fantlab ru

Айзек Азимов «Край Академии»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.32
Оценок:
1929
Моя оценка:
-

подробнее

Край Академии

Foundation's Edge

Другие названия: Кризис Основания; Край Основания; Сообщество на краю; Академия на краю гибели; Предел Фонда

Роман, год; цикл «Галактическая история»

Жанрово-тематический классификатор:
Аннотация:

Советник Голан Тревис отправляется на поиски Второго Основания – мира психоистории и ментальных наук, ибо уверен, что развитием Терминуса незримо управляют оттуда. Но и во Втором Основании один их Ораторов уверен, что ими самими управляют...

© vad
С этим произведением связаны термины:
Примечание:

В 74 главе романа, Азимов пишет, что реформированная Вечность (роман «Конец Вечности») выбрала реальность цикла «Основание» оптимальной для человечества, а потом самоустранилась.


Входит в:

— журнал «Знание-сила 1993'01», 1993 г.


Награды и премии:


лауреат
Хьюго / Hugo Award, 1983 // Роман

лауреат
Локус / Locus Award, 1983 // Роман НФ

Номинации на премии:


номинант
Премия читателей журнала "Science Fiction Chronicle" / Science Fiction Chronicle Reader Awards, 1983 // Роман. 2-е место

номинант
Небьюла / Nebula Award, 1982 // Роман

номинант
Великое Кольцо, 1993 // Крупная форма (перевод)


Край основания. Основание и Земля
1992 г.
Предел Фонда
1993 г.
Миры Айзека Азимова. Том 9
1994 г.
Хроники Академии: Край
1997 г.
Академия на краю гибели
2000 г.
Академия на краю гибели. Академия и Земля
2003 г.
Академия на краю гибели
2006 г.
Академия на краю гибели
2008 г.
Академия и Земля
2014 г.
Академия на краю гибели
2022 г.

Периодика:

«Знание-сила» 1/93
1993 г.

Издания на иностранных языках:

Foundation's Edge
1982 г.
(английский)
Foundation's Edge
1982 г.
(английский)
Foundation’s Edge
1984 г.
(английский)
Foundation's Edge
1988 г.
(английский)
Foundation's Edge
2016 г.
(английский)
Fondazione. Il ciclo completo
2020 г.
(итальянский)
Межа Фундації
2020 г.
(украинский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  12  ] +

Ссылка на сообщение ,

Последние два романа считаю лучшими в цикле. И, вообще, как по мне, то это одни из наилучших произведений в жанре космической фантастики. Азимов показывает в «Крае Академии», что за многие-многие тысячелетия психология человека нисколько не меняется. Та же борьба за власть, та же система, те же конфликты. И обязательно найдётся тот, кто не будет принимать систему. Тот, кто не согласится быть овцой в стаде, а захочет иметь своё мнение, зачастую противоположное большинству. Вот он и станет представлять наиболее реальную угрозу системе, причём абсолютно не важно какой пост будет занимать.

В романе «Край Академии» таким дисидентом предстаёт Голан Тревиз, человек непоколебимых взглядов и, как выясняется позже, мыслящий в правильном направлении. Он, будучи советником Первого Основания, высказывает сомнения по поводу правильности плана Хари Селдона, чем настраивает против себя мэра Бранно. Он не вписывается в политическую игру мэра и поэтому представляет для неё реальную угрозу. После разговора тет-а-тет Тревиз отказывается менять своё мнение, чем обрекает себя на ссылку, а точнее сказать на вечное изгнание, так как мэр Бранно отдаёт приказ не допустить возвращение советника на Терминус. Естественно, выбора у Тревиза не остаётся. Но улетает он не один, а с почти таким же как он дисидентом Яновом Пилоратом, историком, вся вина которого в том, что он пытается много лет докопаться до истины и подобрался к ней на небезопасное, с точки зрения мэра, растояние. Дисиденты получают супер-корабль, оснащённый всем необходимым, кроме оружия, и легенду о том, что их миссия заключается в поиске планеты-праматери из которой произошло человечество. Вот так всё просто и казалось бы ясно.

На загадочном же Втором Основании происходит подобная история. Там есть свой Тревиз, который не соглашается с мнением властей и считает, что галлактика должна пойти не по тому пути развития, по которому идёт уже много веков. Но у Джиндибелла задача иного рода — ему противостоят чиновники с неимоверной ментальной и телепатической силой, впрочем, он и сам не лишён последней. Джиндибелл также, как и Тревиз публично высказывает своё мнение и навлекает на себя неприятности.

Стоит отметить, что у Тревиза тоже есть определённая особенность, причём куда более редкая, чем у Джиндибелла. Он способен интуитивно выбирать из многих вариантов единственно правильное решение для достижения цели. Но идея Джиндибелла отличается от идеи Голана Тревиза. Джиндибелл считает, что Основание (Академия) должно править в галлактике, а Бранно хочет возродить Империю. Как же тогда быть? Какой из вариантов правильный? Вот тут на сцену и выходит третья сила в лице Геи, цивилизации телепатов, которые по своей мощности превосходят Вторую Академию. И Гея выдвигает третий вариант дальнейшего пути развития — галаксию, который заключается в том, что галлактика должна развиваться как единый живой организм, так как всё в ней взаимосвязано. Гея, как планета, живёт по такому принципу уже много тысячелетий. В конце романа все три точки зрения соприкасаются вместе, а итоговый выбор делает сам Тревиз. Просто замечательно! Чтение обо всём этом настолько захватывает, что события, описанные в основной трилогии, отходят на второй план.

В итоге назревает вывод, что план Хари Селдона себя исчерпал и идея о Второй Империи становится неактуальной. Азимов, таким образом, включает в свой цикл второй закон диалектики — отрицание отрицания (первый — единство и борьба двух противоположностей, был включён в романе «Вторая Академия»). Тоесть на всякую силу всегда найдётся другая сила, которая будет сильнее предыдущей, а значит и на всякую гениальную идею найдётся, со временем, ещё более гениальная идея, которая её перевесит. И так как всё во Вселенной относительно, то рано или поздно любая система рухнет под давлением времени.

Оценка: 10
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Начнем с того, что продолжение цикла Азимова сподвигла писать именно финансовая сторона. Издательство предложило большую сумму денег и Азимов не смог устоять. Может быть это и оказало такой след на произведении.

Итак оригинальная трилогия закончилась, Академия перенесла все кризисы, касающиеся именно ее лично. Теперь же автор немного уводить нас от основной темы и переводит историю в другое русло. Если в этом романе это еще не так чувствуется, то в следующем сильнее.

Основная тема продолжений — это поиск Земли и также сведение отдельных романов в мегацикл Галактической истории (даже «Конец Вечности» умудрился запихнуть). Причем все сведено грамотно и логично, тут не поспоришь. И поиски Земли вообщем-то тоже интригуют. Действительно интересно искать вместе с героями, летая по всей галактике. Но это все же не Академия. Это совсем другая история. И не нужно было называть ее Академией, все это было сделано ради денег, ради имени Академия. Многим любителям оригинальной трилогии продолжения не понравились. Вообщем-то их понять можно. То, что всё это имеет совсем другую историю несколько обескураживает.

Что касается самого произведения, то оно хорошее. Сюжет интересный, не линейный, полон неожиданных поворотов. Концовка эпичная, герою предстоит сделать непростой выбор. Сами герои отличные, но их очень уж много. Понравился по-настоящему лишь Пелорат.

Что сказать? Прежде чем начнете читать — осознайте, что это уже не та Академия, что вы полюбили. Это нечто другое с похожим названием. Но, как бы то ни было, история интересная. И даже очень.

Оценка: 10
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Наверное каждое написанное произведение, отображает в той или иной мере мысли самого автора. Его надежды, стремления и прочее…. Даже если оно написано в жанре фантастики. Думаю этот роман тоже отобразил мысли Айзека Азимова по поводу человечества. Думаю это со временем к нему пришло. Понимание, что человечество несовершенно. И что для него же будет лучше, если им будет кто-то другой управлять. Кто-то, чья потребность в господстве и разрушении не будет такой губительной для всего живого мира. Иначе бы он не стал так резко менять курс своего цикла. И сейчас глядя на то, что творится в мире, невольно задумываешься, а не прав ли он. Оценка 10.

Оценка: 10
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Как мне кажется, этот роман является важным в задумке самого автора о неразрывности всех его романов и позволяет связать между собой два цикла: о роботах и об Основании. Нужны и такие романы в циклах, автор не любил оставлять недосказанные места в циклах. Поэтому так много описаний деталей, недоработка характеров героев: цель была в ином. Но без него не получится связное чтение всех романов. А читаь нужно все романы Азимова один за другим в логичной последовательности и восхищаться масштабностью мышления автора.

Оценка: 10
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Роман обязательно стоит прочитать. Интересные сюжетные линии и пиковые ситуации не позволяют оторваться от чтения. Концовка с продолжением также мастерски интригует. Но так и не понял, чем именно особен Тревайз. Надеюсь, автор объяснит это в последней части цикла.

Оценка: 10
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

А Сэлдоновский план-то здох! Не, ребяты, здорово — писал Азимов, писал — а потом все — на фиг!!! Дэниел Оливо — этакий робот выпендрежник — если все знал, накой всю эту Сэлдоновщину развел? Хотя, если честно, то завернуто будте-нате: сначала роботы, подчинающиеся 3-м законам роботехники, освоили галактику, а заканчивается тем, что новая раса людей (Гея) подчияющаяся этим же трем законам (ну конечно, приложимо к отношению людей к людям же) будет управлять ею. Ух, завернул!!!:pray:

Оценка: 10
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Прошло 500 лет с начала претворения в жизнь Плана Селдона. На Терминусе Второе Основание считается уничтоженным ещё 120 лет назад. Но очередное выступление Селдона в Склепе своего имени показало, что План актуален как никогда и работает как часы. Вот тогда-то многим в голову закралась мысль, что что-то здесь не так. Закралась многим, но вслух её произнести отважился только Советник Голан Тревиз. За что сразу же попал под каток политических репрессий. Сначала, по инициативе Мэра Терминуса Брано, Тревиза посадили под арест, а потом он был выслан с планеты с требованием разыскать Второе Основание и в противном случае даже не думать о возвращении. Планетарная защита своё дело знает крепко. В помощь Тревизу отрядили учёного историка Джена Пелората, одержимого идеей разыскать Землю, мифическую прародину человечества. В это же самое время «на другом конце Галактики», «там, где кончаются звёзды», т.е. на бывшей имперской столичной планете Трантор молодой, но дерзкий Оратор Стор Гендибаль усомнился в том, что План Селдона нуждался в существовании собственно Ораторов и всей структуры Второго Основания. Ибо некто таинственный помогал внедрению Плана в жизнь куда как эффективнее.

Завязка отличная. Загадочная планета, откуда не возвращаются, и которую никто не рискует завоевать. Путешествие в неизведанное с целью открыть все тайны прошлого и будущего. Человечные персонажи с внятной мотивацией. Но вот развязка скорее разочаровала. И дело не в обиде за План Селдона. В конце концов у любых планов есть границы применимости. Но сама идея Галаксии здорово напомнила «Конец детства» Артура Кларка. И, главное, обесценила все поступки всех людей от начала времён.

Ну а Гея в свою очередь заставляет задуматься об оригинальности кэмероновской Пандоры.

Оценка: 9
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Мда... своеобразное произведение. Ловко водит Азимов читателей за нос на протяжении всего цикла. Поначалу веришь в план Селдона и в особую миссию первой Академии. Потом оказывается, что первая Академия второстепенна и план хранит Вторая Академия. Нынче оказывается, что обе Академии большой фарс и есть третий путь... Идею Геи не понял, поначалу мне она представилась в виде какого-то язычества, к концу книги выяснилось, что это не совсем так. В общем то ли автор перемудрил, то ли я еще не переварил прочитанное))).

Идея стыковки цикла «Академия» с ранними произведениями Азимова мне по душе. Возлагаю большие надежды на последний роман цикла. Этот же, насколько понимаю, переходный, подготовительный. Что касается сюжета, то мне он понравился, довольно динамичен; персонажи живые, не картонные. В общем, 9.

Оценка: 9
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Сравнение продолжений и предисторий с первой трилогией уже стали традицией. Не буду ее нарушать:smile:

Вначале скажу главное — как и у большинства, ранее прочитавших классическую «Академию», у меня изначально имелся скептический подход. Но — роман меня не разочаровал! Прочел с интересом и удовольствием! Во многом характерное для стиля Азимова — светлое, позитивное произведение, с обилием диалогов, где делается упор на психологию и науку вообще.

Где-то по истечении трех четвертей романа появилось ощущение спада интереса. Но автор тут же, как по заказу:smile: усилил динамику и интригу. Локализовал и ускорил события. Раскрылась новая составляющая — групповой разум планеты Геи, который объединял даже и неодушевленные элементы. В пользу ПОДОБНОГО будущего галактики и склоняется главный герой — советник Тревайс, избранный, можно сказать — самой природой, чтобы интуитивно принять непростое решение, касающееся сценария дальнейшего развития мира. Либо одна живая галактика — Галаксия (по типу Геи). Либо «свобода» и вечные милитаристкие выкрутасы Первой Академии. Либо будущее «оцифрованное», строго по расчетам и под неусыпным оком менталистов Второй Академии.

Меня обескуражил единственный момент (а дотошного читателя-технаря он, думаю, будет скорее раздражать) — это разработка и применение Первой Академией противометнального защитного экрана. Как сказано у Азимова — он разрабатывался более сотни лет и вообще без теоретической базы!!!:lol: Практически наобум. Мол, фукционирует, а как — непонятно.:frown: Во-первых, раз они разработали защитный экран, но параллельно могли бы уж создать и наступательное оружие того же рода — ментальное. А потом — если они не верили в существование Второй Академии, встает вопрос — от кого они собирались защищаться с помощью данного экрана??? От новоявленного Мула? Дак с таким подходом всю галактику не заэкранировать. Нужно четко представлять фундаментальную основу и принцип действия — тогда можно по-настоящему совершенствоваться в нужном направлении. Причем в романе об этом повествует всего лишь один или два абзаца, и было бы лучше, если б автор вовсе пропустил их.

Я тут разошелся с ментоэкраном:glasses:. На самом деле этот недостаток весьма незначителен. А кто-то и вообще на него, возможно, не обратит внимание.

В целом — роман очень приятный, гармонично сочетающий во время чтения как вероятность отдыха, романтических мечтаний о будущем человечества, так и серьезных раздумий.

Оценка: 9
– [  0  ] +

Ссылка на сообщение ,

Согласен с мнениями других читателей, что продолжение слабее трилогии (которую я оценил на 10). Однако оценку снизил всего на один бал, всё же интересно...

Оценка: 9
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

Конечно, «Край Академии» не шедевр НФ, однако достоинства романа значительно перевешивают недостатки. Утрачена грандиозная историософская перспектива, освещавшая первую трилогию, но зато развёрнуты памфлетные линии, умно и нетривиально обличающие разнообразные попытки манипулировать человечеством. Предлагаются и тут же разоблачаются различные типы манипуляции, причём сатирическая часть никак не мешает псевдодетективному «квесту», который, как всегда у Азимова, динамичен и полон напряжения.

Разумеется, всё это достоинства «старой доброй НФ» пятидесятых годов, а не какой-то прорыв к новым горизонтам. Но, тем не менее, уровень «Края Академии» заметно выше среднего уровня научной фантастики.

Оценка: 8
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

Половина пути, отведенная плану Селдона, пройдена, и кажется, что теперь-то уже ничто не угрожает столь тщательно разработанной программе развития Человечества, где ничто не отдано на волю случая: все делается строго по Науке и у каждого есть своя роль. Первая Академия двигает вперед научно-технический прогресс, намного опередив уже уровень Первой Империи, а Вторая Академия наблюдает за тем, чтобы все шло строго по плану, незаметно и тонко манипулируя отдельными личностями и целыми сообществами.

Но, вот незадача. Наука, техника, социальное развитие — все изменяется и развивается, а натура человеческая остается неизменной: алчность и жажда власти неистребимы, и именно они теперь грозят всему выверенному и проверенному веками плану Селдона. И в Первой, и во второй Академии находятся те, кто считает, что 500 лет — вполне достаточный срок, чтобы перейти к новому этапу — Второй Галактической империи. Но, Империя на то и Империя, что в ней может быть только один Правитель, и у каждой из двух Академий на этот счет собственное мнение. И в этой борьбе за Власть двух Академий, как между молотом и наковальней оказывается молодой советник Первой Академии Голан Тревис, обладающий редким природным даром — делать правильные выводы из незначительного количества фактов.

А его вывод ошеломляющий — есть кто-то, кто тайно руководит развитием цивилизации Людей и это — не сцепившиеся в борьбе за власть Академии. На горизонте замаячила уже прочно забытая прародина, Земля, ставшая даже не сказкой или легендой, отголоском общей памяти, тихим шепотом среди звезд. В поисках ответа нашему герою придется пройти по едва уловимому следу, за край влияния Академии, где набирает силу новая форма организации Человечества — Галаксия.

Удивительна сама идея создания чего-то подобного Галаксии. Не муравейник или улей, а нечто совершенно невообразимое, объединяющее всех живых существ, до самой малой бактерии, всю неживую материю, до планетарных ядер включительно. Какое же разочарование в людях должно было быть у Мастера к этому моменту, что он выбрал такой странный путь для излечения Человечества от алчности и властолюбия, полностью отдав своим любимым роботам право распоряжаться его судьбой. Путь спорный и вызывающий порой полное неприятие своим механическим подходом к обычным человеческим проблемам.

Получилось продолжение легендарной трилогии вполне достойным, не просто развивающим уже знакомую тему, а добавляющим новые тайны и загадки. И пусть все происходит не так благостно, как хотелось бы многим, но здесь есть все, что отличает весь цикл: политические интриги, древние тайны и заговоры, наука и открытия, проникновение в тайны мозга и много психологии. Вот только оптимизма и веры в людей все меньше. И остается еще одна тайна, самая последняя, ответ на которую должен объяснить, почему роботы выбрали такой путь развития Человечества, как Галаксия и почему честный и неподкупный Голан Тревис счел его, нет , не правильным или справедливым, но лучшим, отказавшись от Академий или Второй Империи! А за ответом придется прогуляться на саму забытую всеми Землю.

Оценка: 8
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Подходил к прочтению довольно скептически, т. к. после первой шедевральной и вполне завершённой трилогии сложно написать действительно интересное продолжение. К сожалению, я был прав. Книга явно слабее предыдущих романов. Ход повествования неспешен, автор уделяет огромное внимание описанию созданного им мира, будь то технические, космические или бытовые характеристики, из-за которых роман теряет свою напряжённость и лёгкость чтения. Герои не особо тщательно прописанны, мотивы их действий поверхностны и недальновидны. Сюжет и интрига начинают развиваться лишь во второй половине книги.

Небольшое лирическое отступление: как же я был разочарован, когда увидел сотрудников Второй Академии, так сказать, во всей красе, а именно обычными людьми, только с ментальными способностями, жаждущими власти и признания, амбициозными и злыми, вынашивающими коварные планы против себе подобных (самый яркий пример-Оратор Деларми). Я то представлял их себе спасителями человечества, лишёнными недостатков прошлого, новым этапом эволюции. Куда уж им в правители Галактики.

В общем, несмторя на все явные минусы данной книги, роман понравился. Порекомендовать его могу только поклоникам цикла, которым будет интерсно посмотреть за выполнением Плана Селдона и столкнуться с могущественной силой, способной уничтожить обе Академии и навсегда изменить Галактику.

Оценка: 8
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Книжке почему-то дали Золотой дубль-1983, за что — трудно сказать, никаких литературных достоинств в ней нет. Стиль еще более сухой и невзрачный, чем в романах о Дэниеле Оливо. Идейная преемственность с первой трилогией сомнительна, что подчеркивается отсутствием эпиграфов из Галактической энциклопедии.

Зато вещь эта, конечно, грустная и страшная. Полное предательство идеалов Плана Селдона всеми без исключения сторонами конфликта — это почище всех селдоновских кризисов первой трилогии. Вероятно, в те годы Азимов уже знал, что неизлечимо болен, и это настроение передалось роману.

Оценка: 8
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Выглядит несерьезно по сравнению с Первой Трилогией, как уже подметели, пропал ореол таинственности Второй Академии, которое придавало циклу своеобразное очарование и держало в напряженности, пропал план Сэлдона который являлся краеугольным камнем, а в замен получили «Коллективное Сознание», чуждое душе цикла.

Оценка: 8


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх