Рэй Брэдбери «Изгнанники»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика )
- Общие характеристики: Философское | Психологическое
- Место действия: Вне Земли (Марс, спутники Марса )
- Время действия: Близкое будущее
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Марс — последнее прибежище книжных героев и их творцов. С Земли на Марс летит космический корабль, на борту которого находятся последние книги. Жителям Марса не остается иного выхода, кроме...
Под названием «Изгои» рассказ печатался в журнале «Литературная Армения» №2 за 1977 год., пер. В. Гаков.
Входит в:
— цикл «Канонические марсианские хроники» > сборник «Иные марсианские хроники», 2010 г.
— антологию «Beyond Time and Space», 1950 г.
— журнал «The Magazine of Fantasy and Science Fiction, Winter-Spring 1950», 1950 г.
— сборник «Человек в картинках», 1951 г.
— сборник «Р — значит ракета», 1962 г.
— антологию «Cuentos de terror», 1963 г.
— антологию «The Witchcraft Reader», 1969 г.
— антологию «The Eureka Years: Boucher and McComas’s The Magazine of Fantasy and Science Fiction 1949-1954», 1982 г.
— антологию «Невероятный мир», 1989 г.
— сборник «Высоко в небеса: 100 рассказов», 2003 г.
— сборник «Match to Flame: The Fictional Paths to Fahrenheit 451», 2007 г.
- /языки:
- русский (26), английский (8), испанский (1), украинский (1)
- /тип:
- книги (35), периодика (1)
- /перевод:
- В. Гаков (3), Р. Льопис (1), М. Молчанов (3), В. Мюнхен (1), Т. Шинкарь (19)
Периодика:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Ксандер, 10 марта 2014 г.
Хотите — верьте, хотите — нет, но книгу, которая познакомила меня с этой новеллой Рэя Брэдбери, я нашел на помойке. Это был сравнительно не новый советский сборник «Память человечества» (1982 г.), в которой вошли произведения писателя, посвященные именно судьбе книг как главных хранителей культурного наследия человеческой цивилизации.
Было горько. Потому что надвигалась осень. А еще потому, что прошло всего лишь несколько месяцев со дня смерти великого фантаста. И вот — его книга, оказавшаяся ненужной, и выброшенная. Пожелтевшие страницы, но еще достаточно крепкий переплет и даже дарственная надпись на форзаце, оставшаяся от бывшего хозяина: «Дорогому Аркадию Семеновичу от Гали, 4.02.1983». Возможно, хозяина уже нет на свете, как теперь нет и Брэдбери. А книга есть. И какова горькая ирония всей ситуации, в которой художественные произведения, повествующие о трагедии уничтожения книг, сами оказываются — ни больше, ни меньше — выброшенной книгой.
Теперь этот сборник стоит на полке моей домашней библиотеки, теряясь среди томов других мастеров пера. Многих из них уже нет в живых, но хочется верить, что совсем как в новелле «Изгнанники», все эти писатели по-прежнему обитают на какой-нибудь далекой планете. Живы, пока их книги еще читают на Земле. И, несомненно, Брэдбери занимает среди них почетное место. Одинокий защитник и борец за право на жизнь тех, кого так патетически назвали хранителями памяти человечества.
Ошибавшийся только в одном. Для уничтожения книг вовсе не нужна глобальная «книгосжигательная практика» (о чем говорил еще Оруэлл), огромные костры и грозные судебные процессы против фантазии. Порой достаточно равнодушного забвения и обыкновенных мусорных ящиков городской улицы. Вполне достаточно.
P.S.: Если же книга была выброшена по недоразумению, и этот комментарий увидит ее прошлый обладатель, вполне готов возвратить. Пишите.
evridik, 28 декабря 2014 г.
Есть такой рассказ у Брэдбери – «Эшер II». Он входит в роман «Марсианские хроники» и повествует о последствиях уничтожения всех фантастических, мистических и сказочных книг на Земле (от лица любителя этих самых книг). И есть у Брэдбери, конечно же, роман с похожей линией – «451 градус по Фаренгейту», написанный тремя годами позже, в котором книги также уничтожаются, хотя и не по такому же принципу. В общем, вы поняли, о чём я говорю, если читали эти две вещи.
Так вот рассказ «Изгнанники», как и «Эшер II» входящий в «Хроники» ( хотя и не сами «Марсианские», но «Канонические»), написан ещё раньше, и в нём сконцентрировано всё то, что ценится читателем в «Эшере» и «451-ом градусе». Это такой эликсир, если позволите, из которого позже были сделаны вытяжки, и эликсир этот фантастичен, мистичен, философичен и печален одновременно. Это замечательный рассказ, в котором обозначены не только ценность книг как таковых, но также ценность вклада их авторов в Литературу, а также ценность некоторых праздников, так или иначе связанных с Литературой, а ещё в нём – вторым планом – проходят мечты человечества об освоении Марса. На этот раз, правда, Марс подёрнут дымкой сказочности, а не фантастичности, борьба за свои права заслоняет первооткрывательскую ноту, люди летят не столько открывать, сколько уничтожать. И это печально.
В рассказе фигурируют имена не только авторов-мистиков, но и созданных ими персонажей. После «Изгнанников» мне захотелось сесть и заполнить пробелы в своём багаже, захотелось почитать (снова) По, Диккенса (он тут ни при чём, его оболгали!), впервые взять в руки Блэквуда, Бирса, прикоснуться к Кэрролу, Стивенсону, Шекспиру. Этот рассказ напоминает – есть такие книги, есть такие авторы, есть такие персонажи. Пока ты их помнишь, они существуют. Пока ты читаешь эти книги, они живут. Пусть даже где-то на Марсе.
+10
v_mashkovsky, 15 января 2011 г.
А вы не забыли о рассказе «Лучезарный Феникс»? Жги — не жги, всё равно запомним и будем хранить в памяти.
Почему Брэдбери дожил до 90 лет и ныне здравствует? Потому что мы, читатели, с каждым прочтением продлеваем его жизнь. Брэдбери — не изгнанник, не затворник. Наоборот, он охотно сотрудничает с Голливудом, радуется письмам от читателей. Писатели вообще часто проживают долгую жизнь. C кучей терзаний, волнений, неудовлетворений — именно это и позволяет им писать.
Это рассказ-предупреждение, как и многие у старика Рэя. Представление безоблачного или страшного будущего оставляет серьезный отпечаток на настоящем. Всё в наших руках.
Lion0608, 21 июня 2011 г.
«Все это экзистенциализм!» Так бы воскликнул Черный Ворон Эдгара По) Но это шутка.
А если серьезно- очень впечатлил именно этот рассказ, попытка обратиться к известным образам, видимо особенно ему дорогих... может это и не очевидно. Чтобы разобраться в феномене бессмертия? Книга заставляет нас думать, при это каждый автор использует свои, только ему подвластные приемы. Возможно мысль, которая есть ни что иное, как отражение человеческим сознанием всего услышанного, прочитанного — это еще одно измерение, незнакомое физике и скорость ее превышает скорость света...
Не знаю, Бредбери я всегда восхищалась, но прочитав этот рассказ в очередной раз убедилась — рекомендую к прочтению, а в душе пусто как-то... Бредбери это не мое. Это очень талантливая литература но холодная, которая в моей душе почему-то отклика не находит.
С чистой совестью и без дрожи в сердце ставлю десятку.
Сказочник, 20 апреля 2012 г.
Из рассказа в рассказ прослеживается совершенно особая любовь Рэя Брэдбери к Эдгару По. Собственно, этот рассказ видится этакой предпосылкой к «451 по Фаренгейту». Из поколения в поколение писатели задаются вопросом, насколько губительна наука для сверхъестественного, суеверий и преданий... И абсолютное большинство сходится во мнении. что наука губительна для всего, что за ее пределы выходит...
Lord_of_light, 21 сентября 2005 г.
А в самом деле, что происходит с писателями, когда в мире не остается их книг?..
god54, 30 сентября 2009 г.
Писатель жив пока кто-то читает его произведения. Какие бы они не были. Да я не люблю все те произведения, которые перечислил автор, вместе с их создателями, но это не значит, что их нужно уничтожить в угоду чистой науке. Да, я сторонник чистой науки и не верю в привидения и вампиров. Но я люблю читать настоящую фантастику, повторяю, настоящую фантастику — как литературу, как произведение, которое доставляет удовольствие своим словом, фразами, мыслями и идеями... А кто-то любит ужасы, это его право. Но не надо навязывать это мнение другим... Мне кажется это главное в рассказе- быть терпимым к другому мнению.
Yazewa, 5 января 2008 г.
Один из очень запоминающихся образов (я помню это очень издавна), — взаимосвязь авторов и героев книг с существованием и востребованностью книг. До сих пор, открывая какую-нибудь редкую книгу, я буквально ощущаю какое-то воздействие на ее содержание. Честное слово! И это все Брэдбери!
Пересечение с «Эшер II». По-моему, и еще что-то в этом роде есть, сейчас не помню.
Действительно, Диккенс-то (горячо мной любимый) здесь при чем?
viv, 30 декабря 2007 г.
Пусть на Марсе, пусть на Юпитере, но где-то существуют души писателей и придуманных ими героев... И, потеряв память о них, уничтожив последние книги, человечество теряет часть своей души...Не приведи Господи!
Psihea, 29 апреля 2006 г.
Каждая книга Бредбери меня поражает. За это и люблю.
«Изгнанники» — довольно странное и интересное произведение.
Alexandre, 22 октября 2009 г.
Человек жив, пока его помнят. А помнить могут либо близкие родственники, либо те, кто познакомился с творениями рук (таланта) этого человека. Вот и вся идея рассказа, по-моему. Остальное — иллюстрации, более или менее впечатляющие.
Само повествование и динамично, и остроумно. Жаль, что не всё из рассказанного детально понятно, это, думаю, усилило бы впечатление. Ну, и, конечно, не нравится главная посылка — что все сказки, даже такие, как Рождество — плохи и заслуживают уничтожения. Это в корне неверно. Лично мне хотелось бы, чтобы книги прошлого жили бы в нашей культуре, а значит, где-то на далёком Марсе, или даже на Плутоне жили бы и духи авторов и их героев.
Только пусть не убивают людей — ведь люди, в массе своей не так уж и плохи, и во всяком случае достойны жизни.
artem-sailer, 8 декабря 2021 г.
Главная мысль рассказа, как я её понял, состоит в том, что очень хотелось бы соблюсти баланс между нравственным развитием человечества и безудержным бегом научно-технического прогресса. Да, мысль не раз затрагивавшаяся в фантастике, но у Брэдбери, как всегда, всё очень гармонично, образно и эмоционально сильно.
Наука вынуждает человека отказаться от волшебства, мистики, чуда. Но следует ли отказываться при этом от тяги к прекрасному, от эстетической радости? На мой взгляд, нет, и старый добрый сказочник Рэй Брэдбери тоже так считает. Даже самый продвинутый технократ имеет право восхищаться утренней росой, полётом пчелы, а значит, и магическими фокусами, правдой волшебства.
Люди же в большинстве своём, к сожалению, прямолинейны. Нам не хватает времени задумываться или искать компромисс. Если дело касается потустороннего, то нам проще признать это мракобесием. Если речь заходит о магии, то мы в ужасе открещиваемся от неё.
А ведь можно же сказать и так: в магию я не верю, однако иногда это очень красиво...
crazy_diamond, 3 апреля 2015 г.
Искренний и незабываемый рассказ... Дань уважения автора любимым авторам: По, Бирсу, Шелли, Стокеру, Ирвингу...
А вот Диккенса, наверное, автор не очень жаловал)))
lubar, 21 апреля 2011 г.
Интересный рассказ. Я в нем увидел как бы три стороны. Эдгар По и К, Дикенс и люди нового времени. Положительным героем тут остается только Дикенс. В остальном сложный запутанный клубок. Итак люди уничтожили книги о сказках. Точнее похоже вначале они хотели уничтожить только книги о злых волшебниках и вампирах. Но увлеклись. И потом злые колдуньи были в Волшебнике Страны ОЗ (Изумрудного города). Чем не угодил Санта не очень ясно. Первое противоречие, что добрый в этой истории один Дикенс. Значит ли это, что добрые сказки все-таки уничтожили не все. Или добрые волшебники бежали на Венеру. А Санта и Дикенс сбой в программе?
Зачем летит ракета на Марс. Вроде бы просто с исследовательской целью. Нечисть во главе с Эдагором По решила их остановить и этим вынесла себе смертный приговор. Если бы не сны не додумался бы капитан взять с собой запрещенные книги, если бы не атака не экипаж — не додумался бы их сжечь.
Есть некоторая нелинейность, в том, что сожжение большинства книг оживило героев и авторов, а уничтожение остатков книг их уничтожила.
Стронций 88, 5 октября 2012 г.
После первого (давнего) прочтения – а может быть, после плотно-атмосферной и психологичной «Детской площадки» (читал всё в сборнике «Невероятный мир») – показалось не совсем цельным, что ли… или каким-то нечётким… не знаю даже, как это сказать. Но очень было своеобразно (даже диковинно) и бодро. Читалось легко и резво – в охотку. Помнится, я очень удивился, увидев героями своих любимых писателей – По, Бирса, Блэквуда… Хотя теперь-то я понимаю, что рассказ из разряда тех – у Брэдбери целый ряд таких – в которых автор таким вот образом отдаёт должное своим любимым писателям. К тому же теперь я вижу, что этот – всё-таки ранний – рассказ (с таким диковинным сплавом космической фантастики и мира литературных героев) – ещё и мостик между только зарождающимися «Марсианскими хрониками» и будущим «451 по Фаренгейту». Тоже идея об уничтожении книг – знаний о всяком «вздорном», «ненужном», «опасном». И тоска по этому – утраченному. Омашиненный, приторно-првильный мир «науки», и изгнанный из людской жизни мир суеверий (страшных и весёлых) мир литературных ведьм и сказочных городов, без которых жизнь не так уж и сладка – ведущие меж собой войну… (Получается, кстати, что в этом раннем рассказе проявились сразу три центральные для Брэдбери вещи – Марс, «сжигание книг» (назовем это так…) и «память» о Литературных Отцах). А так же вечная тема зависимости писателя (творца) от произведений им созданного – он живёт, только пока кто-то читает, помнит его книги… Всё это я почувствовал (правда, после второго недавнего прочтения) все внутренние мысли (всё-таки Брэдбери – автор мыслящий, автор, создающий кроме сюжет ещё КОЕ-ЧТО), хотя они и показались мне не совсем «дожатыми», доведёнными до конца. А может быть, всё просто немного тонуло в фантасмагории авторских миров, известных персонажей, странной битве Нового и Старого, Мира Науки и Мира-Изганного-Наукой, во всей этой динамике (рассказ очень летучий, динамичный). Такое вот ощущение «не доведённости» у меня всё-таки присутствовало. Но читать было очень интересно – легко, необычно… И запомнилось.