Фёдор Дмитриев-Мамонов «Аллегория»
В духе Вольтера («Микромегас») и отчасти Свифта («Путешествие Гулливера») Дмитриев-Мамонов в своей «Аллегории» высказал ряд смелых антиклерикальных идей и иронически отозвался о святых угодниках; изобразил фантастические картины жизни на других планетах. Герой устраивает в своем поместье оригинальную модель Солнечной системы, населив «планеты» разнообразными обитателями — на Земле у него живут муравьи, на Сириусе — страусы, на Сатурне — лебеди и так далее. Иначе говоря, герой повести создал модель квазиреальности — интерпретацию реальности объективной.
И в один прекрасный день вся система дворянина-философа начинает действовать: в буквальном смысле придуманный мир материализовался и зажил собственной жизнью. Обитатели Земли — муравьи — разделились на два класса: черных (господ) и серых (рабов). Как водится, черная раса держит серую в жестком подчинении: эксплуатирует, не дает духовно развиваться. В этом параллельном мире действует жестокий и бессмысленный закон Верховного Муравья. Более чем за полтора столетия до Замятина, Хаксли и Оруэлла — Дмитриев-Мамонов спроецировал образ Абсолютного Диктатора (он же впоследствии — Главноуправитель, Благодетель, Большой Брат), воплощенного в «закадровом» персонаже Верховного Муравья.
Взбунтовавшийся, а точнее — усомнившийся в справедливости действующих на его планете законов, серый муравей (в другой литературной реальности он станет Д-503, Дикарем или Уинстоном Смитом) отправляется в путешествие по иным космическим мирам, дабы найти ответы на свои вопросы. Но и мудрецы-страусы Сириуса, и сатуриане-лебеди, и красавцы-журавли с Юпитера лишь смеются над букашкой-муравьем (читай — над букашкой-человеком), хотя и обращаются с ним осторожно (чтобы не раздавить). Проблемы «далекой», крохотной Земли им чужды и неинтересны...
Таковы в общих чертах сюжетные коллизии произведения, которое с полным основанием можно назвать едва ли не первым образцом (по крайней мере в русской литературе) литературной анти-утопии и научной фантастики одновременно. Вероятно «ландшафтный дизайн» системы мироздания был реально воплощён автором архитектурно в его смоленском имении Бараново.
Свое представление о структуре Вселенной Дмитриев-Мамонов изложил также в «Системе Фёдора Иоанновича Дмитриева-Мамонова Дворянина-философа <...> изданной в 1779 году в Баранове» (1779). Гравюра, приложенная к изданию, представляла системы Птоломея, Тихо Браге, Декарта, Коперника, а также собственную «авторскую систему», по которой Земля то приближается, то удаляется от солнца, отчего возникают ветры и происходит смена времен года.
В 1769 году Дмитриев-Мамонов анонимно выпустил перевод книги Лафонтена «Любовь Псиши и Купидона» к которой приобщил под псевдонимом Дворянин-философ своё оригинальное сочинение «Аллегория». В предисловии он объяснял: «… я великую охоту имею сочинять и писать, но не желаю слыть ни стихотворцем, ни писателем, ни переводчиком».
В царствование Павла І это сочинение, перепечатанное отдельно и изданное в Смоленске (1796), подверглось гонению и изымалось из книжных лавок, вследствие чего и представляет большую книжную редкость.
Повесть переиздана под названием «Дворянин-философ (Аллегория)» в сборнике статей «Вопросы истории религии и атеизма» (вып.4) — М.:1956.
Входит в:
— антологию «Сказка мятежей и трюфлей: небывалая русская фантастическая проза XVIII-XIX веков», 2022 г.
Статьи и интервью:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва