FantLab ru

Евгений Викторович Харитонов «Фантастический печатный самиздат 1966–2006 гг. СССР. СНГ. Россия»

Фантастический печатный самиздат 1966–2006 гг. СССР. СНГ. Россия

Энциклопедия/справочник, год

 Рейтинг
Средняя оценка:8.40
Голосов:5
Моя оценка:
-
подробнее

Аннотация:


Первые любительские, самиздатовские журналы — фэнзины — родились в начале 1930-х годов в американском Фэндоме (сообществе любителей и профессионалов фантастики). Позже фэнзины получили широкое развитие в большинстве молодежных субкультур — от рок-музыки до сообщества ролевиков и любителей боевых искусств. В СССР первые фэнзины, посвященные фантастике, появились в середине 1960-х годов, став важной вехой в истории отечественно фантастической и научно-фантастической литературы 1960 – 1990-х годов.

Настоящий библиографический справочник — итог 25-летнего исследования литературного самиздата отечественного Фэндома. Представлена аннотированная информация о более чем 300 любительских (неподцензурных) журналах, газетах и альманахах за 1966 – 2006 гг. Кроме того, справочник содержит библиографический список критической литературы о самиздате фантастов за 1988 – 2009 гг.

Награды и премии:


лауреат
РосКон, 2016 // Премия им. Александра Ройфе

Номинации на премии:


номинант
Книга года по версии Фантлаба / FantLab's book of the year award, 2015 // Лучшая литературная критика: книги

номинант
Интерпресскон, 2016 // Критика / публицистика


Издания: ВСЕ (1)
/языки:
русский (1)
/тип:
книги (1)

Фантастический печатный самиздат 1966–2006 гг. СССР. СНГ. Россия
2015 г.



 

Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение , 29 марта 2016 г.

Евгению Викторовичу я, без сомнения, обязан, и как «библиограф библиографу» должен бы только поддерживать все его начинания, но... Присуждение премии этой его книжке не обрадовало. Среди других претендентов были книги просто замечательные, но всё у нас «как всегда»... Потому и выкладываю рецензию, в своё время так и не опубликованную. *Известный фанткритик и библиограф девяностых и начала двухтысячных, ныне более известный как музыкант и поэт, «вспомнил молодость» и опубликовал библиографический справочник – «итог двадцатипятилетних исследований». Эпиграфом стали строки давней статьи Ал. Суетнова: «Самиздат – издание вне государственного и иного контроля книжно-журнальной продукции… существует вне официальной прессы и параллельно ей». Исходя из такого определения, книжечку эту тоже можно занести туда же, в «самиздат».

В предисловии «От составителя» Харитонов в основном верно (на взгляд рецензента) описал историю и нынешнее состояние дел в этой области. Он же не «новичок», интересовался самиздатом с юности, первый вариант справочника увидел свет ещё в 1992 году. Но что было простительно тогда, ныне (с этими запутанными сетями «мировой паутины») выглядит уже не совсем хорошо. Автор-составитель сначала пишет, что «вёл кропотливую работу», но тут же отмечает, что «список из трёхсот изданий не претендует на исчерпывающее освещение информации».

Это понятно, объять необъятное – «сапоги стопчешь»… Но даже в приведённом списке фэнзинов аннотация к некоторым: «другими сведениями составитель не располагает» — совсем «не располагает»… Без сомнения, охват изданий немалый, а вот «кропотливости» иногда не хватает. Рецензент более половины фэнзинов из этого справочника в глаза не видел, кое о каких и не слыхивал, но о некоторых информации имеет побольше.

Многообразие составителем выявлено, и «свои» фэнзины (а их почти десяток) Харитонов описывает с максимальной полнотой, а вот прочие… Тут можно и «придраться». Ивановская «Аэлита» вышла двумя выпусками (а не одним), пермской «Лавки фантастики» вышло десять номеров (а не семь). «Конец эпохи» с 1999 года выходил ещё раз двадцать пять, десятый номер «Окулы» вышел в июле 1992 года, «Шалтай-Болтай» до 2012 года выходил и был просто замечательным журнальчиком! Всё это можно было выяснить, всего-навсего зайдя на довольно популярный сайт «ФантЛаб». Также и в аннотациях есть не только достоверная интересная информация, но и «устаревшая» ныне, не говоря уж о явных опечатках – год издания 989 (к примеру)… Если бы составитель был действительно «кропотлив», этого можно было избежать.

Общее же впечатление – нужная книжка! Суховатые списки приятно оживляют восемь страниц иллюстраций (с обложками фэнзинов). На пяти страницах в конце приведён хронологический список литературы о фант. самиздате (приличная подборка). Конечно, не для современных «потребителей чтива», для будущих историков фантастики эта книга, будем надеяться – им пригодится!

Оценка: нет
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение , 11 апреля 2016 г.

Вначале следует сказать несколько слов о предмете этой книги. Справочник посвящён так называемым «фэнзинам» — самодельным журналам о фантастике и фэндоме. Терминологически верное определение фэнзинов как фантастического печатного самиздата, увы, привносит в тему политические коннотации. Но если существование советского «самиздата» было обусловлено стремлением преодолеть цензурные ограничения, то главной функцией «фантастического самиздата» была всё же функция коммуникационная. В отсутствие конвентов и специализированных печатных изданий фэнзины играли важнейшую роль в формировании фэндома, поддерживая связи между любителями фантастики по всей стране и создавая единое информационное пространство.

Примечательно, что этот феномен субкультуры не является локальным, вызванным к жизни советской действительностью: фэнзины – неотъемлемая часть фантастического сообщества и в Европе, и за океаном. Поговаривают, что там они существуют и поныне.

Книга видного библиографа и исследователя фантастики Евгения Харитонова описывает фэнзины советские и постсоветские, российские и русскоязычные. Охват велик: четыре десятилетия истории «фантастического самизадата» и более трёх сотен изданий, от фэнзина «Гусли кота Василия», вышедшего в Свердловске без малого полвека назад, до последних ласточек – липецких «Семечек» и волгоградского «Шалтая-Болтая».

Игривость названий, а подчас и содержания, вообще характерная черта отечественных фэнзинов, среди которых и «Страж-птица», и «Активная органика», и «Киборг в законе», и даже «Заря сомоводства».

Автор справочника не ограничивается простым перечислением наименований. Каждому изданию сопутствует краткая характеристика, а иллюстративный ряд позволяет увидеть как выглядели некоторые из них.

Эти приведённые в справочнике иллюстрации намечают – пока лишь пунктиром — и ещё одну интересную тему: технологии и самиздат. С развитием и — что особенно важно — распространением техники меняются и способы изготовления самиздата. Его создатели освоили всевозможные варианты. Так в справочнике фигурируют машинописные фэнзины и фэнзины, напечатанные на принтере и ризографе и размноженные на ксероксе/копире, фэнзины, изготовленные «на коленке» и в типографии. Давний обзор фэнзинов критика и подвижника фантастики Сергея Соболева так и назывался «Ксероксы работают вовсю».

Новый виток технологического развития и появление Интернета привели к исчезновению фэнзинов как явления. Об этом остаётся только пожалеть – и не только в связи с ностальгией, схожей с рассуждениями аудиофилов о «тёплом ламповом звуке» (хотя ощущения при получении на почте нового экземпляра фэнзина несравнимы с получением электронной рассылки). Дело в том, что некогда единое информационное пространство любителей фантастики распалось на множество независимых и самодостаточных островков, и фэнзины могли бы залатать немало прорех в этой коммуникационной сети.

Но, увы, коммерционализация жанра неизбежно оттеснила на второй план все немонетизируемые усилия, направленные на приращение социального капитала фантастики.

Тем ценнее эта работа Евгения Харитонова. Помимо бережного перечисления наименований и характеристик фэнзинов она содержит и попытку их классификации, и список литературы о фантастическом самиздате.

Современному и будущему исследователю фантастика эта книга — большое подспорье.

Оценка: нет
–  [  -1  ]  +

Ссылка на сообщение , 25 марта 2015 г.

Я тоже такую же хочу... Где, если не секрет, можно раздобыть?

Оценка: нет


Ваш отзыв:

— делает невидимым текст, преждевременно раскрывающий сюжет, разрушающий интригу