fantlab ru

Патрик Зюскинд «Парфюмер. История одного убийцы»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.17
Оценок:
2630
Моя оценка:
-

подробнее

Парфюмер. История одного убийцы

Das Parfum — Die Geschichte eines Mörders

Другие названия: Парфюмер, Аромат / Das Parfum

Роман, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 214
Аннотация:

Эта история удивительна не тем, что в ней случилось и с кем — об этом уже все сказано в названии. Она удивительна тем, как все происходило и как на происходящее реагировали окружающие. Как отнеслась к рождению нашего героя его мать, его кормилица, другие люди, среди которых ему пришлось расти и выживать. Да, в те века непросто было выжить, но он приспособился. Он понял, что надо делать, чтобы другие дали ему шанс на жизнь. А потом он понял, что этот его шанс еще более уникален из-за того, как именно он чувствует мир. Все видят мир глазами, красками цветов, фигурами, образами, а он видит мир носом, оттенками, подробностями и расстояниями запахов, которые другим людям даже не снились. Вы думаете, с таким талантом он обязательно должен был бы стать парфюмером? Он много раз должен был умереть, потому что не такой как все. Но наш герой оказался очень изворотлив, очень настырен и очень одержим одним вопросом. Каким вопросом? Настолько одержим, что будет готов убивать ради своей цели?

Для проходящих реабилитацию после потери обоняния.

Входит в:

— журнал «Иностранная литература, №8, 1991», 1991 г.

— антологию «Книга извращений», 2002 г.


Награды и премии:


лауреат
Всемирная премия фэнтези / World Fantasy Award, 1987 // Роман

лауреат
200 лучших книг по версии BBC / BBC The Big Read, 2003

лауреат
Хоррор: 100 лучших книг / Horror: 100 Best Books, 2005

Экранизации:

«Парфюмер: История одного убийцы» / «Perfume: The Story of a Murderer» 2006, США, Германия, Франция, Испания, реж: Том Тыквер



Похожие произведения:

 

 


Парфюмер. История одного убийцы
1992 г.
Демон похоти
1995 г.
Избранное
1995 г.
Парфюмер. История одного убийцы
1999 г.
Парфюмер
2000 г.
Парфюмер. История одного убийцы
2000 г.
Парфюмер. История одного убийцы
2000 г.
Парфюмер. История одного убийцы
2001 г.
Книга извращений
2002 г.
Парфюмер. История одного убийцы
2002 г.
Парфюмер. История одного убийцы
2003 г.
Парфюмер. История одного убийцы
2003 г.
Парфюмер. История одного убийцы
2003 г.
Парфюмер. История одного убийцы
2004 г.
Парфюмер. История одного убийцы
2004 г.
Парфюмер. История одного убийцы
2006 г.
Парфюмер. История одного убийцы
2006 г.
Парфюмер. История одного убийцы
2006 г.
Парфюмер
2007 г.
Парфюмер
2007 г.
Парфюмер. История одного убийцы
2007 г.
Парфюмер. История одного убийцы
2007 г.
Парфюмер
2008 г.
Парфюмер. История одного убийцы
2009 г.
Парфюмер. История одного убийцы
2009 г.
Парфюмер. История одного убийцы
2011 г.
Парфюмер. История одного убийцы
2013 г.
Парфюмер
2013 г.
Парфюмер. История одного убийцы
2013 г.
Парфюмер. История одного убийцы
2015 г.
Парфюмер. История одного убийцы
2017 г.

Периодика:

Иностранная литература №8, 1991
1991 г.

Аудиокниги:

Парфюмер. История одного убийцы
2003 г.
Парфюмер. История одного убийцы (аудиокнига MP3 + вложение)
2003 г.
Парфюмер. История одного убийцы (аудиокнига на 9 CD)
2003 г.
Парфюмер. История одного убийцы. Часть 1 (аудиокнига на 4 кассетах)
2003 г.
Парфюмер. История одного убийцы. Часть 2 (аудиокнига на 4 кассетах)
2003 г.
Парфюмер. История одного убийцы
2004 г.

Издания на иностранных языках:

Das Parfum — Die Geschichte eines Mörders
1985 г.
(немецкий)
Perfume: The Story of a Murderer
2001 г.
(английский)
Басэтля. Парфума
2017 г.
(белорусский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Парфюмер» — слишком сложное, по-моему, произведение, чтобы писать о нём дежурные, сиюминутные рецензии или отзывы... Короткие или длинные. Его стоит в охотку прочитать...

Пожалуй, это не триллер, как некоторым показалось, скорее, как мне представляется, чётко определённая философия, рассуждения умного человека (автора) о том, куда катится мир?

Конечно, тут немало чистой воды достоевщины — тварь ли я... или право имею, если талант? Ответ знает только ветер. А попробуй поймать бурю! Прикинь, а выдержат твои скромные паруса? То-то и оно!

Но пытливый ум туда всё равно полезет.

Безумству храбрых поём мы песню. Иной раз поминальную...

Оценка: 10
– [  22  ] +

Ссылка на сообщение ,

Блестящее произведение. Шедевр современной прозы. Присоединяюсь, присоединяюсь. Роман действительно блестящ и сводить его только к истории маньяка, тупо следующего поставленной цели немножко... Не могу сказать, как. Неграмотно, что ли... Неверно. Все гораздо тоньше и глубже. Кстати, Зюскинд, как многие авторы, пытающиеся изобразить абсолютное зло, начиная с откровенного отвращения к Греную, постепенно проникается к своему герою если не симпатией, то явным сочувствием. В конце концов Гренуй оказывается человеком, который никогда никого не любил, потому что его никто никогда не любил, и оттого он просто не знает, что в этом мире есть любовь. Для него все лишь фальшь, фальшь, легко распадающаяся на составные запахи. И вся его мания величия бессильно меркнет перед той пустотой, в которой он оказался, уже достигнув своей цели, уже создав тот самый идеальный аромат, способный наделить его властью, властью над всеми людьми, но не способный дать ему их любовь. Перед нами опять трагедия одиночества, разрозненности людей, что так характерно для современного западного мира. В конце концов в мире Гренуя людей скрепляли только запахи, а запахи, как верно подметил Зюскинд, не оставляют следов. А уж тем более, привязанностей и крепких связей...

Фильм не менее шедеврален, чем роман. Но «Парфюмер» Тыквера — это «Парфюмер» Тыквера, а не «Парфюмер» Зюскинда. Гренуй здесь такой, каким увидел его режиссер. Начиная с того, что герой совершает первое убийство случайно, неожиданно для себя и пугается этого. Хотя бы ненадолго. И заканчивая тем, что в момент своего триумфа, когда толпа в Грасе склонилась перед ним, он чувствует себя бесконечно одиноким и с болью вспоминает убитую им рыжеволосую девушку. Которая могла бы любить его. Просто любить. Кстати, стоит отметить тут и игру актера, в исполнении которого Гренуй стал не отвратительным существом, каким писал его Зюскинд, а трогательным юношей.

Оценка: 10
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Патрик Зюскинд написал очень обонятельный роман. Его «Парфюмер» — это размышление на тему совместим ли гений со злодейством. И ответ очевиден — да, в обывательской слысле, нет, с точки зрения самого гения.

Книга написана в виде биографии одного из самых гениальных людей 17 века.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Жан-Батист Гренуй запоминал все запахи, его окружающие, не деля их на «хорошие» и «плохие». По крайней мере до тех пор, пока не выучился парфюмерному делу у признанного мастера Джузеппе Бальдини и не отправился в мекку ароматов — город Грасс. По пути туда Жан Батист осознает, что сам не имеет запаха. И вот тут-то и включился его злой гений — он решается не просто создать собственный аромат, а «королевский цветок» из 25 ароматов девственниц, чтобы быть замеченным, чтоб вызывать трепет и восхищение!

Жестоко. Беспринципо. Он — не просто убийца, он — коллекционер. И даже воспользовавшись своим «оружием», Гренуй, повергнув всех в экстаз любви и признательности к его персоне, не получает счастья... Странное дело, все, кто проявил участие к его судьбе, умирали вскоре после расставания с ним... Да и сам он, по сути, жить не должен был. Пятый ребенок своей матери. Должен был быть пятым мертвым ребенком, но выжил, и отправил на тот свет ее саму. И так всю жизнь после этого..

.

Все же, в романе есть несколько допущений... например, смешивать несколько запахов в духи стали в начале 18 в. и назвали эту смесь «одеколон» (4 аромата — розмарин, флер д’оранж, бергамот и лимон). А, как мы помним, «Амур и Психея» насчитывали 9 разных компонентов в середине 17 в. Да и город Грасс только на рубеже 18-19 вв. стал арома-центром и поставщиком сырья.

Мост менял, где была лавка Бальдини, действительно был жилым и торговым узлом, но рушился он регулярно, и его постоянно отстаивали, достраивали, меняли =)) Окончательно но же все жилые постройки были снесены только в конце 18 в.

Роман оценю в 4/5. Во-первых, если бы действие развернулось в 18 веке, он выглядел бы достовернее. Во-вторых, язык автора немного скучноват. Не считаю это промахом перевода, скорее неудачной стилизацией.

Оценка: 8
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

По правде, думала будет больше «трэша», как в фильме ... а тут 3/4 книги — история простого парня, который хотел жить, и который жил ради великой цели — создать парфюмы любви!

Лишь на последних 60-70 страницах начинаются эти массовые убийства ... но описаны настолько ничтожно, что хоть я и не сторонник такого, но мне было мало описания!

Поэтому, момент, который меня больше всего обеспокоил — это убийство невинного щенка, а не 25 девушек ... Потому этот процесс был описан подробно и поэтому вызывает сожаление к невинному животному ... А вообще книга неплохая ... не жалею, что прочитала , но в список любимых книг она точно не попала ....

«Сейчас вообще ни с кем не стоит связываться, потому что все кишит жалкими отбросами!»

«Господь наделяет нас как хорошими, так и плохими временами, но он не хочет, чтобы в плохие времена мы ныли и жаловались, он хочет, чтобы мы мужественно себя испытывали»

Оценка: 7
– [  11  ] +

Ссылка на сообщение ,

Тихо присоединяюсь к хору восторженных почитателей. Роман действительно незаурядный и, как частенько говорят, с будущим. Зюскинду удалось увязать воедино казалось бы несочетаемое: мистику и реализм, воздушное волшебное ощущение чуда и череду кровавых преступлений, обстоятельные рельефные и такие реалистичные подробности давно минувшей эпохи и разворачивающуюся в её антураже абсолютно нереальную историю, полную всякой чертовщины и странностей.

Меня больше всего поразила именно эта череда противоречий и противопоставлений. Неземные ароматы чудесных духов и зловоние выгребных ям, холодная нерассуждающая ненависть и слепая любовь без оглядки. Зюскинд как в омут бросает читателя в свою вселенную запахов, изнанку мироздания, скрывающую все причины, все ответы, все кнопки и все рычаги. Ароматы правят миром, им равно подвластен огонь чувств и лёд разума, им под силу бросить империи и народы к ногам своего избранника-парфюмера, бога среди людей. Композитора-творца, единственного, кто способен из основы основ создать нечто доселе невиданное, потрясти мироздание, явить ошеломлённому человечеству подлинную красоту. Таких людей мы и называем гениями.

Но вот перед нами герой, тот самый, наделённый сверчеловеческим талантом, равного которому ещё не видели эти звёзды. И чему же посвящает наш герой свою жизнь и смерть? Он, способный открыть людям врата в новый мир, создать прежде несуществующее, коснуться сердца мира. Всего лишь жалкому воровству, подражанию, попытке не создать, но воссоздать, сымитировать. С самого начала Гренуй был ущербен, обделён природой, а вовсе не щедро одарён, как кажется сперва. Его уникальное обоняние, нечеловеческое везение и живучесть лишь компенсация, и близко не покрывающая изъяна. Способности любить. Гренуй не от этого мира, и окутывающий его дьявольский ореол несчастья и трагедий тому доказательством. Он обитатель своего собственно мира, вселенной волшебных пропитанных запахами замков в его голове. Вся его магия и всемогущество только там. Он смог воплотить в аромате любовь, преклонение, обожание, но так и не сумел прочувствовать их. Абстракции никогда не давались ему, рождённому для работы с вещественными объектами, которые можно понюхать. И вот, овеществив любовь, Гренуй всё равно ничего не понял, остался изгоем-одиночкой, чужаком. Наша любовь и наше солнце для него пустой звук, потому что в его душе нет места ни солнцу, ни любви. Не уверен, что у него вообще есть душа. Начал с ненависти и ею же окончил. Неизменность, незыблемость, стагнация. Тёмная и сырая каменная штольня. И это творец?! Создатель, гений, бездонный колодец талантов и возможностей?! Нет и ещё раз нет. Но кто же он тогда, этот Гренуй? Ответ на самом деле очень прост и даже нет требует чтения — всё есть на обложке. Это не история гения, творца или демиурга. На хрустком картоне переплёта, чёрным по белому.

Парфюмер. История одного убийцы.

Оценка: 9
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Почему этот роман хорош? Кроме уже сто раз упомянутой в рецензиях оригинальности идеи и сюжета, хорош тем, что хотя бы справедлив и реалистичен, пусть и до отвращения. В связи с этим, некоторые утонченные натуры вполне естественно морщат носы от демонстрации такой неприглядной стороны человеческой сущности, но куда ж от нее денешься? Я только поражаюсь, что у кого-то еще есть сомнения на этот счет, словно ни мировой истории никогда не изучали, ни криминальные сводки никогда не читали. Есть на свете разные люди. Есть на свете разные истории. Конечно, если приятнее всю жизнь носить розовые очки и жизненные обстоятельства позволяют это делать, то и не надо их снимать. Можно только порадоваться за тех, кого зло вообще никак не коснулось и не касается в принципе. Чего не хватило Зюскинду, так это мастерства Достоевского (но их и сравнивать-то стыдно, так что это я так, для красного словца), которое позволяло последнему из жалких ничтожеств типа Раскольникова и Ставрогина слепить демонически притягательных узников совести или нравственных скитальцев (как там лучше это назвать), находящихся в романтическом поиске себя. Может, в руках классика и Гренуй заиграл бы другими красками, а так вышел всего лишь оригинальный, эмоционально насыщенный, гротескный, атмосферный, символичный роман по стилю больше приближенный к притче, отсюда и упрощенный язык повествования, и сглаженные образы.

Реалии места и времени тоже переданы совсем не плохо, особенно в начале (смрад, цинизм, жестокая борьба за выживание — так оно все и было, не сомневайтесь). Потом-то уже автору становится не до бытовых мелочей, так что я разделяю недовольство читателей, ощутивших разжиженность второй половины романа, да еще эта диковатая концовка в придачу — как обухом по голове. Но так даже лучше. Первичность физиологической сущности человека и управляемость человеческими инстинктами — тема серьезная, вечная, малоприятная и, к сожалению, актуальная на все времена, сколько там ни рассуждай о духе и душе. Всегда в этой связи вспоминается отталкивающий «Отец Сергий» Толстого. А вот так вот — ничего не попишешь. Сладострастники-с и нижайшие существа. Конечно, это не значит, что не нужно стремиться к высокому и прекрасному. Наоборот даже. Может, именно для этой цели подобные нелицеприятные истории и полезны.

Зюскинда не считаю очень сильным автором, но в данном случае произведение вышло удачным, на мой вкус. Знаю, что десятка явно завышена, но это чисто эмоциональная оценка с моей стороны, просто потому что общая мрачность, обреченность и тема жестокой кары за грехи в принципе близки мне по духу в литературе.

Оценка: 10
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Присоединяюсь к почитателям этого романа.

Книга просто захватила меня. Я лично не ожидала такого эффекта. Гренуй чем-то напомнил мне Эрика (Г. Леру «Призрак Оперы»). Чувства двоякие...

С одной стороны он гений, настоящий гений и с этим сложно поспорить, а с другой — убийца, тварь. Сначала им восхищаешься, потом ненавидишь и презираешь... Сначала жалеешь, а потом торжествуешь в момент оглашения его приговора, удивляясь откуда же в тебе столько жестокости. Книга вызвала во мне просто бурю разномастных эмоций! В начале безумно хотелось пожалеть Гренуя, может быть в окружении любящих его людей он и не стал бы таким, каким стал. Читая далее все больше понимаешь, что не в любви дело. Даже самое высокое для нас чувство ЛЮБОВЬ не заставило бы его НЕ совершать этих страшных убийств. Ведь для него важна не любовь, не чувства, ни эмоции, какими бы они ни были... ему важен аромат, запах... Запах камней, дров, цветов, ветра, земли, людей (особенных для него)... не то как это всё выглядит или называется, только запах... С маниакальной жестокостью Гренуй убивает этих девушек только ради того, чтобы овладеть их ароматом, для того, чтобы создать духи Любви. Но, повторюсь, в самой любви он не нуждался, ему нужно было просто достигнуть поставленной цели и ощутить себя Богом. Богом, который может управлять людьми с помощью одного только запаха. Доказать всем, показать всем кто он на самом деле. В общем-то кончил он так, как сам того заслужил.

Безумно понравилась сама идея произведения, по-моему очень оригинально. Сказать можно многое, всех эмоций и не передашь.

Всем советую))

Оценка: 10
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Блестящее произведение», «шедевр прозы»... ну-ну... это всего лишь книга о животном, потому что человеком существо, почему-то являющееся главным героем это мерзковатой «истории», назвать трудно. Ей-богу, у Бианки и Сетон-Томпсона герои-животные вызывают больше сочувствия и любви, чем Это... по имени Гренуй.

Герои... где тут герои? какие-то картонные фигурки, и только. Удивило, что романом названо такое малюсенькое произведение. Повесть — не более.

СобственнО, отличная иллюстрация тезиса «автор пишет о себе». Невменяемое, больное на голову и убогое существо, по странному капризу природы взявшее в руки перо (или пишущую машинку, неважно), написало книгу ни о чём.

Не читать ни в коем случае, если вам интересны живые люди в книгах, а не тупорылые животные.

Оценка: 1
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Гениально!

Потрясающее произведение! Люблю когда книга оставляет двоякое впечатление и это именно тот случай. Главный герой вызывает массу чувств: от неприязни и отвращения, до жалости и восхищения. Сюжет очень увлекателен и мрачен. Зюскинд невероятно реалистично передал все запахи на листе бумаги, так что невольно морщишь нос от зловоний или напротив стараешься уловить тонкие ароматы духов и масел.

Не могу сравнивать с оригинальным текстом, но я искренне верю, что перевод отменный, по крайней мере слог у книги отличный и красочный. К сожалению экранизация этого произведения очень не дотягивает до романа, хотя оно и понятно.

Оценка: 10
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Мне кажется, что Зюскинд с самого начала прямым текстом говорит о том, кто его герой, рассказывая о родах. Родился ублюдок, гомункул, с узкоспециализированным талантом вместо человеческой души. Гренуй — не человек в общепринятом понимании, он напоминает скорее толкиеновского Голлума. Того тоже моментами было жаль. Насколько я помню, единственное время, когда Гренуй обретает какое-то подобие человечности – это его отшельничество в пещере. Там не было людей, которых он не понимал.

Можно, конечно, рассуждать о том, что он жаждал, чтобы человечество его возлюбило, что у него пожизненный когнитивный диссонанс, не позволяющий ему различать между «иметь» и «быть», но у меня как-то в эту сторону не рассуждается. И из-за начальной установки, и из-за того, что автор в финале откровенно забавляется, насмехаясь как над персонажем, так и над читателем.

Я вот думаю: а чем мне, собственно говоря, понравился «Парфюмер» (а он мне очень понравился), ведь по большому счету книга ни о чем — но так и не могу толком понять. Конечно, это действительно здорово придумано – мир, воспринимаемый практически через один, уродливо гипертрофированный орган чувств и рассказанный как бы наблюдателем, украдкой следующим за Гренуем. Это царство запахов, баночки-скляночки, достоверная (даже если придуманная, но зато в мельчайших деталях) жизнь вокруг персонажа, но это же ... всё. В тексте нет никакого второго-третьего-и так далее плана, там вообще нет ничего, кроме того, что есть. Но он очень здорово написан. Драматургическое напряжение дозируется просто идеально. Такое ощущение, что талантливый именно писатель решил сочинить какую-то умозрительную историю и посмотреть, насколько жизненной она получится. Получилась.

Оценка: 8
– [  14  ] +

Ссылка на сообщение ,

Я столкнулся с одним из немногочисленных случаев, когда обильные рекомендации оказались верными, — книга оправдала все ожидания, и даже более того, попала в разряд любимых. «Зачем нам нужен этот нелепый томик, полный описаний примитивного внутреннего мира тщедушного маньяка?» — ехидно спросит обыватель. Затем, чтобы познакомиться с художником, не имеющего в душе ничего человеческого, и его искусством, возведённым в абсолют. Этот парфюмер перешагнул через человека и двинулся к совершенству. Жан Батист любил своих жертв гораздо больше, чем мы можем любить незнакомцев. Гренуй — кончено же ницшеанский образ, ибо он изобрёл для себя свою собственную и еднственную добродетель, выраженную в простом стремлении к идеальному запаху. Жизнеописание Гренуя изобилует деталями, создающими гнетущую атмосферу. Вцелом, книга оставляет ощущение отрешённо-мрачное и даже правдено-злое, и потому она заслуживает масимальной оценки. :appl:

Оценка: 10
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Единственное что меня заинтересовало в этой книге — идея, которая весьма необычна. Автор умудрился словом донести аромат судьбы Жана-Батиста Гренуя. НО! Увы, все мои восторги разбились об камень той безудержной жестокости, которой наполнился последний флакон парфюмера. В книге нет ничего хорошего. Все внимание читателя замешано на обмане чувств и низменных желаниях человеческой души...

P.S.: Зачем такая жизнь нужна?

Оценка: 3
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

Подзаголовок “Парфюмера” – “История одного убийцы” – очень хочется расширить, в духе романов того самого XVIII века: “История одного убийцы, при крещении нареченном Жан-Батист Гренуй, который, не обладая от рождения собственным запахом, имел обостренную чувствительность к запахам посторонним, о его обучении искусству парфюмера и о том, как совершил он убийства двадцати пяти девушек с тем, чтобы забрать себе их запах, а также о его ужасной гибели”. Вот так – на одном выдохе – мы исчерпали сюжет романа. Это действительно все, что происходит в “Парфюмере”. Ну… почти все.

“Почти” – это “летучее царство запахов”, в котором живет главный герой и в которое автор постепенно заманивает читателя – и читатель послушно идет на запах, слепнет и глохнет, только бы не потерять драгоценную физическую способность, которой щедро делится с нами прекрасное чудовище по имени Жан-Батист Гренуй. Переехав в эфемерный мир ароматов, мы уже согласны признать, что и любовь к ближнему нашему возможна только благодаря запаху, который от этого ближнего исходит. Просто есть люди, которые обладают более приятным запахом, чем другие – и потому внушают любовь.

А ведь это авторская ловушка. Запах у Зюскинда не причина любви, это сама любовь. Не случайно несколько раз подчеркивается, что Гренуй с детства был лишен любви – точно так же, как был он лишен собственного запаха. Гренуй – пустое место, точка абсолютного вакуума, “черная дыра”, втягивающая под свою непроницаемую поверхность любые объекты. Финальные сцены, в которых наш герой внушает всем окружающим, даже отцу убитой им девушки, безграничную любовь, – это черная дыра любви в действии. Смерть Гренуя – ее коллапс, самоуничтожение.

Есть другая точка зрения, согласно которой аромат – это метафора искусства. Судьба Гренуя – судьба непонятого художника, демиурга, творящего и разрушающего целые миры в своем воображении. Искусство, как известно, сродни дьявольским козням – и вот в начале романа появляется кормилица, утверждающая, что младенец Жан-Батист одержим дьяволом… и хромота Гренуя приобретает дополнительный смысл… Бог и дьявол в одном лице, Гренуй идет на смерть как на Голгофу – и дарит людям абсолютное счастье приобщения к божественному… “Примите, ешьте: сие есть Тело Мое”…

Точек зрения много – метафора Зюскинда оказалась универсальной, размером со Вселенную. В вашей власти интерпретировать роман как угодно – если увидеть в нем не просто “книгу про маньяка”…

Оценка: 9
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Блестящее повествование, ни убавить, ни прибавить! Идея, реализация, слог, персонажи! Кажется, что можно было бы придумать историю подлиннее, но разве великие живут долго? Нет, они сгорают, как только превосходят всех возможных соперников. Так и Гренуй превзошел самого Бога, пожертвовав себя самого — совершенного и всемогущего — этому миру (Бог, как мы помним, отдал в жертву лишь своего сына). Немногие злодеи замахивались так высоко, немногие были столь бесчеловечны на своем пути, немногим удавалось пройти этот путь до самых вершин, не запятнав себя славой, властью или милосердием. Гренуй был воистину античеловеком и потому более великим чем антихрист. Впрочем довольно дифирамбов — читали все. Меня только несколько мучают две необъяснимости сюжета. Во-первых, как у опаснейшего преступника оказался в кармане флакон его чудо-духов, которыми он превратил свою казнь в свой триумф; во-вторых, как этот его божественный запах мог так быстро охватить десятки тысяч присутствовавших, ведь распространение даже такого запаха должно подчиняться вполне физическим законам конвекции воздуха, пусть мы и не спрашиваем о достаточности его концентрации. Может, мне на них ответит недавний фильм?

Оценка: 10
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Читать было интересно. В этой книге разные читатели находят разное. Лично мне понравилась «идеальная» составляющая — парфюмерная. Автор взялся за сложную задачу — описывать словами запахи, создавать мир из запахов и справился с ней. Идеальный мир он противопоставляет реальному и сначала кажется, что он старается очернить реальный мир и приукрасить идеальный. Но в реальном мире обнаруживается то, что не мог вообразить даже совершенный нос Гренуя — аромат юной девушки. После того как парфюмер получает этот аромат ему уже не нужен ни тот, ни другой мир.

Прочитал не без удовольствия. Но к классике причислять не стану.

Оценка: 7


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх