FantLab ru

Рэй Брэдбери «Убийца»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.23
Голосов:
727
Моя оценка:
-

подробнее

Убийца

The Murderer

Рассказ, год (год написания: 1952)

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 131
Аннотация:

Радиобраслеты, говорящие дома, телевизор, шум, реклама, музыка, как это всё выводит из себя, иногда хочется уничтожить всё это. Так и поступает герой этого рассказа.

Примечание:

Также: Брэдбери Р. — Убийца: рассказ //Комсомолец, Петрозаводск. 1965г., N111-113.

21 дек.


Входит в:

— сборник «Золотые яблоки Солнца», 1953 г.

— антологию «Обмен Разумов», 1989 г.

— антологию «Интегральное скерцо», 1989 г.

— сборник «И грянул гром: 100 рассказов», 1980 г.

«Модель для сборки», 1995 г.

— антологию «Звездные короли», 1991 г.

— журнал «Неделя» № 40 1962», 1962 г.

— антологию «Сборник фантастических рассказов», 1990 г.

— журнал «Всесвіт» 1983'06», 1983 г.


Похожие произведения:

 

 


Библиотека современной фантастики. Том  3. Рэй Брэдбери
1965 г.
Холодный ветер, теплый ветер
1983 г.
Рэй Брэдбери
1985 г.
Обмен Разумов
1989 г.
Интегральное скерцо
1989 г.
Вино из одуванчиков. Повесть и рассказы
1989 г.
Вино из одуванчиков. Повесть и рассказы
1989 г.
Сборник фантастических рассказов
1990 г.
Один на двоих
1990 г.
Убийца. Звёздный свет. Леденцовый король
1990 г.
Звездные короли
1991 г.
Улыбка
1993 г.
Золотые яблоки Солнца
1997 г.
Сочинения в двух томах. Том 1
1997 г.
Звезда по имени Галь. Земляничное окошко
1999 г.
451° по Фаренгейту. Рассказы
2000 г.
Завтра конец света
2000 г.
Погожий день
2000 г.
Сочинения
2001 г.
Надвигается беда
2002 г.
О скитаньях вечных и о Земле
2002 г.
Завтра конец света
2003 г.
Золотые яблоки Солнца
2004 г.
Марсианские хроники
2007 г.
Золотые яблоки Солнца
2009 г.
И грянул гром: 100 рассказов
2010 г.
Золотые яблоки солнца
2013 г.
Канун всех святых. Рассказы
2013 г.
Человек в картинках
2013 г.
Канун всех святых
2016 г.
Канун всех святых
2016 г.
Золотые яблоки Солнца
2017 г.
Золотые яблоки Солнца
2018 г.
Золотые яблоки Солнца
2018 г.
Марсианские хроники
2018 г.

Периодика:

«Неделя» № 40 1962
1962 г.

Аудиокниги:

Элементы — модель для сборки
1995 г.
Бетономешалка и другие рассказы
2003 г.

Издания на иностранных языках:

Fahrenheit 451. Short stories
1983 г.
(английский)
Всесвiт №6 83
1983 г.
(украинский)
Short Stories (Рассказы)
2001 г.
(английский)
Все літо наче день один. 100 оповідань. Том перший: Книга 1
2015 г.
(украинский)





Доступность в электронном виде:

 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  21  ]  +

Ссылка на сообщение , 16 января 2013 г.

Уже в 53 году Брэдбери удалось в точности описать современный мир с его огромным количеством ненужной, но навязчивой рекламной информацией. Так же этот рассказ можно назвать манифестом против различных социальных сетей, когда люди заменяют виртуальным общением в сети любую возможность поговорить лично с человеком и считают, что они просто обязаны донести до каждого своего «друга» каждую минуту своей жизни.

«Тишины хочу, тишины...

Нервы, что ли, обожжены?»

Оценка: 10
–  [  19  ]  +

Ссылка на сообщение , 1 мая 2013 г.

Когда говорят о неумении фантастов предсказывать реальное будущее, обычно поминают мобильную связь. Мол, понапридумывали видеофонов, стереовизоров, а обычный мобильник сочинить… Получите и распишитесь! 1953 год – «Убийца». На руке у каждого – радиобраслет, который, ага, connecting people. Но самая изюмина не в техническом предсказании (Брэдбери никогда в Жюль Верны не лез), а в потрясающем провидении социальных последствий. Вот любимое начальство, от которого теперь не отвяжешься и в нерабочее время: «Брок, туда, Брок, сюда, Брок, доложите, когда пришли, Брок, доложите, когда ушли, хорошо, Брок, обеденный перерыв, Брок, перерыв кончился, Брок, Брок, Брок, Брок…». А вот общественный транспорт: «А в автобусе полным-полно замученных канцелярских (подозреваю, в оригинале – офисных! – skein) крыс, и все переговариваются по радиобраслетам с жёнами: я, мол, уже на Сорок третьей улице… на Сорок четвёртой… на Сорок девятой… поворачиваю на Шестьдесят первую… А один супруг бранится: «Хватит тебе околачиваться в баре, чёрт возьми! Иди домой и разогрей обед, я уже на Семидесятой!». Узнаваемо, да? Самое смешное, думаю, в 1953 году читатели воспринимали всё это как очередную брэдбериевскую фантасмагорию, забавную, но нереалистичную. Радиобраслеты, ерунда какая! Вот полёт на Марс – другое дело, наверняка ещё до конца века, или там мировая ядерная война, как ни грустно… Кстати, а в самом деле, если одновременно заглушить все мобильники в автобусе, паника будет конкретной?

Оценка: 9
–  [  14  ]  +

Ссылка на сообщение , 7 июля 2012 г.

Свой самый известный роман-антиутопию Брэдбери начинает с эпиграфа: «Если тебе дали линованную бумагу, пиши поперек».

Элберт Брок, главный герой рассказа «Убийца», живет как раз по этому принципу. Идет против течения, бунтует против общественных устоев, которые ему не по душе. Как следствие, государство находится перед выбором: отправить Брока в тюрьму или сразу в психушку? Казалось бы, классическая ситуация, но в рассказе Брэдбери есть элемент провокации. Да и сам Элберт Брок — фигура не такая однозначная, как может показаться.

Будущее, описанное в рассказе «Убийца», для нас с вами уже наступило. Мобильные телефоны, Интернет и виртуальная реальность вытесняют живое общение. Без всякого восстания машин человек становится рабом технических устройств. И музыка, образно говоря, может звучать из каждого утюга. Правда, в основном куда ниже по качеству, чем упомянутая у Брэдбери. И как тут быть?.. Элберта Брока, кинувшегося уничтожать всю технику вокруг себя, автор не спешит осуждать, но и героем-мучеником его не делает. Здесь есть над чем подумать.

Символично, что годом раньше «Убийцы» Брэдбери создал рассказ «Улыбка». Если кто не в курсе, в «Улыбке» остатки человечества, «вернувшиеся к природе», развлекаются ритуальным уничтожением автомобилей, книг и шедевров живописи. По-моему, первый шаг к такому будущему сделал Элберт Брок. Убийца, без всяких кавычек.

Оценка: 7
–  [  12  ]  +

Ссылка на сообщение , 30 января 2012 г.

«У-БИЙ-ЦА». Как вы думаете, что может скрываться в рассказе под таким лаконичным и мрачным названием? С кем у вас обычно ассоциируется убийца? И мысленно отвечая на эти вопросы, постарайтесь включить свою фантазию на полную мощность и забудьте о стереотипном мышлении. И даже тогда, вам вряд ли придёт в голову то, что описал в своём рассказе Рэй Брэдбери. Но это интригующее вступление было, скорее всего, для тех, кто ещё не читал данный рассказ и желает познакомиться с наследием великого мастера. Теперь же приступим к собственно отзыву на выбранный рассказ.

Итак, «Убийца» Рэя Брэдбери очень необычен (странновато, однако звучит, если убрать кавычки) и проистекает это не только из-за сюжета (о котором я особо распространяться не буду), но и вследствие самого типа и формы повествования. Перед нами проходит диалог двух людей, один из которых «убийца» и, обратите внимание, в данном рассказе мы встречаемся с довольно редким и специфическим явлением в творчестве Брэдбери – с юмором и сатирой. И весь юмор здесь конечно не в том, как беспощадный «убийца» расправляется со своими «жертвами», а как это преподносится самим автором. Речь «убийцы» крайне эмоциональна и урывиста, каждый абзац от лица «убийцы», это череда уморительных эскапад в адрес своих «жертв» и современного мира. Соблюдая подобную стилистику, Брэдбери медленно и ненавязчиво расслабляет читателя, прикрывая главную идею рассказа легким и повествованием в сатирической форме. И в чём же эта идея? Эта идея, в общем-то, не нова и не может претендовать на особую глубину и неповторимость. Брэдбери, как и масса предыдущих и последующих писателей, обратился к мысли о противостоянии «человека» «системе». Надо отметить, что данная идея очень распространена в творчестве самого великого писателя (вспомните хотя бы хрестоматийный «451° по Фаренгейту»), но в данном случае она приобретает очень символическое и гротескное звучание: человек проигрывает этот бой, он не понят окружающими, он страшит их и в тоже время они смеются над ним как смеётся читатель над самим рассказом.

Оценка: 8
–  [  11  ]  +

Ссылка на сообщение , 9 августа 2009 г.

Было время, когда я, подобно герою рассказа, выступала против новинок прогресса и «засилья» разной техники. Правда, не таким образом. Я всячески отказывалась от того, чтобы дома был компьютер – мне его и на работе было достаточно. Я восставала против мобильных телефонов, отчасти, по той же причине, что и наш герой: меня раздражало, что могу быть досягаема для любого и в любое время. Да и никогда не находила особой радости в телефонных разговорах. А сегодня… Сегодня уже домашний стационарный компьютер сменил ноутбук, а телефонов даже два, и я уже сама «достаю» кого угодно и когда угодно. И без связи чувствую себя как без рук. Не знаю, хорошо ли это, плохо ли… С одной стороны, мы действительно (и я в том числе) выглядим так, словно пали жертвами благ прогресса, чересчур увлекаемся ими, становимся рабами технических удобств. А с другой стороны – трудно поспорить с тем, что уже необходимы и те же мобильные телефоны, и компьютеры, и интернет, и прочее. Сегодня наша жизнь без всего этого может показаться «каменным веком». И появись такой вот бунтарь, на него действительно будут смотреть, как на ненормального человека, и вряд ли кто поддержит его убеждения. Хотя и такие люди находятся (бунтари имеются в виду), только они поступают иначе – выбирают стезю отшельников и живут в лесной глуши.

Вспомнился страшный фильм: «С меня хватит», с Майклом Дугласом в главной роли. В результате очередного нервного срыва он просто стал убивать людей. Конечно, грубое сравнение, но всё же. «Мы – нервное поколение!»

Оценка: 10
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение , 3 декабря 2017 г.

Рассказ 1953-го года, а такое чувство, что автор писал его вчера. Вокруг человека мир техники, звуков, льющейся отовсюду музыки и информации... Человек варится в этом шуме круглосуточно и не выдерживает, превращаясь в убийцу — в убийцу техники. Его способы уничтожения источников звука весьма оригинальны, читая, я даже захотела мороженого.

Брэдбери в очередной раз доказал, что фантасты нередко умеют предугадывать будущее, тем самым предупреждая нас о последствиях. После отзыва, отключу все гаджеты и послушаю тишину)

Оценка: 7
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение , 22 января 2009 г.

Очень понравился рассказ. Тем более это первое знакомство с Брэдбери.... Рассказ конечно о будущем, но он уже становится реальностью...

Например про телевизоры:

«Потом я пошел и пристрелил коварную бестию телевизор. Это Медуза: каждый вечер своим неподвижным взглядом обращает в камень миллионы людей,...»

- разве не так происходит почти у всей страны...

«Великолепная выдумка эти полезные и удобные штуки! Почти игрушки, почти забава! Но люди чересчур втянулись в игру, зашли слишком далеко, все наше общество попало в плен к механическим нянькам — и запуталось, и уже не умеет выпутаться, даже не умеет само себе признаться, что запуталось.»

Конечно есть вещи, без которых вроде как не обойтись. Но я знаю человека, у которого ДО СИХ ПОР нет телефона! и ему не 50 и не 60... Ему 24 года... и он счастлив ))) говорит живое общение — оно без фальши.

Оценка: 9
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение , 21 января 2009 г.

Какие странные люди... И этот герой рассказа — ну, какой он убийца, так, маньяк вещеразрушитель (в старину таких называли кажется луддитами).

Мне непонятна сама ситуация — мешает телевизор — выключи, мешает радиобраслет — очень не сразу понял, что это мобильный телефон — тоже выключи. И так со всем подряд. Правда рекламу, вопящую в метро или автобусе, выключить нельзя. Но тут можно надеть наушники, а плейер не включать. В общем по-моему проблема надуманная.

В газете уже читал, как какие-то дамы давали себе зарок и жили аж целый месяц без мобильника. И потом жуткие откровения, на тему о том, как это хорошо, приятно, полезно для здоровья и т.п. Как я понимаю всё враньё. Если выключить у некоторых «личностей» мобильник, то они сразу поймут, что никому на свете не нужны, а что самое главное — не нужны сами себе. В общем мне не понравился этот рассказ, потому что у меня нет проблем, от которых мучаются и пациент, и психиатр, а хорошие машины — жалко. Люблю я их, понимаете ли, и телевизор, и телефон, и, конечно, мой милый компьютер!

Оценка: 5
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение , 18 июля 2018 г.

В далёком и тихом 1952 году Брэдбери написал этот рассказ, в котором предсказал то, что мы имеем сейчас. Точно предсказал не по форме, а по сути. Речь идёт о звуковом и информационном загрязнении нашего жизненного пространства. Современное поколение почти круглосуточно окружено потоками музыки, рекламы и ненужной информации, постоянно находится в зоне доступа сети и мобильной связи. Поэтому сейчас никого бы особенно и не удивило, если бы кто-то возненавидел все те гаджеты, которые глушат нас целыми днями и не позволяют ни на минуту остаться в одиночестве, и не желал бы ничего, кроме тишины.

Оценка: 9
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение , 25 сентября 2009 г.

Это очень похоже на воинствующих зелёных, которые готовы взорвать всё и всех ради зеленого дерева.

Но больше конечно похоже на любимого героя Брэдбери белую ворону (Я знаменосец скромного меньшинства), который не такой как все. Пусть он один, но всё равно он не хочет ходить строем.

«Я один такой урод, не иду в ногу со временем.

– Но тогда, может быть, вам следует сменить ногу, как положено солдату? Надо подчиняться большинству».

...

Оценка: 10
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение , 23 января 2017 г.

Великолепная пророческая вещь от великого классика фантастики! Как во многих отзывах подмечено, в этом рассказе Брэдбери предсказал наше с вами время, когда так называемые блага цивилизации и общества потребления прочно вошли в нашу повседневность. Во многом писатель написал автобиографический рассказ, известно из его биографий и интервью, что все эти новшества человечества «его пугали», он так же как герой рассказа решил отказаться от некоторых удобных благ цивилизации, например, не пользовался компьютерами, отдавая предпочтение в работе старой-доброй печатной машинке, и вообще упорно избегал любых технических новинок.

Оценка: 10
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение , 3 сентября 2008 г.

Или они были пророками, или современность берет их книги и воплощает в жизнь. Нас окружают кучи механизмов, скоро все будут с мобильными телефонами, многие озабочены тем, чтобы их «устройство» было намного круче, и становятся заложниками этих технических штучек. Человек не знает меры... и только жаль несчастный уничтожитель, который подавился телефоном.

Хорошо понимаю этого «психа» — ненавижу телефоны и громкоговорители. Разговор по телефону — мука, чаще использую смс — с текстом оно как-то спокойнее.

А вот о чем мечтают нынешние авторы? Может быть это будущее наших детей?

Оценка: 9
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение , 18 декабря 2012 г.

Современный луддизм, или будущего! В этом рассказе Брэдбери удалось предсказать засилие человеческой жизни всякими гаджетами, когда они подменят живое общение. 100% попадание через 50 лет. Браво, маэстро!

Оценка: 9
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение , 30 октября 2008 г.

замечательный рассказ, живой, с толикой юмора... безусловно, главный герой не психолог, а «убийца». прекрасно понимаю этого человека, сам иногда устаю от всей этой городской суеты и донимающей техники. на мой взгляд, убийцей или душевнобольным его назвать никак нельзя. мне его даже немного жаль. бедняга просто устал от всего... всем читать обязательно!

Оценка: 9
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение , 26 октября 2008 г.

Думаю, многим жителям мегаполиса знакомо чувство, когда хочется просто тишины. Когда ни с того ни с сего вот так просто выключаешь все телефоны и прочие средства коммуникации и просто наслаждаешься тишиной. Классическая фантастика в очередной раз стала пророческой для сегодняшних реалий.

Оценка: 9


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх