FantLab ru

Борис Стругацкий «Бессильные мира сего»

Бессильные мира сего

Роман, год

Перевод на немецкий: Э. Симон (Die Ohnmächtigen), 2007 — 1 изд.
Перевод на французский: П. Лажуа, В. Лажуа (Les Inhibés), 2016 — 1 изд.
Перевод на чешский: К. Шинделарж (Bezmocní tohoto světa), 2015 — 1 изд.
Перевод на эстонский: M. Leemets (Selle ilma väetid), 2006 — 1 изд.
Перевод на польский: Э. Скорска (Bezsilni tego świata), 2004 — 2 изд.
Перевод на болгарский: М. Стоев (Безсилните на този свят), 2008 — 1 изд.

Жанровый классификатор:

Всего проголосовало: 52

 Рейтинг
Средняя оценка:7.92
Голосов:543
Моя оценка:
-
подробнее

Аннотация:


«Бессильные мира сего» — новый роман С. Витицкого (под этим псевдонимом пишет Борис Стругацкий).

Роман в лучших традициях творчества Стругацких: он не похож ни на что, написанное ими ранее. Он актуален и правдив, хоть и повествует о вещах фантастических… Он блистательно завершает смутное время отечественной фантастики — период поиска, метаний и сомнений…

От «Отягощённых злом» через «Поиск предназначения» к «Бессильным мира сего»!..

Примечание:


Эрик Симон. (за перевод с русского на немецкий романа С.Витицкого «Бессильные мира сего»)

1 премия Балткон 2009.

Входит в:

— журнал «Полдень, XXI век'01», 2003 г.


Лингвистический анализ текста:


Приблизительно страниц: 249

Активный словарный запас: чуть выше среднего (3014 уникальных слова на 10000 слов текста)

Средняя длина предложения: 60 знаков — на редкость ниже среднего (81)!

Доля диалогов в тексте: 31%, что немного ниже среднего (37%)

подробные результаты анализа >>


Награды и премии:


лауреат
Интерпресскон, 2004 // Крупная форма (роман)

лауреат
Русская фантастика, 2004 // Премия "Русская фантастика"

лауреат
Сигма-Ф, 2004 // Крупная форма, романы

лауреат
Филигрань, 2004 // Большая Филигрань

Номинации на премии:


номинант
Странник, 2004 // Крупная форма

номинант
Портал, 2004 // Крупная форма

номинант
Мраморный фавн, 2003 // Роман

номинант
Бронзовая Улитка, 2004 // Крупная форма

номинант
"Сталкер" / Stalker, 2007 // Переводной роман или сборник (Россия, 2003)

номинант
РосКон, 2008 // Премия премий

Похожие произведения:

 

 


Бессильные мира сего
2003 г.
Бессильные мира сего
2003 г.
Бессильные мира сего
2003 г.
Собрание сочинений. Том двенадцатый, дополнительный. Бессильные мира сего
2003 г.
Бессильные мира сего
2006 г.
Бессильные мира сего
2006 г.
За миллиард лет до конца света
2008 г.
Собрание сочинений. Том двенадцатый, дополнительный. Бессильные мира сего
2008 г.
Бессильные мира сего
2009 г.
Бессильные мира сего
2017 г.

Периодика:

Полдень, XXI век, №1, 2003 год
2003 г.

Издания на иностранных языках:

Bezsilni tego świata
2004 г.
(польский)
Bezsilni tego świata
2006 г.
(польский)
Selle ilma väetid
2006 г.
(эстонский)
Die Ohnmächtigen
2007 г.
(немецкий)
Безсилните на този свят
2008 г.
(болгарский)
Bezmocní tohoto světa
2015 г.
(чешский)
Les Inhibés
2016 г.
(французский)



 

Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  14  ]  +

Ссылка на сообщение , 10 ноября 2014 г.

Я вообще не понимал, что взять за основу при написании отзыва на данный роман помимо лютой неудовлетворенности тем фактом, что великие мои ожидания, подкрепленные хвалебными песнопениями критиков, остались на голодном пайке и умерли в мучениях от тяжелой формы дистрофии...

Пока не подвернулась мне в тексте одна фразочка. Длинная, корявая, но бросающаяся в глаза. Вот она...

«В светлом и пустоватом вестибюле висел некий незнакомый, но крепкий дух, не больничный какой-то, скорее, зоологический или ботанический, а может быть, просто сердечных капель в смеси с легким, словно бы мерцающим, запашком какого-то неопределенного говнеца.»

Боюсь, но сам автор уже прочно определился с тем, что окружающая действительность не позволяет рассчитывать ни на что иное. Прошло время утопических проектов в рассчете на то, что бесчеловечная система вдруг обретет человеческое лицо. Прошло время математически выверенных построений, согласно которым система накроется именно так, что темницы рухнут, и свобода нас примет радостно у входа, и мы безболезненно вольемся в дивный новый мир, увенчанный вместо фигур Рабочего и Колхозницы фигурами Бизнесмена и Потребителя...

Система накрылась, но то, что образовалось вместо нее и впрямь испускало запашок какого-то неопределенного говнеца. Цель исчезла. Ученики почтительно кланялись и восхваляли учителя при случае, но что-то их этот запашок смущал все меньше. Иные и вовсе уверяли, что теперь так пахнет самый модный парфюм...

И появилась мысль преодолеть гнусность подобной ситуации, но не получилось...

Роман разваливается на глазах. Персонажи выстроились на старте, для них разметили сюжетные линии, по которым они побегут. А они не побежали, и действие схлопнулось, едва толком начавшись. И не могли они побежать, поскольку были мертворожденными, бесконечно далекими от жизни, хотя и пытались походить на некоторых реально существовавших людей. Так и представляешь картину, будто автор романа внимательно к ним пригляделся, увидел вместо людей скопище тараканов, давить всех не стал, но и в комнату эту не стал более заходить, брезгливо поморщившись и поставив финальную точку...

Уж больно вымученный получился сюжет. Какие-то конспирологические кунштюки времен товарища Сталина. Выведение сверхпороды экстрасенсов и долгожителей. Только вот теперь эти могучие умы шабашат за баксы, избавляя квартиры от вредоносных насекомых силой мысли и что-то еще такое подобное учиняя. А потом полезли из щелей олигархи, полезли малиновые пиджаки и бритые затылки. А за ними потянулись попытки переиграть Пелевина на его поле, вышучивая рекламные слоганы. И всякие бородатые советские шутки, и наивный эпатаж посредством витиеватого мата не заставили себя ждать...

В окончательное же уныние привел еще один пассаж. Пардон за очередную длинную цитату, но:

«Ничего не изменится, пока мы не научимся как-то поступать с этой волосатой, мрачной, наглой, ленивой, хитрой обезьяной, которая сидит внутри каждого из нас. Пока не научимся как-то воспитывать ее. Или усмирять. Или хотя бы дрессировать. Или обманывать. Ведь только ее мы передаем своим детям и внукам вместе с генами». Дескать, где же ты, Человек Воспитанный? Когда же с миром произойдет что-то загадочное и сакральное? Когда порвется поганая цепь времен, цепь привычных пороков и нравственной убогости? Когда искореним мы ненавистный труд в поте лица своего и поганенькую жизнь в обход ненавистных законов?

Извините, майне дамен унд херрен, но мы уже плавали на похожем пароходе, с палубы которого сбрасывали за борт все, что мешало создать идеальное общество для идеальных людей. Уж нас и воспитывали, и дрессировали, и обманывали. За подробностями исхода этого благородного эксперимента обращайтесь к писаниям господ Шаламова и Солженицына...

Да и внутри нас есть еще кто-то кроме вонючей волосатой обезьяны. Уверен в этом с детства, когда прочитал Евангелие и биографию Януша Корчака...

Оценка: 7
–  [  13  ]  +

Ссылка на сообщение , 29 сентября 2008 г.

Довелось читать отзыв М.Золотоносова на этот роман. Отзыв произвел большее впечатление, чем то, чему он посвящался. Отзыв попал в яблочко, роман — нет. Но я о другом. Однажды БНС совершил творческий подвиг, шагнув из родной советской реальности в невнятную постсоветскую и написав ПП, книгу практически идеальную. А здесь... ну не вышло, и все. В 2002 году, среди раздувающейся газом экономики, писать о тотальном бессилии потертых интеллигентных людей в ушанках и драповых пальто можно, конечно... но Пелевин написал «Generation П» в 1999 году, т.е. даже интеллигентные люди (не только те, кто открывает фирмы) имели 3 года, чтобы прочесть и понять, откуда ныне дует ветер и текут подводные течения, да и начать строить лодки под парусом. БНС со своей книгой не просто опоздал, но еще и не заметил своего опоздания. А вера в Выборы (именно так — с большой буквы), в марши никогда-ни-с-чем-несогласных — это уже не в какие двери...

И еще. Стругацкие — большие писатели. Но, как и большинство фантастов, они не вполне самостоятельны в смысле почерка. В конце 50-х они восхитились Хемингуэем, в конце 70-х — Булгаковым... в их текстах всегда можно прочесть, кем и когда они восхищались. Контакты не зачищены! (Позор технической фантастике) Так вот, попытка соответствовать модерновым тенденциям, создавая многослойный, развитый в ширину нелинейный текст а ля Саша Соколов, требует более высокого уровня, чем их уровень. В фантастике, в общем-то, такого уровня нет. Исключение — разве что «Star Maker» Стэплдона, но у него фишка не в качестве литературы (это вообще не литература), а в остроумной придумке, переводящей масштаб единичного героя в масштаб Вселенной. Хорошо, но тогда, м.б., БНС стоило избрать более традиционный и динамичный тип повествования. Хотя, справедливости ради, скажу: получилось на пару порядков выше, чем «Осенние визиты» Лукьяненко.

Оценка: 5
–  [  11  ]  +

Ссылка на сообщение , 20 июня 2011 г.

Читая последний (пока) роман Бориса Натановича, поневоле понимаешь, почему он перестал обращаться к крупной форме. Больше сорока лет работы в соавторстве — не шутка. Ему очень тяжело писать одному, выстраивать линию сюжета, создавать логичную концовку... Роман «Бессильные мира сего», с одной стороны, порадовал, с другой — сильно расстроил.

Почему «бессильные мира сего»? Антитеза «сильным»? Не совсем. Речь идёт о людях, обладающих сверхспособностями — один предсказывает будущее, другой обладает даром исцеления, и так далее. Они сильны — и они бессильны. Бессильны тем, что одиноки, что у них нет ничего более, кроме этих способностей. Они не могут повлиять на окружающий мир, даже постоять друг за друга.

Идея интересная. В роман заложена масса ценных, интересных наблюдений, мыслей, написан он хорошим стилем, но... Он потрясает своей незаконченостью, резким обрывом всех линий. Стержневая идея есть — но она не имеет своего логичного завершения. Есть череда характеров — но конец настолько резкий, что мы не получаем о них должного представления.

Стругацкому очень тяжело писать одному — отсюда и такая оборванная концовка. А очень жаль — идея очень и очень сильная, и слог Бориса Натановича по прежнему прекрасен, хоть и тяжёл. Но причислить «Бессильных...» к лучшим работам Братьев всё-же трудно...

Оценка: 7
–  [  10  ]  +

Ссылка на сообщение , 15 апреля 2010 г.

Только после прочтения узнала почему так отличается от других произведений Стругацких — «Бессильных» написал один Борис.

Наверно так уже сейчас никто не пишет. Даже шмели не просто летают, а «хотят изнасиловать цветок». Это я к тому, что роман живет... Он — настоящий.

Очень хочется поделиться с Вами раной что осталась после романа. Они сумели зацепить и рвануть именно ту рану, что никогда не заживает:

«С этим миром должно случиться что-то загадочное и сакральное. чтобы Человек Воспитанный стал этому миру нужен.»

И так горько от этих слов, и от всего романа, самого лучшего из всего, что я прочитала за последний год как минимум.

И больно.

Нельзя так писать — нужно давать читателю надежду, пусть ложную... А писать так больше никто не умеет.

Романы Стругацких не рассчитаны на однократное прочтение, и значит я буду болеть еще раз этим романом, как минимум.

Но все равно не хочу верить в то, что «мы либо безразличны, либо бессильны«!

Оценка: 10
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение , 11 февраля 2012 г.

"— Голубчики, — сказал Фёдор Симеонович озабоченно, разобравшись в почерках. — Это же проблема Бен Бецалеля. Калиостро же доказал, что она не имеет решения.

— Мы сами знаем, что она не имеет решения, — сказал Хунта, немедленно ощетиниваясь. — Мы хотим знать, как её решать.

— Как-то странно ты рассуждаешь, Кристо… Как же искать решение, когда его нет? Бессмыслица какая-то…

— Извини, Теодор, но это ты очень странно рассуждаешь. Бессмыслица — искать решение, если оно и так есть. Речь идёт о том, как поступать с задачей, которая решения не имеет. Это глубоко принципиальный вопрос…»

Как-то так.

Чем старше становятся АБС (все-таки, и несмотря на БС, и несмотря на «С. Витицкий»...) — тем более неразрешимые задачи они... да. «Перед человечеством встают. Сами встают».

Герои «безразличны», они «сидят либо лежат» и ничего не делают с тем даром, что «отсыпан им, как никому другому»?

А ЧТО такой вот Вадим будет делать ТЕПЕРЬ со своим даром?

Со своим умением «повернуть трубу большого диаметра»?

ТАКОЙ ВОТ? Беспринципный, трепловатый, мелкий аккуратист, потенциальный алкаш, боящийся физической боли до мокрых штанов?

Кто придет к нему с орехоколом в следующий раз? И чего потребует?

И что Вадим сделает? Ради денег или ради собственных пальчиков?

А может, ХОРОШО, что они «безразличны либо бессильны»? Ловелас? Сухарь-математик? Туповатый обыватель-«полиграф»?

Даже Мариша... Много вы можете припомнить детей, вспоминающих своих родителей — великих (или просто...) педагогов — с благодарностью?

А детей, вспоминающих — «она вечно возилась с чужими детьми и забывала про МЕНЯ»?

И еще момент...

Откуда появился Сэнсей?

Кто его сделал таким? Кто дал (или раскрыл) его способности? А?

...Зло, как сила, порождающая добро. Инициирующая добро. Побуждающая добро к совершению. Зло как сила, необходимая для существования добра.

...Это экстраполяция, конечно. Но... Ситуации, характеры, действия, цепочки событий в романе — похожи на правду? Верны, точны, адекватны реальности? Значит, можно попробовать экстраполировать...

И подумать...

И понять, что НЕТ решения, и НЕТ правильного ответа.

«Будах тихо проговорил:

– Тогда, Господи, сотри нас с лица земли и создай заново, более совершенными… или, еще лучше, оставь нас и дай нам идти своей дорогой.

– Сердце мое полно жалости, – медленно сказал Румата.– Я не могу этого сделать.»

...И еще одно, так, на полях. Перечитываю Стругацких — и удивляюсь, как много они угадали...

Оценка: 10
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение , 27 апреля 2010 г.

Помню, что с первого прочтения роман не приняла: видимо, настолько велика была привычка к АБС и тому — именно тому! — стилю, на который невольно и настраивалась. Но после читала еще несколько раз, восхищаясь все больше: и сюжетом, и языком. Великолепная вещь: таков вердикт окончательный.

Тяжелая — да. Глубокая — да. Очень атмосферная. Масса узнаваемых реалий плюс ужасающие реалии возможные.

А вот это, многажды цитируемое, «мы либо безразличны, либо бессильны» — это гениальная формулировка. Страшная — и гениальная своей честностью.

«Бессильных» надо перечитывать; обязательно.

Оценка: 10
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение , 9 ноября 2007 г.

Практически все книги Стругацких написаны для неоднократного чтения. Но «Бессильные мира сего» — просто уникальная вещь в этом отношении. Первое впечатление — интересно, несколько необычно, не все понятно, но здорово... А при прочтениях последующих обнаруживается столько сюжетных линий, лишь слегка приоткрытых, данных намеком или полунамеком. И за каждой — судьба кого-то из героев, страница их очень непростых отношений. Для любителей легкого чтива — не рекомендуется. Сравнить эту вещь не с чем — разве что с «Отягощенными злом» тех же Стругацких — тоже требует чтения неоднократного и вдумчивого.

Оценка: 10
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение , 2 ноября 2015 г.

Роман очень непрост. Но это именно литература, в отличие от множественной макулатуры из попаданцев-боевиков- альтернатив- эльфов второго разряда. Сильнейшая идея о воспитании находит здесь своеобразный финал, заканчивая начатый в «Отягощенных злом» спор. Интересны и экскурсы в прошлое, и диалоги, и многие из героев. Что «царапает» — явно притащенные из 60-х годов экспедиционные впечатления, линейно перенесенные в наши дни, и сомнительная правдоподобность «авторитета» по кличке Аятоллла. Но в остальном — вполне достойно — и тандема мэтров, и самого С. Витицкого. Читать — и перечитывать, вещь!

Оценка: 9
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение , 4 декабря 2014 г.

Не знаю, что точно написать о книге. Возможно, я еще не готов, в силу своей юности, понять всю ее суть, и подоплеку, хотя... Атмосфера 90-ых, абсолютная неопределенность, безысходность, разруха... Было это уже, и не раз. Этот роман я практически никак не запомнил, хотя близкий по строю ему «Поиск предназначения» я запомнил куда лучше. Как в комментарии к нему запомнилась следующая фраза: «У Б.Н. накопилось много идей, чувств и т.д., которые он, кучей и вперемешку, излил на страницы». По-моему, процитировал не совсем точно, но суть понятна.

К сожалению, данная вещь не понравилась, не вдохновила и не оставила после себя чего-то запоминающегося. Все-таки, и в правду, «А.Н. и Б.Н., два их обычных мозга, вместе составляли что-то гораздо более их по отдельности»...

Наверное, стоит прочесть литературоведам, занимающихся творчеством братьев или Б.Н. отдельно.

Оценка: 6
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение , 29 сентября 2010 г.

Скорее понравился. Действительно очень сложный для восприятия роман. Удерживать в голове всю мозаику времен и событий почти невозможно. Откровенно говоря я и не пытался. И не пожалел. Постепенно картинка сама стала складываться. Центральной темой мне показался тема «нового человека».Мы уже не раз сталкивались под разными углами этой идей и у Стругацких: Людены (ВГВ), Мокрецы(ГЛ), Вундеркинды(ГЛ),Чертова дюжина (ДР) и например у Лукьяненко в Дозорах. Только вот теперь «людены» получились уж очень ущербные. Один узконаправленный талант и неспособность приспособится к реалиям жизни.

При этом фон развития событий очень мрачный. Сам сэнсей начинает ассоциироваться с главным героем «Поиск Предназначения» и появляется мысль, что автор проецирует себя на сенсея.

Наиболее поддерживаемой остается тема Вадима и выборов. Информация о таланте Вадима противоречива, то ли он может менять будущее. Толи только предсказывать. И какое будущее связанное с социумом или с погодой тоже. Если попытаться интегрировать известную информацию, то наиболее понятным является мысль, что Вадим может по своему желанию стать равнодействующей силой большего числа факторов (воли миллионов избирателей), или факторов влияющих на погоду.

Очень грамотная развязка с результатами выборов, поддерживающая гипотезу о том, что история устойчива к воздействию на нее любыми способами.

Очень понравилась подборка афоризмов и анекдотов использованная в романе.

Особенно частный случай бритвы Окама (Бритва Хэнлона) «Никогда не приписывайте злонамеренности тому, что вполне может быть объяснено глупостью».

Оценка: 8
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение , 24 декабря 2009 г.

Вульгарная и изощренная ругань. Все персонажи злые, недовольные жизнью. И все ругаются матом. Уголовный жаргон и песни.

«Цитируешь помаленьку? Я скоро по индексу цитирования выйду у вас на первое место.» — чересчур много цитат и не всегда в тему.

Мрачно, угнетающе. Если бы это были ужасы, получилось бы хорошее произведение, так как язык написания все же хорош. А так остался неприятный осадок, как будто в мусоре ковырялся…

Оценка: 6
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение , 22 января 2007 г.

Тяжело, в смысле каждая страница дается очень тяжело; сюжет затянут, занудно, заумно;

Дочитал до конца только из уважения к автору.

Оценка: 5
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение , 20 мая 2017 г.

Наверное, самая печальная и безнадёжная книга, написанная великим Борисом Стругацким ( как из числа совместных с братом Аркадием, так и сольно).

Грустная сага о том, как бессильными и обречёнными на забвение становятся люди, обладающие немалыми способностями, замечательные таланты, могущие (и очень даже в силах) что-то изменить в преступно серой и насквозь фальшивой окружающей жизни. И не умеющие правильно использовать данные таланты.

«Скучно жить на этом свете, господа!» Н. В. Гоголь.

Оценка: 9
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение , 31 марта 2008 г.

Уж слишком тяжеловат Мастер, когда пишет в одиночку. Тягучий неторопливый стиль, безотрадная обстановка... Чернуха, в общем. :glasses:

Оценка: 7
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение , 20 января 2008 г.

»...И все довольны! Никто из нас не жалуется. И не думают даже! Проклятая свинья жизни!»

Сэнсэй и драбанты, вновь тема учеников и наставников. Очень интересно. Я была просто в восторге. Много размышлений на тему человека и его места в жизни. И какая-то непреодолимая грусть в каждой строчке... «Мы либо безразличны, либо бессильны...»

Оценка: 10


Ваш отзыв:

— делает невидимым текст, преждевременно раскрывающий сюжет, разрушающий интригу

  




⇑ Наверх