fantlab ru

Пер Валё «Гибель 31-го отдела»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.06
Оценок:
267
Моя оценка:
-

подробнее

Гибель 31-го отдела

Mord på 31:a våningen

Другие названия: Гибель 31 отдела; Убийство на 31-м этаже

Роман, год; цикл «Комиссар Йенсен»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 54
Аннотация:

Один пресс-концерн становится монополистом в своей стране. Свобода слова, — его привилегия и блажь, которой не суждено реализоваться. Все «инакомыслящие» и самостоятельные люди, связанные с печатной продукцией, собраны под крылом отдела № 31. Отдела, призванного отделить их от остального мира...

Примечание:

Первая публикация на русском языке: журнал «Молодая гвардия» №№10-11, 1965 год.


Входит в:


Экранизации:

«31-й отдел» 1972, СССР, реж: Юрий Аксёнов, Евгения Костенич

«Гибель 31-го отдела» / «31. osakonna hukk» 1981, СССР, реж: Пеэтер Урбла

«Gyilkosság a 31. emeleten» 1981, Венгрия, реж: Левенте Мальнаи

«Камикадзе 1989» / «Kamikaze 1989» 1982, Германия (ФРГ), реж: Вольф Гремм



Похожие произведения:

 

 


Гибель 31 отдела
1966 г.
Библиотека современной фантастики. Том 20. Антология скандинавской фантастики
1971 г.
Гибель 31 отдела. Наемные убийцы
1981 г.
Гибель 31-го отдела. Полиция, полиция, картофельное пюре! Негодяй из Сефлё
1988 г.
Гибель 31-го отдела
1989 г.
Гибель 31-го отдела
1992 г.
Гибель 31-го отдела. Жестокое убийство разочарованного англичанина
1992 г.
Гибель 31-го отдела
1994 г.

Аудиокниги:

Гибель 31-го отдела. Негодяй из Сефлё
2006 г.

Издания на иностранных языках:

Mord på 31:a våningen
1964 г.
(шведский)
Трава нічого не ховає
1988 г.
(украинский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  20  ] +

Ссылка на сообщение ,

Пер Валё из далекого уже 1964 года показал нам свое виденье будущего капиталистического общества. Будущее это безрадостно, поскольку не так уж благополучно живут люди: жилищные условия спартанские, питание синтетическое из автоматов, разобщенность людей, тотальное одиночество и мир, воспринимаемый как будто через целлофановый пакет, как бывает, когда снимаешь очки. А где-то за стеной существует социалистический мир, где все гораздо лучше, об этом упоминается всего в паре мест романа краткими репликами персонажей. Иной мир есть, хотя мы его не видим, и он как бы лучше, люди в нем живут веселее.

В реальности нарисованная автором картинка воплотилась с точностью до наоборот, что можно видеть по фильму «Зависть богов» и другим подобным произведениям. Однако мир не стоит на месте, единое общество может возникнуть где угодно и когда угодно, ведь гламур и глянец давно заполонили рынки СМИ, а огромное число людей живет судьбами героев телесериалов. Дом, может, и не один, но для единого общества он не обязательно должен быть один, главное — единство мышления, а к этому мы как-то опасно приближаемся.

Валё пытался критиковать буржуазное общество, а создал замечательную критику общества потребителей, пораженного ленью ума и утратившего потребность в творчестве и познании. Теперь, в веке двадцать первом, мы знаем, что такое может быть везде, политический строй тут не принципиален. Зомбирование населения через СМИ — универсальный инструментарий контроля над ним.

Идея секретного отдела, цель которого в изъятии из общества самостоятельно мыслящих людей, меня особо не впечатлила. Если таких людей настолько мало, что все они могут быть собраны в один отдел, ничего страшного не случится, если их не собирать. В общей атмосфере сонности и безмыслия, алкоголизма и угасания даже «основного» инстинкта их глас никто не услышит. Финал предсказуем, хоть автор и оставил его открытым. Размышлять над вариантами смысла нет, ибо все они ведут к одинаковому результату — 31 отдел никому не нужен, и именно поэтому обречен, независимо от того, будет взрыв в Доме или нет.

Роман этот меня заинтересовал в большей мере формой. В нем только один персонаж назван по имени, все остальные безымянны, обозначаются либо профессией, либо возрастом и полом. Так видит эту жизнь главный герой комиссар полиции Иенсен, ведь это он общается с другими героями, ведет следствие, пытается выявить и обезвредить преступника. Он стоит на страже общественного порядка, но людей воспринимает только по их месту в социальной структуре. По другому у него просто не получается.

В этом контексте характерна манера комиссара Иенсена общаться с людьми. Он задает вопросы, слушает вроде бы внимательно, наблюдает, но при этом, как только собеседник увлекается диалогом, выдает коронную фразу: «Пожалуйста, без лишних подробностей». Он говорит это подозреваемым при допросах, начальнику патруля при приеме рапорта. Он не хочет видеть ничего, выходящего за рамки сухого перечисления фактов. Ему не интересны такие вещи, как психологический портрет преступника, мотивы, предпосылки преступления. Мозг Иенсена тоже засыпает. Он еще не впал в тотальную спячку, как большая часть людей в его мире, но близок к этому и поддерживает активность ума лишь настолько, насколько этого требует работа. Наверное, по другому в таком мире просто не выжить.

Люди не могут быть счастливы, когда все они и все вокруг одинаковое. А если нельзя быть счастливым, зачем жить? Нет цели, нет смысла, у большинства героев нет даже такой отдушины, как семья — все они одиночки, плывущие по течение с полузакрытыми глазами. Такой мир даже не пугает, он вызывает острую жалость к людям и чувство безнадежности. Ведь перед нами картина духовного апокалипсиса. Для конца света совсем не обязательно устраивать глобальные техногенные или природные катастрофы, можно вытравить в душе человека желание жить, превратить его в социальную функцию, что и случилось в едином обществе нарисованного Пером Валё мира.

Картина духовного апокалипсиса впечатляет. Способ подачи материала впечатляет тоже: безымянность и отчужденность везде и во всем, при том, что слово «одиночество» не произносится; навязчивые повторы малозначительных бытовых деталей, из которых постепенно складывается представление о жизни людей, их быте, взаимоотношениях; монументальность Дома как символ могущества четвертой власти; небольшие историйки поглощения «прогрессивных» изданий — за всем этим виден мир, мир серый, неуютный, в котором не хочется жить и рожать детей.

Мир, нарисованный без описаний, одними лишь повторами и отсутствием имен, кажется мне самым интересным в данном романе. В нем нет цвета, нет чувств, почти нет мыслей, жизнь осталась где-то там, за стеной...

Оценка: 7
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Пер Валё невероятно недооценён. на русский переведены лишь дилогия о комиссаре иенсене и цикл о мартине беке, а они, хоть и центральные, но всё же не единственные большие произведения в творчестве этого писателя. очень жаль; возможно, издательства когда-то заинтересуются этим, ведь шведским почти никто не владеет у нас.

главный герой этого короткого цикла — сам как бы «читатель» окружающего его мира, он этому миру не принадлежит, не знает того, как мир устроен, и открывает его для себя вновь, что и является опорой его сыщицкому образу мыслей. такой прием вкупе с наделением главгероя заболеванием ЖКТ делает антагониста настоящим аватаром для читателя в утопичном благоденствующем мире капстраны ближайшего будущего.

так как протагонист — «новичок» в мире вместе с читателем, окружающий мир очень свежий и яркий, персонажи почти театральные, декорации, в которых происходит действие, детально выписаны.

как детектив этот роман настолько же детектив, насколько, например, «преступление и наказание»: канва действительно представляет собой расследование террористического акта, однако детективность здесь лишь приём, позволяющий оправдать смену персонажей и декораций.

как фантастика этот роман очень тонок: не видно межпланетных кораблей, аугментаций человеческих тел, однако в какой-то момент времени шаблон начинает хрустеть. даже, наверное, в очень авторитарных государствах медиа не сконцентрированы в руках не просто одной компании, а одного человека. по тексту рассыпаны «секретики» вроде намеков на недавно закончившуюся ядерную войну.

читать очень интересно. отдельно рекомендую экранизацию, снятую на таллинфильме, экранизация прекрасна, музыка там просто сказка.

Оценка: 9
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

[b]Единое общество, в котором никто не имеет права на иное мнение...[/b]

Во второй половине 60-х годов прошлого века шведский писатель Пер Вале создал мрачную антиутопическую дилогию о трудовых буднях полицейского комиссара Йенсена, которая представлена произведениями «Гибель 31 отдела» и «Стальной прыжок». В каждом из них показано серое, выхолощенное, тоталитарное общество, в котором все стороны жизни контролируются всемогущими концернами, объединяющими свои усилия по управлению общественными настроениями вместе с правящей буржуазной верхушкой.

Так и здесь, все средства массовой информации, от ежедневных газет до развлекательных периодических журналов, контролируются одним концерном-монополистом. И вот в один из дней в этот концерн, а точнее в его главный офис под названием «Дом прессы» приходит письмо с угрозой взрыва всего здания...

Не слишком известный и вследствие этого нераспознанный и недооцененный шведский журналист, а затем и писатель Пер Вале является основоположником так называемого социологического детектива. В большинстве своих работ он жестко критикует современное ему шведское общество, злоупотребление своими полномочиями властьимущими и другие пороки современного социалистического общества того времени.

При этом некоторые боли общества становятся удивительно похожими на пороки и боли современного нам общества, и мысли, высказанные шведским писателем еще 35 лет тому назад, становятся поистине пророческими. Вот лишь пара из них:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)

— До этого я служил в другом журнале. Вы, наверно, такого и не помните. Его издавали социал-демократическая партия и объединение профсоюзов. Это был последний крупный журнал в стране, не зависящий от концерна. У него были свои амбиции, культурные в частности, хотя положение на этом фронте начало заметно ухудшаться.

— Культурные амбиции?

— Ну да, он ратовал за настоящее искусство и поэзию, публиковал серьезные рассказы и тому подобное. Я не силен в этих вопросах, я репортер, я занимался политическими и социальными проблемами.

— Вы были социал-демократом?

— Я был радикалом. Точнее говоря, я принадлежал к крайнему левому крылу социал-демократов, но об этом я и сам не догадывался.

— Дальше.

— Дела шли далеко не блестяще. Журнал почти не давал дохода, хотя и убытков тоже не приносил. Он имел довольно большой круг читателей, которые ему доверяли. И вообще он служил единственным противовесом всем журналам концерна, он боролся с концерном и с издательством, он критиковал его, отчасти прямо, отчасти косвенно, благодаря самому факту своего существования.

— Как?

— Полемические статьи, передовицы, критические выступления. Честный и серьезный подход к поднимаемым вопросам. Деятели Дома, разумеется, ненавидели его лютой ненавистью и наносили ответные удары, но уже на свой лад.

— Как?

— Они увеличивали выпуск безликих массовых серий и развлекательных журналов, а кроме того, они ловко использовали повальную тенденцию современных людей.

— Какую тенденцию?

— Рассматривать картинки, вместо того чтобы читать текст, или если уж читать, то по крайней мере ничего не значащий вздор, а не такие статьи, которые заставляют думать, волноваться, занимать определенную позицию. К сожалению, именно так обстояло дело уже в мое время.

Рассказчик по-прежнему стоял у окна спиной к посетителю.

— Этот феномен именуется мозговой ленью и является, как говорят, неизбежным следствием, своего рода возрастной болезнью телевизионного века.

Точное и вполне очевидное описание современного общества, не находите? Или вот еще:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)

И одновременно следом за всеобщим оглуплением наступала духовная реакция. Вы понимаете, к чему я веду?

— Не совсем.

— Тогда-то и была предпринята попытка сблизить крайние точки зрения в различных вопросах. Мысль сама по себе, возможно, не столь дурная, но все методы, которыми пользовались для осуществления ее, сводились к фигуре умолчания, точнее, замалчивания: замалчивали трудности, замалчивали противоречия. Каждую проблему опутывали ложью. Через нее перескакивали путем неуклонного повышения материального уровня, ее обволакивали бездумной болтовней газеты, радио, телевидение. Вместо фигового листка на эту болтовню навесили термин “занимательные беседы” и надеялись, что замалчиваемые болезни в ходе времени исчезнут сами собой. Но вышло по-другому. Личность почувствовала, что физически она вполне ублаготворена, зато морально над ней учредили опеку; политика, общество стали понятиями расплывчатыми и непостижимыми, все было вполне терпимо и все мало привлекательно. Наступила растерянность, сменившаяся у некоторых равнодушием. А на самом дне притаился беспричинный страх. Да, страх, — повторил он. — Перед чем — не знаю. А вы случайно не знаете?

Если раньше вполне можно было после прочтения провести сеанс политинформации с разгромной критикой капитализма и буржуазного строя, то сейчас становится ясно, что все описанное – это неотъемлемая часть нашей с вами жизни, хотим мы того или нет.

Если отойти от всего этого философского и социального подтекста, проходящего сквозь произведение красной нитью, стоит отметить, что и общество в целом, и главные герои показаны лишь грубыми основными мазками, которые нарочито небрежны и лишены детальности. Даже сам главный герой, комиссар полиции Йенсен, на протяжении всего романа постоянно говорит: «Не надо подробностей». И автор неукоснительно следует этому правилу. С первых же минут окунаясь с головой в перипетии сюжета, мы до самого конца книги так и не узнаем, как сложилось данное общество, ввиду каких причин или поводов он пришло к текущему состоянию и многое другое.

Тем не менее, отсутствие детальности не мешает восприятию тягостной и гнетущей атмосферы, когда единственным выходом души становится пьянство, многократно выросшее в описываемом в книге обществе. Пьяных тысячами задерживает полиция, пьянство запрещено даже в домашних условиях, пьяниц облагают непомерными штрафами, однако это никак не меняет положение дел.

Подводя итог, скажу, что перед нами яркий образец социологического детектива, завернутый в оболочку мрачной антиутопии, который при всей своей поверхностности и скоротечности (в произведении всего-то порядка 150 страниц) оставляет крайне приятное впечатление от прочтения, читается легко, что называется на одном дыхании, и, что самое главное, заставляет задуматься о том, в каких условиях мы живем и что будет дальше. А для этого порой придется перечитать отдельные главы книги, причем перечитать вдумчиво, спокойно, с расстановками и перерывами.

P.S. Для любителей визуального ряда и предпочитающих фильм книге Кабаша с удовольствием посоветует одноименный фильм, созданный в 1980 году студией «Таллиннфильм». В главной роли снялся знаменитый Лембит Ульфсак, голос которого при монтаже был заменен на голос актера Александра Демьяненко (да-да, того самого Шурика из гайдаевских комедий).

Оценка: 8
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Нарочито безэмоциональное произведение, от которого волосы шевелятся на голове. Серые будни серого города, серый инспектор расследует мало кому интересное серое дело. Поначалу я вообще принял эту вещь за идейно выдержанную графоманию, включённую в сборник БВФ по причине «прогрессивности» его автора. Но чем дальше, тем больше убеждался, что демонстративная протокольность книги — просто литературный приём, который здесь, чёрт возьми, работает на все сто! Именно так, глазами бесстрастного инспектора, и надо было описывать этот мир благосостояния и умственной пустоты. По настроению и впрямь смахивает на «Хищные вещи века», а ещё — на норвежский (опять Скандинавия!) фильм 2006 года «Неуместный человек».

Вот только люди, с которыми встречается следователь, — совсем не серые. Каждый со своей психологией и историей. В сочетании с каменным спокойствием главного героя эффект получается сногсшибательным.

В какой-то мере завидую читателям, которые открыли эту книгу в эпоху застоя. То, что выглядело тогда фантастикой или чем-то из разряда «их нравы», теперь всё больше походит на нашу действительность. А потому вместо отстранённого любопытства книга вызывает страх, будто смотришь до боли реалистичный ужастик.

Да вот хотя бы:

«Цензура. Если я не ошибаюсь, официальной цензуры в нашей стране не существует. И несмотря на это, у нас более свирепая и придирчивая цензура, чем в любом полицейском государстве. Вы спросите: почему? Да потому, что она носит частный характер, не регламентирована законом и ведётся такими методами, которые делают её неуязвимой с юридической точки зрения. Потому, что не само право осуществлять цензуру — хорошенько заметьте разницу, — не само право, а практическая возможность зависит от людей, будь то чиновники или отдельные издатели, которые уверены, что их решения разумны и служат всеобщему благу. И потому, что люди в большинстве своём тоже разделяют их дурацкую уверенность и, следовательно, сами выступают в роли цензоров при каждом удобном случае».

Поставил бы десятку, но финал мне показался натянутым, этакий искусственный вист, которому противоречит всё предыдущее повествование.

Оценка: 9
– [  14  ] +

Ссылка на сообщение ,

Книга в своей художественной форме мне показалась абсолютно невзрачной. Окружение прописано убого, описания тусклы как советские новогодние игрушки. Персонажи шаблонны и сугубо утилитарны, даже главный герой, который практически бесчеловечен и чувствует только изжогу.

Но кое-что меня зацепило.

ЭТО КОГДА-ТО БЫЛО ФАНТАСТИКОЙ. Когда-то, где-то. Вот я здесь и сейчас не воспринимаю описанную ситуацию как нечто невообразимое. Как антиутопию. В ситуации, когда вся пресса носит сугубо развлекательный характер, а творения хоть сколь оригинальные, заставляющие задуматься не распространяются по соображениям цензурно-капиталистического характера. Не зря говорят, что копирайт — это новая цензура. Вышла какая-то книга, острая, неудобная и т.д.? Заставляющая задуматься, почему там, где все хорошо алкоголизм растет в паре с самоубийствами? Может тогда не все хорошо?

(Это раньше Швеция была лидером, сейчас первенство за Белоруссией, ну и Россия не отстает. Мы снова лидеры).

Купить на нее права и не издавать! А тех, кто распространяет прижимать за нарушение авторских прав.

В общем пришлось сделать несколько вдохов-выдохов. Все в порядке. Есть и образовательные ресурсы в Сети, и немало посетителей у них, и дистанционное образование, и т.д. Есть и острые рассуждения, меньше конечно, искать надо, но есть. Так что не все так плохо, я аж испугался.

Автор-левак конечно не рассмотрел один момент. Что люди сами не хотят читать, не хотят задумываться и т.д. И это гораздо страшнее, чем хитрюги-капиталисты, которые скрывают. Не скрывают, интернет полон острой, полезной, информации, заставляющей о многом задуматься. Она просто никому не нужна.

Но меня просят заканчивать, сейчас будут снимать приезд какого-то певца.

Оценка: 7
– [  11  ] +

Ссылка на сообщение ,

Из всех прочитанных мною антиутопий эта — самая реалистичная. Государство-корпорация, контролирующая все СМИ страны. Все газеты и журналы издаются в одном Доме. Развлекуха, конформизм, легкость изложения — гламур и глянец. Народ сыт и спокоен. Тишь да гладь.

Но автор находит в этом благополучии отрицательные черты. Выставляет он их явно и многократно, так что нет смысла о них говорить ещё раз. Можно с ним согласиться или нет. От этого и будет зависеть, утопия это для читателя или антиутопия.

Фоном, и достаточно увлекательным, для этой «картинки общества» служит полицейское расследование угрозы взорвать Дом. И вот комиссар Йенсен показывает нам свой мир, свою страну через общение с подозреваемыми.

Финал страшный.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
корпорация, маскируясь под эти угрожающие письма, сама уничтожает несогласных с её политикой журналистов, не дав им возможность покинуть Дом перед реальным взрывом, её же и организованным.

На весь мир я бы эту антиутопию не стал распространять, но некоторая страна с русским языком в качестве государственного явно наполовину в этой антиутопии.

Оценка: 9
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Добротная социальная фантастика ближнего прицела, завернутая в обложку полицейского детектива. Государство сросшееся с местным олигархатом, который и определяет всю его политику. Медиахолдинг очень похожий на современное телевидение. Журналы и газеты выпускаемые им находятся на уровне телепередач Дом 2; Поле чудес и Пусть говорят. И большая часть аудитории с радостью пережевывает эту жвачку.

Привыкшие жить в беспроблемном мире руководители медиахолдинга сталкиваются с принципиальным полицейским, который готов вывести их на чистую воду. Мы наблюдаем его расследование, где каждый шаг раскрывает драму жизни бывших сотрудников.

По настроению мне напомнило Хищные вещи века Стругацких.

Оценка: 7
– [  16  ] +

Ссылка на сообщение ,

Опасное это дело — сочинять антиутопии! У них, к сожалению, есть одно паршивое свойство: воплощаться в реальность...

Слишком родной, слишком узнаваемой стала описанная в романе ситуация. Мир выхолощенного глянца журналов, мир, где лучших из лучших просто перекупают — и не обязательно деньгами, мир, где слова «мысль» и «журналистика» никак не соотносятся между собой. Печатная продукция существует лишь для того, чтобы гладить читателя по головке и повествовать о жизни различных «звезд»...

Перечитав эту книгу, стоит оглянуться вокруг. И может быть, задуматься...

Оценка: 9
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Полицейское расследование в мире всеобщего благоденствия. (Правда, количество алкоголиков и самоубийц растет, но зато преступность снижается). Общество, где не надо думать, в котором сделано все, чтобы человек не думал больше, чем требуют профессиональные обязанности . Работа и развлечения, развлечения и работа. Не надо говорить о плохом, не надо пугать людей.

Главный герой, полицейский комиссар, лучше всего характеризуется словом «компетентный». Он одинок, личной жизни у него нет, интересов, помимо работы, тоже. Он первоклассный специалист, не проваливший ни одного расследования. При этом напоминает автомат, запрограммированный на ограниченный набор функций.

Книжка интересна в плане того, куда может придти наше общество. Верить надо в лучшее, конечно, но...

Оценка: 8
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

История развития фантастики доказала, что практически все прогнозы постепенно становятся явью, а затем и повседневной действительсностью. К сожалению, действительностью становятся и мрачные пронозы, например, такие, как описаны в этом романе. Для нас это уже повседневная реальность с которой необходимо считаться, чтобы самому не оказаться где-то тут недалеко, но за прочной стеной. Хорошее произведение, отличный сюжет, достойное литературное оформление, увлекательное чтение, актуальность которого еще очень долго будет сохраняться.

Оценка: 8
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Очень любопытный детектив с политическим уклоном (но это не вызывает отторжения). Немного странно, что этот роман относят к фантастике и антиутопии. Строго засекреченный 31 отдел, по-моему, вещь вполне реалистичная.

Оценка: 8


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх