FantLab ru

Патрик Зюскинд «Контрабас»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.61
Голосов:
175
Моя оценка:
-

подробнее

Контрабас

Der Kontrabass

Пьеса, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 17
Аннотация:

Первый литературный успех Патрику Зюскинду принес одноактный монолог «Контрабас», сочиненный им летом 1980 года. После премьеры в Мюнхенским театре в 1981 году, пьеса стала одной из самых популярных и Европе. Виртуозное владение языком, тонкий юмор автора, нескрываемые симпатии к своему одинокому и чудаковатому герою выгодно выделили это произведение из числа многочисленных драматургических однодневок. Критика отметила, что хотя Зюскинд и не играл на контрабасе, но сумел создать то, «что не написал ни один композитор. Меланхолическое произведение для одного контрабаса».

Примечание:

В 2000 г. один из ведущих отечественных театров — «Сатирикон» — представил прекрасную сценическую интерпретацию «Контрабаса». Роль служащего Государственного оркестра, трогательно привязанного к своему инструменту, без которого не может существовать ни один симфонический оркестр, с блеском исполнил Константин Райкин.


Входит в:

— антологию «Блюз Сонни», 1991 г.



Блюз Сонни
1991 г.
Избранное
1995 г.
Контрабас
2000 г.
Контрабас
2000 г.
Контрабас
2003 г.
Контрабас
2004 г.
Контрабас
2005 г.
Контрабас
2006 г.
Контрабас
2008 г.
Контрабас
2012 г.

Аудиокниги:

Контрабас
2003 г.
Контрабас (аудиокнига на 2 кассетах)
2003 г.
Контрабас (аудиокнига MP3)
2007 г.

Издания на иностранных языках:

Der Kontrabaß
1997 г.
(немецкий)
Басэтля. Парфума
2017 г.
(белорусский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Мне говорят, что герой «Контрабаса» симпатичен, но я его изрядно побаиваюсь...

Пока одни люди учили нас любить запретные плоды далекой Америки, включая тертые джинсы и многое другое, некие иные обильно цитировали Гоголя с Достоевским, уверяя, что господин де Вогюэ и впрямь услышал от Федора Михайловича «Все мы вышли из гоголевской «Шинели», а затем непременно переходили к тому, что чуть ли не весь смысл мировой литературы теперь состоит в любви к пресловутому маленькому человеку...

Я не буду изводить буквы на то, чтобы обосновать и так очевидную схожесть некоторых черт Акакия Акакиевича с некоторыми особенностями личности героя Зюскинда. Отмечу лишь, что гораздо проще полюбить маленького человека именно как персонажа, нежели сделать это в реальности. Да и то при этом надо закрыть глаза на очень многое. Все же и Гоголь, и Достоевский, и Зюскинд не столь однозначны, как бы того не хотелось разным господам де Вогюэ и их потомству, осевшему на плодородной ниве литературоведения...

Вот, известно, что финал «Шинели» многих смущает. Гоголь сбегает из предписанной ему критиками и доцентами резервации под названием «реализм» на просторы навеянной влиянием Гофмана и иных мрачных романтиков мистики, превращая жалкого и забитого Акакия Акакиевича после его безвременной кончины в жуткий и грозный призрак, внушающий неподдельный ужас...

XX век в основном и был посвящен тому, чтобы показать посредством учреждения концлагерей, геноцида тутси, окончательного решения еврейского вопроса, хунвэйбинов и цзаофаней, перевоспитания по методике красных кхмеров, раскулачивания и прочих прелестей одну забавную истину. Она состоит в том, что ни один самый кровожадный тиран древности не мог пролить столько крови, проявить столько жестокости, продемонстрировать такую поставленную на промышленную основу бесчеловечность, как пресловутый маленький человек...

Мы его жалели, мы ему симпатизировали, мы проливали слезы над его печальной участью в мире наживы и чистогана, а он вдруг взбунтовался, сбился в хорошо организованную толпу, именуемую массы, выдвинул из своих рядов множество серых, безликих вождей, в коих безграничная жестокость гармонично сочеталась с потрясающей посредственностью во всем, что не касается собственно умения повелевать указанной толпой-массами...

И вот теперь критики предписывают мне полюбить вот этого вот субъекта, сидящего в тесной комнатушке в обнимку с контрабасом, хлещущего пиво и не способного удержать поток словоблудия. Дескать, жизнь его не сложилась, талантом Господь не наделил, осознание собственной посредственности подавляет, богатые и знаменитые злобно гнетут, юная оперная певичка внимания не обращает, контрабас вот еще этот злополучный всюду и везде его преследует...

Знаете, один вот маленький неудачник из пьесы «Контрабас» произносит монолог на сто страниц о том, как это все вышло, но он устроит таки бунт, он им покажет, попутно рассказывая, как негодный социум исковеркал его жизнь...

А в 19далеком году году другой маленький неудачник и вовсе угодил то ли в в тюрьму, то ли в ссылку, то ли в изгнание, чтобы там сочинить гораздо более толстую книгу, впрочем тоже весьма сумбурную. Как и герой Зюскинда, он там стенал по поводу своих неудач, ругал многих из тех, кто лучше устроился в жизни, прыгал при этом с пятого на десятое, яростно ненавидел то, что казалось ему несправедливостью, срывался на крик, угрожал, что бунт обездоленных и угнетенных не за горами. И это бормотание увлекло за собой массы быстрее, чем рассуждения ученых умов о прогрессе и цивилизации.Теперь можете сами вставить в этот абзац фамилию наиболее неприглядного для вас из тиранов прошедшего столетия, а также узреть отблески его личности в речениях вроде бы безобидного чудака, талдычащего про контрабас...

Оценка: 8
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Признаться, «Контрабас» — это моя первая пьеса. До этого я не читал и не признавал драматических произведений. Но, Зюскинд покорил меня своими «Парфюмами» и я решил попробовать другие его сочинения. «Контрабас» заинтересовал своей необычностью, ведь в пьесе всего лишь одно действующее лицо.

Язык повествования весьма приятен, словно слушаешь откровение, раскаяние или исповедь, настолько живим кажется монолог единственного героя.

После прочтения, я слегка изменил свое отношение к музыке в целом и к контрабасам в частности. Контрабас в пьесе описывается очень противоречиво, выбор этого инструмента для музыканта в большинстве своем не добровольный и подобно огромному, неудобному, громоздкому, тяжелому футляру с инструментом, музыканты несут на себе этот крест музыкального искусства.

Особенности контрабаса и игры на нем, история того, как он стал таким, каким есть сейчас, место контрабасиста в оркестре и его задача в музыкальном произведении, чувства самих контрабасистов к своему инструменту, композиторы, сочиняющие музыку для контрабасов — все это автор передает с настолько неподдельной достоверностью, что кажется, будто Зюскинд действительно играет на контрабасе, а не на фортепиано!

Лично я вообще далек от музыки, по этому мне было весьма интересно пополнить свои знания в этой области. «Контрабас» я бы не назвал навязчивым произведением, должен понравится каждому!

Оценка: 8
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

История о контрабасисте вызывает к герою только жалость, он зависит от этого инструмента, контрабас — единсственный его друг, но и он испортил ему жизнь...

Вначале герой хочет доказать, что контрабас главная фигура в оркестре, но в конце сдается... понимает ничтожество своего существования.

Оценка: нет
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Потрясающее произведение. Советую прочитать всем. Повесть об одиноком человеке, человеке маленьком. Вечно на вторых ролях и в оркестре и в жизни. Неустроенная личная жизнь, всё это не может не сказаться на внутреннем состоянии главного героя. Только он и его Контрабас. К которому он относится просто как к живому существу. Вообщем могу сказать одно не банально написано. Зюскинд мой любимейший писатель, он мастер. Его произведения такие тонкие и интересные. После них, остаётся самое главное послевкусие, как от хорошего вина.:hb:

Оценка: нет
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Замечательная пьеса, пронзительная история об одиночестве. Люди, хорошо разбирающиеся в классической музыке (те или иные произведения упоминаются по тексту постоянно) получат дополнительное удовольствие. Но и без специальных музыкальных знаний нельзя не признать: «Контрабас» — великая литература.

Оценка: 10
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Замкнутое существование одинокого контрабасиста, сравнимое с монашеским бытом в холодной келье, наводит на мысль о существование зазеркалья. Каждый вглядывается в свое отражение и мучается бесконечным внутреннем монологом, но эти бесконечные зеркала, которыми мы себя окружаем, призваны только к одному: оптическому искажению действительности. В общем, депрессивно, но в пастельных тонах. Отзыв восторженный и с соответствующим пафосом

Оценка: 9
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Не знаю, как бы я оценила этот текст, если бы просто его прочитала, но... прочтение пьесы после просмотра её на сцене «Сатирикона» с великолепным, почти лишающим дара речи К.Райкиным, заставляет вспоминать его образ и интонации, и добавлять, как минимум. один балл к оценке...

Оценка: 8


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх