FantLab ru

Лю Цысинь «Задача трёх тел»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.77
Голосов:
1297
Моя оценка:
-

подробнее

Задача трёх тел

三体

Роман, год; цикл «В память о прошлом Земли»

Аннотация:

В 60-х человечество сделало первую попытку связаться с другими цивилизациями. Но никто не ответил. Полвека спустя учёный мир на Земле сотрясает серия таинственных событий. В распадах частиц на ускорителях исчезает любая система, реликтовое излучение пульсирует, хаотично меняя температуру, а фото и видео-техника по всей планете начинает фиксировать странный обратный отсчёт. Словно в преддверии Судного Дня сама физика перестала существовать! Но что произойдёт, когда этот день настанет? Кто придёт на Землю? Спаситель или палач?

Примечание:

Перевод под названием «Задача трёх тел» доступен в сети. Переводчик — Ольга Браатхен. Двойной перевод через английский.


Входит в:


Награды и премии:


лауреат
Китайская премия «Галактика» / Yinhe Award (Chinese Galaxy Award), 2006 // Китайская фантастика - Крупная форма

лауреат
Хьюго / Hugo Award, 2015 // Роман (перевод с китайского Кена Лю)

лауреат
Премия Курта Лассвица / Kurd-Laßwitz-Preis, 2017 // Лучший зарубежный роман (Китай)

лауреат
Премия Игнотуса / Premio Ignotus, 2017 // Зарубежный роман (Китай)

лауреат
Книга года по версии Фантлаба / FantLab's book of the year award, 2017 // Лучший роман / авторский сборник зарубежного автора

лауреат
Премия «505 по Кельвину» / Premios Kelvin 505, 2017 // Переводной роман (Китай)

лауреат
Премия Академии НФ, фэнтези и хоррора / Cena Akademie Science Fiction, Fantasy a Hororu, 2017 // Научная фантастика (Китай)

лауреат
Премия журнала «Nowa Fantastyka» / Nagrody «Nowej Fantastyki», Za rok 2017 // Книга года (Китай)

лауреат
Премия «Италия» / Premio Italia, 2018 // Зарубежный роман (Китай)

Номинации на премии:


номинант
Небьюла / Nebula Award, 2014 // Роман (перевод с китайского Кена Лю)

номинант
Прометей / Prometheus Awards, 2015 // Лучший роман (перевод с китайского Кена Лю)

номинант
Локус / Locus Award, 2015 // Роман НФ

номинант
Мемориальная премия Джона Кэмпбелла / John W. Campbell Memorial Award, 2015 // Лучший НФ-роман. 3-е место (перевод с китайского Кена Лю)

номинант
Канопус / Canopus Award for Interstellar Writing, 2016/2017 // Ранее опубликованное произведение Крупной формы (перевод с китайского Кена Лю)

номинант
Премия «Боб Моран» / Prix Bob Morane, 2017 // Переводной роман (Китай)

номинант
Большая премия Воображения / Grand Prix de l’Imaginaire, 2017 // Роман, переведённый на французский / Roman étranger

номинант
«Итоги года» от журнала «Мир Фантастики», Итоги 2017 // Книги — Научная фантастика года

номинант
«Итоги года» от журнала «Мир Фантастики», Итоги 2017 // Книги: Самая долгожданная книга

номинант
Финская премия "Блуждающая звезда" / Tähtivaeltaja-palkinto, 2019 // Научно-фантастическая книга (Китай)

Экранизации:

«Проблема трёх тел» / «The Three-Body Problem: I» 2017, Китай, реж: Фаньфань Чжан



Похожие произведения:

 

 


Задача трех тел
2017 г.

Самиздат и фэнзины:

Задача трех тел
2016 г.

Аудиокниги:

Задача трёх тел
2017 г.
Задача трёх тел
2017 г.

Электронные издания:

Задача трех тел
2016 г.

Издания на иностранных языках:

三体
2008 г.
(китайский)
The Three-Body Problem
2014 г.
(английский)
The Three-Body Problem
2015 г.
(английский)
Die drei Sonnen
2016 г.
(немецкий)
The Three-Body Problem
2016 г.
(английский)
Проблема трьох тіл
2017 г.
(украинский)
The Three-Body Problem
2018 г.
(английский)





Доступность в электронном виде:

 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение , 16 мая 2019 г.

Для меня было большой радостью читать социальную фантастику, написанную в совершенно других культурных и политических обстоятельствах чем это привычно. Китайская история и культура для меня были (и остаются) темным лесом и в эпизодах, описывающих период Культурной революции было не меньше удивительного и нового, чем в собственно фантастической части повествования. И тем интереснее смотреть на историю встречи с инопланетной цивилизацией с точки зрения не родной культуры, а совершенно незнакомой.

Оценка: 9
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение , 15 мая 2019 г.

К сожалению, в последние годы мне крайне редко удается найти/почитать качественную научную фантастику современных авторов. Никогда раньше я не сталкивалась с китайской фантастикой и, похоже, много потеряла, поскольку роман «Задача трёх тел» приятно меня удивил. И сочетание в произведении научной, социальной и ксенофантастики оказалось весьма выигрышным. Это всего лишь первый том трилогии «В память о прошлом Земли», своеобразный пролог с заявкой на хорошее продолжение истории, поскольку именно в этой части сформулирован основной вопрос и намечены пути развития сюжета.

Принципиально новых идей в романе нет, но Лю Цысинь весьма удачно обыгрывает уже известные мини-сюжеты, образы, мысли, создавая многогранный оригинальный мир. Автор реализует давно лелеемую мечту человечества об управлении пространством и экспансии новых территорий, вот только в романе именно человек оказывается вытесняемым более сильным противником. Вопросы нравственности подаются через призму исторических параллелей.

Иногда повествование напоминает хаотичное движение молекул, но в результате это движение рождает интригу, неожиданные повороты. В романе мощная научная подложка — обилие терминов, физических и технических выкладок не раз вынуждало меня обращаться за помощью к волшебнику-интернету. «Социальная» и «политическая» сюжетные линии являются специфическим, но узнаваемым отражением происходящего сегодня в мире.

Оценка: 8
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение , 30 апреля 2019 г.

Исполинские корабли высокоразвитой цивилизации приближаются к планете Земля, чтобы уничтожить человечество, оккупировать наш мир, потому что их собственный с самого начала времён страдает от непредсказуемых катастроф.

То есть у нас фантастика о космической войне на выживание? И это должно быть интересно, оригинально и свежо? Нет, серьёзно? Что такого мог сотворить Лю Цысинь, чтобы заслужить мировое признание у поклонников строгой научной фантастики, а затем еще и стать первым в истории китайцем лауреатом престижной премии «Хьюго»?

С другой стороны интернет упрямо и упорно описывает роман интеллектуальным бестселлером с фокусом на проблему радиомолчания вселенной и возможное противостояние человечества с разумом, возможности которого кажутся непостижимыми. Возможно, кто-то из читающих эти строки знает о так называемой шкале Кардашева? О той самой шкале, на основе которой можно классифицировать цивилизации по принципу их способности контролировать тот или иной масштаб энергий? Вот это уже необычно! Вот это уже стоит почитать!

Если что, всё вышесказанное — это примерный образец моих сомнений перед тем, как я всё-таки решил приобщиться к трудам китайского фантаста. А рассказал я об этом, потому что до недавнего времени понятия не имел что писать в первых строчках и как вообще подойти к обзору, чтобы получилась не сумбурная чепуха, а вменяемый текст.

Вот вроде бы все тропинки уже исхожены и все книги выдают всего лишь вариации на тему, но порой всё-таки случается нечто особенное и из ряда вон. И либо я ничего не понимаю в литературе, либо «Задача трёх тел», действительно, из тех книг, что способны подарить праздник истосковавшимся по оригинальным и незаурядным идеям в достойной реализации.

А вот теперь перейдем от слов к делу. И начнём с того, что разделим «Задачу трёх тел» на три части. Потому что без этого разделения я вообще ничего не смогу сказать.

Для тех, кто не привык читать длинные тексты и во всех отзывах жаждет краткости, могу сказать, что книга по сути не о космической войне и не о безмолвии вселенной на всех мыслимых частотах, а о размышлениях над небесной механикой в тройной звёздной системе и о перипетиях эволюции в таких мирах. Пусть даже эти размышления и не выдерживают серьёзной научной критики. Также Цысинь попытается Вам вложить о горькой судьбе идеалистов со светлой головой, попавших, как кур во щи, меж жерновов суровой жизни. Израненные ужасом кровавых войн, борьбы идеологий и масштабом невежества масс, готовые творить во благо человечества превращаются в мизантропов, живущих мечтой о гибели безнадёжно прогнившего общества.

«Кровавая история человечества ввергла Е в шок; глубокие аналитические раздумья философов привели ее к пониманию самых фундаментальных, самых тайных аспектов человеческой натуры.» (с)

В реальности такие люди умирают в угрюмом одиночестве или им надевают наручники за особо тяжкие, но технологии развиваются и в один из дней сломанная жизнь никому не известной девочки или мальчика может стать началом конца во всех смыслах, какие только смогут прийти в ваши головы.

Вот на этой мрачной ноте я перехожу от общих слов к подробному рассказу, а также предупреждаю о том, что следующий мой обзор обещает быть гораздо более коротким и простым.

Судьба китайской интеллигенции во время культурной революции великого кормчего Мао Цзэдуна.

Вот здесь нас ожидает первый сюрприз, потому что первая треть романа, то есть экспозиция и завязка — это и не фантастика вовсе, а историческая повесть о смутных временах, когда Китай лихорадило от столкновения сторон, разбираться с которыми я, конечно, не буду.

В послесловии автор говорит, что хоть и живёт мечтой о фантастических далях, но всё равно не может забыть природные и политические катастрофы, которые красной нитью прошли через его детство и юность. И поскольку взявшийся за перо человек пишет в основном о том, что так или иначе волнует его душу, Цысинь открыто признает факт влияния отголосков прошлого на своё творчество в настоящем.

Вот почему мы начинаем с погружения в вихрь безумных и кровавых событий, чтобы наблюдать от третьего лица за судьбой молодой ученой Е Ваньцзе и её отца, выдающегося астрофизика Е Чжэтая, казненного на глазах беспомощной дочери за оскорбительную ересь, клевету и противоречие фундаментальных теорий физики воле и воззваниям Мао. И как бы странно это не звучало, но именно в этот день то ли судьба, то ли ставшие цепными псами люди засеяли в благодатную почву ярости, порока и отчаяния крошечное семя гигантской войны.

«До сих пор она думала, что пестициды не вредят природе, но книга Карсон показала ей, что пестициды для природы — то же самое, что «культурная революция» для страны: и то, и другое чревато чудовищными разрушениями.» (с)

И вот, как семя рождает росток с двумя крохотными листиками семядолями, так и противостояние двух миров начинается с наивного, подернутого отчаянием контраста между Китаем под управлением Великого кормчего и Европой в связке с США. Не скажу за автора, но воспитанная в высшей степени культурным и тактичным отцом, а потом раздавленная зрелищем казни Е Ваньцзе видит Поднебесную не иначе, как своеобразным котлом кипящего, безнадежного безумия, хищного бешенства и невежества, когда Запад в её глазах — это буквально земля обетованная для истинных интеллигентов и подлинных интеллектуалов.

«Совесть человечества спит, и не стоит рассчитывать, что она когда-нибудь проснется сама по себе. Это так же невозможно, как попытка вытащить самого себя из болота за волосы. Нужна помощь извне».» (с)

Апогеем контраста становится воспоминание одного из персонажей о визите в Китай основоположника современной физики Альберта Эйнштейна. Неважно что и как было во время реального путешествия автора общей теории относительности по Китаю, но по книге выходит так, что в один из дней, во время прогулки Эйнштейн увидел не только аккуратно подстрижены кустики, но и дорожного рабочего, который вкалывал до седьмого пота, чтоб заработать на кусок хлеба. Эйнштейн спросил сопровождающего о зарплате несчастного и сразу же застыл, поразившись рабскому труду за сущие гроши.

Я, конечно, понимаю, что при взгляде из пожарища гражданской войны и хаоса репрессий, относительно мирные страны представляются не иначе, как раем на земле, но... Не думаю, чтоб в 1922 году Эйнштейн оторопел от вида одного бедняги. Не хочу и не буду что-либо утверждать о социальных бедах в родной для великого физика Германии и в остальных странах Евросоюза, а также, конечно, в современных Соединенных Штатах, но уж в двадцатых годах двадцатого же века за кулисами просвещенного Запада было более, чем достаточно едва сводящих концы с концами бедняков и нищих.

Закрываем политическую тему и переходим к разговору о физике.

Ультиматум свыше и задача трёх тел в виртуальной реальности.

Во-от мы, наконец-то и добрались до той самой научной фантастики, ради которой все и затевалось. Закрыв до поры, до времени тему политики и перемешанной с ненавистью дочерней боли автор переводит наш взгляд на историю Ван Мяо (Гусары, молчать! Не смейте мяукать!) учёного, под руководством которого создаётся инновационный материал на основе нанотехнологий.

Вместе с Ван Мяо мы сможем испытать тот самый шок, трепет и благоговение от прикосновения и столкновения с непостижимой преградой, созданной для доставки ужасающего послания к ничтожному человечку. Послания, масштабность которого превосходит все библейские знамения! Неужели возникший и развившийся естественным образом разум может обладать богоподобной мощью или человеческая жажда познаний столкнулась с запретом и ультиматумом от всемогущего Бога? И какие кары небесные могут пасть на голову упрямого грешника, если тот воспротивится высшей воле?

Впечатлив Ван Мяо и читателей демонстрацией невозможной и немыслимой силы, автор разрешает сюжету сделать несколько важных и в тоже время крохотных шагов к неожиданной возможности сделать тайное явным, познав нависшую над голубой планетой угрозу изнутри.

Никакого активного действа с подготовкой к обороне читатель, естественно, не получит. Потому что вместо авторского приказа провести испытание и профилактику ядерных боеголовок, заточить ножи, зарядить бластеры и пулемёты, а также подкачать мускулатуру, нас ждёт регистрация аккаунта и подключение к серверам уникальной в своём роде многопользовательской игры «Три тела».

Что там у нас происходит на игровом рынке? Издатели, боссы студий и разработчики вошли во вкус и с удовольствием штампуют одну бессмысленность за другой, чтобы снова и снова переводить деньги из кармана задротов на корпоративные счета. А вот «Три тела» — это уже совсем другое дело! Разработанная лучшими программистами, лишённая багов и микротранзакций игра приглашает серьёзных людей с высшим образованием тщательно и скрупулезно изучить и исследовать планету в непредсказуемой системе трёх солнц.

Каждый подключившийся к игре через костюм виртуальной реальности сможет увидеть, услышать и почувствовать мир, в котором хаос правит балом, а хрупкая органическая жизнь мечется между размеренной и предсказуемой Эрой Порядка и катастрофами Эры Хаоса.

В этом мире может произойти всё что угодно! Так, например, в один из дней на голову обитателей несчастной планеты запросто может выпасть расклад, при котором, ласковое солнце взойдёт над горизонтом, чтобы осветить и согреть своими лучами поля и города. Все будет так хорошо, как только может быть, но потом... Потом светило дойдёт до зенита, да так там и останется, чтобы из источника жизни стать погибелью, превратив плодородную землю в иссушенную пустыню. Затем подлое солнышко уйдёт за горизонт, чтобы оставить раскаленные планету на растерзание лютого мороза, который будет творить свои дела под покровом космического мрака. Впрочем, такая катастрофа с капризами одного-единственного солнца — это мелочь по сравнению с прибытием на небо двух, а то и всех трёх солнц системы, под жаром которых потекут реки расплавленного металла, а затем и вовсе произойдёт нечто невообразимое.

"«Неужели основной закон природы — это отсутствие законов? — размышлял Ван. — Возможно ли, что стабильность и порядок — лишь временное динамическое равновесие, достигнутое только в одном уголке Вселенной, маленький островок покоя в океане хаоса?»» (с)

Да как вообще в таком мире может быть жизнь? Неважно. Вопрос лишь в том, смогут ли игроки наблюдать за хаосом, переживать эпоху за эпохой, чтобы, в конце концов, найти закономерности движения в системе трех тел. Но что, если упорный поиск — это не путь ко спасению, а тупик, потому что задача неразрешима в принципе? Что, если нужно сменить приоритеты, направив все возможные и невозможные ресурсы на колонизацию стабильных миров с сопутствующим истреблением местного населения, чтоб не мешались под ногами и не создавали проблем? Ничего личного, братья по разуму, только выживание.

«Жители Трисоляриса должны проникнуться пониманием, что уничтожение цивилизаций — дело обычное, происходит постоянно, каждую секунду.» (с)

Всё как будто бы складно и ладно, но есть одна проблема. Штука в том, что эпизод столкновения человека с внеземной мощью получился практически шедевральным, а вот виртуальная реальность выдала, очень и очень странную смесь инопланетного и земного.

Как вам игра, в мире которой небесная механика иного мира и антураж внеземной культуры сосуществует с настоящим ассорти символов научно-технического прогресса вместе со множеством величайших умов всех земных времён и народов. Что, если в одной из игровых сессий произойдёт сеанс одновременного общения с виртуальными воплощениями Платона, Коперника и Ньютона? В общем, если я скажу, что Цысинь меня впечатлил, значит, я не скажу ничего. Проблема только в том, что уж слишком много явлений и личностей существуют и действуют в малом объёме. Из-за этого фантастика получается без всякого сомнения оригинальной и умной, но в тоже время слишком сумбурной и странной.

Сопротивление и срыв покровов.

Вернувшись из виртуального мира в реальный мы, наконец-то, начинаем действовать! Пусть «Задача трёх тел» — это всего лишь первая книга трилогии и до основных событий ещё далеко, в развязке всё равно найдутся люди, которые сумеют сложить кусочки мозаики, чтобы кое-кого разоблачить и наказать.

Вот он счастливый конец с раскатами грозы на горизонте! Нет. Не дождётесь! Цысинь ни за что не отпустит читателей до тех пор, пока мы не посмотрим на все тайны, открытия и борьбу с другой стороны баррикад, глазами измученных, но закаленных существ, выживших под непрерывной пыткой трёх солнц. Существ, готовых на любые жертвы и жесточайший геноцид во имя выживания.

На этот раз не будет никаких игр! Только достоверная информация из первых рук! При этом Цысинь остаётся верным себе, потому что мы узнаём не столько про подготовку грандиозного военного похода, сколько о фантастических возможностях инопланетной науки в области манипуляций с элементарными частицами и пока что недоступными человеческой науке измерениями пространства.

Вы когда-нибудь задумывались на кой чёрт физики выбивают из властей деньги на один, другой, третий ускоритель? Нет, вовсе не для того, что создать на месте планеты Земля черную дыру или амбициозно разложить Бога на кварки. Вся суть в том, что человечество, как и любая другая цивилизация никогда и ни за что не сможет взойти на ступеньку выше без фундаментальных исследований как макро, так и микромира. И какой бы громадной не была пропасть между вычислениями траекторий протонов, бозонов с лептонами и товарами общего потребления, последние не могут быть созданы без успешных экспериментов над первыми.

На эту тему можно написать диссертацию или... научно-фантастический роман, поражающий читателя чудесами, в которых нет ни капли чуда. И, если до этого книга казалась вам относительно пресной, знайте, что финал — это самый смак «Трёх тел», но, к сожалению, не без ложки субъективного дёгтя.

С одной стороны я наслаждался фантастическим сюрреализмом, с которым растревоженный технологией микромир проявлялся в макромире. Я наслаждался, потому что автор описал самое что ни на есть нечто! Не знаю у кого какие были и будут ассоциации, но для меня финал стал галереей картин Сальвадора Дали, воплощенных не на холсте, а в космическом пространстве! Разочарован же я, потому что разум за завесой тайны оказался гораздо ближе к человеческому, чем мне казалось поначалу.

Естественно, никакой ошибки здесь нет и головой я прекрасно понимаю, что всё точно так и должно быть. Потому что не нужно быть сверхсуществом, чтобы после наблюдений, анализа, расчётов и провалившихся экспериментов вывести, наконец, верную формулу. Формулу, благодаря которой теория станет доказанным фактом, а чудо данностью. Потому что с помощью науки каждый сможет найти путь, чтобы сделать невозможное возможным!

Я понимаю это головой, но воображение всё равно улетает к океану Соляриса, дайсонианам из романа «Консервный нож» Василия Головачева и к таинственным «усам таракана» на горизонте в повести братьев Стругацких «Малыш». Вот ничего не могу с собой поделать :)

Оценка: 8
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение , 5 апреля 2019 г.

…Культурная революция. Восторженные хунвейбины, в страстном порыве истребляющие местных «врагов народа» и друг друга. Те же хунвейбины спустя годы уже напрочь не восторженные… И остальные люди, живущие во всём этом. Потрясающе ярко написано. К фантастической части книги имеет косвенное отношение – не более, чем мотив отчаяния героев.

Собственно фантастика – на мой взгляд довольно-таки тяжеловесное изложение на тему приближающегося инопланетного вторжения. Твёрдая, как кремень, НФ, а все накрученные интриги – честная попытка автора придать ей толику остросюжетности. Действия, что заговорщиков, что спецслужб удивительно простодушны или нелепы. Может, конечно, перевод хромает, но и сам сюжет, и взаимоотношения героев в этой части выглядят натужно (ИМХО).

Оценка: 7
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение , 4 апреля 2019 г.

Решил прочитать роман под впечатлением отзывов и рецензий, в большинстве своем хвалебных, если не восторженных. Некоторый опыт прочтения китайских авторов у меня был-сплошь негативный, к сожалению, (один Мо Янь многого стоит). Однако, осилил. Что сказать? Некоторые идеи весьма любопытны, софоны размером с элементарную частицу или трисолярианский, с позволения сказать, «климат». Но воплощено это на весьма среднем литературном уровне... Может быть, дело в переводе с английского, а не с оригинального текста? Хотя переводчики утверждают, что постоянно взаимодействовали с опытным китаеведом... Особенно странно описана в романе трисолярианская цивилизация-примитивным языком и совершенно не проработан мир Трисоляриса! А ведь, на мой взгляд, там можно было развернуться по полной-какой простор для фантазии Автора!!! Вместо этого схематичное, очень лаконичное описание потенциально богатейшего (в смысле раскрытия) МИРА! Да и все повествование ведется весьма неторопливо и затягивает только местами. Продолжение прочту, может подинамичнее будет.

Оценка: 7
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение , 13 марта 2019 г.

Очень необычный и интересный роман. Во время прочтения пришлось восполнить прорехи в знании китайской истории и изучить период «культурной революции», я данный термин раньше слышал, но представлял совсем другое.. по сравнению с той дичью, которая творилась в Китае — даже большевики с их искоренением христианства кажутся не такими уж варварами, тут же в Китае была во истину ультралевая движуха с полной анархией, теперь понятно почему китайское правительство боится протестных настроений и народных волнений — все руководители помнят уроки истории и боятся их повторения. Погружение в историю добавляет роману колорита и атмосферности. Как будто вместе с героиней ты оказываешься сначала в гуще бунта и видишь убийство отца, а затем на этом лесоповале, явственно представляешь этих быдлаганов с пилами, не способных оценить тонкую душевную организацию, да и вообще мало что способных оценить глубоко. Красный берег тоже по-своему дополняет колоритность книге, тут ты переносишься в обстановку паранойи и замилитаризованности. Ну а события в наши дни по-началу отдают некой мистикой даже, так как с позиции научной картины мира выглядят невообразимыми. Думаю не будет спойлером то, что в итоге все будет таки научно обосновано и окажется эдаким высоко-технологическим фокусом, а не магией. Сюжет захватывает именно детективной своей частью, каких-то ярких личных линий у персонажей выделить сложно — все-таки тут сказывается восточная культура наверно, не такая индивидуалистическая — потому автор строил целостную картинку, не концентрируясь сильно на отдельных индивидуумах, наверное 2 персонажей можно выделить особо, из которых только 1 раскрыт достаточно полно. В конце роман обрывается на запятой, назвать это точкой я лично не могу, но при этом запятая твердая и уверенная, у части сюжета действительно подведена некая черта и это не какой-то клиффхэнгер, но вопросов остается много — потому читаем следующую книгу и ждем ответов)

Оценка: 8
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение , 24 февраля 2019 г.

Первый роман из цикла «В память о прошлом Земли». Лауреат и номинант множества престижных премий.Он этого заслуживает.

Ни разу не читал китайских писателей о жизни Китая в 20-м веке с позиций 21-го века.

Ли Цысинь на первый взгляд напрасно коснулся темы истории Китая в годы культурной революции, которая не имеет никакого отношения к линии сюжета романа. Но ...Талант Писателя вот именно здесь и проявляется.Один малый эпизод заслуживает громадного внимания — когда героиня романа Е решила встретиться с бывшими хунвэйбинками, так трагически покорежившими её судьбу и убившими её отца во имя Культурной Революции. И что она видит ? Это нищие , обездоленные, больные женщины, изувеченные, некоторые погибли глупо непонятно во имя каких то идей. Хунвэйбинки, использованные и брошенные властью. Эпизод не случаен. Автор даёт молодому поколению нынешнему, которое зачитывается его произведениями, понять, что не надо поддаваться на провокации власти, надо трезво мыслить, а не лозунгами, иметь внутреннее противоядие против пропаганды и лжи.

А теперь о фантастике романа.

Я увлекаюсь эволюционной научной фантастикой. Автор поднял в своем романе все темы, которые волнуют меня.Это удивительно!Стратегически и грандиозно мыслящий Писатель.

Главная тема — перенята у Стругацких — необходимость искусственного ограничения прогресса во имя спасения цивилизации.Через 40 лет после Стругацких эта тема звучит ещё тревожнее в нашем мире. Мы вроде не хотим видеть, как современные технологии несовместимы с моралью людей, имеющих к ним доступ. Я часто изучаю системы инфраструктуры промышленности, управляемые через Интернет связи. Так вот , хакеры(а это поголовно люди без совести и морали, но весьма грамотные) могут просто своим вмешательством остановить любой промкомплекс. И это еще малое зло. Решения этой проблемы даже не обсуждается пока серъезно на уровне планетарного управления.Обеспокоены только отдельные правительства.

Вторая тема — уничтожение экологии планеты -ну никак мы не можем понять, что все виды исчезнут со временем. Медленно, очень медленно они исчезают.

Третья тема — она пока гипотетична, но бить в набат надо уже сейчас. В последние десятилетия человечество убедилось, что все звезды имеют планетные системы, наподобие нашей Солнечной. И вероятность жизни там очень высока. Вероятность Контакта повышается. Готовы ли мы к нему? Нет!!!Автор несколько гипертрофировал чужую цивилизацию, но неспроста обрисовал её трагичность и необходимость экспансии ради выживания.Такой вариант может быть очень вероятен.Не просто Контакт ради развлечения и знаний. А Контакт ради выживания чужой цивилизации. Тогда это уже не Контакт, а Захват или Вторжение.

Меня роман поразил -прочитал за один день. Могу только сказать — Автору сегодня равных нет в литературе из современников. Масштабно, умно, с выдумками, психологично, критично.

И последнее — автор из Китая. Герои основные — китайцы. События — на территории Китая. Англо-американцам стоит задуматься.У него поклонения авторитетам.

Оценка: 10
–  [  11  ]  +

Ссылка на сообщение , 22 февраля 2019 г.

4/10 Лю Цысинь «Задача трёх тел» (первая книга цикла «В память о прошлом Земли») -- твердая китайская (и «китайская») фантастика. Читая произведение, у меня не раз проскакивала мысль «Что за дичь!?». Во многом это связано с тем, что роман -- лауреат многочисленных премий, а значит как минимум не должен проседать по всем фронтам. Что же роман из себя представляет? Возьмем коньюнктурный бульварный сюжет со спецслужбами и террористами, добавим исторические вкрапления про китайскую Культурную революцию и пассажи про математику, перемешаем с голливудским пафосом второсортной фантастики... Вдобавок к посредственному сюжету, роман написан откровенно слабо с литературной точки зрения: описания картонных персонажей настолько убоги, что даже убийство одним из них близких ему людей описывается как сухое перечисление действий. Да и мотивация поступков сильно хромает. Диалоги может быть и типичны для китайской культуры, но у меня резали слух. Сложно все это списать на недочеты двойного перевода (китайский-английский-русский), но в процессе него что-то явно было испорчено. Развитие истории очень неторопливо и, в основном, вызывает зевоту; разве что в последней главе события внезапно поскакали галопом, демонстрируя потенциал идей на следующий роман цикла. Ну а многочисленные вызывающие возгласы недоумения поступки персонажей и логические дыры в сюжете ставят большую жирную точку «качеству» романе. Как уже писали в других обзорах, китайской фантастике еще расти и расти.

Резюме: слабая, скучная и часто нелогичная -- «китайская» фантастика

Оценка: 4
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение , 15 февраля 2019 г.

В последнее время стараюсь читать книги в оригинале — если они на английском. Эта же книга — на китайском, поэтому взял русский перевод. И оказалось, что это перевод с английского! Тем не менее, сразу скажу, что перевод удался!

Это, наверное, первая книга китайского писателя, которую я прочитал. Понравилось и особая манера изложения, непривычные описания, отсылки к недавней коммунистической истории — всё необычно и потому интересно!

Особого интереса добавляет игра по задаче трёх тел, и отсылки к реальным интернет-ресурсам (сам 3body.net недоступен, зато ссылка на азбуку Морзе на китайском всё ещё рабочая)

Повествование идёт зигзагами — от экскурсов в историю, к современности, потом в игру, обратно, оп — кризис прошёл и надо думать о будущем, но нет — как в детективах автор раскрывает все шкафы со скелетами.

Собственно, ранняя развязка — основной минус книги, интригу не удалось удержать до конца. Но в целом — очень здорово, видно, что НФ-премии дали за дело: это хорошая научная (местами даже глубоков научная — как с объяснениями об отражающей поверхности Солнца) фантастике, на стыке с киберпанком и этническими элементами.

Оценка: 8
–  [  17  ]  +

Ссылка на сообщение , 29 ноября 2018 г.

Книга-разочарование — так можно охарактеризовать в двух словах этот роман китайского фантаста.

К чтению я приступала с предвкушением и ожиданием чего-то столь же прекрасного, как произведения Станислава Лема. И поначалу автор действительно смог произвести впечатление: эффектная, яркая первая глава обещала дух революции и китайский колорит. Половину книги автору удаётся интриговать и заставлять читать взахлёб, не в последнюю очередь благодаря красивым образам, созданным простым и скупым языком, но с сочными акцентами в нужных местах.

Однако очень быстро повествование начинает проседать. Лично мне было скучно читать главы, посвящённые компьютерной игре, например. А в последней трети книги и вовсе начинает твориться какая-то невообразимая дичь, и произведение начинает напоминать не твёрдую научную фантастику, а дешёвую космооперу. Можно сделать скидку на авторское допущение с тремя солнцами (в конце концов, тот же Фрэнк Герберт тоже далёк от научности со своей «Дюной», что не помешало книге стать признанным шедевром фантастики), хотя сама эта модель, в частности, развитие жизни в таких условиях, кажется абсурдной даже неискушённому в астрофизике читателю. Но это не оправдывает весь тот бред, что изливается на страницы в последних главах. Вся третья часть вызывает невообразимую скуку и желание пролистать, а не прочитать её. Иная цивилизация — детский сад, от которого пробивает на смех. Про мгновенную расшифровку инопланетного языка я просто промолчу.

Лю Цысинь, за что ты так? Как можно ухитриться слить интересный, качественный и интригующий текст в обыкновенную графоманию и получить за это «Хьюго»? Книга сделала мне очень больно. Читать продолжение, конечно, буду в надежде на то, что автор взялся за голову, перестал писать белиберду и выдал что-то стоящее, ну а эту книгу даже не знаю, стоит ли кому-то рекомендовать. Разве что прочитать половину, закрыть и додумать остальное самому.

Оценка: 6
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение , 28 ноября 2018 г.

Самое лучшее, что есть в этой книге это идея и ее раскрытие. К сожалению, официальная аннотация уничтожает хорошую часть интриги, поэтому я настоятельно рекомендую ее не читать. В целом, сюжет полон свежих и красивых приемов, и книга получилось непохожей на другие. Из минусов, могу отметить общую скучность повествования, вторичность всех персонажей (главное — идея, а не люди), странное начало и странный конец. Начало, с одной стороны, интересно, но, с другой стороны, выглядит абсолютно «не в тему» произведения. А конец... просто плохой. На мой взгляд, автор начинает объяснять то, что не стоило объяснять и пытается состряпать сомнительный хеппи-энд. Впрочем, возможно, я просто ожидал другого.

Оценка: 7
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение , 23 ноября 2018 г.

Роман в целом понравился. Не смотря на довольно поверхностных персонажей и практически отсутствие описания психолого-социальных особенностей отношений между людьми (я молчу уже о культурных различиях героев), сюжет вышел увлекательным, затягивающим и оригинальным. Спасибо автору за то, что повествование во многом базируется на сложных технических понятиях, которые, оданко, описываются доступным человеческим языком.

Космиты мне в этом произведении кажутся какими-то совершенно нереальными, как персонажи комиксов, слишком примитивные в своем поведении, прямолинейные, и все у них происходит на раз-два. Но, возможно, именно такими они и будут представляться человечеству, исходя из наличия крайне ограниченных сведений о них.

Тема про игру и подробные описания ее прохождения напомнили книгу в книге из «Мастера и Маргариты» или идею о вложенных снах из фильма «Начало» — удачный ход.

Некоторые жалуются на то, что здесь много лишних эпизодов с описанием китайской истории, быта и т.п. — а я скажу, что именно эти моменты были одними из самых интересных, потому что автор, разумеется, в данных вопросах отлично разбирается, поэтому способен точно передать свою мысль, и плюс тот факт, что как раз подобного рода отступления задают общую атмосферу, скажем так, закулисы для всего происходящего, без понимания которых невозможно будет правильно интерпретировать решения и действия персонажей, тонкости их взаимоотношений, хоть как таковые «тонкости» тут очень толстые.

Если давать общую характеристику, то «Задача трех тел» похожа на роман, задумывающийся автором с главной целью, как мне кажется, проиллюстрировать, как сам факт знания о внеземных цивилизациях повлияет на взаимоотношения между разными группами людей, составляющих земную цивилизацию, но как раз эта тема тут вообще не раскрыта. На фоне фантастических деталей и углублений в теорию и практику научных исследований и достижений теряются немногочисленные монологи философского и морально-этического характера. Последнего не хватило, поэтому не могу воспринимать данный роман глубже, чем как просто познавательно-развлекательный.

Оценка: 8
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение , 23 октября 2018 г.

Эту книгу я долго не решался начать. Ещё при первом, поверхностном знакомстве понял, что роман этот не из рядовых. Двойной перевод — с китайского на английский, оттуда — на русский. Много (как показалось вначале, после ознакомления со страничкой «Действующие лица») китайских имён и китайской (как ожидалось) специфики. Но — уже был наслышан, роман собравший кучу премий, лучший китайский фантаст современности и т.д. Книга интриговала и манила.

Не стоило опасаться национальной специфики. Роман прочитан влёт, на ура, со смаком и отличным послевкусием. Настоящая научная фантастика, что на фоне бесчисленных вампирских, мистических фентезийных, квази-попсово-около-научных саг и эпопей — большая редкость. И еще реже — удачная! Родник чистейшей прохладной воды в пустыне, оазис мастерства и знания! Всем, кто любит и ценит физику, математику, астрономию, историю — роскошный подарок от Лю Цысиня.

Сюжет и ключевые «вехи» романа пересказывать не буду — для этого есть книга. Отдельно надо отметить язык автора и талант двух переводчиков. Текст выверен и отшлифован до блеска. Ни слова лишнего, ни одной неточности или корявости. Фразы, предложения, абзацы и главы нанизываются как бусины на нитку и в итоге получается сверкающей красоты ожерелье. Думаю, двойной перевод сохранил и передал читателю на русском красоту китайского оригинала. По всему повествованию чувствуется тонкость, лаконичность и гармоничность Востока. Нет затянутостей, нет лишних отступлений, и головокружительной западной боевиковой стремительности — тоже нет. Главы, посвящённые Трисолярису, посредством входа главного героя в игру «Три тела» читаются местами как средневековый трактат, адаптированный под современность. Читаешь — и смакуешь, как хороший коньяк.

Что ещё зацепило — фундаментальная научная подготовка автора. Описание естественных солнечных «зеркал», благодаря которым был отправлен радиосигнал в Дальний Космос, одно из наиболее понравившихся мест. Другое — эксперименты с развертыванием протона в два измерения, предпринятые трисолярианами, ближе к концу книги. Что сильно понравилось — видно, что автор знает тему глубже и больше, чем выдаёт «в мир». В книге излагает на научно-популярном уровне, чтобы текст понял и старшеклассник, знакомый с основами физики, законом всемирного тяготения, в частности. Это большой жирный плюс! Часто бывает обратное: некто автор имеет поверхностные знания по предмету, а в тексте накрутит навертит всего, изображая якобы научную картину, которая не выдерживает при пристальном взгляде никакой критики, либо остаётся невразумительной и непонятной. Здесь же — сложные фундаментальные вещи излагаются просто и с удачными аналогиями (как аналогия с трёхмерным фильтром от сигареты и двумерной составляющей его бумагой-пропиткой). Вдобавок — чувствуется здоровый юмор (или лёгкая ирония) автора. Но это юмор, фундаментом которому служат описываемые вполне серьезные научные события и эксперименты! Чем-то сродни книге « Физики шутят», вот что вспомнилось :) Такой тонко просвечивающий, слегка заметный юмористический налет — браво, шикарно, Лю!

Кроме языка и колорита, есть ещё «исторический» плюс. О событиях культурной революции в Китае1967-197Х годов я, например, знал совсем ничего. Ну, Мао Цзе Дун, который «большой шалун» ну, «хунвэйбины», которые знаем отлично мы, как они произносятся, но что-то весьма не приличное на язык так и просится. И это, практически все, к моему стыду. Роман расширил кругозор в этой теме прилично, хотя событиям именно тех лет отведено не так уж много от всего объёма книги.

В общем и целом — прочитать книгу стоит. Спустя какое-то время стоит и перечитать — главы с общим заголовком «Три тела», чувствую, раскрыли свой вкус не до конца :) Отличный роман, с многими оригинальными идеями, прагматичной научной «подложкой», яркими, харАктерными персонажами (судьбы некоторых из них заслуживают отдельных книг, мне кажется). Целиком и полностью — 10 баллов. И берусь за « Тёмный лес», продолжение.

Оценка: 10
–  [  20  ]  +

Ссылка на сообщение , 16 октября 2018 г.

Честно говоря, совершенно не понимаю, как можно говорить о каких-то идеях, заложенных в этой трилогии, осуждать их, спорить. Идеи там, конечно, есть, но… Все-таки фантастика (хоть твердая, хоть мягкая, хоть какая) – это литература, причем художественная литература. Со своими особенностями, но литература. Мало что-то придумать, надо это изложить и, желательно, чтоб было интересно читать, чтоб увлечь, вызвать эмоции. Так вот, ничего этого здесь нет и в помине. Так, наверное, мог бы изложить пятиклассник в школьном сочинении. Текст не вызывает ничего, кроме недоумения, досады и даже стыда за автора.

Тем более удивительно, такое количество наград, особенно «Хьюго». Объяснения у меня только два: или это пресловутая политкорректность, или все написанное мною выше относится не к роману Лю Цысиня, а к его переводу на русский.

Оценка: 2
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение , 20 сентября 2018 г.

Необычная книга. Отношение к ней не один раз менялось в процессе чтения — причем, кардинально. Действие начинается несколько десятилетий назад, плотно связано с драматичной китайской историей и поначалу это немного пугает. Ты не понимаешь, кто такие хунвэйбины и что это за Красный союз. Впрочем, вскоре выясняется, что все не так страшно, объясняющих сносок становится меньше, а на первый план выходят герои и их судьбы. И ты обнаруживаешь, что читаешь довольно легкую и увлекательную книгу. Правда, спустя еще несколько глав эта простота начинает раздражать. Язык небогатый, герои плоские, а мотивы их поступков — смехотворны. Живые люди так не говорят и не действуют. Из-за этого местами кажется, что читаешь историю, написанную школьником.

Одолев треть, я сжал зубы и приготовился читать дальше через силу, добраться до финала из принципа. И ровно в этот момент все поменялось. Я обнаружил, что меня перестали раздражать недостатки произведения. И наконец оценил то, чем покорила других людей «Задача трех тел». Сюжет — он и правда увлекательный. Композиция истории — очень прихотливая, необычная. Действие развивается сразу в нескольких временных пластах, а также в виртуальной реальности. Главы про игру «Три тела», в которую периодически «рубится» главный герой, одни из самых удивительных. Это целая история в истории, причем ее смысл становится понятен не сразу, это интригует. Наконец, Лю Цысинь вплетает в сюжет множество интересных научных фактов и теорий. Чего стоит только пресловутая «задача трех тел».

Вскоре я обнаружил, что читаю буквально взахлеб, не замечая страниц. Преимущества почти полностью затмили для меня недостатки. Этот роман стоит потраченного времени. Еще не дочитав, я заказал вторую часть — «Темный лес». Надеюсь, она не разочарует.

Оценка: 8


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх