FantLab ru

Герман Гессе «Игра в бисер»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.43
Голосов:
734
Моя оценка:
-

подробнее

Игра в бисер

Das Glasperlenspiel

Роман, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 60
Аннотация:

Книга лауреата Нобелевской премии Германа Гессе «Игра в бисер» стала откровением для читателей всей планеты. Гессе создал страну, в которую попадают самые талантливые ученые и целеустремленные люди. Все институты этой страны подчинены Игре, собирающей в единое целое наиболее совершенные творения человеческой мысли.

Однако и здесь человеческий дух неспокоен…

В произведение входит:

10.00 (1)
-

Обозначения:   циклы   романы   повести   графические произведения   рассказы и пр.


Номинации на премии:


номинант
Хьюго / Hugo Award, 1944, ретроспективная // Роман

номинант
Премия Академии НФ, фэнтези и хоррора / Cena Akademie Science Fiction, Fantasy a Hororu, 1996 // Неанглоязычная переводная книга (Швейцария)

Похожие произведения:

 

 


Игра в бисер
1969 г.
Избранное
1984 г.
Игра в бисер
1991 г.
Избранное
1991 г.
Игра в бисер
1992 г.
Герман Гессе. Собрание сочинений в восьми томах. Том 5
1994 г.
Герман Гессе. Собрание сочинений в четырех томах. Том 4
1994 г.
Игра в бисер
1999 г.
Игра в бисер
1999 г.
Игра в бисер. Степной волк
1999 г.
Петер Каменцинд. Игра в бисер
2000 г.
Игра в бисер
2001 г.
Игра в бисер
2002 г.
Избранные произведения
2002 г.
Игра в бисер
2003 г.
Степной волк. Игра в бисер. Паломничество в Страну Востока
2003 г.
Степной волк. Игра в бисер. Рассказы
2003 г.
Степной волк. Игра в бисер. Рассказы и очерки
2004 г.
Игра в бисер
2005 г.
Герман Гессе. Избранное
2006 г.
Игра в бисер
2006 г.
Игра в бисер
2007 г.
Игра в бисер
2007 г.
Игра в бисер
2008 г.
Степной волк
2008 г.
Степной волк. Игра в бисер
2009 г.
Игра в бисер
2010 г.
Игра в бисер
2011 г.
Игра в бисер
2011 г.
Магический театр
2011 г.
Игра в бисер
2014 г.
Игра в бисер
2014 г.
Игра в бисер
2014 г.
Игра в бисер. Путешествие к земле Востока
2017 г.
Игра в бисер
2018 г.

Аудиокниги:

Игра в бисер (аудиокнига MP3 на 2 CD)
2007 г.
Игра в бисер. Диск 1
2007 г.
Игра в бисер. Диск 2
2007 г.

Издания на иностранных языках:

Das Glasperlenspiel
1972 г.
(немецкий)
Band 5. Das Glasperlenspiel
2001 г.
(немецкий)





Доступность в электронном виде:

 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  30  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Впервые я прочитал «Игру в бисер», когда мне было двадцать лет. Вспоминая те эмоции, не могу сказать, что они были какими-то необыкновенными. Скорее, наоборот – довольно скучной показалась книга и помнится мне, что осилил я ее с превеликим трудом. Сейчас впечатления оказались совершенно иными. Хотя, по правде признаться, чтение захватило только где-то с сотой страницы. Но зато уж захватило так, что оторваться было невозможно.

«Игра в бисер» — произведение внежанровое и классификации поддается с трудом. Утопия? Антиутопия? Философское эссе? Автобиография? Притча? Черт его знает, всего понемножку. Хотя начинается роман как настоящее пиршество для интеллектуалов. Платон, Конфуций, Кант, Лейбниц, Гегель, Юнг – список можно продолжить еще десятком-другим имен исторических персоналий, «участие» которых в «изобретении» игры в бисер неоспоримо. (Хотя лично я предпочитаю видеть прародителем этой «игры» в широком контексте учение Каббалы, а в более узком и приземленном — знаменитую «машину» Луллия). В этом смысле роман Гессе дает очень богатую пищу для ума, не ограниченную рамками, приведенными выше.

Например, можно поразмышлять на тему – а может ли «высокодуховность» быть никак не связанной с религиозностью? (вот уж вопрос так вопрос!) Или – сколь долго может просуществовать «аристократия», где бы и какая бы она ни была? А с каких позиций мы рассматриваем роль личности в истории? И можно ли по большому счету поставить знак равенства между «историей» и «историей войн». Круг затрагиваемых проблем/вопросов — просто огромен.

Но есть в этой книге и другое. История человека, который честно ищет свое место под солнцем. История не героическая, не великая, не пафосная, а предельно простодушная, искренняя и где-то даже по-доброму наивная. История очень эмоциональная и сильно меня тронувшая. И не будь ее, я вряд ли оценил бы этот роман так высоко.

Итого, что мы имеем? Образец прекрасной литературы, ставший классикой еще при жизни писателя. Роман, заслуженно получивший (в кои то веки) нобелевскую премию. Стильная история с блестящим финалом. Да в конце концов просто интересная книжка, которую я с удовольствием всем рекомендую.

Оценка: 10
–  [  21  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Это великое произведение и, по-моему, самая главная книга 20 века. Она была написана во время второй мировой войны, в эпоху, когда привычный мир рушился на глазах. Наверное, все не раз слышали выражения вроде: «Какая культура может быть после Освенцима?». Когда писалась эта книга, всей правды о Второй мировой не знал никто, но кризис веры в человека, в культуру, в идеалы представал во всем своем ужасе.

Гессе в «Игре в бисер» предложил путь развития: созидание иного мира, глобализация на основах чистого искусства и науки, объединяющих все культурное наследие человечества. Это самая привлекательная из всех утопий когда-либо созданных. Касталия – республика духа – стала нарицательным названием. Культуре пришел конец, и нам остается только анализировать её, налаживать самые невероятные связи и вести прекрасную Игру с хрупким бисером. С этой точки зрения, «Игра в бисер» — это фундамент всей последующей литературы постмодернизма. Правда, в ней еще нет цинизма и иронии, только светлая, почти отчаянная вера в разум. Образ Игры сам по себе необычайно красив и притягателен.

Но в то же время «Игра в бисер» — книга о судьбе одного человека, который старается обрести мир, ища срединный путь между мирским и духовным. Тема типичная для Гессе, проходящая через всё его творчество. В «Игре в бисер» Гессе пытается подвести общую черту западной и восточной духовности, создать всемирный образ человека. Касталийцы занимаются не только «математическими» формулами Игры, но и медитацией. Жизнь главного героя Кнехт постепенно превращается в легенду о человеке, который одолевает некий путь, конец которого загадочен и неизвестен.

Браться за «Игру в бисер» стоит лишь тогда, когда будешь готов к новому внутреннему опыту, потому что не раз приходится откладывать книгу, чтобы пуститься в собственные размышления.

Оценка: 10
–  [  15  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Если пытаться выделить главное, то можно сказать, что всё творчество Гессе сосредоточено вокруг конфликта духовной и материальной жизни человека и социума, напряженного поиска гармонии между идеалом и действительностью. С «Сиддхартхе» эта тема раскрывается на фоне традиционной восточной мифологии, в шедевральном «Степном волке» — на фоне не менее «традиционной» европейской реальности двадцатого века. Сюжет «Игры в бисер» более замысловат. Я бы сказал, что это квинтэссенция эклектики. В ней трудно выделить, например, какие-то национальные черты. Мне кажется, тот утопический мир, в котором существует Касталия, представляет собой воплощенную мечту Гессе и всех «гессеподобных» мыслителей. Суть этой мечты в том, что та высокоинтеллектуальная и не имеющая прямого отношения к духовности (религии), не имеющая также «практической» цели по непосредственному добыванию материальных благ деятельность, которую олицетворяет собственно игра в бисер, является имманентным свойством этого мира и непреходящей его ценностью. Это, пожалуй, привносит в «Игру в бисер» некоторые черты fantasy. Пользуясь определением Е. Ковтун, можно сказать, что такова здесь «истинная реальность». Йозефу Кнехту и прочим его коллегам не нужно зарабатывать деньги на жизнь, или, допустим, задумываться о смысле этой жизни. Этот смысл заменяет им сложный ритуал. Они ДЕЙСТВИТЕЛЬНО нужны обществу. Их миссия в том чтобы сохранять живым весь опыт предшествующей культуры, понимаемой, прежде всего, как опыт искусства, музыки, вдохновленного самоуглубления — медитации. В определенном смысле Касталия живет не будущим и не настоящим даже, как весь привычный мир, но прошлым. Любопытно, что члены Касталийского Ордена не имеют (избавились?) никаких желаний, за исключением желания «играть». Конфликт материального и духовного здесь как будто решен, и не на уровне отдельного индивида, но уже на уровне некоей общественной формации. Предполагается, что Касталия возникла как результат тупикового развития нынешней «фельетонной» эпохи. Касталия – средоточие истинной, человеческой духовности. Но не вполне понятно, в чем её связь с окружающим миром, только ли в подготовке школьных учителей? Чему служит (должна служить) эта духовная деятельность? Магистр Кнехт осознает-таки, что со временем Касталия неизбежно вырождается, говоря словами самого Гессе, в самоценное любование собственной изощренностью. На этом пути осознания Плинио Дезиньори, друг Magister Ludi, выступает в откровенной роли его alter ego, озвучивая давние сомнения Кнехта. Диалоги Кнехта и Дезиньори отличаются необыкновенной изысканностью. Вообще, и Кнехта, и Дезиньори, и Тегуляриуса можно рассматривать как ипостаси одного «лирического героя». Только в данном случае этого героя правильнее называть не лирическим, а философско-психологическим. Снова обозначается разрыв между эталоном (Касталия) и реальностью (весь остальной мир). И, таким образом, вечный конфликт выходит на новый виток (игры?). Сомнение уже в том, является ли этот эталон эталоном. Сам Гессе, по моему мнению, не верит в свою утопию всерьез, как верили в неё подлинные утописты. Сам Гессе сознает ограниченность своей концепции, и её же, эту ограниченность, подвергает исследованию. Он хотел бы получить ответ на вопрос о том, как из мудрости и подвижничества избранных извлечь благо для всех. Но в том-то и беда, что Гессе изначально делит людей (в книге), человечество на «избранных» и всех остальных. Ничего другого он и не рассматривает даже в утопическом аспекте.

Содержание романа, почти сплошь состоящее из рефлексий, безусловно, намного богаче сюжетообразующей канвы. Если же рассуждать чисто сюжетно, то можно заметить, что и Сиддхартха, и Йозеф Кнехт, и степной волк Гарри Галлер приходят к закономерному (и типичному?) катарсису. Для Кнехта этот катарсис заканчивается весьма печально. Здесь нужно отметить, что другая важнейшая тема «Игры в бисер» — тема наставничества, передачи опыта. Рассказывая историю своих героев, Гессе как будто следует диалектическому закону отрицания отрицания. Но всё же мышление Кнехта не столько диалектично, сколько громоздко метафизично. Чтение «Игры» всё-таки вызывает внутреннее сопереживание. Это произведение, выходящее, так сказать, за многие рамки. Но изложение несколько затянуто и многословно, нудновато, отличается бесконечным скрупулезным выяснением психологических мотивов, самоповторами. Я не могу поставить данному роману (или философскому эссе, замаскированному под роман) самую высокую оценку по той причине, что описанный мир представляется мне слишком умозрительным и абстрактным. Мне не хватает в нем рациональной посылки. Если уж автор выдумал его именно таким, то, на мой взгляд, должен был лучше обосновать его свойства, историческую закономерность его появления. Иначе таинственная велеречивость описаний и не вполне понятная многозначительность поступков героев несколько утомляют своей торжественностью. Ведь, по сути, не ясно, к чему вся эта сакральность относится. Хотя постепенно становится очевидным, что для раскрытия темы романа детальная суть игры не важна, да и не может быть описана. Ощущение такое, что в книге нет собственно действий, но есть развитие идеи, внутренняя логика, монологи лекционного типа и диалоги, представляющие собой чередование монологов. Гораздо легче воспринимается последняя часть книги, сочинения, приписываемые Кнехту (снова тема наставничества). И потому так, что они есть чистая поэзия и притча, в которые каждый волен вложить свои собственные смысл и понимание.

Не уверен, что скоро захочу обратиться к этой книге еще раз. Рекомендовать «Игру в бисер» можно не столько тем, кто любит литературные эксперименты, сколько тем, для кого авторская посылка (message) однозначно превалирует над формой.

Оценка: 8
–  [  13  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Удивительное произведение, очень нестандартное и очень мудрое. Этот роман в свое время произвел на меня весьма сильное впечатление. Во-первых, поразила сам нестандартность этого произведения. Действие развивается медленно и неспешно, порой кажется, что вообще почти ничего не происходит. При этом оторваться от книги очень трудно. Особо хочу отметить прекрасный стиль и язык автора. Впрочем, видимо, надо сказать спасибо и переводчикам, достойно справившимся со своей задачей. Очень незаурядно описан сам магистр игры. Впрочем, другие персонажи, даже эпизодические, тоже весьма колоритны. Ну и конечно, производит завораживающее впечатление собственно игра в бисер — гениальная задумка автора.

Прочитав эту книгу один раз, едва ли увидишь все ее достоинства, все намеки автора, весь скрытый смысл. Думаю, я обязательно перечитаю роман.

Оценка: 9
–  [  10  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Основной message романа: настоящее искусство должно быть элитарным, оно должно как можно дальше находиться от повседневности.

Это противоречит нынешней ситуации, когда поп-культура, все более воспринимающаяся как спам, навязывает обществу этические и эстетические идеалы.

Гессе своей книгой утверждает, что в обществе должны быть такие меньшинства, представители которых без принуждения и по своей воле берут на себя бремя обязанностей, которые незнакомы большинству, плывущему по течению. Касталия является примером братства истинных аристократов духа, предъявляющих к себе очень высокие требования.

Подлинная Культура не может существовать без такого рода сообществ людей, связанных между собой идеями и идеалами науки и искусства. Вся жизнь Иозефа Кнехта посвящена служению людям и искусству. Именно поэтому автор не наделил его яркой индивидуальностью в отличие от его друга Плинио Дезиньори. Недаром имена героев всех трех жизнеописаний Иозефа Кнехта расшифровываются как «слуга».

Оценка: 10
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Я люблю книги, в которых есть сверхидея. Будучи человеком не слишком эмоциональным не очень люблю книги чересчур разумные, в которых почти нет эмоций. Эти два тезиса и повлияли на оценку, на отношение к книге. В отличие от Steppenwolf'а Йозеф Кнехт — это не главный герой, даже не персонаж, да и вообще — человек ли? Принадлежность для игры в бисер. Впрочем, и она тоже не является главным элементом книги, несмотря на заглавие. Зато выписана подробно и автору, безусловно, удалась задумка создать универсальную штуку, объединяющую людей науки и искусства. А универализацию я люблю )

Книга хороша тем, что её идеи продвигают современные писатели — Нил Стивенсон тому пример. За это можно уважать, но вот полюбить нельзя. Как нельзя полюбить магистра музыки, который в своём просветлении отстранился от людей.

Оценка: 7
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Где-то на четвертом курсе философского факультета я понял одну существенную мысль: в круговороте терминов и сложных конструкций нужно уметь и стараться говорить о сложном просто. Пересказать теми же словами может любой докладчик, который даже не понял что прочитал. А вот объяснить другим людям просто и понятно — означает, что ты понял сам. Там же на 4 курсе я столкнулся с Кантом и обнаружил, что применительно к Канту это правило не работает. Невозможно рассказать философию Канта иначе, чем он сам. Его тексты логичны и последовательны и попытка пересказать проще чревата серьезными упущениями.

Как ни странно именно эти мысли пришли мне в голову при чтении «Игры в бисер» — я понял что не сумею объяснить другим людям, что это за игра и о чем эта книга. Просто потому, что я до конца сам не понял. Но попытаюсь в этом отзыве.

Мир: В недалеком будущем геополитическая ситуация в мире сложилась так, что стало возможным создать автономную область, которая стала бы цитаделью знания и культуры. Эта область называется Касталия. Внутри Касталии есть деревни и городки, в которых находятся школы (хотя по сути это скорее университеты), которые глубоко изучают какое-то одно искусство, хотя занимаются образованием в целом. Касталия закрыта для студентов из внешнего мира. Пропускают лишь вольнослушателей, которые возвращаются в мир, и послов, которые реализуют в мире касталийские интересы. Обитатели Касталии — ученые — живут по принципу монашеского ордена. Есть магистры, которые образуют совет, и есть глава ордена, который является и руководителем всей области. Также в Касталии есть просто жители, которые выполняют функцию обслуживающего персонала: кормят и обстирывают ученых, но не заслуживают их внимания.

Лично мне Касталия, несмотря на созвучие с Кастилией (Испанией), упорно напоминала Швейцарию — маленькое счастливое государство: леса, горы, озера, элитарность и высокая духовность.

Герой: Йозеф Кнехт, будучи маленьким мальчиком был отобран в элитную школу в Касталии. Сначался учился на «музыкальном отделении», затем решил, что посвятит себя Игре в бисер. Где-то в 37 лет стал Магистром Игры, что означало почетную должность в иерархии ордена. Около 40 лет разочаровался в идеалах Касталии, ушел в мир, чтобы стать личным наставником сына своего друга. Утонул в горном озере.

Игра в бисер. Для понимания этого явления не хватило моего философского образования. Игра в бисер основана на возможности находить ассоциации и параллели между достижениями, произведениями или просто высказываниями различных наук и искусств. Суть игры в их гармоничном. изящном сочетании: например, мелодии, формулы и какой-то философской концепции. Когда-то на заре использовались цветные бисерины, нанизанные на нитки, чтобы обозначать ходы или узловые моменты партии. Потом игра превзошла в своем развитии эту формальность, но сохранила название. Ежегодно в Касталии проходят игры, главную партию которых готовит Магистр. Йозеф Кнехт прославился как наиболее талантливый организатор и игрок. Его партии были одними из лучших за историю игры.

Собственно отзыв:

С точки зрения стиля роман написан безупречным языком. Но в силу того, что сюжет крайне скуден и размазан по трем с половиной сотням страниц, прекрасный язык Гессе становится инструментом для высокопарного занудства. Складывается ощущение, что касталиец писал роман про касталийцев для касталийцев. Непрестанно повторяется мысль об элитарности, избранности и главном биче школьной программы — высокой духовности. В романе нет жизни. Никаких эмоций не вызывает и почти не испытывает одинокий маленький мальчик, с упоением занимающийся музыкой. Столь же бесстрастен юноша и тот мужчина в которого он превращается. Вернее, он не превращается — в психологическом смысле, так как по-прежнему нет эмоций как самого героя, так и по его поводу. Мальчик просто по статистическим законам становится мужчиной. Роман вообще напоминает отчет. Хотя изначально в предисловии говорится, что это биография, которая призвана сообщить нам о великом человеке, но биография вышла утомительной, а писал ее графоман.

Несмотря на то, что роман посвящен одному герою, можно сказать что он безлик. Йозеф Кнехт — это не живой человек, а автономный рациональный субъект — образ человека в философии Нового времени. Он несомненно мыслит, но его переживания связаны лишь со службой, долгом, касталийским укладом и собственным соответствием этому укладу, а так же с тем, что подумает о нем тот или иной наставник или член ордена. Когда он умер в конце, мне было жалко его только потому, что хотелось прочитать что же он сделал в мире вне Касталии. И вот он внезапно утонул. И даже скупой мужской слезы у меня не вызвал.

Что касается самой игры в бисер, то я понял, что Герман Гессе принадлежит к тому кругу мыслителей, что грезят о слиянии наук, искусств и философии. Проекты создания некое синтетического знания время от времени возникали как в зарубежной философии, так и в русской. Но заканчивалось все выпуском более или менее эффектной книги, поскольку ученые предпочитают заниматься своим делом, а не сливаться в экстазе с людьми, не имеющими к их дел никакого отношения. Я не понял, как именно играть в Игру в бисер. Каковы правила выбора формул, концепций, высказываний, мелодий? Какие ассоциации или аналогии считаются удачными? Что появляется в результате игры? Как фиксировать ходы игроков и как в эту игру победить? Непонятно почему партию заранее готовит магистр. Получается, что это не игра, а публичное выступление, на котором уважамый человек показывает и рассказывает, что он изящно нафантазировал на тему наук и искусств. В общем, игровой момент крайне не продуман. А поэтому и игры никакой не получилось.

Хотел было написать, что нобелевский лауреат потратил свой талант и время напрасно, но добрался до стихотворений и трех повестей в конце романа. Эти сто страниц оправдывают существование предыдущих трехсот пятидесяти. Именно в этих повестях раскрывается Гессе — писатель. В них есть жизнь и чувство и вкупе с великолепным языком они образуют гармоничное единство. С основным романом их связывает общность имени героев, а так же то, что герои жертвуют собственными интересами во имя служения чему-то высшему. Сама по себе эта мысль в изложении Гессе мне показалась неприятна. Я никогда не понимал мудрость ради мудрости, и всегда был сторонником разумной европейской философии в противовес восточному сидению под деревом в позе лотоса и ожидании просветления. И конечно же считаю, что нужно жить, а не служить. Однако же считаю, что три повести можно было опубликовать, и тем более стоит читать отдельно от основного романа.

Синтетическим путем получаем оценку

Оценка: 7
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Спойлер.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)

Ни знака,ни ноты,ни буквы Игры. Один бисер для дилетантов.И поэтому от имени всех непосвящённых в эту игру,всех заинтригованных и обманутых я поставил ему «средне». Вообще-то зря было думать ,что после небольшого предисловия пойдут конкретные ,и лучшие партии Игры и эта книга посвящена ей. Иначе в неё уже давно бы рубились на просторах интернета.Но надежда на эту революцию,этот алхимический подвиг подыхала очень долго,шаг за шагом по мере восхождения в гору повествования. Пока,где-то на 300 странице Магистр Игры не назвал её в своём последнем письме Бесполезной, и свалил из ордена под нелепым предлогом Нестора Северова: «Моё призвание-педагогика.» И тут бы порадоваться за нашего учёного-рафинада,типа поживёт по-людски,если уж не женщин и вина,так хоть пост декана МГУ получит...Но не тут-то было- что немцу хорошо,то касталийцу смерть и премия Дарвина. Прям напоминает Ихтиандра,только наоборот,забыли жабры пришить.

Потом я чуть изменил оценку за три бонуса о других Кнехтах-«слугах»,заложников соответственно социума,веры и судьбы.

Местами было почти интересно. А в целом грустно.

Оценка: 6
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Роман оказался очень тяжёлым в прочтении.Вся его тяжесть заключалась не в богатстве филосовских высказываний, а скорее... в нудном повествовании. Слишком долго автор пытаеться нарисовать мир касталии, даже не обьяснив в чём заключаеться смысл самой игры в бисер, или извените читатель должен додумывать сам что это такая за интересная игра, в которую играют лучшие умы общества?Личность самого Иозефа Кнехта мне почему то показалась тоже не совсем понятной...

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Человек который всю свою жизнь посвятил служению ордену, причём прекрасно знал на что он идёт, так безсовестно мог поступить в конце книги, покинув свой пост.
В общем вопросов осталось гораздо больше чем самих ответов.

Но читать книгу почему то хочеться всё дальше и дальше.Может из за постоянно возникающих вопросов, или из за нового и необычного, совсем не похожего на других, мира Касталии. По мне так получилось что то такое среднее для одноразового прочтения.Но это моё мнение.

Оценка: 7
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Странные игры духа и разума в эпоху декаданса

Вот и закончилась эта чудная книга, сотканная из побед, разочарований и противоречий. Поражающаяся титаническим замыслом и воплощением борьбы духа и воли и одновременно открывающая всю фатальность, бренность и никчемность человеческого бытия.

«Игра в бисер» безусловно, антиутопия. Человечество переживает эпоху культурного упадка, властвует декаданс, «фельетонная эпоха», упадок творчества, гонения на культуру и науку. И в неком мифическом районе Европы – Кастилии создается некий орден, стремящийся сохранить научные и культурные достижения человечества. Орден Игры в бисер. Его участники – Магистры Игры проводят играет в бисер. Смысл Игры состоит в бесконечном сочетании, расположении и совмещении произвольных произведений и достижений человечества. Например соединить в одной игре музыку и философию, или объединить нечто филологическое и точную научную дисциплину и доказать их родство. Однако эта игра также подменяет собой творчество и люди, гоняя бесчисленные элементы и сочетания, гоняя бисер, теряют способность творить новую реальность, систематизируя и улучшая прошлые достижения, они попадают под власть прошлого и теряют перспективы будущего развития.

Сам орден Игры в бисер, наполненный высокоинтеллектуальными и рафинированными магистрами, как мне кажется, является по структуре классической сектой со строгой подчиненной иерархией. Правда сектой, которая возвела в идола науку и искусство. Как впрочем наверно и любой другой орден. Орден жестко отсеивал случайных членов на начальном пути – школа, и не прощал ошибок и предательств тех, кто уже далеко ушел на пути служения и добился успехов на поприще ордена (пример Бертрама).

Главный герой книги Кнехт прошел долгий путь возмужания разума и духа от талантливого мальчишки, обожающего музыку до великого и искусного магистра Игры в бисер. Осознав в конце пути порочность Игры и никчемность своего бытия, он делает попытку бегства из ордена, которая конечно заканчивается трагически.

Теперь об аспекте, который мне показался в романе , наиболее главным, интересным и спорным в то же время. Книга мне показалась наполненной бесконечным фатализмом, несмотря на все победы духа и сильных героев. Игра в бисер, которой посветили свою жизнь магистры ордена, являлась лишь иллюзией настоящей Игры. Настоящим игроком, по моему мнению, является в романе Вселенная или Господь, беспрестанно и непрерывно гоняющий мириады бисера по темно-зеленого полю сукна – проекции пространства – времени. А в роли бисера конечно же мы с вами, вот мы и если настоящий бисер. Бисерины рождаются, мечутся, сталкиваются друг с другом, побеждают, терпят поражения, суетятся… погибают. И величайшая игра мироздания, продолжается вечность и не прекращается не на миг, в ней нет пауз… и нет обратных ходов. Она фатальна, она порождает великие личности, которые переворачивают миры … но затем приводит их краху. Эту идею в книги замечательно доказывают три маленьких гениальных жизнеописания в финале произведения. Каждая из них как бы является вариацией-моделью жизни Иозефа Кнехта в различные периоды человеческой истории и его пути, недаром в первой новелле героя зовут Кнехт, а второй – Иосиф. Путь во всех вариантах с весьма печальным концом. «Майя… майя» — кричит индийский йог в последней новелле, вся наша жизнь беспричинная никчемная суета, маета, метания, бренность, отбирающая надежды, чаяния и силы и приводящий к одному неизменному концу. Йог насылает герою видения, рассказывающие примерный путь его жизни, а потом одним взмахом руки, разрушает эти иллюзии. И герой Дарса понимает, что эта иллюзия ничем, абсолютно ничем не отличается от его настоящего бытия, которое видимо точно такая иллюзия.

цитата:

Он был по горло сыт этими миражами, этим демоническим сплетением событий, радостей и страданий, от которых сжималось сердце и стыла кровь и которые потом вдруг оказывались майей, и оставляли тебя в дураках, он был по горло сыт всем, ему уже не нужно было ни жены, ни ребенка, ни престола, ни победы, ни счастья, ни ума, ни власти, ни добродетели. Ничего ему не нужно было, кроме покоя, кроме конца, ничего ему не хотелось, хотелось только остановить и уничтожить это вечно вертящееся колесо, эту бесконечную вереницу картин. Он хотел остановить и уничтожить себя самого, как хотел этого тогда, когда в той последней битве бросался на врагов, раздавал и принимал удары, наносил и получал раны, пока не рухнул. Но что потом? Потом будет пауза обморока, или забытья, или смерти. А сразу же после этого ты снова очнешься, снова должен будешь вбирать в себя сердцем потоки жизни, а глазами страшную, прекрасную, ужасную череду картин, бесконечно, неотвратимо, до следующего обморока, до следующей смерти. Но она, может быть, лишь пауза, лишь короткая, крошечная передышка, а потом все пойдет дальше, и ты снова будешь одной из тысяч фигур в дикой, хмельной, отчаянной пляске жизни. Увы, прекратить это нельзя было, конца этому не было.

Вы еще мните себя игроками, господа?

Оценка: 9
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Непростая книга. В ней можно сказать, завуалированы ответы на некоторые жизненно важные вопросы. К примеру я нашёл сходство с другим романом Гёссе «Сиддхартха», в ней старик который не читал книг и мало общался, стал просветленным только наблюдая за рекой которая его и научила мудрости. Здесь же, магистр музыки стал просветленным, полностью посвятив себя ей. Это удивительное наблюдение на мой взгляд, даёт нам знание что не надо обязательно проводить всю свою жизнь в медитациях и изучению книг для того чтобы познать смысл бытия (или его отсутствие). Ведь это, как говорил Будда, и есть срединный путь, лишенный крайностей.

Как мы видим, Гёссе показал нам мир такой каков он есть, зыблемый, хотя и многополярный, несправедливый и красивый по своему. Пристрастие Гёссе к буддизму выразилось в размышлениях главного героя о том, что всё подвергается энтропии, старению и изменению. Говоря кратко — ничто не вечно.

Для того чтобы вынести из книги намного больше, чем она представляет читателю в первый раз, нужно прочесть её неоднократно. Я поддержу мысль упомянутую здесь прежде, что нужна определенная жизненная волна, которая позволит полностью окунуться в размышления над книгой в период её чтения.

Оценка: 9


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх