FantLab ru

Александр Громов «Шанс для динозавра»

Шанс для динозавра

Роман, год

Жанровый классификатор:

Всего проголосовало: 28

 Рейтинг
Средняя оценка:7.51
Голосов:227
Моя оценка:
-
подробнее

Аннотация:


Три космолетчика, три беглеца с Земли, три дезертира вырождающегося человечества, захлебнувшегося в скотском благополучии... И новый мир, мир позднего Средневековья на западный манер, мир бестолковой, кровавой, но многообещающей юности цивилизации. Можно ли позволить ей повторить ошибки землян, зная, куда они в конце концов приведут? И вот появляются три загадочные, внушающие трепет фигуры — князь, пророк и дьявол. Они не боги, а стрелочники. Им предстоит титаническая работа — перевести развитие юной цивилизации на иной путь. Но не все идет гладко, особенно когда тает доверие между единомышленниками...

© Александр Громов

Примечание:


С фанатского форума писателя:

«Таково предварительное название нового романа. Уже начав, понял, что вещь стремится выродиться в чистую антитезу «Трудно быть богом». Трое землян в мире, примерно соответствующем XV веку. Один из них станет князем, другой пророком, третий дьяволом. Попытки направить историю в иное русло. При этом связи с Землей нет и не будет. Политика, экономика, религия, интриги, войны, залпы бомбард. Булыжным градом по латной кавалерии. И это почти все, что я на данный момент знаю.

И вот еще что занятно. Во всех читанных мною романах такого рода, начиная с «Янки из Коннектикута при дворе короля Артура», герои терпят фиаско, а социум, над которым они работали, умывшись кровушкой, возвращается на исходные позиции. Истмат дает этому солидное объяснение, но все-таки что-то с этим надо делать. Непорядок

Александр Громов»

Лингвистический анализ текста:


Приблизительно страниц: 324

Активный словарный запас: высокий (3220 уникальных слов на 10000 слов текста)

Средняя длина предложения: 63 знака, что гораздо ниже среднего (81)

Доля диалогов в тексте: 22%, что гораздо ниже среднего (37%)

подробные результаты анализа >>


Награды и премии:


лауреат
Звёздный Мост, 2009 // Лучший роман. 3 место («Бронзовый Кадуцей»)

лауреат
РосКон, 2010 // Премия «Час быка»

Номинации на премии:


номинант
Бронзовый Икар, 2010 // Лучшее художественное произведение (роман)

номинант
Бронзовая Улитка, 2010 // Крупная форма

номинант
Интерпресскон, 2010 // Крупная форма (роман)

Похожие произведения:

 

 


Издания: ВСЕ (2)
/языки:
русский (2)
/тип:
книги (2)

Шанс для динозавра
2009 г.
Шанс для динозавра
2010 г.




Доступность в электронном виде:

 

Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  10  ]  +

Ссылка на сообщение , 6 января 2011 г.

Коротко и конспективно: на Земле общество потребления. Все прокисают, потому что потребляют и потребляют. С большим трудом со всего мира по копейке нашли денег на единственный исследовательский звездолет, который повез экипаж из четверых товарищей к Альфе Центавры. А они сбежали.

Итак, первое, что вспоминается — «Попытка к бегству».

Кстати, а чего их четверо полетело, если четвертого автор убил практически сразу, даже не познакомив с ним читателей?

Но побег, они прыгают в черную дыру и оказываются в другой вселенной. Там случайно натыкаются на землеподобную планету, на которой феодализм и средневековье с переходом к мануфактурному производству.

...Так... «Трудо быть богом», что ли, плюс «Попытка...»?

Три друга-землянина, помня, что на Земле все прокисает от общества потребления, решают тормозить прогресс всемерно и выбрать «восточный путь», как в Древнем Китае или Японии. Кстати, не обоснованно совершенно. Так и не объяснено нигде, почему — буддизм выбрали, почему — Китай и Япония, чем они так лучше Германии и Великобритании...

Ну, про «замедлителей прогресса» я могу порекомендовать гораздо живее написанную «Бремя стагнатора» Сергея Чекмаева. У него во всяком случае объяснение действий землян гораздо понятнее и правдоподобнее.

Эти трое спускаются на планету и делят функции. Один становится пророком новой религии, другой — дьяволом во плоти (вот это — к чему и зачем? как может явное появление дьявола подорвать старую религию, о дьяволе и говорящую?), третий — князем. Ну, и поехало. Пророк сидит в горах и пророчествует, а его как-то слышат, кстати — очень даже интересно, потому что ни радио, ни книгопечатания нет, но все про пророка этого знают... Дьявол летает и сшибает маковки у церквей. Князь захватывает власть в маленьком княжестве, вооружает армию огнестрельным оружием и ведет ее на завоевание всего мира.

Уф...

А вот Лев Вершинин — «Доспехи бога». С захватом власти, с поднятием восстаний, с новыми порядками. Гораздо интереснее и веселее.

А затем начинается собственно книга, в которой по существу рассказывается история Наполеона. Тут тебе и взятая столица огромной Империи, и Бородино, когда сил нет ни у кого, и вроде полная победа, обернувшаяся поражением...

А два друга — пророк с дьяволом за спиной князя вдруг договариваются с другим владыкой земным, предают своего, ставят на местного, и помогают своего добить. С чего? Откуда? Не логично и совершенно не истекает из текста. Хоть и пытается один из них в самом конце объяснить, а все равно не выходит.

Князь бежит, порубив кучу народа и страдая, что не смог спасти принца (опять аллюзия на «ТББ» — Румата тоже страдал, кстати и майка кевларовая у князя оттуда же, похоже).

Кстати, фамилия князя — Барини. Барини и пророк... — «Хроники Дерини»? Ну так, по созвучию.

А новый князек на деньги двух друзей и с полной религиозной поддержкой постепенно захватывает почти всю империю. Постепенно. Не торопясь. Подкупом, подлостью, ядом. Временем, которое играет на него, потому что идеи становятся силой, когда овладевают массами — это, между прочим, почти прямая цитата из книги.

В общем, план практически выполнен.

В конце книги этот новый хитрый князь встречается с бывшим князем, который, спасшись, своих друзей — того-с, устранил, а сам стал вторым пророком, вместо первого, которого — того-с. И в общем, получается, что в дальнейшем они будут действовать рука об руку, два бывших врага.

Почти вся книга — это тактические перестроения армии и стрельба из бомбард, оборона и взятие городов.

А больше там и нет ничего.

Весь смысл, выходит, в разговорах: на Земле, в обществе потребления, духовный кризис, а тут надо прогресс приструнить и запретить. Морское судоходство запретить в первую очередь. И религию новую ввести — исправленный буддизм с перерождениями и сансарой. И цель можно достигнуть большой кровью и быстро, а можно почти без крови, но о-о-очень медленно.

Побеждает медленность.

Вот и вся книжка.

Я прочитал, потому что люблю Громова. Но эта книга мне не очень понравилась.

Оценка: 7
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение , 6 мая 2009 г.

Достаточно слабый боевик с элементами социальной прозы. Завязка совершенно невероятная, и даже схематичная. В далеком будущем Земля становится царством всеобщего благоденствия, которое оборачивается отказом от исканий и духовных проблем. Земное общество погружается в пучину наслаждений, и поиска все более и более изысканных способов забыться.

Но четверо землян решили бежать из Рая на Земле. И, совершенно случайно, попадают на звездолете на другую планету, живущую на грани Средневековья и Нового времени. К тому моменту один член экипажа погиб, и трое решили, разбившись по ролям, изменить ход истории этого нового мира, не дав им пойти по пути западного развития.

Что они хотят сделать из общества планеты, не очень ясно, но, кажется, для них идеалом является кастовое общество Японии 17 века или Китая времен империи Цин. Надо, чтобы люди отказались от идеи трансцендентального Бога, отказались от идеи человека как автономного социального атома, отказались от идеи механистического понимания мира, отказались от идеи техники как господства над природой. И взамен этого приняли идею социальной гармонии и имманентности божества природе.

Однако, не это составляет большую часть текста. На самом деле, идейной составляющей посвящено крайне мало места, и суждения героев о том, что они собираются предложить этому миру, весьма отрывочны.

А большая часть книжки посвящена занудному описанию длительной войны, которую начал один из землян, ставший князем одного небольшого государства. Он хочет взойти на трон Императора и подчинить себе всю тамошнюю ойкумену, чтобы взрастить всюду новую религию, основанную вторым землянином. Описание битв все более и более походят друг на друга, по ходу Громов вспоминает все популярные события военной истории, и выдумывает на их основе свои новые битвы в мало прорисованном пейзаже иной планеты. Попытки наслоить на эту войнушку психологические метания герое малоубедительны.

А потом оказывается, что князь-землянин остается один на один с планетой и своими бывшими друзьями, и то ли еще будет ...

Дочитывается с трудом, и автор устает, и читатель. Хотя видно, что должен был получиться анти-«Трудно быть Богом», но полемика особо не получается, и никакого ответа Стругацким не выходит... При этом из «Трудно быть Богом» заимствовано масса антуража, и даже имена героев чем-то схожи с теми именами, что придумали Стругацкие.

Самое плохое, что мало прописаны персонажи, а некоторые сюжетные ходы просто невнятны. Иногда главный герой-князь проявляет такие чудеса героизма, что это пожалуй, просто смешно. Описание психологии героев-жителей Средневековья показывает только то, что все-таки герои эти должны быть, по мнению Громова, сплошь моральными уродами, недоразвитыми и жестокими. Хотя можно было бы немножко побольше показать их внутреннюю жизнь, и не описывать ее такой плоской и убогой. Да и попытки героев остановить прогресс, направив его в иную, «восточную» сторону, можно было бы изобразить поживее и поинтереснее...

Оценка: нет
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение , 17 февраля 2009 г.

Наверное, на данный момент — это самый неинтересный роман Громова. А главное — самый нелогичный. Я как-то привык, что в более или менее строгой НФ (к которой я привык относить данного автора) есть некая гипотеза, условия для эксперимента, правила игры в конце концов... Да цель еще необходима. Ну и новизна если получится — тоже хорошо. И авторская позиция, иллюстрирующая некий тезис — суть книги. Ну и читаться книга должна так, что не было скучно и предсказуемо. Вот. Дальше можно начать приводить примеры из «Шанса для динозавра» и показывать, что и где у автора не получилось. Не буду — главное с моей точки зрения, книга не получилась цельной.

Если есть три героя и между ними возникает конфликт — он возникает не на пустом месте, а из-за неразрешимых противоречий, из-за разный целей... А какую цель декларирует автор на первый взгляд: жизнь золотого миллиарда (а куда все остальное население делось?) в золотом веке бессмысленна, а потому развитие цивилизации по-западному пути надо приостановить на этапе позднего средневековья желательно введением новой религии (философии), например буддизма. Ну-ну.

Рассматривать этот роман как антитезу Стругацким? К сожалению, слишком разный уровень.

Резюме — денег потраченных не жалко, но друзьям рекомендовать не буду.

Оценка: 6
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение , 30 апреля 2009 г.

Более всего порадовало меня в этом романе Громова то, что после развлекательно-акунинской Исландской карты автор все же вернулся к истокам, к проблемной социальной фантастике, которая сделала его одним из самых уважаемых мною современных отечественных писателей. Вернулся сильно, мощно, драматично, и если бы этот роман был одним из первых в его карьере, он стал бы, без сомнения, бестселлером. Сейчас же он выглядит просто самоповтором. Сквозная идея автора о вырождении человечества обыграна им многократно, вполне удачно, но уже слегка приелась. Шаманскими плясками на тему прогрессорства кто только не баловался в последнее время. Философия главных героев сильно напоминает ван Зайчика, антураж — Камшу. Да, все это прекрасно написано: цельно, законченно, предельно ясно и четко, хорошим русским языком — но выглядит как сборная солянка давно и основательно отработанных сюжетов. По прочтении, помимо закономерного удовольствия, возникает чувство, что стагнация человечества еще далека, а вот стагнация отечественной фантастики уже на пороге.

Вердикт: добротная социальная фантастика в лучших советских традициях — и, к сожалению, слегка погрязшая в этих традициях.

Оценка: 7
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение , 10 февраля 2009 г.

Я люблю повторять, что истина всегда валяется где-то посредине:lol: И потому люблю книги, в которых авторам удается не скатиться в крайности, не впасть в грех пустословия с одной стороны и не удавить меня заумными нотациями с другой. Вот Громову это удалось. И не только в идее и в сюжете, но и в персонажах. Хорошо, что они, персонажи, непохожи ни на эдакого «коллективного Сварога», ни на коллективного же Максима Каммерера. Во многом, из-за этого обсосанная со всех сторон уже тема прогрессорства заиграла у Громова свежими красками. О самой идее можно спорить, найдутся и сторонники и противники такого взгляда... Ну и ладно, ну и хорошо. А вообще — очень качественная книга. Внятная (у Громова вообще тексты получаются внятные), занимательная, умная и незанудная. Да еще и написанная на хорошем, качественном языке. Прочитал с удовольствием и с удовольствием же поставил 9.:glasses:

Оценка: 9
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение , 17 мая 2011 г.

Вышел, к сожалению, роман-ошибка. И проблема не только в удивительной для отличного автора наивности идей, а в их ‘кривом’ воплощении. «Шанс для динозавра» можно сравнивать с классическими «Миссионерами» Лукиных и, скрепя сердце, с «Трудно быть богом». Но сходны они лишь на уровне сюжетной завязки, поскольку несоизмеримы масштабы поставленных (а не просто заявленных) проблем.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
У Лукиных прогрессорские планы опровергаются самой историей, т.е. перед нами конфликт на уровне ‘Человек vs. История’. У Стругацких все это дополняется столкновением с человеческой природой (причем не только с чужой). А у Громова, в сущности, вопрос стоит так: Смогут ли два прогрессора помешать третьему, если последний считает первых своими соратниками? Ответ здесь однозначен, а вопрос, в сущности, малоинтересен. Если обсуждать саму идею… Ну что ее обсуждать? Герои придумали буддизм-конфуцианство light, а сам автор излагает читателю облегченную версию облегченной версии – по Ван Зайчику.

В результате чудовищно ‘провисает’ основная – ‘боевая’ – часть: читатель следит не за тем, во что выльются действия Барини, а ждет, когда же герою поставят подножку. Эту часть, вполне достойно для жанра написанную, хочется пролистать – когда понимаешь, что от побед и поражений героя ничего, в сущности, не зависит. Ср. пример противоположного рода – «Властелин колец», где, скажем, оборона Гондора и диверсионная операция Фродо друг друга дополняют, а не обесценивают.

Интересны мотивации друзей-противников Баринова, но о них автор скажет лишь в финале. Причем скажет не очень убедительно в психологическом плане. Кроме ламентаций типа ‘эх, нетуть меж нами прежнего доверия’ в романе на эту тему мы ничего не найдем. Герои явно должны были измениться на другой планете, ведь одно дело – сказать «нет» обожравшемуся благополучием миру, и совсем другое – убивать часто неплохих людей ради всечеловеческих ценностей или так просто. Вот ‘Дьявол’ спит с бабами, а потом их сжигают – реакция героев сводится к чему-то между ‘сами дуры’ и ‘как-то нехорошо все-таки’ – и это не набившие оскомину попаданцы, а люди, у которых хватило мужества прыгнуть из сытого мира в черную дыру.

В общем, А. Громов выдал:

а. изначально небогатую идею,

б. заменил разработку этой идеи бесконечными баталиями, да еще и скучными по изложенным выше причинам,

в. не уделил никакого внимания психологической метаморфозе героев (и вообще их психологии — это ж совсем не наши современники).

Оценка: 6
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение , 15 февраля 2009 г.

Новая книга одного из моих любимых современных отечественных писателей Александра Громова меня, скорее, разочаровала. Нет, конечно, если сравнивать роман с многочисленными опусами на тему «наши в средневековье» — произведение, безусловно, резко выделяется в лучшую сторону — прежде всего, отмечу великолепный язык и очень качественно прописанный мир... Но... Не уровень это все-таки автора «Года лемминга», «Крыльев черепехи», «Властелина пустоты» и «Менуэта святого Витта».

Основные замечания у меня к сюжету: он показался мне: а) излишне предсказуемым (предфинал(С) был мне понятен уже после сотни страниц); б) не совсем логичным

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
(меня автор так окончательно и не убедил в причинах предательства Баринова друзьями)
. Кроме того, описание тактики и стратегии средневековых войн, очевидно, не является сильной стороной автора.

Тем не менее, восемь баллов все же ставлю. За удовольствие, полученное при чтении от прекрасного языка, за свежий взгляд на стандартную ситуацию, за очень неплохой финал (редкость в наше время), ну и в ожидании новых книг замечательного автора:smile:

Оценка: 8
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение , 1 июня 2009 г.

...Средневековые сражения более зримо показаны у Сапковского. Роль личности в истории более выпукло и гораздо убедительнее раскрыта у Снегова в «Диктаторе». Чем же берёт за душу Громов в своём не самом лучшем романе? Честностью. Его герои — не подготовленные профессионалы a-la Румата, это во многом случайные люди. Желающие добра и именно поэтому совершающие много зла... И Громов честно показывает заковыристый внутренний мир одного из них. Вот это читать как раз интересно. А что, вокруг нас (и уж тем более в истории!) мало подобных людей?! Задуманное было изначально обречено на провал. Такое ощущение, что сам материал романа оказал автору достойное сопротивление!

Логика истории в «...динозавре» видна совершенно чётко: невозможно перевернуть мир в одиночку. У Петра I были его «птенцы», а кто был у несчастного Барини? Два друга-землянина, да и те предатели. Новая церковь? Не то, там нет единомышленников, там есть лишь единомыслие... Туземцы в книге выписаны совершенно схематично, а для масштабного поворота социума требуются как минимум гении, причём работающие в команде.

Помнится, АБС предлагали выращивать таких гениев в Лицее. Вот о чём бы поспорить с мэтрами, а не отталкиваться от ТББ! Иными словами, в данном романе «динозавр» не смог использовать свой шанс именно потому, что он динозавр — ему положено только крушить всё вокруг, наводить страх и ужас. И вымирать, уступая дорогу новым формам жизни...

Вывод: Громов продолжает сводить счёты с человечеством и при этом честно ищет выход из тупика. За что ему большой респект!

Оценка: 8
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение , 2 февраля 2011 г.

Трудно представить что где-то в закоулках космоса найдется планета, население которой почти как две капли воды похоже на население средневековой Европы. Общество, включая его культурные, религиозные и экономические показатели идет четко по «земному» пути развития, перелом от феодального строя к эпохе просвещения то же на лицо: появился первый печатный станок, огнестрельное оружие и т.п. Еще труднее представить, что первый экипаж первого земного межзвездного корабля с первой попытки нашел такую планету, здесь уж точно шансов — один на миллиард... Поэтому, сразу с начала прочтения я подумал : «не верю» и эта нозящая мыслишка атаковала меня на протяжении чтения всего романа. «Ну да бог с ним, в фэнтэзи ещё не такое бывает, (хотя здесь вроде НФ)» — подумал я, и принялся читать дальше...

Что касается художественных качеств, то отмечу что книга написана хорошим живым языком, читается довольно легко, что вполне характерно для Громова. Ну и тут произошли проколы, некоторые моменты читаются буквально как учебник истории, чужой и почти не нужной. Автор весьма живо описывает мир, утомляя многочисленными подробностями, хотя, надо отдать должное, вполне искусно погружая в него. С героями тоже не все в порядке, достаточно хорошо получился пожалуй только Барини, остальные — весьма посредственные либо вообще бледные тени. На мой взгляд, целесообразнее бы ло бы более подробно описать отношения между членами экипажа корабля, т.к. на протяжении романа трудновато было понять: кто они — друзья, единомышленники, либо просто авантюристы оказавшиеся «в одной лодке» в силу непонятного стечения обстоятельств. Очень жаль что в романе не описан сам полет, это бы сделало взаимоотношения и мотивацию героев более понятными, а самое главное — позволило бы лучше понять суть их конфликта. Прочитав до половины я наконец дошел до социально-философской подоплеки романа и мне стало еще менее интересно, т.к. я с ней абсолютно не согласен:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Считаю , что восточный путь развития вовсе не приведет к альтернативному развитию общества и не факт, что замедлит прогресс, а если и замедлит то не значительно, откуда мы знаем как развивались бы тот же Китай и Япония, будь они полностью изолированы от западного мира?
Хотя автор конечно волен предполагать... В общем , книга не плохая, по моей шкале оценок: читаемо и вполне интересно, заслуживает внимания. К сожалению, не могу сравнить с «Трудно быть богом» Стругацких, т.к. читал ее очень давно.

Оценка: 7
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение , 9 июня 2010 г.

Литература – это всегда диалог. Автора с читателем, автора с возлюбленной, автора с жестоким и равнодушным миром, упрямыми коллегами по перу, или даже с самим Богом. После греческой прозы практически невозможно сказать что-то принципиально новое, остаётся подниматься к небесам, становясь на плечи современников. «Поэзия сама – одна великолепная цитата», к фантастике это тоже относится. Александр Громов, как и многие современные фантасты, легко окунает вёсла центона в бурное море постмодернизма, перенося на свои страницы не букву, но дух цитируемых произведений. В дилогии «Исландская карта» и «Русский Аркан» он полемизировал то с Акуниным то с Рыбаковым, выстраивая, словно карточный домик, идеально-российскую монархическую утопию. В «Шансе для динозавров» диспут с АБС заявлен официально. «Уже начав, понял, что вещь стремится выродиться в чистую антитезу «Трудно быть богом»». И естественно, что Стругацкими Громов не ограничился.

Параллели возникают удивительные и разнообразные. Старик-генерал Глагр, перед строем, под пулями, втирающий мазь в подагрическое колено, дабы успокоить солдат – чем не генерал Милорадович, приказавший подать себе завтрак на Бородинское поле? Война Унгана с Империей не цитирует даже – пародирует в лучших громовских традициях сражения Отечественной 1812 года, разве что без морозов. Святой Акама-Оккам, фьер Крегор-Кьеркегор, Арапон-Арата, пришпиленный копьём к стене «министр охраны короны» – и далее по тексту. Центон настолько глубоко запускает в текст корни, что встречая блестящую авторскую находку долго гадаешь – откуда эта цитата? Кто такая фаворитка князя Барини, распутная и глуповатая Лави, с кого автор писала верного оруженосца, фьера Дарута, на кого похож бесцветный и безвольный пророк Гама? Впрочем, это всё такие пустяки в сравнении со смертью и любовью… С первых страниц внимательный читатель понимает, что начинка текста завёрнута в красивую, блестящую бумажку. О чём же хочет сказать нам Громов?

Три «динозавра» – главные герои книги – сбежали от сытого, отупевшего общества потребления планеты Земля, в поисках фронтира, нового вызова для обленившейся цивилизации. Они считают, что планета в тупике, социум сгнил и пахнет, им претят законы, обычаи, нравы… Вопреки проложенному маршруту, они ухают свой корабль вместе с потенциальными планами развития космонавтики, в первую попавшуюся чёрную дыру. Находят там планету земного типа, вполне себе заселённую и средневековую, и, дабы спасти юное человечество, решают повернуть рельсы истории на новый лад. И получается классическая история, рассказанная ещё дедушкой Крыловым в басне про лебедя, рака и щуку, с поправкой на трёх космонавтов. Правитель, Пророк и Дьявол – и у каждого по сто чертей в голове. Главный герой, князь Барини, он же Толька Баринов, наверняка читал Стругацких и успешно избегает не только трёх покушений, но и изрядной кучи проблем, возникавших у чересчур чистоплотного дона Руматы. Он, конечно старается не убивать без нужды и беречь неповинных людишек, но когда новообращённые в веру святого Гамы горожане сожгли на площади пятилетнюю девочку «ведьму», рейтары князя Барини залили кровью мостовые города. Впрочем, его друзья не лучше. Пророку Гаме опостылели паломники и проповеди, единственная радость в жизни – вымороженная по горскому рецепту сливовица. Дьявол вообще ни о чём не задумывается, предпочитая действовать – заражать многочисленными болезнями, сеять панику, слухи, развозить по приискам каторжников и соблазнять монахинь. Им всем становится скучно – азарт первых лет борьбы за власть схлынул, осталась долгая, кропотливая работа по построению нового общества по «восточному» образцу. Буддийско-конфуцианские ценности, корпоративная культура, цепь вечных перерождений вместо рая и ада – и тухловатая надежда, будто обновлённое человечество будет сражаться и расти вверх, а не заплывёт жиром. Итог предсказуем…

Пожалуй, самое главное в книге – вопрос Дьявола-Отто – представь, что это был не тупик, а кризис? И сейчас человечество на Земле вступило в новый виток развития. А мы киснем на этой планетке… «А вдруг вся эта кровь и нечистоты – роды? Младенец уродлив, он вопит и гадит…». Собственно вопрос о пути развития нашего общества растёт как хорошее дерево – вверх и вширь. Проблема фронтира, нового недостижимого барьера, к которому потянутся молодые энтузиасты, тоже светит изо всех щелей – человечеству становится тесно на Земле. Где случится прорыв – в продлении жизни, кибернетике, космонавтике, нанотехнологиях, этике человеческого сообщества – бог весть. Но он назревает, и предчувствие больших перемен тревожит неокрепшие души. Книга замечательным образом показывает – эскапизм не выход. Как бы ни были притягательны далёкие, таинственные миры, настоящая жизнь творится здесь и сейчас. И играя «трудно быть богом», двигая выдуманных солдатиков, очень легко её, настоящую, упустить. Поэтому некоторым любителям лёгкой фантастики книга и не понравилась – уж больно вывод нелицеприятный.

На форумах, в блогах, и даже в колонках вполне уважаемых критиков о романе говорят всякое. Мол, вещь слабая, претенциозная, а главное – совершенно не похожая на предыдущие вещи Громова. Кто бы спорил – недостатки у книги есть. Но отнюдь не те, о которых судачат фанаты. Судя по некоторым «невыстрелившим ружьям» с вероятностью книга писалась в спешке. На первых страницах упоминаются местные ездовые птицы – больше в книге их нет. Придворные красавицы красят губы киноварью – может быть у них другой метаболизм, но земные женщины от сульфида ртути обычно мрут. Общее впечатление от текста – иногда не хватает фирменной громовской лаконичности и жёсткости образа, по сравнению с предыдущими книгами, он рыхловат. Но Громов по прежнему громовержец и бог войны – батальное полотно большой битвы между Глагром и князем Барини — самый сильный момент книги. Сюжет развивается вполне динамично, в романе есть над чем подумать, что обсудить на досуге. Лабиринты цитат завораживают, лихой клич «Унган и Гама» горячит кровь. Так что говорить, будто Громов сдаёт позиции – преждевременно. Да, вещь написана чуть небрежнее, чем обычно. Но отнюдь не слабее. И, что самое главное, от неё остаётся хорошее послевкусие неразрешённых и важных вопросов. Роман замечательно «уводит из Арканара» на нашу с вами родную Землю. И читать его стоит – хотя бы затем, чтобы, улетая в далёкий космос, мечтать вернуться, а не сбежать.

Оценка: 7
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение , 8 марта 2009 г.

Если бы можно озаглавить новый жанр, то я бы определил книжку Громова «..динозавра», как «социальный конструктор». Вещь довольно занимательная, наверное, для автора «поиграться» в социально-цивилизационное строительство, но, увы, не для читателя. Как-то скучновато, пресно и кубики конструктора знакомы. Да и теза, что на Земле все спокойно и вырождаться будем потому как сыты и обеспечены, а потому затеян исторический эксперимент на другой планете, настолько невнятна, что и смысл книжки вызывает неприятие. Этой вещи очень далеко до «Аркана», «Антарктиды», практически на грани читабельности (по моему скромному мнению).

Оценка: 6
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение , 10 июня 2010 г.

Шанс для динозавра... Да уж скорее шанс для читателя. Шанс понять её.

Это произведение имеет очень необычную задумку, которая как раз упомянута в официальной аннотации. Трое покидают Землю, попадают на другую планету и в этом позднем Средневековье начинают жить. Причем это не просто так поселиться в обычном домике и жизнь свою проживать, а влиять на гораздо более масштабные события. Но тут и начинается то что может оттолкнуть обычного читателя — мир позднего Средневековья достаточно специфичен. И полностью полюбить в него и окунуться во все моменты с удовольствием сможет не каждый. Поэтому советую все перед тем как купить эту книгу — подумать.

Отдельно также упомяну моменты, связанные с военными действиями. Лично мне было читать их скучно. Хотелось просто отложить эту книгу и взять другое произведение. Они не затягивают человека. Чтобы это понравилось — нужно любить как раз военную часть в книгах. Иначе, помоему, никак.

Оценка: 7
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение , 12 декабря 2009 г.

Да, такую удобную планетку для прогрессорства надо было придумать! Атмосфера вполне земного типа, биология, судя по всему, тоже, за исключением некоторых экзотических форм, не более, впрочем, удивительных, чем гигантские черепахи или карликовые лошади. Болезни, поражающие, судя по всему, только местных. Гуманоиды, неотличимые от людей, вплоть до возможности сексуальных контактов — с отсутствием каких-либо последствий в виде детей, прямо мечта любого дон-жуана. Ну и конфигурация континента — единственного, чтобы не заморачиваться — прямо-таки напрашивается на то, чтобы провести здесь Великий Социальный Эксперимент. Да и время подходящее — что-то вроде позднего средневековья, спирт и огнестрельное оружие уже изобрели, а вот мореплавание, несмотря на наличие Океана, почему-то не открыли...

Впрочем, перед нами не липовый отчёт студента о якобы пройдённой преддипломной практике, а художественное произведения. И автор вправе ставить в нём какие угодно рамки, задавать какие угодно условия. Ему важно лишь показать, как будет выпутываться из всего этого Вычислитель. Да, герой здесь в точности тот же самый, что и в известной повести — холодный, расчётливый, подчиняющий всё возможное и невозможное только одному — достижению Цели и умело свои истинные намерения скрывающий. Под стать ему и товарищи-земляне. Более того: вся планета, похоже населена такими же вычислителями. Да и старушка Земля — правда там вычислители достигли всего и не знают, что им теперь делать.

Конфликт развивается с захватывающей неизбежностью, не растекаясь в излишних подробностях. В какой-то момент герою начинаешь сочувствовать, загадываешь: «Вот бы у него получилось!» Но разве может не получиться у Вычислителя? Ах да, их же трое! И вся планета...

Роман заканчивается, как и следовало ожидать, на стадии торжества одного из Вычислителей. Торжества не только фактического, но и морального. Но не замышляет ли новые хитроумные комбинации поверженный и растоптанный противник? Продолжений можно нанизать бесчисленное количество, как неисчислимо само Вычисление Нечисла. Развернёт ли автор роман в цикл-эпопею или, подобно наскучившим всякой деятельностью землянам ограничится вот этим обозначением направления, прологом к Истории?

Оценка: 9
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение , 8 марта 2009 г.

Несколько скомканный роман, не хватает продуманных переходов от одной части к другой, во-первых. Сомнительна и мало обоснована цель, во-вторых. В-третьих, мне ближе мнение, что каждый в праве менять время в котором живет сам, из логиновской России за облаками. Было бы гораздо интересней почитать об удачной попытке изменения именно «зажратого» времени, от которого герои сбежали. Произведение читается скорее как экспериментальное. Есть интересные мысли, интересная позиция, но не хватает завершенности.

Оценка: 7
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение , 16 апреля 2010 г.

Прочитав очередную книжку автора, убеждаешься — Александр Громов может раскрыть любую тему. Настоящий монстр! Вот у кого надо учиться молодой писательской поросли. Как всегда написано тщательно и вдумчиво с непременной моралью:) По нынешним временам даже чересчур вдумчиво и избыточно красиво — ныне любят попроще. Единственное слабое место, на мой взгляд — некоторая надуманность конфликта, т.е. предательства ГГ со стороны друзей землян. Я так и не понял, чем в качестве «стрелочника» был лучше этот туземный Гухар своего родного Барини. А Стругацкие, что Стругацкие... чует мое сердце — писал бы Громов в 60-70 годы вполне мог бы заткнуть братьев за пояс:)

А претензии некоторых читателей насчет вторичности сюжета... так никаких первичных сюжетов уже давно нет. Скажите спасибо что вторичный, а не десятичный, как это часто бывает.

Оценка: 9


Ваш отзыв:

— делает невидимым текст, преждевременно раскрывающий сюжет, разрушающий интригу