Герман Гессе Сиддхартха

Информация о произведении Германа Гессе «Сиддхартха»: аннотация, издания, оценки и отзывы читателей. Подсказка book'ашки

Герман Гессе «Сиддхартха»

Сиддхартха

Siddhartha

Другие названия: Siddhartha, eine indische Dichtund; Индийская судьба, Тропа мудрости

повесть, год;

Переводы на русский:Б. Прозоровская (Сиддхартха)
Н. Федорова (Сиддхартха)
Р. Эйвадис (Индийская судьба)
Г. Ноткин (Сиддхартха)
Н. Фёдорова (Сиддхартха)

Жанровый классификатор:

Всего проголосовало: 28

 Рейтинг
Средняя оценка:9.05
Голосов:254
Моя оценка:
-
подробнее
Книгу можно купить
Цена от 55 до 643 руб. →

Аннотация:

Индийская повесть о самом сложном, долгом и обреченном путешествии, которое может совершить человек, — о путешествии внутрь себя, в поисках зарытых сокровищ Вечности, Атмана, Тела Дхармы, Великой Пустоты и так далее.

История о сыне брахмана Сиддхартхе, его друге Говинде, а также Гаутаме-будде, мудреце из рода Шакья.

© duke


Примечание:

По некоторым версиям первое издание датируется 1921 годом.




Произведение входит в:



Экранизации:

 

 


Издания:

Тропа мудрости
Сиддхарта
1990 г.
Сиддхартха
1990 г.
Сиддхарта. Нарцисс и Гольдмунд
1993 г.
Сиддхартха
1993 г.
Герман Гессе. Собрание сочинений в восьми томах. Том 3
1994 г.
Герман Гессе. Собрание сочинений в четырех томах. Том 1
1994 г.
Герман Гессе. Собрание сочинений в четырех томах. Том 3
1994 г.
Паломничество в страну Востока
1999 г.
Путь внутрь
1999 г.
Сиддхартха
2000 г.
Сиддхартха
2001 г.
Демиан. Сиддхартха
2002 г.
Сиддхартха
2004 г.
Сиддхартха
2004 г.
Тропа мудрости
2004 г.
Герман Гессе. Избранное
2006 г.
Сиддхартха
2007 г.
Степной волк
2008 г.
Степной волк
2008 г.
Сиддхартха
2009 г.
Сиддхартха
2009 г.
Сиддхартха. Путешествие к земле Востока
2010 г.
Магический театр
2011 г.
Сиддхартха. Путешествие к земле Востока
2011 г.

Аудиокниги:

Сиддхартха
2007 г.

Издания на других языках:

Weg nach innen
1970 г.
Siddhartha: Eine indische Dichtung
1974 г.
Сіддхартха. - Степовий вовк
1992 г.
Band 3. Roßhalde. Knulp. Demian. Siddharta
2001 г.


В магазинах:



От 5 до 40 литров заправка баллонов кислородом в Москве и Подмосковье.





Отзывы читателей о «Сиддхартха»:Рейтинг отзыва 

Ссылка на сообщение |   
–  [ 18 ]  +

Немногие книги, на самом деле, могут так сильно повлиять на душевное состояние. Что касается «Сиддхартхи», то его лучше читать в трудные моменты жизни: успокаивает, поднимает на ноги и дарит веру. Редкий случай глубокого слияния героя и читателя. Мировоззрение Сиддхартхи на время чтения становится твоим мировоззрением, и прописные, казалось бы, истины находят путь к твоему сердцу и переосмысливаются заново. Вроде бы сто раз слышал, что меняться никогда не поздно — и только за «Сиддхартхой» вдруг осознаёшь это с безупречной ясностью. Многие из этих истин в буддизме обоснованы устройством Вселенной, но от этого они не менее актуальны и для не-буддистов. В любом случае, «Сиддхартха» — не только и не столько ёмкий экскурс в буддизм, но ещё и мощный антидепрессант, заливающий в вас любовь к жизни, к людям и к самому себе.

  Оценка: 9 
Ссылка на сообщение |   
–  [ 11 ]  +

Сиддхартха – имя, данное при рождении Будде, и поэтому, начиная читать эту повесть Германа Гессе, можно обмануться, что повествование пойдет именно о нем. Действие и взаправду разворачивается во временах Готамы Будды, его имя Гессе использует на языке пали, так называемом языке буддистских канонов. Главный герой на деле является лишь тезкой основателя одного из самых распространенных учений на земле, и уже в первой главе «Сын Брахмана», можно отметить, что герой повести вовсе не оберегаем от внешнего мира. Но в одном Готама и Сиддхардха похожи – их цель состоит в понимании смысла жизни. Тема эта, впрочем, не нова и для Гессе, так или иначе присутствует в каждом его произведении, но только «Сиддхартха» смогло вобрать в себя всю поэтику Востока с его религиями и философией.

Интерес к Индии Гессе передался от родителей, бывших миссионерами и желавшими видеть таковым и сына, потому он был хорошо знаком с религиями и учениями, как восточными, так и западными, однако, последние привлекали его в меньшей степени. Имена героев «Сиддхардхи» выбраны не случайно и соответствует каждое своему учению, так например главный герой носит имя Будды до Пробуждения, имя Говинда – имя Вишну в эпосе Бхаватгита, Камала – относится к богу любви Каме и символизирует чувственные удовольствия, которые отверг Будда. А паромщик Васудева носит имя отца Кришны, одного из воплощений Вишну. Философия Гессе, однако, хоть и берет нечто у всех этих учений, сильно от них отличается.

Сюжет повествует о сыне брахмана, который постигнув духовный путь отца, не находит в нем нужного умиротворения и, покинув отчий дом, вместе с другом направляется к отшельникам Саманам, чтобы найти смысл жизни в нищете и аскетизме. Но, постигнув и это учение, он не находит его полноценным, как раз в это время на горизонте появляется человек, постигший тайну бытия, пророк, которым восхищаются, за которым идут, оставляя все свое имущество. Вдохновленный славой этого таинственного Готамы Будды, друзья пускаются в путь, чтобы услышать его проповедь. Говинда после слов Будды навсегда примкнет к его учению, для Сиддхартхи и оно окажется недостаточным, однако, он принимает факт, что Будда постиг больше, чем прочие люди. В одиночестве покину Будду и Говинду Сиддхартха меняет еще нескольких учителей, побывав в шкуре любовника и богача, растеряв в праздности все навыки прошлой аскетической жизни. В итоге он находит приют у паромщика Васудевы, учение которого состоит в умении слушать Реку.

Мораль произведения сводится ко всеобщему взаимопониманию. В последней главе постаревший Сиддхартха рассказывает постаревшему Говинде, чего он постиг в этой жизни и выводит одну из главных мыслей повести: передать можно знание, но опыт нужно постигнуть самому. Поэтому любое учение будет понято превратно, любая мудрость, сказанная мудрецом, не сможет быть полноценно понята тем, кто не пережил того, что повидал мудрец. И единственный способ постичь бытие заключается в учении – учении у всех и вся, ведь даже куртизанка и богач могут научить тому, что никогда не постигнет аскет, а порой в реке можно услышать больше, чем в словах всех мудрецов мира.

Как и любой прочий философ, Гессе идеалист, возможно, даже в большей степени, потому что не пытается отрицать ни одну из сторон бытия. На этом строится его поиск «смысла жизни», играющий такую важную роль для его героев. Если разобраться глубже, то умозаключения Сиддхардхи мало отличаются от философии бесконечности душ Гарри Галлера, главного героя «Степного волка». В основе и того и другого лежит любовь и усердие в деле, которому следует человек, единственным врагом чего может быть только праздность. Но и ее постигает Сиддхартха, однако, поняв, как ослабила она его дух, он бежит сломя голову, ушедши раз, чтобы никогда не вернутся. Путь ветвист и неизвестно куда приведет дорога, но везде нужно уметь проявить себя, в конце концов, Гессе находил смысл именно в этом.

О стилистике повести можно сказать только одно – она проста до такой степени, что повесть может осилить любой человек, независимо от возраста и умственных способностей (читать только уметь не мешало бы). Это яркий пример того, как в простоте, в хорошем смысле этого слова, проявляется истина, без лишних загромождений и изяществ. Порой фразы нарочисто топорны, встречается множество повторений, но хорошему произведению это ни в коей мере не мешает. Другая стилистическая черта – чистый идеализм. Так, например, на пути Сиддхартхи не встретится не единой сложности (возможно, он о них просто не говорил), более того, помимо вопроса бытия она вообще лишена проблематики и даже смерти некоторых героев воспринимаются положительнейшим образом. Возможно, тут имеет место знаменитое буддистское неприятие зла, но в любом случае это скорее добавляет книге восточного шарма и романтизма.

Итог: идеалистичная притча о поиске смысла жизни, ориентированная на восточные философии, которая будет полезна в любом возрасте и не потеряет актуальности до тех пор, пока человек будет искать то, что именуется смыслом жизни.

  Оценка: 8 
Ссылка на сообщение |   
–  [ 10 ]  +

Для того, чтобы описать красоту этого произведения, у меня не хватает образов и слов. Мысли смешиваются в путаный клубок, когда я понимаю, что нужно сказать что-то связное об этом произведении. Что можно сказать о книге, в которой нельзя разделить содержание и форму? Здесь каждое слово выверено автором до мелочей, и причем сделано это настолько гармонично, словно повесть не строилась по словам и предложениям, а возникла сразу, единым целым — живым кристаллом, манящим и притягивающим, бездонным омутом, из которого можно черпать мудрость или просто наслаждаться словом. Шедевр мировой литературы, классика — эти определения слишком плоски. Какие бы то ни было определения, какие бы то ни было рассуждения, разборы и шкалы оценок смотрятся неуместно рядом с этой книгой. Она — удивительный микрокосм, переосмысление и реинкарнация древних легенд. Это то Прекрасное, о котором лучше не говорить лишних слов, а только перечитывать, переосмыслять вновь и вновь. И каждый раз эта книга будет поворачиваться к человеку новой гранью.

  Оценка: 10 
Ссылка на сообщение |   
–  [ 8 ]  +

Именно в «Сиддхартхе» Гессе нашёл удивительную гармонию формы и содержания, сложности и простоты, сюжета и идеи. Я не знаю, как человек мог написать такую книгу, тем более в 20 веке, но она существует как истинное сокровище и одно из высочайших проявлений человеческого духа. Я пристрастна, но когда кто-то в очередной раз заявляет «человек — это животное», я точно знаю, что он не читал «Сиддхартху».

Это повесть не о буддизме, не о Будде, не о религиозном пути вообще. Гессе выразительно и образно раскрывает перед нами духовный путь человека. При этом человека любой культуры, любых верований или взглядов. Путь этот непрост, противоречив, он бросает идущего от одной крайности в другую, но так или иначе каждый должен его пройти, чтобы в конце концов осознать: об истине говорит весь мир и любая его частица, надо просто научиться слушать.

  Оценка: 10 
Ссылка на сообщение |   
–  [ 8 ]  +

Мое глубочайшее убеждение состоит в том, что если сложить вместе все книги П. Коэльо и Р.Баха, то во всей своей совокупности они многократно уступают этой 80-страничной повести Германа Гессе. Перечитав ее в очередной раз, снова, как и в молодости, поразился тому, как можно так просто и со вкусом рассказать о буддизме и о становлении человека глазами Гаутамы-будды.

Бесподобная история! Одна из тех, которой нашей десятибалльной шкалы явно не хватает.

  Оценка: 10 
Ссылка на сообщение |   
–  [ 6 ]  +

Старый добрый Гессе. Хорошо узнаваемый стиль зрелого Германа Гессе. Автор с разных сторон пытается подойти к вопросу двойственности бытия. В романе Гессе выделил два образа Гаутама Будда и Сиддхартха. Как бы уже только этим показывая, что сущность бытия едина. Автор пытается найти ответ на вопрос, что реально существует и что мы ищем в жизни. Своего рода призыв читателя вслушиваться в себя, в природу, вещи, каждую частицу. Бог везде везде и в себе. Самое интересное, что довольно правильно замечает, что человек определивший цель для поиска перестает со временем замечать, что окружает его. Цель завладевает всем существом человека и человек может пройти мимо того, что ищет, как Говинда  - быть вечно ищущим странником. Самое главное, чтобы прийти к согласию с самим собой. Нужно научиться любить мир, каждую частицу бытия, а не презирать и ставить себя выше них. Также автор верно замечает, что мудрость для одного может быть глупостью для другого. Нет единого учения для ищущего человека. Не в учениях и догмах теплится настоящее знание, оно уже есть в нас самих, только стоит открыть глаза и увидеть мир по-иному.

  Оценка: 10 
Ссылка на сообщение |   
–  [ 5 ]  +

лет 10 тому назад книга перевернула мое мировоззрение. с тех пор всем подряд к месту и не к месту, по делу и без рекомендую прочитать эту книгу. 8-)

  Оценка: 10 
Ссылка на сообщение |   
–  [ 2 ]  +

Великолепная и искренняя  история о пути Гаутамы Будды, читал очень давно, но до сих пор под сильным впечатлением!

  Оценка: 10 
Ссылка на сообщение |   
–  [ 2 ]  +

Простая, и в то же время, многогранная история... КАК ПУТЬ ВОСЬМИСЛОЖНОЙ ТРОПЫ.

Путешествие внутрь себя.

Многословность здесь не к месту.

Размышления, размышления, размышления...

ТРАДИЦИОННО ПРОШУ ПРОЩЕНИЯ ЗА ОБИЛИЕ ЗАГЛАВНЫХ БУКВ В ВИДУ ОТСУТСТВИЯ АЛЬТЕРНАТИВЫ ВЫДЕЛЕНИЯ ТЕКСТА ( К АДМИНИСТРАЦИИ САЙТА, КОНЕЧНО)

  Оценка: 10 
Ссылка на сообщение |   
–  [ 1 ]  +

О хорошем уже сказано не мало, поэтому начну сразу с плохого.

На мой взгляд, история начавшаяся как духовный путь Сиддхартхи, сына Брахмана, заканчивается, как некий результат поисков Германа Гессе.

Первая половина произведения идёт по нарастающей, постиганием Сиддхартхой всё нового, и казалось, должна была закончиться учением равным 4 благородным истинам, а вместо этого падение, и что-то вроде «Надо принимать жизнь такой, какая она есть». Действительно, эта книга, примерами своих героев, помогает жить, но, не отвечает на вопрос, что делать. Наши духовные поиски, их плоды, по большей части остаются в нас самих, и уходят также вместе с нами. Что изменил главный герой, чья жизнь повернулась к лучшему, я не знаю. Понравился бы Вам мир, где Вас окружали бы люди подобные Сиддхартхи? Лично мне нет.

  Оценка: 7 
Ссылка на сообщение |   
–  [ 0 ]  +

Не так давно прочитал Кастанеду, на фоне его книг «Сиддхартха» выглядит слишком простовато, слишком всё однозначно.

И кстати сам герой не восхищает. Бросил своего сына на произвол судьбы и успокоился, спросил у Реки что ли, как правильно воспитывать детей.

  Оценка: 7 
Ссылка на сообщение |   
–  [ 0 ]  +

Друзья, у меня в руках вышеуказанная книга в переводе Федоровой, но все основное творчество любимого Гессе я впитал в себя из рук(читай в переводе) видного германиста Владимира Седельника. Поэтому у меня вопрос к тем кто читал сие произведение в переработке неизвестной мне к сожаления госпожи Федоровой, насколько аккуратно и точно передан роман, и стоит ли мне немедленно принятся за чтение или все-таки попытаться разыскать перевод Седельника?

  нет оценки 

Ваш отзыв:

— делает невидимым текст, преждевременно раскрывающий сюжет, разрушающий интригу

Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители! регистрация