fantlab ru

Ханну Райаниеми «Deus Ex Homine»

Рейтинг
Средняя оценка:
6.37
Оценок:
183
Моя оценка:
-

подробнее

Deus Ex Homine

Deus Ex Homine

Рассказ, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 42
Аннотация:

Люди ведут новую войну — с «богочумой», ИИ-заразой, которая изменяет сознание и тело. Некоторые превращаются в богов по собственному желанию, однако для этого приходится отказаться от большей части воспоминаний. Один из таких богов приезжает навестить свою бывшую девушку, вступившую в армейский Корпус.

Входит в:



Лучшее за год XXIII. Научная фантастика, космический боевик, киберпанк
2008 г.
Сервер и дракон
2022 г.

Издания на иностранных языках:

Year's Best SF 11
2006 г.
(английский)
The Year's Best Science Fiction: Twenty-Third Annual Collection
2006 г.
(английский)
The Year's Best Science Fiction: Twenty-Third Annual Collection
2006 г.
(английский)
The Mammoth Book of Best New SF 19
2006 г.
(английский)
Hannu Rajaniemi: Collected Fiction
2015 г.
(английский)
Hannu Rajaniemi: Collected Fiction
2016 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  0  ] +

Ссылка на сообщение ,

Шикарный антураж и некоторый сумбур в сюжете.

Богочума, гигантские роботы-ангелы, всесильные ботаны-супергерои, романтическая драма.

По мотивам любого аниме.

Атмосферно, но увеличение объёма пошло бы рассказу на пользу.

7(ХОРОШО)

Оценка: 7
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Автор снова верен привычке забросать читателя терминами и трудновообразимыми понятиями. И пускай в данном рассказе терминов не слишком много, что по идее должно облегчать восприятие. Но что-то не сложилось. Проблема не в непонимании, проблема в том, что нет в этом рассказе привычной яркости образов, метафоричности, которая бы позволила дорисовать общую картину и впечатлиться. Довольно сухое изложение, практически безликий мир, не особо интересные герои. Да, здесь есть проблематика искусственного интеллекта, машин, контролирующих разум людей, и той цены, которую придется заплатить за «возвышение» над собственной биологией. Есть тема войны, довольно бессмысленной и страшной. И есть тема любви. Но вот в качестве единой истории — что-то не сложилось.

Оценка: 7
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Дозуа в своем деле хорошо разбирался. Действительно классный рассказ, будоражащий, тормошащий, крышесносящий!

Я тут увидел две грани. Человеческая цивилизация начиналась с того ,что боги сходили с эмпирей и зачинали со смертными женщинами сверхдитятей. Получались Гильгамеши и Гераклы. По Райаниеми и завершится человечество тем, что человек родит бога и сам станет богом.

Как выжигает человека несправедливая война. И ужас весь в том в рассказе ,что в войне не виноваты какой-то класс, группировка или правительство. Виновно в войне само развитие всей цивилизации. Это и отличает минорный тон рассказа от радостного бреда постгуманистов — даже сквозь Сингулярность человечество способно пройти только через тотальную войну. И в этом рассказ не устарел и созвучен нашему времени — никакого оптимизма по поводу будущего, характерного для первых лет 21 века, автор не испытывал.

И ощущение будущего, непохожего на наш мир Ханну очень удалось. Чтобы самому не затеряться в этих ярких и многослойных фантазиях, он выбрал знакомую точку отсчета. Главный герой — финн, живущий в Шотландии.

А младенец в волнах океана в финале — не оммаж ли это к Солярису? Ведь в том романе тоже люди пытались найти контакт с практически богом.

Оценка: 9
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Вторая попытка. Мучаясь вопросом «читать — НЕ читать» крупный авторский текст «Квантовый вор», решил протестировать темную лошадку (для меня — темную) на более скромной форме. Это — второй рассказ Автора (вторая попытка «теста», первая — рассказ «Голос его хозяина» — была неудачной).

Нет, братья и сестры — кушайте сами, это — точно не мое. Более того, расхваленная советчиками («...обязательно прочти!..») на все лады «новизна в стиле подачи материала» на этом втором тексте уже стала откровенно раздражать. Да в гробу я видел такую новизну, это — ЯВНО — «на любителя», сильно нестандартно, настолько, что возникают вполне обоснованные сомнения в приемлемости для большинства.

И потом — что важнее: с точки зрения философии, житейской мудрости, жизненного опыта и тому подобных понятий Автор — почти ребёнок. Ну, или — так и не повзрослевший подросток с апломбом «растущего в профессиональном плане ремесленника слова».

Жидковат бульончик, увы

Оценка: 2
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

В Deus ex Homine Райяниеми исследует грани: действия рассказа происходят — географически и исторически — на горизонте событий технологической сингулярности, в тылу войны с богочумой (линия фронта — тоже грань), на размытой границе между человеческим родом и трансгуманистической божественностью, в «вертикальной деревне» — эдаком искусственном утёсе, на берегу моря (естественная грань между стихиями). Хоть рассказ и короток, Райяниеми удаётся набросать мир сингулярности крупными мазками — ему достаточно нескольких слов или фраз, чтобы сослаться на заготовленные трансгуманистами эскизы будущего в сознании читателя. С одной стороны этот трюк позволяет Райяниеми сосредоточиться на одном единственном эпизоде из эпохи сингулярности (которая, благодаря пресловутому «экспоненциальному темпу прогресса», обещает произойти очень быстро: ещё чуть-чуть и ничего, что было бы понятно современному читателю, не останется). С другой — читателю не знакомому с предсказаниями, надеждами и галлюцинациями трансгуманизма оказывается непонятным контекст, превращая такого читателя в живую иллюстрацию удела базового home sapience в эпоху постчеловечества.

Переводчику Савельеву рассказ оказался не под силу, некоторого сленга, изобретенного Райяниеми он не допонял, и некоторые факты переврал.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)

Один из недостатков рассказа — мальчик Малькольм. Если бы не он, три поколения персонажей иллюстрировали бы стремительную трансформацию рода человеческого (Крэйг и Сью — нормальные люди — как мы; Юкка и Эйлин — человечные киборги, Младенец — сверхчеловечное постсингулярное божество), но Малькольм портит симметрию, потому что он ещё моложе киборгов, но такой же homo sapience, как его родители).

Оценка: 7
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Рассказ так плотно насыщен идеями киберпанка, что трудно воспринимать его как историю о людях с их понятными чувствами. Действия, мысли, отношения, цели героев слишком чужды: что-то там они делают в своем мире, за что-то борются, но сложно из рассказанного сделать вывод, «за кого болеть», от чего им будет лучше и вообще есть ли о чем беспокоиться.

Пример того, как произведение можно «ниасилить» не из-за количества букаф, а из-за закрученности образов. Вроде бы заканчивается хорошо, ну и достаточно.

Оценка: 5
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Совершенно крышесносящий рассказ о нашем ближайшем будущем. Люди живут в чем-то вроде резерваций под защитой сверхчеловеческих интеллектов, которые ограждают их от вмешательства божественных сил (или Сил, пользуясь терминологией Винджа), заполонивших всю планету. Идея весьма интересна, но сам рассказ сильно ужат и недоразвернут, мир описан уж очень лаконично, и то ли благодаря переводу, то ли это и в оригинале так, но я не понял, что же все-таки такого ужасного произошло с главным героем. Из-за этого минус один-два балла.

Оценка: 8


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх