FantLab ru

Рэмси Кэмпбелл «Чёрным по белому»

Рейтинг
Средняя оценка:
6.53
Голосов:
82
Моя оценка:
-

подробнее

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 21
Аннотация:

Сэм Струтт, учитель физкультуры, увлекается литературными жанрами, о которых в приличном обществе не то что говорить — упоминать немыслимо. В поисках очередной книжки типа «Возьми меня, как хочешь» или «Задай ему розгами» он встречает человека, который показывает ему магазин, где такого товара просто навалом. Вот только почему кажется, что у силуэта хозяина лавки, мелькающего за дверью, нет головы? И нет ли здесь связи с запретными книгами совсем иного рода — и недавним жутким убийством на церковных развалинах?

Входит в:

— сборник «Alone with the Horrors», 1993 г.

— сборник «Cold Print», 1985 г.


Похожие произведения:

 

 


Мифы Ктулху
2011 г.

Издания на иностранных языках:

Tales of the Cthulhu Mythos
1969 г.
(английский)
Huit Histoires de Cthulhu
1975 г.
(французский)
Cold Print
1985 г.
(английский)
Tales of the Cthulhu Mythos: Golden Anniversary Anthology
1990 г.
(английский)
Alone with the Horrors
1993 г.
(английский)
Tales of the Cthulhu Mythos
1998 г.
(английский)
Alone with the Horrors
2004 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение , 19 ноября 2016 г.

На данный момент — это худший из рассказов, обнаруженных мной в сборнике «Мифы Ктулху»...

На всем протяжении текста нам предстоит следить за тем, как какой-то унылый извращенец, работающий школьным учителем физкультуры, бродит по самым грязным и убогим улочкам некоего британского городка, заглядывая в лавчонки, которые торгуют книгами особого свойства. Разыскивая подобные порнографические книжонки, он общается с различными представителями социального дна, якшается с бомжами, посещает мерзкие пивные, просто бродит по всяким закоулкам. При этом на читателя потоком льются его пакостные похотливые мыслишки...

Тут уже начинаешь думать, что в сборник «Мифы Ктулху» этот рассказ попал по ошибке. Поскольку все очень похоже на типичную историю о том, как просто нехороший человек угодил в лапы к очень плохому. То есть мы имеем дело с рассказом, в котором обнаружится маньяк, охотящийся на извращенцев...

Однако, некий мистер Иэн Тернер, написавший предисловие к сборнику, допустим, ставит произведение мистера Кэмпбелла на один уровень с великолепнейшей «Тетрадью, найденной в заброшенном доме» Роберта Блоха. И мне начинает казаться, что просто мы имеем дело с одним из тех авторов, кого на необычайную высоту вознесли критики, кого засыпали различными премиями и наградами, и вдобавок он сам является довольно влиятельным персонажем в литературных кругах, поэтому не похвалить его и не включить его рассказ в антологию страшновато, а так, глядишь, и он чирикнет пару-тройку доброжелательных отзывов...

Примером такой чрезвычайно переоцененной фигуры является, скажем, на мой скромный взгляд, некий Нил Гейман. С творчеством же Кэмпбелла я практически не знаком, чтобы считать мои впечатления полностью достоверными, но я впадаю в ступор, когда вижу характеристики вроде того, что он является британским аналогом Лавкрафта и величайшим из живущих мастеров хоррора. Читая что-то наподобие «Черным по белому» хочется...

... воскликнуть, что король-то голый...

а тем временем бродивший по книжным лавчонкам извращенец был

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
съеден монстром с ртами на руках

Вот как же страшно то...

Оценка: 3
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение , 24 сентября 2012 г.

Что удалось автору в этом рассказе, так это атмосфера унылых, грязных улочек английского города, через которые пробирается главный герой в поисках специфической литературы. Безрадостное Рождество, снег, грязные стены, облезлые ели в окнах, мрак, тоска, запустение... А вот сцена встречи с демоном разочаровывает: многословно, банально и неубедительно. Недосказанность более поздних рассказов Кэмпбелла производит значительно более сильное впечатление, нежели подобная прямолинейность.

Оценка: 6
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение , 11 мая 2019 г.

Ох, вижу, какие не очень лестные отзывы и не высокие оценки тут этому рассказу. А для меня он стал откровением! Да, пусть сюжет его не очень, да и просто не закручен. Однако язык!.. После преимущественно холодных с готичным сквозняком произведений в сборнике «Мифы Ктулху», с их узнаваемым стилем, стремящимся к стилю Лавкрафта, то сдержанному, то нагнетающе-многословному и похожему на долгое письмо (и по факту большинство рассказов это и есть записи, письма или воспоминания) – и этот стиль я люблю! Но тут вот – вырвалось, выделилось! – язык цепкий, выделяющий каждую мелочь, каждую деталь, дающий этой детали свой цвет, свою энергию, свою яркую эмоциональную окраску. Он создавал свою атмосферу – в данном случае неуютную гадковатую атмосферу мокрого снега и грязных заброшенных дворов. Он с проникающей под кожу ясностью передавал ощущения героя – его болезненное отношение к весьма своеобразной литературе, его недовольство, его тревога, его страх… Да и вообще атмосфера от этого выходит настолько липко-тревожная, настолько ощутимая, что становиться реально жутко, и любая даже мелкая еле уловимая черта звенит как тревожный звонок, обещая что-то жуткое. Да, не самый изысканный вышел сюжет – но это я понял только когда дочитал до точки, когда отдышался, закончив рассказ, ибо читая, я был полностью им поглощен, был полностью в его недоброй власти – а это со мной бывает не так часто. И в этом я вижу действие столь самобытного яркого стиля; я уже и не вспомню, где видел хоть близко похожий на него – такое, в любом случае встречается очень редко. Если и остальные произведения автора написаны таким же языком, то я, пожалуй, к нему присмотрюсь!

Ах, да, тут ещё были обвинения в трэше. Ну, если говорить конкретно про этот рассказ (так как других у автора я не читал пока), то ничего такого я и не увидел. Разве что, да есть некоторый дух маргинальности – и в самом герое и в заброшенных гниющих улицах, по которым он лазил в поисках книжных лавок, но это не перегибало палку, по-моему, было довольно тонко. Если это трэш, то и многие вещи о Стивена Кинга, у которого иногда присутствуют более натуралистические и отталкивающие сцены и более маргинальные герои (отчего-то вспомнился ранний роман «Ярость»), можно назвать иконой трэша (трэша, а не триллера или ужасов) – а называть его так как-то не очень хочется.

Оценка: 8
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение , 24 августа 2012 г.

Откровенный, чуть ли не матёрый трэш, автор понимал что он пишет и, к счастью, не скрывал этого. От интеллектуальных ужасов Лавкрафта, Дерлета, Говарда, Блоха и прочих нет и следа, но оно и к лучшему, так как это сделало рассказ едва ли не самым уникальным и неповторимым в сборнике: здесь и низшие слои населения, и все виды сексуальных извращений, и каннибаллизм, и гротескные оккультные секты... Наверно, единственный юмористический рассказ в жанре «лавкрафтовские ужасы».

P.S. И всё же пошлость не красит «Мифы» — от неё они становятся комедией.

Оценка: 3
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение , 13 января 2013 г.

Ремси Кемпбелл, обычно довольно витиеватый и стильный, написал обычный треш про изврашенца, которого странные предпочтения завели в очень жуткое место.

Атмосфера грязная, болезненная, давящая, удалась автору хорошо.

Герою повествования не сочувствуешь — он сам во всем виноват

Оценка: 7


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх