал бы себя шутом, т.е., дураком. Подобные расхождения с монографиями Даркевича и М. А. Сапонова слишком точны для случайных. Стеб?

Финала нет. Обложка предупреждает: первая часть трилогии.

Полиграфия — мелковат шрифтик, зато черен. Читаемо.

Вещь третьего-четвертого разбора. Ассоциации: Баневич, Флетчер Пратт, К. Берг, Олди, С. Хилл, Кек, Ф. Кресс, самиздатовские Апраксина с Оуэн. Рекомендую их поклонникам.

Оценка: нет
–  [  11  ]  +

Ссылка на сообщение , 7 декабря 2009 г.

Книга Владимира Аренева «Паломничество жоглёра» — одна из двух в моей библиотеке, на которых имеются авторские подписи. Но подпись — одно, а какие струны заденет в душе сама книга и заденет ли вообще — совсем другое. Главное ведь в книге что? Главное, чтоб читать её было интересно! Но вот, скажем, гамбургер или другой какой фастфуд есть тоже вкусно, но вот совсем не впрок...

Поэтому с написанием отзыва я не спешил. Обождал, пока оно всё уляжется и даже начал читать другую книгу, а теперь вот решил проверить — что же в памяти осталось, не стёрлись ли из неё сюжетные ходы или имена персонажей по прошествии нескольких недель? Вот именно так для меня и познаётся настоящая цена книги.

Вообще меня привлекают книги с выраженной философской составляющей, иногда даже морализаторством. Здесь о таком, понятное дело, говорить не приходится. Направленность книг фэнтезийного жанра за немногими исключениями всё же приключенческая, призванная развлечь читателя. Это не упрёк, конечно — что ж поделаешь, специфика жанра. Посему и судить такие книги надо исходя из того, насколько они этому критерию удовлетворяют.

После «Властелина колец» пробы авторов в классическом фэнтези с эльфами, гномами и драконами удовлетворят меня только в виде пародий (на смейте лезть грязными руками в юдоль Профессора!). Автор и не стал, слава Богу. Придуманный им мир совершенно оригинален, хотя, разумеется, общим требованиям к фэнтези в виде соответствия развития технологий нашему Средневековью отвечает. Ну как же без них, родимых — мечей, всадников, баронов и графьёв. Однако теология, или, вернее анималотеология этого мира разительно отличается от нашего. Иными словами, автор вывернул акт творения почти что и наизнанку, да ещё с поворотом куда-то вбок. Люди тут отнюдь не творения по образу и подобию Божьему, а совсем наоборот — результат злонамеренного деяния с настоящими детьми зверобогов. Интересно получилось, иронично. Да и вообще автор старается быть в книге ироничным по отношению к своим героям.

Понятно, что о принципах гуманизма в таком мире, как об основоположных в построении людской цивилизации, речи быть не может, так как гуманизм может быть разве что ругательством каким-то. Поэтому не удивительно, что автор довольно спокойно иногда описывает кровавые события и ритуалы — с точки зрения жителя Ллаургина они вполне обычны.

В таком мире вряд ли может идти речь и о зарождении научного мировоззрения — никому не придёт в голову сомневаться в божественной картине мира, если сами боги не медлят с тем, чтобы раз за разом весьма явно напоминать миру о своём существовании. Поэтому я немного удивился, встретив упоминание о существовании заведений, похожих на первые университеты средневековой Европы. Впрочем, возможно, склонность к критическому анализу действительности — неотъемлимая черта человека, даже не смотря на то, что в существовании божества сомневаться не приходится.

Ллаургин — он Отсечённый. Потому что некогда на него пала Пелена, которая отгородила его от остального мира. Почему так случилось и что она такое — нам так и не станет ясно до конца первой книги. Наверное, ответы на эти вопросы должны прозвучать далее.

Кто такие основные герои книги и почему с ними происходит то, что происходит, всё же становится примерно ясно к концу повествования. Это правильно, часть тайны всё же необходимо приоткрыть, нельзя оставлять читателя в том же неведеньи, что и в начале чтения.

Видите, я подробно остановился на самом мире, потому что мир автор придумал интересный и заслуживающий того, чтоб его проанализировать. То есть автор отнюдь не халтурку гнал, а работал на совесть.

Какие у меня имеются замечания? Ну вот иногда не совсем ясна мотивация поступков главных героев, кажутся они иногда какими-то натянутыми, неестественными. Ну и ещё: названия. Я попытался представить себе язык, где бы естественными были названия населённых пунктов, которые я прочитал на авторской карте мира. Они ведь довольно труднопроизносимы, их тяжело выговорить. И мне, и, думается, жителю Ллаургина, если уж он такой же человек, как и я. Впрочем, это как раз мелочи.

Сама композиция повествования, построенная автором, очень сложна. Повествование имеет несколько сюжетных линий, которые то сходятся, то расходятся, к тому же присутствуют экскурсы в прошлое главных героев, очень объёмные и подробные. Воспринимается всё это значительно сложней, чем мог бы, казалось, рассчитывать в книге жанра фэнтези. Но дело в том, что сюжет, избранный автором, реализовать можно, наверное, только так. Что ж поделаешь? Авторский язык у меня не вызвал ни отторжения, ни внутреннего протеста. Хороший язык, сочный. Не припомню, чтоб я цеплялся по ходу чтения за какие-то стилистические коряги. А ведь язык — это очень важно. Тут, если что, на переводчика не спишешь.

Ну и наконец о том критерии, про который я говорил в начале — да, это неплохая приключенческая книга, которая может и увлечь, и развлечь, и потом не улетучиться без следа из ума и сердца. Потому что она, как мне показалось, всё же немного больше, чем обычная развлекаловка. Автор от души писал, а не в попытке сшибить деньгу на мейнстриме (как вот сейчас целая куча книжонок про вампиров появилась на волне сами знаете чего).

Только, автор! Давай продолжение скорей, что ли. А то я вот только начал ждать, а народ уже знаешь сколько ждёт?

Оценка: 9
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение , 22 ноября 2009 г.

Жизнь часто играет с нами таким феноменом, как «дежавю». Для кого-то «дежавю» станет просто навязчивой мыслью, для кого-то — маленьким чудом, для кого-то — огорчением. Бывает, что оно происходит и снова, и снова, пока не защёлкнет последним финальным аккордом.

У этого романа есть все свойства утончённого «дежавю»: да, где-то была похожая стилистика (вуаля — и вспоминается «Бездна Голодных Глаз»); да, проскальзывают знакомые мировоззрения (вуаля — и снова Олди, на этот раз «Богадельня» или даже «Ойкумена», а может быть и романы Ночкина); да, проглядываются знакомые божественные лестницы и построение мультивселенной (и что-то подплывает «Властелин Колец»). Да, это всё есть.

И может показаться, что это всё плохо, вторично и неинтересно? Извольте, я так не говорил и говорить не буду. Это ведь утончённый роман-дежавю, выполненный в блестящей форме, поданный блюдом тёрпким, крепко нафаршированный загадочностью диалогов, экскурсами и треволнениями жизней персонажей, сильным юмором. Подано, извольте откушать лучшее ото всего, извольте испробовать созданное авторским замыслом сочинение.

Почему же мне этот роман понравился, окроме всего вышеуказанного? Роман есть эффект гармоники стиля, сюжета и характеров персонажей такого порядка, что дежавю всего происходящего не позволяет скатиться к фарсу, скуке и возможной никому не нужной иронии.

Первое, что подкупает — авторская идея и авторский мир.

Он, мир Тха, умирает несколько сотен лет в ожидании прихода Охотника, который уничтожит всё и вся. Божественный Сатьякал, двенадцать звериных протосущностей, не может ничего — или почти ничего — сделать с Носителями, держателями душ Охотника в Ллаургине, части мира. Ллаургин отсечён от другого мира Пеленой, только в него могут нисходить звери Сатьякала, чтобы вершить волю свою. И раз за разом падает в мир Сеть, пространственное искажение, где время ничего не значит, вгоняя страх в смертных, которые устали молиться из года в год. Воля Сатьякала вполне понятна — раз и навсегда покончить с тем, кто когда-то им не покорился. А что надо делать? Руками смертных искать Носителей и сделать как-нибудь такую красоту, чтобы одним хлопком выжечь червоточинку. Да вот неувязочка — Носители «счастья» своего не знают и готовы выжить в этих играх высших порядков всеми доступными силами, средствами и жизнями других. И приходится бегать, искать возможности, бороться в попытке отвязаться от пут марионеток и даже искать своё Паломничество, чтобы искупить прегрешения перед непонятно кем. И вот на протяжении всего романа мы можем наблюдать странствия Носителей — второе, персонажи, — которые такие разные, такие невозможно разные, уникальные и непредсказуемые. Предательств, убийств, грязи, иронических шуток, боли — этого достаточно для восприятия картины гонений, восприятия авторского замысла показать, насколько мир может быть неблагодарным только потому, что ему от тебя что-то надо, хотя ты ровным счётом ничего плохого не сделал никому. Просто встал на пути, просто несёшь в себе семя отчуждения. Но с другой стороны, а смысл вскидывать белый флаг? Надо попытаться понять причину, ответить на ломкий вопрос «почему?» и вырвать себе свободу самой мелкой или самой великой ценой, на которую ты способен сыграть. И так делают все носители, среди которых особо выделяются Кайнор, бродячий жонглёр, певец «гвоздилок», и Фриний, маг-отступник.

Третье подкупающее — сюжетная основа. Линия сюжета делится с десяток раз и с десятки раз сливается. Не может не восхищать пропорциональность игры с движением повествования, которая не позволяет запутаться и нервничать в порыве вспомнить, что и как. Сюжет играет с читателем, забавляется по полной, доводя до интриги к финалу, вырывая возможность узнать итог. Книга обрывается на полуслове, но это не есть минус, а совсем наоборот — это есть плюс к желанию читать дальше. И это несмотря на немалый объём самого произведения.

Все три аспекта вызывают дежавю того самого «прозверения», в котором автор явственно ссылается на аспекты буддийского просветления, когда вся истина становится родной стихией, а ответы на вопросы уже не нужны по причине отсутствия желания знать ответы.

Я читал роман 3 месяца — немыслимый по времени срок, за который я мог пролистнуть с десяток романов или даже циклов. Вопрос в другом: «Имеет ли тогда цену такое чтение, когда можно насладиться хорошей и добротной приключенческой книгой в лучших, почти классических традициях создания фэнтези?» Для меня ответ ясен и категоричен. Жду продолжения, Автор.

Оценка: 9
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение , 7 марта 2016 г.

Молодой украинский фантаст Владимир Аренев является, пожалуй, одним из немногих русскоязычных писателей, кто в состоянии работать в весьма своеобразной постмодернистской стилистике, напоминающей Олди, не скатываясь в подражание им. Благодаря слогу книги автора хочется читать, также достойна похвалы его богатейшая фантазия, делающая его очень приличным мифотворцем. Конечно, это не так заметно в вещах, которые я читал ранее, опубликованных в сборнике «Магус». Однако в «Паломничестве жонглёра» умение творить мир наиболее заметно — в конце концов, это уже чистое фэнтези, можно сказать, эпическое.

Конечно, прописанность не слишком подробная, однако и те контуры, которые предоставил нам автор, впечатляют. Материк, отсечённый от остального мира пеленой, наг которым властвует коллектив Зверобогов — Сатьякал, временами карающий своих подданных. Вокруг культа жестоких Зверобогов складывается вполне классическая властвующая Церковь, однако, имеющая свои особенности — Зверобоги не витают в эмпиреях, а волне воздействуют на паству через своих посредников — фестамьеннов. На границах с Пеленой, играющей роль местной Берлинской стены, складываются свои особые порядки, которые, правда не отличаются оригинальностью — демоны, сталкеры-«тропари» и полукровки, угрожающие королевской власти Ллаургина. В целом, однако, особенности мира почти не сказываются на повседневной жизни — по описанию это такая же средневековая Европа, как и в многочисленных псевдомедиевистических фэнтези. Также возникают вопросы по поводу культуры — за исключением религиозных вопросов, касающихся Церкви и секты поклонников книги «Бытия», остальные стороны не впечатляют прописанностью — в частности, «гвоздилки» (местный вариант нематерных «гариков») не заставят вас с восхищением воздетть очи к небу, как это делают многие герои романа.

Сюжет романа (эпос же) содержит в себе несколько линий. Наиболее впечатляющая — собственно линия жонглёра Кайнора из Мьекра, которая имеет и динамику, и развитие. Сочные персонажи, вроде лекаря Туллэка или девчонки Матиль не дадут заскучать, да и сам жонглёр, персонаж весьма, скажем так, непростой, заставляет с интересом служить за перипетиями происходящего. Чародей Фриний и Исскандр (названный в есть героя древности, ну да понятно, какого) уже не очень смотрятся. Отдельные фрагменты их воспоминаний чудо как хороши, однако в целом не слишком интересны. Если линия жонглёра кажется живой и динамичной, то воспоминания этих двух затянуты, и придают роману ощущение некой вялой текучести.

За исключением затянутости, есть и другой недостаток — рваность повествования. Нет, я понимаю, что так задумано, но всё таки — мне такой стиль всегда был не по душе. Если в «Волкодаве» флэшбеки выглядели уместно, то здесь наблюдается их чрезмерная мешанина, и в этом смысле роман Аренева действительно напомнил Олди, вернее сказать, основные недостатки их стилистики.

В результате мы получаем достаточно интересный роман со вполне, хотя и не до конца, продуманным миром. Линия Гвоздя-Кайнора в отдельности тянет на пять с минусом, однако рваная структура и слабые побочные ветви снижают бал достаточно существенно.

Хотя вторую часть я буду читать — больно уж стиль хорош, да и судьба Кайнора сотоварищи весьма интересна. Дело за малым — чтобы автор его написал.

Оценка: 7
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение , 5 марта 2008 г.

Сложно сказать понравился ли роман... Вроде бы всё самое обыкновенное в нем и сюжет и мир и герои, но почему-то всё это помнится до сих пор. И продолжения жду уже довольно долгое время.

Оценка: 8
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение , 5 марта 2008 г.

Из довольно-таки привычных и традиционных кирпичиков сложился весьма симпатичный мир и роман. Помню, что «входил» я в эту книгу тяжеловато, но чем дальше, тем больше удовольствия приносило чтение. Жаль, что продолжения до сих пор нет.

Оценка: 8
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение , 7 июля 2009 г.

Отношусь к отечественным писателям очень скептически, особенно к «молодым», но за данную вещь скажу спасибо, немного не понравились некоторые словечки и фразы, уж больно на современный лад :)

з.ы. убило: «Туд тибя дажжидаюца тваи друзья. Старые. Прихади скарей.»

Оценка: 9
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение , 5 марта 2008 г.

Несколькозатянутое произведение с не очень оригинальным, но всё же симпатичным сюжетом. ГГ из тех, кто может внушать симпатию и за приключениями которого хочется следить и в дальнейшем. Минус — несколько смазанный конец.

Оценка: 7
–  [  -3  ]  +

Ссылка на сообщение , 29 апреля 2010 г.

очень понравился этот роман, незнаю чем, но очень зацепил, возможно довольно подробно описанным миром и своеобразным главгероем. Господин автор доколе ждать продолжения или смириться с тем, что это будет в необразимом будующем ?:confused:

Оценка: 8


Ваш отзыв:

— делает невидимым текст, преждевременно раскрывающий сюжет, разрушающий интригу

Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх