Рэй Брэдбери «Крошка-убийца»
- Жанры/поджанры: Хоррор/Ужасы (Современный психологический хоррор )
- Общие характеристики: Психологическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Америка (Северная Америка ))
- Время действия: 20 век
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Только для взрослых
Когда подошло время рожать, Алиса неожиданно осознала, что внутри ее тела таится настоящий убийца. Роды ей удалось пережить, но дальше стало только хуже...
Рассказ написан в 1943 г. и переработан в 1946 г. (две версии — для журнальной публикации и «Темного карнавала»). Новые изменения были внесены в 1955 г., при подготовке «Октябрьской страны».
Входит в:
— журнал «Dime Mystery Magazine, November 1946», 1946 г.
— сборник «Тёмный карнавал», 1947 г.
— журнал «Suspense Magazine, Spring 1951», 1951 г.
— антологию «Children of Wonder», 1953 г.
— сборник «Октябрьская страна», 1955 г.
— сборник «The Vintage Bradbury», 1965 г.
— антологию «Nightfrights: An Anthology of Macabre Tales That Have Terrified Three Generations», 1972 г.
— сборник «И грянул гром: 100 рассказов», 1980 г.
— сборник «Воспоминания об убийстве», 1984 г.
— антологию «Deadly Doings», 1989 г.
— антологию «The Horror Hall of Fame», 1991 г.
— антологию «Маленький убийца: фантастические и детективные истории», 1991 г.
— журнал «Чёрный журнал № 0, 1991», 1991 г.
— антологию «Смерть Вселенной», 1992 г.
— антологию «Врата времени», 1993 г.
— антологию «Сказки бессонных ночей», 1994 г.
— антологию «The Fantasy Hall of Fame», 1998 г.
— антологию «The Greatest Horror Stories of the 20th Century», 1998 г.
— антологию «Arkham's Masters of Horror», 2000 г.
— сборник «The Collected Stories of Ray Bradbury: A Critical Edition. Volume 1: 1938-1943», 2011 г.
Периодика:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
zmey-uj, 14 декабря 2008 г.
История жутковатая, и «Омен» попутно вспоминается, и «Ребенок Розмари», но если там были просто околомистические ужасы (безусловно мастерски описанные), то здесь мы видим вполне правдоподобное объяснение. И то, что можно принять за послеродовой психоз, оказывается правдой. Каким образом мать чувствует угрозу? Этого не объяснить, как и ту невидимую связь, которая существует между любыми матерью и младенцем. Небывалая теория о том, что один из миллиарда детей может быть наделен разумом от рождения, напоминает нам, как мало мы знаем о разуме как таковом. А философское размышление: наша любовь защищает того, кого мы любим, но любит ли он нас? (Причем это касается не только родителей и детей, а влюбленных и даже наших домашних животных). В общем, очень сильный рассказ.
Вдобавок примеры о том, как ребенок реально может вызвать смерть матери, скажем, несколькими ловкими движениями обеспечив перитонит, многое объясняют, если смотреть с этой точки зрения. И вспоминается, как много женщин умирали когда-то при родах... Да, паранойя может быть очень заразительной!
alex_kr, 15 ноября 2008 г.
Как то в одном интервью Брэдбери признался, что до сих пор отчетливо помнит момент своего рождения. Помнит как появлялся на свет из чрева матери, помнит как обрезали пуповину... И признался, что рассказ «Крошка-убийца» был написан под впечатлениями от тех воспоминаний.
В этом рассказе маленький ребенок изображен не как бессознательное дитя, которое не понимает, что творит, а как умная, хитрая и сообразительная личность, которая методично уничтожает других людей. Что хотел сказать этим Брэдбери? Что склонность к жестокости заложена в детях с рождения? Возможно... Что ребенок просто не видит и не понимает границ между добром и злом и что все совершаемые им поступки для него равнозначны? Тоже как вариан... Или что человек не становится злым(или добрым) в процессе жизнедеятельность, а уже рождается таковым?
На самом деле рассуждать и трактовать рассказ можно очень долго...
Несомненно лишь одно... Брэдбери — великий писатель, а данный рассказ — лишнее тому подтверждение...
Пьюрик, 16 декабря 2007 г.
Рассказ позволил задуматься над тем — а как это и впраду быть рождённым — и что за этим вообще стоит? Просто природа или же наше эгоистичное желание — быть родителями? А ведь изваестно что уже с 21 недели беремености — плод считается правноправным гражданином — он может чувствовать: он слышит, он осязает — и наверное уже думает — потому что мысли всё же возникают когда ты можешь что-то воспринять и в последующем проанализировать — мысли — это наше заключенние — и потом принятое решение, вывод...и так вот Малыш — он уже может знать чего хочет...но у него нет право голоса, и выбора у него нет, потому что мы привыкли относиться к детям как к детям , а не как думающим людям...
Брэдбери напоминает — что малыш — это не игрушка, это человек, мы должны учить его и учиться с ним, мы должны их воспитывать, но прежде самим научиться быть настоящими людьми...
Относиться по-взрослому нужно к детям и в тоже время не разрушать память, что и мы были детьми...
rrq64k, 26 декабря 2014 г.
Год 1946. Рассказ «Крошка-убийца», вошедший в сборник Р. Брэдбери «Темный карнавал», сформированный и вышедший в следующем году. Страшненький рассказ, заставляющий задуматься — а что, собственно, мы ДОСТОВЕРНО знаем о младенцах? А что достоверно знают детские врачи, детские психологи и др.? Конечно, ситуация в рассказе фантастическая, но... Все знают о неосознанной детской жестокости: разломать игрушку, чтобы посмотреть, а что там внутри, оторвать крылья у мухи — полетит ли? Ударить соседа, чтобы не мешал и не лез к игрушкам, которые нужны самому, сломать песочный куличик, выстроенный другим и тем самым утвердить свое превосходство. А если всё это делается осознанно? И вот уже в вашем доме поселяется маленький и хитрый враг, который для всех — вне подозрений. Ну, ребенок же, ну маленький же, ну не нарочно же! А вот нарочно, но не докажешь никому. А в психушку загреметь вполне можешь.
И немного о данном сборнике. Умел мастер нагнать страху, до мурашек по коже. Хоррор-тема не стала в его творчестве превалирующей, но всегда присутствовала, а в этом сборнике представлена особенно многосторонне. И вот я думаю, если бы Брэдбери решил дальше развивать свой талант, эксплуатируя именно эту тему, то, принимая во внимание его виртуозное владение словом, Америка могла бы получить своего «короля ужасов», как часто называют Стивена Кинга, лет на 30 раньше. Мне по душе большинство из того, что написал Брэдбери, но мне было бы интересно почитать и то, другое, ненаписанное, извлеченное из «темной половины» его души. А вам?
Yazewa, 4 января 2008 г.
Сильнейшая вещь! Как мать кучи детей воспринимаю с особенным впечатлением. Почему-то вспоминается «Омен» (хотя что ж тут удивительного...). И ощущение, что вещь абсолютно кинематографичная.
Как по-разному пишет о детях Р.Б.! Поразительно! Обычно авторы пестуют какой-то один взгляд, один подход, одно отношение.
Сделано гениально, по-моему.
mommus, 8 октября 2009 г.
Мрачный рассказ...а мастерство автора делает его настолько достоверным, что поневоле веришь,что ТАКОЕ действительно может случиться, а, возможно, и случается...
viv, 26 декабря 2007 г.
Вот это жуть! Мать, ненавидящаяся своего новорожденного ребенка и этот самый ребенок, никогда не спящий, пытающийся убить своих родителей. ЖЕНЩИНАМ НЕ ЧИТАТЬ!
Lost, 28 апреля 2007 г.
Замечательный рассказ на одну из традиционных тем Брэдбери. Для меня — вполне реалистичный. Надеюсь главный герой все таки выиграл в вынесенной за рамки рассказа схватке с чудовищным младенцем. А кто вообще сказал что они безобидные?
Tanitra, 4 февраля 2007 г.
Вот и рожай после этого детей!
а если вам все же удастся «пережить» их младенчество...то получите то же, что бедные родители из «Урочного часа» или «Вельда»...
masterjack, 9 февраля 2009 г.
В свое время прочитал этот рассказ в одном сборнике. Там он шел не то перед рассказом Следующий не то после, но ощущение от обоих рассказов было очень глубокое и очень гнетущее...
baroni, 18 июля 2007 г.
Один из лучших рассказов Брэдбери. Автор идет против всяческих морально-этических канонов, согласно которым дети малые почти что ангелы с крыльями. Маленький ребенок может стать жертвой родителей, а вот чтобы родители — жертвой младенца... Такого еще не бывало. Но рассказ примечателен не одним нарушением канонов — сколько их было, всяческих ниспровергателей. Брэдбери показывает абсолютную иррациональность, необъяснимость природы зла. Зло нельзя пояснить никакими мудреными словами вроде «амбивалентности», его не понять никаким психоанализом, и «дедушка Фрейд» способен только лишь замутить вам сознание, но не постичь природу зла. Да, Достоевский писал о «слезинке ребенка», а вот вам «слезинка родителя» от Брэдбери, уважаемый Федор Михайлович!
primorec, 18 сентября 2012 г.
Если речь заходит о младенцах, то мы на генетическом уровне ожидаем чего-то светлого, доброго, с ленточками, бантиками, восторженными охами-ахами и сюсюканьем. Кто же может ожидать чего -то ужасного от этого маленького, беспомощного комочка, с невинными серыми глазками, сморщенным личиком и милым, беззубым ротиком?
«Крошка-убийца» — эта такая полная противоположность рассказу «И все-таки наш...», противоположный полюс отношений родителей и детей. Рассказ жуткий, с мастерски нагнетаемой атмосферой страха и надвигающейся беды. Тем более, что до конца так и не ясно: были ли страхи Алисы и Дэвида реальными или все это лишь плод их воображения. Да и было ли преступление или все слушившееся — только несчастливое стечение обстоятельств? Ведь преступник не пойман: движение, взгляд, обраненная игрушка — все, что есть у обвинителей.
Дело, наверное, все же в любви, которая не дается просто так, по факту рождения. Мне тоже иногда приходило в голову, особенно в тяжелые времена, что мы не справедливы по отношению к детям, приводя их в такой жестокий мир, не обеспечив им безопасность и не гарантируя любовь и заботу. Но и у родителей есть своя правда. Кто этот маленький негодник, который разрушает привычный уклад жизни, карьеру и регулярно лишает честно заработанных денег? Достаточно ли права рождения для требования беззаветной любви и преданности?
Вопросы, вопросы... Ответ каждый должен найти сам. И очень не хотелось писать отзыв на этот мрачный, жуткий до дрожи рассказ про ребенка, убивающего своих родителей, и взрослых, стремящихся разоблачить и наказать маленького убийцу. Нет, со мной такого не случится никогда! Но тут раздался телефонный звонок, и знакомый голос 30-летнего дитяти ,в который уже раз, произнес: «Мам, денег дай...»
«Она не могла бы сказать, когда к ней пришла мысль о том, что ее убивают»-
«Смотри-ка малыш, что-то блестящее, что-то красивое!Скальпель!!»
aldanare, 31 августа 2010 г.
Впервые я прочитала этот рассказ в совершенно крышесносном сборнике «Смерть Вселенной» («Клуб любителей фантастики»), по сей день остающемся одним из моих любимых. Сборник представлял совершенно иную сторону Брэдбери — не доброго дедушки-сказочника, а хитрого провокатора, для которого нет ничего святого. Вот и на тему родительско-детской любви он высказался так, что беременным «Крошку-убийцу» (он же «Маленький убийца») читать не рекомендуется. Действительно, с чего бы ребенку с рождения любить своих родителей, которые подвергли его тяжелейшей психологической травме рождения непонятно ради чего? На что способен его злобный рептильный мозг, состоящий из одних первобытных наслоений, без всяких высоких цивилизованных чувств? А что, если этот ребенок с рождения умеет свободно передвигаться, вот так получилось?..
Жуткий рассказ получился — не только о «конфликте отцов и детей», но и о природе зла в человеке — исходя из изложенной в рассказе концепции, оно в нем первично, изначально, и вся дальнейшая жизнь оказывается не более чем попытками его обуздать.
Alexandre, 22 октября 2009 г.
В общем я и согласен с автором, и не согласен. Тот факт, что дети вовсе не чудесные ангелочки, уже довольно давно пришёл мне в голову. Просто казаться таким ангелочком ребёнку выгодно. Вместе с тем, никак не могу понять, зачем бы младенцу уничтожать своих родителей — ведь тогда некому будет о нём заботиться. А если он такой умный — то должен был бы догадаться об этом, и, как минимум, подождать, пока вырастет. Но, разумеется, если это исчадие ада, обладающее и могуществом дьявольских сил, тогда нечего искать логику, а нужно просто ужасаться. Ведь на самом деле младенец просто физически неспособен совершить всех тех дел, которые ему тут в рассказе приписываются.
И великий писатель подметил реальные качества детей — ведь все дети рождаются животными, а значит все недостатки животных у них есть. И только человеческое воспитание делает из маленьких зверёнышей людей.
А если воспитания не хватает? В общем здесь явная фантастика, фантастика злая и безудержная, такого реально быть не может никогда; но идея, страшная и правдивая идея — верна: воспитывайте, учите, заботьтесь, но не потакайте, потому что все самые страшные преступники рождаются беззащитными младенцами, и мало их просто любить — надо трудиться, чтобы младенец вырос Человеком.