FantLab ru

Мишель Демют «Вдаль, к звёздам»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.20
Голосов:
203
Моя оценка:
-

подробнее

Вдаль, к звёздам

Les grands équipages de lumière (2030)

Другие названия: Оседлавшие свет; Эти великие команды светолётов; Вдаль, к звёздам (2030)

Повесть, год; цикл «Галактические хроники»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 45
Аннотация:

Исходный Комплекс был единственной формой жизни на планете. Всё его существование заключалось в познании окружающего. Он изучал сперва кору планеты, затем добрался до ее атмосферы, а после вышел и в околопланетное пространство.

Космический корабль с земными колонистами на борту приближался к годной для заселения планете. Но случилась авария – отказала система выключения фотонных двигателей. Над кораблем нависла угроза бесконечного полета в пространстве.

Примечание:

Первая публикация: журнал «Fiction» №145, декабрь 1965 года.


Входит в:

— антологию «Крылья ночи», 1989 г.

— сборник «Галактические хроники», 1976 г.

«Модель для сборки», 1995 г.

— антологию «Роза для Екклезиаста», 2002 г.

— журнал «Фантакрим MEGA 1993'6», 1993 г.

— антологию «Планета семи масок», 1993 г.


Похожие произведения:

 

 


Крылья ночи
1989 г.
Планета семи масок
1993 г.
Планета семи масок
1993 г.
Галактические хроники
2002 г.
Роза для Екклезиаста
2002 г.

Периодика:

Фантакрим MEGA 1993'6
1993 г.

Аудиокниги:

Модель для сборки
2004 г.

Издания на иностранных языках:

Les Galaxiales
1976 г.
(французский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  11  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Тема контакта человечества с иным разумом — пожалуй, самый частый сюжет в научной фантастике, но попытки создать действительно оригинальный, совершенно не похожий на земной, разум иной цивилизации, встречаются не так уж часто. Недостаточно просто пририсовать пришельцам пучок щупалец и соцветие фасеточных глазок, показать неизмеримую разницу психологических мотиваций — вот что сложно, антропоцентризм так или иначе дает о себе знать. В отличие от И. Ефремова, который был убежден в существовании общих для Вселенной законов гармонии и целесообразности, которые так или иначе приводят любой разум к гуманоидным формам, многие зарубежные фантасты считали, что адаптация к условиям среды первична, поэтому внешность наших братьев по разуму может быть более, чем экзотична.

Пожалуй, самым ярким примером разумной жизни неизмеримо далекой от человека можно назвать Солярис С. Лема — сверхсущество мотивы и цели которого невозможно постичь, используя инструментарий человеческой логики. При создании повести «Вдаль, к звёздам» М. Демют явно вдохновлялся опытом великого поляка, издавшего свой шедевр четырьмя годами ранее. В его произведении две сюжетные линии, одна из которых подается от лица внеземного сверхразума, Исходного Комплекса, который постепенно исследует окружающее пространство и выходит за пределы своей планеты, устремляясь к звездам, только в отличие от людей ему для этого не нужны подручные средства. Поначалу такой подход интригует, однако, быстро понимаешь, что намеренно или нет, но автор убивает загадочность, мы изначально знаем, что Комплекс разумен, в то время как исследование Соляриса велось земными учеными, спорившими о его природе, даже после финала романа Лема читатель ходил несколько недель в задумчивости, пытаясь разобраться в природе этой непостижимой формы жизни, можно ли назвать это проявлением разума или это всё же явление природы, порождение планетарных процессов. Мало создать сверхсущество, нужно еще и расставить в нужных местах капканы для читателя, погрузив его в философско-детективные размышления, здесь этого нет даже близко.

Вторая сюжетная линия описывает миссию земного «звездного ковчега», который близок к достижению цели после 20 лет полета, но в результате технической неисправности успех миссии поставлен под вопрос, и будущим колонистам нужно принять жизненно важный выбор — попытаться приземлиться на ближайшей планете земного типа или продолжить путешествие, которое, возможно, теперь уже никуда их не приведет. Уже один этот конфликт мог бы стать основой для напряженного психологического НФ-романа, где можно было ярко раскрыть психологию персонажей, показать неоднозначность выбора — каждый человек может решить пожертвовать собой, но вправе ли он распоряжаться судьбой ближних, которые не желают чрезмерного риска? Эту линию автор также благополучно слил, в качестве удачного примера раскрытия аналогичной ситуации могу вспомнить «13 лет пути» К. Булычева, где герои спорили до хрипоты, переживали, размышляли, взвешивали плюсы и минусы и чуть ли не до самоубийства дело доходило. В повести Демюта мы такого не обнаружим, перед лицом важнейшего выбора в жизни 2000 пассажиров изображают покерфейс и кажется, что им вообще всё равно, что будет с ними и их детьми.

О том что все персонажи здесь — просто унылые статисты, можно даже не говорить, даже главный герой — социопсихолог Поль Гарно — который должен сообщить пассажирам пренеприятное известие, воспринимается не более, чем актер из дешевого водевиля, все его мнимые переживания и жесты шиты белыми нитками и в них абсолютно не веришь. Об авторских ляпах и сюжетных условностях стоит сказать особо, учитывая то, что я обычно индифферентно отношусь к научным и логическим проколам, но здесь даже мне стало попросту невыносимо. Вся повесть строится на крышке гигантского рояля, а как иначе предположить невероятное совпадение — Исходный комплекс добрался до космоса аккурат в тот момент, когда неподалеку пролетал земной звездолет, вероятность такого совпадения меньше, чем один на триллион. Полное недоумение вызывает также и то, что в атмосфере планеты и в безвоздушном пространстве Комплекс развивается гораздо быстрее, чем в твердых слоях планеты, богатых ресурсами, хотя автор постоянно подчеркивает, что для развития Комплексу жизненно необходима энергия, которой почти нет на поверхности планеты и тем более в космосе.

Однако даже мегарояля и полного отсутствия логики для сведения двух сюжетных линий в одну автору показалось мало, в оконцовке он, видимо, решил, что хорошему произведению обязательно нужен глубокомысленный философский финал, который ничтоже сумняшеся и прикрутил. Мало сказать, что такое решение ничто не предвещало и концовка откровенно слита, когда читатель только настроился на развитие нового конфликта, так еще и навязчивое общечеловеческое морализаторство забивает последний гвоздь в крышку логики повествования. Напоследок поясню, чем вызвана моя небывало щедрая, в данном случае, оценка, учитывая все вышеописанные ужасы. Разгадка проста: всё-таки наличие в повести подчеркнуто нечеловеческого разума играет значительную роль, на безрыбье и рак рыба, как говорится, поэтому, по моему скромному мнению, данная повесть достойна хотя бы единократного прочтения, для расширения горизонтов восприятия ксенофантастики, иных причин читать данный опус попросту нет.

Оценка: 6
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Отличный маленький рассказ.Помню,прочитала его на одном дыхании!Не много найдётся произведений,где так подробно и интересно описывается чуждая человеку логика живого существа!Под конец,когда Исходный комплекс вышел за пределы планеты,я вдруг чётко увидела картину: планета,покрытая хищными щупальцами,тянущимися в космос!Прямо холод по позвоночнику!

Оценка: 10
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Фотонная энергия описыватеся как живое, любознательно и не желающее погибать существо. Огромная масса «умной» энергии, обладающая желанием освободиться! Жизни тысяч людей зависят от нее....а решается все так просто и так естественно, ведь порой сила не в чем-то Большом и Мощном, а в Маленьком, но Искреннем. Отличный рассказ

Оценка: 10
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Рассказ оценил бы на 10 (за последний год таких хороших не читал).

Но не соглашусь со словами «god54», о том что «концовка была понятна сразу». До последнего момента (95%) я не видел связи между существом (которое, обращу внимание, как говорилось — «было единственной формой жизни в этом мире») и путешествующими людьми...

Полностью соглашусь со словами «Некромантессы», что произведение подкупило именно тем как подробно и интересно описывается чуждая человеку логика живого существа. Кого зацепило именно это, наверно с удовольствием прочитает (или прослушает в аудиокниге) произведение Лаумера Кейта — «Динохромный».

И не соглашусь с оценкой «fake_plastic_me», говорящего — «Фотонная энергия описыватеся как любознательная». Ведь в самой книге про него говорится чётко и не двусмысленно — «У существа был серьёзный недостаток — отсутствие любознательности». Так что всё с точностью до наоборот... :)

Оценка: нет
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

После первых страниц произведения концовка была понятна сразу. Логика изложения вела именно к такому окончанию, что сильно испортило восприятие всего сюжета в целом. Написано произведение хорошо, но сюжет слишком банален, остается в памяти лишь это неизвестное существо и его поверхностное описание. По прочтении остается неудовлетворенность.

Оценка: 7
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Два практически не связанных друг с другом явления — развитие на планете Исходного Комплекса и приближение к планете космического корабля с колонистами. И затем обе линии развиваются независимо, до тех пор, пока не придут в столкновение. Ну, а что вышло потом — читайте. Рассказ не очень велик, многовато психологии, ведь читатель-то не на звездолете; но в целом не так уж и плохо. Хотя не так уж и хорошо. Средненькая вещь, по моему мнению.

Оценка: 6
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Рассказ понравился, сильная ксенофантастика, да и концепция фотолета хорошо подана. Красивая развязка, в чем-то наивная и антропоцентричная. НО! Вокруг чего построена главная проблема сюжетной линии корабля? На невозможности выключить главный двигатель. Генераторы не являются его частью, от них к двигателю идут силовые провода, это четко показано в тексте. Так неужели нет аварийной системы прекращения подачи энергии? Или хотя бы отключить генераторы или провода нельзя? Как-то автор не заметил такую колоссальную нестыковку. Такая ложка дегтя вышла...

Оценка: 8


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх