fantlab ru

Борис Акунин «Планета Вода»

Рейтинг
Средняя оценка:
6.74
Оценок:
445
Моя оценка:
-

подробнее

Планета Вода

Повесть, год; цикл «Приключения Эраста Фандорина»

Жанрово-тематический классификатор:
Аннотация:

Старший инспектор Скотленд-Ярда находит Фандорина на острове Аруба и просит заняться поисками некоего «Лилиевого маньяка», убийцы малолетних девочек. Ради этого Эраст Петрович отправляется в район Канарских островов.

Входит в:


Похожие произведения:

 

 


Издания: ВСЕ (2)

Планета Вода
2015 г.

Аудиокниги:

Планета Вода
2015 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Долго пытался разобраться в своих ощущениях, что же такое я читаю. Детектив? Но почему-то многие любители детектива морщатся при упоминании имени Акунина, а его произведениям дают весьма нелестную оценку. И наоборот, Акунин часто нравится тем, кто детективы не очень любит. Пародия на детектив, постмодернизм, литературная игра? Возможно, в какой-то степени. И вот при чтении «Планеты воды» я, наконец, понял, что, если убрать рассуждения на социально-экономические темы и некоторые другие вещи, то больше всего это мне это напоминает хорошие старые детские мультики, которые были популярны во времена моего детства. Например, австралийский мультфильм «Вокруг света за 80 дней» или «Приключения капитана Врунгеля». При чтении «Планеты воды» возникают абсолютно такие же ощущения, как при просмотре этих мультиков. Все как-то не очень серьезно, и вместе с тем ужасно нравится. Возможно, в этом и заключается причина большой популярности книжек о Фандорине.

Оценка: 8
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

И все-таки Акунин не зря приобрел свою славу именно как автор блестящих приключений Фандорина — для этого есть множество причин, но главные из них — несомненный талант писателя в стилизации Российской Империи XIX столетия и очень удачные образы самого Фандорина и его слуги. К сожалению в повести «Планета Вода» нет одного из этих компонентов — России (да и XIX века там тоже нет...), господин Акунин возжелал опять побаловаться очередным экспериментом, которые он так полюбил в последние годы. На этот раз сам автор назвал свое творение «технократический детектив», правда немного погрешив против истины — ни один из заявленных им компонентов в полной мере в повести не присутствует — детективной линии фактически почти нет, она заменена шпионским романом с, надо признаться, сильно наигранной интригой и опереточными злодеями. Вообще психологические профили второстепенных персонажей — явно не главный конек Акунина, это было понятно и раньше, но в условиях скудности иных ярких и удачных слоев сей прискорбный факт особенно бросается в глаза.

Я не знаю, что подразумевал уважаемый автор под термином «технократический», но получилось весьма интересно и достаточно необычно. Надо отдать должное Акунину, в предыдущих его творениях тоже присутствовали технологические новинки и изобретения, опережающие свое время, но имели они, прямо скажем, декоративную роль и скорее портили сюжет, чем помогали ему заиграть новыми яркими красками. В «Планете Вода» всё иначе — здесь именно технологический аспект является сюжетообразующим и одной из наиболее удачных граней повести. Перед нами пронесутся подводные субмарины, в тесноте которых герою предстоит провести не только исследования морских глубин в поисках затонувшего золота, но и принять бой. Вообще морские и глубоководные пейзажи приятно оттеняют действие, жаль, что автор не уделил ещё большего внимания сим красотам. Увидим мы и другие оригинальные технологические идеи на подводную тему, но не буду портить интригу — захотите, прочтёте сами.

И всё же я бы предпочел несколько более внимательное отношение к деталям — ведь сиё произведение получилось по своему наполнению очень похожим на творчество предтечи научной фантастики — Жюля Верна, столь любимого мною как в детстве, так и до сих пор. Но, при вдумчивом сравнении, повесть Акунина почти по всем параметрам проигрывает лучшим жемчужинам французского классика — не хватает продуманности каждой мелочи, технологических и производственных процессов, есть небольшая небрежность в концепции, а некоторые элементы всё также присутствуют только в виде декорации или по необходимости, никак не объясняясь по ходу действия. И всё же повторюсь, творческий рост автора в этой повести несомненен, технологический аспект превратился из тяжелых гирь, тянущих произведение в темные пучины забвения, в, пусть и хлюпенький, но спасательный круг, помогающий повести оставаться на плаву. Возможно, в скоро времени он превратится и в воздушный шар, способный поднять следующий груз творчества к вершинам читательской славы.

Но у Акунина в рукаве всегда есть главный козырь, способный если и не перекрыть все неудачные стороны своего творения, то хотя бы не дать ему погибнуть безвозвратно и привлечь внимание влюбленных читателей. Это конечно же не кто иной, как Фандорин — тот персонаж, ради которого я (а, возможно, и многие другие) взял в руки эту книгу. К моему счастью здесь обошлось без экспериментов, коих я бы не простил Акунину — Эраст так и остался одиноким волком, верным своим восточным принципам чести.

Если свести воедино все плюсы и минусы и кратко резюмировать главное впечатление от «Планета Вода», то эта повесть, скорее всего будет интересна только любителям Фандорина, коих она порадует ностальгическими нотками и позволит вспомнить те старые добрые времена, когда мы только начинали читать про его приключения. Но очень многих наверняка отпугнет необычный антураж, стилистика и не совсем детективный жанр, в котором написана повесть — слишком уж много в ней фантастического (для кого то это плюс, но для некоторых — несомненно минус).

Оценка: 7
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

1903 год. Благородный муж Фандорин отошёл от сыщицких дел и не спеша ищет 20 тонн золота в глубинах тёплого океана. Вместе со своей малочисленной командой он конструирует миниподлодку и акваланг. Но его не забыли — английская разведка зовёт его помочь в поимке маньяка-учёного, вокруг которого идёт какая-то шпионская игра.

Проходная приключенческо-фантастическая повесть в духе Жюля Верна с авторским подзаголовком «технократический детектив». Впрочем, детективного в книге не много, акцент на приключенческой составляющей. Подводное королевство забавное, но уж довольно схематичное. Сюжет динамичный, но не очень реалистичный. Персонажи привычны и типичны. Вторично? При прочтении в голове всплывали такие слова – человек-амфибия, капитан Немо, гиперболоид инженера Гарина. Когда-то это было читано и благополучно забыто. Итого, «Планета Вода»– хорошая развлекуха, азартно прочитал и быстренько забыл.

Оценка: 7
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Если не зацикливаться на совсем уж глупых «находках» типа

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
морскую воду можно пить, закусывая определенным видом водорослей
и избитой концовке, в которой
Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
злодей перед убиенством главного героя зачем-то рассказывает ему все тайны, воспользовавшись которыми, ГЕРОЙ побеждает всех, в последствии
вполне читаемо, но это совсем не тот Акунин, которого я помню .....

Оценка: 7
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Эраст Фандорин. ХХ век начинается

1903 год. В Атлантическом океане на острове Святого Константина происходят странные дела, ключи от всех тайн сокрыты внутри могущественного концерна «Океания». В это же самое время Эраст Петрович Фандорин охотится за сокровищами испанского галеона на дне Карибского моря, пока в один прекрасный или ужасный, это как посмотреть, день на него не выходит с предложением агент британской разведслужбы...

Литературный водевиль с ностальгическим привкусом. Мегаломаньяк возжаждал власти над миром, как это принято исключительно из лучших побуждений. Детектив, названный «технократическим» с научной достоверностью обходится весьма неаккуратно, то тут то там заставляя возводить очи горе (солнечная электростанция огромной мощности в жерле вулкана, невероятной бризантности взрывчатка, фантастические торпеды с акустическим наведением, чующие свою жертву за километры, система видеонаблюдения из зеркал и всё в том же духе). Среди этого великолепия или безобразия, тут кому как, носится Эраст Петрович Фандорин, демонстрируя японские кунштюки — ловит мячи, куда там Яшину, обманывает детектор лжи и вырубает всех врагов направо и налево. Не отстают и персонажи второго плана — двенадцатилетняя девочка с сознанием пятидесятилетнего писателя, сумасшедший харизматик с претензиями на мировое господство, гениальный учёный и по совместительству маньяк-педофил.

Взяв антураж из фантастических повестей начала прошлого века (с ходу вспоминаются Беляев, Толстой и Верн), Борис Акунин поместил в него Фандорина, и тот в столь наивных обстоятельствах сам стал как дитя. В короткой повести его предают аж дважды, зря видно в досье иностранных спецслужб Эраст Петрович представлен как знаток психологии преступников. Собственно, верный слуга Масахиро Сибата для успеха расследования сделал едва ли не больше своего господина. При этом, если наполеоновские планы главного злодея оскорбили эстетическое чувство Эраста Фандорина, то развязка «Планеты Вода» способна оскорбить эстетические чувства читателей. Ибо скомкана, банальна и даже нелепа.

Оценка: 7
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Не совсем ясно, почему сам автор и некоторые коллеги считают произведение детективом. На мой взгляд, речь о слегка ненаучной фантастике, приключениях в стиле Жюля Верна.

Сюжетная интрига не слишком удалась, в связи с чрезмерной авантюрностью. Попытка свести линии политического триллера, боевика и подростковой романтики, и повесить всю эту хрень на беднягу Фандорина, не слишком украсила творчество Акунина.

Сценизм и исторический антураж, на котром автор частенько вытягивает даже неудавшиеся произведения, здесь бедноват и мелковат. Отдельные события захватывают, но многие вызывают недоумение.

Образы героев, даже привычных нам, вышли плсосковатыми и нестабильными.

Похоже, автор, влезая в технические детали, пренебрёг возможностью проконсультироваться со знающими людьми. Потому встречаем много нелепостей, типа солярной электростанции «в жерле вулкана» и прочая, что ещё можно было бы простить во времена Жюль Верна, но никак не во втором десятилетии 21-го века.

В целом вещь не затянута и читабельна. Со всеми недостатками для развлекательного чтения подойдёт.

Оценка: 7
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Сюжет, после Жюля Верна и Александра Беляева, вторичен и поэтому не очень интересен.

Рассуждения про мир, который не будет развиваться если его контролировать единой волей, любопытны. Модель рационального управления обществом как технической системой против модели противоречивого зачастую иррационального развития общества как живого организма.

Зарисовки из жизни Фандорина, как всегда, чудесны. По внутреннему самоощущению похож я на него. :)

Оценка: 7
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Кроссовер игры Bioshock + фильмы о Джеймсе Бонде. В этом качестве — бесспорно хорош, тут и Большой Красный Рубильник (с двух раз догадайтесь, зачем он на базе противника?), и Подводные Ворота, и Вулканический остров, и Секретные лаборатории, и Диктатор на Острове. Этого добра настолько много, что сложно поставить автору в вину — в такой концентрации это называется «литературная шутка» и «пародия». Даже Стеклянный Купол над Подводным Городом на месте, и про него автор не забыл!

Оценку не ставлю, поскольку из фандорианы это уж очень выбивается, да и сложно оценивать шутки.

Оценка: 7
– [  16  ] +

Ссылка на сообщение ,

Эраст Фандорин напоминает персонажей Александра Невского из фильмов Александра Невского. Все восторгаются Сашей — мол, большой, сильный, мускулистый; также и Эраст Петрович — все персонажи замечают, какой он красивый, сильный и смелый, вообще душка и седые бачки ему так идут. Как будто конкурс объявлен, кто громче и искренней крикнет: «Спасибо дорогому Эрасту Петровичу за то, что он есть!

В ходе чтения складывалось ощущение, что писал не Акунин, а кто-то другой, старательно, и умело копируя стиль Бориса Шалвовича. Но вышло хуже — очевидно, что копируя стиль Бориса Шалвовича, писал сам Акунин.

Сюжет, поначалу казавшийся тривиальным, оказался весьма тривиальным. Он явно и грубо выдернут из Бондианы, и если Фандорина заменить на Бонда, то получится уместней и приличней. Мегаломаньяк хочет захватить весь мир для каких-то мегалоцелей? Такой сюжет можно использовать только с целью вывернуть его или как-то еще хитро обыграть, но ничего такого здесь нет, Акунин сработал под копирку Флеминга. Кривить лицо — мол-де Акунин исписался — не хочется, но сходство с Азазалем такое откровенное, что автор сработал на опережение и сам упомянул в тексте эту книгу. Пит Булль? Доктор Кранк? Серьезно? Что дальше — инспектор Ле Гуш и майор Мэйджор? Акунин и раньше использовал говорящие имена, но здесь уровень какого-то Ералаша, прости господи.

В целом все это вполне читабельно и местами даже занятно, но от связки Фандорин-Акунин ждешь хотя бы наличия хорошо прописанного исторического фона, а здесь и того нет — повесть явно внеисторичная, незаконченная, и по большей части, совсем-совсем ненужная.

Оценка: 6
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Остросюжетная увлекательная повесть. Местами весьма хороша. Местами не так, чтобы очень. Мне лично понравилась первая половина и показалась не очень убедительной вторая. При всём моём уважении к Акунину, никак не пойму, проколы в его романах сознательные (чтобы легче было связать и вышло поувлекательней — массовый читатель всё равно не заметит) или неумышленные. Однако, лучше бы их свести к неизбежному минимуму. Приведу парочку наиболее существенных (один по части физики, другой — психологии), которые можно было бы вполне избежать. Если Вы ещё не читали повесть или, прочитав, не хотите портить впечатление, лучше спойлер не открывайте.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)

Первое. Когда Фандорин, находясь спиной к кратеру вулкана, встречает рассвет, он видит все четыре стороны света сразу и притом побережье острова: «сверху это было отчетливо видно – темнели четыре геометрически правильных квадрата неодинакового размера: на севере, западе и востоке большие, на юге поменьше.» Замечу также, что сразу после того, как «солнце полностью оторвалось от горизонта» отчётливо видеть дно вблизи побережья острова невозможно так как косые солнечные лучи, хорошо отражаясь от поверхности, практически не проходят вглубь и не освещают дно.

Второе. Случайно и первый раз в жизни играя за вратаря, Фандорин не пропускает ни единого мяча. Понты для детей и тинейджеров. Дело, пожалуй, даже не в том, что для овладения любым ремеслом надо тренироваться, и, будь всё по Акунину, японцы давно бы нашли себе непробиваемых вратарей и вообще олимпийских чемпионов во всех видах спорта, требующих реакции, скорости и точности. Дело в самом Фандорине. Человек, тайно проникший к врагу, должен, во-первых, не вызывать подозрения, а, во-вторых, не демонстрировать на что способен. Это азы, а Фандорин, как бы не идиот... Хотя иногда возникают сомнения. Когда Кобра, директриса пансионата, сказала, что есть некий Орден (про который она только слышала), который не связан с Германией, Фандорин тут же безоговорочно ей поверил (несмотря на все улики — германский банк, всё здесь основавший, группа немецких спецагентов, расстрелявших англичан...). Это настолько его обрадовало, что «Эраст Петрович улыбался от неимоверного облегчения», забыв про маньяка, убитых девочек и раскопанные могилы.

Оценка: 6
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

При всей симпатии и к циклу про Фандорина, и к самому «благородному мужу» с его идеальным пробором и невозможным карамзинским именем, никогда не мог относиться к этим книгам «всерьез». Перед нами были изначально не «исторические детективы», а постмодернистские виньетки, в которых герой с каждым томом переходит из жанровой условности в жанровую условность, автор тремя штрихами для начитанных, для своих, обозначает правила игры, по которым игра идет сегодня. И может, например, на голубом глазу, рерайтнуть (о, великий и могучий английский язык, простишь ли ты меня?) историю Ахилла, перенеся ее, на Кавказ, в 1800- годы...

Сделавший автора популярным, цикл, давно уж привязан к позднейшим «Жанрам» с которыми все ясно из названия.

Правда, иногда Акунин в рамках цикла, создавал действительно сильные триллеры\детективы, почти лишенные ерничанья над клише.

«Планета воды» не понравилась многим прежде всего, сменой жанра. Хотя очередной жанр воссоздан на твердую пятерку, все приметы на месте.

Фандорину в этот раз выпадает приключаться не в родном для него пространстве «детектива в антураже XIX века», а в ретро-фантастике.

Мир повести с ее таинственной гибелью британских фрегатов, подводными городами, «нехорошими больницами», полоумными магнатами, метящими в диктаторы Земли, обгоняющими реальность научно-фантастическими чудесами, напоминает Жюля Верна, о чем пишет каждый второй рецензент. Сходство есть, местный «наполеон» походит на Капитана Немо... Если бы только Немо был не угрюмым одиноким «байронитом» с трагедией в прошлом и тоской в душе, а жизнелюбивым утопистом, готовым, так уж и быть, утопить половину мира, чтобы оставшаяся зажила в чудесных «Городах Солнца» под его руководством. То есть никак не походит. Так как я, разменяв пятый десяток, начал недавно перечитывать Верна, то вижу, что Акунин подражает не самому отцу фантастики, а его русским последователям начала прошлого века. А.Р Беляев и А. Н Толстой приходят на ум много чаще. Но еще чаще — сериал о похождениях Джеймса Бонда, причем киношный, а не книжный.

Фандориада прежде не готовила читателя к безумным ученым, изобретшим немыслимое оружие, скрытым в кратере вулкана секретным базам, частному флоту высокотехнологичных субмарин, готовящемуся уничтожить господство Британской Империи и тому подобным ходам.

Фандорин как обычно — плохой сыщик, но старается в любой ситуации держать лицо и неплохо дерется.

Маса как всегда очаровашка, в его собственной картине мира, а еще умеет рукой пробивать грудные клетки.

Написано бойко, но так как я все это уже смотрел раз десять, и столько же читал, проникнуться не выходит.

Степень условности происходящего «на экране» слишком велика.

Оценка: 6
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

А как же хорошо начиналась повесть! Совершенно замечательный образ инженера Пита Булля, геополитические игры…

И тут – здравствуйте, я Наполеон, очень приятно…

Даже Наполеона еще можно простить, списать на законы жанра. Мол, классический образ безумного ученого, мечтающего завоевать мир. Здесь Наполеон, правда, не ученый (ученый здесь другой – действительно, безумный, но безумие его камерное), и мечтает Наполеон не завоевать, а осчастливить мир – но и это всё, опять-таки, приемлемо в рамках заданного жанра. Как всегда встречаются и хорошо сформулированные, правильные мысли, украшающие текст, например: «Самое страшное на свете, это когда множество очень хороших людей воспламеняются очень нехорошей идеей. А наоборот, увы, не бывает…» В общем, только ты почти что смирился с Наполеоном и его планами, но тут появляется Маса из сортира (в прямом смысле этого слова) и вбивает гвозди в крышку повести окончательно, путешествуя по всему подводному городу в маске сварщика, как будто это обычные солнцезащитные очки (если спроецировать на наше время)…

Увы, пока это худшая вещь цикла, но за Пита Булля (который американец, а не Фандорин) и за несколько хорошо сформулированных мыслей, оценку ставлю всё же приемлемую.

Оценка: 6
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Одно из самых слабых произведений серии о Фандорине. Понятно, что это эксперимент и автор решил поиграть в Капитана Немо.

Но тяжело воспринимать у Акунина слабые сюжетные ходы и нестыковки в характерах героев.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Как, например, маленькая британская туберкулезная девочка может знать, что шкиперы носят бороды «чтоб, когда куришь трубку на ветру, не опалять усов».

Или, вот, Наполеон готов пожертвовать жизнью ради своего города, но в то же время на всякий случай создает кнопку, которой так просто его уничтожить.

В общем, было весело, но местами при чтении останавливалс с мыслями: «Серьезно, Борис Шалвович?»

Оценка: 5
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Не самое лучшее произведение из цикла Фандорина. Но всё равно увлекательное, легкое чтение. Первый рассказ не детективный, второй мне больше понравился, есть время погадать, кто преступник. Третий рассказ совсем короткий, вообще непонятно, зачем Акунин прилепил его к этому сборнику- ни сюжета, ни действия. Сборник из типа детективов « прочитал и забыл». Как в прочем и половина из произведений Акунина. Хотя в сборнике « нефритовые четки» тоже есть рассказы интересные и так себе. Любители Акунина всё равно прочитают и им понравится. Я также прочитал весь цикл про Фандорина. Уже перед прочтением знаешь, что Фандорин — супермен, всех пере стреляет, передумает, перебегает, знаешь, что будет много ляпов, повторов, несостыковок,а всё равно читаешь. Потому, что легкое развлекательное чтение, сюжет не дает бросить на половине. Все это относится и к данной книге.

Оценка: 5
– [  12  ] +

Ссылка на сообщение ,

Читал и на глаза «наворачивались слёзы». Что стало с моим любимым героем? Чем он заболел? С большим удовольствием читал все выходившие произведения о Фандорине. О его детективных расследованиях, о его схватках как с уголовными, так и политическими элементами, которые ставили себя выше простых людей и несли горе и хаос. Я следил за всеми его расследованиями. Ведь, что главное в детективе, это не сообщение, кто преступник, а сам процесс расследования и было занятно и интересно читать как ведёт расследования Фандорин. И он сам, был для меня, как «лучик света» среди героев современных детективов современных авторов. А антураж, а обстановка действия самого процесса, как к месту она была и подчеркивала ход расследования. И вот «новое» и «слёзы набежали». Что стало с Фандориным, что стало с Мусой, в произведении действуют в духе искателей приключений два картонных персонажа и решают надуманную проблему и «высосанную из пальца» задачу, как обезвредить очередного Гарина, Голдфингера или многих других мировых диктаторов, пытающихся захватить мир и принести счастье и процветание своим сподвижникам. И как быстро всё отстроенное, созданное и поддерживаемое многочисленными помощниками и специальными отрядами, рушится и разваливается от усилий одного рыцаря на боевом коне, или Фандорине в этом произвидении. Такого фарса я не ожидал. А может, это ирония, сатира и автор, уже просто посмеивается над созданным им герое, который может ему надоел. Вот тут, вынужден не согласится ведь, он уже выдал на гора и дальнейшие приключения Эраста. И вот, наш Эраст, он уже оказывается крупным специалистом по подводному плаванию борется с «мировым злом», хотя так называемый диктатор или «друг», потомок Наполеона, вообще смотрится смехотворно, с его рассуждениями и поступками. Да и к месту или не к месту, ярость на маньяка убивающего маленьких девочек должна показать, что затея эта сумасшедших. Да, что выявлять театрально поставленные сцены (расстрел английских агентов и убийство помощника Фандорина под таким редким именем Питер Буль, подробное описание действий маньяка Кранка, с осмотром у бассейна и знакомства с будущей жертвой и прочее, прочее) так и напоминают «фильму» немого кино.

Джемс Бонд ушёл на покой, действовать начал Эраст Фандорин. Уморился писать, о том, что не понравилось полностью, но хочется всё таки прочитать, про дальнейшие приключения Эраста Фандорина.

Оценка: 4


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх