Рэй Брэдбери «Наказание без преступления»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика )
- Общие характеристики: Психологическое | Социальное
- Место действия: Наш мир (Земля) (Америка (Северная Америка ))
- Время действия: Близкое будущее
- Сюжетные ходы: Роботы
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
У каждого человека хоть раз в жизни возникает желание убить. Оно может исчезнуть через несколько секунд, подавляемое внутренними ограничителями... Но стоит ли лишать себя такого способа снять напряжение, забыть боль и страдания, причиненные обидчиком? Конечно, нет! Ведь для этого и существуют куклы-марионетки, на которых можно сорвать злость. Только вот будет ли считаться преступлением убийство восковой копии?..
Также: Бредбери Рей. Наказание без преступления: [Рассказ] / Рис. // Воскресная газета (Уфа). – 1993. – Апр. (№ 16). – С. 7,10.
Также: Брэдбери, Рэй. Наказание без преступления: Рассказ: Журнальный вариант / Р. Брэдбери; пер. с англ. Марины Кондрусевич // Крыніца (Родник). – 19??. – №4. – С. 14–16.
Также: Химия и жизнь, 1979, №6 / перевод Я. Берлина. (указано на с.138 http://www.fantlab.ru/edition3638 )
В 1988 году по рассказу снят эпизод сериала.
Входит в:
— цикл «Корпорация «Марионетки»
— антологию «Science Fiction Terror Tales», 1955 г.
— антологию «Histoires de robots», 1974 г.
— сборник «Далеко за полночь», 1976 г.
— сборник «И грянул гром: 100 рассказов», 1980 г.
— антологию «Пригоди, подорожі, фантастика-84», 1984 г.
— антологию «Империя мрака», 1992 г.
— антологию «Histoires de robots», 1997 г.
— антологию «Опасни светове», 1997 г.
— журнал «Супер Триллер №8 (59)», 2005 г.
— журнал «Супер Триллер №12 (159)», 2008 г.
- /языки:
- русский (26), английский (3), французский (3), украинский (3), болгарский (1)
- /тип:
- книги (33), периодика (2), самиздат (1)
- /перевод:
- Э. Башилова (1), Я. Берлин (19), Р. Доценко (3), М. Златарова (1), Ф. Штрашинц (3)
Периодика:
Самиздат и фэнзины:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
stewra darkness, 28 июля 2010 г.
Многие религиозные конфессии приравнивают греховное намерение к самому греху. В светском обществе можно поспорить на эту тему. Но и современные аналитики социальных институтов последнее время склоняются больше к точке зрения религиозных деятелей. Многие философские и психологические практики выдвигают похожие тезисы. Например, Вадим Зеланд в «Трансерфинге реальности» прямо утверждает, что «намерение — это уже действие».
С точки зрения психолога при совершении определенных противных природе человека действий, в частности, убийства,человек перешагивает естественный порог, «запрещающий» это действие. При этом вырабатывается привычка. Фактически взрослый человек, в зависимости индивидуальных психических особенностей, играя в убийство, становится потенциальным убийцей. Такие примеры есть уже в среде геймеров. Естественно, большинство никогда не перешагнет свой порог «запрета». Но остается меньшинство, к ним можно добавить людей с незначительными отклонениями психики. Поэтому не думаю, что подобный сервис надолго снизит количество преступлений. Только казни для примера тоже вряд ли помогут. Психика человека — вещь загадочная и не совсем изученная, угроза смерти может не остановить будущего убийцу.
Ценность рассказа в том, что он заставляет задуматься над проблемой, которая постепенно встает в нашем мире.
alex_kr, 7 октября 2008 г.
Брэдбери, как мне кажется, в этом рассказе полемизирует с Библейским утверждением, что намерение совершить грех, помысел о грехе уже само по себе является грехом. Вопрос который также ставил Филип Дик в своем «Особом мнении». Насколько этично и правильно осуждать человека за преступление, которое он не совершил, но думал совершить? Ведь не известно, преступит ли человек черту, или в самый последний момент все же остановится... Интересно поразмышлять на эту тему.
Сказочник, 26 декабря 2016 г.
Ода сублимации. Вот она — предтеча виртуальной реальности и киберпанку как жанру. Если смешать нуар с киберпанком, как раз получится вот этот самый рассказ... Что говорите? Написан в 1950-м? Мда... Вот ведь незадача... Брэдбери опять обогнал свое время? Что ж, ему не впервой...
god54, 21 сентября 2009 г.
Просто отличный рассказ. Эта идея нашла свое отражение и в произведениях других авторов (например, «срок авансом» и ряд других), в которых исследуется этическое отношение общества к концепции убийства. Хорош вывод: вы просто попали не в то время, десять лет назад или вперед вас бы простили, а так нужен пример.
Yazewa, 19 января 2008 г.
Сильный рассказ. Действительно, виноват ли ты, если убиваешь человекоподобную куклу? Здесь все не так просто... Ведь, убивая робота, герой воспринимал его. как свою жену?!..
Alisanna, 6 октября 2008 г.
Рассказ оставил сильное впечатление, для меня лично — из-за цитат из «Песни песней». Очень жаль главного героя — он не получил облегчения своей ревности и обиды, но должен быть наказан...
Дика, 20 сентября 2006 г.
Из-за чего бы не происходило убийство-все таки это преступление! Хотя порой мир так несправедлив!
Бретёр, 18 ноября 2011 г.
Жаль главного героя- попал под раздачу ни за что ни про что...
А идея хороша- на такое благое дело никаких денег не жалко.
Dart Kangol, 18 июля 2013 г.
Еще один рассказ из мира, в котором развивает свою деятельность корпорация «Марионетки». Рассказ в принципе, сам по себе, не фантастический. В нем Брэдбери предлагает интересный правовой парадокс и предлагает вариант общества в котором убийство робота и убийство человека являются равнозначными составами преступления, за которые предусмотрена одинаковое наказание. Помимо чисто юридической составляющей, автор раскрывает психологический аспект преступления, отношение преступника к содеянному. Это конечно, не «Преступление и наказание» Достоевского, но все равно достаточно интересно.
Anastasia2012, 19 августа 2012 г.
Невольно, но автор «отправил» мою мысль к Родиону Раскольникову: вся его теория перед лицом не реальной старухи-процентщицы, а её достоверной копии. И наказание: в понимании Фёдора Михайловича (как представителя русского менталитета) и Рэя Брэдбери (западного).
Найдите ...ть отличий.
Спрос определяет предложение: автор написал рассказ в 1950. Сегодня это реально: стрелковые клубы, компьютерные симуляторы, много другое, что мне неведомо.
А что с наказанием?
Yarowind, 26 октября 2016 г.
Когда-то я читал, что в Японии есть большие резиновые куклы, которым можно приделать лицо своего начальника и всласть отдубасить его, выпустить пар. Но технологии не стоят на месте, и вскоре будут куклы-андройды, неотличимые от людей. И их можно не только отдубасить, но и убить… Вот только считается ли это преступлением?
JokerLand, 8 августа 2006 г.
Да, неплохой сервис...
Согласен, что задеты религиозно-этические ценности, но это лучше, чем убить человека.
Жаль, что беседа мужа с «искусственной женой» была короткой...:bigeyes2: Её видимо запрограммировали только на то, чтоб она разозлила его
240580, 26 января 2022 г.
Возможно этим рассказом вдохновлялись постановщики «Особого мнения» (2002) и «Суррогатов» (2009), так как тут можно узреть совмещение идей, развитых потом в этих фильмах.
По моему скромному мнению основная мысль этого рассказа состоит в том, что если разум (к какой бы внешней форме он ни принадлежал) уже возник, то его уничтожение недопустимо. Можно, конечно, спорить, живой робот или нет, но сущностный признак Человека — гуманизм. Человек должен быть гуманен, причём не только к себе подобным.
Vendorf, 21 мая 2007 г.
Достаточно спорная концовка у произведения. Человек даже не получил облегчения толком, а меру пресечения получил сполна... Жаль...
asb, 6 августа 2006 г.
Интересно читали ли японцы Бредбери, когда начали в офисах чучела начальников ставить (чтоб кждый желающий мог на нём свою злость выместить)?:box: