fantlab ru

Борис Стругацкий «Бессильные мира сего»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.78
Оценок:
692
Моя оценка:
-

подробнее

Бессильные мира сего

Роман, год (год написания: 2002)

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 65
Аннотация:

«Бессильные мира сего» — новый роман С. Витицкого (под этим псевдонимом пишет Борис Стругацкий).

Роман в лучших традициях творчества Стругацких: он не похож ни на что, написанное ими ранее. Он актуален и правдив, хоть и повествует о вещах фантастических… Он блистательно завершает смутное время отечественной фантастики — период поиска, метаний и сомнений…

От «Отягощённых злом» через «Поиск предназначения» к «Бессильным мира сего»!..

Входит в:

— журнал «Полдень, XXI век'01», 2003 г.


Лингвистический анализ текста:


Приблизительно страниц: 249

Активный словарный запас: чуть выше среднего (3024 уникальных слова на 10000 слов текста)

Средняя длина предложения: 64 знака, что гораздо ниже среднего (81)

Доля диалогов в тексте: 31%, что немного ниже среднего (37%)

подробные результаты анализа >>


Награды и премии:


лауреат
Интерпресскон, 2004 // Крупная форма (роман)

лауреат
Русская фантастика, 2004 // Премия "Русская фантастика"

лауреат
Сигма-Ф, 2004 // Крупная форма, романы

лауреат
Филигрань, 2004 // Большая Филигрань

Номинации на премии:


номинант
Странник, 2004 // Крупная форма

номинант
Портал, 2004 // Крупная форма

номинант
Мраморный фавн, 2003 // Роман

номинант
Бронзовая Улитка, 2004 // Крупная форма

номинант
"Сталкер" / Stalker, 2007 // Переводной роман или сборник (Россия)

номинант
РосКон, 2008 // Премия премий

Похожие произведения:

 

 


Бессильные мира сего
2003 г.
Бессильные мира сего
2003 г.
Бессильные мира сего
2003 г.
Собрание сочинений. Том двенадцатый, дополнительный. Бессильные мира сего
2003 г.
Бессильные мира сего
2006 г.
Бессильные мира сего
2006 г.
За миллиард лет до конца света
2008 г.
Собрание сочинений. Том двенадцатый, дополнительный. Бессильные мира сего
2008 г.
Бессильные мира сего
2009 г.
Бессильные мира сего
2017 г.
Поиск предназначения. Бессильные мира сего. Из неопубликованного
2020 г.
Поиск предназначения. Бессильные мира сего. Из неопубликованного
2020 г.
Бессильные мира сего
2020 г.
Полное собрание сочинений в тридцати трех томах. Том 32. 2001—2004. Книга первая
2022 г.

Периодика:

Полдень, XXI век, №1, 2003 год
2003 г.

Самиздат и фэнзины:

Бессильные мира сего
2017 г.

Издания на иностранных языках:

Bezsilni tego świata
2004 г.
(польский)
Bezsilni tego świata
2006 г.
(польский)
Selle ilma väetid
2006 г.
(эстонский)
Die Ohnmächtigen
2007 г.
(немецкий)
Безсилните на този свят
2008 г.
(болгарский)
Bezmocní tohoto světa
2015 г.
(чешский)
Les Inhibés
2016 г.
(французский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  18  ] +

Ссылка на сообщение ,

Довелось читать отзыв М.Золотоносова на этот роман. Отзыв произвел большее впечатление, чем то, чему он посвящался. Отзыв попал в яблочко, роман — нет. Но я о другом. Однажды БНС совершил творческий подвиг, шагнув из родной советской реальности в невнятную постсоветскую и написав ПП, книгу практически идеальную. А здесь... ну не вышло, и все. В 2002 году, среди раздувающейся газом экономики, писать о тотальном бессилии потертых интеллигентных людей в ушанках и драповых пальто можно, конечно... но Пелевин написал «Generation П» в 1999 году, т.е. даже интеллигентные люди (не только те, кто открывает фирмы) имели 3 года, чтобы прочесть и понять, откуда ныне дует ветер и текут подводные течения, да и начать строить лодки под парусом. БНС со своей книгой не просто опоздал, но еще и не заметил своего опоздания. А вера в Выборы (именно так — с большой буквы), в марши никогда-ни-с-чем-несогласных — это уже не в какие двери...

И еще. Стругацкие — большие писатели. Но, как и большинство фантастов, они не вполне самостоятельны в смысле почерка. В конце 50-х они восхитились Хемингуэем, в конце 70-х — Булгаковым... в их текстах всегда можно прочесть, кем и когда они восхищались. Контакты не зачищены! (Позор технической фантастике) Так вот, попытка соответствовать модерновым тенденциям, создавая многослойный, развитый в ширину нелинейный текст а ля Саша Соколов, требует более высокого уровня, чем их уровень. В фантастике, в общем-то, такого уровня нет. Исключение — разве что «Star Maker» Стэплдона, но у него фишка не в качестве литературы (это вообще не литература), а в остроумной придумке, переводящей масштаб единичного героя в масштаб Вселенной. Хорошо, но тогда, м.б., БНС стоило избрать более традиционный и динамичный тип повествования. Хотя, справедливости ради, скажу: получилось на пару порядков выше, чем «Осенние визиты» Лукьяненко.

Оценка: 5
– [  16  ] +

Ссылка на сообщение ,

Читая последний (пока) роман Бориса Натановича, поневоле понимаешь, почему он перестал обращаться к крупной форме. Больше сорока лет работы в соавторстве — не шутка. Ему очень тяжело писать одному, выстраивать линию сюжета, создавать логичную концовку... Роман «Бессильные мира сего», с одной стороны, порадовал, с другой — сильно расстроил.

Почему «бессильные мира сего»? Антитеза «сильным»? Не совсем. Речь идёт о людях, обладающих сверхспособностями — один предсказывает будущее, другой обладает даром исцеления, и так далее. Они сильны — и они бессильны. Бессильны тем, что одиноки, что у них нет ничего более, кроме этих способностей. Они не могут повлиять на окружающий мир, даже постоять друг за друга.

Идея интересная. В роман заложена масса ценных, интересных наблюдений, мыслей, написан он хорошим стилем, но... Он потрясает своей незаконченостью, резким обрывом всех линий. Стержневая идея есть — но она не имеет своего логичного завершения. Есть череда характеров — но конец настолько резкий, что мы не получаем о них должного представления.

Стругацкому очень тяжело писать одному — отсюда и такая оборванная концовка. А очень жаль — идея очень и очень сильная, и слог Бориса Натановича по прежнему прекрасен, хоть и тяжёл. Но причислить «Бессильных...» к лучшим работам Братьев всё-же трудно...

Оценка: 7
– [  13  ] +

Ссылка на сообщение ,

"— Голубчики, — сказал Фёдор Симеонович озабоченно, разобравшись в почерках. — Это же проблема Бен Бецалеля. Калиостро же доказал, что она не имеет решения.

— Мы сами знаем, что она не имеет решения, — сказал Хунта, немедленно ощетиниваясь. — Мы хотим знать, как её решать.

— Как-то странно ты рассуждаешь, Кристо… Как же искать решение, когда его нет? Бессмыслица какая-то…

— Извини, Теодор, но это ты очень странно рассуждаешь. Бессмыслица — искать решение, если оно и так есть. Речь идёт о том, как поступать с задачей, которая решения не имеет. Это глубоко принципиальный вопрос…»

Как-то так.

Чем старше становятся АБС (все-таки, и несмотря на БС, и несмотря на «С. Витицкий»...) — тем более неразрешимые задачи они... да. «Перед человечеством встают. Сами встают».

Герои «безразличны», они «сидят либо лежат» и ничего не делают с тем даром, что «отсыпан им, как никому другому»?

А ЧТО такой вот Вадим будет делать ТЕПЕРЬ со своим даром?

Со своим умением «повернуть трубу большого диаметра»?

ТАКОЙ ВОТ? Беспринципный, трепловатый, мелкий аккуратист, потенциальный алкаш, боящийся физической боли до мокрых штанов?

Кто придет к нему с орехоколом в следующий раз? И чего потребует?

И что Вадим сделает? Ради денег или ради собственных пальчиков?

А может, ХОРОШО, что они «безразличны либо бессильны»? Ловелас? Сухарь-математик? Туповатый обыватель-«полиграф»?

Даже Мариша... Много вы можете припомнить детей, вспоминающих своих родителей — великих (или просто...) педагогов — с благодарностью?

А детей, вспоминающих — «она вечно возилась с чужими детьми и забывала про МЕНЯ»?

И еще момент...

Откуда появился Сэнсей?

Кто его сделал таким? Кто дал (или раскрыл) его способности? А?

...Зло, как сила, порождающая добро. Инициирующая добро. Побуждающая добро к совершению. Зло как сила, необходимая для существования добра.

...Это экстраполяция, конечно. Но... Ситуации, характеры, действия, цепочки событий в романе — похожи на правду? Верны, точны, адекватны реальности? Значит, можно попробовать экстраполировать...

И подумать...

И понять, что НЕТ решения, и НЕТ правильного ответа.

«Будах тихо проговорил:

– Тогда, Господи, сотри нас с лица земли и создай заново, более совершенными… или, еще лучше, оставь нас и дай нам идти своей дорогой.

– Сердце мое полно жалости, – медленно сказал Румата.– Я не могу этого сделать.»

...И еще одно, так, на полях. Перечитываю Стругацких — и удивляюсь, как много они угадали...

Оценка: 10
– [  13  ] +

Ссылка на сообщение ,

Только после прочтения узнала почему так отличается от других произведений Стругацких — «Бессильных» написал один Борис.

Наверно так уже сейчас никто не пишет. Даже шмели не просто летают, а «хотят изнасиловать цветок». Это я к тому, что роман живет... Он — настоящий.

Очень хочется поделиться с Вами раной что осталась после романа. Они сумели зацепить и рвануть именно ту рану, что никогда не заживает:

«С этим миром должно случиться что-то загадочное и сакральное. чтобы Человек Воспитанный стал этому миру нужен.»

И так горько от этих слов, и от всего романа, самого лучшего из всего, что я прочитала за последний год как минимум.

И больно.

Нельзя так писать — нужно давать читателю надежду, пусть ложную... А писать так больше никто не умеет.

Романы Стругацких не рассчитаны на однократное прочтение, и значит я буду болеть еще раз этим романом, как минимум.

Но все равно не хочу верить в то, что «мы либо безразличны, либо бессильны«!

Оценка: 10
– [  12  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Бессильные мира сего» — вышедший в 2003-м году второй роман «Витицкого», получился еще более мрачным, еще более мета-модернистским, еще более «толстым» и еще более поколенческим, чем «Поиск…». И, кажется, гораздо более «личным».

Это история про компанию усталых и разочарованных людей с паранормальными способностями. Могучий гипнотизер, «ходячая энциклопедия», «детектор лжи», гений-математик, повелитель насекомых, «страхоборец», «благоносец» и даже «народный волеизъявитель» — из-за шантажа последнего в связи с грядущими выборами губернатора и раскручивается лихая интрига романа. Всех этих (и еще многих других) уникумов в свое время «открыл» наставник-«сэнсей», тоже человек уникальный, связанным с разработками сталинских военных в области практического бессмертия. У каждого из них есть какой-то Дар, но никто из них толком не может или не хочет его применять, безуспешно ища свое место в жизни.

«Бессильные» — это печальная рефлексия на тему «Полудневского» прогрессорства – в утопии Стругацких одним из важнейших постулатов было: у каждого человека есть свой талант, который необходимо развивать, главное – обнаружить его как можно раньше (во вселенной Полудня для этого существовала целая педагогическая система). Но на рубеже девяностых-нулевых это уже не может считаться панацеей: так, в романе есть персонаж, главный талант которого в том, чтоб, натурально, ненавидеть людей.

Это нелегкое чтение как в физическом (роман перенасыщен скрытыми и явными цитатами в спектре от анекдотов до рекламных слоганов, разбегается борхесовскими «тропками», разрывая нарратив в самых неожиданных местах, причудливо тасует событийный ряд, а время от времени вообще включает дэвид-линческую «психофугу»), так и в духовном смысле – в разочаровании и усталости героев мнится искренняя грусть и горечь самого автора: куда-то не туда мы все направляемся, не к гуманистической Утопии, а вовсе в противоположную сторону.

Но дочитав «Бессильных…» до конца хотя бы единожды, возвращаться к ней тянет снова и снова, где-то там, в калейдоскопических размывах интонаций, в мозаике диалогов и событий, в переплетающихся сумеречных тенях ассоциаций, вновь и вновь ища ответы на самые важные вопросы эпохи.

Оценка: 10
– [  12  ] +

Ссылка на сообщение ,

Помню, что с первого прочтения роман не приняла: видимо, настолько велика была привычка к АБС и тому — именно тому! — стилю, на который невольно и настраивалась. Но после читала еще несколько раз, восхищаясь все больше: и сюжетом, и языком. Великолепная вещь: таков вердикт окончательный.

Тяжелая — да. Глубокая — да. Очень атмосферная. Масса узнаваемых реалий плюс ужасающие реалии возможные.

А вот это, многажды цитируемое, «мы либо безразличны, либо бессильны» — это гениальная формулировка. Страшная — и гениальная своей честностью.

«Бессильных» надо перечитывать; обязательно.

Оценка: 10
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

Удивительно, почему хорошие фантастические романы известны намного меньше, чем всяческая белиберда. Я провел собственный опрос среди знакомых и оказалось, что роман «Бессильные мира сего» почти никто не читал.

Итак о чем роман. О мире настоящих экстрасенсов, не из гламурных телевизионных программ, а из реальной жизни. И совсем не простая их жизнь, поэтому и получаются они «бессильными мира сего». Все охотятся за этими людьми: и спецслужбы, и бандиты, и олигархи.

Здесь и рассказ, как ищут жизнь вечную в секретных лабораториях, как пытаются повлиять на итоги выборов и прочее и прочее, весьма актуальное и в наши дни.

Роман умный и горький . Потому что заставляет человека задумываться о своем месте в этом мире, о своем божественном предназначении. А похоже, что люди этого категорически не хотят. К сожалению...

Моя оценка 10 из 10

Оценка: 10
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

Не знаю, что точно написать о книге. Возможно, я еще не готов, в силу своей юности, понять всю ее суть, и подоплеку, хотя... Атмосфера 90-ых, абсолютная неопределенность, безысходность, разруха... Было это уже, и не раз. Этот роман я практически никак не запомнил, хотя близкий по строю ему «Поиск предназначения» я запомнил куда лучше. Как в комментарии к нему запомнилась следующая фраза: «У Б.Н. накопилось много идей, чувств и т.д., которые он, кучей и вперемешку, излил на страницы». По-моему, процитировал не совсем точно, но суть понятна.

К сожалению, данная вещь не понравилась, не вдохновила и не оставила после себя чего-то запоминающегося. Все-таки, и в правду, «А.Н. и Б.Н., два их обычных мозга, вместе составляли что-то гораздо более их по отдельности»...

Наверное, стоит прочесть литературоведам, занимающихся творчеством братьев или Б.Н. отдельно.

Оценка: 6
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Роман очень непрост. Но это именно литература, в отличие от множественной макулатуры из попаданцев-боевиков- альтернатив- эльфов второго разряда. Сильнейшая идея о воспитании находит здесь своеобразный финал, заканчивая начатый в «Отягощенных злом» спор. Интересны и экскурсы в прошлое, и диалоги, и многие из героев. Что «царапает» — явно притащенные из 60-х годов экспедиционные впечатления, линейно перенесенные в наши дни, и сомнительная правдоподобность «авторитета» по кличке Аятоллла. Но в остальном — вполне достойно — и тандема мэтров, и самого С. Витицкого. Читать — и перечитывать, вещь!

Оценка: 9
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Вульгарная и изощренная ругань. Все персонажи злые, недовольные жизнью. И все ругаются матом. Уголовный жаргон и песни.

«Цитируешь помаленьку? Я скоро по индексу цитирования выйду у вас на первое место.» — чересчур много цитат и не всегда в тему.

Мрачно, угнетающе. Если бы это были ужасы, получилось бы хорошее произведение, так как язык написания все же хорош. А так остался неприятный осадок, как будто в мусоре ковырялся…

Оценка: 6
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Практически все книги Стругацких написаны для неоднократного чтения. Но «Бессильные мира сего» — просто уникальная вещь в этом отношении. Первое впечатление — интересно, несколько необычно, не все понятно, но здорово... А при прочтениях последующих обнаруживается столько сюжетных линий, лишь слегка приоткрытых, данных намеком или полунамеком. И за каждой — судьба кого-то из героев, страница их очень непростых отношений. Для любителей легкого чтива — не рекомендуется. Сравнить эту вещь не с чем — разве что с «Отягощенными злом» тех же Стругацких — тоже требует чтения неоднократного и вдумчивого.

Оценка: 10
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Последнее произведение Стругацких и, увы, наименее понравившееся и запомнившееся. Как это ни печально, но совсем не впечатлило. Много аллюзий на предыдущие поздние произведения: «Дьявол среди людей», «Поиск предназначения» и другие.

Вообще, все поздние творения АБС можно было бы объединить в некий единый цикл, и заглавным произведением можно было бы поставить «Отягощённых злом» — с него, на мой взгляд и начинается особый, финальный этап творчества писателей. Этап преимущественно сольный и, к сожалению, не самый удачный.

Если «Хромую судьбу» вполне заслуженно и правомерно можно назвать романом-итогом, романом-эпилогом, то последующие вещи — это как бы произведения-послесловия, вольные продолжения прошлых идей. Продолжения эти вовсе не следуют логически из предыдущего опыта, это не дальнейшее развитие идеи, а некий вираж в сторону, ответвление далеко не ортодоксальное, а скорее уж парадоксальное, если можно так выразиться. Последние сольные романы обоих братьев («Дьявол» и «Бессильные») читаются вообще с изрядной долей удивления — постоянно ловишь себя на мысли: а действительно ли я читаю именно произведения АБС? Пожалуй, лишь знакомый и богатый стиль, великолепный и интеллигентный юмор свидетельствуют о том, что произведения эти принадлежат перу знаменитых авторов. В остальном же — будто письма с другой планеты.

Я не хочу сказать, что книги эти плохие, вовсе нет. Не хочу сказать это и не уверен, что считаю, что эти книги плохие. На самом деле, в определённом смысле произведения эти очень даже сильные, а кто-то может даже сказать, что — сильнейшие.

Они — не плохие, они просто другие. Из другой эпохи, из другой идеологии, отражение совсем другой, сами понимаете, жизни.

Оценка: 7
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Скорее понравился. Действительно очень сложный для восприятия роман. Удерживать в голове всю мозаику времен и событий почти невозможно. Откровенно говоря я и не пытался. И не пожалел. Постепенно картинка сама стала складываться. Центральной темой мне показался тема «нового человека».Мы уже не раз сталкивались под разными углами этой идей и у Стругацких: Людены (ВГВ), Мокрецы(ГЛ), Вундеркинды(ГЛ),Чертова дюжина (ДР) и например у Лукьяненко в Дозорах. Только вот теперь «людены» получились уж очень ущербные. Один узконаправленный талант и неспособность приспособится к реалиям жизни.

При этом фон развития событий очень мрачный. Сам сэнсей начинает ассоциироваться с главным героем «Поиск Предназначения» и появляется мысль, что автор проецирует себя на сенсея.

Наиболее поддерживаемой остается тема Вадима и выборов. Информация о таланте Вадима противоречива, то ли он может менять будущее. Толи только предсказывать. И какое будущее связанное с социумом или с погодой тоже. Если попытаться интегрировать известную информацию, то наиболее понятным является мысль, что Вадим может по своему желанию стать равнодействующей силой большего числа факторов (воли миллионов избирателей), или факторов влияющих на погоду.

Очень грамотная развязка с результатами выборов, поддерживающая гипотезу о том, что история устойчива к воздействию на нее любыми способами.

Очень понравилась подборка афоризмов и анекдотов использованная в романе.

Особенно частный случай бритвы Окама (Бритва Хэнлона) «Никогда не приписывайте злонамеренности тому, что вполне может быть объяснено глупостью».

Оценка: 8
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Тяжело, в смысле каждая страница дается очень тяжело; сюжет затянут, занудно, заумно;

Дочитал до конца только из уважения к автору.

Оценка: 5
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Сильная вещь, конечно. Почти каждая строчка пропитана каким-то писательским профессионализмом. Замечательный роман. Говорят, самый последний шедевр Бориса Стругацкого. Да-да… показал напоследок мэтр советской литературной фантастики всей отечественной писательской братии, как писать надо, какую литературу можно наворотить могучим русским языком.

Сильная вещь. И самое главное – никакой фантастики. Мистика есть. Но – не настолько, чтобы быть центром, стержнем сюжета. Стержень, центр в этом романе – конечно, сами люди. Это повествование о людях, какие они могут быть гадкими, а иногда – хорошими, иногда – слабыми, а так же – как они, люди, находят в себе силы оставаться людьми…

Опасная книга. Для таких, как я. Потому что такие авторы, как я (графоманы недобитые и дилетанты-писаки), в ходе чтения этого шедевра приходят в неописуемое уныние и говорят самим себе: “Нет, никогда я не стану писателем. Ибо писать книги надо именно так, как Б. Стругацкий написал сей опус, а никак не иначе. Нет во мне – увы! – таланта, не светит мне признание. Так и останусь я на всю жизнь никому неизвестным графоманом…”

Приближаясь к последней точке романа «Бессильные мира сего» Бориса Стругацкого, испытал какое-то чувство грусти. Ах, какое чудесное произведение, думалось мне, и оно – заканчивается. И заканчивается, надо сказать, как мне кажется, на какой-то грустной ноте. Если провести аналогию с музыкой, то этот роман похож на сложный многотематический длительный сюит, например, «Эхо» или «Безумный свет бриллианта» группы Пинк Флойд. Шедевр сей недосказанный, словно несколько страниц не хватает, словно вырезана последняя глава (и будто специально это сделали – “вот вам, читатели, пораскиньте мозгами сами, додумайте!”). А, может, наоборот, всё досказано и рассказано, что можно сказать, просто читать надо было внимательней.

Оценка: 10


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх