fantlab ru

Валерий Залотуха «Мусульманин»

Рейтинг
Средняя оценка:
5.33
Оценок:
9
Моя оценка:
-

подробнее

Мусульманин

Повесть, год (год написания: 1994)

Аннотация:

Колька Иванов вернулся в родную деревню Аржановку после семи лет плена в Афганистане. Дома его встретили брат Федька да мать — тётка Соня.

Входит в:


Экранизации:

«Мусульманин» 1995, Россия, реж: Владимир Хотиненко




Издания: ВСЕ (2)
/языки:
русский (2)
/тип:
книги (2)

Последний коммунист
2000 г.
Отец мой шахтёр. Избранное
2016 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  19  ] +

Ссылка на сообщение ,

Повесть сложная, сильная и написана отлично. Если оценивать ее за это, то надо ставить «восьмерку», как минимум. Но, в моем понимании, оценку надо ставить за то, понравилась ли мне эта книга, или нет. Так вот, мне это произведение не понравилось совсем. Уж очень тяжёлый и неприятный осадок остаётся в душе после прочтения.

Да, писатель мастерски владеет языком, картину русской деревенской жизни девяностых годов XX века тоже, наверное, видел своими глазами. Да, мрак и ужас.

Я такие произведения называю «чернухой». Можно, конечно, и сгустить краски, для большего эффекта, но уж не настолько. А потом, в произведениях множества писателей описываются пороки и недостатки русского народа. Но, у некоторых это делается с болью, у некоторых с юмором. А главное — с любовью. А в «Мусульманине» я этого совсем не увидел. Очень злая и жестокая книга.

Вот, главный герой. Писатель вывел, прям-таки, идеал человека. Трудолюбивый, честный, благородный. И, в противовес ему, весь русский народ, в лице жителей деревни. Мужики сплошь пьяницы, почти все сидели в тюрьме. Работать никто не хочет, в Бога верят только на словах. Женщины пошлые, разврат и мат.

Ну не бывает так! И идеальных людей не бывает, и вся деревня не может быть настолько испорченной. Да, времена были тяжёлые, страшные. Да они и сейчас для села нелегкие. Но от трудностей не все люди так деградируют.

А из этой повести автор выводит мысль ( во всяком случае, мне это так видится), что весь русский народ — «быдло». Зато, афганцы, живущие до сих пор в «каменном веке», отрезавшие нашим солдатам головы, — это идеал нравственного благородства.

Нет! Я не хочу осуждать и сравнивать совершенно разные народы и религии. Каждому своё. Везде есть хорошие и плохие люди. Но, писатель именно сравнивает эти несовместимые понятия. И сравнения не в пользу русских, не в пользу православной религии. Есть уж совсем утрировано, то, получается, что Россия и христианство — плохо, а, Афганистан и ислам — хорошо.

И его идеал — Коля-Абдалла Иванов — по-сути, предатель вдвойне. Продал и Родину и свою веру. Как там у Гоголя в «Тарасе Бульбе»? — «Так продать? Свою веру? Своих товарищей?..»

В чужой монастырь со своим уставом не ходят! И с высоты табуретки учить односельчан высоким заповедям смешно. И, наверное, если ты — Абдалла, то и жить тебе нужно в горном кишлаке, а не в российской деревне. Поэтому, для меня этот герой — крайне отрицательный.

Такая вот, для меня, мерзкая книга. Я не отрицаю, что написана она отлично, но идеи, которые она несёт читателям, очень нехорошие.

Оценка: 2
– [  14  ] +

Ссылка на сообщение ,

Типичный русский артхаус – семья бухает, соседи бухают, вся деревня бухает, да и вообще Россия вся бухает. Один мусульманин не бухает. Отчего и случаются все сюжетные конфликты. Были призрачные попытки завязать конфликт на религии или трудолюбии Абдуллы, тогда как все вокруг него православные бухающие лентяи, но всё равно почти все проблемы скатываются к водке. Кульминационное событие и вовсе возникает из неоткуда, без веских причин (рассказ антагониста – единственное объяснение, да и то довольно неубедительное) и завязано на религии так же как детсадовская сказка на правилах дорожного движения – хорошо, с моралью, но по детски наивно.

Оценка: 2
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Отличная повесть, правда, очень грустная и тяжелая. Традиции Шукшина и Можаева — добротная деревенская проза. Очень необычный взгляд — ГГ — обычный хороший русский парень — приходит к Богу через войну и переход в другую веру.

И оказывается «белой вороной» в родном селе — пьющем, вороватом, озлобленном «реформами» 90-х.

Многое показано на надрыве, гиперболизированно — но задуматься заставляет. «Можете не верить, можете не молиться — но тогда в души придет Сатана. И будет плохо!» — бриллиантовая мысль. А то, что в книге во всей красе показаны «свинцовые мерзости русской жизни» (Горький) — так как от них избавиться без правдивого взгляда на жизнь?

Книга поднимает много сложных философских вопросов — о своих и чужих, о вере и безнадежности попыток исправить жизнь. Очень здорово описаны женщины — добрая мать героя и шалапутная Верка.

Экранизация повести — высший балл, без отсебятины и с талантливыми актерами.

Очень и очень достойная вещь.

Оценка: 8


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх