fantlab ru

Дэн Симмонс «Песнь Кали»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.60
Оценок:
1190
Моя оценка:
-

подробнее

Песнь Кали

Song of Kali

Роман, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 112
Аннотация:

Журналист и поэт Роберт Лузак получил от редакции своего журнала задание отправиться в Индию, где должен получить для публикации в Америке рукопись поэмы М. Даса, известного индийского поэта, одного из учеников самого Рабиндраната Тагора и продолжателя основанной им литературной традиции. В эту поездку Роберту пришлось взять с собой жену Амриту, которая родилась в Индии и будет его переводчиком и маленькую, шестимесячную дочку Викторию. Лузак человек образованный, предрассудки и суеверия ему чужды. Но первый же день, проведённый в Калькутте полностью выбил его из колеи... А дальше события вокруг рукописи и личности самого Даса, который кстати без вести пропал восемь лет назад принимают очень и очень пугающий и жуткий оборот. Потрясённый всеми увиденными в Калькутте ужасами и мерзостями, Бобби очень отчетливо понимает: этот грязный, зачумлённый город просто не имеет права на существование. Калькутта, по мнению Бобби не что иное, как гигантское вместилище зла. А первопричина и источник этого зла — надменная и жестокая богиня Кали. Богиня, самому имени которой этот древний город обязан своим названием...

Награды и премии:


лауреат
Всемирная премия фэнтези / World Fantasy Award, 1986 // Роман

лауреат
Хоррор: 100 лучших книг / Horror: 100 Best Books, 1988

Номинации на премии:


номинант
Премия им. Уильяма Кроуфорда / Crawford Award, 1987

Похожие произведения:

 

 


Издания: ВСЕ (9)

Песнь Кали
2000 г.
Песнь Кали
2005 г.
Песнь Кали
2008 г.
Песнь Кали
2009 г.
Песнь Кали
2022 г.

Издания на иностранных языках:

Song of Kali
1985 г.
(английский)
Song of Kali
1987 г.
(английский)
Song of Kali
2005 г.
(английский)
Song of Kali
2005 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  19  ] +

Ссылка на сообщение ,

Начнем с места в карьер: книга произвела на меня глубочайшее впечатление, несмотря на то, что вышла несколько кастрированой — в ней явно не хватает хотя бы части разгадок, нескольких десятков страниц текста и настоящей точки в конце (это не значит, что конец плох, это значит, что по ощущениям рядом с финальной точкой как наяву видятся еще две). Симмонсу поразительно правдоподобно удается жизнеописать все «прелести» и «красоты» загадочной страны Индии, да так, что смотришь на них сквозь призму главного героя, а он — сквозь вспышку ядерного взрыва. В самом начале автор настраивает нас на нужную волну. Во вступлении — меньше страницы убористого текста, но ненависти в нем — на две книги. Поэтому, когда история стартует перед взглядом читателя, не приходится в мутной воде вылавдивать авторский настрой — ты уже оглушен им.

Главный герой — даром, что сам не ангел — попадает в страну, где жизненные тяготы и людсике страхи словно преломляются сквозь увеличительное стекло. Обычно туристы ищут в чуждых странах колорит, новых ощущений, и герой все это находит сполна, да так, что куда ни сунься, везде этого «колориту» навалом, главное смотреть под ноги и не наступать в него. Грязь, копоть, серо-блекло-бурые оттенки мира плюс удушливая, влажная жара, насыщенная ароматами отбросов и едким потом немытых тел; миазмы повсюду, только кондиционер в отеле кое-как спасает героя и его семью от «прелестей» Индии.

Впрочем, ничего удивительнго в этом нет. Естественно, картина, являющаяся нам в книге — местами перувеличена, местами гипертрофирована, но давайте не будем забывать, что повествование ведется от лица главного героя, а значит краски в нем отягощены постсобытийным синдромом; они предвзяты, они злы и желчны, в каждой строчке едкого описания живет тень боли, которую герой увез с собой из Колькутты. Не автор говорит с нами — а персонаж; двайте не будем забывать это.

Так же следует отметить великолепную стилистику. Если бы я не знал, что книга принадлежит перу Симмонса, и получил бы страницы текста без обложки, то наверняка предположил бы, что читаю какого-нибудь индийского писателя в переводе. Смысл стилистики не в том, чтобы использовать побольше имен собственных, а так же индийских ругательств; смысл — в окружающем мире, в его быту, в его поведении. Практически все действие происходит либо в сумерки, либо ночью, что только сгущает краски, но мы видим, что жизнь Индии не затихает ни на минуту, и Симмонсу удалось подметить много мелких деталей и штришков «ночной» жизни — штришков того сорта, что навскидку и не вспомнишь, а при прочтении они радуют глаз и по кирпичику выкладывают целостную картину мира, в котором тонет герой.

Стивен Кинг во время написания Темной Башни слышл в своей голове Песнь Черепахи, а Симмонс — Песнь Кали. Герой тоже слышал (и слышит) ее. Ее невозможно не заметить, она, как щупальца гигантского спрута, расползается во все концы Земли, завоевывая с каждым днем все новые и новые территории. Кажется, этот процесс неостановим, но бороться с ним можно — как переборол себя в конце книги мистер Лузак. Финальные строчки же вселяют оптимизм, так что не все у Дэна столь мрачно, как кажется в первые минуты после прочтения. Так что взять верх над Песнью Кали — личное дело каждого, и Бог им в помощь, всем нам: несмотря на мистические черты и общую фантастичность происходящего, книга очень социальна, и после ее прочтения стоит намотать некоторые мысли на ус.

В итоге получается неповторимая история, с гулко трепещущим сердцем Индии в груди. Особо впечатлительных читателей книга может оскрбить или даже подавить. Абсолютно НЕ рекомендую книгу восторженым юношам на белом коне и дамам с эльфами-феями в голове, а так же людям, которые ничего не ждут от любой книги, кроме счастливой концовки и героев с обложки.

В остальном же — книга для всех, хоть и воспримут читатели ее по-разному, но главное — не беритесь за книгу, если на вас все еще одеты «розовые очки»: в противном случае, книга быстренько сшибет их с вашего лица. Помните — в книге многое преувеличено, много мистики, но в основе своей всегда лежит правда, а она не всегда бывает приятна. В мире действительно нет порядка.

Оценка: 10
– [  19  ] +

Ссылка на сообщение ,

На удивление слабая книга именитого автора. Диву даешься за что давали «World Fantasy Award» в 1986г.

Азия. Не знаю, чем она так обидела Симмонса. Описана бесолково и глупо. Кучи отбросов, грязь, нищие, дети купаются в канавах, помойка и т.д. И так почти на каждой странице. Причём это — не восприятие Калькутты главным героем. Это автор пытался передать читателю свои впечатления.

Вообще, конечно, люди делятся на тех, кто принимает Азию как она есть вместе с её достоинствами и недостатками, вписывает себя в неё и наслаждается её чудесами; и на тех, кто Азию не воспринимает в принципе, для кого запах готовки из кафешки где-нибудь в Тайланде/Китае/Камбодже/Калькутте кажется тошнотворным, а улицы — полными отбросов и нечистот. Симмонс относится явно ко второй половине. Он всё видит как через мутное стекло. В Калькутте Симмонса всё — негативное. Город — отстой, погода — хуже некуда, здания — развалины, люди — тупые уроды, культура Индии — убогая. Не нужно быть психологом, что бы понять, что за таким восприятием действительности стоят личные впечатления от столкновения с чуждой автору культурой.

Эпиграфы Симмонса к главам романа — это уже диагноз. «Калькутта — смерть», «Калькутта — тьма», «Калькутту надо стереть с лица земли». Это — не точное воспроизведение эпиграфов, но достаточно близкое к оригиналу. Даже добавлять ничего не буду по этому поводу.

ГГ. Абсолютно безвольная и бездеятельная личность. Его несет жизнь, толпа, отдельные люди (и даже боги) руководят им. Самостоятельных действий Вы от него не дождётесь. На протяжении всй книги ГГ как в тумане: нечего не понимает, ему постоянно плохо. К середине романа создается впечатление, что всё, переживаемое им — на самом деле является плодом больного воображения после принятия хорошей дозы наркотиков. Это бы много объяснило. И то, что все, с кем общался ГГ к концу книги бесследно исчезают. И отсутствие связных воспоминаний о своих странствиях по Калькутте. И то, что за ним бегала богиня Кали, а когда догнала, то оказалась двумя мужиками (ну бред же, ей богу). И встреча с воскрешённым, который опять кончает жизнь самоубийством 2 (два) раза стреляя себе в голову. (Один раз выстрелил, понял, что не хватило и выстрелил ещё), и которого, конечно, никто кроме ГГ не видел.

Американское высокомерие, снобизм и неприятие чуждой автору культуры так и лезет с каждой страницы. Все индусы — тупые, только ГГ — умный и правильный. У ГГ есть моральное право нарушать любые законы это дурацкой Индии, потому что он — из АМЕРИКИ, ВЕЛИКОЙСТРАНЫБЕЛЫХУНИТАЗОВ.

Хоррор в книге заключается в том, что (как уже говорилось) богиня Кали (такая плохая) возродилась. И в качестве мелкой пакости бегает на 6 (шести) конечностях за ГГ. Сцена мне напомнила фильм про Синдбада, который я смотрел лет 30 назад. Там были такие картонные монстры, которые не давали Синдбаду спокойно совершать свои подвиги. Видимо, эта Кали Симмонса сбежала из такого же фильма. Уж больно примитивно написана САМАЯ СТРАШНАЯ СЦЕНА КНИГИ.

Из ружей, которые автор развесил на стенах в начале книги, не выстрелило ни одно. Поняв, что он полностью запутался в неглубоком сюжете, Симмонс, расписываясь в своей полной беспомощности, заканчивает книгу преступлением (которое не известно кто и зачем совершил).

После этого, начинается, видимо, эпилог, прощание с читателем, которой занимает 50 из 325 страниц романа. На мой взгляд: перебор.

Вердикт: «Песнь Кали» — ранний, слабый роман писателя, который в дальнейшем зарекомендовал себя одним из самых интересных авторов конца 20 — начала 21 веков. Роман переполнен авторским эмоциональным неприятием Азии. Сюжет — нелогичен, даже не связан. Ужасы — нестрашные. От прочтения рекомендуется воздержаться дабы не портить себе впечателние об авторе.

Читал издание 2008г. Формат уменьшенный, очень удобный для чтения в дороге. Блок шитый. Бумага белая плотная.

Оценка: 6
– [  17  ] +

Ссылка на сообщение ,

Напрасно Д. Симмонс в своем романе обругал С. Кинга, назвав его романы «пляжным чтением». «Песни Кали» получились совершенно стивенкинговским романом, особенно концовка с нехитрой моралью: нельзя слушать звучащие внутри себя «песни Кали» (т.е. песни ненависти), нужно слушать песни любви. Роберт Лузак (ГГ романа) получился также типичным стивенкинговским героем: американский интеллигент-гуманитарий, с претензией на налет интеллектуализма, отравленный к тому же крайне позитивистским восприятием окружающего мира. За это позитивистское восприятие Лузаку придется расплатиться по полной программе... Итак, мораль романа, как говаривал один из героев Я. Гашека, «проста, как Колумбово яйцо», ряд сюжетных линий (поступки главных злодеев — адептов страшной богини Кали) остаются не до конца проясненными, истерики главного героя, которые он закатывает после похищения дочери, оставляют совершенно холодными мое читательское сердце. Это пассив. Что же есть в активе? Совершенно убийственное и страшное описание мира Калькутты, современного индийского общества, и, вообще, индийской цивилизации в целом. Очень неполиткорректное, надо заметить, описание. Тем и ценно. С такой цивилизацией, порождающей такой ужас, нельзя мирно сосуществовать. Этот ужас все равно тебя настигнет, джаже в далекой от Индии Америке. От подобной цивилизации можно только бежать (и не всегда бегство будет спасительным) или можно просто уничтожить ее (как мечтает Лузак о ядерном взрыве над Калькуттой). В бонус автору совершенно точно можно занести жуткий рассказ о поисках трупов для жертвенника Кали и оживлении (слово «воскресение», думаю, здесь совершенно неуместно) «темной богиней» индийского поэта Даса. Роман Симмонса стоит читать хотя бы ради этих двух сцен.

Оценка: 7
– [  14  ] +

Ссылка на сообщение ,

Именно с «Песни Кали» когда-то давно началось мое знакомство с творчеством Дэна Симмонса. Экспедиция на «Терроре» и полет к «Гипериону» были еще впереди, и потому я еще понятия не имел, чем может обернуться, казалось бы, безобидная поездка в Индию. Взявшись прочитать обычный ужастик, я прочитал... хм... не совсем обычный ужастик. Поймите меня правильно, что в этой истории пугающего, кроме произошедшего с ребенком, да еще нескольких сцен, разбросанных по роману? Только атмосфера, которая действительно давит, угнетает, если читать книгу летом (как это делал я), то приходится бороться с навязчивым желанием сходить в душ и смыть с себя всю мерзость, которая будто сочится через строки книги.

Завязка сюжета такова: Роберт Лузак, поэт и журналист, отправляется в Индию (в город Калькутту, если быть точным) с заданием отыскать пропавшего 8 лет назад поэта М. Даса и привезти для публикации его новые произведения. Едет Роберт с женой, которая родилась в Индии и может выполнять функции переводчика, и полугодовалой дочкой. Однако Калькутта оказывается далеко не гостеприимным городом... Сюжет в целом довольно прямолинеен, после концовки же остается ощущение недосказанности. Атмосфера – это лучшая часть романа, без нее получился бы проходной хоррор, способный напугать лишь самых впечатлительных читателей. Но благодаря мастерству Симмонса даже самые обыденные сцены романа производят угнетающее впечатление, хотя по сути сверхъестественного здесь очень немного. Кстати, до совершенства атмосферность будет доведена в «Терроре», пока же и этот элемент временами дает сбой.

Ну и что же в итоге? Атмосферный мистический роман, который звезд с неба не хватает, однако впечатляет и запоминается.

Оценка: 7
– [  14  ] +

Ссылка на сообщение ,

Дэн Симмонс за свою творческую карьеру написал по меньшей мере два значительных произведения — общепризнанный шедевр «Песни Гипериона» и недавний «Террор», правда, получивший весьма неоднозначные отзывы, даже на нашем сайте, и не всеми одинаково принятый. Читая биографии Симмонса, можно встретить такое: «попробовал себя во многих жанрах», и это воистину так — НФ, хоррор, hard-boiled, криптоистория, в этих и других пограничных жанрах с переменным успехом успел поработать этот безусловно талантливый американец. Начался же его творческий путь с небольшого романа «Песнь Кали», вышедшего в 1985 году, и сразу же удостоившегося «World Fantasy Awards» в номинации «Novel» — неплохой старт, не правда ли?

Главным героем романа является литератор Роберт Лузак, которому поручено совершить поездку в Калькутту с целью получения рукописи талантливого поэта, погибшего для всего мира восемь лет назад. И вот, интеллигентный писатель, вся жизнь которого прошла в сытой и обеспеченной всеми благами цивилизации Америке, попадает в Калькутту, где нищета, бедность, грязь и остальные весьма нелицеприятные явления, относящиеся еще, наверное, к пережиткам Средневековья, на каждом шагу и в порядке вещей. Лузак, что называется, в культурном шоке от всего увиденного. Роберт не понимает Индию, все здесь для него чужое, уродливое, покрытое гнилью невежества и безнравственности. На первой странице романа имеет место заявление о том, что «Калькутта должна быть стерта» с помощью ядерного взрыва вместе со всеми жителями, потому как она «слишком исполнена зла, чтобы существовать». Когда только открываешь роман, это заявление выглядит дико и слегка безумно, но после прочтения, трудно не согласиться с этим суждением. Калькутта представленна на страницах этой книги во всем своем невыразимом ужасе и уродстве. Как мьевилевский Нью-Кробюзон, Калькутта здесь один из персонажей и главных действующих лиц. С фантасмагорическим кошмаром Мьевиля ей не сравниться, и это вполне естественно, но Калькутта Симмонса впечатляет в первую очередь своим реализмом — ее можно найти на карте, это место существует. Мало найдется еще в литературе примеров города, описанного с такой ненавистью — улицы, переполненные толпами потных людей; нищие, калеки, уроды, прокаженные; отбросы, доходящие до пояса, в которых копошаться полчища огромных крыс; мутные воды рек; трупы людей и животных; и тошнотворная вонь всего этого, стоящая в воздухе. «Место Кали», город кровожадной богини просто не может быть другим. Пускай даже, возможно, все мерзости слегка преувеличенны (не забываем — это взгляд постороннего, человека совершенно другой культуры), они не вызывают ощущения «перегруженности», исправно исполняя свою роль. Желания посетить этот город после прочтения не возникнет.

Помимо отталкивающих описании городского пейзажа, «ужасных» моментов в романе предостаточно — разлагающиеся трупы, таинственные обряды служителей культа Кали и встречи с воплощениями самой Богини, вполне могут напугать рядового читателя своим натурализмом.

Как и всякий дебют, «Песнь Кали» имеет ряд недостатков, которые все же на общую картину не слишком влияют. Особого количества ненужных сцен (читай — воды) я не обнаружил, все карты в игре, и все карты отлично сыграли. Идея романа слегка банальна, но, не смотря на все обвинения в «безыдейности» романа, она есть и вполне достойно раскрыта автором. Вполне возможно, что этот роман Симмонса смотрится слегка простовато, в сравнении с лучшими его работами, но если не сравнивать — вполне прилично.

В «Песне Кали» есть некоторая доля такой своеобразной «скандальности», легкой провокации, это и близкие к расистским суждения Лузака об индусах и Индии, и предложение стереть Калькутту с лица земли. Ах да, еще про «пляжного» Кинга чуть не забыл. Ничего плохого в этом изречении главного героя не вижу, да и «наездом» это не назовешь. Все это, и расизм, и слова про Кинга, и многое другое — это часть персонажа, а не автора. Лузак он же этакий интеллектуал, приверженец «настоящей» литературы, он не стесняется в оценках и суждениях. Зануда немного. Ему и Киплинг не нравится, и «Звездные войны» — «дурацкий детский фильмец», на который он истратил пять долларов и теперь жалеет. Еще ведь и на дворе 1977 год, тогда ни Кинг, ни творение Лукаса не были, тем, чем являются сейчас. А лютая ненависть к Калькутте... чтож, после пережитого, Лузак имеет на это право.

Хороший роман, с мрачной атмосферой, иллюстрирующий последствия столкновения двух абсолютно непохожих культур, или скорее даже реальностей, систем, расположенных в разных геометриях, на примере отдельно взятого человека. Исследование природы зла, которое не имеет границ. И на фоне — великая и ужасная Калькутта, отлично проработанное яркое описание экзотического места действия, отталкивающего и одновременно притягательного.

Песнь Кали может услышать каждый, и не поддасться ей очень сложно. Но все же — «Можно услышать и другие голоса. Можно петь и другие песни».

Оценка: 8
– [  13  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Песнь Кали» — первая проба пера Симмонса в большой форме – и моя первая «проба» Симмонса. Себя отношу к неторопливым читателям, и, честно скажу, не вспомню другого случая, чтобы книга так быстро проглатывалась. Что это – признак «фаст-фуд» литературы или талант писать захватывающе? Наверное, и то, и другое. Слабость автора – в его силе (и наоборот). С одной стороны, в угоду темпу повествования приносятся логика действий и достоверность ситуаций. Приводить примеры не стану – их отметит любой прочитавший «Песнь Кали» абзац за абзацем, не перескакивая. Против автора действует и то, что в похожей манере пописывают «триллерки» сотни литературных коммерсантов. «Неожиданные» смерти делящихся сведениями secondary cast, неразбериха с благожелателями, галлюциногенные встречи с мистическим злом – не правда ли, это канон, успевший порядком поднадоесть? Но Симмонс здесь – не последователь канона, а один из тех, кто его формулировал: роман все-таки написан в начале 80-х, когда Дэна Брауна еще пускали в католическую церковь (с родителями).

И при этом, какой, черт побери, драйв! Сюжетные ходы, пусть нелогичны, зато интересны, да и к тому же завернуты в красивый фантик атмосферности. Калькутта показана с киплинговским пафосом и лавкрафтовским отвращением, красочно, с щекочущими нервы подробностями и, надо полагать, достоверно. Думаю, за 30 лет в городском быте немногое изменилось, разве что в описываемом отеле заменили кондиционеры и провели интернет на ресепшн.

Лучшие страницы романа – последние главы «после-возвращения»: Симмонс не отделался двумя абзацами, а честно дописал судьбы героев, показав, что попытка смириться с трагедией и жить дальше – испытание не менее суровое, чем выживание в городе фанатиков и древних, голодных до крови дам.

Оценка: 7
– [  12  ] +

Ссылка на сообщение ,

Мне душно и жарко, хоть за окном холодная промозглая погода. После прочтения именно таким предложением хочется охарактеризовать неумолимо затягивающую в свои адские пучины атмосферу первого произведения крупной формы от Дэна Симмонса. Нужно сразу отметить, что уже в дебютном романе автор демонстрирует широкую эрудированность, постоянно упоминая в тексте множество исторических личностей, событий, местных богов и обычаях индийцев. Но в данном случае Симмонс лишь подстрекает читателя, ведь если и вправду поближе ознакомиться с материалом, то это сделает роман еще более глубоким для понимания. И даже, если Вам будет лень «гуглить» в Интернете, подача книги такова, что Вы и не заметите как перелистнете последнюю страницу. И уж точно разорвете на мелкие клочки «недавно купленный билет на рейс в Колкату» (возможно, ирония здесь и излишня, так как роман писался в те времена, когда Калькутта была совсем иной).

«Песнь Кали» – это совершенно чуждый мир, исковерканная нищетой и безумием реальность Калькутты, или же, перефразируя размышления жены главного героя – «это другая Геометрия, в которой мы будто бы совсем лишние фигуры, не вписывающиеся в общую структуру этого пугающего города». К слову, где-то на подсознательном уровне Калькутта ассоциируется с недавно дочитанной трилогией о Нью-Кробюзоне Мьевиля.

Здесь, в болотистых низинах Бенгалии, сквозь шум и гам неумолкающего города просто сочиться саспенс. Взять лишь момент, когда Лузак при свете дня заходит в комнату отеля и видит свою дочку на руках у другой женщины. Скажете, безобидная ситуация, но здесь за каждым шорохом, мимолетным взглядом на заполненные мусором улицы, после очередного загадочного диалога с местными жителями, читатель, поставивший себя на место главного героя, просто обязан ощутить удушающее головокружение. Тем более что повествование ведется от первого лица.

А еще – это не просто хоррор. Симмонс, подобно известному культурологу Мирче Элиаде, долго изучавшему культуру и традиции индийского народа, словно продолжает философские исследования румына о столкновении разных цивилизаций, глубокой духовной составляющей индийцев. Этот вопрос блестяще раскрывается в дискуссии Лузака и Чаттерджи, как и постоянная цикличность развития самого человечества. Не удаваясь к многословности, просто хочется заметить – к примеру, где была Британия, когда в Индии уже вовсю процветало земледелие и ГДЕ они обе сейчас… Но всё-таки мне кажется, что главную мысль автор высказал сам – в самом окончании книги, мысль, которая постоянно занимает умы всех эзотериков планеты. В своем романе Симмонс сделал ее почти аксиомой, не забыв приправить мрачными размышлениями о будущем человечества. И, смотря на мир спустя десятилетия после написания произведения, робко понимаешь – возможно, автор был прав.

Итог – блистательный дебют и очень многослойный роман, давший старт карьере великолепного писателя, умеющего успешно работать, казалось бы, в совершенно несопоставимых жанрах.

Оценка: 10
– [  12  ] +

Ссылка на сообщение ,

Каждый город — немного Вавилон. Семиотика Города неисчерпаема. Любой перекресток, всякая витрина, форма мусорной урны и газетного киоска, полуденная тень от памятника и свет фонаря на ночном мосту — Знак, слово на одном из языков Города Недостроенной Башни.

Наверное, поэтому суть самого человеческого из созданного человеком с таким трудом поддается умозрению...а там, где бессильно Ratio, включается логика подсознания, расщепленного слоя, сумеречной зоны, проявляются символ и мифологема.

И, если удается уловить в неумолкающих языках ритм биения незримого городского сердца, может родиться Метафора.

...американец Роберт Лузак вместе с женой и шестимесячной дочерью отправляется в Индию. По заданию крупного издательства он должен привезти новые стихи талантливого калькуттского поэта М. Даса. неожиданно появившиеся после загадочного исчезновения их автора за несколько лет до описываемых событий. В Калькутте, столкнувшись со странными проволочками и недомолвками насчет судьбы М. Даса, Лузак начинает сам искать информацию о поэте.

Выясняется, что поиски Даса ведут к зловещей секте капаликов — адептов культа Кали. Лузак выслушивает жуткую историю одного из новообращенных членов секты: тело утопленника, которое он принес в храм Кали, следуя велению богини, оказывается трупом М. Даса; в полунаркотическом бреду рассказчик видит, как статуя богини, приняв его подношение, дарит мертвому телу подобие жизни. Пытаясь извлечь из этой дикой истории рациональное зерно и получив несколько косвенных подтверждений, Лузак убеждается лишь в том, что М. Дас жив.

Наконец, при нелепых, полных нарочитой символики обстоятельствах происходит передача рукописи, но Лузаку недостаточно окончательной полноты Образа всего того, с чем он столкнулся в Калькутте (люди творчества согласятся, что ощущение неполного Geschtalt`а мучительно...), и он пользуется рискованной возможностью увидеться с загадочным Дасом...

«Песнь Кали» из тех книг, которым пересказ ничуть не вредит. Ее необычность, смыслы и глубина растворены в деталях, репликах, эпиграфах и цитатах, ускользающих от сколь угодно подробного пересказа(кстати, книге не очень повезло с переводчиком. Старательно, но не очень умело переложивший книгу на русский, В.Малахов не справился с особенностями «вставной новеллы», любимого приёма Симмонса — припомните «Гиперион» или «Горящий Эдем»...). Ну вот, хотя бы — утешительница-смерть с маркой «Guiseppe. 25 calibre» yна рукоятке, спрятанная в томик стихов Лоренса даррела...

...Роберт Лузак нашел свой Образ — и заплатил за него страшную цену.

В какофонии голосов великого города Калькутты («Кали-гхата» — не что иное, как «место Кали») он услышал песнь Темной богини. А ее голосом стал автор чудовищной безымянной поэмы, гениальный ученик Тагора, недоумерший самоубийца, и в послесмертии неизлечимо больной проказой. Это — метафора Лузака. А цена — нечаянное и жуткое жертвоприношение. Метафоры стоят дорого.

«Песнь Кали», первый роман Симмонса, вышедщий в 1985 году, — не фэнтези, несмотря на «жанровую» премию (Всемирная премия фэнтези`86) и на то, что толика магии в нем есть.

Это не хоррор — хотя в романе полным-полно «беспокойного пристуствия», и не интеллектуальный роман — при всей изощренности смысловой структуры текста.

Пусть его, жанр — в последнее время его поисками заняты не читатели и критики, а ловкачи от маркетинга.

«Песнь Кали» — просто умная, жутковатая притча.

Не думаю, что читатели увидели бы Калькутту такой, какой изобразил столицу Бенгалии Дэн Симмонс.

Его книга — не о «реальной» Калькутте.

Каждый город — немного Калькутта.

Оценка: 10
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

Эта книга — вторая прочтенная мною из произведений Симмонса, первой была «Террор». После прочтения сидел минут десять-пятнадцать рамышляя и переваривая прочитанное. До сих пор не могу сказать какая из книг Симмонса произвела на меня большее впечатление. Обе хороши и выделить из них лучшую на данный момент не могу. «Песнь..» читается легко и на одном дыхании. Образ мрачной Калькутты, трущоб, крематоря, тайных храмов, жестоких ритуалов производят неизгладимое впечатление. Но есть ряд моментов на которые хотелось бы обратить особое внимание:

первое — жестокость культа приверженцев Кали (капаликов) для которых человеческая жизнь ничего не стоит и самый трагический момент книги (на вокзале) только подтверждает это.

второе — действия и поступки главного героя. Не каждый найдет в себе силы справиться с влиянием «Песни...» и за это его можно уважать как человека. Кто-то в отзывах писал что Лузак безвольный и слабый человек, а разве смог бы слабый и безвольный человек найти в себе силы побороть силу «песни» и отказаться от мести и не стать последующим «певцом Кали», разве смог бы слабый человек найти в себе силы пережить утрату близкого человека и не сломаться и не разрушить семью. Я думаю что слабый не смог бы, а Лузак смог. Не каждый смог бы повторить то, что сделал Роберт по ходу книги.

Однозначно книга очень сильная, рекомендую ее к прочтению всем без исключения. Лучше один раз прочитать, чем.........:wink:

А теперь хочется сделать небольшое отступление. Вспомним чем заканчивается книга: «Песнь Кали с нами. Она с нами уже очень долго. Ее хор становится все громче, громче, громче.» В этом плане Симмонс был прав.

Глядя на все, что творится вокруг мне кажется, что Песнь Кали дошла до нас в 90-х годах прошлого столетия и с тех пор с каждым годом набирает и набирает обороты и число «капаликов» в нашей стране все больше и больше, стоит только взглянуть в телевизор. (особенно после 4 декабря и не федеральные каналы). Очень хочется, чтобы у нас появился свой «Роберт Лузак», который скажет «НЕТ» этой «песне....»

Оценка: 10
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Вообще никакого впечатления не произвела книга, идея осталась неясна, события какие-то мутные — как были с самого начала, так и после прочтения ничего не прояснилось. Бегал мужик, бегал и никуда не прибежал, в итоге еще и потерял. А ради чего??

Что хотел автор сказать? Как плохо живется в Индии, какой бред-сумбур там творится, какие кругом нищие? С точки зрения западного человека. Ну ок, хотя вроде это не основная мысль, да и клюквой отдает немного. И зачем надо было придумывать невнятных монстров в тенях и старинные ритуалы, если они на что не влияют. Пугал, пугал, а не деле обычный бандитизм получился. Бессмысленная книга, вроде бы автор и сказал все, что хотел, но что-то я не чувствую законченность.

Какой-то тупица с женой и ГРУДНЫМ ребенком поехал туда, где трупы на улицах валяются, и людей режут в открытую (по утверждению автора). И чего он там хотел? Поэму найти... парочку долбаных листочков со стишками, даже не зная про что... Нашел?! Ну что за кретин! Его даже не жалко.

И свести все к тому, что вот люди сами-то неплохие, но вот древние боги и духи превращают их в дерьмо. Да и поэтому можно не бороться и не меняться, за собой не следить. Во всем же боги виноваты, а мы так, сбоку-припеку, ни за что не отвечаем, ни на что не влияем.

Напомнило «Ночное кино», только у здешнего героя нет мотивации толком, и история оказалась гораздо хуже и без конца. Хотя в «кино» тоже полно несообразностей и намеков.

Оценка: 6
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Странное, парадоксальное чувство. Книга прекрасно написана, держит в напряжении, читается на одном дыхании. Но — сожалею о ее прочтении, не оставляет какое-то неприятное чувство. Не рекомендую никому ее читать. . Убийство крохотного ребенка и чудовищное использование его тела, изображенные в книге — наверное, это все же запрещенный прием. Тем более, для чего он использован автором? Что вообще он хотел сказать описанием всех этих калькуттских мерзостей?Продемонстрировать, что наступило «время Кали» — время жестокости и насилия? Увы, оно никогда не прекращалось, жестокость и насилие — спутники человечества в течение всего существования цивилизации — разве были гуманными Древний мир, Средневековье, колониальные захваты и мировые войны? Или кто-то не знал о царящих в Азии и Африке (не только в Индии) чудовищной нищете, позорном кастовом и классовом неравенстве, антисанитарии, смертности, кошмарных религиозных и племенных обычаях и просто дикости? Не знали мы о том, что это совершенно другая , чуждая христианской, цивилизация? Не знали, что человеческая, даже детская жизнь, там ничего не стОит? Замечу, что в цивилизованной Америке жизнь человека во главе всего, правда не любого человека- а только Белого Англосаксорнца-Протестанта))))Так что... И еще. Я не большой знаток Индии и не берусь судить, насколько изображенное в романе соответствует реальности, а насколько просто отражает презрение этого самого высоко ценимого и высоко ценящего себя человека к низшим существам. Вообще снобизм ГГ поражает — достается и индусам, и русским, и Киплингу, и С.Кингу. А уж мечта о ядерном грибе над Калькуттой... Сколько тут от ненависти к Злу, которое олицетворяет Калькутта, а сколько от стремления уничтожать все, что не отвечает представлениям американца о Добре? Конечно же, насилие, жестокость, варварство, пренебрежение человеческой жизнью — не только следствие нищеты и неразвитости экономики страны, в чем пытаются убедить ГГ собеседники-индусы. Во многом они происходят из религии, культуры, истории, обычаев и традиций, менталитета индусов. Но ведь и появление в центре цивилизованной Европы нацизма, унесшего миллионы человеческих жизней, тоже нельзя признать случайным. Вот такие мысли вызвала эта крайне неприятная книга безусловно талантливого Д.Симмонса...

Оценка: 5
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Для знакомства с творчеством Дэна Симмонса я выбрал его дебютный роман-«Песнь Кали».И должен сказать-дебют потрясающий! Всякий раз прочитав действительно захватившую меня книгу,я некоторое время не могу отойти,мысленно еще раз переживаю все прочитанное.Вот и в этом случае я еще минут пятнадцать сидел с закрытым томиком и потихоньку возвращался в реальный мир.Ибо во время чтения полностью погрузился в мир этого произведения,испытав целую гамму различных эмоций.Первая же страница поразила меня ненавистью,ненавистью к целому городу-Калькутте.Затем все вроде успокаивается,главный герой прибывает в Индию,Симмонс потрясающе показывает его культурный шок,неодолимую пропасть между Западом и Востоком.Главный герой узнает о зловещем культе богини Кали.У меня сложилось впечатление что Калькутта-это и есть Кали.Как у Стивена Кинга-Оно это и есть Дерри,в каждом камешке города,в каждом жителе.Вообще это очень эмоциональная книга! Вместе с главным героем я буквально чувствовал невыносимую жару,вонь,тошноту и атмосферу зла словно повисшую в воздухе.Не поддающиеся логическому объяснению события,невероятное воскрешение,боль и полное отчаяние,вспыхнувшая словно лучик надежда и нокаутирующий удар жестокой реальности.И медленное пробуждение из летаргического сна,с новым лучиком надежды.Прекрасный дебют,в ближайшее время прочитаю еще что-нибудь из Дэна Симмонса.Если бы автор раскрыл несколько вопросов,оставшихся без ответа,была бы безоговорочная 10-ка.А песнь Кали по прежнему звучит,голос Кровавой Богини набирает силу,чтоб убедиться в этом достаточно просто посмотреть вечерние Новости!

Оценка: 9
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Я был ошарашен, и это здорово. Я очень люблю страх. Эта книга меня испугала, как не пугало не одно из творений «короля» Кинга. Прочитав, дал жене. Она теперь совсем не хочет в Индию, а я хочу. Я ощутил на себе липкую атмосферу Калькутты, читая книгу, хочу ощутить и в живую. Читая, я не мог оторваться, я переставал ощущать мир, который меня окружает. Книга затянула меня в себя, в Калькутту. Чем-то напомнило Лавкрафта, совсем отдаленно. Очень жаль, что я не читал Песнь Кали в Индии. Зато теперь я точно знаю — Террор Симмонса я буду читать зимой, в одиночестве, где никто не сможет меня отвлечь, где надеюсь погрузится в атмосферу холода так же, как я погрузился в Калькутту. 10-ка.

Оценка: 10
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Песнь Кали» — яркий образчик того, как сильно слитая концовка может испортить впечатление от шикарного произведения. Отзыв сумбурный, потому что во мне кипит негодование.

Дэн Симмонс в «Песни Кали» сел на своего любимого конька —тему поэзии, сочетающуюся с около-хоррорным жанром. Не обошёл стороной он и младенцев: в наличии целый один ребёнок, чьей возне посвящается приличное количество текста. Герой, от лица которого ведётся повествование, — крайне неприятный тип. Он журналист, прибывший в Индию по работе, и что он делает всякий раз, как ему выпадает возможность получить немного информации для статьи? Всячески отпинывается от неё и мысленно ноет о том, что хочет домой. А как он ведёт себя с женой? Не слушает её, игнорирует любые просьбы. И, в конечном итоге, именно он становится причиной разыгравшейся трагедии — сугубо из-за своей тупости и неспособности разговаривать с супругой словами через рот. Он вымораживал меня всю книгу, однако процесс чтения его слабохарактерностью и недалёкостью испорчен не был. В конце концов, писать Дэн Сэммонс умеет. Умеет создать атмосферу, умеет заворожить читателя, умеет слегка его напугать. Причём пугает в «Песни Кали» не мистическая сторона истории, а центральное место, в котором происходит большая часть действий — Калькутта. Прекрасная и мерзкая одновременно. Именно она и является главным героем книги.

Концовка «Песни Кали»... противная. Она противна тем, как на отвали автор оборвал все, без шуток, ВСЕ сюжетные линии своей книги. Ни одна загадка не получила объяснение, ни одно ружьё не выстрелило. Он словно пытался закончить на таинственной ноте и предложить читателю додумать всё остальное самостоятельно, но проблема в том, что додумывать-то нечего. Это просто чудовищная халтура. Автор расставил по тексту кое-какие намёки на то, что же на самом деле произошло, однако это выглядит так нелепо и плохо, что я даже размышлять над заложенным смыслом не хочу. Минутка эйджизма: «Песнь Кали» как будто писал начитанный и умеющий грамотно писать школьник, который в силу возраста просто не смог вдумчиво раскрыть каждую линию и решил, что под соусом из философии и так сойдёт.

Я сначала написала про школьника, а потом заглянула в библиографию, и обнаружила, что «Песнь Кали» — первый опубликованный роман Дэна Симмонса. Для дебюта — сойдёт. Но мне очень жаль, что ему не хватило опыта, чтобы выжать из своего произведения всё до конца.

Восемь черепов из десяти эта книга однозначно могла бы заслужить, если бы не последние несколько глав, вставленные вообще фиг пойми зачем. Мне было неинтересно читать о жизни героя после такого пшика, который автор выдал, поэтому эти главы я просматривала чуть ли не по диагонали. И так как финал перечеркнул положительные впечатления, мне остаётся только влепить шестёрку и затолкать книгу куда-нибудь подальше. Всё-таки написана она хорошо и однажды я её даже перечитаю, уже готовая к тому, что ожидает в конце. Читать однозначно стоит, но — без завышенных ожиданий. А мои ожидания, к сожалению, своей высотой пробивали небо — это же сам Дэн Симмонс!

И пару слов об издании от АСТ, 2023: неплохое, с плотной белой бумагой, крупным шрифтом и сносной обложкой, но опять, опять опечатки! Ну сколько можно-то?

Оценка: 6
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Честно говоря, после моих любимых Террора и Гипериона, эта книга разочаровала.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Предсказуемость. Уже в самом начале, при столь подчеркнутых описаниях сюсюкающего гг стало понятно, что ребенка или похитят или убьют. Вышло и то и другое.

Но больше всего уже к середине книги начинает выбешивать сам главный герой своей тупизной. К концу романа становится совершенно невозможным заставить себя сочувствовать всему тому дерьму, которое он сам же на свою голову постоянно и накидывает.

Начиная с того, что взял жену с грудным (!) ребенком, в азиатскую клоаку. Какого?! Ну если сам никогда в Азии не бывал, так хотя бы послушай что говорят друзья, кто там понюхал колорита. Какой переводчицей жена? если она не знает бенгали? На все деловые встречи они будут с ребенком ездить, во время переговоров «О, пардон господа. Подождите с полчаса, ребенок расплакался/пора покормить грудью/поменять подгузники...» Что за чушь?

Далее. Ну если решил отдать пистолет Дасу, попросил бы его не читать «книжку» хотя бы до утра, чтобы на первом же самолете успеть смотаться из города. Дас себя убил (не убил?) — вообще не понятны мотивы его поступка, если его целью было напечатать свои труды в Америке. Зачем он тогда подставил курьера и разрушил свой труд?

Зачем использовать тело ребенка для контрабанды драгкамней? «Белого» европейского ребенка, фото которого только что вывесили во всех газетах за космическое вознаграждение? Чтобы специально попасться? У местных нищих нельзя взять местного ребенка? Зачем вообще было его выкрадывать с таким палевом и поднявшимся скандалом?

И таких нелепостей и натягиваний громоздится все больше по ходу действия, пока интерес совсем не теряется. Какой вообще смысл в действиях героев, да и вообще в книге?

Единственное, что приходит на ум — Симмонс побывал в Калькутте, и ему там дико не понравилось. Вплоть до желания ядерный гриб там увидеть. Ну, что тут сказать...

Конечно, в Азии и в наше время еще полно мест с адской нищетой, антисанитарией и диким для европейца отношением к жизни простого человека. Но не нравится — не ешь, никто туда силком не тянет. А уж если поехал в подобное место, то включай мозги и хотя бы не бери туда грудничков, веди себя соответственно, ты не на Бродвее.

Оценка: 6


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх